Арктическое сотрудничество и политика
Арктическое сотрудничество и политика частично координируются через Арктический совет , в состав которого входят восемь арктических государств: США, Канада, Исландия , Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия и Дания, а также Гренландия и Фарерские острова . [1] Доминирующая государственная власть в арктической политике принадлежит исполнительным органам, законодательным органам и исполнительным агентствам восьми арктических стран и, в меньшей степени, других стран, таких как Великобритания, Германия, Европейский Союз и Китай. НПО и научные круги играют большую роль в арктической политике. Также важны межправительственные органы, такие как Организация Объединенных Наций (особенно в том, что касается Договора по морскому праву ) и НАТО .
Хотя приоритеты арктической политики различаются, каждое арктическое государство обеспокоено вопросами суверенитета и обороны, освоения ресурсов, морских маршрутов и защиты окружающей среды. Хотя несколько пограничных и ресурсных споров в Арктике остаются нерешенными, между арктическими государствами наблюдается удивительное соответствие заявленных политических директив и широкий консенсус в отношении мира и сотрудничества в регионе. [2] [1] Остающиеся препятствия включают в себя нератификацию Соединенными Штатами Конвенции ООН по морскому праву и гармонизацию всех территориальных претензий Конвенции ООН по морскому праву (в первую очередь претензий на расширение континентального шельфа вдоль хребта Ломоносова ); спор по поводу Северо-Западного прохода ; и заключение соглашений о правилах судоходства, туризма и освоения ресурсов в арктических водах.
В состав Арктического совета входят восемь арктических стран и организаций, представляющих шесть коренных народов. [1] Он действует на основе консенсуса, в основном занимаясь экологическими договорами, а не рассматривая споры о границах или ресурсах. (Хотя Соглашение о поиске и спасании в Арктике было подписано в мае 2011 года и стало первым обязательным документом Совета). Было предложено создать более сильный Арктический совет, наделенный полномочиями принимать решения по панарктическим ресурсам и другим вопросам.
Кругоарктические кооперативные организации
[ редактировать ]Арктический Совет
[ редактировать ]В состав членов входят восемь арктических стран: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. Постоянными участниками являются следующие шесть групп коренных народов:
- Приполярный совет инуитов (ICC) ICC – это многонациональная неправительственная организация, представляющая 160 000 инуитов, живущих в США, Канаде, Гренландии и России.
- Международный совет гвичинов (GCI)
- Алеутская Международная Ассоциация (МАА)
- Поделиться советом
- Арктический совет атабасков (ААС)
- Российская Ассоциация коренных малочисленных народов Севера (АКМНС)
Рабочие группы Арктического совета:
- Программа арктического мониторинга и оценки (AMAP)
- Сохранение арктической флоры и фауны (CAFF)
- Предотвращение чрезвычайных ситуаций, готовность и реагирование (EPPR)
- Защита морской среды Арктики (ПАМЕ)
- Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG)
- Программа действий по борьбе с загрязнением Арктики (ACAP)
29 апреля 2009 года в Тромсё, Норвегия, министры Арктического совета утвердили рабочую группу по созданию международного инструмента поиска и спасания (SAR) в Арктике к следующему совещанию в 2011 году. [3] [1] В Нууке , Гренландия, 12 мая 2011 года министры подписали Соглашение о поиске и спасании, первый юридический договор Арктического совета.
На министерской встрече Арктического совета 24 апреля 2015 г. была создана Целевая группа по арктическому морскому сотрудничеству для рассмотрения будущих потребностей в сотрудничестве по арктическим морским вопросам. [4]
Конференция парламентариев Арктического региона
[ редактировать ]Конференция парламентариев Арктического региона (CPAR) — парламентский орган, в состав которого входят делегации, назначенные национальными парламентами арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейским парламентом. В конференции также участвуют группы коренных народов в качестве постоянных участников и наблюдателей. Конференция собирается раз в два года, последний раз в Осло 7 июня 2010 года. В период между конференциями арктическое парламентское сотрудничество осуществляется Постоянным комитетом парламентариев Арктического региона, который начал свою деятельность в 1994 году.
Пять прибрежных государств Северного Ледовитого океана
[ редактировать ]Министры иностранных дел пяти прибрежных государств Северного Ледовитого океана (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания (Гренландия)) встретились:
- 27–29 мая 2008 г., Гренландия: Илулиссатская декларация . Эта встреча известна как Конференция по Северному Ледовитому океану .
- 29 марта 2010 г., Квебек: Резюме председателя
Международная морская организация
[ редактировать ]Международная морская организация (ИМО) была создана в 1948 году для разработки и поддержания всеобъемлющей нормативной базы судоходства. [1] ИМО потратила годы на переговоры по Арктическому кодексу судоходства, но в течение многих лет Кодекс представлял собой лишь набор добровольных правил для судов, работающих в арктических водах, покрытых льдом (принятых в 2002 году). Руководящие принципы обеспечивают единые стандарты безопасности, предотвращения загрязнения и безопасности для морских перевозчиков. [5] Однако 1 января 2017 года Международный кодекс судов, эксплуатирующихся в полярных водах, вступил в силу и является обязательным для всех судов в арктических водах водоизмещением более 500 тонн. [6] [7]
Всемирная ассоциация мэров зимних городов
[ редактировать ]Всемирная ассоциация мэров зимних городов (WWCAM) — это сеть международных зимних городов, которые собираются для обсуждения зимних технологий, опыта и последствий для городского планирования в соответствии с руководящей философией «Зима — это ресурс и актив». Ассоциация, ранее известная как Северная междугородная конференция мэров, была основана в 1981 году городом Саппоро , Япония. По состоянию на апрель 2012 года в качестве членов участвуют 19 городов из 9 стран. Семнадцатая конференция запланирована на 2016 год в Саппоро.
Региональные арктические кооперативные организации
[ редактировать ]Северный Совет
[ редактировать ]Совет Северных стран является межпарламентским органом Северных стран, а Совет министров Северных стран является межправительственным органом. В число членов входят: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и автономные территории Аландские острова (Финляндия), Фарерские острова (Дания) и Гренландия (Дания).
Совет Баренцева Евро-Арктического региона
[ редактировать ]Совет Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР) – это форум межправительственного сотрудничества в Баренцевом регионе, созданный в 1993 году с целью «придать импульс существующему сотрудничеству и рассмотреть новые инициативы и предложения». [8] В число членов входят: Россия, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия, Швеция и Комиссия Европейских Сообществ.
Тихоокеанский Северо-Западный экономический регион: Арктический форум
[ редактировать ]Арктическая фракция Тихоокеанского Северо-Западного экономического региона (PNWER) неофициально сформировалась в ноябре 2010 года как свободный союз между Аляской и Канадскими территориями Северо-Западных территорий и Юконом . В число членов входят законодатели, правительственные чиновники, лидеры бизнеса и некоммерческих организаций. Группа встретилась в декабре 2010 года в Барроу , Аляска; в Портленде , штат Орегон, в июле 2011 года; и в Йеллоунайфе , Северо-Западные территории, в августе 2011 года. [9]
Северный Форум
[ редактировать ]Северный Форум – это некоммерческая международная организация, состоящая из субнациональных или региональных правительств восьми северных стран. Миссия Форума — улучшить качество жизни народов Севера, используя лидерские сети для решения общих проблем; и поддерживать устойчивое развитие и совместные социально-экономические инициативы. [10]
Молодежная Арктическая Коалиция
[ редактировать ]Молодёжная арктическая коалиция — это некоммерческая международная молодёжная организация, созданная для преодоления разрыва между молодёжью, живущей во всех частях Арктики. В состав YAC входят восемь арктических государств, и его поддерживают молодежь, организации и правительства со всего мира. В 2014 году YAC провел свою первую конференцию в Оттаве , собравшую более 200 молодых людей со всей Арктики. [11]
Арктическая политика отдельных стран
[ редактировать ]Соединенные Штаты Америки (Аляска)
[ редактировать ]Основными целями арктической политики США являются: Национальная безопасность; Защита окружающей среды и дикой природы Арктики; Обеспечение экологической устойчивости экономического развития; Укрепление институтов сотрудничества между восемью арктическими странами; Вовлечение коренных народов Арктики в процесс принятия решений; и Улучшение научного мониторинга и исследований. [12]
9 января 2009 года президент Буш подписал Президентскую директиву национальной безопасности (НСПД)-66 о политике в арктическом регионе. [13] совместные усилия, заменяющие директиву арктической политики эпохи Клинтона. НСПД-66 в настоящее время является активной программой арктической политики, которую реализует администрация Обамы и ее ведомства.
Группа по арктической политике США — это федеральная межведомственная рабочая группа, в состав которой входят агентства, осуществляющие программы и/или участвующие в исследованиях и мониторинге, управлении земельными и природными ресурсами, защите окружающей среды, здравоохранении, транспорте и разработке политики в Арктике. APG возглавляется Государственным департаментом США и собирается ежемесячно для разработки и реализации программ и политики США в Арктике, в том числе тех, которые имеют отношение к деятельности Арктического совета.
Управление Государственного департамента по вопросам океана и полярных дел (OPA) является частью Бюро Государственного департамента по вопросам океанов и международных экологических и научных вопросов (OES). OPA отвечает за формулирование и реализацию политики США по международным вопросам, касающимся океанов, Арктики и Антарктиды.
Канада (СЗТ, Нунавут и Юкон)
[ редактировать ]Канада имеет больше арктической суши, чем любая другая страна.23 августа 2010 года премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил, что защита суверенитета Канады над ее северными регионами является ее номером один и «неоспоримым приоритетом» в арктической политике. [14] Канада планировала потратить 109 миллионов долларов до 2014 года на исследования, призванные обосновать претензии на расширенный континентальный шельф. [5] Приоритетами арктической политики Канады являются: попытка решить пограничные проблемы; обеспечить международное признание всей протяженности расширенного континентального шельфа Канады; а также заняться решением вопросов управления Арктикой и связанных с ними возникающих вопросов, таких как общественная безопасность.
- Брошюра об арктической внешней политике Канады
- Заявление об арктической внешней политике Канады: осуществление суверенитета и продвижение Северной стратегии Канады за рубежом
Министры финансов стран «Большой семерки» встретились в Нунавуте в феврале 2010 года.
Исландия
[ редактировать ]Дания (Гренландия, Фарерские острова)
[ редактировать ]Норвегия
[ редактировать ]В Норвежском полярном институте в Тромсё с 2007 по 2013 год размещается Секретариат Арктического совета.
Швеция
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Арктическая стратегия Финляндии была опубликована 4 июня 2010 года и концентрируется на семи приоритетных областях: безопасность, окружающая среда, экономика, инфраструктура, коренные жители Арктики, институты и Европейский Союз. [15]
Россия
[ редактировать ]В 2007 году Россия установила флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, одновременно проводя исследования для обоснования своих претензий на расширенный континентальный шельф. Установка флага была ошибочно воспринята как претензия на землю – претензия, которую Канада и другие арктические страны отвергли, хотя российское правительство четко заявило, что таких претензий не было. В 2009 году в политическом документе российского правительства приводились западные сообщения о возможности военного конфликта из-за арктических ресурсов. [ нужна ссылка ] Несмотря на потерю 18 процентов своего населения в период с 1989 по 2002 год, российская Арктика занимает 25 процентов территории России и по-прежнему проживает 80 процентов из четырех миллионов человек, населяющих арктический регион планеты. [5] Текущая арктическая политика России изложена в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на последующую перспективу», подписанном 18 сентября 2008 года президентом России (ныне премьер-министром) Медведевым. [16] В этом политическом документе рассматриваются различные вопросы, связанные с защитой и освоением суши и морских вод арктического сектора России.
Евросоюз
[ редактировать ]Если вступление Исландии в Европейский Союз произойдет, ЕС усилит свое влияние в Арктике и, возможно, получит статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Политика Северного измерения Европейского Союза, созданная в конце 1990-х годов, была направлена на решение проблем, касающихся западной России, а также на расширение общего сотрудничества между ЕС, Исландией и Норвегией. С тех пор оно превратилось в многостороннее, равноправное партнерство между ЕС, Исландией, Норвегией и Россией. Канада и США являются наблюдателями в партнерстве. Три члена Северного совета вступили в ЕС (Дания в 1973 году и Швеция и Финляндия в 1995 году). Заявка Евросоюза на статус «постоянного наблюдателя» в Арктическом совете была заблокирована в 2009 году Канадой в ответ на запрет ЕС на импорт продукции из тюленей. [5]
Китай
[ редактировать ]Китайское ледовое исследовательское судно » «Сюэ Лун прошло Северо-Западным проходом в августе 2012 года. Китай заинтересован в арктических ресурсах и морских маршрутах; и получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете в 2013 году. [1]
Южная Корея
[ редактировать ]Южная Корея имеет ледокол и строит еще один. Страна инвестирует в инфраструктуру СПГ в районе Инувика , куда СПГ будет доставляться из моря Бофорта и на юг через Берингов пролив.
Другие арктические договоры и соглашения
[ редактировать ]Другие договоры, регулирующие весь или часть Арктического региона:
- Шпицбергенский договор 1920 года между первоначально четырнадцатью странами регулирует политический и экономический статус Шпицбергена .
- Соглашение об арктическом сотрудничестве 1988 года между Соединенными Штатами и Канадой регулирует двустороннее сотрудничество в отношении Северо-Западного прохода , но не разрешает разногласия между двумя странами по поводу правового статуса прохода.
- Соглашение о поиске и спасании в Арктике 2011 года, заключенное государствами-членами Арктического совета, координирует поиск и спасание в Арктике.
- Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики
- Договор о границе с Баренцевым морем определяет демаркационную линию между Норвегией и Россией в Баренцевом море.
- Совместная норвежско-российская комиссия по рыболовству
- Соглашение об охране белых медведей
Территориальные претензии
[ редактировать ]Согласно Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), прибрежные государства имеют суверенные права на ресурсы в воде и морском дне в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ). Однако статья 76 Конвенции позволяет прибрежным государствам распространять свои суверенные права на расстояние до 350 морских миль от своей береговой линии, если они смогут доказать, что подводные хребты арктического морского дна являются продолжением собственного континентального шельфа страны . [5] У правительств есть десять лет после ратификации ЮНКЛОС, в течение которых они могут предъявить свои претензии на расширенные континентальные шельфы.
В 2001 году Россия была первым арктическим прибрежным государством, подавшим свои претензии. Комиссия ООН по континентальному шельфу запросила пересмотренную заявку с дополнительными научными данными, подтверждающими ее, и Россия планировала представить дополнительные данные в 2013 году. [17]
Дания и Канада оспаривают право собственности на остров Ханса в проливе Нарес между островом Элсмир и Гренландией.
27 апреля 2010 г. Норвегия и Россия объявили о прекращении своего 40-летнего спора о демаркации Арктики в Баренцевом море. В будущем ожидается совместное развитие энергетики. [ нужна ссылка ]
Морские границы между Канадой и Соединенными Штатами в море Бофорта и между Канадой и Данией в Баффиновом заливе остаются предметом спора. [2]
Дания (Гренландия), Россия и Канада могут иметь конкурирующие претензии на расширенный континентальный шельф в отношении хребта Ломоносова , подводной горной цепи, пересекающей центральный Арктический бассейн. [5]
Доставка и транспорт
[ редактировать ]Глобальное потепление оказало большее влияние на летний морской лед в Арктике, чем предполагалось ранее. Согласно недавним исследованиям, Арктика будет практически свободна ото льда летом где-то между 2020 и 2050 годами. Одно исследование Кембриджского университета 2011 года предсказало, что Арктика освободится от летнего льда к 2015 году. [18] Ни одна модель не предсказывает, что зимний морской лед исчезнет в течение этого столетия. [19]
Свободная ото льда Арктика имеет серьезные стратегические и экономические последствия для мирового судоходства, поскольку суда потенциально смогут пересекать Северный Ледовитый океан. Трансарктические морские маршруты могут сократить расстояния между Северной Европой и северным Китаем до 4000 морских миль и сократить время доставки до двух недель. [20] [1]
На все грузовые суда в арктических водах водоизмещением более 500 тонн распространяются обязательные требования по безопасности и защите окружающей среды, предусмотренные Полярным кодексом . [6]
Арктические природные ресурсы
[ редактировать ]Рыболовство
[ редактировать ]Ключевые режимы рыболовства в Арктике включают:
- Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ)
- Двусторонняя (Канада и США) Международная комиссия по тихоокеанскому палтусу (IPHC)
- Двусторонний (Российская Федерация и США) Межправительственный консультативный комитет (МКК)
- Организация рыболовства Северо-Западной Атлантики (НАФО)
- Организация по сохранению североатлантического лосося (НАСКО)
- Комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК)
- Комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана (NPAFC)
- Норвежско-российская комиссия по рыболовству и
- Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (КБС) [3]
Совместные исследования Арктики
[ редактировать ]Международный полярный год
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Оценка воздействия на арктический климат (ACIA)
- Стратегия охраны окружающей среды Арктики
- Международный арктический исследовательский центр
- Международный арктический научный комитет
- Кооперативный институт арктических исследований
- Северный морской путь
- Северо-Восточный проход
- Северо-Западный проход
- Арктический мост
- Северный Совет
- Западно-Северный совет
- Глобальное хранилище семян Шпицбергена
- Территориальные претензии в Арктике
- Арктика - Раздел: Международное сотрудничество и политика
- Переход через Берингов пролив
- Скандинавская модель
- Северный инвестиционный банк
- Природные ресурсы Арктики
- Управление солнечной радиацией
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бушаде Фарре, Альберт; Стивенсон, Скотт Р.; Чен, Линьлин; Чуб, Майкл; Дай, Ин; Демчев, Денис; Ефимов Ярослав; Грачик, Петр; Грит, Хенрик; Кейл, Кэтрин; Кивекас, Нику; Кумар, Нареш; Лю, Нэнге; Матленок Игорь; Миксволл, Мари; О'Лири, Дерек; Олсен, Джулия; Павитран А.П., Сачин; Петерсен, Эдвард; Распотник, Андреас; Рыжов Иван; Сольский, Ян; Суо, Линлинг; Троейн, Кэролайн; Валеева, Вилена; ван Рейкеворсел, Яап; Уайтинг, Джонатан (16 октября 2014 г.). «Коммерческое арктическое судоходство через Северо-Восточный проход: маршруты, ресурсы, управление, технологии и инфраструктура» . Полярная география . 37 (4): 298–324. Бибкод : 2014PolGe..37..298B . дои : 10.1080/1088937X.2014.965769 .
- ^ Перейти обратно: а б Лоусон В. Бригам (2010). «Арктика» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б [1] Учебник полярного права .
- ^ [2] Целевая группа Арктического совета по арктическому морскому сотрудничеству.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж [3] Стратегические интересы США в Арктике
- ^ Перейти обратно: а б «Судоходство в полярных водах» . ИМХО . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ «Полярный кодекс, год спустя» . Морская исполнительная власть . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ [4] Архивировано 8 ноября 2019 г. в Wayback Machine Совет Баренцева Евро-Арктического региона.
- ^ «Арктический форум» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 10 сентября 2010 г. PNWER: Арктический форум
- ^ «Северный Форум — Северный Форум» . www.northernforum.org . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ youharcticcoalition.org http://www.youtharcticcoalition.org .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ [5] Арктическая политика США.
- ^ [6] Директива президента США о политике в арктическом регионе.
- ^ «Арктический суверенитет «не подлежит обсуждению»: премьер-министр Канады» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2010 г. Проверено 24 августа 2010 г. Арктический суверенитет «не подлежит обсуждению» — премьер-министр Канады
- ^ [7] Стратегия Финляндии для Арктического региона.
- ^ «АРКТИС – Политика Российской Федерации в Арктике до 2020 года» . www.arctis-search.com . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «Ocean Arctique Russia готовится к новой арктической заявке в 2013 году 05 10 10Realpolitik.tv > геополитика в сети» . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г. Проверено 9 октября 2010 г. Россия подаст заявку на расширение континентального шельфа в 2013 году
- ^ [8] Безледное лето в Северном Ледовитом океане к 2015 г.
- ^ [9] Безледное лето в Северном Ледовитом океане к 2060 году.
- ^ Хьюберт, Роб; Экснер-Пирот, Хизер (май 2012 г.), Изменение климата и международная безопасность: Арктика как лидер (PDF) , Арлингтон, Вирджиния: Центр климатических и энергетических решений, заархивировано из оригинала (PDF) 06 ноября 2012 г. , получено 11 июня 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арктические риски и возможности. Букварь от Совета по международным отношениям.
- Арктический центр, Рованиеми, арктические исследования
- Арктический Совет
- Арктическая геополитика - Норвежский институт оборонных исследований
- Комиссия по арктическим исследованиям США
- Конференция парламентариев Арктического региона
- Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС)
- Арктический портал
- Управление по вопросам океана и полярных дел Государственного департамента США (OPA)
- Отчет о человеческом развитии в Арктике
- Совет Баренцева Евро-Арктического региона. Архивировано 8 ноября 2019 г. в Wayback Machine.
- Взгляд на Арктику
- Конышев Валерий и Сергунин Александр: Является ли Россия ревизионистской военной державой в Арктике? Анализ обороны и безопасности, сентябрь 2014 г.
- Конышев Валерий и Сергунин Александр. Россия в поисках своей арктической стратегии: между жесткой и мягкой силой? Полярный журнал, апрель 2014 г.