Ханг (корабль)

Лепа , также известные как липа или лепа-лепа , — корабли коренных народов народа сама-баджау в Индонезии , на Филиппинах и в Малайзии . Они традиционно использовались в качестве плавучих домов мореплавателем Сама Дилаутом . Поскольку большинство сама отказались от исключительного морского образа жизни, современные лепа вместо этого используются в качестве рыбацких и грузовых судов. [1]
Лепа - это лодки среднего размера, обычно их длина составляет в среднем от 30 до 50 футов (9,1–15,2 м) и ширина от 5 до 7 футов (от 1,5 до 2,1 м); средняя высота корпуса 5 футов (1,5 м). Лепа также известен как пидлас среди сухопутных сама. Очень большие лепы известны как кумпит . Они могут достигать длины от 50 до 120 футов (от 15 до 37 м) и чаще всего используются в качестве торговых судов. [2] Семья лепа обычно буксирует дочерние корабли меньшего размера, такие как буго или бирау . Лепа также может использоваться как общий термин для обозначения «лодки» в различных группах Сама-Баджау; Винта лепа , например, также известна как лепа- . В настоящее время лепы все чаще заменяются каноэ с выносными опорами с двигателем , памботом («лодкой-насосом»). [1] [3] [4] [5] [6]

Описание
[ редактировать ]
Киль лепы сделан из неглубокой долблки, известной как тадас или лунас . По бортам он надстроен ремеслами , уже киля. Еще три борта соединены по краям с самым верхним поясом (планширем ) , идущим от кормы. Они известны как (снизу вверх) бенгкол , капи капи и коян коян . Они не доходят полностью до носа, образуя характерный разрыв в передней части корпуса корабля. Корпус резко сужается в носу и корме. Как и на других филиппинских кораблях, корпус лепы традиционно скрепляется дюбелями ( тамбуко ) и волокнистыми ремнями вместо гвоздей. Съемная конструкция, похожая на дом ( кубу или балуту ), часто строится в центре корпуса со съемным настилом, известным как лантай, в качестве пола. Крыша ( сапау ) выполнена из плетеных листьев нипы , закрепленных на съемных Y-образных столбах. Переносной очаг для приготовления пищи ( лаппохан ) расположен на кормовой палубе вместе с запасами еды ( луту ) и кувшинами с водой ( дергаться ). [7] [1] [5]
Лепа имеет одинарный парус ( ламак ), установленный на мачте, вставленной в киль через переднюю палубу. Как и стойки крыши, его можно отсоединить при необходимости. Лепа также может приводиться в движение веслами ( дайунг ) или шестами . Современные лепы практически повсеместно оснащены моторными двигателями. [1] [5]
Лепу можно отличить от других местных лодок в регионе (например, дженгинг и винта , которые также используются в качестве плавучих домов) тем, что у лепы нет выносных опор . Нос и корма также сделаны из плоских резных деревянных блоков, а не столбов или изогнутых досок, как на таких судах, как балангай . Нос ( mundaˊ ) и корма ( buliˊ ) расположены низко над водой, чтобы облегчить забрасывание и сбор сетей, а также облегчить удку и греблю. [1]

Лепа традиционно украшаются замысловатыми цветочными узорами, известными как окил (также пишется как уккил ). В частности, на носу часто имеется большой красиво вырезанный бушприт, называемый джунгал или джунгар . [1] [6] [8] [7] [5]
Традиции
[ редактировать ]На Филиппинах и в Малайзии обычно не существует никаких ритуалов, связанных с изготовлением или запуском лепы , что, вероятно, является результатом более высокого уровня исламизации верований коренных народов Сама. Однако в восточной Индонезии молитвы и ритуалы связаны с соединением киля с носовыми и кормовыми блоками, а также с сверлением мачтового столба («пупка» корабля). После последнего лодка впервые спускается на воду и символически становится ребенком владельца лодки. [5]
В кочевом прошлом Сама Дилаут, прежде чем молодой человек женился, его семья строила или покупала ему лепу , чтобы он и его жена могли жить как независимая рыбацкая единица. После его смерти его лепу разобрали и использовали в качестве гроба для захоронения. [5]
Прежде чем отправиться в дальнее или опасное путешествие, лепу часто благословляет магическими заклинаниями ( халигмун деревенский шаман ). К ним относятся заклинания, которые якобы делают их невидимыми для пиратов или отражают пули. Сама-Баджау также иногда дает клятву ( магжанджи' ) Богу ( Тухан ) или духам предков ( умбо ) в случае кризиса на море или когда лодка не может вернуться домой. Когда лодка в безопасности, залог выплачивается во время праздника благодарения, называемого магмаулуд или магбаджанджи . [5]
Регата Лепа
[ редактировать ]Регата Лепа — это ежегодный фестиваль лодок в Семпорне , Малайзия , посвященный традициям судостроения общин Сама-Баджау в Сабахе . [4] [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хесуса Л. Пакибот (2016). «Лепа: Море как дом». В Квон Ху (ред.). Традиционные методы судостроения (PDF) . Том. 29. Курьер нематериального культурного наследия Азии и Тихого океана, ЮНЕСКО. стр. 16–17. ISSN 2092-7959 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 мая 2018 г. Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Мария Бернадетт Л. Абрера (2007). «Лодка-душа и лодка-душа: исследование коренной «души» » (PDF) . Филиппинский обзор социальных наук . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Традиционная лодка Лепа» . Этавау . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Лепа-Лепа Регата» . Этавау Получено 7 мая.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клиффорд Сатер (2001). «Строительство лодок Бахау Лаут в Семпорне» . Траверсе (35–36): 177–198. дои : 10.4000/tc.288 .
- ^ Jump up to: а б Ниммо, Х. Арло (1990). «Лодки Тави-Тави Баджау, архипелаг Сулу, Филиппины» (PDF ) Азиатские перспективы . 29 (1): 51–88. S2CID 31792662 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Лодка Лепа» . Национальный музей Филиппин. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Джун Меркадо (10 ноября 2008 г.). «Резчики, купители-строители» . Новости GMA онлайн . Проверено 7 мая 2018 г.