Jump to content

Кох (лодка)

Кох XVII века в музее Красноярска.

Кох кох русский: ( , МПА: [ˈkotɕ] — особый тип малых одно- или двухмачтовых деревянных парусных судов , предназначенный и использовавшийся в России для заполярных плаваний в ледовых условиях арктических морей , популярный среди поморов .

Благодаря дополнительной обшивке (так называемой коца ) и арктической конструкции корпуса и руля направления он мог плавать без повреждений в водах, полных ледяных глыб и льдин . Кох на протяжении нескольких столетий был единственным кораблем такого класса.

Разработка

[ редактировать ]

Развитие коха началось в XI веке, когда Белого моря стали заселяться берега . Этот тип кораблей широко использовался в период расцвета русского полярного мореплавания в XV-XVI веках. Есть документальные подтверждения того, что частный российский гражданский флот в арктических морях в те времена насчитывал до 7400 малых судов в год. В 17 веке кохи широко использовались на сибирских реках во время освоения русскими и завоевания Сибири и Дальнего Востока . В 1715 году, во время Великой Северной войны , русское арктическое кораблестроение и мореплавание были подорваны указом ( декретом ) царя Петра Великого . Согласно указу, могли строиться только новоманерные («новоманерные») суда, то есть гражданские суда, которые могли использоваться и в военных целях. Кох с его особыми противообледенительными свойствами для этой цели не подходил.

В 19 веке противоледовые защитные свойства коха были переняты на первых современных ледоколах , и фактически кох можно рассматривать как самую древнюю форму ледокола, хотя и деревянного и относительно небольшого размера.

Строительство

[ редактировать ]

Коче традиционно строились сначала из ракушек, с перекрывающимися досками, следуя некогда широко распространенной североевропейской традиции клинкерного судостроения . Для крепления досок друг к другу использовались железные заклепки и скобы длиной в ветки кустарника или корни деревьев. Ребра были вставлены в корпус после сборки обшивки. Поскольку эти корабли использовались еще в начале 17 века, это, возможно, последнее использование клинкерной технологии на крупных морских судах. Они были плоскодонными, но достоверных сведений о том, было ли днище резным , как на винтиках , или клинкерным, как на кораблях викингов , нет (последнее более вероятно, так как более поздние поморские лодки целиком построены из клинкера). ).

Длина киля коха составляла около 10–25 метров (около 30–70 футов). Он имел 13 комбинированных ребер, каждое из которых состояло из нескольких деталей. Киль также представлял собой комбинацию нескольких частей. Переборки делили корпус на несколько поперечных отсеков. Каждое отделение ( чердак ) служило определенной цели. В носовой части неизменно располагались помещения для экипажа, кормовая каюта для капитана и грузовой трюм в миделе корабля. Кох имел плоскую палубу. Типичный кох нес на одной мачте один квадратный парус. Отличительной особенностью коха были сравнительно большие размеры его квадратного киля , что компенсировало особую сверхтонкую конструкцию верхней части руля направления. Корабли этого типа имели два главных якоря по 70 фунтов (32 кг) и, очень часто, легкие якоря. Военно-морские историки [ ВОЗ? ] Думаю, что легкие якоря могли быть использованы для швартовки кохов к краю ледяных полей.

К особенностям арктической конструкции относились закругленные линии корпуса корабля ниже ватерлинии , дополнительный пояс льдиностойкой заподлицо обшивки (из дуба или лиственницы ) по изменяемой ватерлинии, фальшкиль для плавания на льду. волока (и для предотвращения повреждений при посадке на мель на мелководье), а также валовидную верхнюю часть и широкую нижнюю часть (ниже ватерлинии) руля направления. Еще одной арктической особенностью было неизменное наличие на борту любого коха двух и более ледоходов и лебедки с якорным тросом. Каждый ледоход имел грузоподъемность от 1,5 до 2,0 метрических тонн (от 3300 до 4400 фунтов) и был оборудован длинными полозьями (от 5 до 7 м или от 16 до 23 футов) для перевозки по льду. Если бы кох застревал во льдах, его закругленные линии тела ниже ватерлинии позволяли бы кораблю, зажатому ледяными полями, вытолкнуться из воды на лед без повреждения корпуса.

Помимо противоледового оборудования, капитаны кохов имели традиционный набор навигационных приборов, включающий солнечные часы и магнитный компас с плавающим ветрометом («ветромет», деревянная 32-точечная компасная роза с 16 основными ветрами). Другими инструментами и средствами навигации были подробные карты и направления движения, звезды и лоцманские отметки на знакомых берегах.

Классификация

[ редактировать ]

Существует две основные классификации подтипов Коха. Первая, смешанная классификация, выделяет три подтипа кохов в зависимости как от места их происхождения ( сибирские и мангазейские ), так и от мореходных качеств ( морские , то есть «мореходные»). Вторая классификация не обращает внимания на мелкие кораблестроительные различия и делит все кохи на две категории по основным сферам их морской деятельности: река/море и морские (мореплавания) для дальних морских путешествий.

Следующее добавлено от Фишера. [1] Он утверждает, что у коха был квадратный парус и только одна мачта. Самые большие коче имели длину 60 футов и ширину 20 футов, осадку 5–6 футов и экипаж от 6 до 12 человек. Они могли вместить до 40 человек или 45 тонн груза. Если смотреть сверху или сбоку, они имели овальную форму. Плоское или закругленное дно делало их маневренными при уклонении от льдин, но, вероятно, неустойчивыми в сильный шторм. Квадратный парус и плоское дно означали, что без попутного ветра они не смогут плавать.

Другие типы лодок, используемые в Сибири, включают шитик и байдарку .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Раймонд Х. Фишер, Путешествие Семена Дежнева , Общество Хаклюта, 1981.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72af46689f268164fed98fb2e41efc9a__1699802760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/9a/72af46689f268164fed98fb2e41efc9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Koch (boat) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)