Полярный маршрут
Полярный маршрут — это маршрут самолета через необитаемые районы полярных льдов. Термин «полярный маршрут» первоначально применялся к большого круга навигационным маршрутам между Европой и западным побережьем Северной Америки в 1950-х годах. [1]
Арктика
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]В августе 1935 года советский летчик Сигизмунд Леваневский и двое его членов экипажа предприняли попытку трансполярного перелета из Москвы , Российская СФСР , Советский Союз в Сан-Франциско , Калифорния . Полет был прерван из-за технических проблем еще до того, как они достигли Северного полюса. [ нужна ссылка ] В 1936 году Леваневский и штурман Виктор Левченко совершили многоэтапный перелет протяженностью более 19 000 километров (11 800 миль) из Лос-Анджелеса в Москву на гидросамолете Vultee V-1A , доказав тем самым возможность воздушного маршрута между Соединенными Штатами и США. Советский Союз через Берингов пролив . [ нужна ссылка ]
Другой советский летчик Валерий Чкалов и его экипаж первыми совершили беспосадочный перелет из Европы на американское побережье Тихого океана. Их перелет Москвы в , штат Вашингтон , США , через Северный полюс на одномоторном самолете Туполев АНТ-25 18–20 июня 1937 г.) занял 63 часа. Пройденное расстояние составило 8811 километров (5475 миль). [2] В следующем месяце другой советский экипаж под руководством Михаила Громова повторил трансполярный маршрут , увеличив расстояние до мировых рекордных 10 148 километров (6 302 мили), приземлившись недалеко от Сан-Хасинто , Калифорния, в США . [ нужна ссылка ] В августе того же года другой советский экипаж под руководством Сигизмунда Леваневского начал свой дальний трансполярный перелет из Москвы в Фэрбенкс ; Аляске на за Северным полюсом радиосвязь с самолетом прервалась, и все последующие поисковые миссии провалились. [ нужна ссылка ]
В октябре 1946 года модифицированный B-29 пролетел без пересадок 15 163 километра (9 422 мили) из Оаху, Гавайи , в Каир, Египет , менее чем за 40 часов, что еще раз доказало возможность маршрутизации авиакомпаний через полярную ледяную шапку. [3]
Холодная война
[ редактировать ]
Из коммерческих авиакомпаний первой была SAS : ее на Douglas DC-6B полеты между Лос-Анджелесом и Копенгагеном , через Кангерлуссуак и Виннипег , начались 15 ноября 1954 года. [4] Канадские самолеты Pacific DC-6B вылетели из Ванкувера в Амстердам в 1955 году, затем Pan Am и TWA отправились с западного побережья в Париж / Лондон в 1957 году. SAS снова была первой, выполняя рейсы из Европы в Токио через Анкоридж на самолетах Douglas DC-7C в феврале 1957 года; Air France Lockheed L-1649 Starliner (который был последней версией Lockheed Constellation ) и KLM DC-7C . В 1958 году последовали самолеты [5] Air France была первой компанией, осуществившей коммерческие авиаперелеты над Северным полюсом по маршруту Токио – Анкоридж – Гамбург – Париж 18 февраля 1960 года на самолетах Boeing 707-328 Intercontinental. Судя по датам поставки самолетов 707 Air France, фактический самолет, использовавшийся для этого исторического рейса, имел одну из четырех регистраций: F-BHSA, F-BHSB, F-BHSC или F-BHSD. [ нужна ссылка ]
Во время Холодной войны Арктический регион был буферной зоной между Советским Союзом и Северной Америкой. Гражданским рейсам из Европы на азиатский Дальний Восток было запрещено пересекать страны Восточного блока , Советский Союз и Китай. [ нужна ссылка ] и должен был лететь либо через Ближний Восток , либо через арктическую часть Северной Америки и Гренландию с дозаправкой в Анкоридже. Эти следы холодной войны простирались от северного побережья Аляски через Гренландию до Европы. В 1978 году рейс 902 Korean Air Lines, выполнявший рейс Боинг-707, был сбит над СССР истребителем советских ВВС после того, как летный экипаж допустил грубые навигационные ошибки, пытаясь пролететь по заданному полярному маршруту. [ нужна ссылка ]
В апреле 1967 года компания Japan Air Lines (JAL) начала экспериментальное сообщение между Токио и Европой через Москву через Сибирь. В этой службе использовался Аэрофлота самолет Ту-114 с одним летным экипажем JAL и смешанным бортпроводником JAL и Аэрофлота. Однако в 1969 году Japan Air Lines прекратила это обслуживание. [ нужна ссылка ]
Во время холодной войны международный аэропорт Анкориджа (ANC) на Аляске был технической остановкой для ряда авиакомпаний, выполнявших полярные рейсы между Западной Европой и Токио . Согласно изданию Worldwide Official Airline Guide (OAG) от 1 июля 1983 года, Air France , British Airways , Japan Air Lines (JAL), KLM Royal Dutch Airlines , Lufthansa , Sabena и Scandian Airlines (SAS) выполняли рейсы между Япония и Западная Европа, включая остановку в Анкоридже. [6] Большинство этих международных авиакомпаний в то время эксплуатировали на маршруте самолеты Boeing 747 более ранних моделей , хотя Sabena и SAS вместо этого использовали самолеты McDonnell Douglas DC-10-30 на своих соответствующих полярных маршрутах через Анкоридж. Базирующийся в США авиаперевозчик Western Airlines также выполнял полярный маршрут в начале 1980-х годов между лондонским аэропортом Гатвик и Гонолулу на самолетах DC-10-30, причем эти рейсы также делали остановку в Анкоридже. [7]
Единственная авиакомпания, которая до сих пор выполняет рейсы по этому типу маршрута между Европой и Анкориджем, — это Condor Airlines , сезонное сообщение между Франкфуртом (EDDF) и Анкориджем. [8] Вскоре к этому присоединится рейс авиакомпании Eurowings , также из Франкфурта, на самолете Airbus A330 . [ нужно обновить ]
Finnair стала первой авиакомпанией, совершившей беспосадочные рейсы по полярному маршруту без технических остановок. Эта услуга началась в 1983 году и выполнялась на широкофюзеляжном реактивном лайнере McDonnell Douglas DC-10-30 ER между Токио и Хельсинки . [9] [10]
Американские самолеты Boeing B-52 почти постоянно эксплуатировались в регионе Северного Ледовитого океана в 1960-х годах в рамках операции «Хромовый купол» , а в последующие десятилетия в рамках учений по боевой готовности. Ряд западных самолетов-разведчиков также регулярно выполняли вылеты вдоль северного побережья Советского Союза. Российская дальняя авиация сейчас выполняет некоторые из таких же типов тренировочных полетов, проверяя готовность перехватчиков командования Аляски и Королевских ВВС Канады . [11]
После холодной войны
[ редактировать ]С 1 мая 1992 года Аэрофлот начал регулярные рейсы между Москвой и Сан-Франциско через Анкоридж в обоих направлениях. Эти рейсы выполнялись самолетами Ил-62, у которых не было достаточной дальности для беспосадочных перелетов между Москвой и Сан-Франциско. [12] В то время ветки Москва-Анкоридж и Анкоридж-Москва были регулярными маршрутами пассажирских авиалиний, наиболее близкими к Северному полюсу. В 1994 году были добавлены рейсы между Москвой и Лос-Анджелесом, также через Анкоридж, выполняемые самолетами Ил-62. [13] Остановка в Анкоридже была отменена позже, в мае 1994 года, когда Ил-62 был заменен на этом маршруте дальнемагистральным Ил-96. [14]
Сразу после окончания холодной войны между Европой и Азией открылся ряд прямых южных маршрутов через Черное море и южные бывшие советские республики через Афганистан, а к середине 1990-х годов - через Китай. В восточных и арктических регионах России существовали серьезные проблемы, связанные с нехваткой англоговорящих диспетчеров, отсутствием радиосредств, плохим радиолокационным покрытием, плохой пропускной способностью УВД и нехваткой средств. Для решения этих проблем в 1993 году была создана РАКГАТ (Российско-американская координационная группа по воздушному сообщению). К лету 1998 года российское правительство проработало эти проблемы и дало разрешение на открытие четырех кроссполярных маршрутов, получивших названия «Полярные 1, 2, 3». и 4. [15] В последующие годы были открыты дополнительные маршруты.
авиакомпании Cathay Pacific Рейс 889 из международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке , пилотируемый капитаном Полом Хорстингом 7 июля 1998 года, — первый рейс, прибывший в новый международный аэропорт Гонконга в Чек Лап Кок к западу от Гонконга, — по всей видимости, стал первым рейсом, не прибывшим в Гонконг. прекратить полеты над арктическим полярным регионом и воздушным пространством России нероссийской авиакомпании. Это был первый в мире беспосадочный трансполярный рейс из Нью-Йорка в Гонконг, получивший название Polar One . На выполнение рейса ушло 16 часов, и это был и остается одним из самых длинных рейсов, выполняемых Cathay Pacific. [16]
Текущие полеты
[ редактировать ]США Федеральное управление гражданской авиации теперь определяет северную полярную зону операций как территорию к северу от 78° северной широты. [17] который находится к северу от Аляски и большей части Сибири.
Такие самолеты, как Boeing 747-400 , 747-8 , 777-200ER , 777-200LR , 777-300ER , 777X , 787-8 , 787-9 и 787-10 , а также некоторые варианты Airbus A330 , A340. , A350 и A380 с дальностью полета около 13 000 километров (8 100 миль; 7 000 морских миль) или более, необходимы для беспосадочного перемещения на большие расстояния между подходящими аэропортами. [18]
Арктические полярные маршруты теперь распространены на авиалиниях, соединяющих азиатские города с городами Северной Америки. Эмирейтс и Qatar Airways летают без пересадок из Дубая и Дохи на западное побережье США ( Сан-Франциско , Сиэтл и Лос-Анджелес ), находясь в пределах нескольких градусов широты от Северного полюса. [19] [20]
В 2022 году российское вторжение в Украину привело к тому, что такие страны, как Великобритания, [21] и США, [22] как и весь ЕС, [23] запретить российским авиакомпаниям вход в свое воздушное пространство; эти страны получили взаимные запреты на полеты в воздушном пространстве России. Это привело к тому, что авиакомпании стали избегать российского воздушного пространства при полетах в определенные пункты назначения, включая города Восточной Азии из США и Европы, и наоборот. [24] [25] примеров является компания Japan Airlines, чей маршрут Токио-Лондон сейчас пролегает через Внешние Гебриды Шотландии Одним из , Исландию , Гренландию , Северный Ледовитый океан и Аляску . (Обратный рейс из Лондона в Токио обычно пролетает к югу от России и над Турцией , Средней Азией , Монголией и Китаем ). [26] Хотя по этому маршруту используется самолет Boeing 777, который может преодолевать этот маршрут без дозаправки, время его полета увеличилось еще на четыре часа из-за более длинного нового маршрута. [27] Запреты на использование воздушного пространства также вынудили грузовые авиакомпании изменить свой курс, а некоторые изменили свои полярные маршруты. [28] [29]
Антарктида
[ редактировать ]Лишь немногие авиакомпании летают между городами, имеющими большой круговой маршрут над Антарктидой. Гипотетически, полеты между Южной Африкой и Новой Зеландией или между Западной Австралией или Западной Юго-Восточной Азией и югом Южной Америки будут пролетать над Антарктидой, но в настоящее время ни одна авиакомпания не выполняет такие рейсы.
Рейсы между Австралией и Южной Америкой, а также между Австралией и Южной Африкой проходят вблизи береговой линии Антарктики. В зависимости от ветра рейс QFA63 компании Qantas из Сиднея в Йоханнесбург – ОР Тамбо или обратный рейс QFA64 иногда также пролетает над Южным полярным кругом до 71° широты, позволяя увидеть ледниковый покров. [ нужен лучший источник ] Qantas QFA27 и QFA28 летают без пересадок между Сиднеем и Сантьяго-де-Чили , самым южным полярным маршрутом. В зависимости от ветра этот полет может достигать 55° южной широты. С июля 2012 г. [30] До 2014 года авиакомпания Aerolíneas Argentinas летала без пересадок между Сиднеем и Буэнос-Айресом. [31] [ нужен лучший источник ] Ранее Qantas также выполняла рейсы QFA17 и QFA18 между Сиднеем и Буэнос-Айресом. В настоящее время LATAM управляет LAN804 и LAN805 между Мельбурном, Австралия, и Сантьяго, Чили, а Air New Zealand до 2020 года эксплуатировала ANZ30 и ANZ31 между Оклендом и Буэнос-Айресом, все с одинаковыми маршрутами, идущими на юг. [ нужна ссылка ]
Полярный маршрут через отдаленную южную часть Тихого океана между Южной Америкой и Океанией был впервые открыт LAN Чили (ныне LATAM был осуществлен специальный рейс из Сантьяго в Сидней ): в 1974 году на самолете Боинг 707 с остановкой в Пунта-Аренас (Чили). Коммерческие полеты начались с авиакомпании Aerolíneas Argentinas , которая выполняла рейсы из Буэнос-Айреса через Рио-Гальегос в Окленд в 1980-х годах на самолете Boeing 747-200 . Позже компания Aerolíneas Argentinas расширила свои рейсы в Сидней через Окленд и Рио-Гальегос, при этом обратные рейсы в Буэнос-Айрес не делают остановку в Рио-Гальегос. [32] но затем прекратил полеты в Новую Зеландию и Австралию в 2014 году.
Ранее из-за ограничений ETOPS для двухмоторных самолетов (максимальное расстояние, на которое самолет может летать от аэропорта для аварийных посадок) только четырехмоторные самолеты, такие как Boeing 747 , Airbus A340 и Airbus A380, могли летать по маршрутам вблизи Антарктиды. Двухмоторным самолетам пришлось лететь дальше на север, ближе к потенциальным аэропортам отклонения; например, когда Virgin Australia выполняла рейсы VA 15 и VA 16 между Мельбурном и Йоханнесбургом на двухмоторном самолете Boeing 777 со 180-минутным рейтингом ETOPS, полет был на два часа дольше, чем рейс Qantas из Сиднея в Йоханнесбург. [33] В 2015 году правительственные регулирующие органы утвердили Air New Zealand двухмоторный самолет Boeing 777-200ER компании на 330-минутный рейтинг ETOPS (т.е. его самолет 777 может летать максимум в 330 минутах от ближайшего запасного аэропорта), что является увеличением по сравнению с предыдущим 240-минутный рейтинг ETOPS для работы на новом маршруте между Оклендом и Буэнос-Айресом-Эсейсой , который завершился в 2020 году. [34] LATAM Airlines начала свои беспосадочные рейсы LAN800 и LAN801 между Сантьяго-де-Чили и Сиднеем через Окленд в апреле 2015 года на двухмоторном самолете Boeing 787 с 330-минутным рейтингом ETOPS. [35] [36] LATAM объявила, что прямой рейс между Сантьяго-де-Чили и Мельбурном (LAN804/LAN805) начнется в октябре 2017 года. [37] [38] В конце 2019 года LATAM начала прямые рейсы между Сантьяго и Сиднеем (LA802/LAN803), конкурируя с существующими рейсами Qantas (QFA27/QFA28) по тому же маршруту.
Самый южный маршрут полета с возможными аэропортами будет проходить между Буэнос-Айресом и Пертом . [39] 175° (ю.ш.) При курсе маршрута большой круг превышает 85° ю.ш. и будет находиться в пределах 500 километров (310 миль) от Южного полюса . В настоящее время ни одна коммерческая авиакомпания не обслуживает этот маршрут протяженностью 12 600 километров (7 800 миль; 6 800 морских миль). Однако в феврале 2018 года было заявлено, что норвежская Air Argentina рассматривает возможность осуществления трансполярного рейса «менее 15 часов» между Южной Америкой и Юго-Восточной Азией с остановкой в Перте по пути в Сингапур . [40] Они пролетят не над Южным полюсом , а вокруг Антарктиды, воспользовавшись сильными ветрами, которые окружают этот континент в восточном направлении. Следовательно, полет «на запад» из Буэнос-Айреса на самом деле будет идти на юго-восток к югу от Кейптауна , через южную часть Индийского океана и дальше в Перт, в то время как настоящий полет «на восток» также будет идти на юго-восток к югу от Тасмании и Новой Зеландии. , над южной частью Тихого океана и далее в Южную Америку. Если этот маршрут станет действующим, обратный рейс Буэнос-Айрес-Сингапур, возможно, станет самым быстрым кругосветным путешествием , доступным для коммерческих авиалайнеров, хотя возвращение Перт-Буэнос-Айрес будет быстрее, но без прохождения экватора . [ нужна ссылка ]
Эксплуатационные соображения
[ редактировать ]В политическом письме ФАУ « Руководство по полярным операциям» (5 марта 2001 г.) изложен ряд особых требований к полярным полетам, которые включают в себя два костюма для холодной погоды, специальные возможности связи, определение арктических отвлекающих аэропортов и четкие планы восстановления застрявших пассажиров, а также стратегия замораживания топлива и требования к мониторингу. [17]
Температура замерзания авиатоплива колеблется от -40 до -50 ° C (от -40 до -58 ° F). Эти температуры часто наблюдаются на крейсерской высоте по всему миру, но безрезультатно, поскольку топливо сохраняет тепло с более низких высот, но сильный холод и длительная продолжительность полярных полетов могут привести к тому, что температура топлива приблизится к точке замерзания. Марка Jet A с максимальной температурой замерзания -40 °C (-40 °F) используется в США, а марка Jet A1 с максимальной температурой замерзания -47 °C (-53 °F) используется в других странах. [41] Современные дальнемагистральные авиалайнеры оборудованы для оповещения летного экипажа, когда температура топлива превышает этот уровень на 3 ° C (5,4 ° F). Затем экипаж должен изменить высоту, хотя в некоторых случаях из-за низкой стратосферы над полярными регионами и ее инверсионных свойств воздух на больших высотах может быть несколько теплее. [17]
Оповещения обычно устанавливаются при превышении указанной максимальной точки замерзания на 3 °C (5,4 °F). Это обеспечивает запас прочности в 3 °C (5,4 °F) от температуры затвердевания. Однако топливо, производимое на нефтеперерабатывающих заводах, зачастую лучше, чем указано в технических характеристиках; например, нередко можно найти топливо Jet A, температура замерзания которого лучше (холоднее), чем указанный максимум -40 ° C (-40 ° F). Таким образом, запас безопасности даже превышает 3 °C (5,4 °F). С другой стороны, датчик температуры, передающий информацию о температуре топлива в кабину экипажа, расположен не в самой холодной части топливных баков. Разница между зарегистрированной и самой холодной температурой топлива варьируется в зависимости от множества факторов, особенно от циркуляции топлива в баках и продолжительности холодного вымачивания. Поэтому разумно иметь запас прочности. [ нужна ссылка ]
Для полярных полетов ФАУ разрешает: [42] при определенных условиях вместо значения, указанного в стандарте ASTM D1655, следует использовать измеренную точку замерзания. Это дает авиакомпаниям большую гибкость в планировании полетов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Например, Aviation Week от 22 июля 1957 г., стр. 47, сообщает о «полярных маршрутах» из Калифорнии в Европу, предоставленных Pan Am и TWA.
- ^ Макканнон, Джон (1998). Красная Арктика: полярные исследования и миф о Севере в Советском Союзе, 1932–1939 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 71. ИСБН 978-0-19-535420-1 .
- ^ "Внутри лодки мечты". Popular Science , декабрь 1946 г., интервью с экипажем о планировании полета.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 г. Проверено 05 марта 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «В Токио на DC-7 над Северным полюсом» . Блог КЛМ . 23 ноября 2014 г.
- ^ http://www.departedflights.com , 1 июля 1983 г. Всемирный официальный справочник авиакомпаний (OAG), расписания рейсов Токио-Анкоридж.
- ^ http://www.departedflights.com , 1 марта 1981 г. Расписание системы Western Airlines.
- ^ «StackPath (12 августа 2020 г.)» . www.aviationpros.com (пресс-релиз) . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ http://www.departedflights.com , 1 июля 1983 г. Всемирный официальный справочник авиакомпаний (OAG), расписания рейсов Токио-Хельсинки.
- ^ Хухтанен, Анн-Мари (7 сентября 2014 г.). «Черт побери, он летит прямо на нас. На Рождество 1987 года рейс Finnair AY 915 направлялся из Токио в Хельсинки, когда ракета приблизилась к самолету недалеко от Хуиппувуорти» [«Черт побери, он летит прямо на нас. На Рождество 1987 года рейс AY 915 компании Finnair следовал из Токио в Хельсинки, когда над Шпицбергеном к нему приблизилась ракета. Helsingin Sanomat (на финском языке). Сообщение : С 6–8. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Российские военные самолеты приближаются к Аляске четвертую ночь подряд , Anchorage Daily News, опубликовано 21 апреля 2017 г.
- ^ Расписание рейсов Аэрофлота с 29 марта по 24 октября 92 . Аэрофлот, советские авиалинии.
- ^ «Аэрофлот предлагает рейсы Лос-Анджелес/Москва» . УПИ. 17 мая 1994 года.
- ^ «История Аэрофлота 1990-1999 гг.» . Аэрофлот Российские авиалинии . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Over the Top: полеты по полярным маршрутам . Журнал Avionics, 1 апреля 2002 г. Проверено 12 июля 3. [1]
- ^ «Прямой рейс Cathay Pacific в Нью-Йорк «укрепляет хаб Гонконга» » (пресс-релиз). Катай Пасифик. 11 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Аэро 16 — Операции на полярном маршруте» . Арлингтон, Вирджиния: Боинг.
- ↑ Исследование показало, что воздушный маршрут через Северный полюс возможен для полетов в Азию , Мэтью Л. Уолд, New York Times, 22 октября 2000 г. Статья получена 9.12.03. [2]
- ^ «Сайт Flightware» .
- ^ «QR737 (QTR737) Отслеживание и история рейсов Qatar Airways» . FlightAware . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ «Украина-российское вторжение: Россия начинает атаку на Украину с нескольких фронтов» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Россия-Украина: Байден закрывает воздушное пространство США для российских рейсов» . Аль Джазира . 2 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ «ЕС закрывает воздушное пространство для российских самолетов, запрещает прокремлевские СМИ и обещает оружие Украине» . Новости CBS . Ассошиэйтед Пресс . 27 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2022 года . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Кокс, Джон (1 марта 2022 г.). «Как российско-украинский конфликт повлияет на авиаперевозки? Длительность перелетов, выше стоимость топлива, меньше самолетов» . США сегодня . Ганнетт.
- ^ Рейнс, Тейлор (12 марта 2022 г.). «Креативные маршруты, позволяющие избежать закрытия воздушного пространства России и ЕС, добавляют до 4 часов дополнительного времени полета на некоторых рейсах по всему миру» . Бизнес-инсайдер . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Печеник, Ян (10 марта 2022 г.). «Российская карусель: как самолеты обходят российское воздушное пространство» . Блог Flightradar24 . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Колдер, Саймон (7 марта 2022 г.). «Полярный маршрут в Японию возвращается, поскольку Japan Airlines избегает российского воздушного пространства» . Независимый . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Черный, Майк; Кац, Бенджамин; Кэмерон, Дуг (2 марта 2022 г.). «Авиакомпании борются за маршруты вокруг России, поскольку запреты на полеты ужесточаются» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Пасси, Джейкоб (4 марта 2022 г.). «Война России в Украине закрыла воздушное пространство и нарушила грузовые авиаперевозки» . МаркетВотч .
- ^ Aerolíneas Argentinas безостановочно свяжет Буэнос-Айрес-Сидней.
- ^ «Сайт Flightware» .
- ^ https://www.timetableimages.com/ttimages/ar/ar89/ar8901-2.jpg
- ^ Фрид, Джейми (1 октября 2014 г.). «Virgin Australia возвращает прямые рейсы в Йоханнесбург через код-шеринг South African Airways» . Пограничная почта . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Кэри, Билл (2 декабря 2015 г.). «Боинг 777 авиакомпании Air New Zealand совершил первый 330-минутный полет ETOPS» . AINonline . Компания Convention News, Inc. Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Лиман, Аарон (31 июля 2016 г.). «Летные испытания: Окленд — Сантьяго на Боинге 787-9 авиакомпании LATAM» . Вещи . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Кларк, Питер (22 апреля 2015 г.). «ИЗОБРАЖЕНИЕ: LAN имеет сертификат 787 ETOPS» . Полет Глобал . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ «LATAM будет бесперебойно обслуживать Мельбурн-Сантьяго с октября 2017 года» . Австралийская авиация . 5 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2017 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Флинн, Дэвид (5 декабря 2016 г.). «LATAM будет летать Мельбурн-Сантьяго с октября 2017 года» . Австралийский деловой путешественник . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ «Великий картограф кругов: ЭЗЕ-ПЕР» . Великий картограф кругов .
- ^ «Первый в мире рейс из Южной Америки, способствующий развитию туризма в Западной Австралии» . Западная Австралия . 25 февраля 2018 г.
- ^ [Спецификация ASTM D1655]
- ^ Федеральное управление гражданской авиации, Министерство транспорта США (13 июня 2008 г.), Расширенные операции (ETOPS и полярные операции) (PDF) , AC 120-42B, заархивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт RACGAT - заархивировано в 2003 г.
- Страница блога Flightradar24 – Почему вы пролетели над Гренландией