Jump to content

Илулиссатская декларация

Илулиссатская декларация – это документ, обозначающий необходимые совместные региональные усилия и ответственность в ответ на потенциально неблагоприятные последствия изменения климата в отношении таяния арктического ледяного покрова . [1]

Он был введен в силу 28 мая 2008 года Соединенными Штатами, Российской Федерацией, Канадой, Норвегией и Данией (пятью прибрежными государствами Северного Ледовитого океана , также известными как Арктическая пятерка или А5) после Конференции по Северному Ледовитому океану, состоявшейся в Илулиссат , Гренландия . Делегаты конференции обсудили Северный Ледовитый океан, изменение климата, защиту морской среды , безопасность на море и распределение обязанностей в случае новых морских маршрутов . открытия [2] Декларация затрагивает области «уязвимых экосистем, средств к существованию местных жителей и коренных общин, а также потенциальной эксплуатации природных ресурсов», ссылаясь на юрисдикционный и суверенный подход для передачи ответственности арктической пятерки. [1]

Все более тревожные последствия изменения климата в Арктике , приводящие к таянию арктических морских льдов , стали основой для повышенного внимания и сотрудничества в регионе. Страх перед экономической эксплуатацией и загрязнением Северного Ледовитого океана был ключевым источником импульса в разработке и реализации Илулиссатской декларации. [3] Таяние арктических льдов, усугубленное изменением климата, усилило опасения, что экономическая деятельность в этом районе приведет к дальнейшему ухудшению окружающей среды, что требует возобновления усилий по сотрудничеству и подтверждения территориальных претензий. Например, таяние морского льда приведет к появлению большего количества арктических морских маршрутов , таких как Северо-Западный проход , что может привести к экономической эксплуатации Арктики. [4]

Территориальный аспект декларации многими воспринимался как ответ на то, что российские исследователи установили российский флаг на дне Северного Ледовитого океана в 2007 году, всего за год до Илулиссатской декларации. [1] Это событие вызвало в средствах массовой информации эффект снежного кома с предупреждениями о борьбе за Арктику. [3] Подобные изображения интенсивных геополитических трений усилили страх перед территориальным соперничеством в быстро тающей Арктике, в результате чего возникла Илулиссатская декларация.

Более того, существовали опасения, что так называемый «пробел в управлении», выявленный инцидентом с флагом, еще больше усложняет ситуацию, что приводит к международному впечатлению о беспорядках в арктическом регионе, что, как поняли государства региона, даст повод для дальнейших действий. иностранные государства пытаются предъявить претензии в этом районе. [1] Таким образом, приверженность стран А5 Илулиссатской декларации также была призвана служить международным индикатором и напоминанием о том, что «региональный порядок в Арктике» уже существует. [1]

В связи с вышеупомянутым страхом перед предполагаемым «пробелом в управлении», еще одним мотивом создания этой декларации было просто блокирование любых призывов к заключению Арктического договора, который принес бы новое законодательство и новые государства. [4] Структура регионального управления поддерживается Илулиссатской декларацией, в которой говорится, что существующая правовая база – Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) – должна и впредь уважаться и сохраняться. [5]

Участие в составлении

[ редактировать ]

Поскольку в состав А5 входят только пять из восьми членов Арктического совета , это означало, что Арктический совет как полноценный форум не был включен в него – за исключением Швеции, Исландии и Финляндии. [6] Также были исключены организации коренных народов, такие как постоянные участники Арктического совета, такие как Приполярный совет инуитов (ICC). [7]

Конференцию по Северному Ледовитому океану 2008 года (на которой был составлен проект декларации) проводили Пер Стиг Мёллер , в то время министр иностранных дел Дании, и Ханс Эноксен , в то время премьер-министр Гренландии. [8] Среди ключевых участников на уровне министров были Сергей Лавров , министр иностранных дел России, Йонас Гар Стёре , министр иностранных дел Норвегии, Гэри Ланн , министр природных ресурсов Канады, и Джон Негропонте , заместитель государственного секретаря США. [9]

Роль Дании

[ редактировать ]

Дания была инициатором Илулиссатской декларации под влиянием тогдашнего министра иностранных дел Пера Стига Мёллера. [10] После дела о флаге, связанном с Россией, Мёллер сделал следующее заявление в интервью обо всем инциденте:

«Это был мой самый большой страх: Арктика станет свершившимся фактом. В конце концов, в этом контексте мы — слабая нация. Если кто-то возьмет закон в свои руки за пределами Гренландии и скажет: «Мы примем это», а затем например, добывать нефть, не спрашивая разрешения, что мы можем сделать? Вот почему я, как министр иностранных дел Дании, думаю о совместной инициативе… Закон всегда нужен не сильному, а слабому). [11]

Мёллер инициировал встречу, которая привела к принятию Илулиссатской декларации, в попытке просигнализировать о порядке и восстановить контроль над арктическим регионом. [10] Министр иностранных дел оправдал чисто государственный состав декларации, исключая такие группы, как МУС , заявив, что пять прибрежных государств сыграли решающую роль в распространении единой политической позиции, как на региональном, так и на международном уровне, и что UNCLOS была адекватной структурой, позволяющей предпринимать ответственные действия в будущем. [7]

Содержание Илулиссатской декларации

[ редактировать ]

Фактическое содержание Илулиссатской декларации, как уже упоминалось, касается «уязвимых экосистем, средств к существованию местных жителей и коренных общин, а также потенциальной эксплуатации природных ресурсов». В декларации указывается, что сотрудничество должно принимать форму поисково-спасательных операций, защиты и сохранения, а также сбора научных данных. [12] Как уточняется в документе, сотрудничество между Арктической пятеркой уже имеет место, поэтому эта декларация действует как подтверждение таких ролей и обязанностей, к которым необходимо серьезно относиться в Северном Ледовитом океане. [12]

Расширенное сотрудничество (A5)

[ редактировать ]

В 2018 году тогдашний министр иностранных дел Гренландии Сука К. Фредериксен и тогдашний министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен решили отметить десятую годовщину Илулиссатской декларации, проведя еще одно мероприятие в Илулиссате, Гренландия. [13] Это было сделано для того, чтобы подтвердить принципы, закрепленные в Илулиссатской декларации, и поклясться продолжать их соблюдать.

На встречу 2018 года были приглашены ранее исключенные члены Арктического совета, а именно Швеция, Исландия и Финляндия, а также организации коренных народов, входящие в Арктический совет. [14]

Илулиссатская декларация с точки зрения управления океанами

[ редактировать ]

Некоторые учёные пытались объяснить, почему Дания, несмотря на то, что она является таким маленьким государством без множества угроз, имеет такую ​​обширную морскую программу, используя теорию малого государства . [15] [16] [17] Теория малых государств утверждает, что меньшие государства должны компенсировать свои сравнительно меньшие возможности за счет сотрудничества с игроками на международном уровне, чтобы оставаться стратегическими и иметь право голоса в важных политических вопросах. [16] Что касается деятельности Дании в Арктике, ее географическое положение автоматически делает Данию ключевым игроком, что отражено в Илулиссатской декларации, инициированной самим министром иностранных дел Дании. [16]

Илулиссатская декларация воплощает перспективу регионального морского управления. [13] Для А5 было крайне важно утвердить эту региональную морскую державу после инцидента под российским флагом, поскольку ощущение «пробела в управлении» привело к тому, что множество игроков выступили за заключение Арктического договора, подобного Договору об Антарктике , который основан на международном подходе. [13] Посредством этой декларации прибрежные государства Северного Ледовитого океана попытались подтвердить свою легитимность и власть в регионе, подавляя любые призывы к международному подходу.

Критика Илулиссатской декларации

[ редактировать ]

Первоначальные критики «Арктической пятерки» утверждали, что эксклюзивное сотрудничество А5 в определенных областях способно подорвать другие усилия по сотрудничеству, имеющие пересекающиеся цели, такие как Арктический совет (состоящий из Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, России и Швеции). США, в дополнение к шести постоянным участникам ). [13] [18] Исключение Исландии, Финляндии и Швеции (остальных государств Арктического совета – форума, который не был приглашен на Конференцию по Северному Ледовитому океану в 2008 году), помимо исключения арктических народов , подлило масла в огонь и было расценено как форма политики исключения, которая противоречила существующим институциональным положениям. [11]

Эту критику особенно поддержали коренные народы Арктики, которые были исключены. [19] Государственный характер Илулиссатской декларации считался сомнительным, и особенно оспаривалось исключительное право подписавших ее государств на разграничение Арктики. [19] [20]

Однако с тех пор эта потенциальная почва для напряженности сократилась из-за совершенствования способов фактического использования «Арктической пятерки», которая теперь рассматривается в первую очередь как дополнительный форум к Арктическому совету и охватывает нишевые области и темы, не входящие в сферу компетенции Арктического совета или мощности. [13] Это якобы ослабило конкурентную интерпретацию А5 в отношении Арктического совета. [13] Напряженность также удалось снизить за счет включения в заседание 2018 года других членов Арктического совета и представителей коренных народов. [14]  

Кроме того, инициативы, предпринятые с тех пор, включали больше участников – не прибрежных участников – как было показано в переговорах, касающихся рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана (Шатц, Прольсс, Лю). [21] Подобные инициативы снизили первоначальное конкурентное восприятие А5, продемонстрировав необходимость более широкого сотрудничества в арктическом регионе.

Текущие и будущие проблемы

[ редактировать ]

Помимо тревожных последствий изменения климата, выступающих в качестве постоянного источника давления на участников Арктического региона, существуют и другие события, которые потенциально могут стать особым вызовом Илулиссатской декларации и Арктической пятерке. Одной из предполагаемых «угроз» является растущие коммерческие интересы Китая в Арктике. [22] В официальном документе об арктической политике Китая от 2018 года Китай заявил, что является «околоарктическим государством» и, таким образом, имеет четкие «экономические интересы» и морские претензии, заявляя, что существует стимул для строительства так называемого « Полярного государства ». Шелковый путь ». [23] Подобные утверждения вызвали некоторую обеспокоенность у государств, которые опасаются, что Китай может стать слишком агрессивным в регионе и в конечном итоге использовать слишком много силы в Арктике, как физически, так и политически. [22]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Рахбек-Клемменсен, Йон; Томасен, Гри (2018). «Уроки Илулиссатской инициативы: государственная власть, институциональная легитимность и управление в Северном Ледовитом океане, 2007–18 годы» (PDF) . Центр военных исследований .
  2. ^ «Илулиссатская декларация» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2012 года . Проверено 15 августа 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б Доддс, Клаус (2013). «Илулиссатская декларация (2008 г.): арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан». Обзор международных отношений SAIS . 33 (2): 45–55. дои : 10.1353/sais.2013.0018 . S2CID   153987916 .
  4. ^ Jump up to: а б Григер, Гизела (май 2018 г.). «Арктическая политика Китая: как Китай совмещает права и интересы» (PDF) . Европейская парламентская исследовательская служба .
  5. ^ Бидерманн, Ричард (2021). «Влияние Китая на арктическую политику Европейского Союза: критические моменты, пересечения и географические сдвиги» . Азиатско-Европейский журнал . 19 (4): 467–487. дои : 10.1007/s10308-021-00605-7 . ПМЦ   8163586 . ПМИД   34093101 .
  6. ^ Якобсен, Марк (23 мая 2018 г.). «На этой неделе в Гренландии отмечают 10-летие Илулиссатской декларации» . Новости Крайнего Севера .
  7. ^ Jump up to: а б Фабби, Надин К. (2015). Справочник по политике Арктики . Эдвард Элгар Паблишинг Лимитед. стр. 482–500. ISBN  9780857934734 .
  8. ^ Арктический совет (26 мая 2008 г.). «Конференция по Северному Ледовитому океану: министр иностранных дел Дании хочет единства в отношении будущего Северного Ледовитого океана. Возмутительные попытки предъявить требования к региону Северного Ледовитого океана должны уйти в прошлое» . Арктический совет. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  9. ^ Крэгг, Гулливер (28 мая 2008 г.). «Саммит стремится к соглашению по вопросу суверенитета в Арктике» . Франция 24 .
  10. ^ Jump up to: а б Маклафлин, Ким (28 мая 2008 г.). «Дания и Норвегия надеются, что претенденты на Арктику подчиняются правилам ООН» . Рейтер .
  11. ^ Jump up to: а б Бреум, Мартин (24 октября 2018 г.). «Анализ: Илулиссат-2. Почему Гренландия и Дания приглашают арктические правительства вернуться в мае этого года» . Новости Крайнего Севера .
  12. ^ Jump up to: а б «ИЛУЛИССАТСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 2008 ГОДА» (PDF) . 28 мая 2008 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Рахбек-Клемменсен, Йон; Томасен, Гри (2020). «Как сотрудничество арктических прибрежных государств повлияло на Арктический совет?». Морская политика . 122 : 104239. doi : 10.1016/j.marpol.2020.104239 . S2CID   228932581 .
  14. ^ Jump up to: а б Джордж, Джейн (30 апреля 2018 г.). «10-го числа Илулиссатской декларации правительства арктических стран соберутся в Гренландии» . Новости Нунациака .
  15. ^ Рахбек-Клемменсен, Джон (2016). Арктический ежегодник 2016: Арктический совет: 20 лет регионального сотрудничества и формирования политики . Северный исследовательский форум. стр. 346–359.
  16. ^ Jump up to: а б с Ларсен, Джессика (2020). «Маленькое государство решает большие проблемы: взгляд на недавнюю датскую стратегию внешней политики и безопасности» (PDF) . ДИИС .
  17. ^ Якобсен, Питер Вигго; Рингсмос, Йенс; Сакси, Хокон Лунде (2018). «Маленькие государства, стремящиеся к престижу: военный вклад Дании и Норвегии в операции под руководством США». Европейский журнал международной безопасности . 3 (2): 256–277. дои : 10.1017/eis.2017.20 . S2CID   158106289 .
  18. ^ «Кто мы» . Секретариат Арктического совета .
  19. ^ Jump up to: а б Якобсен, Марк; Страндсбьерг, Йеппе (2017). «Десекьюритизация как вытеснение противоречий: геополитика, право и суверенные права в Арктике» . Политик . 20 (3). дои : 10.7146/politik.v20i3.97151 .
  20. ^ Люнге, Аккалук (29 ноября 2008 г.). «Все-инуитский саммит по суверенитету соберется в ноябре» . Приполярный совет инуитов .
  21. ^ Шац, Валентин; Проэлс, Александр; Лю, Нэнге (26 октября 2018 г.). «Соглашение 2018 года о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана: введение» . ЭДЖИЛ .
  22. ^ Jump up to: а б Энтони, Ян; Клименко Екатерина; Су, Фэй (март 2021 г.). «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК В АРКТИКЕ? ПОСЛЕДСТВИЯ ДИНАМИКИ ВЛАСТИ КИТАЯ-РОССИИ-США ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (PDF) . СИПРИ .
  23. ^ «Полный текст: Арктическая политика Китая» . Информационное бюро Госсовета Китайской Народной Республики . 26 января 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c716bd047c50a773d8088d0e62244a4a__1692684900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/4a/c716bd047c50a773d8088d0e62244a4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilulissat Declaration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)