Царь-жрец (скульптура)
Жрец-Король | |
---|---|
Художник | неизвестный, доисторический |
Год | в. 2000–1900 гг. до н.э. |
Тип | обожженный стеатит |
Размеры | 17,5 см × 11 см (6,9 × 4,3 дюйма) |
Расположение | Национальный музей Пакистана , Карачи |
Священник -Царь , в Пакистане часто Царь-Жрец , [1] — небольшая мужская фигурка, вылепленная из стеатита, найденная во время раскопок разрушенного бронзового века города Мохенджо-Даро в Синде , Пакистан , в 1925–26 годах. Она датируется примерно 2000–1900 годами до нашей эры, поздним периодом Мохенджо-Даро, и является «самой известной каменной скульптурой» цивилизации долины Инда («IVC»). [2] Сейчас он находится в коллекции Национального музея Пакистана под номером NMP 50-852. Он вызывает широкое восхищение, поскольку «скульптор объединил натуралистические детали со стилизованными формами, чтобы создать мощное изображение, которое кажется намного больше, чем оно есть на самом деле». [3] и, за исключением, возможно, печати Пашупати , «ничто не стало лучшим символом цивилизации Инда». [4]
Скульптура изображает аккуратно бородатого мужчину с повязкой на голове, возможно, это все, что осталось от некогда сложной прически или головного убора; его волосы зачесаны назад. Он носит нарукавную повязку и плащ с просверленным трилистником , узорами в один и два круга, на которых видны следы красного цвета. Его глаза, возможно, изначально были инкрустированы. [5] Скульптура незавершена, обломана внизу и, возможно, незакончена. Первоначально он, предположительно, был больше и, вероятно, представлял собой сидящую или стоящую на коленях фигуру в полный рост. [6] В нынешнем виде его высота составляет 17,5 см (6,9 дюйма). [7]
Хотя имя -Царь-Жрец сейчас широко используется, оно весьма спекулятивно и «безосновательно». [8] Эрнест Дж. Маккей , археолог, руководивший раскопками на месте, где был найден этот предмет, предположил, что это может быть «священник». Сэр Джон Маршалл , глава Археологической службы Индии (ASI) в то время, считал его, возможно, «королем-священником», но, похоже, это был его преемник, сэр Мортимер Уилер , который был первым использовал Priest-King . [9] Альтернативное обозначение этой и нескольких других мужских скульптур IVC состоит в том, что они «являются памятными фигурами лидеров кланов или фигур предков». [3]
Реплика обычно выставлена в Национальном музее Пакистана, а оригинал хранится в безопасности. Г-н Бухари, директор музея, объяснил в 2015 году: «Это национальный символ. Мы не можем с ним рисковать». [10] Название на языке урду музея (с английским «Царь-священник») не является точным переводом, а حاکم اعلی ( хаким аала ), широко известное выражение на урду - персидско - арабском языке, означающее государя или епископа (который имеет право сидеть в государственном кресле в торжественных случаях).
Описание
[ редактировать ]Статуэтка вырезана из мягкого минерала стеатита и (несмотря на то, что она явно незакончена) была обожжена или обожжена при температуре более 1000 ° C, чтобы затвердеть. Длинная трещина, идущая по правой стороне лица, уже имевшаяся на момент раскопок, могла быть вызвана этим или более поздним потрясением. Внизу изделия имеется неровный разрыв, при этом узорчатый халат продолжается дальше вниз сзади, чем спереди. Кончик носа также поврежден, но многие другие участки находятся в хорошем состоянии. Его сравнивают с другими мужскими фигурами IVC, более полными, которые показывают сидячее положение, в некоторых случаях с поднятым коленом и подвернутой под тело другой ногой. Король -Жрец, возможно, изначально имел такую форму. [11] Некоторые археологи, в том числе Джонатан Марк Кенойер , полагают, что эта и другие статуи были «сломаны и испорчены» намеренно, поскольку их предметы потеряли свой престиж. [12]
Глаза широкие, но узкие, по-видимому полузакрытые; вероятно, там были инкрустированные кусочки ракушек или камней, изображающие зрачков. [13] Уши очень простой формы, как и на некоторых других каменных головах с сайта. Задняя часть головы плоская, вероятно, для того, чтобы можно было прикрепить что-то, чего сейчас недостает, и существуют различные теории о том, был ли это резной «пучок» или более сложный головной убор, возможно, из других материалов и надеваемый только время от времени. . Две дырочки под ушами, возможно, предназначались для крепления этого украшения или, возможно, ожерелья. Маккей предположил, что уплощение произошло из-за повреждения головы, с чем согласились немногие более поздние авторы. Другая возможность состоит в том, что он был спроектирован так, чтобы помещаться в нишу с наклонной вершиной. [14]
Фигура носит верхнюю одежду, похожую на тогу, закрывающую только одно плечо, с узором из трилистников ; Пакистанские источники любят предполагать, что это местная айрак техника ксилографии . Внутренняя часть приподнятого трилистника и других фигур на нем изначально была заполнена красным материалом, вероятно, какой-то пастой. Внутреннюю часть фигур оставили шероховатой, чтобы она лучше держалась. В пространстве вокруг фигур во время первоначальных раскопок были обнаружены следы материала, который к тому времени был «черноватым», но изначально мог придавать рельефным формам зеленый или синий фон. [15]
Первые мысли Маршалла о IVC заключались в том, что связи с Месопотамией были очень тесными, и в его предварительных отчетах до 1926 года она называлась «Индо-шумерской цивилизацией». Затем он понял, что это неправильно, и начал использовать «цивилизацию Инда». [16] Было много дискуссий о возможных отношениях между Царем-Жрецом и чем-то похожими месопотамскими фигурами. Историк искусства Бенджамин Роуленд пришел к выводу, что «пластическая концепция головы в жестких, похожих на маску плоскостях и некоторых других технических деталях довольно близка, но недостаточно близка, чтобы доказать реальную связь». [17]
По словам Грегори Поссела , именно обработка волос на лице говорит о том, что фигура не была полностью завершена. В то время как основная борода тщательно проработана параллельными линиями, верхняя губа также приподнята над уровнем окружающей плоти, но никаких линий, чтобы показать волосы усов, добавлено не было; это просто гладко. На щеках линии бороды более слабо переходят на щеку, которая в готовом изделии, вероятно, была бы сглажена. [9]
Возможным основанием для интерпретации фигуры как религиозного человека являются очевидное изображение глаз, устремленных на кончик носа, практика йоги и сходство одежды, которую носят через одно плечо, с более поздними одеждами, включая буддийское сангхати . [17] Фокус на кончике носа заметил один из индийских помощников Маршалла, и Маршалл увидел ту же особенность в печати Пашупати . [18]
Раскопки и новейшая история
[ редактировать ]Скульптура была найдена на глубине 1,37 метра археологом Кашинатхом Нараяном Дикшитом (впоследствии главой ASI) в районе «ДК Б» города и получила номер находки DK-1909. Точным местом находки оказался «небольшой загон с любопытными параллельными стенами», возможно, гипокауст для хаммама или сауны . Скульптура была найдена в небольшом проходе между двумя из этих стен, но это кажется маловероятным из-за ее обычного положения, и считается, что она упала или скатилась в это пространство, когда город пришел в упадок. [7]
Находки из Мохенджо-Даро сначала были отправлены в Лахорский музей , но позже перевезены в Нью-Дели , новую столицу Британской Индии , и штаб-квартиру АСИ, с целью экспонирования их в «Центральном Имперском музее», который был запланировано. В конце концов, после раздела Индии в 1947 году, здесь был создан Национальный музей Индии . Новые органы управления наследием Пакистана потребовали вернуть артефакты IVC, поскольку почти все из них, найденные к моменту обретения независимости, происходили из таких мест, как Мохенджо-Даро, которые теперь находились в Пакистане. [19]
Статуя была возвращена Пакистану только после Симлского соглашения 1972 года между Пакистаном и Индией , представленными главами правительств соответственно Зульфикаром Али Бхутто , президентом Пакистана , и Индирой Ганди , премьер-министром Индии . По словам пакистанского археолога, Ганди отказался вернуть как Царя-Жреца , так и другую самую знаковую скульптуру Инда, « Танцующую девушку» , бронзовую скульптуру меньшего размера, также найденную в Мохенджо-Даро, и сказал Бхутто, что может выбрать только одну из них. [20]
Статуя экспонировалась в Лондоне на выставке «Искусство Индии» в Берлингтонском клубе изящных искусств в 1931 году (кат. 114), как и « Танцующая девушка» (кат. 136). [21] Эта первая демонстрация находок IVC за пределами Индии привлекла значительное внимание прессы. [22] Среди других выставок - «Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда» в 2003 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (кат. 272a). [3] Реплики статуи популярны в Пакистане и за его пределами. [23] а у входа в Мохенджо-Даро была установлена копия, которая намного больше оригинала.
Контекст
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]Статуя является одним из «семи основных произведений человеческой скульптуры из Мохенджо-Даро». [25] Остальные включают две небольшие обнаженные бронзовые женские фигурки в полный рост, которых некоторые называют «танцовщицами», но были предложены альтернативные занятия, такие как ношение подношений. [26] Есть также три мужские головы из известняка или алебастра , по-видимому, обломки, и обезглавленная фигура Сидящего мужчины . различные точки контраста и сравнения между этими произведениями и Царем-Жрецом Были предложены ; у них имеется значительное разнообразие в изображении деталей. [27] Сидящий без головы мужчина, возможно, показывает позу отсутствующей нижней части Царя -Жреца . [28] Вполне вероятно, что скульптура существовала в дереве, но ни одна не сохранилась. [29]
Есть также очень многочисленные маленькие и простые терракотовые фигурки со всего IVC, в основном женские, в целом похожие на те, которые производились на большей части территории Индии позже, а то и по сей день. Их примечательной особенностью являются тщательно продуманные головные уборы. [30]
Стеатит широко использовался в ИВК; в одном из методов его измельчали в пасту, а затем обжигали для изготовления украшенных бус, многие из которых отправлялись на экспорт. Это также был основной материал, используемый для вырезания печатей Инда , иногда обжигаемых, а иногда и нет; многие из них были вырезаны, а затем покрыты легким обжигом. [31]
Из-за некоторого сходства с местным искусством некоторые ученые предположили, что Царь-Жрец и несколько подобных произведений, найденных в контекстах IVC, могут опираться на традиции дальнего севера, особенно современной культуры, известной как . Бактрийско-Маргианский археологический комплекс («Бактрийско-Маргианский археологический комплекс») БМАК»). Возможно, изделия были изготовлены для людей с севера, проживающих в городах IVC. [32] В отличие от IVC, BMAC оставил после себя несколько богатых могил, свидетельствующих о значительной степени социальной дифференциации. [33] и в крупных поселениях раскопаны до сих пор каждый центр по большому укрепленному комплексу. Раньше их называли «храмами», но, скорее всего, они были резиденцией местного правителя. [34]
Политика ИВК
[ редактировать ]Отсутствие свидетельств существования могущественного правящего класса , несмотря на многочисленные свидетельства чрезвычайно сложной социальной организации, было одним из наиболее поразительных аспектов городов IVC для первых археологов, а четких свидетельств в виде обычных форм великих гробниц и дворцов по-прежнему не хватает. Был ли правящий класс необходим в условиях бронзового века для достижения крупномасштабной урбанизации, остается нерешенным вопросом, связанным также с вопросом о том, была ли ИВК государством, и если да, то одним государством или несколькими. Учитывая отсутствие доказательств существования военного монарха или правящего класса, модель своего рода теократии была широко принята ранними археологами. [35]
Это было подтверждено месопотамской археологией, где до сих пор считается, что в самых ранних городах Шумера правители совмещали политические и религиозные роли. [36] Британский археолог Стюарт Пигготт , побывавший в Индии в 1940-х годах, считал, что IVC — это «государство, которым управляют короли-священники, обладающее автократической и абсолютной властью с двух основных мест правительства». [37] Уилер согласился и заявил: [38]
Больше не подлежит сомнению, что, каков бы ни был источник их власти (и можно справедливо предположить доминирующий религиозный элемент), правители Хараппы управляли своим городом способом, не далеким от того, как это делали цари-жрецы или правители Шумера и Аккада. .
Уиллер рассматривал ущерб, нанесенный крупным мужским фигурам, как преднамеренный, нанесенный во время насильственного свержения IVC арийскими захватчиками , которое он постулировал, - объяснение конца IVC, которое сейчас в целом дискредитировано. [39] В 21 веке власть в IVC, как правило, рассматривается как более широко распространенная, возможно, между семьями или кланами и, возможно, с участием советов, а упадок городов является более постепенным. [40]
Фигуры царей-жрецов также постулировались для минойской цивилизации , которая была примерно современницей IVC, расцветала и падала несколько столетий спустя, но открытия и раскопки которой произошли на пару десятилетий раньше. Как и в IVC, в нем не было читаемых текстов, поэтому у археологов были только вещественные доказательства. В отличие от ИВК, здесь было очень заметно несколько больших и богато украшенных «дворцов», но не было никаких указаний на то, кто или вообще жил в них. Руководитель раскопок сэр Артур Эванс поддержал идею о Царе-Жреце и назвал так фрагментарную рельефную фреску, найденную в Кноссе в 1901 году. Это было даже более умозрительно, чем то, что Уилер сделал для фигуры Мохенджо-Даро; большинство ученых теперь сомневаются, что все фрагменты вообще принадлежат одной фигуре, а «Принц лилий» теперь является обычным названием, данным реконструкции Эванса. [41] Как и Маршалл (тренировавшийся под руководством Эванса), [42] он использовал своего «царя-жреца» в качестве изображения на обложке своей главной книги о своих раскопках. [43]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, музейную этикетку, показанную ниже.
- ^ Кенойер, 62 года (цитата); Поссель, 114
- ^ Jump up to: а б с Аруза, 385
- ↑ Поссель, 114 (цитата)
- ^ Хараппа
- ^ Поссель, 114–115.
- ^ Jump up to: а б Поссель, 114
- ^ Поссель, 115 (цитата); Аруз, 385 лет; Сингх (2008), 178
- ^ Jump up to: а б Поссель, 115
- ^ Шамси (с цитатой); Тунио
- ^ Поссель, 115–116; Аруз, 385–388; Кенойер, 62–63; Хараппа
- ^ Кенойер, 62 года (цитата); хотя в Арузе 385 Кенойер более осторожен.
- ↑ В нескольких источниках говорится, что, когда произведение было найдено, на одном глазу вставка все еще была на месте, хотя многие другие говорят, что существование вставок в оригинальной работе «возможно» или «вероятно»; например, Аруз, 385 «возможно, содержал инкрустацию».
- ^ Аруз, 385; Поссель, 114–115; Хараппа
- ^ Поссель, 114–115; Аруза, 385
- ^ Поссель, 12
- ^ Jump up to: а б Роуленд, 34 года
- ^ Хилтебейтель, А. , «Долина Инда «Прото-Шива», пересмотренная через размышления о богине, буйволе и символизме вахан», 1978, Anthropos , 73 (5/6), 767-797, JSTOR
- ^ Сингх (2015), 111–112.
- ^ Лужение
- ^ Кумар, который включает полный каталог в формате PDF.
- ^ Кумар; см. примечания 38 и 39, включая цитаты из The Times (Лондон) и The Times of India.
- ^ Шамси
- ^ Аруз, сюда включены кат. № 272b и 275b.
- ^ Поссель, 113
- ^ Поссель, 113; Кенойер думает, что они несут подношения
- ^ Поссель, 113–117; в двух мужских произведениях есть страницы о «Хараппе» (Кенойера); Аруз включает в себя двоих кошек. 272б и 277.
- ^ Аруз, 388
- ^ Крэйвен, 24 года.
- ^ Мичелл, Джордж (2000), Индуистское искусство и архитектура , 12, 2000, Темза и Гудзон, ISBN 9780500203378 ; Блёртон, Т. Ричард, Индуистское искусство , 1994, 157–160, British Museum Press, ISBN 0 7141 1442 1 ; Аруз, 391–392; Кларк, Шарри, « Воплощение жизни Инда », Harappa.com; Крейвен, 19 лет
- ^ Роуленд, 37 лет; Крейвен, 14 лет
- ^ Аруз, 355, 366; Видале, 56 лет
- ^ Видале, 40–42; Аруза, 351
- ^ Аруз, 349-350.
- ^ Зеленый; Сингх (2008), 176–179.
- ^ Поссель, 18; Якобсен, Торкильд (Эд) (1939), «Список шумерских царей» (Восточный институт Чикагского университета; ассириологические исследования, № 11, 1939).
- ^ Цитируется Посселем, 19; Сингх (2008), 176
- ^ Цитируется Посселем, 18 лет.
- ^ Хьюмс, 186-187.
- ^ Поссель, 57 лет; Зеленый; Сингх (2008), 176–179; Аруза, 377
- ^ Борода, 17–21, 23.
- ^ Поссель, 10
- ^ Борода, 20 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Аруз, Джоан (редактор), Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда , 2003, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), книги Google , (соответствующие записи в каталоге IVC Кенойера, Дж. М. )
- Берд, Мэри , «Строитель руин», в книге «Противостояние классике: традиции, приключения и инновации» , 2013, Ливерайт, ISBN 9780871407160 , 0871407167, книги Google
- Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN 0500201463
- Во время Касперса, ECL , «Король-жрец» из Мохенджо-Даро: иконографическая оценка», 1985, Annali dell'Istituto Universitario Orientale , vol. 45, выпуск=1, стр. 19–24, PDF
- Грин, А.С. «Убийство царя-жреца: решение проблемы эгалитаризма в цивилизации Инда», Журнал археологических исследований , том 29, 153–202, 2021 г., онлайн
- «Хараппа»: « Царь-жрец, Мохенджо-Даро » ( Джонатан Марк Кенойер ), Harappa.com. получено 6 июня 2021 г.
- Хьюмс, Синтия Энн, «Хиндутва, мифология и псевдоархеология», Numen , 59 (2/3), 178–201, JSTOR
- Кенойер, Дж. М. , Хьюстон, Кимберли Бертон, Древний мир Южной Азии , 2005, Oxford University Press, ISBN 9780195222432, 0195222431, книги Google
- Кумар, Бринда, ««Вызывание более широкого интереса к искусству Индии»: выставка Берлингтонского клуба изящных искусств 1931 года» , British Art Studies , выпуск 13
- Поссель, Грегори А. , Цивилизация Инда: современная перспектива , 2002, AltaMira Press, ISBN 9780759101722, 0759101728, книги Google
- Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , 1967 (3-е изд.), История искусства пеликанов, Пингвин, ISBN 0140561021
- Шамси, Камила , «Рождение нации» , интернет-журнал The Economist 1843, 19 января 2015 г. (требуется вход в систему)
- Сингх, Кавита, «Музей национальный», глава 4 в: Матур, Салони и Сингх, Кавита (ред.), Не трогать, не плевать, не молиться: Музей в Южной Азии , 2015, Routledge, PDF на academia.edu
- Сингх, Апиндер , История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , 2008, Пирсон Лонгман, ISBN 9788131716779, книги Google
- Тунио, Хафиз, «Король-священник «скрывается», Танцующая девушка еще не отправилась домой» , 16 июля 2012 г., The Express Tribune
- Видале, Массимо, Сокровища Окса: Искусство и цивилизация Центральной Азии , 2017, IB Tauris, ISBN 9781838609764, книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арделеану-Янсен, А., «Скульптурное искусство культуры Хараппы», стр. 167–178 в Майкле Янсене; Мэйр Маллой; Гюнтер Урбан (ред.), Забытые города на Инде: ранняя цивилизация в Пакистане с 8 по 2 тысячелетия до нашей эры , 1991, Oxford University Press/Verlag Philipp von Zabern, ISBN 978-3-8053-1171-7.
- Видале, Массимо, «Царь-жрец» в Шахри-Сохте?», декабрь 2017 г., Археологические исследования в Азии 15, DOI: 10.1016/j.ara.2017.12.001