Лотал
Археологические остатки дренажной системы туалета в Лотале | |
Расположение | Сарагвала, Гуджарат , Индия |
---|---|
Координаты | 22 ° 31'17 "N 72 ° 14'58" E / 22,52139 ° N 72,24944 ° E |
Тип | Урегулирование |
Область | 7 га (17 акров) [1] |
История | |
Основан | Примерно 2400 г. до н.э. [1] |
Культуры | Цивилизация долины Инда |
События | не известно |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1955–1960 |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Управление | Археологическая служба Индии |
Публичный доступ | Да |

Лотал ( IPA: [loˑt̪ʰəl] ) — одно из самых южных мест древней цивилизации долины Инда , [2] в регионе Бхал индийского штата Гуджарат Расположен . Считается, что строительство города началось около 2200 г. до н.э. [3]
Открытие
[ редактировать ]Археологическая служба Индии (ASI), официальное Индии правительственное агентство по сохранению древних памятников, обнаружила Лотал в 1954 году. Раскопки в Лотале начались 13 февраля 1955 года и продолжались до 19 мая 1960 года.
По данным ASI, возможно, в Лотале был самый ранний известный в мире причал , который соединял город с древним течением реки Сабармати на торговом пути . Этот торговый путь пролегал между хараппскими городами в Синде ( Пакистан ) и полуостровом Саураштра , где окружающая сегодня пустыня Катч была частью Аравийского моря . Однако эта интерпретация была оспорена другими археологами , которые утверждают, что Хуфу гавань на Красном море в Вади-эль-Джарфе ( Египет ) старше и датирует ее строительство периодом между 2580 и 2550 годами до нашей эры. [4] и что Лотал был сравнительно небольшим городом, а «док» представлял собой в первую очередь ирригационную цистерну . [5] [6]
Национальный институт океанографии в Гоа обнаружил фораминиферы (морские микроокаменелости ) и соль, кристаллы гипса в прямоугольной структуре, что ясно указывает на то, что морская вода когда-то заполняла структуру и это определенно была верфь. [7]
В древние времена Лотал был жизненно важным и процветающим торговым центром, торговля бусами , драгоценными камнями и ценными украшениями достигала самых дальних уголков Западной Азии и Африки. Методы и инструменты, которые они впервые применили для изготовления бус и в металлургии, выдержали испытание временем более 4000 лет. [8]
Лотал расположен недалеко от деревни Сарагвала в Дхолка Талука округа Ахмадабад . Он находится в шести километрах к юго-востоку от железнодорожной станции Лотал-Бхурхи на железнодорожной линии Ахмадабад - Бхавнагар . Он также связан всепогодными дорогами с городами Ахмадабад (85 км/53 мили), Бхавнагар, Раджкот и Дхолка . Ближайшие города — Дхолка и Багодара. Возобновив раскопки в 1961 году, археологи раскопали траншеи, прорытые на северном, восточном и западном склонах кургана, обнажив входные каналы и нуллу («овраг» или «овраг»), соединяющие причал с рекой. Находки включают курган , поселок, рыночную площадь и «пристань». Рядом с местами раскопок находится Археологический музей, где Хараппы выставлены некоторые из самых выдающихся коллекций древностей Индии эпохи .
Объект Лотал был номинирован в апреле 2014 года в качестве ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия , и его заявка находится на рассмотрении в предварительном списке ЮНЕСКО. [9] [1]
Археология
[ редактировать ]

Когда Британская Индия была разделена в 1947 году, большинство объектов Инда, включая Мохенджо-Даро и Хараппу , стали частью Пакистана . Археологическая служба Индии приступила к новой программе исследований и раскопок. Многие места были обнаружены на северо-западе Индии. было раскопано более 50 памятников Между 1954 и 1958 годами на полуостровах Катч (в частности, Дхолавира ) и Саураштра , что расширило границы Хараппской цивилизации на 500 километров (310 миль) до реки Ким, где памятник Бхагатрав выходит к долине реки Ким. реки Нармада и Тапти . Лотал находится в 670 километрах (420 милях) от Мохенджо-Даро , который находится в Синде . [10]
Значение слова Лотал (комбинация слов Лот и (s)thal ) на гуджарати — «курган мертвых». В этом нет ничего необычного, поскольку название города Мохенджо-Даро на языке синдхи переводится так же. Жители деревень, соседних с Лоталом, знали о существовании древнего города и человеческих останков. Еще в 1850 году к кургану можно было подплыть на лодках. доставили древесину из Броуча В 1942 году через курган в Сарагвалу. Заиленный ручей, соединяющий современный Бхолад с Лоталом и Сарагвалой, представляет собой древнее русло реки или ручья. [11]
Предполагается, что из-за сравнительно небольших размеров главного города (7 гектаров (17 акров)), [1] Лотал вообще не был большим поселением, а его «пристань», возможно, представляла собой ирригационную цистерну. [12] Однако ASI и другие современные археологи утверждают, что город был частью крупной речной системы на торговом пути древних народов из Синда в Саураштру в Гуджарате. Лотал обладает крупнейшей коллекцией древностей в археологии современной Индии. [13] По сути, это единый культурный объект: здесь представлена хараппская культура во всех ее вариантах. [ нужна ссылка ] Также существовала местная культура слюдяной красной посуды, которая, как полагают, [ ВОЗ? ] автохтонный и дохараппский. [ нужна ссылка ] Выделяют два подпериода хараппской культуры: тот же период (между 2400 и 1900 гг. до н. э.) идентичен буйной культуре Хараппы и Мохенджо-Даро . [ нужна ссылка ]

После того как ядро цивилизации Инда пришло в упадок в Мохенджо-Даро и Хараппе , Лотал, кажется, не только выжил, но и процветал в течение многих лет. [ нужна ссылка ] Его постоянные угрозы – тропические штормы и наводнения – вызвали огромные разрушения, которые дестабилизировали культуру и в конечном итоге привели к ее гибели. Топографический анализ также показывает признаки того, что примерно в момент своего упадка регион страдал от засушливости или ослабления муссонных дождей. Таким образом, причиной закрытия города могли быть изменения климата , а также стихийные бедствия, о чем свидетельствуют магнитные записи окружающей среды. [14] Лотал основан на холме, который представлял собой солончак, затопленный приливом. Дистанционное зондирование и топографические исследования, опубликованные индийскими учеными в Журнале Союза индийских геофизиков в 2004 году, выявили древнюю извилистую реку, прилегающую к Лоталу, длиной 30 километров (19 миль), согласно спутниковым снимкам - древнее продолжение северного русла реки. Русло притока реки Бхогаво. Небольшая ширина русла (10–300 м или 33–984 фута) по сравнению с нижним течением (1,2–1,6 км или 0,75–0,99 мили) предполагает наличие сильного приливного влияния на город - приливные воды проникали до и за пределы города. город. подходящим источником пресной воды . Верхние части этой реки служили для жителей [14]
Градостроительство
[ редактировать ]Наводнение разрушило фундаменты деревень и поселений ( ок. 2350 г. до н. э. ). Хараппцы, базирующиеся вокруг Лотала и Синда, воспользовались этой возможностью, чтобы расширить свое поселение и создать запланированный поселок по образцу более крупных городов в долине Инда. [15] Планировщики Лотала взяли на себя обязательство защитить территорию от постоянных наводнений. Город был разделен на блоки из платформ из высушенного на солнце кирпича высотой 1–2 м (3–6 футов), каждый из которых обслуживал 20–30 домов с толстыми глинобитными и кирпичными стенами. Город был разделен на цитадель или акрополь и нижний город. Правители города жили в акрополе, где были дома с мощеными платформами для купания, подземными и поверхностными водостоками (построенными из обожженного кирпича) и колодцами с питьевой водой. В акрополе также находился городской склад со спуском к бассейну на восточном фланге города. Нижний город был разделен на два сектора. Магистральная улица с севера на юг была основным торговым районом. Его окружали лавки богатых и простых купцов и ремесленников. Жилой район располагался по обе стороны рынка. Нижний город также периодически расширялся в годы процветания Лотала. [ нужна ссылка ]

Все конструкции были построены из высушенного огнем кирпича, извести и песчаного раствора, а не из высушенного на солнце кирпича, поскольку кирпичи все еще неповреждены спустя 4000 лет и все еще скреплены друг с другом растворной связкой. [16]
Экономика и городская культура
[ редактировать ]

Единая организация города и его учреждений свидетельствует о том, что хараппцы были очень дисциплинированными людьми. [17] Торговые и административные обязанности выполнялись в соответствии с установленными стандартами. Муниципальная администрация была строгой: ширина большинства улиц долгое время оставалась неизменной, никаких посягательств на постройки не строилось. У домохозяев были отстойники или камеры для сбора твердых отходов, чтобы предотвратить засорение городских сточных вод. Водостоки, люки и выгребные ямы сбрасывали отходы в реку, которые смывали во время прилива, поддерживая чистоту города. Был создан новый провинциальный стиль хараппского искусства и живописи. Новые подходы включали реалистичное изображение животных в их естественной среде обитания. Металлические изделия, золото, украшения и со вкусом украшенные украшения свидетельствуют о культуре и процветании народа Лотала.
Большая часть их оборудования: металлические инструменты, гири, меры, печати, глиняная посуда и украшения имела единый стандарт и качество, встречающееся во всей цивилизации Инда. Лотал был крупным торговым центром, массово импортировавшим [ нужна ссылка ] сырье, такое как медь, кремень и полудрагоценные камни из Мохенджо-Даро и Хараппы , и массово распределяется по внутренним деревням и городам. Здесь также производилось большое количество бронзовых кельтов , рыболовных крючков, долот, копий и украшений. Лотал экспортировал свои бусы, драгоценные камни, слоновую кость и ракушки. Производство каменных клинков удовлетворяло внутренние потребности: мелкий кремень импортировался из долины Ларкана или из Биджапура в современной Карнатаке . Бхагатрав поставлял полудрагоценные камни, а чанковые раковины доставлялись из Дхолавиры и Бет Дварки . Интенсивная торговая сеть дала жителям большое процветание. [ нужна ссылка ] Сеть простиралась через границы с Египтом , Бахрейном и Шумером . [18] Одним из свидетельств торговли на Лотале является обнаружение типичных тюленей Персидского залива - круглой пуговицы. [19]
Архитектурное развитие
[ редактировать ]
Хотя более широкие дебаты о конце цивилизации Инда продолжаются, археологические данные, собранные ASI, похоже, указывают на природные катастрофы, в частности наводнения и штормы, как на источник падения Лотала. Мощное наводнение затопило город и разрушило большую часть домов, сильно повредив стены и платформы. Акрополь был снесен (2000–1900 гг. До н. э.), на нем жили обычные торговцы и недавно построенные импровизированные дома. Худшим последствием стало изменение течения реки, отрезавшее доступ кораблям и причалу. [20] Люди построили новый, но неглубокий залив, чтобы соединить проточный канал с причалом для затопления в бассейн небольших судов. Большие корабли были пришвартованы. [ нужна ссылка ] Дома были восстановлены, но без удаления остатков паводка, что сделало их некачественными и подверженными дальнейшему повреждению. Общественные стоки были заменены емкостями для отмачивания. Горожане не стали предпринимать посягательств и отстроили общественные бани. Однако из-за плохо организованного правительства и отсутствия внешнего агентства или центрального правительства общественные сооружения невозможно было должным образом ремонтировать или обслуживать. Сильно поврежденный склад так и не был отремонтирован должным образом, а запасы хранились под деревянными навесами, подвергаясь наводнениям и пожарам. Экономика города претерпела изменения. [ нужна ссылка ] Объемы торговли значительно сократились, хотя и не катастрофически, а ресурсы стали доступны в меньших количествах. [ нужна ссылка ] Независимые предприятия рухнули, что позволило развиться системе фабрик, ориентированной на торговцев, где сотни мастеров работали на одного и того же поставщика и финансиста. [ нужна ссылка ] На бисерной фабрике было десять жилых комнат и большой рабочий двор. В мастерской медника было пять печей и мощеные раковины, что позволяло работать нескольким мастерам. [21]
Снижение благосостояния города, нехватка ресурсов и плохое управление усугубили горе людей, страдающих от постоянных наводнений и ураганов. [ нужна ссылка ] Повышенная засоленность почвы сделала землю непригодной для жизни, в том числе сельскохозяйственных культур. [ нужна ссылка ] Об этом свидетельствуют соседние города Рангпур , Рожди , Рупар и Хараппа в Пенджабе , Мохенджо-Даро и Чанхударо в Синде . Мощное наводнение ( ок. 1900 г. до н. э. ) одним махом полностью разрушило пришедший в упадок поселок. Археологический анализ показывает, что бассейн и причал были засыпаны илом и мусором, а здания сровнены с землей. Наводнение затронуло весь регион Саураштра, Синд и южный Гуджарат , а также затронуло верховья Инда и Сатледжа , где были смыты десятки деревень и поселков. Население бежало во внутренние районы. [22]

Поздняя хараппская культура
[ редактировать ]
Археологические данные показывают, что это место продолжало быть заселенным, хотя и гораздо меньшим населением, лишенным городского влияния. Те немногие люди, которые вернулись на Лотал, не смогли восстановить и отремонтировать свой город, но, как ни странно, продолжили оставаться и сохранили религиозные традиции. [ нужна ссылка ] живущие в плохо построенных домах и тростниковых хижинах. О том, что это были хараппские народы, свидетельствуют анализы их останков на кладбище. Хотя торговля и ресурсы города почти полностью исчезли, люди сохранили несколько хараппских письменных обычаев. [ нужна ссылка ] гончарные изделия и посуда. Примерно в это же время археологи ASI фиксируют массовое движение беженцев из Пенджаба и Синда в Саураштру и в долину Сарасвати (1900–1700 гг. до н.э.). [23] Сотни плохо оборудованных поселений приписывают этому народу поздние хараппцы, полностью деурбанизированную культуру, характеризующуюся ростом неграмотности, [ нужна ссылка ] менее сложная экономика, простое управление и бедность. [ нужна ссылка ] Хотя тюлени Инда вышли из употребления, система весов с 8,573 грамма (0,3024 унции эвердупуа)
Наука и техника
[ редактировать ]
Найденный толстый кольцеобразный объект-ракушка с четырьмя прорезями на двух краях каждая служил компасом для измерения углов на плоских поверхностях, таких как выравнивание жилых домов, дорог или топографических съемок. С.Р. Рао также предположил, что он мог функционировать как инструмент для измерения углов и, возможно, положения звезд и, следовательно, для навигации, подобно секстанту. [24] Лотал предлагает одну из трех интегрированных и линейных шкал измерения (другие можно найти в Хараппе и Мохенджо-Даро). Весы из слоновой кости из Лотала имеют наименьшее из известных десятичных делений в цивилизации Инда. Шкала имеет толщину 6 миллиметров (0,2 дюйма), ширину 15 мм (0,59 дюйма) и доступную длину 128 мм (5,0 дюйма), но на 46 мм (1,8 дюйма) видны только 27 делений, причем расстояние между линиями деления составляет 1,70 мм (0,067 дюйма) (маленький размер указывает на использование для тонких целей). Сумма десяти градаций Лотала приблизительно соответствует ангулы в Арташастре . [25] Мастера Лотала позаботились о долговечности и точности каменных гирь, притупляя края перед полировкой. [26]
Для своей знаменитой дренажной системы инженеры Lothal предусмотрели изогнутые крыши и фартук из обожженного кирпича над кирпичной поверхностью платформы, где канализация входила в выгребную яму. Деревянные сетки, вставленные в пазы боковых стенок водостоков, задерживали твердые отходы. Колодец построен из радиальных кирпичей, диаметром 2,4 метра (7,9 фута) и глубиной 6,7 метра (22 фута). Здесь была безупречная сеть подземных стоков, иловых камер и выгребных ям, а также смотровых камер для твердых отходов. Протяженность водостоков дала археологам множество подсказок относительно планировки улиц, организации жилищ и бань. В среднем главный канализационный коллектор имеет глубину 20–46 см (7,9–18,1 дюйма) и внешние размеры 86 × 68 × 33 см (34 × 27 × 13 дюймов). Кирпичные производители Лотала использовали логический подход при производстве кирпича, уделяя особое внимание толщине конструкций. Они использовались в качестве жаток и подрамников в одном и чередующихся слоях. По оценкам археологов, в большинстве случаев кирпичи имели соотношение 1:0,5:0,25 с трех сторон, а размеры были целыми кратными крупным делениям шкалы Лотала 25 мм (0,98 дюйма). [27]
Религия
[ редактировать ]
Жители Лотала поклонялись богу огня, который, как предполагают, был рогатым божеством, изображенным на печатях. Наличие частных и общественных огненных алтарей, где проводились религиозные церемонии, еще раз свидетельствует об их духовных верованиях. Археологи обнаружили золотые подвески, обугленный пепел терракотовых лепешек и глиняной посуды, бычьи останки, бусы и другие знаки, которые могут указывать на практику жертвоприношения Гавамаяна, связанную с древней ведической религией . [28] Также зафиксировано поклонение животным, но не поклонение Богине -Матери , которое наблюдается в других хараппских городах — эксперты считают это признаком существования разнообразия религиозных традиций. Однако считается, что поклонялись морской богине, возможно, родственной богине-матери эпохи Инда. Сегодня местные жители также поклоняются морской богине Ванувати Сикотаримате , что предполагает связь с традициями древнего порта и историческим прошлым как доступ к морю. [29] [30] Но археологи также обнаружили, что к 2000 году до нашей эры от этой практики отказались (что определяется разницей во времени захоронения останков , датированных радиоуглеродом ). Предполагается, что такая практика имела место лишь от случая к случаю. Также считается, что, учитывая небольшое количество обнаруженных могил — всего 17 при примерном населении в 15 000 человек — жители Лотала также практиковали кремацию умерших. Захоронения после кремации были отмечены в других местах Инда, таких как Хараппа, Мехи и Дамб-Бхути. [31]
Металлургия и ювелирное дело
[ редактировать ]
Медь Лотала необычайно чистая, в ней отсутствует мышьяк, который обычно используется медниками в остальной части долины Инда. Город импортировал слитки из вероятных источников на Аравийском полуострове. Рабочие смешивали олово с медью для изготовления кельтов , наконечников стрел, рыболовных крючков, долот, браслетов, колец, сверл и наконечников копий, хотя производство оружия было незначительным. Они также использовали передовую металлургию, следуя технике литья cire perdue , и использовали более чем цельные формы для отливки птиц и животных. [32] Они также изобрели новые инструменты, такие как изогнутые пилы и спиральные сверла, неизвестные другим цивилизациям того времени. [33]
Лотал был одним из наиболее важных центров производства ракушек из-за обилия ракушек высокого качества, найденных в заливе Кач и у побережья Катиавара . [32] Игроки, четки, сосуды для мазей , ракушки , ковши и инкрустации изготавливались на экспорт и для местного потребления. Компоненты струнных музыкальных инструментов, таких как плектр и бридж, изготавливались из ракушек. [34] Мастерская по изготовлению слоновой кости работала под строгим официальным надзором, и предлагалось приручить слонов. При раскопках были найдены печать из слоновой кости, а также распилы для шкатулок, гребней, стержней, вкладышей и сережек. [34] Лотал произвел большое количество золотых украшений. Самым привлекательным изделием были золотые микробусины в пяти нитях в ожерельях, уникальные по размеру менее 0,25 миллиметра (0,010 дюйма) в диаметре. Цилиндрические, шаровидные и яшмовые золотые бусины с краями под прямым углом напоминают современные подвески, используемые женщинами Гуджарата в косах. Большой диск с отверстиями, найденный на жертвенном алтаре, сравнивают с рукмой , которую носят ведические жрецы. На Лотале были популярны шпильки, зубчатые колеса и украшения в форме сердечек из фаянса и стеатита . Кольцо из тонкой медной проволоки, свернутой в двойные спирали, напоминает кольца из золотой проволоки, которые современные индусы используют для свадеб. [35]
Искусство
[ редактировать ]

Обнаружение травленых бус из сердолика и нетравленных бочкообразных бус в Кише и Уре (современный Ирак ), Джелалабаде ( Афганистан ) и Сузах ( Иран ) свидетельствует о популярности индуистской бисерной промышленности в Западной Азии. [36] Гранильщики отбирают камни самых разных цветов, изготавливая бусины разных форм и размеров. Методы изготовления бус Лотала были настолько продвинуты, что за 4000 лет не было отмечено никаких улучшений - современные мастера в районе Хамбхата следуют той же технике. с двойными ушками Бусы из агата с воротником или золотым колпачком , бусины из яшмы и бусины из сердолика относятся к числу уникальных бус из Лотала. Он был очень известен микроцилиндрическими шариками из стеатита (хлорита). [35] При раскопках Лотала было обнаружено 213 печатей, что является третьим по объему среди всех стоянок Инда. Охотники за тюленями предпочитали для гравюр короткорогих быков, горных козлов, тигров и сложных животных, таких как слон-бык. Почти на каждой печати имеется короткая надпись глубокой печатью . Штемпельные печати с вставленными в перфорированную пуговицу медными кольцами использовались для опечатывания груза с оттисками упаковочных материалов — циновок, крученой ткани, шнуров. Эти печати проверялись только на Лотале. На товарах ставились количественные характеристики наряду с печатями правителей и владельцев. Здесь найдена уникальная печать из Бахрейна — круглая, с изображением дракона в окружении прыгающих газелей. [37]
Лотал предлагает два новых типа керамики: выпуклую чашу с шипованной ручкой или без нее и небольшой кувшин с расширяющимся краем, оба из которых были найдены в период слюдяной красной посуды, а не в современных культурах Инда. Художники Лотала представили новую форму реалистической живописи. [38] Картины изображают животных в их естественной среде обитания. На одном большом сосуде художник изображает птиц с рыбой в клюве, отдыхающих на дереве, а внизу стоит лисьеподобное животное. Эта сцена имеет сходство с историей о Лисе и Вороне в Панчатантре . [39] Художественное воображение предполагает и тщательное изображение — например, несколько птиц с поднятыми в небо ногами предполагают полет, а полураскрытые крылья — скорый полет. На миниатюрном кувшине изображена история жаждущих вороны и оленя – о том, как олень не мог пить из узкого горла кувшина, а вороне это удавалось, роняя в кувшин камни. Черты животных четкие и изящные. Движения и эмоции определяются расположением конечностей и черт лица в банке размером 15 × 5 см (5,9 × 2,0 дюйма) без переполнения. [39]
В Лотале был найден полный набор терракотовых игроков — фигурки животных, пирамиды с ручками из слоновой кости и предметы, похожие на замки (похожие на шахматы царицы Хатшепсут в Египте). [40] Реалистичное изображение людей и животных предполагает тщательное изучение анатомических и природных особенностей. Бюст мужчины с разрезом глаз, острым носом и квадратной бородой напоминает шумерские фигуры, особенно каменные изваяния из Мари . В изображениях мужчин и женщин мышечные и физические черты резкие, заметно выраженные. Терракотовые модели также определяют различия между породами собак и быков, в том числе лошадей. [41] Фигурки животных с колесиками и подвижной головой, возможно, использовались в качестве игрушек.
Выращивание и диета
[ редактировать ]Рис был основной пищевой культурой, но в Лотале также был популярен раги, джовар. В рацион также входили различные виды чечевицы. Кости многих животных, включая домашних и диких, свидетельствуют о широкой пищевой культуре. [42]
Раскопанный Лотал
[ редактировать ]
На плане высота Лотала составляет 285 метров (935 футов) с севера на юг и 228 метров (748 футов) с востока на запад. На пике своего существования он занимал более широкую территорию, поскольку останки были найдены в 300 метрах (980 футов) к югу от кургана. Из-за хрупкости необожженного кирпича и частых наводнений надстройки всех зданий отступили. Однако видны карликовые стены, платформы, два колодца, водостоки и мощеные площадки для купания. [18] Стены дока также сохранились после великого потопа (около 1900 г. до н.э.) благодаря суглинку, отложившемуся в результате постоянных наводнений. Эрозия и разграбление кирпича являются причиной отсутствия высоких стен, а также древней нуллы , водозаборного канала и русла реки. Рядом со складом видна поврежденная наводнением периферийная стена из сырцового кирпича. Остатки канализации север-юг представляют собой обожженные кирпичи в выгребной яме. Также видны кубические блоки склада на высокой платформе. [18]
ASI засыпало периферийные стены, пристань и многие дома ранней стадии строительства землей для защиты от природных явлений, но, тем не менее, весь археологический объект испытывает серьезные опасения по поводу его необходимой сохранности. [43] Попадание солености и длительное воздействие дождя и солнца постепенно разъедают остатки участка. Сильный дождь в регионе повредил остатки высушенных на солнце построек из сырцового кирпича. Застоявшаяся дождевая вода покрыла кирпичную и глиняную конструкцию слоями мха. Из-за заиления осадка верфи уменьшилась на 3–4 метра (9,8–13,1 фута), а соляные отложения разрушают кирпичи. Чиновники обвиняют в засолении капиллярное действие и отмечают, что появляются трещины и ослабевает фундамент, хотя восстановительные работы медленно продвигаются. [44]
Верфь
[ редактировать ]Трапециевидное строение из обожженного кирпича расположено на востоке города, вдали от основного русла реки, чтобы избежать отложения ила. Длина с севера на юг составляет в среднем 215 метров (705 футов), а ширина с востока на запад - 35 метров (115 футов). [45] На севере сооружения сохранились водозабор шириной примерно 7 метров (23 фута) и глубиной 0,9 метра (3,0 фута), а также квадратный шлюзовой затвор или водосброс площадью 1 метр (3,3 фута), который, по-видимому, мог быть перекрыт деревянной плотиной. ворота, находятся на южной стороне сооружения. [5] Когда в 2000 году до нашей эры река изменила свое русло, к новому руслу реки был прорыт канал шириной примерно 7 метров (23 фута) и длиной 2 километра (1,2 мили). [45]
Передвижению грузов способствовал из сырцового кирпича причал длиной 220 метров (720 футов), построенный на западном рукаве дока, с пандусом, ведущим к складу и акрополю, построенный на утрамбованной глиняной платформе, первоначальная длина которого составляла 4,26 метра (14,0 футов). ) по высоте (сейчас она составляет 3,35 метра или 11,0 фут.) на юго-западном склоне котловины. [46] Первоначально склад был построен из шестидесяти четырех кубических блоков площадью 3,6 метра (12 футов) с проходами длиной 1,2 метра (3,9 фута) и опирался на подиум из сырцового кирпича высотой 3,5 метра (11 футов). Постамент был очень высоким, чтобы обеспечить максимальную защиту от наводнений. Вентиляционными отверстиями служили вымощенные кирпичом переходы между блоками, а для облегчения погрузки к причалу вела прямая рампа. Склад располагался недалеко от акрополя, чтобы обеспечить строгий надзор со стороны правящих властей. Несмотря на тщательно продуманные меры предосторожности, сильные наводнения, которые привели к упадку города, разрушили все, кроме двенадцати кварталов, которые стали импровизированным складом. [47]
Идентификация Рао бассейна как причала была оспорена Лешником в 1968 году, а затем Юлом в 1982 году. [48] [12] который предложил альтернативную оценку этого объекта как прежде всего ирригационного резервуара. По их оценке, размеры «входа» недостаточно велики, чтобы вместить осадку океанских судов, и приходится использовать суда внутреннего плавания для переправки товаров на океанские суда, созданные в других местах. Выявление всего двух колодцев в городе, одного на южной окраине дока, а другого на акрополе, также было предложено для поддержки альтернативного основного назначения: резервуара для орошения овощей на прилегающих полях и места для купания. и причал для разгрузки речных судов. [5] [12]
Национальный институт океанографии в Гоа обнаружил фораминиферы (морские микроокаменелости) и соль, кристаллы гипса (в результате испарения морской воды) в прямоугольной структуре, что ясно указывает на то, что морская вода когда-то заполняла структуру, хотя Лешник утверждал, что они могли остаться в результате наводнений. . [5] [7]
Назначение пяти каменных гирь, найденных вокруг бассейна, относительно того, были ли они якорями или гирями Шадуфа, также обсуждалось, как и источник устьевых раковин из дока. [49] [50] 5 терракотовых моделей лодок и круглая печать Персидского залива из Бахрейна. [51]
Предполагается, что инженеры Лотала изучали приливные движения и их влияние на кирпичные конструкции, поскольку стены сделаны из обожженного в печи кирпича. Эти знания также позволили им в первую очередь выбрать местоположение Лотала, поскольку в заливе Хамбхат самая высокая амплитуда приливов и корабли могут быть затоплены приливами в устье реки.
Главный вход имеет ширину 12,8 метра (42 фута), еще один расположен на противоположной стороне. Чтобы противостоять напору воды, на внешних поверхностях стен были предусмотрены выступы. Во время прилива поток воды высотой 2,1–2,4 метра (6,9–7,9 футов) позволил бы кораблям войти. Был предусмотрен слив избыточной воды через выпускной канал шириной 96,5 метра (317 футов) и высотой 1,7 метра (5,6 фута) в южном рукаве.
Напротив склада находилось важное общественное здание, надстройка которого полностью исчезла. За это время городу пришлось пережить множество наводнений и ураганов. Доки и периферийные стены города содержались в хорошем состоянии. [ нужна ссылка ] Ревностное восстановление города обеспечило рост и процветание торговли. [ нужна ссылка ] Однако с ростом благосостояния люди Лотала не смогли содержать в порядке свои стены и доки, возможно, из-за чрезмерной уверенности в своих системах. Наводнение умеренной интенсивности в 2050 году до нашей эры выявило некоторые серьезные недостатки в конструкции, но проблемы не были решены должным образом. [18]
Акрополь и нижний город
[ редактировать ]
Центр города Акрополь был политическим и торговым центром Лотала, его размеры составляли 127,4 метра (418 футов) с востока на запад и 60,9 метра (200 футов) с севера на юг. Было три улицы и два переулка, идущие с востока на запад, и две улицы, идущие с севера на юг. Четыре стороны прямоугольной платформы, на которой были построены дома, образованы конструкциями из сырцового кирпича толщиной 12,2–24,4 метра (40–80 футов) и высотой 2,1–3,6 метра (6,9–11,8 футов). [52] Выявленные площадки для купания расположены на территории акрополя, причем часть преимущественно двухкомнатных домов с открытыми дворами. Кирпичи, использованные для мощения платформ для купания, были отполированы, чтобы предотвратить просачивание. Тротуары были оштукатурены известью, а края тонких стен были обшиты деревянными панелями. Резиденция правителя имела площадь 43,92 квадратных метра (472,8 квадратных футов) и имела платформу для купания площадью 1,8 квадратных метра (19 квадратных футов) с примыкающим к ней приземистым туалетом , который также был соединен с внешним стоком, ведущим в причал. Рынок нижнего города находился на главной улице с севера на юг, шириной 6–8 метров (20–26 футов). По обеим сторонам улицы прямыми рядами построены жилые дома и мастерские, хотя кирпичные водостоки и дома раннего периода теперь исчезли. Улица сохраняла одинаковую ширину и не подвергалась посягательствам в периоды восстановления после наводнений. Здесь расположены многочисленные двухкомнатные мастерские и рабочие места медников и кузнецов. [53]
Бисерная фабрика, выполняющая очень важную хозяйственную функцию, имеет центральный двор, одиннадцать помещений, склад и гауптвахту. Имеется шлакоотвал, а также двухкамерная круглая печь с топками для подачи топлива. Четыре дымохода соединены между собой: верхняя камера и кочегарка. Глиняная штукатурка полов и стен остекловывается из-за сильного нагрева во время работы. Обнаружены остатки сырья, такого как тростник, коровий навоз, опилки и агат, что дает археологам представление о том, как работала печь. [54] К заводу обращено большое здание из сырцового кирпича, значимость которого подчеркивается планом. Четыре большие комнаты и холл общими размерами 17,1 на 12,8 метра (56 × 42 фута). Зал имеет большой дверной проем и фальшпол в южном углу здания.
Торговля
[ редактировать ]Возможно, существовал прибрежный маршрут, соединяющий такие места, как Лотал и Дхолавира, с Суткаган Дором на побережье Макрана. [55] Лотал также имел торговые отношения с шумерской цивилизацией . [56]
См. также
[ редактировать ]- Список мест цивилизации долины Инда
- Бхагатрав , небольшой порт
- Рангпур, Гуджарат , морской порт.
- Комплекс национального морского наследия , строящийся туристический комплекс недалеко от Лотала.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Археологические руины портового города Хараппы, Лотал» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Где начинается история?» . 19 октября 2017 г.
- ^ Кульке, Герман (2004). История Индии . Рутледж. п. 25. ISBN 9780415329200 .
- ^ «Первый в мире порт обнаружен в Красном море» . www.hic-mena.org . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лешник, Лоуренс С. (1968). «Хараппский «порт» в Лотале: другой взгляд» . Американский антрополог . 70 (5): 911–922. дои : 10.1525/aa.1968.70.5.02a00070 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 669756 .
- ^ Лешник, «Хараппский порт в Лотале»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фораминиферы как дополнительный инструмент археологов – Примеры Аравийского моря» . 25 сентября 2015 г.
- ^ «Раскопки – Важно – Гуджарат» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ https://whc.unesco.org/en/tentativelists/5918/ , ЮНЕСКО.
- ^ Роберт В. Брэднок, Анил Мулчандани (2001). Справочник по Раджастану и Гуджарату: Путеводитель (PHP) . Путеводители по следам. п. 276. ИСБН 1-900949-92-Х . Проверено 26 октября 2006 г.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 2–3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лешник, Лоуренс С. (1968). «Хараппский «порт» в Лотале: другой взгляд». Американский антрополог . 70 (5): 911–922. дои : 10.1525/aa.1968.70.5.02a00070 . JSTOR 669756 .
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 30–31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хадкикар; и др. (2004). «Палеосреда вокруг Лотала» (PDF) . Журнал Индийского геофизического союза (Том 8, № 1).
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 6.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 25 апреля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 11–17.
- ^ Бриджит , Ф. Рэймонд Олчин , Расцвет цивилизации в Индии и Пакистане , с. 187
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 12.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 13.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 13–14.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 13–15.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 40–41.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 39–40.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 39.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 41.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 43–45.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 2.
- ^ «Индия» . Британская энциклопедия . Премиум-сервис Британской энциклопедии. 2006 год . Проверено 6 апреля 2006 г.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 42.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 41–42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 33–34.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 31–33.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 35–36.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 45–47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 46.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 47–48.
- ^ «Места раскопок в Гуджарате - Археологическая служба Индии» . asi.nic.in. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 1 июня 2018 г.
- ^ Ачая, КТ (2003). История нашей еды . Университетская пресса. стр. 12–13. ISBN 978-81-7371-293-7 .
- ^ «Древний Лотал разрушается под современным пренебрежением» . Индийский экспресс . Индия. 14 декабря 1998 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2003 г.
- ^ Джаньяла Шринивас. «Хараппский курган нуждается в поцелуе жизни» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Проверено 27 октября 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 28–29.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 7–8.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 17–18.
- ^ | название = Лотал| издатель = CH Beck | автор = Пол Юл | страниц = 31| год = 1982
- ^ «Каменные якоря Индии: находки, классификация и значение» . Январь 2014.
- ^ «Обзор индийской археологии 1961–1962 годов» (PDF) .
- ^ «Судоходство и морская торговля народов Инда» . Журнал «Экспедиция». 1965.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 19–21.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . стр. 23–24.
- ^ С.Р. Рао (1985). Лотал . Археологическая служба Индии . п. 23.
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Нью-Дели: Pearson Education. п. 167. ИСБН 9788131711200 .
- ^ Ачая, КТ (2003). История нашей еды . Университетская пресса. п. 15. ISBN 978-81-7371-293-7 .
Городское планирование Хараппы » (издано в «Уттар-Прадеше» в ноябре 1961 г.).
- С.Р. Рао , Лотал (опубликовано генеральным директором Археологической службы Индии , 1985 г.)
- А. С. Хадикар, Н. Басавиа, Т. К. Гундурао и К. Раджшекхар Палеосреда вокруг хараппского порта Лотал, Гуджарат, западная Индия, в Журнале Индийского союза геофизиков (2004 г.)
- Лоуренс С. Лешник, Хараппский «порт» в Лотале: другой взгляд американского антрополога, новая серия, том. 70, № 5 (октябрь 1968 г.), стр. 911–922.
- Роберт Брэднок, Справочник по Раджастану и Гуджарату: Путеводитель ISBN 1-900949-92-Х
- С.Р. Рао, Лотал и цивилизация Инда ISBN 0-210-22278-6
- С.Р. Рао, Лотал: Хараппский портовый город (1955–1962) (Мемуары археологической службы Индии) ASIN: B0006E4EAC
- Пол Юл, Лотал. Город хараппской культуры на северо-западе Индии . Материалы по общей и сравнительной археологии 9, Мюнхен, 1982 = Материалы AVA, ISBN 3406090583
- Сэр Джон Маршалл, Мохенджо-Даро и цивилизация Инда I – III (1932)
- Деннис Френес и Маурицио Този Лоталские печати: записи из города цивилизации Инда на восточном конце морских торговых путей через Аравийское море , в М. Перне (ред.), Studi in Onore di Enrica Fiandra. Contributi diarcheologia egea e vicinorientale, Неаполь, 2005 г., стр. 65–103.
- С. П. Гупта (редактор), «Потерянный Сарасвати и цивилизация Инда» (1995), Кусуманджали Пракашан, Джодхпур
- Джонатан Марк Кенойер , Древние города цивилизации долины Инда (1998) Oxford University Press , ISBN 0-19-577940-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лотал
- Прогулка по Лоталу
- Хронология древних цивилизаций
- Хараппская цивилизация
- Индские артефакты
- Тайник с отпечатками тюленей, обнаруженный в Западной Индии, предлагает удивительные новые доказательства культурной сложности малоизвестной культуры Ахар-банас, около 3000-1500 гг. до н.э.
- «Цивилизация Сарасвати-Синдху» . Архивировано из оригинала 1 января 2007 года.
- Коллекция изображений
- Археологические памятники в Гуджарате
- Бывшие населенные пункты Индии
- Индийский океан
- Объекты цивилизации долины Инда
- Портовые города Индии
- История Гуджарата
- Археологические открытия 1954 года.
- Заведения IV тысячелетия до н.э.
- Туристические достопримечательности в районе Ахмедабад
- Памятники национального значения в Гуджарате
- Предварительный список всемирного наследия для Индии
- Объекты водного наследия в Индии