Инцидент с подводной лодкой у Кольского полуострова
Инцидент с подводной лодкой у Кольского полуострова | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть операции «Святой камень». | |||||||
![]() Военный корабль США Grayling пришвартовался в Порт-Канаверал , Флорида, через несколько месяцев после инцидента. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 «Стерджен» подводная лодка класса | 1 подводная лодка класса Дельта IV | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 атомная подводная лодка легко повреждена | 1 атомная подводная лодка легко повреждена | ||||||
Расположение в России |
Инцидент с подводной лодкой у Кольского полуострова представлял собой столкновение ВМС США атомной ударной подводной лодки USS Grayling и ВМС России атомной подводной лодки с баллистическими ракетами К-407 Новомосковск примерно в 150 км (90 миль) к северу от российской военно-морской базы Североморск 20 марта 1993 года. Инцидент произошел, когда американская подводная лодка, преследовавшая своего российского коллегу, потеряла след Новомосковска . В то время, когда Грейлинг вернул себе другую подводную лодку, небольшое расстояние всего в полмили сделало столкновение неизбежным. Инцидент произошел всего за неделю до первого саммита между американским президентом Биллом Клинтоном и президентом Российской Федерации Борисом Ельциным .
Предыдущий инцидент
[ редактировать ]Несмотря на окончание « холодной войны» и распад Советского Союза в 1991 году , правительство Соединенных Штатов поручило ВМС США продолжать внимательно следить за основными базами российских атомных подводных лодок, чтобы отслеживать события, особенно те, которые связаны со стратегическими активами, которые остались под контролем России. [2] Этот вид наблюдения за подводными лодками был официально известен как «Операция Святой камень» и «Операция Пиннакл» или «Боллард» на жаргоне подводников. [3] Сбор разведывательной информации включал прослушивание кабелей связи советских подводных лодок , запись характерных шумов советских подводных лодок и наблюдение за испытаниями баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок . [4]
11 февраля 1992 года американская ударная подводная лодка « Батон Руж» столкнулась с ВМФ России атомной подводной лодкой Б-276 «Кострома» у Североморска . Сообщается, что миссия Батон-Руж заключалась в поиске или доставке устройств разведывательного мониторинга на морское дно. [4] Американская пресса утверждала, что подлодка проверяла беспроводной трафик между российскими базами. [5] однако русские и независимые источники утверждали, что эти два подразделения вели «игру в кошки-мышки». [6] [7] [8]
По некоторым данным, Baton Rouge был списан из-за высоких затрат на ремонт поврежденного прочного корпуса вместе с программной дозаправкой . В этом не было ничего необычного; В рамках реструктуризации после холодной войны ВМС США вывели из эксплуатации 14 из первых 31 корабля класса « -Анджелес» Лос вместо того, чтобы дозаправить их, большинство из которых имели срок службы от 17 до 19 лет. [9] [10]
Столкновение
[ редактировать ]Новомосковск , которым командует капитан первого ранга Андрей Булгарков. [11] выполнял задачи боевой подготовки на полигоне в 105 морских милях (194 км) севернее Мурманска . [12] Достигнув северной границы назначенного района, он повернул обратно, развивая скорость от 16 узлов (30 км/ч) до 18 узлов (33 км/ч). [11] 25 минут спустя, находясь под водой на глубине 74 метра, [13] Экипаж Новомосковска почувствовал удар, затем услышал визг. Сразу после этого их гидролокатор зафиксировал шум проходящей поблизости иностранной подводной лодки. Прежде чем очистить территорию, Грейлинг проверил, не получила ли российская подводная лодка серьезных повреждений. [12]
Расследование показало, что Грейлинг отслеживал российскую подводную лодку по курсу от 155 до 165 градусов и на расстоянии 11–13 километров (5,9–7,0 морских миль). Грейлинг потерял связь с Новомосковском , когда российская подводная лодка изменила курс на 180 градусов. Чтобы вернуть цель, Грейлинг помчался к месту потери контакта со скоростью 8–15 узлов (15–28 км/ч). [14]
Прибойные волны, возникающие на мелководье Баренцева моря, генерируют фоновые сигналы, поэтому, когда две подводные лодки приближаются друг к другу в лоб, каждая обнаруживает другую, когда расстояние между двумя судами составляет всего пару сотен метров. [4] Грейлинга гидролокатор Пассивный Новомосковск обнаружил на расстоянии около километра (0,54 морской мили). Поскольку расстояние сокращалось, а все , командир Ричард Селф , Грейлинга центр боевой информации еще пытался решить, как лучше всего избежать столкновения, Грейлинга командир пресек эти попытки попытался изменить курс и всплыть, но Грейлинг . импульс . Хариус столкнулся с верхней конструкцией Новомосковска , [14] носовая часть правого борта получила большую царапину. [15] Американская подводная лодка ушла, также получив незначительные повреждения. [1] Американская подводная лодка была отремонтирована и оставалась в строю до вывода из эксплуатации в 1997 году. [14] «Новомосковск» также вернулся в строй и после серьезной модернизации должен был оставаться в составе ВМФ России до 2020 года. [16] Однако по состоянию на 2024 год она все еще находится в эксплуатации. [17]
Политические последствия
[ редактировать ]Второе за год столкновение американских и российских подводных лодок вызвало шквал гневной реакции как внутри администрации Клинтона, так и в ельцинской России. Новость о том, что ВМС США по-прежнему внимательно следят за российскими портами и базами, появилась всего за неделю до запланированного саммита президентов обеих стран. В то время правительство США пыталось улучшить отношения с Россией, в частности, поддерживая реформы Ельцина. Во время встречи, которая прошла в Канаде, Клинтон пообещал, что проведет обзор не только самого инцидента, но и политики, «непреднамеренной частью которой этот инцидент оказался». [18]
Заявление Клинтон вызвало обеспокоенность в ВМС США, однако после брифинга для высших чиновников, среди которых был новый советник по национальной безопасности Энтони Лейк , подводные силы получили зеленый свет на продолжение своей деятельности в Баренцевом море, хотя и в значительно сниженных темпах. . [19] Результатом стали серьезные усилия по ограничению оперативных процедур и улучшению подготовки командиров подводных лодок. [20]
См. также
[ редактировать ]- Инцидент с подводной лодкой у острова Кильдин
- Лазерный инцидент в проливе Хуан-де-Фука
- Инцидент в аэропорту Приштины
- Инцидент на Черном море 2021 г.
- Инцидент с беспилотником в Черном море, 2023 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Загадки остаются в возвращении потерпевшей столкновение субмарины. Государство, 9 апреля 1993 г.
- ^ Зонтаг и Дрю, страница 586.
- ^ Рид, страница 1
- ^ Перейти обратно: а б с Евгений Мясников (апрель 1993 г.). «Столкновение подводных лодок у Мурманска» . Обзор подводной лодки : 6.
- ↑ Джон Х. Гушман-младший «Две подводные лодки столкнулись у российского порта» , The New York Times , 19 февраля 1992 г.
- ↑ Артур Блинов и Николай Бурбыга, «Подводное происшествие в Кольском заливе», « Известия » , 20 февраля 1992 г., стр.1; Николай Бурбыга и Виктор Литовкин «Американцы нам не только помогают, но и шпионят за нами. Подробности столкновения подводных лодок в Баренцевом море», «Известия», 21 февраля 1992 г., стр. 2.
- ^ Еженедельник защиты Джейн: Том 17, с. 352. Паб Джейн. Компания, 1992 г.
- ^ Шварц, Стивен И. (1998). Атомный аудит: цена и последствия ядерного оружия США с 1940 года . Издательство Брукингского института, с. 306, примечание 89. ISBN 0815777744
- ^ "В конце 1993 года было объявлено, что одна из старейших лодок класса Лос-Анджелес, USS Baton Rouge , будет выведена из эксплуатации и переведена в резерв. Однако некоторые европейские источники утверждают, что Baton Rouge был вовлечен в столкновение с российским Подводная лодка класса «Сьерра» и после этого не выходила в море. Это, по их предположению, указывает на серьезное повреждение прочного корпуса, а не на затраты на дозаправку, как на причину вывода из эксплуатации». Прогноз боевых кораблей, февраль 1997 г.
- ^ " Батон-Руж должна была быть дозаправлена топливом, что было длительным и дорогостоящим предложением. Сокращение военного бюджета, очевидно, не позволило провести дополнительные расходы на необходимый ремонт, и 1 ноября 1993 года Батон-Руж был переведен «в эксплуатацию, в резерв» Этот статус означал, что ВМС фактически уволили Батон-Руж со службы, и большая часть экипажа была переведена на другие обязанности, и началась подготовка к безопасному останову ядерного реактора, чтобы радиоактивные топливные стержни можно было удалить позже, в процессе утилизации. (известный как «утилизация подводных лодок» и выполненный на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон. Прослужил менее 16 лет (с момента вступления в строй до перевода в статус ICIR). ) Масштабы ущерба публично не разглашаются, но их следует судить по тому факту, что Батон-Руж был выведен из эксплуатации, а не отремонтирован». Ститц, Грегори: Потери подводных лодок мирного времени. Техасская морская академия , Техасский университет A&M в Галвестоне, 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б Cherkashin, Nikolay. " Подводный крейсер идет на таран (An underwater cruiser rams)" (in Russian). Soviet Belorussia. Archived from the original on 23 April 2009 . Retrieved 10 February 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б Американские и российские подводные лодки столкнулись в Северном Ледовитом океане недалеко от Мурманска, Майкл Э. Гордон. Нью-Йорк Таймс, 23 марта 1993 г.
- ↑ «Последний рубеж холодной войны» , Джон Бауэрмастер
- ^ Перейти обратно: а б с Военный корабль США Grayling (SSN-646), История, патрули и экипажи. Архивировано 12 сентября 2011 года в Wayback Machine , Веб-организация по мезотелиоме. Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Зонтаг и Дрю, с. 590
- ↑ Представитель Северного флота: ПЛАРБ «Новомосковск» останется в составе ВМФ до 2020 года , 14 августа 2012 г.
- ^ «Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами — проект 667БДРМ» . russianships.info . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Зонтаг и Дрю, стр. 590–592.
- ^ Зонтаг и Дрю, стр. 592–593.
- ^ Мур, Роберт (2002) «Время умирать: катастрофа на Курске». Даблдей, с. 116. ISBN 0385602650
Ссылки
[ редактировать ]- Зонтаг, Шерри и Дрю, Кристофер (1998). «Блеф вслепую»: Нерассказанная история американского подводного шпионажа. Пресс Торндайка. ISBN 0786218762
- Стерн, Роберт (2007). Охотник на охоте: встречи подводных лодок с подводными лодками от Первой мировой войны до наших дней. Издательство Военно-морского института. ISBN 1591143799
- Рид, Уильямс (2003). Сумасшедший Иван: Основано на реальной истории подводного шпионажа. Вселенная. ISBN 0595265065