Илулиссатская декларация
Илулиссатская декларация – это документ, обозначающий необходимые совместные региональные усилия и ответственность в ответ на потенциально неблагоприятные последствия изменения климата в отношении таяния арктического ледяного покрова . [1]
Он был введен в силу 28 мая 2008 года Соединенными Штатами, Российской Федерацией, Канадой, Норвегией и Данией (пятью прибрежными государствами Северного Ледовитого океана , также известными как Арктическая пятерка или А5) после Конференции по Северному Ледовитому океану, состоявшейся в Илулиссат , Гренландия . Делегаты конференции обсудили Северный Ледовитый океан, изменение климата, защиту морской среды , безопасность на море и распределение обязанностей в случае новых морских маршрутов . открытия [2] Декларация затрагивает области «уязвимых экосистем, средств к существованию местных жителей и коренных общин, а также потенциальной эксплуатации природных ресурсов», ссылаясь на юрисдикционный и суверенный подход для передачи ответственности арктической пятерки. [1]
История
[ редактировать ]Все более тревожные последствия изменения климата в Арктике , приводящие к таянию арктических морских льдов , стали основой для повышенного внимания и сотрудничества в регионе. Страх перед экономической эксплуатацией и загрязнением Северного Ледовитого океана был ключевым источником импульса в разработке и реализации Илулиссатской декларации. [3] Таяние арктических льдов, усугубленное изменением климата, усилило опасения, что экономическая деятельность в этом районе приведет к дальнейшему ухудшению окружающей среды, что требует возобновления усилий по сотрудничеству и подтверждения территориальных претензий. Например, таяние морского льда приведет к появлению большего количества арктических морских маршрутов , таких как Северо-Западный проход , что может привести к экономической эксплуатации Арктики. [4]
Территориальный аспект декларации многими воспринимался как ответ на то, что российские исследователи установили российский флаг на дне Северного Ледовитого океана в 2007 году, всего за год до Илулиссатской декларации. [1] Это событие вызвало в средствах массовой информации эффект снежного кома с предупреждениями о борьбе за Арктику. [3] Подобные изображения интенсивных геополитических трений усилили страх перед территориальным соперничеством в быстро тающей Арктике, в результате чего возникла Илулиссатская декларация.
Более того, существовали опасения, что так называемый «пробел в управлении», выявленный инцидентом с флагом, еще больше усложняет ситуацию, что приводит к международному впечатлению о беспорядках в арктическом регионе, что, как поняли государства региона, даст повод для дальнейших действий. иностранные государства пытаются предъявить претензии в этом районе. [1] Таким образом, приверженность стран А5 Илулиссатской декларации также была призвана служить международным индикатором и напоминанием о том, что «региональный порядок в Арктике» уже существует. [1]
В связи с вышеупомянутым страхом перед предполагаемым «пробелом в управлении», еще одним мотивом создания этой декларации было просто блокирование любых призывов к заключению Арктического договора, который принес бы новое законодательство и новые государства. [4] Структура регионального управления поддерживается Илулиссатской декларацией, в которой говорится, что существующая правовая база – Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) – должна и впредь уважаться и сохраняться. [5]
Участие в составлении
[ редактировать ]Поскольку в состав А5 входят только пять из восьми членов Арктического совета , это означало, что Арктический совет как полноценный форум не был включен в него – за исключением Швеции, Исландии и Финляндии. [6] Также были исключены организации коренных народов, такие как постоянные участники Арктического совета, такие как Приполярный совет инуитов (ICC). [7]
Конференцию по Северному Ледовитому океану 2008 года (на которой был составлен проект декларации) проводили Пер Стиг Мёллер , в то время министр иностранных дел Дании, и Ханс Эноксен , в то время премьер-министр Гренландии. [8] Среди ключевых участников на уровне министров были Сергей Лавров , министр иностранных дел России, Йонас Гар Стёре , министр иностранных дел Норвегии, Гэри Ланн , министр природных ресурсов Канады, и Джон Негропонте , заместитель государственного секретаря США. [9]
Роль Дании
[ редактировать ]Дания была инициатором Илулиссатской декларации под влиянием тогдашнего министра иностранных дел Пера Стига Мёллера. [10] После дела о флаге, связанном с Россией, Мёллер сделал следующее заявление в интервью обо всем инциденте:
«Это был мой самый большой страх: Арктика станет свершившимся фактом. В конце концов, в этом контексте мы — слабая нация. Если кто-то возьмет закон в свои руки за пределами Гренландии и скажет: «Мы примем это», а затем например, добывать нефть, не спрашивая разрешения, что мы можем сделать? Вот почему я, как министр иностранных дел Дании, думаю о совместной инициативе… Закон всегда нужен не сильному, а слабому). [11]
Мёллер инициировал встречу, которая привела к принятию Илулиссатской декларации, в попытке просигнализировать о порядке и восстановить контроль над арктическим регионом. [10] Министр иностранных дел оправдал чисто государственный состав декларации, исключая такие группы, как МУС , заявив, что пять прибрежных государств сыграли решающую роль в распространении единой политической позиции, как на региональном, так и на международном уровне, и что UNCLOS была адекватной структурой, позволяющей предпринимать ответственные действия в будущем. [7]
Содержание Илулиссатской декларации
[ редактировать ]Фактическое содержание Илулиссатской декларации, как уже упоминалось, касается «уязвимых экосистем, средств к существованию местных жителей и коренных общин, а также потенциальной эксплуатации природных ресурсов». В декларации указывается, что сотрудничество должно принимать форму поисково-спасательных операций, защиты и сохранения, а также сбора научных данных. [12] Как уточняется в документе, сотрудничество между Арктической пятеркой уже имеет место, поэтому эта декларация действует как подтверждение таких ролей и обязанностей, к которым необходимо серьезно относиться в Северном Ледовитом океане. [12]
Расширенное сотрудничество (A5)
[ редактировать ]В 2018 году тогдашний министр иностранных дел Гренландии Сука К. Фредериксен и тогдашний министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен решили отметить десятую годовщину Илулиссатской декларации, проведя еще одно мероприятие в Илулиссате, Гренландия. [13] Это было сделано для того, чтобы подтвердить принципы, закрепленные в Илулиссатской декларации, и поклясться продолжать их соблюдать.
На встречу 2018 года были приглашены ранее исключенные члены Арктического совета, а именно Швеция, Исландия и Финляндия, а также организации коренных народов, входящие в Арктический совет. [14]
Илулиссатская декларация с точки зрения управления океанами
[ редактировать ]Некоторые учёные пытались объяснить, почему Дания, несмотря на то, что она является таким маленьким государством без множества угроз, имеет такую обширную морскую программу, используя теорию малого государства . [15] [16] [17] Теория малых государств утверждает, что меньшие государства должны компенсировать свои сравнительно меньшие возможности за счет сотрудничества с игроками на международном уровне, чтобы оставаться стратегическими и иметь право голоса в важных политических вопросах. [16] Что касается деятельности Дании в Арктике, ее географическое положение автоматически делает Данию ключевым игроком, что отражено в Илулиссатской декларации, инициированной самим министром иностранных дел Дании. [16]
Илулиссатская декларация воплощает перспективу регионального морского управления. [13] Для А5 было крайне важно утвердить эту региональную морскую державу после инцидента под российским флагом, поскольку ощущение «пробела в управлении» привело к тому, что множество игроков выступили за заключение Арктического договора, подобного Договору об Антарктике , который основан на международном подходе. [13] Посредством этой декларации прибрежные государства Северного Ледовитого океана попытались подтвердить свою легитимность и власть в регионе, подавляя любые призывы к международному подходу.
Критика Илулиссатской декларации
[ редактировать ]Первоначальные критики «Арктической пятерки» утверждали, что эксклюзивное сотрудничество А5 в определенных областях способно подорвать другие усилия по сотрудничеству, имеющие пересекающиеся цели, такие как Арктический совет (состоящий из Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, России и Швеции). США, в дополнение к шести постоянным участникам ). [13] [18] Исключение Исландии, Финляндии и Швеции (остальных государств Арктического совета – форума, который не был приглашен на Конференцию по Северному Ледовитому океану в 2008 году), помимо исключения арктических народов , подлило масла в огонь и было расценено как форма политики исключения, которая противоречила существующим институциональным положениям. [11]
Эту критику особенно поддержали коренные народы Арктики, которые были исключены. [19] Государственный характер Илулиссатской декларации считался сомнительным, и особенно оспаривалось исключительное право подписавших ее государств на разграничение Арктики. [19] [20]
Однако с тех пор эта потенциальная почва для напряженности сократилась из-за совершенствования способов фактического использования «Арктической пятерки», которая теперь рассматривается в первую очередь как дополнительный форум к Арктическому совету и охватывает нишевые области и темы, не входящие в сферу компетенции Арктического совета или мощности. [13] Это якобы ослабило конкурентную интерпретацию А5 в отношении Арктического совета. [13] Напряженность также удалось снизить за счет включения в заседание 2018 года других членов Арктического совета и представителей коренных народов. [14]
Кроме того, инициативы, предпринятые с тех пор, включали больше участников – не прибрежных участников – как было показано в переговорах, касающихся рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана (Шатц, Прольсс, Лю). [21] Подобные инициативы снизили первоначальное конкурентное восприятие А5, продемонстрировав необходимость более широкого сотрудничества в арктическом регионе.
Текущие и будущие проблемы
[ редактировать ]Помимо тревожных последствий изменения климата, выступающих в качестве постоянного источника давления на участников Арктического региона, существуют и другие события, которые потенциально могут стать особым вызовом Илулиссатской декларации и Арктической пятерке. Одной из предполагаемых «угроз» является растущие коммерческие интересы Китая в Арктике. [22] В официальном документе об арктической политике Китая от 2018 года Китай заявил, что является «околоарктическим государством» и, таким образом, имеет четкие «экономические интересы» и морские претензии, заявляя, что существует стимул для строительства так называемого « Полярного государства ». Шелковый путь ». [23] Подобные утверждения вызвали некоторую обеспокоенность у государств, которые опасаются, что Китай может стать слишком агрессивным в регионе и в конечном итоге использовать слишком много силы в Арктике, как физически, так и политически. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Рахбек-Клемменсен, Йон; Томасен, Гри (2018). «Уроки Илулиссатской инициативы: государственная власть, институциональная легитимность и управление в Северном Ледовитом океане, 2007–18 годы» (PDF) . Центр военных исследований .
- ^ «Илулиссатская декларация» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2012 года . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Доддс, Клаус (2013). «Илулиссатская декларация (2008 г.): арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан». Обзор международных отношений SAIS . 33 (2): 45–55. дои : 10.1353/sais.2013.0018 . S2CID 153987916 .
- ^ Jump up to: а б Григер, Гизела (май 2018 г.). «Арктическая политика Китая: как Китай совмещает права и интересы» (PDF) . Европейская парламентская исследовательская служба .
- ^ Бидерманн, Ричард (2021). «Влияние Китая на арктическую политику Европейского Союза: критические моменты, пересечения и географические сдвиги» . Азиатско-Европейский журнал . 19 (4): 467–487. дои : 10.1007/s10308-021-00605-7 . ПМЦ 8163586 . ПМИД 34093101 .
- ^ Якобсен, Марк (23 мая 2018 г.). «На этой неделе в Гренландии отмечают 10-летие Илулиссатской декларации» . Новости Крайнего Севера .
- ^ Jump up to: а б Фабби, Надин К. (2015). Справочник по политике Арктики . Эдвард Элгар Паблишинг Лимитед. стр. 482–500. ISBN 9780857934734 .
- ^ Арктический совет (26 мая 2008 г.). «Конференция по Северному Ледовитому океану: министр иностранных дел Дании хочет единства в отношении будущего Северного Ледовитого океана. Возмутительные попытки предъявить требования к региону Северного Ледовитого океана должны уйти в прошлое» . Арктический совет. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
- ^ Крэгг, Гулливер (28 мая 2008 г.). «Саммит стремится к соглашению по вопросу суверенитета в Арктике» . Франция 24 .
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, Ким (28 мая 2008 г.). «Дания и Норвегия надеются, что претенденты на Арктику подчиняются правилам ООН» . Рейтер .
- ^ Jump up to: а б Бреум, Мартин (24 октября 2018 г.). «Анализ: Илулиссат-2. Почему Гренландия и Дания приглашают арктические правительства вернуться в мае этого года» . Новости Крайнего Севера .
- ^ Jump up to: а б «ИЛУЛИССАТСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 2008 ГОДА» (PDF) . 28 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рахбек-Клемменсен, Йон; Томасен, Гри (2020). «Как сотрудничество арктических прибрежных государств повлияло на Арктический совет?». Морская политика . 122 : 104239. doi : 10.1016/j.marpol.2020.104239 . S2CID 228932581 .
- ^ Jump up to: а б Джордж, Джейн (30 апреля 2018 г.). «10-го числа Илулиссатской декларации правительства арктических стран соберутся в Гренландии» . Новости Нунациака .
- ^ Рахбек-Клемменсен, Джон (2016). Арктический ежегодник 2016: Арктический совет: 20 лет регионального сотрудничества и формирования политики . Северный исследовательский форум. стр. 346–359.
- ^ Jump up to: а б с Ларсен, Джессика (2020). «Маленькое государство решает большие проблемы: взгляд на недавнюю датскую стратегию внешней политики и безопасности» (PDF) . ДИИС .
- ^ Якобсен, Питер Вигго; Рингсмос, Йенс; Сакси, Хокон Лунде (2018). «Маленькие государства, стремящиеся к престижу: военный вклад Дании и Норвегии в операции под руководством США». Европейский журнал международной безопасности . 3 (2): 256–277. дои : 10.1017/eis.2017.20 . S2CID 158106289 .
- ^ «Кто мы» . Секретариат Арктического совета .
- ^ Jump up to: а б Якобсен, Марк; Страндсбьерг, Йеппе (2017). «Десекьюритизация как вытеснение противоречий: геополитика, право и суверенные права в Арктике» . Политик . 20 (3). дои : 10.7146/politik.v20i3.97151 .
- ^ Люнге, Аккалук (29 ноября 2008 г.). «Все-инуитский саммит по суверенитету соберется в ноябре» . Приполярный совет инуитов .
- ^ Шац, Валентин; Проэлс, Александр; Лю, Нэнге (26 октября 2018 г.). «Соглашение 2018 года о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана: введение» . ЭДЖИЛ .
- ^ Jump up to: а б Энтони, Ян; Клименко Екатерина; Су, Фэй (март 2021 г.). «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК В АРКТИКЕ? ПОСЛЕДСТВИЯ ДИНАМИКИ ВЛАСТИ КИТАЯ-РОССИИ-США ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (PDF) . СИПРИ .
- ^ «Полный текст: Арктическая политика Китая» . Информационное бюро Госсовета Китайской Народной Республики . 26 января 2018 г.
- Илулиссат
- Политика изменения климата
- История Арктики
- Спорные воды
- Морские пути
- Исследование Арктики
- Международные отношения Канады
- Международные отношения Дании
- Международные отношения Гренландии
- Международные отношения Норвегии
- Международные отношения США
- Многосторонние отношения России
- Правительство Арктики
- 2008 г. в Гренландии
- 2008 г. в международных отношениях
- Отношения Дании и США
- Отношения Гренландии и США
- Отношения Дании и России
- Гренландско-российские отношения
- Отношения Канады и России
- Российско-американские отношения
- Отношения Норвегии и России
- Отношения Норвегии и США
- 21 век в Арктике