( водного транспорта)


Ва — традиционные парусные каноэ с выносными опорами Каролинских островов , куда также входят Палау и Яп . [1] У них есть одна опора. [1] [2] Они похожи на сакман Северных Марианских островов .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]

Ва аре проа — суда с одинаковыми носом и кормой, позволяющие судну двигаться задним ходом, не разворачиваясь. [А] Их изготавливают из тесаных оболочек, обычно стволов хлебного дерева . [Б] с одинарными широкими топ- стреками и резными носовой и кормовой частями. [С] Паруса латеновые [Д] и традиционно делались из пандана из циновки парусины . [6] Бенджамин Моррелл записал в 1830-х годах, что паруса «делались из небольших кусков площадью около трех квадратных футов, сшитых вместе. При придании парусу правильной формы части, которые отрываются с одной стороны, переходят на другую; правильной формы и заставляет фалы сгибаться посреди двора». [И] После Второй мировой войны паруса перешли на брезентовые , а после 1973 года использование дакрона стало увеличиваться. [Ф]
Ранние отчеты сходились во мнении о « подветренной платформе на стороне, противоположной раме выносных опор , которая также имеет большую платформу с шестами, установленную поперек ее стрел, на которой размещаются люди, чтобы уравновесить любой чрезмерный крен в подветренную сторону, когда ветер усиливается. действующий". [2] Наветренный поплавок стабилизирует судно. Это происходит «из-за его веса, а не плавучести. Когда поплавок погружается в волну, его увеличенное сопротивление слегка раскачивает каноэ против ветра, тем самым ослабляя часть давления ветра на парус. Каноэ временно замедляется и позволяет всплыть, чтобы снова подняться». [Г] Эта конструктивная особенность также позволяет уменьшить снос, направляя ветер в сторону траверза или борта судна. [ЧАС]
На Полувате мастерство строительства каноэ называется héllap («великий такелаж»), а различные школы столярного дела на каноэ включают hálinruk («Веревка Трука ») и hálinpátu («Веревка четырех западных островов »). [Я]
Скорость и средства движения
[ редактировать ]Ва можно плавать на большие расстояния, грести или перемещаться на лодке . [11] Один анализ плавания под парусом «убедительно показал, что эти примитивные суда превосходят современные лодки на важных участках плавания». [1] В 1776 году Энсон подсчитал, что они способны двигаться со скоростью ветра или, возможно, превосходить ее, а также обладают лучшей ориентироваться по ветру, чем любое ранее встречавшееся судно. способностью [Дж] Некоторые первые западные наблюдатели заявили, что они «способны развивать скорость 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) в течение длительного периода времени». [К] Эдвин Доран, автор книги «Вангка: австронезийское происхождение каноэ» (1981), привел среднюю скорость 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) для ва, следующего из Гуама в Манилу . [13] Бенджамин Моррелл сообщил в 1831 году, что он «видел, как эти лодки шли со скоростью восемь миль в час (13 км/ч) в пределах четырех баллов от ветра» и что он «не сомневался, что они будут идти со скоростью двенадцать или тринадцать [13 миль (21 км)] миль в час на гладкой воде». [Л]

Использование и ассортимент
[ редактировать ]
В прошлом путешествия по открытому океану длиной 150 миль (240 км) были обычным явлением. [1] и «оживленная торговля» велась с Марианскими островами на севере. [М] Предметы торговли включали ракушки, ткань тапа , деревянные сосуды, веревки , железо, медь, гвозди и ножи. [Н] Камни Раи были привезены из Палау на Яп . [ТО] Вещественные доказательства контактов с народом чаморро на Гуаме на крайнем юге Марианских островов включают пестики, рыболовные крючки и кольца из ракушек с Каролинских островов». [15] [16] Самым ранним документальным свидетельством является письмо монаха Хуана Кантовы 1721 года монаху Уильяму Д'Обентону, в котором он описывает высадку каноэ 19 июня 1721 года из Волеаи на Гуаме. [П] В тот же испанский колониальный период многие люди чаморро умерли из-за завезенных болезней или были насильственно переселены с Сайпана на Гуам, а жители Каролинских островов эмигрировали вместо них на Сайпан. [В] К 1788 году флот с Каролинских островов почти ежегодно отправлялся на Гуам для торговли железом и другими товарами. [Р] В том же году на Гуам прибыло каноэ из Волеаи и сообщило испанцам, что «они всегда вели торговлю с Гуамом и прекратили свое плавание только после того, как стали свидетелями жестокости европейцев». [С]
В 1821 году Адельберт фон Шамиссо записал путешествие длиной 2300 миль (3700 км) от Япа до атолла Аур в цепи Ратак на Маршалловых островах . [Т] Дальние путешествия протяженностью не менее 1000 миль (1600 км) между Каролинскими островами , Филиппинами и Марианскими островами были частыми. [В] В 1970 году каноэ из Сатавала совершило плавание длиной 500 миль (800 км) до Сайпана . [1] Звездные курсы между островами были известны на Пулувате для всех крупных островов от Тоби , к юго-западу от Палау , до Макина на островах Гилберта – явное свидетельство неоднократных путешествий по различным частям этого региона длиной 3000 миль (4800 км). [1] Согласно одиннадцатому изданию Британской энциклопедии 1911 года , коренные жители Каролинских островов «представляют собой микронезийские гибриды более прекрасного телосложения, чем их родственники с островов Пелев , имеют сравнительно высокий умственный уровень, являются осторожными земледельцами, а также необычайно умными строителями лодок и мореплавателями». [18]
Капитан морского каноэ в Центральных Каролинских островах располагает в качестве средства навигации гораздо большим, чем просто знанием горных вершин, которые возвышаются чуть выше уровня моря и образуют дюжину или две дюжины островов, которые он посещает. Для него поверхность океана усеяна сотнями, а возможно, и тысячами других вещей, названия, расположение и взаимоотношения которых он знает и которые служат для него морскими знаками. Некоторые из них являются достаточно реальными явлениями; некоторые, должно быть, кажутся нам из области сказочных. Есть островки, рифы, песчаные отмели; возможно, также реальны обесцвеченный участок воды или акула, которую всегда можно встретить на определенном рифе; но есть еще двуглавый кит, парящая птица-фрегат, вокруг которой постоянно кружит ржанка, дух, живущий в пламени, человек в каноэ из папоротников. И все это, как настоящие острова, так и фантастические чудовища, являются постоянными географическими объектами; все они являются более или менее полезными морскими знаками, все они носят имена, и все они серьезно рассматриваются — хотя и не все одинаково важны — как навигационные средства.
- Сол Х. Ризенберг, Смитсоновский институт (1972) [19]

Вокруг оси восток-запад этой навигационной системы сгруппировано большее количество звезд - поскольку Каролинские острова представляют собой цепочку островов с востока на запад, большинство путешествий происходит в этих направлениях, и в течение семи-восьми месяцев в году преобладают ветры. находятся на северо-востоке. [V] Эти доминирующие ветры называются этиу-май-ракена-ефанг (или «ветер, дующий с севера-востока»). [В]
Согласно спорному [22] историк Эндрю Шарп, информация более ранних наблюдателей Отто фон Коцебу и Луи де Фрейсине предполагает, что дальние путешествия были сезонно ограничены, что «каролинские путешественники опасались сезонного юго-западного муссона», что обычные устойчивые пассаты с севера- предпочтение было отдано востоку, и что лодки, когда-то перевернутые , было трудно повернуть вправо. [Х]
В Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится артефакт под названием «хос», в котором стилизованная человеческая фигура прикреплена к шипам ската (предполагаемым источникам его силы). Они описывают его как используемый в «магии погоды, которая, как полагают, обладает способность предотвращать или изменять путь приближающихся бурь», что предварительно приписывается Япу . [24] [25]
Отклонить
[ редактировать ]
После германо-испанского договора 1899 года путешествия между островами не поощрялись колониальными правительствами немецкой Новой Гвинеи и Японии , а также коммерческой доступностью торговых товаров. Однако это разочарование оказалось не очень эффективным. [И]
в 1966 году Волонтер Корпуса мира сообщил о флоте из 20 каноэ разных размеров, который отплыл с пяти островов атолла Волеаи , чтобы встретить прибывающее судно, и заявил, что в то время была только одна моторная лодка. К 1973 году на Волеаи все еще активно плавали лишь несколько каноэ, а моторных лодок было более 20. Сообщается, что в 1973 году традиции путешествий были наиболее живы на островах Сатавал , Намонабетиу и в меньшей степени Нанонуито и Ифалик . [С]
«Дальние путешествия без приборов» все еще практиковались в этом районе в конце 1980-х годов. [АА]
В 2012 году благотворительная организация Habele и общественная организация Waa'gey помогали молодым жителям отдаленных островов Ламотрека получить опыт строительства ва . [АБ] [ЯВЛЯЮСЬ]






Выжившие модели
[ редактировать ]Масштабная модель Полувата , собранная Дэвидом Льюисом и Барри Льюисом, отцом и сыном, в 1969 году хранится в Австралийском национальном морском музее в Дарлинг-Харборе , Сидней , Австралия. [ОБЪЯВЛЕНИЕ] Еще одна поврежденная модель небольшого масштаба также находится в Сиднее, в Музее электростанции . [32]
Две дополнительные модели япского ремесла , изготовленные до 1909 года , хранятся в Этнологическом музее Берлина в Германии. [33] [34]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Как ловко они приспособлены для определения местоположения этой группы островов, называемых Ладроны: поскольку эти острова расположены почти с севера и юга друг от друга и все находятся в пределах пассатов, Проас превосходно плавает на ветер, причем любым концом вперед, может переноситься с одного из этих островов на другой и обратно, только перемещая парус, даже не поворачивая его, а благодаря плоскостности подветренной стороны и небольшой ширине они на это способны; Преимущество, которое я имею в виду, состоит в том, что он движется со скоростью, почти такой же, а иногда и большей, чем та, дует ветер». [3]
- ^ " Репунглуг и Репунглап решили использовать каноэ, принадлежащее их клану, и оно было подготовлено к путешествию. Каноэ, сколоченное из досок хлебного дерева в традиционной каролинской манере, имеет длину примерно 26 футов и в то время было оборудовано холщовый парус». [4]
- ^ «Эти вытесанные корпуса с пришитыми одинарными широкими топ-стреками, а также резными деталями носа и кормы напоминают нам о новозеландских кораблях». [5]
- ^ «Парус латиновой формы, два ярда, мачта почти вертикальная» [5]
- ^ «Паруса сделаны из небольших частей площадью около трех квадратных футов, сшитых вместе. При придании парусу правильной формы части, которые отрываются с одной стороны, переходят на другую; это придает ему правильную форму и вызывает фалы надо гнуть посреди двора». [5]
- ^ «По состоянию на 1973 год во всех каноэ на Сатавале использовались лавсановые паруса, сшитые самими людьми. В большинстве каролинских каноэ использовался холст, приобретенный во время присутствия японцев на островах. Однако жители Сатавала не хотели отказываться от громоздких панданусов. паруса, вероятно, потому, что каноэ и плавание были включены в сложную дохристианскую систему табу. Христианство распространилось на Сатавале в течение десятилетий после Второй мировой войны, и островитяне затем использовали парусину в качестве добровольцев Корпуса мира. Когда слух о превосходстве лавсана распространился, жители Ифалика , Элато , Волеаи , Пулусука продемонстрировали очевидное превосходство лавсана над холстом, имея всего лишь 4-дюймовый квадратный образец. Пулап . и Пулуват оснастили дакроном как минимум одно каноэ на каждом острове» [7]
- ^ «Аутригер с поплавком также значительно улучшает ходовые качества, поскольку он всегда повернут на ветер. Как отмечает Гладвин в отношении каноэ острова Кэролайн, это «сделано для того, чтобы сила ветра на парусе имела тенденцию поднимите поплавок с выносной опорой из воды, а не толкайте его вниз». Таким образом, поплавок действует как стабилизирующий агент за счет своего веса, а не плавучести. Когда поплавок погружается в волну, его увеличенное сопротивление слегка раскачивает каноэ против ветра. , тем самым уменьшая часть давления ветра на парус. Каноэ временно замедляется и позволяет поплавку снова подняться». [8]
- ^ «Каноэ с выносными опорами будет иметь тенденцию располагаться по ветру на балке и, таким образом, уменьшать снос» [9]
- ^ «Знания, не относящиеся к иитангу, организованы по-другому. Некоторые навыки называются хаак (коврик пандана), например, хакинпве слово для обозначения спального коврика лох (коврик для гадания). Или может использоваться , например, лоханппало (коврик мореплавателя ). Тавуверу называет свои навигационные знания, не относящиеся к итангу , своим kiyen noómw (мат атолла; кий — другое название циновки из пандануса, которое чаще всего используется в качестве притяжательного классификатора для таких циновок). «такелет», Héllap (Великий такелаж), а также различные школы столярного дела на каноэ, например, Hálinruk (Веревка Трука), Hálinpátu (Веревка четырех западных островов). [10]
- ^ «... и благодаря плоскостности подветренной стороны и небольшой ширине они способны лежать гораздо ближе к ветру, чем любое известное до сих пор судно, и тем самым имеют преимущество, на которое никогда не смогут претендовать ни одно большое судно. Я имею в виду преимущество бега со скоростью, почти такой же, а иногда и большей, чем та, с которой дует ветер». [3]
- ^ "Некоторые свидетели говорят, что микронезийский летающий проа мог развивать скорость 22 узла в течение длительного периода времени". [12]
- ^ «Я видел, как эти лодки шли со скоростью восемь миль в час в пределах четырех баллов по ветру. скорость двенадцать или тринадцать миль в час на гладкой воде». [5]
- ^ «Люди принадлежат к коричневому полинезийскому народу, крепкого телосложения, нежные, дружелюбные и умные; они смелые моряки и ведут оживленную торговлю с Ладронами на севере, где у них есть несколько поселений». [14]
- ^ «В 19 веке жители Каролинских островов возобновили свои древние экспедиции на Марианские острова, привозя с собой ракушки, тапу, деревянные сосуды и веревки в обмен на куски железа, меди, гвозди и ножи». [15]
- ^ «Аборигены Япа в Микронезии прошли 300 миль до островов Палау за «каменными деньгами», огромными кальцитовыми дисками диаметром от шести до двенадцати футов.
- ^ «Первый полностью задокументированный и подробный отчет о Каролинцах на Гуаме был дан отцом Хуаном Кантовой в письме отцу У. Д'Обентону, в котором он описывает высадку каноэ из Волеаи в Центральных Каролинских островах на Гуаме 19 июня. 1721 год». [4]
- ^ «Каролинцы острова Сайпан произошли от авантюристов, которые плыли на своих каноэ на Марианские острова из своих домов на атоллах на юге. Но прошло много лет, почти 70 по тем, кто еще способен помнить, с тех пор, как каролинцы Сайпан видел, как паруса каноэ приближались к острову со стороны их древних домов 1. В предыдущие столетия жители Центральных Каролинских островов вступили в контакт с испанцами на Гуаме и колонизировали остров Сайпан». [4]
- ^ «К 1788 году большие группы каноэ с Каролинских островов почти ежегодно отправлялись на Гуам за торговыми товарами и железом». [4]
- ^ «Есть также свидетельства, которые, казалось бы, подтверждают доевропейские контакты между Каролинскими и Марианскими островами. В 1788 году каноэ из Волеаи прибыло на Гуам; оккупанты сказали испанцам, что они всегда торговали с Гуамом и только прекратили свою торговлю. путешествие после того, как стал свидетелем жестокости европейцев». [4]
- ^ «Шамиссо записывает путешествие длиной 2300 миль от Япа в Каролинских островах до Аура в Ратаксе». [17]
- ^ Микронезийские проа часто перемещались взад и вперед на расстояния не менее 1000 миль между Каролинскими островами , Филиппинами и Марианскими островами . [12]
- ^ «Гладвин также отмечает, что большое количество звезд, сгруппированных вокруг оси восток-запад этой воображаемой диаграммы, полезно при плавании по Каролинским островам, поскольку острова лежат в цепи восток-запад, и большинство рейсов совершается в этих направлениях. Это еще одна трудность, с которой люди столкнулись в своем путешествии, поскольку они шли почти строго на север, а отсутствие навигационных звезд в этой части неба делало их допустимую погрешность действительно малой. Однако Репунглуг и остальные его спутники были действительно малы. Команда не волновалась, поскольку в этом случае ветер был на их стороне. В другое время года преобладающие ветры часто затрудняют плавание. При движении на восток по Каролинским островам часто приходится поворачивать против северо-восточного пассата. или 8 месяцев в году; если плыть на запад, то время будет сравнительно легче. Напротив, при плавании северным курсом (географический азимут от Сайпана до Западного Фаю составляет 353 градуса) приходится ждать восточного ветра». [20]
- ^ «истинное направление ветра 60–70 градусов (направление ветра Этиу-май-ракена-ефанг, или« ветер, дующий с севера-востока »»). [21]
- ^ «Согласно информации Коцебу и де Фрейсине, путешественники из Каролины опасались сезонного юго-западного муссона. Они предпочитали плыть при устойчивом пассате с северо-востока. Прау могли выйти из строя, и и Коцебу, и де Фрейсине описывает трудности, с которыми столкнулись команды при их исправлении [...] Праус Каролины, как сказал де Фрейсине, подходил для того факта, что в районах Микронезии ветры в основной сезон плавания не были чрезмерно сильными. " [23]
- ^ «Во время оккупации островов сначала немцами, а затем японцами, путешествия между островами не поощрялись иностранными администрациями, а также тем фактом, что торговые товары можно было легко получить на всей территории Каролинских островов на кораблях, которыми управляли компании, скупающие копру. Однако движение между островами не прекратилось, и сегодня на Сатавале проживают четыре семьи, имеющие на Сайпане тесные брачные связи , относящиеся к тому периоду. Тем не менее, использование межостровных пароходов, способных перевозить пассажиров и грузы, во многом отпугнуло. дальние путешествия, которые были предприняты в девятнадцатом веке для торговли железными инструментами и другими современными товарами». [26]
- ^ «Во всех центральных Каролинских островах только жители островов Сатавал и атоллы, известные под общим названием Намонабетиу (Пулуват, Пулап, Таматам и Пулусук), и в меньшей степени острова Нанонуито, по-прежнему регулярно плавают между островами на каноэ. Время от времени каноэ из Ифалика на запад посещают Волеаи, а на Элато есть одно большое плавательное каноэ. Состояние судоходства и путешествий между островами по остальной части Каролинских островов можно продемонстрировать по атоллу Волеаи в обсуждениях с первым американским Корпусом мира. добровольно посетив остров в конце 1966 года, он рассказал о флоте из 364 каноэ, около 20 различных размеров, которые отплыли с пяти островов атолла, чтобы встретить прибывающее судно. В то время в лагуне находилась одна моторная лодка. Сегодня лишь немногие каноэ все еще активно плавают, а на Волеаи насчитывается более 20 моторных лодок с подвесным мотором». [27]
- ^ «даже на Каролинских островах в Микронезии, где дальние путешествия без приборов вызывают постоянную озабоченность, Томас (1987) предполагает, что вскоре мы можем стать свидетелями «последнего мореплавателя». [28]
- ^ «Директора и волонтеры Habele работают над поддержкой молодых людей с атолла Ламотрек, живущих на острове Яп. Яп — столица одного из четырех штатов Федеративных Штатов Микронезии (ФШМ). Клуб был организован в ноябре В 2011 году, с еженедельными встречами в Гаргее, группа поставила перед собой очень амбициозные цели. Работая со старейшинами общины Внешнего острова на Япе, члены клуба отправили в море скорлупу кокосовых орехов, которая будет готова для изготовления веревок на местном уровне к началу 2012 года. Они также начали вырезать традиционное каноэ среднего размера, стремясь к середине 2012 года начать создание второго, гораздо большего каноэ. Благотворители Habele помогут покрыть расходы на отправку традиционных строительных материалов и инструментов из Ламотрека в Яп и обратно на остров. принадлежащее государству грузовое судно, чтобы облегчить этот процесс». [29]
- ^ «Мужчины и молодые люди на отдаленном тихоокеанском атолле Ламотрек усердно работают, вырезая и придавая форму массивному парусному каноэ. Плавательные каноэ на Каролинских островах изготавливаются из выдолбленных стволов деревьев для киля. Затем подгоняются и привязываются доски. с веревкой из кокосового волокна для завершения сторон, согласно пресс-релизу Waa'gey, общественной организации, которая использует традиционные навыки для решения социальных, экономических и экологических проблем, с которыми сталкиваются жители самых отдаленных отдаленных островов Микронезии. " [30]
- ^ Коллекция масштабных моделей каноэ в музее, включая следующее: Полуват ва - Каролинские острова ; Капингамаранг Каноэ – Федеративные Штаты Микронезии ; Те Пуке – Соломоновы Острова ; Кирибати – Никунау ; и Ниниго – Папуа-Новая Гвинея Пятая модель, собранная в 1976 году, — гавайское каноэ . [31] Все они были собраны Дэвидом Льюисом и Барри Льюисом, отцом и сыном, в ходе исследования навигационных практик коренных народов и океанских путешествий , которые стремились понять длинные переходы через части Тихого океана, так называемую полинезийскую навигацию , без посторонней помощи. современных навигационных инструментов . [31]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Доран 1972 , стр. 144–159.
- ^ Jump up to: а б Хорнелл 1932 , стр. 131–143.
- ^ Jump up to: а б Парсонсон и Голсон 1962 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и Маккой 1973 , с. 355.
- ^ Jump up to: а б с д Моррелл 2014 , стр. 340–341.
- ^ Маккой 1973 , стр. 355–365.
- ^ Маккой 1973 , с. 365, примечание 7.
- ^ Лауэр 1970 , стр. 393.
- ^ Маккой 1973 , с. 359.
- ^ Ризенберг и Эльберт 1971 , с. 220.
- ^ National Geographic, 1921.
- ^ Jump up to: а б Парсонсон и Голсон 1962 , с. 38.
- ^ «Отзывы» . Журнал Полинезийского общества . 92 (2). Оклендский университет : 269–282. 1983 год . Проверено 8 января 2015 г.
Доран приводит, например, среднюю скорость хода каноэ с острова Кэролайн в 14 узлов во время путешествия из Гуама в Манилу (стр. 62).
- ^ «Каролинские острова». Энциклопедия The Illustrated Chambers [sic] . Том. II: от Божанси до катаракты. Лондон . 1906. с. 782.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Парсонсон и Голсон 1962 , с. 30.
- ^ «Каролинцы на Гуаме» . Гуампедия . Проверено 8 января 2015 г.
- ^ Парсонсон и Голсон 1962 , с. 39.
- ^ «Каролинские острова» . : Британская энциклопедия словарь искусств, наук, литературы и общей информации . Том. V Slice IV, от Карнеги до Казуса Белла ( одиннадцатое изд.). п. 377 . Проверено 7 января 2015 г. в Проекте Гутенберг
- ^ Ризенберг 1972 , с. 20.
- ^ Маккой 1973 , с. 358–359.
- ^ Маккой 1973 , с. 355, примечание 11.
- ^ «Путешественники: Тихоокеанская одиссея — Хейердал и Шарп» . ПБС . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Шарп 1962 , с. 391.
- ^ «Очарование погоды ( Хос ) – Недавние приобретения: Выбор, 2003–2004 гг.» . Бюллетень Метрополитен-музея . Метрополитен-музей . Осень 2004 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Кьеллгрен, Эрик (2 сентября 2014 г.). Как читать океаническое искусство . Нью-Йорк Нью-Хейвен: Метрополитен-музей, издательство Йельского университета . стр. 135–136. ISBN 9780300204292 .
- ^ Маккой 1973 , с. 356.
- ^ Маккой 1973 , с. 364–365.
- ^ Фейнберг 1991 .
- ^ «Традиционные каноэ на Каролинских островах» . Образовательный фонд Внешнего острова Хабеле. 2010 . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ «Массивное каноэ обретает форму: мужчины и мальчики Ламотрека надеются завершить постройку к лету» . Тихоокеанские воскресные новости . 10 марта 2013 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Stephengapps (4 декабря 2009 г.). «Навигация без приборов» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «Модель корабля,парусное каноэ Каролинских островов» . Музей электростанции, Австралия . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Маленц, Хайнц-Гюнтер. «Модель №1, модель лодки с выносными опорами. Модель лодки с выносными опорами, Арно Зенффт (28 марта 1864 г. – 14 февраля 1909 г.), коллекционер» . Этнологический музей Берлина . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Оброцкий, Клаудия. «Модель №2 Модель лодки с выносными опорами Арно Зенффт (28 марта 1864 – 14 февраля 1909), коллекционер» . Этнологический музей Берлина . Проверено 12 января 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Доран, Эдвин младший, Техасский университет A&M (1972). «Ва, Винта и Тримаран» . Журнал Полинезийского общества . 81 (2). Окленд, Новая Зеландия : Оклендский университет : 144–159 . Проверено 11 января 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Фейнберг, Ричард (1991). «Дальнее путешествие по современной Полинезии» . Журнал Полинезийского общества . 100 . Оклендский университет : 25–44.
- Хорнелл, Джеймс (1932). «Была ли двойная опора известна в Полинезии и Микронезии?» . Журнал Полинезийского общества . 41 (162). Оклендский университет : 131–143 . Проверено 8 января 2015 г.
- Лауэр, Питер К., Австралийский национальный университет (1970). «Плавание с островитянами Амфлетта» . Журнал Полинезийского общества . 79 (4). Оклендский университет : 381–398 . Проверено 8 января 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Маккой, Майкл (1973). «Ренессанс в Каролино-Марианском путешествии» . Журнал Полинезийского общества, Оклендский университет . 82 (4): 355–365 . Проверено 11 января 2015 г.
- Моррелл, Бенджамин (2014) [1831]. «Каноэ маори: каноэ Каролинских островов» . Оклендский университет, Университет Виктории, Веллингтон : 340–341 . Проверено 11 января 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Парсонсон, Дж.С.; Голсон, Джек, Эд. (1962). «Заселение Океании: исследование теории случайного путешествия» . Журнал Полинезийского общества . 71 (34). Оклендский университет : 11–63 . Проверено 11 января 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Ризенберг, Сол Х., Смитсоновский институт (1972). «Организация навигационных знаний на Пулувате» . Журнал Полинезийского общества . 81 (1). Оклендский университет . Проверено 8 января 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Ризенберг, Сол Х.; Элберт, Сэмюэл Х. (1971). «Пои встречи» . 80 (2). Журнал Полинезийского общества , Оклендский университет : 217–227 . Проверено 11 января 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Шарп, Эндрю (1962). «Полинезийское мореплавание: некоторые комментарии» . 72 (4). Журнал Полинезийского общества , Оклендский университет : 384–396 . Проверено 8 января 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Модели Wa , выпущенные до 1909 года:
- Время в Палау , 1936 год:
- Модель Wa из Палау в Музее Бишопа , Гонолулу , Гавайи :
- Житель острова Сатавал строит каноэ
- Черпушка для каноэ из Палау (запись о предыдущей продаже, включая изображение, на аукционе)
- Американского музея естественной истории Специальные цифровые коллекции :
- Каролинские острова:
- Дворец:
- Парусник для рыбалки, Кайангель, Палау
- Мужчины в лодке на фоне густой растительности, Корор, острова Палау . Кларк, Специальные цифровые коллекции Юджини AMNH, по состоянию на 12 января 2015 г.
- Мужчины плывут на японском каноэ с выносными опорами, Палау - видимый ремонт парусов
- Каноэ с выносными опорами, используемое японским рыбаком на Ангауре, Палау