Jump to content

Инцидент с подводной лодкой у острова Кильдин

Координаты : 69 ° 38'42 "N 33 ° 46'54" E  /  69,64500 ° N 33,78167 ° E  / 69,64500; 33,78167

Инцидент с подводной лодкой у острова Кильдин
Часть операции «Святой камень».

Военный корабль США Батон Руж ожидает утилизации на острове Мэр (1995 г.)
Дата 11 февраля 1992 г.
Расположение
Север Мурманска , Россия.
69 ° 38'42 "N 33 ° 46'54" E  /  69,64500 ° N 33,78167 ° E  / 69,64500; 33,78167
Результат USS Baton Rouge списан [1] [2]
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Россия
Командиры и лидеры
Капитан Гордон Кремер Cdr. Igor Lokot [3]
Сила
1 «Лос-Анджелес» подводная лодка класса 1 подводная лодка класса «Сьерра»
Жертвы и потери
1 атомная подводная лодка тяжело повреждена 1 атомная подводная лодка повреждена
Инцидент с подводной лодкой у острова Кильдин находится в России
Инцидент с подводной лодкой у острова Кильдин
Расположение в России

Инцидент с подводной лодкой у острова Кильдин представлял собой столкновение ВМС США атомной подводной лодки « Батон Руж» и ВМФ России атомной подводной лодки Б-276 «Кострома» недалеко от российской военно-морской базы Североморск 11 февраля 1992 года. Инцидент произошел во время участия американского подразделения в боевых действиях. тайная миссия, очевидно направленная на перехват российских военных сообщений. Хотя большинство источников утверждают, что американская подводная лодка преследовала свою российскую коллегу, некоторые авторы полагают, что ни Кострома , ни Батон-Руж не смогли обнаружить друг друга до столкновения.

После распада Советского Союза в 1991 году в разведывательном сообществе США царила неуверенность в отношении позиции бывших советских войск, особенно стратегических активов, которые оставались под контролем России. Правительство США поручило ВМС продолжать внимательно следить за основными базами российских атомных подводных лодок, чтобы следить за развитием событий. [4] Во время Холодной войны этот тип наблюдения за подводными лодками был известен как «Операция Святой камень»; подводники прозвали программу «Операция Вершина» или «Боллард». [5] Автор Джеффри Т. Ричелсон утверждает, что «Святой камень» продолжался с прежней силой и что инцидент 1992 года был частью операции. [6] Этот сбор разведывательной информации включал в себя прослушивание кабелей связи советских подводных лодок , запись характерных шумов от советских подводных лодок и наблюдение за испытаниями баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок . [7]

Столкновение

[ редактировать ]

Слепая встреча

[ редактировать ]

Столкновение произошло в 20:16 по местному времени. [8] в точке, находящейся чуть более чем в 12 милях от береговой линии, в водах, которые Соединенные Штаты считали международными , а Россия считала пятью милями внутри российского территориального моря (из-за того, что Россия использовала прямую исходную линию ). Сообщается, что миссия Батон-Руж у Североморска заключалась в поиске или доставке устройств разведывательного мониторинга на морское дно. [7] Американская пресса утверждала, что подлодка проверяла беспроводной трафик между российскими базами. [9] Однако российский коллега утверждал, что эти два катера вели «игру в кошки-мышки», [10] мнение также поддерживается несколькими западными источниками. [11] [12] По мнению военно-морского аналитика Евгения Мясникова, масштаб противолодочного наблюдения, развернутого русскими вдоль своих берегов, делает первую версию маловероятной. Он утверждает, что второй аргумент также кажется слабым с учетом обстоятельств и что само столкновение, похоже, произошло случайно. Прибойные волны и мелководье в этом районе Баренцева моря препятствовали раннему обнаружению противника любой подводной лодкой. На момент инцидента оба судна использовали только пассивные гидролокаторы . [13] Мясников утверждает, что подводные лодки класса «Лос-Анджелес» не способны обнаруживать акустические сигналы от целей, расположенных в конусе 60 градусов за кормой, поэтому наиболее вероятным сценарием было «Костромы» приближение к Батон-Руж сзади. Действительно, столкновение произошло, когда « Кострома» всплывала, и ее кормовая часть задела находящуюся под ней американскую подводную лодку. Гидролокатор класса Sierra также «глух» к кормовому направлению; ее обычная схема акустического поиска - движение по петлевому курсу. Однако этот инцидент подразумевает, что российские ударные подводные лодки способны избежать пассивного акустического обнаружения, по крайней мере, при определенных условиях. [7]

Повреждать

[ редактировать ]
Подводная лодка класса «Сьерра».

Обе подводные лодки получили повреждения, о пострадавших не сообщается. Российские сообщения и американские воздушные наблюдения сходятся во мнении, что помят Костромы был парус в передней части. Источники в российском военно-морском флоте, как сообщается, обнаружили куски композитного материала на - Ружа . Батон антигидролокационных плитах [7] [14] В ВМС США заявили, что, помимо нескольких царапин, вмятин и двух незначительных порезов на ее левом балластном танке, [15] Батон-Руж не понес серьезных повреждений. Но в любом случае это было серьезно, поскольку любой разрыв единственного корпуса «Батон-Руж» поставил бы под угрозу его устойчивость к давлению. [14] О закрытии Батон-Руж было объявлено 17 сентября 1993 года. [16] хотя некоторые источники утверждают, что американская подлодка уже была выведена из строя менее чем через год после инцидента, [17] в январе 1993 года. [18] По словам Грегори Ститца, куратора Внутреннего морского музея Арканзаса , [2] и некоторые европейские источники, [1] затраты на ремонт поврежденного прочного корпуса вместе с плановой дозаправкой значительно превысили запланированный бюджет. Поэтому ВМС США приняли решение о выводе подлодки из эксплуатации. Российские военно-морские офицеры утверждали, что американская подводная лодка сразу после столкновения стала полностью конструктивно потерянной. [19] Baton Rouge был выведен из эксплуатации на верфи Мэр-Айленд 1 ноября 1993 года и в конечном итоге списан на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон . [20] Что касается «Костромы» , то она была заложена 28 марта 1992 года и прошла полный ремонт на судостроительном заводе «Нерпа» в Снежногорске к 29 июня 1992 года. Российская подводная лодка была временно переименована в «Краб» , а в ноябре 1996 года ей вернули первоначальное название. После масштабного ремонта снова на «Нерпе» она вернулась в строй в 2005 году. [21]

Политические последствия

[ редактировать ]
Кострома стоит на якоре, показывая гребень с большой цифрой «Один» на передней части паруса - «знак гибели», напоминающий о столкновении. [22]

Инцидент вызвал сильное замешательство в Вашингтоне. [13] Россия пожаловалась по дипломатическим каналам, и Пентагон быстро признал, что столкновение произошло, что противоречило официальной политике того времени. Сразу же была организована встреча госсекретаря Джеймса Бейкера и президента России Бориса Ельцина . ВМФ России обвинил США в продолжении разведывательных операций в территориальных водах России, несмотря на окончание «холодной войны». Все это побудило ВМС США прекратить некоторые конкретные действия подводных лодок у российских баз, такие как прослушивание подводных кабелей или перехват беспроводной связи. [23] Эта мера, однако, не предотвратила более поздний инцидент в марте 1993 года, когда Sturgeon подводная лодка класса USS Grayling столкнулась с подводной лодкой класса Delta , К-407 Новомосковск , у Кольского полуострова . [24]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б "В конце 1993 года было объявлено, что одна из старейших лодок класса "Лос-Анджелес", USS Baton Rouge , будет списана и переведена в резерв. Официальной причиной этого было то, что лодка предстояла очень дорогостоящей дозаправке и стоимости Однако конфиденциальные европейские источники отметили, что « Батон-Руж» столкнулся с российской подводной лодкой класса «Сьерра» и с тех пор не выходил в море. Это, по их мнению, указывает на серьезность. причиной вывода из эксплуатации является повреждение прочного корпуса, а не затраты на дозаправку». Прогноз боевых кораблей, февраль 1997 г.
  2. ^ Jump up to: а б « Батон-Руж должен был быть заправлен топливом, что было длительным и дорогостоящим мероприятием. Сокращение военного бюджета, очевидно, не позволило провести дополнительные расходы на необходимый ремонт, и 1 ноября 1993 года Батон-Руж был переведен «в эксплуатацию, в резерв». Этот статус означал, что ВМС фактически вывели Батон-Руж из эксплуатации. Большая часть экипажа была переведена на другие обязанности, и началась подготовка к безопасному останову ядерного реактора, чтобы радиоактивные топливные стержни можно было удалить позже, в процессе утилизации. известный как «утилизация подводных лодок» и представленный на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон. Он находился в эксплуатации менее 16 лет (с момента вступления в строй до присвоения ему статуса ICIR (...)). Масштабы ущерба публично не разглашаются, но их следует судить по тому факту, что Батон-Руж был выведен из эксплуатации, а не отремонтирован». Ститц, Грегори: Потери подводных лодок мирного времени. Техасская морская академия , Техасский университет A&M в Галвестоне, 1996 г.
  3. ^ «Крушение субмарины не изменит политику США» . ГазетаАрхив.com . Независимый эксперт Associated Press, 19 февраля 1992 г., с. 14. 19 февраля 1992 года . Проверено 1 июля 2023 г.
  4. ^ Зонтаг и Дрю, с. 586.
  5. ^ Рид, с. 1.
  6. ^ Ришельсон, Джеффри Т. (2008). Разведывательное сообщество США . Вествью Пресс, с. 234. ISBN   0813343623 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Евгений Мясников (апрель 1993 г.). «Столкновение подводных лодок у Мурманска» . Обзор подводной лодки : 6.
  8. ^ Отчет об исследовании РСЕ/РС: еженедельный анализ Исследовательского института РСЕ/РС, Том 1, стр. 52. Радио Свободная Европа /Радио Свобода, Инк., 1992.
  9. Джон Х. Гушман-младший «Две подводные лодки столкнулись у российского порта» , The New York Times , 19 февраля 1992 г.
  10. Артур Блинов и Николай Бурбыга, «Подводное происшествие в Кольском заливе», « Известия » , 20 февраля 1992 г., стр.1; Николай Бурбыга и Виктор Литовкин «Американцы нам не только помогают, но и шпионят за нами. Подробности столкновения подводных лодок в Баренцевом море», «Известия», 21 февраля 1992 г., с. 2.
  11. ^ Еженедельник защиты Джейн: Том 17, с. 352. Паб Джейн. Компания, 1992.
  12. ^ Шварц, Стивен И. (1998). Атомный аудит: цена и последствия ядерного оружия США с 1940 года . Издательство Брукингского института, с. 306, примечание 89. ISBN   0815777744 .
  13. ^ Jump up to: а б Мур, Роберт: Время умирать: нерассказанная история трагедии на Курске. Издательство Crown, 2002, с. 116. ISBN   140005124X .
  14. ^ Jump up to: а б «Однако, поскольку американские лодки имеют однокорпусную конструкцию, эти разрывы были разрывами прочного корпуса и, таким образом, представляли собой значительный ущерб». Штерн, с. 184.
  15. Согласно Риду, больший разрез имел длину пять футов. 153.
  16. ВМС выводят из эксплуатации ударную подводную лодку класса Los Angeles Defense Daily, 17 сентября 1993 г.
  17. ^ Линдер, Брюс (2005). Флот Тайдуотера: иллюстрированная история . Издательство Военно-морского института, с. 248.
  18. ^ Полмар, Норман и Мур, Кеннет Дж. (2005). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство подводных лодок США и СССР . Potomac book Inc., глава 17, примечание 57. ISBN   1574885308 .
  19. ^ Американцы тогда, правда, сумели доползти до своих берегов, но повреждения были столь впечатляющими, что новейший атомоход восстановлению не подлежал и был немедленно списан на металлолом.
    Шигин Владимир: АПРК «Курск». Послесловие к трагедии. Алма-Пресс, 2002, с. 401. ISBN   522403308X .
  20. ^ «Фотокаталог подводных лодок» . www.navsource.org . Проверено 18 сентября 2018 г.
  21. ^ «945 класс Сьерра» . warfare.be . Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  22. ^ На Костроме я побывал, будучи в Видяево. По случайному стечению обстоятельств она входит в состав той же 7-й дивизии, что и Курск . На боевой рубке Костромы нарисована красная пятиконечная звезда с цифрой 1 в центре. Так в годы Великой Отечественной войны наши подводники вели счет своим победам. Что ж, цифра на рубке нашего атомохода появилась тоже не случайно. На мой вопрос, а не ругается ли начальство на такую символику, командир Костромы Владимир Соколов ответил так: "Сначала, конечно, морщились – мол, американцы нам теперь друзья. Затем вроде попривыкли, ну а после Курска кто и что может мне сказать на этот счет! Разве только то, что цифра уж очень невелика!. Шигин, Владимир: АПРК "Курск". Послесловие к трагедии. Олма-Пресс, 2002, p. 401. ISBN   522403308X .
  23. ^ Зонтаг и Дрю, с. 587.
  24. ^ Стерн, с. 185.
  • Зонтаг, Шерри; и Дрю, Кристофер (1998). «Блеф вслепую»: Нерассказанная история американского подводного шпионажа. Пресс Торндайка. ISBN   0786218762
  • Стерн, Роберт (2007). Охотник на охоте: встречи подводных лодок с подводными лодками от Первой мировой войны до наших дней. Издательство Военно-морского института. ISBN   1591143799
  • Рид, Уильямс (2003). Сумасшедший Иван: Основано на реальной истории подводного шпионажа. Вселенная. ISBN   0595265065

69 ° 38'42 "N 33 ° 46'54" E  /  69,64500 ° N 33,78167 ° E  / 69,64500; 33,78167

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cddea2d9b3b33ca6b25711a431558a6__1718914680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/a6/0cddea2d9b3b33ca6b25711a431558a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Submarine incident off Kildin Island - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)