Jump to content

Австронезийские суда

Австронезийские суда — традиционные морские суда австронезийских народов Тайваня , , Приморья Юго-Восточной Азии , Микронезии , прибрежной Новой Гвинеи острова Меланезии , Полинезии и Мадагаскара . [2] В их число также входят коренные этнические меньшинства во Вьетнаме , Камбодже , Мьянме , Таиланде , Хайнане , Коморских островах и на островах Торресова пролива .

Они варьируются от небольших долбленых каноэ до больших дощатых судов с привязными проушинами. Их конфигурации корпуса включают однокорпусные, а также уникальные австронезийские катамараны и лодки с выносными опорами ( лодки с одной опорой и тримараны ). Традиционные типы парусов включают в себя множество типичных австронезийских конфигураций крабовых клешней и танджа , хотя современные суда обычно моторизованы. Эти суда позволили мигрировать австронезийским народам во время австронезийской экспансии (начавшейся примерно с 3000 по 1500 гг. до н. э. из Тайваня и островов Юго-Восточной Азии ) по островам Индо-Тихоокеанского региона , доходя до Мадагаскара , Новой Зеландии и острова Пасхи . Они также использовались для установления торговых путей, в том числе австронезийской морской торговой сети , которая сформировала морской участок торговли пряностями , а затем и морской шелковый путь .

Карта, показывающая миграцию и экспансию австронезийцев , начавшуюся примерно в 3000 году до нашей эры из Тайваня.

Австронезийцы использовали отличительные технологии парусного спорта, а именно катамаран , корабль с выносными опорами , парус Танья и парус с крабовыми когтями . Это позволило им колонизировать большую часть Индо-Тихоокеанского региона во время австронезийской экспансии, начавшейся примерно с 3000 по 1500 год до нашей эры и закончившейся колонизацией острова Пасхи и Новой Зеландии в 10-13 веках нашей эры. [3] [4] До колониальной эпохи 16 века австронезийцы были самой распространенной этнолингвистической группой, охватывающей половину планеты от острова Пасхи в восточной части Тихого океана до Мадагаскара в западной части Индийского океана . [5] [6] Они также создали обширные морские торговые сети, среди которых есть неолитический предшественник того, что впоследствии стало Морским Шелковым путем . [7]

Самая простая форма всех древних австронезийских лодок состояла из пяти частей. Нижняя часть состоит из цельного куска выдолбленного бревна. По бокам располагались две доски, а нос и корму образовывали два куска дерева в форме подковы . Их плотно прикрепляли друг к другу от края до края путем шитья или с помощью дюбелей, вставленных в отверстия между ними, а затем связывали друг с другом веревками (сделанными из ротанга или волокна), обернутыми вокруг выступающих выступов на досках. Эта характерная и древняя австронезийская практика судостроения известна как техника « привязных проушин ». Их обычно конопатили пастой из различных растений, а также корой тапа и волокнами, которые расширялись при намокании, еще больше сжимая стыки и делая корпус водонепроницаемым. Они образовали корпус лодки, который затем был усилен горизонтальными ребрами. По этой конструкции можно идентифицировать кораблекрушения австронезийских кораблей, а также отсутствие металлических гвоздей. Австронезийские корабли традиционно не имели центральных рулей, а вместо этого управлялись веслом с одной стороны. [8] [9] [10]

Они также независимо разработали различные типы парусов в эпоху неолита , начиная с паруса с крабовыми когтями (также ошибочно называемого «океаническим латином » или «океаническим духом ») примерно в 1500 году до нашей эры. Они используются на всей территории Австронезийской экспансии , от Приморья Юго-Восточной Азии до Микронезии , острова Меланезии , Полинезии и Мадагаскара . Паруса «крабовые клешни» установлены продольно и могут наклоняться и вращаться относительно ветра. Они произошли от V-образных перпендикулярных квадратных парусов , в которых два лонжерона сходятся у основания корпуса. Самая простая форма паруса «крабовый коготь» (также получившая самое широкое распространение) состоит из треугольного паруса, поддерживаемого двумя легкими лонжеронами (иногда ошибочно называемыми « шпритами ») с каждой стороны. Изначально они были безмачтовыми, и всю сборку снимали при опускании парусов. [11]

Конфигурации корпуса и парусов

[ редактировать ]
И крабовые клешни , и паруса танджа, используемые яванскими рыбацкими лодками ( около 1920 г. )

Австронезийские оснастки использовались для конфигураций лодок с двойным каноэ ( катамаран ), с одной опорой (с наветренной стороны) или с двумя выносными опорами , в дополнение к однокорпусным кораблям . [8] [9]

Крабовая клешня

[ редактировать ]

Существует несколько различных типов оснасток с крабовыми когтями, но, в отличие от западных оснасток, они не имеют фиксированных условных названий. [12] Паруса «крабовые клешни» установлены продольно и могут наклоняться и вращаться относительно ветра. Они произошли от V-образных перпендикулярных квадратных парусов , в которых два лонжерона сходятся у основания корпуса. Самая простая форма паруса «крабовый коготь» (также получившая самое широкое распространение) состоит из треугольного паруса, поддерживаемого двумя легкими лонжеронами (иногда ошибочно называемыми « шпритами ») с каждой стороны. Изначально они были безмачтовыми, и всю сборку снимали при опускании парусов. [11]

Маневровая техника на одновыносном двустороннем каэпе из Палау . Вся оснастка переносится на другой конец лодки, а нос становится кормой и наоборот.

Необходимость приводить в движение более крупные и тяжелонагруженные лодки привела к увеличению вертикального паруса. Однако это привело к большей нестабильности судов. Помимо уникального изобретения аутригеров для решения этой проблемы, паруса также были наклонены назад, а точка схождения по корпусу переместилась дальше вперед. Эта новая конфигурация требовала свободной «подпорки» в середине корпуса для удержания лонжеронов, а также веревочных опор с наветренной стороны. Это позволило увеличить площадь парусов (и, следовательно, увеличить мощность), сохраняя при этом центр усилия низко и, таким образом, делая лодки более устойчивыми. Позже опора была преобразована в фиксированные или съемные наклонные мачты, где лонжероны парусов фактически подвешивались на фале к верхушке мачты. Этот тип паруса наиболее совершенен у микронезийских проа , которые могут развивать очень большую скорость. Эти конфигурации иногда называют «шпритом журавля» или «шпритом журавля». [11] [12]

Микронезийские, островные меланезийские и полинезийские суда с одной опорой также использовали наклонную конфигурацию мачты для уникального развития маневровых операций . [11] [12] У маневровых судов оба конца одинаковы, и лодка плывет в обе стороны, но имеет фиксированную подветренную и наветренную стороны. Лодку перемещают от одного луча к другому, чтобы изменить направление при боковом ветре - процедура с малой силой. Нижний угол паруса типа «крабовая клешня» перемещается на другой конец, который становится носовой частью, когда лодка отправляется обратно тем же путем, которым пришла. Мачта обычно шарнирно регулируется, регулируя наклон или угол мачты. Конфигурация крабовой клешни, используемая на этих судах, представляет собой установку с низким напряжением , которую можно построить с помощью простых инструментов и нетехнологичных материалов, но при этом она работает очень быстро. По дальности действия луча это может быть самая быстрая простая установка.

Еще одна эволюция базового паруса с крабовыми когтями - это преобразование верхнего лонжерона в фиксированную мачту. В Полинезии это придало парусу большую высоту, а также сделало его более узким, придав ему форму, напоминающую клешни краба (отсюда и парус «крабовая клешня»). Это также обычно сопровождалось более изогнутым нижним лонжероном. [11] [12]

Преобразование опоры в фиксированную мачту в парусе «крабовый коготь» привело к гораздо более позднему изобретению паруса танджа (также известного по-разному и ошибочно как скошенный квадратный парус, скошенный прямоугольный парус, гик или балансировочный парус). Паруса Танджа были оснащены так же, как паруса с крабовыми клешнями, а также имели лонжероны как в верхней, так и в нижней части парусов; но они были квадратными или прямоугольными, а лонжероны не сходились в точку. [11] [12] Обычно они устанавливаются на одной или двух (реже трех и более) сошках или мачтах-треногах, обычно сделанных из толстого бамбука . [13] [14] [15] Мачты имеют изогнутые головки с пазами для крепления фалов . В нижней части двух бамбуковых шестов мачты есть отверстия, которые крепятся к концам поперечных бревен на палубе и действуют как шарнир. Передняя часть мачты имела шплинт. Разблокировав его, мачту можно опустить поперек корабля. [13]

Несмотря на сходство внешнего вида с западными квадратными парусными вооружениями, танджа представляет собой продольную оснастку, похожую на парусник . Парус подвешивался к верхнему лонжерону («рею»), а нижний лонжерон выполнял функцию гика. [13] При установке вперед-назад лонжероны выступают вперед от мачты примерно на треть своей длины. При движении против ветра их устанавливают перпендикулярно корпусу, подобно квадратному снаряжению. [16] Парус можно вращать вокруг мачты (уменьшая необходимость управления рулями) и наклонять для перемещения центра тяги вперед или назад. Парус можно даже наклонить полностью горизонтально, приняв форму крыла, чтобы поднять нос над набегающими волнами. Парус зарифляется путем прокатывания его вокруг нижнего лонжерона. [13]

В дополнение к парусам танджа, корабли с оснасткой танджа также имеют бушприты с четырехсторонним передним парусом , иногда также скошенным, как это изображено на кораблях Боробудура . [16] В колониальную эпоху они были заменены треугольными стакселями в западном стиле (часто несколькими в более поздние периоды), а сами паруса танджа постепенно заменялись западными оснастками, такими как гафельные . [13]

Список австронезийских судов по регионам

[ редактировать ]
Этика народа дао Тайваня

Ниже приводится неполный список традиционных австронезийских сосудов.

Остров Орхидей

[ редактировать ]

Остров Юго-Восточной Азии

[ редактировать ]
Капал Нур Аль Маредж , Макассар падеваканг из Индонезии.
Кора -кора из Хальмахеры , Малуккские острова , Индонезия (ок. 1920 г.)

Индонезия

[ редактировать ]
Джукунг из Индонезии

Малайзия

[ редактировать ]

Филиппины

[ редактировать ]
с двойной опорой Парашют на острове Боракай , Филиппины.
Военный корабль Иранун Ланонг с Филиппин.

Сингапур

[ редактировать ]

Микронезия

[ редактировать ]
Одиночная опора с острова Яп , Каролинские острова.

Каролинские острова

[ редактировать ]

Кирибати

[ редактировать ]

Маршалловы острова

[ редактировать ]

Марианские острова, в т.ч. Гуам

[ редактировать ]

Остров Меланезия

[ редактировать ]
Лакатои из народа моту в Папуа-Новой Гвинее
Традиционный попао Тонги

Папуа-Новая Гвинея

[ редактировать ]

Соломоновы Острова

[ редактировать ]

Полинезия

[ редактировать ]
Иллюстрация фиджийского камакау (1846 г.)
Hōkūleʻa . , чартерное судно с Гавайев

Острова Кука

[ редактировать ]

Маркизские острова

[ редактировать ]

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Острова Общества

[ редактировать ]

Мадагаскар

[ редактировать ]
с одной опорой Лакана из Мадагаскара.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Доран, Эдвин Б. (1981). Вангка: Австронезийское происхождение каноэ . Издательство Техасского университета A&M. ISBN  9780890961070 .
  2. ^ Пьеррон, Денис; Разафиндразака, Хариланто; Пагани, Лука; Рико, Франсуа-Ксавье; Антао, Тьяго; Капредон, Мелани; Самбо, Клеман; Радимилахи, Шанталь; Ракотоарисоа, Жан-Эме; Бленч, Роджер М.; Летелье, Тьерри (21 января 2014 г.). «Общегеномные свидетельства примеси австронезийцев и банту и культурной реверсии в группе охотников-собирателей на Мадагаскаре» . Труды Национальной академии наук . 111 (3): 936–941. Бибкод : 2014PNAS..111..936P . дои : 10.1073/pnas.1321860111 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   3903192 . ПМИД   24395773 .
  3. ^ Доран, Эдвин младший (1974). «Эпоха аутригеров» . Журнал Полинезийского общества . 83 (2): 130–140.
  4. ^ Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN  978-0-415-10054-0 .
  5. ^ Беллвуд, Питер; Фокс, Джеймс Дж.; Трайон, Даррелл (2006). Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы . Издательство Австралийского национального университета. ISBN  978-1-920942-85-4 .
  6. ^ Беллвуд, Питер (2014). Глобальная предыстория миграции людей . п. 213.
  7. ^ Беллина, Беренис (2014). «Юго-Восточная Азия и ранний морской Шелковый путь» . В Гай, Джон (ред.). Затерянные королевства ранней Юго-Восточной Азии: индуистско-буддийская скульптура V-VIII веков . Издательство Йельского университета. стр. 22–25. ISBN  978-1-58839-524-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Хорридж А. (2008). «Происхождение и взаимосвязь тихоокеанских каноэ и буровых установок» (PDF) . На Di Piazza A, Pearthree E (ред.). Каноэ Великого океана . BAR International Series 1802. Археопресс. ISBN  9781407302898 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Лачина, Лигая (2016). Изучение доколониального судостроения в Юго-Восточной Азии: археологическое исследование лодок Бутуан и использование обшивки с соединенными краями в местных и региональных строительных технологиях (доктор философии). Университет Флиндерса.
  10. ^ Хенг, Дерек (2018). «Корабли, кораблекрушения и археологические находки как источники истории Юго-Восточной Азии». В Ладдене, Дэвид (ред.). Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии . doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.97 . ISBN  978-0-19-027772-7 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кэмпбелл, IC (1995). «Латинский парус в мировой истории» . Журнал всемирной истории . 6 (1): 1–23. JSTOR   20078617 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Хорридж, Адриан (апрель 1986 г.). «Эволюция тихоокеанских каноэ» . Журнал тихоокеанской истории . 21 (2): 83–99. дои : 10.1080/00223348608572530 . JSTOR   25168892 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Пелрас, Кристиан (1997). Буги . Джон Уайли и сыновья. стр. 258–259. ISBN  9780631172314 .
  14. ^ Бернингем, Ник (2019). «Судоходство Индийского океана». В Шоттенхаммере, Анджела (ред.). Ранняя глобальная взаимосвязь в мире Индийского океана. Том 2: Обмен идеями, религиями и технологиями . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–202. ISBN  9783319978017 .
  15. ^ Чаудхури, КН (1985). Торговля и цивилизация в Индийском океане: экономическая история от возникновения ислама до 1750 года . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН  9780521285421 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Пейн, Линкольн (2013). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 286. ИСБН  9780307962256 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Ту, Карен Кан-Лун (2017). Ва и Татала: трансформация каноэ коренных народов на Япе и острове Орхидей (PDF) (доктор философии).


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb05499b6fb2b97f7709736db3d60878__1716370320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/78/bb05499b6fb2b97f7709736db3d60878.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Austronesian vessels - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)