Малия (каноэ)
Малия (гавайское каноэ) | |
Расположение | Jct. бульвара Капиолани. и Маккалли-стрит, юго-восточный угол, Гонолулу, Гавайи. |
---|---|
Координаты | 21 ° 17'30 "с.ш. 157 ° 50'5" з.д. / 21,29167 ° с.ш. 157,83472 ° з.д. |
Область | менее одного акра |
Построен | 1933 |
Архитектор | Джеймс Такео Ямасаки |
Архитектурный стиль | Деревянное каноэ-долблена |
Номер ссылки NRHP . | 93001385 [ 1 ] |
Добавлено в НРХП | 17 декабря 1993 г. |
Малия в гавайском стиле, — деревянное гоночное каноэ созданное Джеймсом Такео Ямасаки . Каноэ было высечено из светлого дерева коа в Каилуа-Кона, Гавайи , в 1933 году. Его деревянный корпус послужил основой для всех последующих корпусов каноэ с выносными опорами , включая те, которые позже были отлиты из стекловолокна . [ 2 ] Гавайский каноист Томми Холмс заметил, что Малия «остается прототипом современных гоночных каноэ [и] была среди первых каноэ, построенных исключительно для этого вида спорта». [ 3 ] Каноэ было внесено в Государственный и национальный реестр исторических мест в 1993 году. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Гонки на каноэ с выносными опорами стали популярны на Гавайях в начале 1900-х годов. Принц Иона Кухио Каланианаоле был одним из первых поклонников этого вида спорта и в 1902 году заказал первое каноэ, специально построенное для гонок, « Аа» . [ 4 ] Несмотря на вес 620 фунтов, он выиграл множество гонок. В последующие десятилетия продолжали развиваться более легкие и обтекаемые каноэ, поскольку конструкции обычных рыболовных каноэ были адаптированы для гоночных целей. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Малия , ~40 футов, 400 фунтов. каноэ, спроектированное Джеймсом Такео Ямасаки, [ 5 ] стал кульминацией эволюции дизайна деревянных гоночных каноэ и положил начало модели гоночных каноэ с выносными опорами, изготовленных из новых и более легких материалов. [ 2 ] Оригинальное гавайское название Мали относится к относительно спокойным водам побережья Кона на подветренной стороне Большого острова , места, где было построено каноэ. Каноэ- клуб Outrigger купил оригинальную Малию в 1940 году. [ 2 ] и Клуб серфинга Вайкики приобрел его в 1948 году и использовал до 1988 года. [ 6 ] В 1950–1951 годах дизайн Малии модифицировали Фройсет, Даунинг и Чой. [ 5 ] В 1959 году оригинальная Малия выиграла первую гонку на каноэ с выносными опорами до острова Каталина в Калифорнии . После гонки Малия оказала значительное влияние на историческое развитие гоночного каноэ. По словам Томми Холмса:
Интересным аспектом первой гонки Каталина-Ньюпорт в 1959 году было предполагаемое похищение стекловолоконной пробки на Малии . Из этого снаряда, который, как сообщается, был взят без разрешения, пока « Малиа» ожидала отправки обратно на Гавайи, позже была изготовлена форма. Из этой формы и полученных из нее корпусов были изготовлены другие формы. Большинство каноэ из стекловолокна, используемых сегодня на Гавайях и в Калифорнии, были изготовлены из этих форм. Таким образом, Малия непреднамеренно породила благородный флот каноэ из стекловолокна и смолы. [ 7 ]
В 1960 году изготовленная в Калифорнии модель Малии из стекловолокна участвовала в ежегодной гребле через канал Молокаи (Мотыга Молокаи) до Оаху , что привело к выделению в 1960–78 годах отдельного дивизиона для каноэ из стекловолокна в стиле Малии . К 1981 году модели Малии начали распространяться в Австралии , Великобритании , Канаде , Японии , Самоа , а также на побережьях Атлантического океана , побережья Мексиканского залива и Великих озер в Соединенных Штатах . [ 2 ]
Использование и важность
[ редактировать ]Термин каноэ Malia теперь относится к классу каноэ с выносными опорами в гавайском стиле, которые повторяют дизайн оригинального Mālia , даже если они сделаны из стекловолокна. Однако каждый серьезный клуб каноэ с выносными опорами стремится приобрести хотя бы одну малию, сделанную из дерева коа и других традиционных материалов. [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стив Уэст (2009). «Часто задаваемые вопросы: каноэ с выносными опорами — типы, используемые для гонок» . KANUcultural: Медиа-службы океанских видов спорта . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 г. Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Холмс 1993, с. 125
- ^ «Галерея вулканов: Гавайские каноэ» . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холмс 1993, стр.128.
- ^ «Клуб серфинга Вайкики: История каноэ» . Архивировано из оригинала 26 июля 2004 г. Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Дома 1993, стр.146.
- ^ «Каноэ-клуб Кихэй: Каноэ» . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «Клуб каноэ Oceanside Outrigger: Наши каноэ» . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «Клуб каноэ He'e Nalu Outrigger, Марин-Сонома: О нас» . Архивировано из оригинала 15 октября 2009 г. Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «Клуб каноэ Марины Дель Рэй с выносными опорами: конструкции каноэ с выносными опорами - от истоков до наших дней» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 г. Проверено 16 июня 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Джон РК (2001). Названия мест на Гавайях: берега, пляжи и места для серфинга . Издательство Гавайского университета . ISBN 0-8248-2451-2 .
- Холмс, Томми (1993) [1981]. Гавайское каноэ (второе изд.). Издания ограниченные. ISBN 0-915013-15-0 .
- Макхью, Пол (20 ноября 1997 г.). «Прошлое Полинезии проявляется в заливе. Каноэ-клубы Outrigger гребут под древние ритмы» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 19 июня 2009 г.