Jump to content

Религия цивилизации долины Инда

Женская фигурка. Зрелый Хараппский период, 2700–2000 гг. до н.э. Индская цивилизация. Национальный музей, Нью-Дели.
Керамическая фигурка рогатого божества цивилизации Инда . [1]

Религия и система верований людей цивилизации долины Инда (IVC) привлекли значительное внимание, и многие писатели занимались выявлением предшественников религиозных практик и божеств гораздо более поздних индийских религий . Однако из-за скудности свидетельств, которые допускают различные интерпретации, а также из-за того, что письменность Инда остается нерасшифрованной, [2] [3] Выводы частично спекулятивны, и многие из них в значительной степени основаны на ретроспективном взгляде на гораздо более позднюю индуистскую точку зрения. [4]

Цивилизация долины Инда

[ редактировать ]

Цивилизация долины Инда была цивилизацией бронзового века в северо-западных регионах Южной Азии , существовавшей с 3300 г. до н. э. по 1300 г. до н. э., а в своей зрелой форме — с 2 600 г. до н. э. по 1900 г. до н. э. [5] [примечание 1] Вместе с Древним Египтом и Месопотамией , это была одна из трёх ранних цивилизаций Ближнего Востока и Южной Азии , и из трёх, наиболее широко распространённых, её территории охватывали территорию, простирающуюся от сегодняшнего северо-востока Афганистана , через большую часть того, что сейчас является Пакистаном , и в западную и северо-западную Индийскую Республику . [6] [примечание 2] Он процветал в бассейнах реки Инд , которая протекает через современные республики Индия и Пакистан по системе многолетних, в основном муссонных , рек. [5] [7]

В этих других цивилизациях большие храмы были центральным ключевым элементом городов, и религиозные образы изобиловали ими. Как только тексты были расшифрованы, имена божеств и приписываемые им характеристики стали довольно ясными. Ничего из этого не относится к IVC.

Научные взгляды на ИВК-религию

[ редактировать ]

Ранней и влиятельной работой в области, которая задала тенденцию индуистской интерпретации археологических свидетельств из Хараппанских памятников, была работа Джона Маршалла , [8] который в 1931 году определил следующие основные черты религии Инда: Великого Бога-мужчину и Богиню-Мать; обожествление или почитание животных и растений; символическое изображение фаллоса ( линга ) и вульвы ( йони ); и использование ванн и воды в религиозной практике. Интерпретации Маршалла вызывали много дискуссий, а иногда и споров в последующие десятилетия. [9] [10] [9] [11] Джеффри Сэмюэл , писавший в 2008 году, считает все попытки сделать «положительные утверждения» о религиях IVC предположительными и сильно склонными к личным предубеждениям — в конце концов, ученые ничего не знали о религиях долины Инда. [12]

В отличие от современных египетских и месопотамских цивилизаций, в долине Инда отсутствуют какие-либо монументальные дворцы, хотя раскопки городов указывают на то, что общество обладало необходимыми инженерными знаниями. [13] [14] Это говорит о том, что религиозные церемонии, если таковые вообще проводились, могли проводиться в основном в отдельных домах, небольших храмах или на открытом воздухе. Маршалл и более поздние ученые предположили, что несколько мест посвящены религиозным целям, но в настоящее время широко распространено мнение, что только Великая баня в Мохенджо-Даро использовалась таким образом как место для ритуального очищения. [15] [16] Погребальная практика хараппской цивилизации характеризуется дробным захоронением (при котором тело превращается в скелетные останки под воздействием стихии перед окончательным погребением) и даже кремацией. [17] [18]

Современные ученые (в первую очередь Аско Парпола ) продолжают исследовать роль IVC в формировании индуизма ;   другие по-прежнему неоднозначно относятся к этим результатам. [19] [3] [20] [примечание 3] В рецензии на книгу Парполы в 2017 году Венди Донигер написала: «Я поддержала тезис о том, что существует некая форма преемственности между IVC и более поздним индуизмом. Сейчас я более чем когда-либо убеждена, что культура IVC пережила разрушение своих городов и что более поздние индуистские образы, вошедшие в индуизм после ведического периода, вполне могут быть заимствованы из IVC. Но я по-прежнему скептически отношусь к реконструкции Парполой религии IVC». [25]

Уплотнения

[ редактировать ]

Изображения подавляющего большинства тюленей Инда сосредоточены на одном животном; в целом различные попытки придать им религиозное значение не получили широкого признания. Но меньшинство представляет собой более сложные фигуры, в которых заметно присутствуют фигуры человеческого облика, и они много обсуждались.

Печать Пашупати

[ редактировать ]
Печать Пашупати
Тюлень
Впечатление
Печать Пашупати , обнаруженная во время раскопок в долине Инда археологического памятника Мохенджо-Даро . Около 2350–2000 гг. до н.э. [26] [27]

Многие дискуссии о религии в IVC сосредоточены вокруг самой известной печати Инда ; хотя его интерпретации сильно различались, почти все они придают ему определенное религиозное значение. На сломанной печати, соответствующей находке под номером 420, изображена большая центральная фигура, либо рогатая, либо носящая рогатый головной убор, возможно, итифаллическая , а также трицефальная . [28] сидящий в позе, вероятно, напоминающей позу йогического лотоса , в окружении четырех диких животных – слона, тигра, буйвола и носорога. [29] [11] Маршалл пришел к выводу, что это фигура Пашупати (Повелитель животных; эпитет индуистского божества Шивы Рудры ), и она оставалась неоспоримым доказательством в пользу влияния IVC на индуизм в течение нескольких десятилетий. [30] [31] Эта идентификация (и терминология) теперь отвергается современными учеными - Джонатан Марк Кеньойер отмечает, что фигуру нельзя связать с более поздними иконами без расшифровки письма: даже если они кажутся внешне похожими, передаваемые значения могли радикально отличаться. [32]

В 1976 году Дорис Мет Шринивасан выступила с первой существенной критикой личности Маршалла. [33] Она считала, что эта фигура указывает на культовую божественность, что люди склонялись перед такой позой (на других печатях), но отвергла идентификацию прото-Шивы: Пашупати из Ведического корпуса является защитником домашних животных. [11] Сравнивая черты лица рогатых масок и раскрашенных сосудов, Шринивасан предположил, что центральной фигурой был человек-буйвол, у которого был «очеловеченный букраниум» и чей головной убор наделял силой плодородия. [11] Гэвин Флуд примерно два десятилетия спустя отметил, что ни поза лотоса, ни антропоморфная форма центральной фигуры не поддаются какой-либо достоверности. [34] Альф Хилтебейтель отвергает идентификацию с прото-Шивой; он поддерживает тезис Шринивасана дополнительными аргументами и предполагает, что человек-буйвол сформировал легенду о Махишасуре . [35] [примечание 4] Грегори Л. Поссель пришел к выводу, что, хотя было бы уместно признать эту фигуру божеством, ее связь с водяным буйволом и ее позу как одну из ритуальных дисциплин, рассматривать ее как прото-Шиву было бы заходом слишком далеко. [24]

Печать треугольной призмы, изображающая культовую фигуру мужского пола, сидящую в йогической позе на троне, животное, похожее на быка, и пять символов индийского письма. Мохенджо-Даро, период зрелого Харрапа, ок. 2600-1900 гг. до н.э. Эшмоловский музей. [37]

Некоторые исследователи йоги – Карел Вернер , Томас МакЭвилли и др. – с тех пор использовали его, чтобы проследить корни йоги до IVC. Однако Джеффри Сэмюэл , написавший в 2008 году, отвергает теорию Маршалла как просто анахроническое предположение и продолжает отвергать то, что йога имеет свои корни в IVC, как это делает Андреа Р. Джайн (2016) в книге «Продажа йоги» . [12] Палеонтолог-индолог Александра Ван Дер Гир в своем обзоре индийских млекопитающих в искусстве в 2008 году отметила, что фигура останется «неизвестной», пока текст не будет расшифрован. [38] Сэмюэл и Венди Донигер заняли аналогичную позицию. [12] [39] Кенойер (а также Майкл Витцель ) теперь считают, что это изображение является образцом Повелителя зверей из евразийской неолитической мифологии или широко распространенным мотивом Повелителя животных, встречающимся в древнем ближневосточном и средиземноморском искусстве, а также во многих других традициях рогатые божества. [32] [40] [примечание 5]

Печать процессии

[ редактировать ]
Печать процессии: рогатая фигура на трубчатом дереве с однорогими сопровождающими и фигурой быка. 2000-1900 гг. до н.э. Исламабадский музей. [42] [43] [44] [45]

Другая печать из Мохенджо-Даро (находка № 420, ныне Исламабадский музей, 50.295), также называемая печатью «жертвоприношения», типа, найдено несколько экземпляров, по общему мнению, изображает какой-то религиозный ритуал, хотя показания образы и интерпретации сцены значительно различаются. [46] [47] На нем видны следы износа от интенсивного использования. Вверху справа фигура с большими рогами и браслетами на обеих руках стоит на трубчатом дереве; общепризнано, что это представляет собой божество. Перед ним на одно колено стоит еще одна фигура, также изображенная рогатой и, возможно, с перьями в головном уборе. Это интерпретируется как молящийся, возможно, священник. Рядом с этой фигурой на табурете лежит нечто вроде «человеческой головы с волосами, завязанными в пучок». Позади этого верхний ярус изображений завершает крупное рогатое животное, обычно принятое считать бараном, возможно, с человеческой головой. [46] [48]

На нижнем ярусе семь более или менее одинаковых фигур, показанных в линию в профиль, обращенный вправо (на печати, по оттиску обращенные влево), носят головные уборы с перьями, браслеты и платья, доходящие примерно до уровня колен. Кажется, что их волосы заплетены в косу и доходят до уровня талии. Их пол неясен, хотя часто их считают женщинами. Группы из семи фигур можно увидеть и на других произведениях. [49] а на ряде печатей IVC изображены различные деревья, которые могут иметь религиозное значение, как и в более позднем индуизме: баньян , пипал и акация . [46] [50]

Свастичные печати

[ редактировать ]
Свастика . , которую можно увидеть на артефактах цивилизации долины Инда, является важным символом в индийских религиях

Свастика — символ, священный для нескольких индийских религий индуизма , буддизма и джайнизма . [51] Поскольку икона была обнаружена в артефактах IVC, некоторые ученые постулировали континуум, но это маргинальная точка зрения - Поссель считает такие предположения не «обоснованными». [52] [24] Джонатан Марк Кенойер отмечает, что эти артефакты использовались политическими и религиозными лидерами субконтинента, чтобы заявить о связях индуизма с IVC. [53]

Свастики IVC в основном гравировались на пуговицах (и квадратных) печатях. [51] [54] Манабу Койсо и другие ученые классифицируют знаки как «геометрические мотивы». [примечание 6] ; эти типы стали чрезвычайно преобладающими в конце фазы зрелого Хараппа, и относительный размер этих печатей мог отражать социально-экономическую, политическую и религиозную иерархию. [54] [55] [56] ECL Во время Касперса обнаружил, что печати со свастикой служили «торговым целям» на определенных торговых путях; Грегори Поссель отдельно задокументировал соответствующее торговое обращение. [57] Кенойер отмечает, что свастика IVC - это абстрактный «декоративный мотив», который мог отражать современную идеологию; он также предполагает возможное использование в торговле: печати либо обозначали владельцев, участвующих в коммерческой сделке, либо были протобюрократическими сертификатами. [53] [52] [50]

В целом, точная цель этих печатей в ИВК по-прежнему остается неясной, но маловероятно, что они служили какой-либо религиозно-ритуалистической цели. [52] [55] Кроме того, свастика возникла во многих культурах мира одновременно с IVC или даже до него. [51] [52] Поскольку свастика была зафиксирована в ранней андроновской культуре , корни индуистской свастики вполне могли лежать в индоарийских миграциях . [58]

Другие своеобразные печати

[ редактировать ]
Цилиндрическая печать Калибангана с рогатым человеком-тигром и двумя обнаженными мужчинами, сражающимися из-за женщины. Цивилизация долины Инда. [59]

На большинстве печатей Инда изображено одно животное, не имеющее очевидного повествовательного значения. Некоторые из них более сложные, с возможными символическими рисунками, а также с человеческими или получеловеческими фигурами в действии.

Можно увидеть мужчину-быка или женщину-быка , оснащенных копытами, хвостом и большими рогами, сражающимися с фантастическим рогатым зверем. [60] [61] Можно увидеть мужчин, прячущихся на деревьях от тигров, а еще один сражается с двумя тиграми одновременно, что напоминает Повелителя животных . [62] [63]

Калибангана цилиндрические Цилиндрическая печать также изображает человека-тигра (в данном случае графически представленного человеком с рогами, к которому примыкает тело тигра), с двумя обнаженными мужчинами, сражающимися из-за женщины, что напоминает месопотамские печати , например, изображающие богиня Иштар . [59]

Скульптуры

[ редактировать ]

Терракотовые фигурки

[ редактировать ]
Терракотовые фигурки, найденные при раскопках цивилизации долины Инда. [26] [27]

Распространенный класс терракотовых статуэток был идентифицирован как фигурки «богини -матери » (и богини плодородия, в более широком смысле) рядом ученых — Эрнестом Дж. Маккеем , Маршаллом, Уолтером Фэйрсервисом , Бриджит Олчин , Хилтебейтелем, [20] Джим Дж. Шаффер и Парпола [22] среди прочего, тем самым устанавливая связь с традицией Шакти в индуизме. [65] [66] Недавние исследования отвергают такую ​​идентификацию и связи; Альтернативно предложенная общая функция фигурок - это куклы для молодых девушек. [67] [66] Такие ученые, как Дэвид Кинсли и Линн Фулстон, принимают идентификацию фигурок, но отвергают наличие каких-либо убедительных доказательств, связывающих их с шактизмом. [68] [69] Шри Падма в антропологическом исследовании традиции Грамадеваты находит доиндуистские корни, но отказывается явно отождествлять ее с IVC. [70] Кеновер остается неоднозначным — фигурки могли быть поклонниками или божествами — и не упоминает о каких-либо связях с шактизмом. [50] Юко Юкочи в своей «знаковой публикации» о шактизме: [71] отказывается обсуждать влияние ИВК — нерасшифрованная письменность не позволяла объединить археологическое с литературным. [72]

Питер Уко оспорил саму идентификацию еще в 1967 году, но не смог добиться сколько-нибудь заметного результата. [66] За последние три десятилетия эта идентификация все чаще отвергалась новым поколением ученых — Шарри Кларк, Арделеану-Джансен, Аджаем Пратапом, П.В. Патхаком и другими. [66] [67] В 2007 году Грегори Поссель обнаружил, что доказательства в пользу такой идентификации «не особенно надежны». [24] Шерин Ратнагар (2016) отвергает эту идентификацию, поскольку она основана на ненадежных доказательствах. [65] Как и Донигер. [22] Кларк в своей новаторской работе над терракотовыми фигурками Хараппы: [73] категорически отвергает существование каких-либо оснований для идентификации Богини-Матери или гипотезы о продолжении ее существования в индуизме. [74]

Король-священник

[ редактировать ]
Так называемый Царь-Жрец

Несмотря на то, что она сломана внизу, считается лучшей из нескольких небольших каменных скульптур мужских фигур, найденных в Мохенджо-Даро. Маккей, археолог, руководивший раскопками на месте, где был найден предмет, предположил, что статуэтка может изображать «священника». [78] Джон Маршалл согласился и считал его, возможно, «королем-жрецом», но, похоже, именно его преемник, сэр Мортимер Уилер , был первым, кто использовал обозначение « короля-жреца» в поддержку своего предположения о том, что городские сложности изменились. обязательно является результатом правящего класса. [78] [79] [80] [примечание 7] Один из «семи основных образцов человеческой скульптуры из Мохенджо-Даро». [81] Парпола даже предположил, что это напоминает более поздние индийские традиции жречества. [3]

Эта терминология не является предпочтительной в современной науке. [примечание 8] и ученые все чаще склоняются к мнению, что IVC был крайне эгалитарным обществом с своего рода клановым правлением. [82] [79] [80] [83] Современные ученые считают этот термин, а также гипотезу весьма умозрительными, проблематичными и «необоснованными» - Венди Донигер в резком обзоре отметила, что «желание и воображение» Парполы превзошли имеющиеся доказательства. [84] [23] [22] [85] Сейчас многие считают, что статуэтка является результатом взаимодействия с культурой севера, Бактрийско -Маргианским археологическим комплексом , вокруг реки Окс . [80] [86]

Разнообразный

[ редактировать ]

Было предложено, чтобы разбитая каменная скульптура - после реконструкции отсутствующих конечностей - приняла позу танцора, напоминая, таким образом, о Натарадже . [33] Другая сломанная глиняная фигурка имеет женскую грудь и мужские гениталии, имеющую некоторое сходство с Ардханаришварой . [33]

Архитектура

[ редактировать ]
Великая баня Мохенджо-Даро , найденная в 1926 году. Позади находится более поздняя буддийская ступа , основание которой не раскопано.

Кеновер отмечает, что некоторые крупные сооружения могли использоваться в качестве храмов, но их точное назначение невозможно определить; Поссель утверждает, что храмов полностью нет. [50] [24] Хильтебейтель и несколько других ученых предполагают, что комплекс возвышенной цитадели мог выполнять сакральные функции — Поссель отверг такие аргументы. [20] [24]

Отличная баня: вода и чистота

[ редактировать ]

Некоторые ученые, последователи Маршалла, полагают, что Великая баня Мохенджо-Даро является предшественником ритуального омовения, занимающего центральное место в индуизме. [87] [20] [20] Донигер отвергает эти гипотезы; для нее Великая баня лишь наводит на мысль о склонности хараппцев к воде/ванне. [22] Поссель находит теорию Маршалла о ритуальной цели убедительной. [24]

Сложные канализационные сети наводят на мысль Хилтебейтеля и Парполы о чрезмерной заботе о личной чистоте, что коррелирует с развитием теорий кастового загрязнения в индуизме. [20] [22]

Гипотетический лингам из Мохенджо-Даро.

Маршалл предложил определенные овальные известняковые камни в качестве символического изображения йони , тем самым проведя связь с культом фаллического поклонения в индуизме. [88] [11] Маккей в своих кратких отчетах отверг точку зрения Маршалла: это были архитектурные камни, вероятно, из каменного столба. [88] [11] Несмотря на это, гипотеза Маршалла продолжала распространяться в основной научной среде, несмотря на многочисленные критические замечания. [20] Современные ученые в значительной степени отвергли эту гипотезу. [89]

Джордж Ф. Дейлс решил полностью отвергнуть гипотезу о сексуальных аспектах хараппской религии — если бы такие камни выполняли культовые функции, они были бы распространены по всем хараппским памятникам, а выводы Маршалла оказались несостоятельными при общем обзоре находок при раскопках — и Шринивасан, а также Аско Парпола согласился с его конкретными опровержениями; однако в свете других доказательств Парпола предостерег от полного исключения более широкой гипотезы Маршалла. [88] [11] Более поздние раскопки подтвердили предположения Маккея. [87] [89] Дилип Чакрабарти продолжает поддерживать идентификацию Маршалла. [90]

К лингамам

[ редактировать ]

С аналогичным эффектом Маршалл утверждал, что некоторые каменные фрагменты конической / куполообразной формы являются абстрактными изображениями лингамов , как это видно в современном индуизме. [11] Несмотря на серьезную критику, точка зрения Маршалла получила распространение в научной среде. [11]

Х.Д. Санкалиа также отверг эти отождествления; он поднял вопрос о том, что эти камни обычно можно найти на улицах и в водостоках, где не должны размещаться предметы, имеющие священный смысл. [11] Шринивасан также отверг аргументы Маршалла: (а) чем старше был лингам, тем более реалистичным (и неабстрактным) был его внешний вид, что противоречило представлению, ожидаемому от Хараппской эпохи, и (б) скульптуры древних лингамов найдены в брахманический центр Индии, но не на территориях IVC/пост-IVC. [11]

Месопотамские параллели

[ редактировать ]
«Хозяин животных» и
«Боевой зверь-человек-бык»
периода Урука Хозяин животных , с арфы, найденной в Уре , датированной примерно 2600 годом до нашей эры.
Печать цивилизации долины Инда с изображением человека, сражающегося с двумя тиграми (2500–1500 гг. До н.э.). [62] [63]
Энкиду с рогами, копытами и хвостом сражается со львом. Печать Аккадской империи , Месопотамия, около 2200 г. до н.э.
Человек с рогами, копытами и хвостом, сражающийся со зверем. Его сравнивали с месопотамским человеком-быком Энкиду . [60] [91] [61] Печать цивилизации долины Инда .

Различные авторы описывали параллели между религиозной иконографией Месопотамии и изображениями на печатях цивилизаций долины Инда. [92]

Грегори Поссель отмечает «месопотамские темы в иконографии Инда», особенно рисунки, связанные с эпосом о Гильгамеше , предполагая, что «некоторые аспекты месопотамской религии и идеологии были бы приняты за чистую монету и являются разумным понятием». [62] На некоторых тюленях Инда есть мотив « Гильгамеша », изображающий человека, сражающегося с двумя львами, хорошо известный в Западной Азии как мотив «Повелителя животных» (2500–1500 гг. до н. э.). [62] [63] [93]

На нескольких печатях долины Инда также изображена сцена боя между тигроподобным зверем и человеком с рогами, копытами и хвостом, которого сравнивают с месопотамским человеком-быком Энкиду , также партнером Гильгамеша, и предполагают передачу месопотамского языка. мифология. [60] [94] [61]

Другие печати цивилизации долины Инда , на которых, по-видимому, изображены рогатые божества в церемониальных сценах, по-видимому, имеют иконографические параллели с рогатыми божествами , жрецами и царскими фигурами Месопотамии, которые раньше носили рогатые короны. [95] [44] [45]

Эти общие замыслы могут указывать на «общий пласт традиций между Месопотамией и Индией». [96] [97]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Райт: «Месопотамия и Египет... сосуществовали с цивилизацией Инда во время ее расцвета между 2600 и 1900 годами до нашей эры». [5]
  2. ^ Райт: «Цивилизация Инда — одна из трех на «Древнем Востоке», которая, наряду с Месопотамией и Египтом фараонов, была колыбелью ранней цивилизации в Старом Свете (Чайлд, 1950). Месопотамия и Египет жили дольше, но сосуществовал с цивилизацией Инда во время его расцвета между 2600 и 1900 годами до нашей эры. Из этих трех Инд был самым обширным, простираясь от сегодняшнего северо-востока Афганистана до Пакистана и Индии». [6]
  3. ^ Рецензии на работы Парполы были довольно критическими. [21] [22] [23] [24]
    Это понятие IVC-следов, по словам Хилтебейтеля, рассматривается оппозиционными учеными как «теория субстрата». [20] Сравните линейное и синтетическое развитие у истоков йоги .
  4. ^ Махишасура — это санскритское слово, состоящее из слов Махиша , означающего буйвол, и асура, означающего демон, что означает демон-буйвол . Махишасура получил благо: никто не мог его убить. В битвах между дэвами и демонами (асурами) дэвы под предводительством Индры потерпели поражение от Махишасуры. Потерпев поражение, Дэвы собрались в горах, где их объединенные божественные энергии объединились в Богиню Дургу . Новорожденная Дурга повела бой против Махишасуры, оседлавшего льва, и убила его. После этого ее назвали Махишасурамардини, что означает «Убийца Махишасуры» . [36]
  5. ^ Витцель: «Из внутренних свидетельств известно, что ведические тексты были составлены устно в северной Индии, сначала в Большом Пенджабе, а затем и в более восточных регионах, включая северный Бихар, между примерно 1500 г. до н.э. и примерно 500–500–500 гг. 400 г. до н.э. Самый древний текст, Ригведа, должен был быть более или менее современником митаннийских текстов северной Сирии/Ирака (1450–1350 гг. до н. э....» (стр. 70) «Ведическая связь так- под названием Шива Пасупати, найденный на некоторых печатях Хараппы (Д. Сринивасан 1984), не может быть установлен; эта мифологическая концепция обусловлена, скорее, общими евразийскими представлениями о «Повелителе животных», которому уже поклонялись многие неолитические охотничьи общества». [41]
  6. ^ Другие «геометрические мотивы» включают концентрические круги, узлы и звезды.
  7. ^ Отсутствие дворцовых построек означало, что типичные короли не подходили. Итак, идея военно-теократического государства была заимствована из Месопотамии.
  8. ^ Например, см. Герман Кульке и Дитмар Ротермунд, называющие статуэтку « так называемым королем-священником» в последнем издании своего классического вводного текста для студентов «История Индии» .
  1. ^ Маккей, Эрнест (1935). Индская цивилизация . п. Плита Дж.
  2. ^ Хилтебейтель, Альф (1978). «Долина Инда «Прото-Шива», пересмотренная через размышления о богине, буйволе и символизме вахан» . Антропос . 73 (5/6): 767–797. JSTOR   40459645 .
  3. ^ Jump up to: а б с Парпола 2015 .
  4. ^ Райт 2009 , стр. 281–282.
  5. ^ Jump up to: а б с Райт 2009 , с. 1.
  6. ^ Jump up to: а б Райт 2009 .
  7. ^ Гиосан и др. 2012 .
  8. ^ Ратнагар 2004 .
  9. ^ Jump up to: а б Маршалл, 1931 , стр. 48–78.
  10. ^ Поссель 2002 , стр. 141–156 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шринивасан, Дорис (1984). «Отстранение Шивы от цивилизации Инда» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 116 (1): 77–89. дои : 10.1017/S0035869X00166134 . ISSN   0035-869X . JSTOR   25211627 . S2CID   162904592 .
  12. ^ Jump up to: а б с Сэмюэл, Джеффри, изд. (2008), «Введение» , «Истоки йоги и тантры: индийские религии до тринадцатого века» , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 1–14, doi : 10.1017/CBO9780511818820.002 , ISBN  978-0-521-87351-2 , получено 9 августа 2021 г.
  13. ^ Поссель 2002 , с. 18.
  14. ^ Тапар 2004 , с. 85.
  15. ^ Поссель 2002 , стр. 141–145.
  16. ^ Макинтош 2008 , стр. 275–277, 292.
  17. ^ Поссель 2002 , стр. 152, 157–176.
  18. ^ Макинтош 2008 , стр. 293–299.
  19. ^ Наводнение 1996 , с. 24-30, 50.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хилтебейтель 1989 .
  21. ^ Джеймисон, Стефани В. (2020). «Обзор корней индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда» . Журнал Американского восточного общества . 140 (1): 241–244. ISSN   0003-0279 . JSTOR   10.7817/jameroriesoci.140.1.0241 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Донигер, Венди (2 августа 2017 г.). «Еще одна великая история» . Заключение: Международное обозрение науки . 3 (2). дои : 10.37282/991819.17.40 .
  23. ^ Jump up to: а б Маккей, AC; Парпола, Аско (2017). «Обзор корней индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда, ПарполаАско» . Азиатская этнология . 76 (2): 431–434. ISSN   1882-6865 . JSTOR   90017682 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Поссель, Грегори Л. (2007), Хиннеллс, Джон Р. (редактор), «Цивилизация Инда», Справочник по древним религиям , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 418–489, ISBN  978-1-107-80484-5
  25. ^ Донигер, Венди, « Еще одна великая история» , август 2017 г., обзор книги « Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда» , автор Аско Парпола, DOI: 10.37282/991819.17.40
  26. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1975). «Так называемая печать Прото-Шива из Мохенджо-Даро: иконологическая оценка» . Архивы азиатского искусства . 29:50 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20062578 .
  27. ^ Jump up to: а б Маккей, Эрнест (1935). Индская цивилизация . п. Табличка И.
  28. ^ Кенойер, Джонатан Марк. Древние города цивилизации долины Инда . Карачи: Издательство Оксфордского университета, 1998.
  29. ^ Рисунок тюленя см. на рисунке 1 в : Flood (1996), с. 29.
  30. ^ Салливан 1964 .
  31. ^ Стивен Розен; Грэм М. Швейг (2006). Основополагающий индуизм . Издательская группа Гринвуд. п. 45.
  32. ^ Jump up to: а б Кенойер, Джонатан Марк (2010). «Мастер животных и мастера-животные в иконографии индийской традиции». В графах, Дерек Б.; Арнольд, Беттина (ред.). Мастер животных в иконографии Старого Света . Археолингва Алапитвани. п. 50.
  33. ^ Jump up to: а б с Шринивасан, Дорис (1975). «Так называемая печать Прото-Шива из Мохенджо-Даро: иконологическая оценка» . Архивы азиатского искусства . 29 : 47–58. ISSN   0066-6637 . JSTOR   20062578 .
  34. ^ Наводнение 1996 , стр. 28–29.
  35. ^ Хилтебейтель, Альф (1978). «Долина Инда «Прото-Шива», пересмотренная через размышления о богине, буйволе и символизме вахан» . Антропос . 73 (5/6): 767–797. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40459645 .
  36. ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 410 . ISBN  978-0-8239-3179-8 .
  37. ^ «Музей Ашмола» . Collections.ashmolean.org .
  38. ^ Гир, Александра Ван Дер (2008). «Носорог Единорог». Животные в камне: индийские млекопитающие, созданные сквозь время . Брилл. п. 384. ИСБН  9789004168190 .
  39. ^ Донигер, Венди (2011). «Тело Бога, или Лингам, ставший плотью: конфликты по поводу изображения сексуального тела индуистского бога Шивы» . Социальные исследования . 78 (2): 485–508. ISSN   0037-783X . JSTOR   23347187 .
  40. ^ Витцель 2008 , стр. 68–70, 90.
  41. ^ Витцель 2008 , стр. 90.
  42. ^ ""Антропоморфная фигура преклонила колени перед смоковницей, подняв руки в почтительном приветствии, молитве или поклонении. Это почтение предполагает божественность его объекта, еще одной антропоморфной фигуры, стоящей внутри фигового дерева. На древнем Ближнем Востоке боги и богини, а также их земные представители, божественные цари и королевы, выполнявшие функции первосвященников и жриц, отличались рогатой короной. Подобную корону носят две антропоморфные фигуры на печати фигового божества. У различных племен Индии рогатые головные уборы носят жрецы во время жертвоприношений». Конференция Международной ассоциации археологов Южной Азии в Западной Европе (1992). Археология Южной Азии, 1989: Материалы Десятой Международной конференции археологов Южной Азии в Западной Европе, Национальный музей азиатских искусств Гиме, Париж, Франция, 3–7 июля 1989 г. Предыстория Пресс. п. 227. ИСБН  9781881094036 .
  43. ^ «Изображение тюленя с рогатым божеством» . www.columbia.edu .
  44. ^ Jump up to: а б Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. ISBN  9781588390431 .
  45. ^ Jump up to: а б Индский сценарий. Текст, согласование и таблицы Ираватан Махадеван . п. 139.
  46. ^ Jump up to: а б с Аруз, Джоан (13 августа 2018 г.). «Размышления о фантастических зверях в Хараппском мире» в книге «Прогулка с единорогом: социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии: том поздравлений Джонатана Марка Кенойера» . Archaeopress Publishing Ltd., стр. 30–31. ISBN  978-1-78491-918-4 .
  47. ^ Кенойер, Джонатан М.; Хьюстон, Кимберли Бертон (2005). Древний мир Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. п. 63. ИСБН  978-0-19-522243-2 .
  48. ^ Аруз, 403; Harappa.com, с хорошим фото ; Поссель (2002), 145–146.
  49. ^ Аруз, 403; Поссель (2002), 145–146.
  50. ^ Jump up to: а б с д Кеновер, Джонатан Марк (2006). «Культуры и общества индийской традиции». В Тапаре, Ромила (ред.). Исторические корни в создании «арийца» . Национальный книжный фонд.
  51. ^ Jump up to: а б с Кенойер, Джонатан Марк (2006–2007). «Индские печати: обзор иконографии и стиля». Древний Синд: Ежегодный журнал исследований . 9:12 .
  52. ^ Jump up to: а б с д Робинсон, Эндрю (2021). "Торговля". Инд: утраченные цивилизации . Книги реакции. ISBN  9781789143850 .
  53. ^ Jump up to: а б Кенойер, Джонатан Марк (2005). «Культурные изменения в период позднего Хараппы в Хараппе: новый взгляд на ведические арийские проблемы». В Брайанте, Эдвин; Паттон, Лори (ред.). Индо-арийский спор: доказательства и выводы из истории Индии . Рутледж. п. 21. ISBN  9780203641880 .
  54. ^ Jump up to: а б Парпола, Аско (2018), Джеймисон, Грегг; Амери, Марта; Скотт, Сара Джармер; Костелло, Сара Килт (ред.), «Индские печати и глиптические исследования: обзор» , Печати и уплотнения в древнем мире: тематические исследования на Ближнем Востоке, Египте, Эгейском море и Южной Азии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 127–143, doi : 10.1017/9781108160186.011 , ISBN.  978-1-107-19458-8 , получено 9 августа 2021 г.
  55. ^ Jump up to: а б Авари, Бурджор (2007). «Хараппская цивилизация». Индия: Древнее прошлое: История Индийского субконтинента с ок. 7000 г. до н.э. – 1200 г. н.э. Рутледж. п. 49. ИСБН  9780415356152 .
  56. ^ Конасукава, Аюму; Койсо, Манабу (2018). «Размер тюленей Инда и его значение». Прогулка с единорогом: социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии: Том поздравлений Джонатана Марка Кенойера . АрхеоПресс. ISBN  9781784919184 .
  57. ^ Касперс, Элизабет CL Во время (1973). «Хараппская торговля в Персидском заливе в третьем тысячелетии до нашей эры» Материалы семинара по арабским исследованиям . 3 :3–20. ISSN   0308-8421 . JSTOR   41223270 .
  58. ^ Кузьмина, Э.Э.; Мэллори, JP (1 января 2007 г.). «Керамика» . Происхождение индоиранцев . п. 73.
  59. ^ Jump up to: а б Аруз, Джоан (13 августа 2018 г.). «Размышления о фантастических зверях в Хараппском мире» в книге «Прогулка с единорогом: социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии: том поздравлений Джонатана Марка Кенойера» . Archaeopress Publishing Ltd., стр. 28–29. ISBN  978-1-78491-918-4 .
  60. ^ Jump up to: а б с д Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. п. 732. ИСБН  9780761475651 .
  61. ^ Jump up to: а б с д Сингх. Руководство Пирсона по истории Индии для предварительного экзамена UPSC по государственной службе . Пирсон Образовательная Индия. п. 35. ISBN  9788131717530 .
  62. ^ Jump up to: а б с д и Поссель 2002 , с. 146.
  63. ^ Маккей, EJH (1937). Дальнейшие раскопки в Мохенджо-Даро-vol.ii . п. Табличка LXXXII.
  64. ^ Jump up to: а б Ратнагар, Шерин (01 декабря 2016 г.). «Критический взгляд на Богиню-Мать Маршалла в Мохенджо-Даро» . Исследования по народной истории . 3 (2): 113–127. дои : 10.1177/2348448916665714 . ISSN   2348-4489 . S2CID   191808666 .
  65. ^ Jump up to: а б с д Бхардвадж, Дикша (18 октября 2018 г.). «Следы прошлого: терракотовый репертуар хараппской цивилизации» . Сахапедия .
  66. ^ Jump up to: а б Синополи, Карла М. (2007). «Гендер и археология в Южной и Юго-Западной Азии». В Нельсоне, Сара М.; Лайонс, Дайан (ред.). Гендерные миры: археология женской жизни по всему миру . Роуман Альтамира. п. 79. ИСБН  9780759110847 .
  67. ^ Фулстон, с. 4.
  68. ^ Кинсли (а), с. 217.
  69. ^ Падма, Шри (17 октября 2013 г.). Превратности богини: реконструкции Грамадеваты в религиозных традициях Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199325030 .
  70. ^ Саркар, Бихани (29 мая 2019 г.), «Дурга» , индуизм , Oxford University Press, doi : 10.1093/obo/9780195399318-0219 , ISBN  978-0-19-539931-8 , получено 10 августа 2021 г.
  71. ^ Юокочи, Юко (2004). Возвышение Богини-Воительницы в Древней Индии: исследование мифа о Каушики-Виндхьявасини в Сканда-Пуране (Диссертация). Университет Гронингена. п. 7-8.
  72. ^ Фриц, Джон М. (июнь 2019 г.). «Обзор книги «Социальная жизнь статуэток: реконструкция терракотовых фигурок третьего тысячелетия до нашей эры из Хараппы». Шарри Р. Кларк. Кембридж, Массачусетс: Документы музея Пибоди 86, 2017 г., 362 стр. + компакт-диск. 85 долларов, бумага. ISBN 9780873652155." " . Журнал антропологических исследований . 75 (2): 269–270. дои : 10.1086/702805 . ISSN   0091-7710 . S2CID   191946004 .
  73. ^ Кларк, Шарри Р. (20 февраля 2017 г.). Социальная жизнь статуэток: реконтекстуализация терракотовых фигурок третьего тысячелетия до нашей эры из Хараппы . Документы музея Пибоди: 86. Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780873652155 .
  74. ^ Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. С. 388–389, см. объект 274. ISBN.  978-1-58839-043-1 .
  75. ^ Маккей, EJH (1937). Дальнейшие раскопки в Мохенджо-Даро-vol.ii . п. Табличка LXXIV.
  76. ^ "Сидящий мужчина в позе Намаскар" «Национальный музей, Нью-Дели» . www.nationalmuseumindia.gov.in .
  77. ^ Jump up to: а б Поссель, 115
  78. ^ Jump up to: а б Coningham & Young 2015 , стр. 480–83a.
  79. ^ Jump up to: а б с Грин, Адам С. (01 июня 2021 г.). «Убийство царя-жреца: решение проблемы эгалитаризма в индийской цивилизации» . Журнал археологических исследований . 29 (2): 153–202. дои : 10.1007/s10814-020-09147-9 . ISSN   1573-7756 . S2CID   224872813 .
  80. ^ Поссель, 113
  81. ^ Райт 2009 , с. 252.
  82. ^ Поссель, 57 лет; Зеленый; Сингх (2008), 176–179; Матиае и Ламберг-Карловские, 377 г.
  83. ^ Поссель, 115 (цитата); Аруз, 385; Сингх (2008), 178
  84. ^ Кенойер 2014 , с. 424,б «Самая известная из этих каменных фигур первоначально называлась «Царь-Жрец» (рис. 1.25.8) на основании аналогичных изображений из Месопотамии, но подтвердить это отождествление без помощи письменных источников невозможно. тексты».
  85. ^ Видале, Массимо (2017). «Контакты с другими регионами и Индом». Сокровища Окса: Искусство и цивилизация Центральной Азии . Блумсбери. п. 56. ИСБН  9781784537722 .
  86. ^ Jump up to: а б Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. п. 277. ИСБН  978-1-57607-907-2 .
  87. ^ Jump up to: а б с Аско Парпола (1985). «Небесная одежда - исследование хараппской религии и ее связи с месопотамскими и более поздними индийскими религиями». Студия Ориенталия . 57 . Финское восточное общество: 101–107.
  88. ^ Jump up to: а б Видале, Массимо (19 апреля 2010 г.). «Аспекты дворцовой жизни в Мохенджо-Даро» . Исследования Южной Азии . 26 (1): 59–76. дои : 10.1080/02666031003737232 . ISSN   0266-6030 . S2CID   191342150 .
  89. ^ Липнер, Юлиус Дж. (2017). Индуистские изображения и поклонение им с особым упором на вайшнавизм: философско-теологическое исследование . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 39. ИСБН  9781351967822 . OCLC   985345208 .
  90. ^ Маршалл, Джон (1996). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы . Азиатские образовательные услуги. п. 389. ИСБН  9788120611795 .
  91. ^ «Возможные влияния других культур», ссылаясь на месопотамские темы в иконографии Инда. Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология: Инка-Меркурий . Маршалл Кавендиш. п. 732. ИСБН  978-0-7614-7565-1 .
  92. ^ Джош, Джагат Пати (1987). Мемуары Археологической службы Индии № 86; Том 1 . п. 76.
  93. ^ Маршалл, Джон (1996). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы . Азиатские образовательные услуги. п. 389. ИСБН  9788120611795 .
  94. ^ «Антропоморфная фигура преклонила колени перед фиговым деревом с поднятыми руками в почтительном приветствии, молитве или поклонении. Это почтение предполагает божественность ее объекта, другой антропоморфной фигуры, стоящей внутри фигового дерева. На древнем Ближнем Востоке боги и богини, а также их земные представители, божественные цари и царицы, выполнявшие функции первосвященников и жриц, отличались рогатой короной. Подобную корону носят две антропоморфные фигуры на печати инжирного божества . В Индии рогатые головные уборы носят священники во время жертвоприношений». в Конференция Международной ассоциации археологов Южной Азии в Западной Европе (1992). Археология Южной Азии, 1989: Материалы Десятой Международной конференции археологов Южной Азии в Западной Европе, Национальный музей азиатских искусств Гиме, Париж, Франция, 3–7 июля 1989 г. Предыстория Пресс. п. 227. ИСБН  9781881094036 .
  95. ^ Косамби, Дамодар Дхармананд (1975). Введение в изучение истории Индии . Народное воззвание. п. 64. ИСБН  978-81-7154-038-9 .
  96. ^ Аруз, Джоан (13 августа 2018 г.). «Размышления о фантастических зверях в Хараппском мире» в книге «Прогулка с единорогом: социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии: том поздравлений Джонатана Марка Кенойера» . Archaeopress Publishing Ltd., стр. 26, 31. ISBN.  978-1-78491-918-4 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fdfedca24eb7c75bc5089081338a8cc__1716479880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/cc/4fdfedca24eb7c75bc5089081338a8cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion of the Indus Valley Civilization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)