Jump to content

Алеутский каяк

Современная байдарка с парусом.
Алеуты в Уналаске в 1896 году, в водонепроницаемом снаряжении для каяков и одежде.
Трехлюковая модель Алеутской байдарки от Сергея Соворова.
Деревянная рамка модели iqyax в масштабе 1/6.

Байдарка . или алеутская байдарка ( алеут : iqyax) — плавсредство, состоящее из мягкой кожи (искусственной или натуральной) поверх гибкого пространственного каркаса Без вертикального изгиба это не Iqyax. Его первоначальный дизайн был создан коренными алеутами (или унанганами) с Алеутских островов . Алеуты были окружены коварными водами и нуждались в водном транспорте и охотничьем судне. Из-за географии и климата Алеутских островов деревьев и древесины было мало, и люди полагались в основном на коряги для создания каркаса каяка , покрытого шкурами морских млекопитающих. Было создано два типа лодок: один с крытой палубой, который использовался как охотничий каяк, и другой, открытый и способный перевозить товары и людей с одного острова на другой.

Современные байдарки представляют собой быстроразборные гребные лодки на основе каркаса из алюминиевого сплава с обшивкой из ткани ПВХ . Часто надувные камеры плавучести встраиваются в кожу, что повышает безопасность и производительность. Некоторые конструкции дополнительно предусматривают установку парусного такелажа, руля направления и плавникового киля. [ 1 ]

Слово «байдарка» — русское название морского каяка в алеутском стиле . Слово было придумано первыми русскими поселенцами на Аляске , которые создали его путем добавления уменьшительного суффикса «-ка» к названию другой, более крупной лодки, которую алеуты называли байдарой . [ нужна ссылка ]

До прихода русских в изобилии встречались однодырочные байдарки (байдарки), а также несколько двухдырочных лодок. Позже русские пришли охотиться на пушных зверей, и русское влияние на конструкцию каяков было значительным, в результате чего появились байдарки с тремя дырками. Вероятно, они были сконфигурированы так, что кормовой человек греб и направлял судно, в то время как лучник отвечал за использование атлатля ( доски для метания) на охоте, а охотничий босс посередине руководил охотой.

Некоторые характеристики этих ранних каяков описаны в словах Ивана Вениаминова ( Иннокентия Аляскинского ), писавшего с острова Атка в 1840 году:

«...Байдарки нынешних алеутов уже не так совершенны, как у прежних алеутских наездников. В то время в руках превосходных наездников они были так проворны, что птицы не могли их обогнать. узкие и острокилые, так что они не могли стоять прямо в воде без наездника, и такие легкие, что их легко мог бы нести семилетний ребенок».

Отличительной особенностью байдарки является ее раздвоенный лук (раздвоенный лук). Очень легкий и маневренный, он был сделан из тюленьей шкуры, которую шили только алеутские женщины, поверх каркаса, сделанного исключительно из коряг деревья не растут (поскольку на Алеутских островах ), костей и сухожилий. Алеутские мужчины относились к нему как к живому существу, и женщинам было запрещено обращаться с ним после завершения.

Мужчины спроектировали каркасы байдарок легкими, быстрыми и гибкими, связав деревянные части замысловатыми и духовными узлами, сплетенными из жестких сухожилий животных. Женщины-унунгане готовили шкуры морских львов, которые пришивали к каркасам костяными иглами водонепроницаемым швом. Находясь в море, мужчины везли с собой аварийно-ремонтные комплекты. Для унунганов морские каяки были духовными существами и были необходимы для их выживания.

Унунгских мальчиков с раннего возраста обучали владению байдаркой. Чертежи Икьякса -Байдарки доступны здесь.

Сегодняшний день

[ редактировать ]
Современная байдарка в Государственном историческом парке Форт Росс в 2015 году.

В наше время Джорджу Дайсону часто приписывают возрождение байдарки благодаря его компании Dyson, Baidarka & Company. Дайсон и его лодки были предметом Кеннета Брауэра книги «Звёздный корабль и каноэ» . [ 2 ] а сам Дайсон написал книгу «Байдарка» в 1986 году. [ 3 ] Байдарки Dyson изготовлены из современных материалов, таких как алюминий для каркаса и полиэфирная ткань с покрытием для обшивки.

Еще одним известным сторонником возрождения байдарки является этнограф Дэвид Циммерли, который задокументировал историю байдарки и людей, которые ее использовали. В 1983 году Циммерли опубликовал в «Small Boat Journal» две статьи, в которых показано, как построить байдарку. [ 4 ] [ 5 ]

В число строителей Iqyax, которые сохранили традицию строительства лодок «обшивка на скелете» в 20 веке, входит Серджи Соворов .

  1. ^ «Продукты» . www.faltboot.de .
  2. ^ Звездный корабль и каноэ, Кеннет Брауэр, Холт, Райнхарт и Уинстон, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1978, ISBN   0-03-039196-2
  3. ^ Байдарка, Джордж Б. Дайсон, Alaska Northwest Publishing Co., Эдмондс, Вашингтон, 1986, ISBN   0-88240-315-X
  4. ^ Циммерли, Дэвид (февраль – март 1983 г.). «Постройка алеутской однодырочной Байдарки: Часть 1». Журнал малых лодок (29): 26–31.
  5. ^ Циммерли, Дэвид (апрель – май 1983 г.). «Постройка алеутской однодырочной Байдарки: Часть 2». Журнал малых лодок . 30 : 78–83.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Байдаркасом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 103160a6a74a321416689e42a39895f9__1718631120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/f9/103160a6a74a321416689e42a39895f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleutian kayak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)