Складной каяк
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2012 г. ) |
Складной каяк — прямой потомок оригинального инуитского каяка, сделанного из шкур животных, натянутых на каркасы из дерева и костей. Современная папка имеет складную раму из комбинации дерева, алюминия и пластика, а также оболочку из прочной ткани с водонепроницаемым покрытием. Многие из них имеют встроенные воздушные камеры внутри корпуса, что делает их практически непотопляемыми.
История
[ редактировать ]Первые модели
[ редактировать ]Первый работоспособный складной каяк был построен в 1905 году Альфредом Хойрихом , немецким студентом-архитектором. Хойрих сплавил свое творение по реке Изар недалеко от Мюнхена получил патент на конструкцию, получившую название « Дельфин» (нем. « Дельфин» и в следующем году ). «Дельфин» имел бамбуковый корпус, парусина на который натягивалась . Его можно было сложить и переносить в трех сумках, каждая весом менее 4,5 кг (9,9 фунта).
Складной каяк стал коммерчески успешным благодаря Йоханнесу Клепперу , чья фабрика находилась в Розенхайме , Германия . Каяки Klepper пользовались большой популярностью благодаря своим компактным размерам и простоте транспортировки. компании Klepper Faltboot был представлен в 1906 году, за много лет до того, как лодки с твердым корпусом начали серийно производиться. Оскар Спек предпринял свое семилетнее путешествие из Германии в Австралию в 1930-х годах на складных каяках, изготовленных и спонсируемых другим производителем, Pionier-Faltboot-Werft .
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны спецназ Великобритании и Содружества использовал каяки на театрах военных действий в Средиземноморье, Европе и Юго-Восточной Азии. Спецназ того времени ( COPPS , Boom Patrol Detachment Королевской морской пехоты и т. д.) разработал для них около дюжины современных каяков, которым было присвоено кодовое название Cockle . [ н 1 ] Эти «Cockles» варьировались от ранних рамно-тканевых «фолботов» Mk 1 до четырехместных лодок, изготовленных из алюминиевого сплава; большинство из них были «складными», а не лодками, которые можно было полностью разобрать, как современные складные лодки . Mk 2 можно было сложить по длине с 15 футов до примерно 7 дюймов. [ 1 ] [ нужна страница ] Этот Mk 2 и его трехместный Mk 2** имели одинаковую конструкцию и были спроектированы одним и тем же человеком — мистером Фредом Гоутли. [ 1 ] [ нужна страница ] [ 2 ] [ нужна страница ] Cockle Mk II использовался RMBPD в операции «Франктон» — нападении на Бордо в конце 1942 года. Существует множество документов, свидетельствующих о поставке британских каноэ Mk 3 и Mk 6 для британских вооруженных сил в Австралии и за ее пределами. Для британской операции «Джейвик» использовались британские каяки типа Mark 1. [ 3 ]

Вальтер Хён (англ. Hoehn) разработал и построил первые швейцарские складные каяки, которые были испытаны в условиях бурной воды, в 1924 году. Хён эмигрировал в Австралию в 1928 году, привезя с собой два образца своих лодок: одноместную и одноместную. 2-местная конструкция. Его лодки были запатентованы (австрийский патент 117 779) и первоначально производились для спортивного использования. Во время войны на Тихом океане компания Hoehn and Hedley's PL построила в общей сложности 1024 складных каяка, так называемых «фолботов», для австралийских вооруженных сил по конструкции Hoehn. Хен поставил первые два фолбота для совершенно секретной подготовки «Операции Джейвик» в лагере X недалеко от Сиднея в 1942 году. Затем Хен поставил свои фолботы для Кэрнса, острова Фрейзер и горы Марта тренировочных лагерей . На смену первой военной модели Hoehn, получившей обозначение «Folboat Kayak Type», пришел 3-местный MKIII. MKIII успешно использовался во многих рейдах во время войны на Тихом океане.
Первые армейские фолботы Хоэна были испытаны на базе коммандос ZES в Кэрнсе, Квинсленд, коммандос под руководством майора Ивана Лайона для подготовки рейда операции «Джейвик». Среди них были капитан Сэм Кэри , Роберт Пейдж и Альберт Сарджент. Они также использовались для обучения и фактического использования в операции «Римау» . Эти фолботы использовались как минимум в 34 рейдах, разведывательных патрулях и спасательных операциях на островах Тихого океана, в частности RIMAU, COPPER, PYTHON, PLATYPUS и SUNCHARLIE. [ 4 ] [ 5 ]

Холодная война и современное использование
[ редактировать ]
Модель Klepper Aerius II была представлена в 1951 году и выпускается до сих пор. В 1956 году доктор Ханнес Линдеманн пересек Атлантический океан на Aerius II , что стало доказательством целостности и мореходных качеств складного каяка. [ 6 ] Их легкий вес и неметаллическая конструкция сделали их выбором многих военных спецподразделений . Французская компания Nautiraid производит специальную модель для военного использования, а также Klepper и Long Haul, которые снабжают спецназ Германии и США соответственно. Новейшая инновация в дизайне пришла от канадской компании TRAK Kayaks, которая в 2007 году представила полиуретановую обшивку поверх алюминиевой рамы с гидравликой в кабине, чтобы сделать обшивку чрезвычайно натянутой, а также изменить форму корпуса для различных условий гребли. [ нужна ссылка ] Вооруженные силы Польши используют нестандартную технику компании Hermes Sport. [ 7 ]
Сегодня существует около пяти крупных производителей складных каяков и несколько мелких, разовых производителей. Помимо Klepper, наиболее известными современными брендами являются Feathercraft и Folbot (оба закрылись и прекратили производство в 2016 году из-за падения продаж), а также Triton Advanced, Long Haul Folding Kayaks, Nautiraid, Hermes Sport Company (преемник Wayland). , Pakboats (которые также производят складные каноэ, популярные среди гидов по рыбалке в дикой природе и исследователей, которые используют их для отдаленных экспедиций), Pouch и TRAK. [ нужна ссылка ] Двойные корпуса каяков Long Haul по форме идентичны Kleppers (а также многим старым лодкам), поэтому раму Klepper Aerius II можно использовать с обшивкой Long Haul MK-II, и наоборот. Несколько производителей из Азии и Восточной Европы выпускают конструкции, аналогичные моделям Folbot и Feathercraft. [ нужна ссылка ] .
Дизайн
[ редактировать ]

Большинство складных каяков имеют очень похожую конструкцию, хотя материалы могут различаться. В некоторых лодках используются рамы из рябины, ели и морской фанеры , в других — алюминиевые трубы и различные пластмассы, а в некоторых более новых лодках, таких как Fujita и Firstlight, используются трубы из углеродного волокна или стеклопластика . Обычно имеются цельные носовая и кормовая части, а также от трех до семи нервюр, соединенных с помощью своего рода гибкого крепления к нескольким лонжеронам . Многие лодки следуют базовой конструкции, разработанной Клеппером, и имеют складной набор досок пола и планширя, а также дополнительные лонжероны для придания жесткости и формы. Многие складные каяки также используют воздушные спонсоны (до четырех в Klepper Quattro) для натяжки обшивки рамы и корректировки формы корпуса.
Большинство складных лодок состоят из двух частей, при этом для палубы и корпуса используются разные материалы. Деки могут быть изготовлены из воздухопроницаемой смеси хлопка и конопли , как это делалось Klepper с первых дней их существования, или из синтетики с покрытием, как это делают Feathercraft, Folbot, Long Haul Folding Kayaks, Nautiraid, Hermes Sport Company, Pouch и TRAK. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки; на практике все хорошо работает, и некоторые компании, такие как Long Haul Folding Kayaks, предлагают оба материала. Корпуса обычно изготавливаются из синтетического волокна с толстым покрытием . Раньше хлопковый холст использовался с резиновым покрытием, тогда как в современных лодках используется синтетический эластомер — хайпалон , полиуретан или ПВХ — поверх синтетической (обычно дакрона ) ткани. Натяжение корпуса — это то, что дает некоторым складным каякам преимущество в производительности перед другими. Один производитель (TRAK) включает в раму несколько гидравлических домкратов, которые позволяют пользователю изменять форму корпуса.
Время сборки, а также механизмы или конструкции различаются в зависимости от производителя и модели. Время сборки может составлять всего 8–10 минут или достигать 40–45 минут, в зависимости от конструкции каяка и навыков сборщика. Команды коммандос могут собрать большой двойной каяк Klepper или Long Haul примерно за 8 минут или меньше. Разборка обычно занимает половину времени сборки.
Компания Oru Kayak использует принципы оригами для создания каяков длиной от 9 футов (2,7 м) до 16 футов (4,9 м), используя один лист гофрированного пластика в качестве ребер и обшивки. Каяк Oru складывается в чехол, когда он не используется. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Стабильность и надежность конструкции некоторых моделей складных каяков делают их идеальными для плавания против ветра и против ветра. Пересечение Атлантического океана доктором Ханнесом Линдеманном было по большей части достигнуто под парусом.
Производительность
[ редактировать ]Фолдеры известны своей прочностью, стабильностью и долговечностью: Klepper Aerius I (одноместный) успешно использовался на заре каякинга по бурной воде, до эры современных полиэтиленовых лодок, благодаря своей долговечности и превосходной маневренности. Некоторые ухоженные «Клепперы» используются уже более 50 лет.
Хотя некоторые каякеры с твердым корпусом критически относятся к складным лодкам и не относят их к той же категории, что и лодки с твердым корпусом, складные каяки демонстрируют многие из тех же характеристик гребли, что и оригинальные суда с обшивкой и каркасом, обитающие на приполярном севере. За исключением современных версий инуитских , алеутских и юпикских каяков и байдарок , они являются ближайшими родственниками каркасных лодок прошлого. Характеристики этих складных каяков во многом зависят от их конструкции. Скорость может быть сравнима с морскими каяками, изготовленными из композитных материалов, таких как стекловолокно или карбон/кевлар. В целом, большинство складных каяков жертвуют некоторой скоростью в пользу удобства передвижения на каяке. Это связано с тем, что спонсоны, имеющиеся в большинстве современных складных каяков, делают их шире; это увеличивает сопротивление и замедляет движение каяка.
Хотя они, как правило, несколько менее эффективны на плоской воде, чем каяки с твердым корпусом аналогичных размеров, складные каяки и другие лодки с каркасом имеют характеристики, которые могут повысить эффективность гребли в условиях бурной воды. В каяке с твердым корпусом волны и колебания воды могут замедлить скорость судна и оттолкнуть каяк назад. Гибкость рамы и упругость обшивки складного каяка помогают лодке поглощать энергию волн и течения, позволяя лодке легче двигаться сквозь запутанные волны, которые сталкиваются с твердыми корпусами, и подниматься по волнам, а не разбиваться. им в лицо. Складные каяки (и каноэ) обеспечивают более близкое ощущение контакта с водой и волнами, чем лодки с твердым корпусом.



Два существенных преимущества складных каяков – легкость и портативность. Большинство моделей обычно весят на 1/3–1/2 меньше, чем композитные (стекловолокно или ротомолд) или полиуретановые каяки аналогичных размеров. Большинство моделей в разобранном виде можно упаковать достаточно компактно, чтобы хранить их в шкафу или перевозить в багажнике автомобиля, и их можно зарегистрировать в качестве багажа на большинстве авиакомпаний. Даже необходимость платить за сверхнормативный багаж на некоторых рейсах по-прежнему более экономична, чем стоимость аренды лодок в пункте назначения гребца. Например, 12-футовый складной каяк Pakboat Puffin с дополнительной декой весит всего 24 фунта. Его можно упаковать в сумку, соответствующую размерам и весу авиакомпании для «стандартного» багажа, в которой достаточно места для всего защитного снаряжения и одежды, необходимых для гребли.
Известные владельцы
[ редактировать ]
Роджер Кортни, основатель Специальной лодочной службы, имел собственный складной каяк под названием «Лютик». «Это была двухместная спортивная модель, которую он купил в Selfridges универмаге в Лондоне за 22 фунта стерлингов». Он имел длину 17 футов и имел мачту и паруса. За шесть месяцев он плавал на нем от озера Виктория по реке Нил до Средиземного моря. Во время своего медового месяца в 1938 году Кортни и его жена сплавлялись на веслах с Лютиком по реке Дунай. Его опыт и демонстрация своих навыков в Лютике сыграли важную роль в развитии современной каноэ-войны и британских воинских частей, которые впоследствии сформировали SBS. [ 13 ]
Складной каяк, принадлежавший Папе Иоанну Павлу II, с 2003 года экспонируется в Архиепископском музее в Кракове , Польша. Будучи уже кардиналом, будущий Папа поделился владением «Камешком» со своим другом-студентом, который позже подарил его музею. [ нужна ссылка ]
В 1956 году немецкий врач Ханнес Линдеманн пересек Атлантику на складной каяке Klepper Aerius II, сегодня каяк выставлен в Немецком музее .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Каяки в Европе исторически назывались «каноэ»; то, что большинство людей считает каноэ, называлось « канадскими каноэ ».
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Рис 2009 .
- ^ Рис 2010 .
- ^ Каноэ из ракушек, Рис. Глава Марка Первого
- ^ Хён 2011 , с. 101-103.
- ^ Хён 2011 , с. 99-100.
- ^ Персонал (1956). «Сборная лодка Клеппер — Ханнес Линдеманн» . Немецкий музей Бонна . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Гермес Милитари» .
- ^ Ору Каяк. «Складные каяки, которые идут куда угодно — каяк Ору» . Ору Каяк . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Ору Каяк. «Тестирование складных каяков» . Ору Каяк . Проверено 15 января 2017 г.
- ^ Ютуб . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г. Проверено 20 января 2016 г. [ мертвая ссылка ]
- ↑ Ору Каяк — Оригами Каяк , 7 июля 2015 г. , www.youtube.com , по состоянию на 10 октября 2021 г.
- ^ Патент США 8316788 , Антон Майкл Уиллис, «Складной каяк», выдан 10 июля 2010 г.
- ^ Давид, Саул. SBS Silent Warriors: Официальная история специальной лодочной службы военного времени из секретных архивов SBS. Уильям Коллинз, 2021.
Ссылки
[ редактировать ]- Хен, Джон (2011). Коммандос-каяк: роль фолбота в войне на Тихом океане . Цюрих, Швейцария: Издательство Hirsch Publishing. ISBN 978-3-033-01717-7 .
- Рис, Квентин (2009) [2008]. Каноэ из ракушек (2-е изд.). Страуд, Глостершир: Эмберли. ISBN 978-1-84868-065-4 .
- Рис, Квентин (2010). Герои-ракушки — последний свидетель . Страуд, Глостершир: Эмберли. ISBN 978-1-84868-861-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Самый маленький вкладыш в мире Pouch RZ85
- Электронная книга: Ханнес Линдеманн «Один в море».
- Руководство для строителей складных каяков от Yostwerks, подробная информация о сборке складного каяка.
- FoldingKayaks.org (с разрешения которого была адаптирована часть приведенного выше текста)
- Видео (5:13; GE) — запись 4-минутной сборки складного каяка Klepper на YouTube