Jump to content

Инцидент в аэропорту Приштины

Координаты : 42 ° 34'22 "N 21 ° 02'09" E  /  42,57278 ° N 21,03583 ° E  / 42,57278; 21.03583

Инцидент в аэропорту Приштины
Часть последствий войны в Косово

Терминал международного аэропорта Приштины в 2013 году
Дата 12 июня 1999 г.
Расположение
Результат Соглашение между НАТО и Россией
Воюющие стороны
 Россия
Пассивное участие:
УЕЗЖАЙТЕ

 НАТО

Пассивное участие:
ОАК (ОАК)
Командиры и лидеры
Борис Ельцин
Yunus-bek Yevkurov
Николай Игнатов
Виктор Заварзин [1]
Уэсли Кларк
Майк Джексон
Хашим Тачи
Чешский рассвет
Сила
206 солдат и офицеров ВДВ России , 15 БТР , 35 машин. Танковая колонна при поддержке пехоты и боевых вертолетов, ок. 12 000 человек. всего
Жертвы и потери
Никто

Конфронтация между российскими войсками и НАТО силами из-за международного аэропорта Приштины произошла 12 июня 1999 года, после войны в Косово . Российские войска заняли аэропорт перед развертыванием сил НАТО, что привело к напряженному противостоянию, которое разрешилось мирным путем.

Война в Косово должны были быть размещены совместные российско-натовские миротворческие силы закончилась 11 июня 1999 года, и в Косово . Россия рассчитывала получить миротворческий сектор, независимый от НАТО, и была возмущена, когда в этом было отказано. Были опасения, что отдельный российский сектор может привести к разделу Косово между контролируемым сербами севером и албанским югом. [2] Примерно через два месяца после начала войны в Косово, в начале мая 1999 года, начальник Главного оперативного управления Генштаба России генерал-полковник Юрий Балуевский приказал ВДВ начать секретную подготовку к возможному переброске в Косово. Эти планы были согласованы с командующим российскими миротворческими силами в Боснии и Герцеговине . [3]

Союзный корпус быстрого реагирования (ARRC) был развернут в Скопье на территории тогдашней БЮР Македония в начале марта 1999 года. Цель заключалась в обеспечении единого командования НАТО несколькими национальными контингентами, включая батальон Соединенных Штатов, который находился в Северной Македонии в течение нескольких лет, а также вновь прибывшие британские, немецкие, французские и итальянские батальоны. Эти силы были известны как Силы для Косово (KFOR). Командующим КФОР был британский генерал-лейтенант Майк Джексон в звании «три звезды». Его вышестоящим офицером был адмирал США Джеймс О. Эллис , главнокомандующий союзными войсками в Южной Европе , базирующимися в Неаполе . Эллис отчитывался перед Уэсли Кларком , Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, хотя на практике Кларк часто обходил Эллиса, чтобы напрямую общаться с Джексоном. [2]

Инцидент

[ редактировать ]

Рано утром 11 июня 1999 года колонна из примерно 30 российских бронемашин с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, двинулась в Сербию. В 10:30 это было подтверждено Верховным штабом союзных держав в Европе и фотографиями CNN , на которых видно, что русские спешно нарисовали белыми буквами «KFOR» на своих машинах там, где они ранее находились в составе « SFOR ». Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины до прибытия войск НАТО. [4]

Узнав о развертывании, американский верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк позвонил генеральному секретарю НАТО Хавьеру Солане и ему сказали, что «у вас есть передача власти» в этом районе. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских десантников для силового захвата аэропорта. Штабные офицеры были серьезно обеспокоены тем, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово раньше согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения. Если бы у воздушно-десантных войск возникли проблемы, было бы очень трудно добраться до них по суше через гористую местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция не соответствовала недавно подписанному соглашению о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои силы, а французское правительство вывело свой батальон. Британские десантники сели на Boeing CH-47 Chinook. вертолеты провели большую часть дня на жарком кукурузном поле, прежде чем остановиться, чтобы подготовиться к переброске в Косово на следующий день. [4]

В 05:00 12 июня британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы обеспечить безопасность Качаникского ущелья длиной десять миль для 4-й бронетанковой бригады прохода в Приштину. Оттуда передовым разведывательным отрядом на пути к Приштине командовал британский капитан Джеймс Блант . Первыми войсками НАТО, вошедшими в Приштину 12 июня 1999 года, были военнослужащие норвежской форсварецкой специальной команды (ФСК) и солдаты 22-й дивизии SAS британской специальной воздушной службы . Однако первыми в аэропорт прибыли российские войска. Солдаты ФСК первыми вступили в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили Джексону о происходящем. [5] [6] Вечером Джексон прилетел на вертолете в Приштину, чтобы провести пресс-конференцию, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшими российскими силами. Укрываясь от сильного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон разделил с Заварзиным фляжку виски, что привело к потеплению отношений. В тот вечер Кларк все еще был обеспокоен возможностью переброски дополнительных российских войск через воздушное пространство, контролируемое НАТО . [4] Россия привела в готовность несколько авиабаз и подготовила батальоны десантников к отправке в Приштину на военно-транспортных самолетах Ил-76 . Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам заблокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у Эллиса. Сотрудники Джексона связались с американской бригадой, и им сказали, что американцы воспользовались своим правом отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операцию возобновили. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. [4]

На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб-квартиру Джексона в Скопье. Кларку было указано, что изолированные русские не могут быть подкреплены с воздуха и что, учитывая, насколько жизненно важной была поддержка России для достижения мирного соглашения, противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжал отдавать приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, заявляя, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. [4] Кларк приказал Бланту «одолеть» и «уничтожить» русских, но Блант отказался подчиниться приказу и задался вопросом, что имел в виду Кларк. [7] Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну ради тебя». [8] Когда Джексон снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, он предположил, что британские танки и броневики будут более подходящими, зная, что британское правительство почти наверняка наложит вето на это. Кларк согласился.

Джексон был готов уйти в отставку, но не следовать приказу Кларка. Министерство обороны Великобритании разрешило командующему британскими силами Ричарду Даннатту использовать 4-ю бронетанковую бригаду для изоляции аэродрома, но не для блокирования взлетно-посадочных полос. [4] Приказы Кларка не были выполнены, и вместо этого Соединенные Штаты оказали политическое давление на соседние государства, чтобы они не позволили России использовать свое воздушное пространство для переправки подкреплений. Россия была вынуждена отозвать подкрепление после того, как Болгария, Венгрия и Румыния отказали России в использовании их воздушного пространства. [8] [9]

Переговоры велись на протяжении всего противостояния, в ходе которых Россия настаивала на том, что ее войска будут подчиняться только российскому командованию и что она сохранит исключительную зону для своих собственных миротворцев. НАТО отказалось от этих уступок, предсказывая, что это приведет к разделу Косово на албанский юг и сербский север. Обе стороны в конечном итоге согласились, что российские миротворцы будут развернуты на всей территории Косово независимо от НАТО. [7]

Последствия

[ редактировать ]

После заключения соглашения 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был восстановлен британской 53-й полевой эскадрильей (воздушной поддержки) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы, после чего возобновились международные воздушные перевозки в несколько европейских городов. В тот период российские КФОР вместе с силами НАТО отвечали за безопасность аэропорта.

Впоследствии Кларк был досрочно отстранен от своего поста в НАТО генералом Хью Шелтоном , председателем Объединенного комитета начальников штабов США . [9]

В последующие годы и Джексон, и Блант, последний из которых начал успешную музыкальную карьеру после ухода из британской армии, подробно рассказывали об этом инциденте на лекциях и в интервью.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Почему генерал НАТО бросил вызов Верховному главнокомандующему войсками НАТО в Косово» . 4 октября 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Джексон, Майк (2007). Солдат . Издательство Трансмир. стр. 216–254 . ISBN  9780593059074 .
  3. ^ "Russia showed its character" [Россия показала свой характер]. DOSAAF News (in Russian). 30 March 2019.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джексон, Майк (2007). Солдат . Издательство Трансмир. стр. 255–275 . ISBN  9780593059074 .
  5. ^ «Кригере и дипломат» (на норвежском языке). Норли.нет. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 26 января 2015 г.
  6. ^ «Титтель» (на норвежском языке). Норли.нет. Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 года . Проверено 26 января 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Пек, Том (15 ноября 2010 г.). «Как Джеймс Блант спас нас от Третьей мировой войны» . Независимый . Лондон . Проверено 2 марта 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Противостояние из-за аэропорта Приштины» . Новости Би-би-си. 9 марта 2000 года . Проверено 27 октября 2010 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Нортон-Тейлор, Ричард (3 августа 1999 г.). «Отличная работа Робертсона в воюющем НАТО» . Хранитель . Лондон . Проверено 2 марта 2014 г.

42 ° 34'22 "N 21 ° 02'09" E  /  42,57278 ° N 21,03583 ° E  / 42,57278; 21.03583

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 955a3b4d429d6df2439197ff5509455c__1722275880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/5c/955a3b4d429d6df2439197ff5509455c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Incident at Pristina airport - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)