Северный морской путь
Северный морской путь ( СМП ) ( русский : Се́верный морско́й путь , латинизированный : Северный морской путь , сокращенно Севморпуть, Севморпуть ) — морской путь длиной около 5600 километров (3500 миль). Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом. [2]
В административном отношении Северный морской путь начинается на границе Баренцева и Карского морей (Карский пролив) и заканчивается в Беринговом проливе ( мыс Дежнева ). СМП пересекает моря Северного Ледовитого океана ( Карское , Лаптевых , Восточно-Сибирское и Чукотское ). [3]
Весь маршрут проходит через арктические (ИЭЗ) России воды и в пределах исключительной экономической зоны и входит в так называемый Северо-Восточный проход Канады , аналог Северо-Западного прохода . Сам Северный морской путь не включает Баренцево море и, следовательно, не доходит до Атлантики. [1] [4] [5]
Северный морской путь в настоящее время обслуживает арктические порты и крупные реки Сибири, импортируя топливо, оборудование, продукты питания и экспортируя древесину и полезные ископаемые. В настоящее время на маршруте СМП в Арктической зоне Российской Федерации расположены шесть крупных морских портов: порты Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси и Певек. [6] Некоторые участки маршрута свободны ото льда только два месяца в году, но таяние арктических ледяных шапок, вероятно, приведет к увеличению трафика и коммерческой жизнеспособности Северного морского пути. [7] [8] В одном исследовании, например, прогнозируются «заметные сдвиги в торговых потоках между Азией и Европой, перенаправление торговли внутри Европы, интенсивное судоходство в Арктике и существенное сокращение Суэцкого судоходства. Арктическая экосистема». [9] В то же время исследования, проведенные Центром морских исследований, показали, что превышение предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе, морских водах и донных отложениях, которые могли бы свидетельствовать о влиянии хозяйственной деятельности на данном этапе развития СМП, не было. записано. [10] [11]
Сторонники использования морского пути для глобальной торговли утверждают, что, поскольку он значительно короче существующих морских путей из Азии в Европу, при его использовании выделяется меньше CO 2 . [12] за счет сокращения времени в море и расхода топлива более чем вдвое. Расстояние от Мурманска (Россия) до Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, а по Северному морскому пути — всего 5 770 морских миль. Для корпоративных игроков, занимающихся оптовыми перевозками относительно недорогого сырья, экономия на топливе является решающим фактором при освоении Северного морского пути для коммерческого транзита, а не просто время доставки или экологические проблемы. Плавание по СМП также может помочь снизить затраты на выбросы за счет более коротких расстояний. Поскольку морская отрасль присоединится к Схеме торговли выбросами ЕС (ETS) с 2024 года, а крупные грузовые компании получат огромные счета за выбросы углерода, экономия на ETS ЕС за счет сокращения выбросов может стать дополнением к экономическим выгодам для грузоотправителей. [13]
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Впервые маршрут был пройден экспедицией Адольфа Эрика Норденшельда » « Вега с единственной зимовкой в 1878–79 годах.
20 век
[ редактировать ]Северный морской путь — один из нескольких арктических морских путей . С середины 1930-х годов Северный морской путь является официально управляемым и администрируемым судоходным маршрутом вдоль северного/арктического побережья России. Конвой из семи совершенно новых торговых судов дедвейтом от 900 до 5500 тонн, построенных для Китайской Народной Республики, но под польским флагом, из Гдыни с помощью советских ледоколов достиг порта Певек (через Карские ворота , Вилькицкого , Дмитрия Лаптева и Санникова проливы ). , два дня навигации перед Беринговым проливом в 1956 году. [14] Административная единица последовательно обновлялась, модернизировалась и переименовывалась. Так, в 2013 году было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация Северного морского пути». В 2022 году организационные полномочия были переданы Главному управлению Северного морского пути Росатома. [15]
21 век
[ редактировать ]С 2008 года в структуру «Росатома» входит российский атомный ледокол , предназначенный для путешествий по СМП.
Начиная с конца 2010-х годов Россия начала совершенствовать свои оборонные ресурсы в районе Северного морского пути. [16]
Две трети арктических морей летом остаются незамерзающими, поэтому у судов появляется больше вариантов маршрутов. В августе 2017 года первое судно прошло Северным морским путем без использования ледоколов . [17] По данным New York Times , это предвещает увеличение судоходства через Арктику, поскольку морской лед тает и облегчает судоходство. [17]
Голландское бюро анализа экономической политики прогнозировало в 2015 году, что Северный морской путь может освободиться ото льда к 2030 году, раньше, чем Северо-Западный проход или Трансполярный морской путь . [18] В докладе Копенгагенской школы бизнеса за 2016 год говорится, что крупномасштабное трансарктическое судоходство может стать экономически жизнеспособным к 2040 году. [17] [19] Согласно отчету ФГБУ «ААНИИ» «Прогнозная оценка состояния морского льда на период 2030–2050 гг.» ледовая обстановка в Северном Ледовитом океане (СЛО) в период 2030–2050 гг. изменится в сторону более низких температур, но лишь незначительно по сравнению с современными, так как эти годы будут фазой понижения температуры воздуха в ходе 74-летнего колебания. Ученые приходят к выводу, что ледовая обстановка в Северном Ледовитом океане в 2030–2050 годах, как ожидается, будет мягче с августа по октябрь. К 2050 году сезонной потери ледовитого покрова в Северном Ледовитом океане не будет. Даже в самый «светлый» год арктические моря будут свободны ото льда лишь с августа по октябрь. В период 2030–2050 гг. произойдет фаза понижения температуры воздуха в ходе 74-летнего колебания, а ледовые условия в арктических морях будут близки к современным. [20]
Российский морской регистр судоходства поддерживает класс ледовый . Корпорация «Роснефть» часто заключает контракты с судостроительным заводом «Звезда» на строительство своих газовозов СПГ . [21] для использования с добычей месторождений Требса и Титова . [ нужна ссылка ] Проект «Ямал СПГ» компании «Новатэк» — еще одна разработка промышленного масштаба, предусматривающая транспортировку продукции по СМП.
В июле 2018 года правительство России передало основную ответственность за Северный морской путь Росатому . [22] [23] Росатом — госкорпорация, управляющая единственными в мире атомными ледоколами. По состоянию на 2020 год в состав флота входило семь судов: «Ямал» , проекта 10521 «50 лет Победы» , «Таймыр» , «Вайгач» , «Арктика» , «Сибирь» и «Урал» , а также единственное в мире транспортное судно с атомной энергетической установкой « Севморпуть» (1988 г.). Последние три атомных ледокола — новейшие из проекта 22220 . Росатом также обеспечивает навигационное и гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, развивает инфраструктуру морских гаваней и управляет государственной собственностью этих портов. [24]
В августе 2018 года Maersk Line отправила по этому маршруту новый контейнеровоз «ледового класса» Venta Maersk для сбора данных об эксплуатационной целесообразности, хотя в настоящее время они не считают его коммерчески привлекательным. [25] [22] Требовалось сопровождение на три дня с российского атомного ледокола « 50 лет Победы» . [26] [27]
В июне 2019 года дубайская компания DP World подписала соглашения с Российским фондом прямых инвестиций , Росатомом и «Норильским никелем» о развитии Северного морского пути. [28]
Поскольку Северный морской путь является стратегически важной транспортной артерией, его уже можно назвать экономически выгодным по сравнению, например, с Суэцким каналом по ряду причин: [ нужна ссылка ]
- Экономия топлива за счет сокращения расстояния;
- Более короткое расстояние снижает затраты на персонал и фрахтование судов;
- Северный морской путь не взимает плату за проход (в отличие, например, от Суэцкого канала);
- Нет очередей (в отличие, например, от Суэцкого канала);
- Риска нападения пиратов нет.
строятся еще три атомных ледокола проекта 22220 Поскольку развитие ледокольного флота является важнейшим условием постоянного плавания в арктических водах, в настоящее время в Санкт-Петербурге : «Якутия» , «Чукотка» и «Ленинград» , заложенные в январе 2024 года. [29] Все атомные ледоколы проекта 22220 смогут изменять осадку от 10,5 до 8,1 метра в зависимости от глубины, что позволит им работать как в море, так и в устьях сибирских рек. [ нужна ссылка ]
Атомные ледоколы проекта 22220 оснащены двумя реакторами РИТМ-200 и способны преодолевать лед толщиной до 3 метров. [ нужна ссылка ]
Кроме того, на верфи "Звезда" ведется работа по строительству самого мощного в мире атомного ледокола проекта 10510 "Россия", ввод которого намечен на 2027 год. Также планируется построить еще два ледокола этого прототипа. Эти ледоколы будут оснащены двухреакторной энергетической установкой с реакторами РИТМ-400 мощностью 315 МВт. Максимальная толщина льда, преодолеваемая этими ледоколами, превысит 4 метра. [30]
В 2023 году сообщалось, что «Росморпорт государственное агентство Минтранса России » планирует осуществлять круизы для туристов на ледоколах по всему Северному морскому пути между Мурманском и Владивостоком . [31]
В июле 2024 года сообщалось, что «Сибирь» будет сопровождать легкое судно ледового класса Xin Xin Hai 1 во время его следования из порта Тайцан возле Шанхая через Берингов пролив и СМП в порт Архангельск, а затем отправиться в порты на севере страны. Европа . [32] Новая судоходная линия Хайнань Янпу , владеющая как минимум двумя судами ледового класса, совершила семь транзитов в период с июля 2023 года по декабрь 2023 года. [32] а в июне 2024 года подписал соглашение с «Росатомом» о создании круглогодичного арктического морского маршрута. [33]
Росатом и Атомфлот
[ редактировать ]Росатом — государственная корпорация, которая организует плавание судов в водах СМП в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, управляет флотом мощных атомных ледоколов, обеспечивает безопасность и бесперебойность судоходства, оказывает портовое обслуживание газовых танкеров в случае возникновения неблагоприятных погодных условий. Росатом также обеспечивает навигационное и гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, развивает инфраструктуру морских гаваней и управляет государственной собственностью этих портов. [34] Для этого была образована Дирекция Северного морского пути, которая теперь управляет тремя подведомственными организациями: «Атомфлот» (Росатомфлот), «Гидрографическое предприятие» и «Чукотатомэнерго».
Росатом является постоянным членом Арктического экономического совета , поэтому вся деятельность направлена на обеспечение экономического благополучия, экологической нейтральности и развития человеческого капитала.
Главсевморпуть
[ редактировать ]«Главное управление Северного морского пути» (« Главсевморпуть »). Недавно на базе Главного оперативного штаба ФГУП «Атомфлот» было создано [35] Основная цель создания Главсевморпути — организация плавания судов в акватории Северного морского пути. ФГБУ «Главсевморпуть» решает следующие задачи: обеспечение организации работы ледокольных судов с учетом гидрометеорологических, ледовых и навигационных условий в акватории СМП; плавание судов в водах СМП; выдача, приостановление, продление и прекращение действия разрешений на плавание парусных судов в водах СМП. Для решения этих задач отдел расставляет суда ледокольного флота в акватории СМП, контролирует движение судов в акватории СМП, предоставляет информацию о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке, обрабатывает информацию с судов, находящихся в акватории СМП.
Экономическая оценка
[ редактировать ]Исследователи и экономисты обычно сравнивают Северный морской путь с обычным Суэцким каналом. Первый маршрут короче, что позволяет экономить топливо, но он связан с экологическими рисками и увеличением эксплуатационных расходов. [36] Однако вышеупомянутое исследование можно считать спорным и неполным, поскольку оно не учитывает такие факторы, как уменьшенная протяженность Северного морского пути (по сравнению с Суэцким каналом) и, следовательно, снижение выбросов CO2; отсутствие взимания платы за проезд; отсутствие рисков нападения пиратов; снижение стоимости поездки за счет ее уменьшенной длины. [37]
Крупные судоходные компании несут значительные расходы из-за выбросов углекислого газа, тогда как использование атомных ледоколов, которые работают без углеводородного топлива и производят очень низкие выбросы углерода, дает экономическое преимущество грузоотправителям.
Некоторые исследования рекомендуют совместное использование двух маршрутов: Северный морской путь используется летом, когда он почти свободен ото льда, а Суэцкий канал - в остальное время года. [38] Исследователи также утверждают, что экономическая целесообразность строительства СМП во многом зависит от его погодных условий.
Несмотря на то, что арктические льды тают и полярные маршруты активно изучаются, объемы перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП) остаются небольшими по сравнению с Суэцким каналом . Однако грузопоток с каждым годом неуклонно растет. Исследование показывает, что комбинированная схема судоходства СМП-ЮКЖД может быть более конкурентоспособной, чем использование только маршрута Суэцкого канала . Если пароходство обеспечивает достаточную загрузку на СМП, использует для навигации надежное судно ледового класса и цена на сырую нефть высока, экономическая выгода комбинированной схемы перевозки СМП-ЮКЖД очевидна. Толщина льда напрямую влияет на стоимость доставки. Теперь, когда арктические льды из-за погодных условий медленно тают, ожидается снижение стоимости ледокольных услуг. Также суда некоторых ледовых классов могут плавать по СМП самостоятельно. Именно поэтому плата за проводку ледокола СМП может быть в несколько раз ниже платы за ледокол СЦР. [39]
Госкорпорация «Росатом» принимает на себя возможности и функции СМП и обеспечивает безопасность мореплавания на высоком технологическом уровне. Помимо организации судоходства по СМП и ледокольного обслуживания единственным в мире атомным ледокольным флотом, «Росатом» планирует внедрить методологию системы судоходства с арктическим ледовым режимом (AIRSS). Эта система будет представлять собой цифровое пространство, которое будет предоставлять различные услуги грузоперевозчикам, судовладельцам, капитанам, страховщикам и другим участникам логистического рынка на СМП. В частности, речь идет о выдаче разрешений на проход судов, контроле, диспетчеризации и управлении работой флота. Единая цифровая платформа будет собирать информацию из всех доступных источников, например, гидрометеорологические данные, местонахождение кораблей и ледоколов, загруженность портов. В результате пользователи получат усовершенствованный «ледовый навигатор», который позволит проложить точный маршрут с учетом меняющейся ледовой обстановки СМП. Другими словами, исследование Sibul et al. предложил алгоритм поиска пути для стратегической оценки СМП. [40] Он использует реальную погоду в качестве входных данных и находит оптимальный маршрут доставки. [41]
Экономические эффекты
[ редактировать ]Количество завершенных сквозных транзитов на государство флага . [42]
Год | Общий | Россия | Сингапур | Финляндия | Норвегия | Германия | Испания | Китай | Греция | Гонконг | Швеция | Нидерланды | Португалия | Другой |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 | 2 | 2 | ||||||||||||
2008 | 3 | 3 | ||||||||||||
2009 | 5 | 5 | ||||||||||||
2010 | 10 | 10 | ||||||||||||
2011 | 41 | 26 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 | ||||||
2012 | 46 | 18 | 6 | 5 | 2 | 15 | ||||||||
2013 | 71 | 46 | 2 | 2 | 2 | 1 | 18 | |||||||
2014 | 53 | 47 | 3 | 3 | ||||||||||
2015 | 18 | 10 | 2 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
2016 | 18 | 7 | 1 | 2 | 8 | |||||||||
2017 | 27 | 9 | 2 | 3 | 2 | 1 | 10 | |||||||
2018 | 27 | 8 | 1 | 7 | 1 | 1 | 2 | 6 | ||||||
2019 | 37 | |||||||||||||
2020 | 64 | |||||||||||||
2021 | 85 | 12 | 4 | 11 | 7 | 8 | 13 | 30 | ||||||
2022 | 43 | 36 | 7 |
Общий объем перевозок по Северному морскому пути в 2022 году составил 34,034 млн тонн, что немного меньше, чем в 2021 году. Общее количество рейсов в 2022 году составило 2994, совершено 314 судами. В период с января по июль количество рейсов было выше, чем в 2021 году. С СПГ из порта Сабетта совершено 280 рейсов . [43]
Объем грузов, перевезенных по Северному морскому пути (СМП), в 2023 году достиг исторического максимума и составил 36,254 млн тонн.
В 2023 году также был побит рекорд транзитных перевозок в акватории Северного морского пути; перевезено более 2,1 млн тонн грузов.
Растущая значимость СМП как дополнительного маршрута и источника стабильности в глобальной логистической цепочке может значительно возрасти в связи с тем, что все больше крупнейших мировых судоходных компаний избегают Красного моря из-за ситуации с ракетными атаками хуситов. [44]
Экологическая оценка
[ редактировать ]Согласно Четвертому исследованию выбросов парниковых газов IMO 2020, на морские грузовые перевозки приходится 2,9% мировых выбросов. [45] Ожидается, что в ближайшие 20 лет объем морской торговли удвоится. [46] Морской транспорт производит около 1 гигатонны выбросов углекислого газа (CO 2 ) в год и уже много лет пытается снизить свое воздействие на окружающую среду. Международная морская организация (ИМО) обязала морских перевозчиков сократить выбросы CO2 на 50% к 2050 году.
Морской транспорт генерирует 14% всех транспортных выбросов, а эффективные методы, которые могли бы заменить морские двигатели, работающие на ископаемом топливе, в настоящее время не используются, как в случае с ядерной энергетикой, так и в современных условиях реконструкции, таких как энергия ветра и солнца. [47] Благодаря своей меньшей протяженности судоходство по СМП способствует снижению углеродного следа морского транспорта, хотя это влечет за собой значительные риски для хрупких арктических экосистем.
Забота об окружающей среде находится в центре внимания при развитии Северного морского пути.
Например, Росатом оценивает современное состояние окружающей среды в акваториях СМП в рамках совместного проекта с Центром морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова (МИЦ МГУ). [48] Проект предполагает исследования, охватывающие все компоненты окружающей среды, с целью определения воздействия морского судоходства на всех уровнях экосистемы с помощью экспериментальных методов, специального оборудования, развития цифровых сервисов и экологических практик.
Одним из ключевых приоритетов реализации проекта является постоянное взаимодействие международного экспертного сообщества, международных экологических научно-исследовательских институтов и неправительственных организаций. [49]
В течение трех лет представители ведущих научных учреждений Норвегии , Финляндии , Франции , Исландии , Великобритании , Китая , Индии , Египта , Малайзии , Турции в проекте приняли участие .
См. также
[ редактировать ]- Арктический мост
- Арктическое сотрудничество и политика
- Арктическая политика России
- Список русских исследователей
- Территориальные претензии в Арктике
- Инициатива «Пояс и путь»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бригам, Л.; МакКалла, Р.; Каннингем, Э.; Барр, В.; ВандерЦвааг, Д.; Чиркоп, А.; Сантос-Педро, ВМ; Макдональд, Р.; Хардер, С.; Эллис, Б.; Снайдер, Дж.; Хантингтон, Х.; Скьёлдал, Х.; Голд, М.; Уильямс, М.; Войхан, Т.; Уильямс, М.; Фолкингем, Дж. (2009). Бригам, Лоусон; Сантос-Педро, ВМ; Юрмаа, К. (ред.). Оценка морского судоходства в Арктике (AMSA) (PDF) . Норвегия: Защита морской среды Арктики (ПАМЕ), Арктический совет . Архивировано (PDF) из оригинала 1 ноября 2014 г.
- ^ Чаудхури, Дипанджан Рой (15 января 2024 г.). «Российский Северный морской путь становится ключевой инициативой по связям в Индо-Тихоокеанском регионе» . Экономические времена . ISSN 0013-0389 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Северный морской путь привлекает внимание как быстрый и эффективный торговый путь» . www.aa.com.tr. Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Остренг, Вилли; Эгер, Карл Магнус; Флёйстад, Великобритания; Йоргенсен-Даль, Арнфинн; Лоте, Ларс; Мейлендер-Ларсен, Мортен; Вергеланд, Тор (2013). Судоходство в арктических водах: сравнение северо-восточного, северо-западного и трансполярного проходов . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-642-16790-4 . ISBN 978-3642167898 . S2CID 41481012 .
- ^ Бушаде Фарре, Альберт; Стивенсон, Скотт Р.; Чен, Линьлин; Чуб, Майкл; Дай, Ин; Демчев, Денис; Ефимов, Ярослав; Грачик, Петр; Грит, Хенрик; Кейл, Кэтрин; Кивекас, Нику; Кумар, Нареш; Лю, Нэнге; Матленок Игорь; Миксволл, Мари; О'Лири, Дерек; Олсен, Джулия; Павитран А.П., Сачин; Петерсен, Эдвард; Распотник, Андреас; Рыжов Иван; Сольский, Ян; Суо, Линлинг; Троейн, Кэролайн; Валеева, Вилена; ван Рейкеворсел, Яап; Уайтинг, Джонатан (16 октября 2014 г.). «Коммерческое арктическое судоходство через Северо-Восточный проход: маршруты, ресурсы, управление, технологии и инфраструктура» . Полярная география . 37 (4): 298–324. Бибкод : 2014PolGe..37..298B . дои : 10.1080/1088937X.2014.965769 .
- ^ Счисляев С.М.; Коваленко Е.А.; Барыкин*, С.Е.; Счисляева, Е.Р. (31.12.2019). «Инфраструктура узловых узлов Северного морского пути международной логистики» . Европейские труды социальных и поведенческих наук . Управление проектами в регионах России: 1002–1013. дои : 10.15405/epsbs.2019.12.05.123 . ISSN 2357-1330 .
- ^ Фонтан, Генри (23 июля 2017 г.). «С увеличением количества кораблей в Арктике растет страх перед катастрофой» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ МакГрат, Мэтт (24 августа 2017 г.). «Первый танкер пересек Севморпуть без ледокола» . Новости Би-би-си . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Беккерс, Эдди; Франсуа, Жозеф Ф.; Рохас-Ромагоса, Уго (01 декабря 2016 г.). «Таяние ледников и экономические последствия открытия Северного морского пути» (PDF) . Экономический журнал . 128 (610): 1095–1127. дои : 10.1111/ecoj.12460 . ISSN 1468-0297 . S2CID 55162828 .
- ^ «14 Теммуза 2022 года – МЕРСИН» . interpress.com . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Росатом» и DP World обсудят роль Северного морского пути в обеспечении устойчивости цепочки поставок на ЭКСПО-2020 . www.zawya.com . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Шойен, Х., и Братен, С. (2011). Архивировано 21 февраля 2015 года в Wayback Machine. Северный морской путь против Суэцкого канала: случаи оптовых перевозок. Журнал транспортной географии, 19 (4), 977–983.
- ^ «Кризис Красного моря может привести к фундаментальной реструктуризации мировой торговли» . ЭконоТаймс . 17 марта 2024 г. Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Бугайский, Дариуш Р. (2021). Судоходные права и свободы в международном праве и практике . Военно-морская академия. стр. 146. ISBN 978-83-961549-1-0 . OCLC 1267382284 .
- ^ «Кабинет Министров утвердил создание Главного управления Северного морского пути» . АКМ ЕН . 01.08.2022 . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «Россия наращивает амбиции по арктическому маршруту» . Московская Таймс . 5 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2023 года . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Голдман, Рассел (25 августа 2017 г.). «Российский танкер завершил арктический переход без помощи ледоколов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Плотины, шпалы; ван Шайк, Луиза; Стутман, Адаха (2020). Присутствие перед властью: почему Китай стал околоарктическим государством (Доклад). Институт Клингендал. стр. 6–19. JSTOR resrep24677.5 .
- ^ Арктическое судоходство – Коммерческие возможности и проблемы (PDF) . Копенгангенская морская школа бизнеса. Январь 2016. ISBN. 978-87-93262-03-4 .
- ^ Админ (15.06.2024). «Есть ли будущее у Северного морского пути? Перспективы «ледового» маршрута — Alamak.io» . Проверено 03 июля 2024 г.
- ^ «Танкер-челнок ледового класса «Валентин Пикуль» заложен на судостроительном комплексе «Звезда» .
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, Исайя (18 июля 2019 г.). «Холодные амбиции: новая линия геополитического разлома» . Калифорнийский обзор . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Нильсен, Томас (18 июля 2018 г.). «Возглавить вновь созданную дирекцию Северного морского пути возглавит Вячеслав Рукша» . Barents Observer .
- ^ Дангвал, Ашиш (21 мая 2024 г.). «Самый мощный в мире атомный ледокол «Россия» будет готов к 2030 году, заявил вице-премьер России» . Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Контейнеровоз сломает лед на российском арктическом маршруте» . Новости Би-би-си . 23 августа 2018 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Эмбери-Деннис, Том (18 сентября 2017 г.). «Контейнеровоз впервые в истории пересек арктический маршрут из-за таяния морского льда» . Независимый . ISSN 0951-9467 . Архивировано из оригинала 21 июня 2022 г. Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Хамперт, Мальте (14 сентября 2017 г.). «Контейнеровоз Maersk проходит транзитом по Северному Ледовитому океану в сопровождении ледокола» . Новости Крайнего Севера . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Успехи российских судов передаются через СМП» . 30 сентября 2019 г.
- ^ «Ледокол «Ленинград» сыграет ключевую роль на Северном морском пути | Arabian Post» . 05 февраля 2024 г. Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Реакторная установка для атомохода Лидер. Какой она будет? = Reactor plant for the nuclear-powered “Leader”. What will it be like? Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
- ^ «Старые ледоколы планируют модернизировать для туризма Мурманск-Владивосток» . Barents Observer . 07.03.2023 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б https://g-captain.com/chinese-container-ships-take-arctic-shortcut-avoiding-red-sea/?subscriber=true&goal=0_f50174ef03-508b2c32cf-170735360 .
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ https://g-captain.com/russias-rosatom-and-chinese-firm-to-establish-year-round-arctic-shipping-route/ .
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Путин назначил «Росатом» инфраструктурным оператором Северного морского пути = Rosatom as the infrastructure operator of the Northern Sea Route // Коммерсантъ (28 декабря 2018). Дата обращения: 27 июля 2019. Архивировано 27 июля 2019 года.
- ^ Администрация Северного морского пути на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта = Administration of the Northern Sea Route on the official website of the Federal Agency for Sea and River Transport
- ^ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ [EN/RUS/CH] , 4 апреля 2021 г., заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 14 мая 2021 г.
- ^ Лепик, Боян (18 сентября 2023 г.). «Вехи, пройденные на все более оживленном Северном морском пути» . Всплеск247 . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Сибул, Глеб; Джин, Цзянь Ган (май 2021 г.). «Оценка возможности совместного использования Северного морского пути и Суэцкого канала с учетом ледовых параметров» . Транспортные исследования, часть A: Политика и практика . 147 : 350–369. Бибкод : 2021TRPA..147..350S . дои : 10.1016/j.tra.2021.03.024 . ISSN 0965-8564 . S2CID 233567189 .
- ^ Сибул, Глеб, Цзянь Ган Цзинь. Оценка возможности совместного использования Северного морского пути и Суэцкого канала с учетом ледовых параметров // Транспортные исследования, часть А: Политика и практика. — 2021. — № 147. — С. 350-369.
- ^ Сибул, Глеб; Ян, Пэйхао; Муравьев Дмитрий; Джин, Цзянь Ган; Конг, Линхэ (14 апреля 2022 г.). «Выявление истинной судоходности Северного морского пути по ледовой обстановке и метеорологическим наблюдениям» . Морская политика и менеджмент . 50 (7): 924–940. дои : 10.1080/03088839.2022.2059717 . ISSN 0308-8839 . S2CID 248211083 .
- ^ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ СУДОХОДСТВО [EN/RUS/CH] , 15 апреля 2022 г. , получено 5 мая 2022 г.
- ^ «Статистика транзита СМП» . Центр логистики Крайнего Севера . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Центр логистики Крайнего Севера: деятельность NSR Shipping в 2022 году.
- ^ «Кризис Красного моря может привести к фундаментальной реструктуризации мировой торговли» . ЭконоТаймс . 17 марта 2024 г. Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ ИМО, Международная морская организация. Выбросы парниковых газов: Четвертое исследование IMO по выбросам парниковых газов (2020 г.). Архивировано 8 марта 2023 г. на Wayback Machine , получено 9 декабря 2022 г.
- ^ Гарет, Эванс. Мир на плаву: почему морская торговля удвоится до 2030 года. Архивировано 12 декабря 2022 г. в Wayback Machine // Судовые технологии. — 2013.
- ^ Европейская комиссия. Сокращение выбросов в секторе судоходства: исследование (2022 г.) , данные получены 9 декабря 2022 г.
- ^ «Международная экспертная группа подвела итоги комплексных исследований и мониторинга экологической безопасности на Северном морском пути» . ДаганНьюс . 2023-06-23 . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Редактор (14 февраля 2024 г.). «Жизнь ради будущего» . Малая почта . Проверено 16 июня 2024 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка )
- Белтон, Кэтрин (23 июня 2020 г.). Люди Путина: как КГБ вернул Россию, а затем взялся за Запад . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус, Жиру . ISBN 978-0374238711 .
- Голден, Дэниел (10 октября 2017 г.). Школы шпионажа: как ЦРУ, ФБР и внешняя разведка тайно эксплуатируют американские университеты . Генри Холт и компания . ISBN 978-1627796354 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Остренг, Вилли ; Эгер, Карл Магнус; Флёйстад, Великобритания; Йоргенсен-Даль, Арнфинн; Лоте, Ларс; Мейлендер-Ларсен, Мортен; Вергеланд, Тор (2013). Судоходство в арктических водах: сравнение северо-восточного, северо-западного и трансполярного проходов . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-642-16790-4 . ISBN 978-3642167898 . S2CID 41481012 .
- Кеупп, Маркус М., изд. (2015). Северный морской путь . Спрингер Габлер. ISBN 978-3-658-04080-2 .
- Цзэн и др. 2020. « Конкурентоспособность арктического судоходства через Суэцкий канал и железную дорогу Китай-Европа ». Транспортная политика.
- Ван и др. 2020. « Ситуация развития и будущий спрос на порты Северного морского пути ». Исследования в области транспортного бизнеса и менеджмента.
- Дин и др. 2020. « Влияет ли налог на выбросы углерода на осуществимость арктического судоходства? » Часть D транспортных исследований: Транспорт и окружающая среда
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о движении судов на подходах к акватории и в акватории Северного морского пути (статус на 12:00 мск) (Росатом; РФ - доступ ограничен за пределами России)
- Информационное бюро Северного морского пути (Северный университет)
- Международная программа Северного морского пути
- Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Открытие и история освоения Северного морского пути
- Фотографии - во время прохождения СВ
- Танкер «Владимир Тихонов» за неделю завершил успешный транзит по Северному морскому пути
- Армстронг, Теренс. Северный морской путь (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1952)
- Belov, M. I. Istoriia otkrytiia i osveniia Severnogo Morskogo Puti , 4 vols. (Leningrad, 1956–1969)
- Хоренсма, Пирс. Советская Арктика (Лондон: Routledge, 1991).
- Макканнон, Джон. Красная Арктика (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998).
- Конышев Валерий и Сергунин Александр: Является ли Россия ревизионистской военной державой в Арктике? Анализ обороны и безопасности, сентябрь 2014 г.
- Конышев Валерий и Сергунин Александр. Россия в поисках своей арктической стратегии: между жесткой и мягкой силой? Полярный журнал, апрель 2014 г.
- Северный Ледовитый океан
- Чукотское море
- Восточно-Сибирское море
- География России
- Карское море
- Laptev Sea
- Навигация
- Полярные исследования России и Советского Союза.
- Морские пути
- Транспорт в Арктике
- Водный транспорт в России
- Внешняя торговля Советского Союза
- Федеральные правоохранительные органы России