Jump to content

Арктическая политика России

Карта, показывающая претензии России в Арктике.
Россия имеет обширные претензии на морское дно в Арктическом регионе. Большая заштрихованная область отражает текущие претензии России на расширенный континентальный шельф.

Арктическая политика России внутренняя и внешняя политика Российской Федерации в отношении российского региона Арктики . Российский регион Арктики определяется в «Российской арктической политике» как все российские владения, расположенные к северу от Полярного круга . Примерно одна пятая территории России находится к северу от Полярного круга. Россия — одно из пяти прибрежных государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном. [а] . По состоянию на 2010 год из 4 миллионов жителей Арктики примерно 2 миллиона проживали в арктической России, что делает ее крупнейшей арктической страной по численности населения. Однако в последние годы арктическая популяция России сокращается чрезмерными темпами. [2] [ нужно обновить ]

Заявленные цели России в ее арктической политике заключаются в использовании ее природных ресурсов, защите ее экосистем , использовании морей в качестве транспортной системы в интересах России и обеспечении того, чтобы она оставалась зоной мира и сотрудничества. [3] В настоящее время Россия сохраняет военное присутствие в Арктике и планирует его расширить, а также усилить там присутствие пограничной/береговой охраны . Россия на протяжении веков использовала Арктику для экономической выгоды для судоходства и рыболовства. У России есть планы по эксплуатации крупных морских месторождений в Арктике. Северный морской путь имеет для России особое транспортное значение, и Совет безопасности России рассматривает проекты его развития. Совет Безопасности также заявил о необходимости увеличения инвестиций в арктическую инфраструктуру. [4]

Россия проводит обширные исследования в арктическом регионе, в частности, на дрейфующих ледовых станциях и в экспедиции «Арктика-2007» , которая первой достигла морского дна на Северном полюсе . Исследование частично направлено на обоснование территориальных претензий России, особенно тех, которые связаны с расширенным континентальным шельфом России в Северном Ледовитом океане.

1 октября 1987 года генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев выступил с « Мурманской инициативой», в которой были сформулированы шесть целей арктической внешней политики Советского Союза: создание безъядерной зоны в Северной Европе; сократить военную активность в Балтийском, Северном, Норвежском и Гренландском морях; сотрудничать в разработке ресурсов; сформировать международную конференцию по координации научных исследований в Арктике; сотрудничать в области охраны и управления окружающей средой; и открыть Северный морской путь. [5]

География

[ редактировать ]
Карта Карского моря. Карта с изображением Восточно-Сибирского моря.

России Минэкономразвития определило восемь арктических зон поддержки вдоль арктического побережья России , на которых будут сосредоточены средства и проекты, с целью повышения экономического потенциала Северного морского пути и обеспечения того, чтобы российское присутствие не было ограничено. к добыче ресурсов . [6] [7]

Восемь зон — это Кольская , Архангельская , Ненецкая , Воркутинская , Ямало-Ненецкая , Таймыро-Туруханская , Северная Якутия и Чукотка . [8] В Северной Якутии проект включает реконструкцию морского порта Тикси и порта Зеленомыский . [9] себя строительство дороги Белкомурской железной . В Архангельской зоне это будет включать в [10]

Разведка

[ редактировать ]

Первое зарегистрированное путешествие в Русскую Арктику совершил новгородец Улеб в 1032 году, во время которого он открыл Карское море . С XI по XVI века русские приморцы Белого моря , или поморы , постепенно осваивали другие части арктического побережья, доходя до рек Оби и Енисея , основывая торговые фактории в Мангазее . Продолжая поиски мехов , моржового и мамонтового бивня , сибирские казаки под командованием Михаила Стадухина к 1644 году достигли реки Колымы . Иван Москвитин открыл Охотское море в 1639 году, а Федот Алексеев Попов и Семен Дежнёв открыли Берингов пролив в 1648 году. [11] Дежнёв основал постоянное русское поселение недалеко от нынешнего Анадыря .

После вступления на престол Петра I Россия начала развивать военно-морской флот и использовать его для продолжения освоения Арктики. Витус Беринг исследовал Камчатку в 1728 году. [11] а помощники Беринга Иван Федоров и Михаил Гвоздев открыли Аляску в 1732 году. Великая Северная экспедиция , продолжавшаяся с 1733 по 1743 год, была одним из крупнейших геологоразведочных предприятий в истории, организованным и руководимым Витусом Берингом , Алексеем Чириковым и рядом других крупных исследователи. Группа экспедиции лично под руководством Беринга и Чирикова открыла южную Аляску , Алеутские и Командорские острова . [12] а партии под руководством Степана Малыгина , Дмитрия Овцына , Федора Минина , Семена Челюскина , Василия Прончищева , Харитона Лаптева и Дмитрия Лаптева нанесли на карту большую часть арктического побережья России (от Белого моря в Европе до устья реки Колымы в Азии). [13] В результате экспедиции было создано 62 большие карты и схемы Арктического региона. [12]

Территориальные претензии

[ редактировать ]

Современные территориальные претензии России на Арктику официально датируются 15 апреля 1926 года, когда Советский Союз заявил права на землю между 32°04'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы. Однако это утверждение применимо только к островам и землям в этом регионе. [14] Первая морская граница между Россией и Норвегией, проходящая от Варангер-фьорда , была подписана в 1957 году. Однако напряженность возобновилась после того, как обе страны заявили претензии на континентальный шельф в 1960-х годах. [15] Неофициальные переговоры начались в 1970-х годах об определении границы в Баренцевом море для урегулирования различных претензий. [15] Поскольку Россия хотела, чтобы граница представляла собой линию, идущую прямо на север от материка, ее площадь составляла 67 000 квадратных миль (170 000 км2). 2 ) больше, чем было. 15 сентября 2010 года министры иностранных дел Норвегии и России Йонас Гар Стёре и Сергей Лавров соответственно подписали договор, который фактически разделил спорную территорию пополам между двумя странами, а также согласились совместно управлять ресурсами в этом регионе, где они находятся. перекрывают национальные сектора. [16] [17] [18] Обе страны уже совместно управляли рыболовством в Баренцевом регионе с момента подписания Соглашения о серой зоне 1978 года , которое продлевалось ежегодно с момента его подписания. [15] [18]

Фотография аппарата "Мир".
Аппараты «МИР» использовались в экспедиции «Арктика-2007» на Северный полюс.

12 марта 1997 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), которая позволяла странам предъявлять претензии на расширенные континентальные шельфы . [19] претензию на расширенный континентальный шельф В соответствии с UNCLOS 20 декабря 2001 года Россия подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS) за пределами своей 200-мильной (320-километровой) исключительной экономической зоны. Россия утверждала, что две подводные горные цепи — хребты Ломоносова и Менделеева — в российском секторе Арктики являются продолжением Евразийского континента и, следовательно, частью российского континентального шельфа. CLCS ООН не подтвердила и не признала недействительной эту претензию, но попросила Россию предоставить дополнительные данные для обоснования ее претензии. [20] Россия планировала представить дополнительные данные в CLCS в 2012 году. [21]

В августе 2007 года российская экспедиция « Арктика-2007» под руководством Артура Чилингарова установила российский флаг на морском дне на Северном полюсе . [22] Это было сделано в ходе научных исследований для обоснования заявления России о расширении континентального шельфа в 2001 году. [22] Образцы камней, грязи, воды и растений со дна моря были собраны и доставлены обратно в Россию для научных исследований. [23] В Минприроды России заявили, что собранные в ходе экспедиции пробы дна аналогичны тем, что были найдены на континентальных шельфах. Россия использует это для обоснования своего утверждения о том, что хребет Ломоносова в своем секторе является продолжением континентального шельфа, простирающегося от России, и что Россия имеет законные претензии на это морское дно. [24] Соединенные Штаты и Канада отвергли установку флага как чисто символическую и юридически бессмысленную. [25] С этим согласился министр иностранных дел России Сергей Лавров . [18] сообщая журналистам: «Цель этой экспедиции — не заявить о притязаниях России, а показать, что наш шельф достигает Северного полюса». [26] Он также подтвердил, что вопросы арктических территорий «могут решаться исключительно на основе международного права, Международной конвенции по морскому праву и в рамках созданных в соответствии с ней механизмов определения границ государств, которые иметь континентальный шельф». [27] В другом интервью Сергей Лавров сказал: "Меня поразило заявление моего канадского коллеги о том, что мы вывешиваем флаги. Мы не разбрасываем флаги. Мы просто делаем то, что делали другие первооткрыватели. Цель экспедиции не состоит в том, чтобы поставить на карту какие-либо права". России, но чтобы доказать, что наш шельф простирается до Северного полюса. Кстати, флаг на Луне был таким же». [28]

Министры иностранных дел и другие официальные лица, представляющие Канаду, Данию, Норвегию, Россию и США, встретились в Илулиссате, Гренландия , в мае 2008 года на конференции по Северному Ледовитому океану и объявили Илулиссатскую декларацию . Среди прочего в декларации говорилось, что любые вопросы демаркации в Арктике должны решаться на двусторонней основе между противоборствующими сторонами. [29] [30]

Пример такого двустороннего соглашения был достигнут между Россией и Норвегией в 2010 году .

Часть нынешней арктической политики России включает сохранение военного присутствия в регионе. В 2014 году Объединенное стратегическое командование Северного флота (Россия) было создано . Северный флот России , крупнейший из четырех флотов ВМФ России, базируется в Североморске , в Кольском заливе Баренцева моря. [31] Северный флот составляет две трети всей военно-морской мощи России и имеет около 80 боевых кораблей. [32] По состоянию на 2013 год сюда входило около 35 подводных лодок, шесть ракетных крейсеров и флагманский . атомный ракетный крейсер «Петр Великий» [32] В 2012 году ВМФ России возобновил военно-морское патрулирование Северного морского пути, ознаменовавшееся 2000-мильным патрулированием российской Арктики десятью кораблями во главе с ледоколом и « Петром Великим» . [33] Сообщается, что в июне 2008 года российские военные также объявили, что увеличат радиус действия подводных лодок Северного флота . [34]

Первый атомный ледокол » «Ленин начал работу на Северном морском пути в июле 1960 года. [35] десять гражданских атомных судов, в том числе девять ледоколов Всего в России построено . Три из них выведены из эксплуатации, в том числе « Ленин» . [36] Помимо шести атомных ледоколов, Россия имеет еще 19 дизельных полярных ледоколов. [37] В состав атомного ледокольного флота входит . крупнейший атомный ледокол в мире «50 лет Победы» [32] В настоящее время планируется построить еще шесть ледоколов, а также построить круглогодичный арктический порт стоимостью 33 миллиарда долларов. [38] 28 сентября 2011 года президент Медведев своим указом № 1256 снял запрет на приватизацию атомного ледокольного флота. [36] Эта отмена позволит «Атомфлоту» , государственной компании , владеющей флотом, хотя бы частично находиться в собственности частных инвесторов. Ожидается, что государство сохранит за собой контрольный пакет акций компании. [39]

Россия заявляет, что у нее есть воинские части, специально подготовленные для боевых действий в Арктике. [34] 4 октября 2010 года главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил: «Мы наблюдаем проникновение целого ряда государств, которые... очень интенсивно, всеми возможными способами продвигают свои интересы, в частности Китая». что Россия «не уступит ни пяди» в Арктике. [40] Министр обороны России Анатолий Сердюков 16 июля 2011 года объявил о планах создания двух бригад, которые будут дислоцироваться в Арктике. [41] Заявление России об арктической политике, одобренное президентом Медведевым 18 сентября 2008 года, содержало призыв к созданию в Арктике улучшенных вооруженных сил для «обеспечения военной безопасности» в этом регионе, а также к усилению существующих пограничных войск в этом районе. [3] [42]

Исследовать

[ редактировать ]

Россия десятилетиями проводила исследования в Арктике. Страна — единственная страна, которая использует дрейфующие станции — исследовательские установки, сезонно размещаемые на дрейфующих льдах , — а также имеет другие исследовательские станции в своей арктической зоне. Первая дрейфующая станция « Северный полюс-1 » была создана 21 мая 1937 года в Советском Союзе. [43] Российские исследования сосредоточены, среди прочего, на морском дне Арктики, морской жизни, метеорологии, исследованиях и природных ресурсах. Недавние исследования также были сосредоточены на изучении хребта Ломоносова с целью сбора доказательств, которые могли бы укрепить территориальные претензии России на морское дно в этом регионе в российском секторе Арктики. [43] [44]

Фотография ледокола «Академик Федоров».
« Академик Федоров» активно использовался вместе с новым «Академиком Трёшниковым» для проведения исследований в Арктике.

Дрейфующая станция «Северный полюс-38» была создана в октябре 2010 года. [45] В июле 2011 года ледокол «Россия» и научно-исследовательское судно «Академик Федоров» начали проводить сейсмические исследования к северу от Земли Франца-Иосифа , чтобы найти доказательства, подтверждающие территориальные претензии России в Арктике. « Академик Федоров» и ледокол «Ямал» . Годом ранее аналогичное задание совершили [ нужна ссылка ] Экспедиция «Лена-2011» — совместный российско-германский проект под руководством Йорна Тиде — отправилась в море Лаптевых и реку Лену летом 2011 года. Она должна была изучить сибирский климат и его изменение, а также собрать информацию о российском климате. континентальный шельф. [46] Руководитель экспедиции, который также является председателем Европейской арктической комиссии , выразил уверенность, что Россия соберет доказательства, необходимые для подтверждения своих претензий на дополнительные участки арктического шельфа. [47]

В 2011 году в число строящихся научных станций входили одна на Самойловском острове , которую планировалось завершить к середине 2012 года и которая будет посвящена исследованию вечной мерзлоты шельфовой зоны ; [48] и один на островах Шпицберген , который, как ожидается, будет завершен в 2013 году и будет сосредоточен на геофизических, гидрологических и геологических исследованиях. [49] [ нужно обновить ]

Летом 2015 года Россия построила крупную пограничную базу Федеральной службы безопасности (росс. ФСБ) на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, расширив уже созданную авиабазу под названием Нагурское , расположенную выше 80-й параллели . Новый комплекс состоит из нескольких соединенных между собой зданий и может вместить роту из 150 солдат на срок до 18 месяцев без необходимости пополнения запасов. [50]

Экономика

[ редактировать ]
Фотография льда в Северном Ледовитом океане.
Сокращение арктического льда из-за изменения климата может открыть больше экономических возможностей в Арктике.

Экономические интересы России в Арктике базируются на двух вещах – природных ресурсах и морском транспорте. [51] Северный морской путь , используемый на протяжении веков и официально определенный российским законодательством, представляет собой арктический морской путь, простирающийся от Баренцева моря до Берингова пролива через арктические воды. Путешествие по Северному морскому пути занимает лишь одну треть расстояния, необходимого для прохождения Суэцкого канала , без столь высокого риска нападения пиратов . [52]

В настоящее время маршрут открыт до восьми недель в году, и исследования предсказывают, что изменение климата приведет к дальнейшему сокращению арктического льда, что может привести к более широкому использованию маршрута. [53] [54] Даже в «открытом» состоянии этот маршрут не полностью свободен ото льда и требует российского ледокола и навигационной поддержки для обеспечения безопасности прохода. В настоящее время по Северному морскому пути ежегодно перевозится 1,5 миллиона тонн (1 500 000 длинных тонн; 1 700 000 коротких тонн) грузов. [53] Ожидается, что к 2020 году трафик по этому маршруту увеличится в десять раз, и в 2010 году через него уже прошли шесть танкеров. [52] По оценкам российского правительства, годовой грузопоток может достичь 85 миллионов тонн. [55] а к 2030 году перевозки по этому маршруту могут составлять четверть грузов между Европой и Азией. [56] Однако широкое использование Северного морского пути потребует значительного расширения нынешней российской инфраструктуры в Арктике, особенно портов и военных кораблей . [53] В августе 2011 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что плохое состояние инфраструктуры в Арктике препятствует развитию там, снижая привлекательность ресурсов региона для развития. [4] Инфраструктура хуже в восточной части России, где также больше ресурсов. [4] Недавние экономические санкции, введенные против России, дополнительно ослабили привлекательность СМП для иностранных инвесторов, и в 2014 году общее количество рейсов через этот проход резко упало с 71 до 53. [57]

Полуостров Ямал с остальной частью России , где расположены крупнейшие в России запасы природного газа, был соединен «Газпромом» посредством создания линии Обская – Бованенково , которая открылась в 2010 году. Это было частью проекта «Газпрома» на Ямале по разработке ресурсов природного газа в регионе. Полуостров Ямал. [58] К 2030 году РЖД планирует соединить Индигу , которая рассматривается как идеальное место для строительства глубоководного порта , и Амдерму , где расположен аэропорт Амдерма , к своей железнодорожной системе к 2030 году. [52] будет построен круглогодичный порт Премьер-министр Путин также сообщил, что на полуострове Ямал . [59]

Но пока концентрация России на добыче нефти и газа на полуострове Ямал сталкивается с огромными проблемами. [60] Пытаясь добывать газ и нефть в арктическом регионе, «Газпром» сталкивается с суровым климатом и длинными коммуникациями. Таким образом, Газпрому требуются крупные инвестиции с высоким риском и длительным инвестиционным горизонтом, а также он зависит от того, что цены на энергоносители будут продолжать оставаться высокими, чтобы добыча была прибыльной. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), большинство арктических месторождений нерентабельны, если мировая рыночная цена нефти будет ниже 120 долларов за баррель. На момент написания статьи (11 мая 2017 года) цена нефти марки Brent упала примерно до 50 долларов за баррель. Между тем, поскольку российское законодательство разрешает добывать нефть и газ на континентальном шельфе только государственным энергетическим компаниям «Газпром» (в основном газ) и «Роснефть» (в основном нефть) – но поскольку эти две компании не имеют в своем распоряжении необходимого технологического опыта – они вступили в партнерские отношения с рядом иностранных фирм. [60]

Правительство России также пытается увеличить иностранные инвестиции в свои арктические ресурсы. В августе 2011 года «Роснефть» , российская государственная нефтяная компания, подписала соглашение с ExxonMobil , по которому «Роснефть» получила часть глобальных нефтяных активов Exxon в обмен на совместную разработку ресурсов российской Арктики обеими компаниями. [61] 3,2 миллиарда долларов (хотя Черное море не находится в Арктике), Это соглашение включает в себя разведку углеводородов Карского и Черного морей стоимостью [62] а также совместная разработка ледостойких буровых платформ и других арктических технологий. [63] Эта сделка последовала за неудачной попыткой аналогичного сотрудничества между «Роснефтью» и BP в мае. [61] В настоящее время Chevron ведет переговоры с «Роснефтью» о совместной разработке ресурсов Арктики. [64]

Россия – единственная страна в мире, планирующая использовать плавучие атомные электростанции . « Академик Ломоносов» , ввод в эксплуатацию которого ожидается в 2012 году, станет одной из восьми электростанций, обеспечивающих электроэнергией российские прибрежные города. Планируется, что эти электростанции также будут обеспечивать электроэнергией крупные газовые платформы в Северном Ледовитом океане. в будущем [65] [66] Приразломное месторождение , морское нефтяное месторождение в Печорском море , которое будет включать до 40 скважин, в настоящее время находится в стадии строительства, и ожидается, что бурение начнется в начале 2012 года. Это будет первая в мире ледостойкая нефтяная платформа , а также первая морская арктическая платформа. [67] [68]

Россия хочет к 2020 году превратить свои арктические владения в крупную ресурсную базу. [44] [69] Поскольку изменение климата делает арктические районы более доступными, Россия вместе с другими странами стремится использовать Арктику для увеличения добычи энергоресурсов . [70] По данным Геологической службы США, здесь имеется 90 миллиардов баррелей (1,4 × 10 10 м 3 ) нефти и 1670 триллионов кубических футов (4,7 × 10 13 м 3 ) природного газа к северу от Полярного круга. [70] [71] В целом, около 10% мировых запасов нефти , по оценкам, находится в Арктике. Как показывают исследования Геологической службы США, основная часть морских арктических углеводородов (нефти и газа) расположена в пределах нынешних неоспоримых исключительных экономических зон пяти стран, граничащих с Арктикой. [72]

В сентябре 2013 года деятельность «Газпрома» по бурению нефти в Арктике вызвала протесты со стороны экологических групп, в частности «Гринпис». Гринпис выступает против бурения нефти в Арктике на том основании, что бурение нефти нанесет ущерб арктической экосистеме и что не существует планов безопасности для предотвращения разливов нефти. [73] 18 сентября судно Гринпис MV Arctic Sunrise устроило акцию протеста и попыталось подняться на борт платформы «Газпрома» «Приразломная». В ответ российская береговая охрана захватила судно и арестовала активистов. Фил Рэдфорд , исполнительный директор Гринпис США, заявил, что арест «Арктической 30» — это самая жесткая реакция, с которой Гринпис столкнулся со стороны правительства после взрыва « Радуги Уорриор» в 1985 году подразделением «действий» французской внешней разведки. Главное управление внешней безопасности (DGSE). [74] Ранее, в августе 2012 года, Гринпис также организовал аналогичные акции протеста против той же нефтяной вышки. [75] [76] Российское правительство намерено предъявить активистам Гринпис обвинение в пиратстве, максимальное наказание за которое — пятнадцать лет лишения свободы. [73] Тридцать членов экипажа «Арктик Санрайз» задержаны властями Мурманска на 48 часов. Члены экипажа прибыли из 19 стран. Несколько членов были арестованы после нападения на буровую установку «Приразломная» в Печорском море. [77]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Исландия» .
  2. ^ «Социально-демографическая ситуация в Арктике» . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 г. Проверено 18 июля 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Арктическая политика России на период до 2020 года и далее» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2011 г. Проверено 18 июля 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с "РФ готова внести свой вклад в сохранение уникальной арктической природы - Медведев" . Информационное агентство ИТАР-ТАСС. 6 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 г. Проверено 28 августа 2011 г.
  5. ^ «Арктика – Как Горбачев формировал будущую арктическую политику 25 лет назад» . Архивировано из оригинала 9 июня 2013 г. Проверено 27 апреля 2016 г.
  6. ^ «Технологии и участие государства жизненно важны для развития российской Арктики» . bne IntelliNews . Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
  7. ^ «Минэкономразвития России хочет 210 миллиардов рублей для Арктики» . Взгляд на Арктику . 7 марта 2017 года . Проверено 6 апреля 2017 г.
  8. ^ «Около 40 арктических проектов могут находиться в опорной зоне Ямала России — губернатор» . ТАСС . Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
  9. ^ «5 миллиардов на развитие инфраструктуры Тикси» . Независимый Barents Observer . Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
  10. ^ "В Минэкономразвития рассмотрели проекты 3 пилотных опорных зон развития арктической зоны РФ" (in Russian). Neftegaz. Archived from the original on 2017-04-07 . Retrieved 6 April 2017 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Леонид Свердлов (27 ноября 1996 г.). «Русские морские офицеры и географические исследования Севера России (XVIII-XX вв.)» . Арктический голос. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 27 июля 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Великая Северная экспедиция» . Рабочая группа по защите морской среды Арктики. Архивировано из оригинала 29 января 2012 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  13. ^ «Русские северные экспедиции (18-19 вв.)» . Проект исследования круговорота Бофорта. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 27 июля 2011 г.
  14. ^ Леонид Тимченко (17 июня 1996 г.). «Отраслевая концепция Российской Арктики: прошлое и настоящее» (PDF) . Проверено 27 июля 2011 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Тило Нейман (9 ноября 2010 г.). «Норвегия и Россия договорились о морской границе в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» (PDF) . Американское общество международного права. Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2012 г. Проверено 27 августа 2011 г.
  16. ^ Уолтер Гиббс (27 апреля 2010 г.). «Россия и Норвегия достигли соглашения по Баренцеву морю» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2011 г.
  17. ^ «Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане подписан сегодня» . Норвежская миссия в ЕС. 15 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2010 г. Проверено 9 августа 2011 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Майкл Байерс (30 апреля 2010 г.). «Пришло время разрешить наши арктические разногласия» . Глобус и почта . Торонто . Проверено 9 августа 2011 г.
  19. ^ «Статус Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (PDF) . Объединенные Нации. Архивировано (PDF) из оригинала 17 ноября 2011 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  20. ^ Марк Бенита (8 ноября 2007 г.). «Претензии России на Арктику и неприятный вопрос о хребтах в ЮНКЛОС» . Американское общество международного права. Архивировано из оригинала 15 марта 2011 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  21. ^ «Претензия России на шельф в ООН в 2012 году» . Баренц обозреватель. 6 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г. Проверено 9 августа 2011 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Уильям Дж. Броуд (19 февраля 2008 г.). «Претензии России на полярные льды раздражают американцев» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  23. ^ Майк МакДауэлл, Питер Бэтсон. «Последний из первых: погружение на настоящий Северный полюс» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июля 2011 года . Проверено 27 июля 2011 г.
  24. ^ «Дно Арктики «принадлежит России» » . Новости Би-би-си . 20 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2010 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  25. ^ Майк Экель (8 августа 2007 г.). «Россия защищает установку флага на Северном полюсе» . США сегодня . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  26. Россия водружает флаг на арктическом полу. Архивировано 2 ноября 2012 г. в Wayback Machine . Новости CNN.
  27. ^ Лавров, Сергей (3 августа 2007 г.). «Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России Сергея Лаврова по итогам его участия в 14-й сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности, Манила, Филиппины, 2 августа 2007 года» . Министерство иностранных дел России . Архивировано из оригинала 13 ноября 2009 г. Проверено 4 августа 2007 г.
  28. ^ «Холодная война идет на север — Коммерсантъ Москва» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 27 апреля 2016 г.
  29. ^ «Конференция в Илулиссате, Гренландия: знаковая политическая декларация о будущем Арктики» . Министерство иностранных дел Дании. 28 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  30. ^ «Илулиссатская декларация» (PDF) . гм.дк. 28 мая 2008 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2008 г. Проверено 6 июня 2008 г.
  31. ^ Доктор Ричард Вайц (12 февраля 2011 г.). «Россия: непреклонная арктическая держава» . Вторая линия защиты. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Марлен Ларюэль (2014). Арктические стратегии России и будущее Крайнего Севера . Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc.
  33. ^ Фред Вейр (16 сентября 2013 г.). «ВМФ России возвращается в Арктику. Навсегда» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Адриан Бломфилд (11 июня 2008 г.). «Россия планирует наращивание военной мощи в Арктике» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 28 сентября 2012 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  35. ^ Лоусон В. Бригам. «Советский арктический морской транспорт» . Проверено 19 марта 2012 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «Медведев приватизирует российский ледокольный флот» . РИА Новости. 4 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 19 марта 2012 г.
  37. ^ Кэри Рестино (13 января 2012 г.). «Ледокольный флот США отстает» . Арктический зонд. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 19 марта 2012 г.
  38. ^ Фред Вейр (14 августа 2011 г.). «Морской захват России в Арктике » . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 г. Проверено 19 марта 2012 г.
  39. ^ «Россия приватизирует свой атомный ледокольный флот» . Голос России. 10 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 г. Проверено 19 марта 2012 г.
  40. ^ «Отчет об исследованиях сотрудников Комиссии по обзору экономики и безопасности Китая-FU.S.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2012 г. Проверено 4 октября 2012 г.
  41. ^ Миа Беннетт (4 июля 2011 г.). «Россия, как и другие арктические государства, укрепляет свое военное присутствие на Севере» . Ассоциация внешней политики. Архивировано из оригинала 8 августа 2011 г. Проверено 27 июля 2011 г.
  42. ^ «Россия планирует создать арктические военные силы» . Новости Эн-Би-Си . 27 марта 2009 года . Проверено 27 июля 2011 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б «Северополярные дрейфующие станции (1930-1980-е годы)» . Проект исследования круговорота Бофорта. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 28 июля 2011 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б «Россия будет стимулировать исследования в Арктике» . 23 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2011 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  45. ^ «Северный полюс-38 продолжает дрейфовать» . Голос России. 15 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
  46. ^ «Разведка арктического шельфа в условиях глобального потепления» . Голос России. 21 июля 2011. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 7 августа 2011 г.
  47. ^ «Россия, вероятно, достигнет амбиций на арктическом шельфе» . Голос России. 20 июля 2011. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 7 августа 2011 г.
  48. ^ «Россия планирует запустить новую исследовательскую станцию ​​в Арктике» . Русское географическое общество. 18 января 2011 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  49. ^ «Россия планирует построить на Шпицбергене исследовательский центр к 2014 году» . РИА Новости. 3 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2011 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  50. ^ «Россия утверждает свое влияние в Арктике, открывает крупный военный комплекс на 80-й параллели» . Джапан Таймс . 10 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 г. Проверено 27 апреля 2016 г.
  51. ^ Катажина Зиск (сентябрь 2008 г.). «Россия, Норвегия и Крайний Север – прошлое, настоящее, будущее – Арктическая стратегия России» . Норвежский институт оборонных исследований. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с «Указаны будущие базы Северного морского пути» . Баренц обозреватель. 17 декабря 2010. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с «Морские пути и морской транспорт» . Друзья Арктики. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  54. ^ «Северные морские пути и Северо-Западный проход в сравнении с используемыми в настоящее время судоходными путями» . Программа ООН по окружающей среде. Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  55. ^ Надя Родова (26 сентября 2013 г.). «Северный морской путь России: глобальные последствия» . Платтс. Архивировано из оригинала 6 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
  56. ^ Балаж Кораньи (29 мая 2013 г.). «Арктическое судоходство будет расти, поскольку потепление надолго откроет Северный морской путь» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
  57. ^ « Санкции скучны по российскому арктическому судоходному маршруту. Архивировано 23 января 2015 г. на Wayback Machine » , The Maritime Executive , 22 января 2015 г. Доступ: 23 января 2015 г.
  58. ^ «Запущена Арктическая железная дорога» . Баренц обозреватель. 3 марта 2011 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2011 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  59. ^ Джефф Дэвис (6 июля 2011 г.). «Россия начинает арктическую экспедицию, наращивает военное присутствие» . Новости Постмедиа. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 28 июля 2011 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б Стаун, Йорген. «Стратегия России в Арктике. Архивировано 6 мая 2017 г. в Wayback Machine Институте стратегии Датского королевского оборонного колледжа. Копенгаген. Март 2015 г. Интернет. 11 мая 2017 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б Эндрю Крамер (30 августа 2011 г.). «Exxon заключила с россиянами сделку по арктической нефти» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 г. Проверено 5 сентября 2011 г.
  62. ^ Мелоди Уорнер (30 августа 2011 г.). «Exxon Mobil и «Роснефть» будут совместно разрабатывать углеводородные ресурсы по всему миру» . Журнал Уолл-Стрит. Архивировано из оригинала 23 мая 2012 г. Проверено 5 сентября 2011 г.
  63. ^ Роджер Ховард (4 сентября 2011 г.). «Как арктическая нефть может открыть новые горизонты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 2 августа 2013 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
  64. ^ Атле Стаалесен (5 сентября 2011 г.). «Роснефть» готовится к картированию Карского моря . Баренц обозреватель. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
  65. ^ Ричард Галпин (22 сентября 2010 г.). «Борьба за арктические богатства» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 7 марта 2012 г. Проверено 28 августа 2011 г.
  66. ^ Питер Фэрли (2 июля 2010 г.). «Россия запускает плавучую атомную электростанцию» . IEEE-спектр. Архивировано из оригинала 22 марта 2011 г. Проверено 28 августа 2011 г.
  67. ^ «Газпром» начинает буксировку платформы «Приразломное» на месторождение . Аналитик. 25 августа 2011. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  68. ^ «Морская платформа «Приразльмонная» будет доставлена ​​на морское нефтяное месторождение» . ИТАР-ТАСС. 26 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 25 января 2012 г. Проверено 28 августа 2011 г.
  69. ^ Наталья Васильева (20 сентября 2010 г.). «Россия будет активизировать исследования в Арктике» . Новости АВС . Проверено 28 июля 2011 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б «Россия обрисовывает план сил в Арктике» . Новости Би-би-си . 27 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2009 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  71. ^ Марша Уолтон (2 января 2009 г.). «Страны в перетягивании каната за ресурсы Арктики» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 года . Проверено 28 июля 2011 г.
  72. ^ «Отчет Геологической службы США о нефти и газе в Арктике» . Геологическая служба США. Июль 2008 г. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 г. Проверено 28 июля 2011 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б Шон Уокер (24 сентября 2013 г.). «Россия обвинит активистов Гринпис в пиратстве из-за протеста на нефтяной вышке» . Хранитель . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
  74. ^ Кэти Лалли и Уилл Инглунд (27 сентября 2013 г.). «Капитан Гринпис США заключен в тюрьму в России» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 г. Проверено 2 октября 2013 г.
  75. ^ «Greenpeace International отвечает на обвинения российских властей» . Гринпис Интернэшнл. 22 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
  76. ^ «Вооруженная российская охрана штурмует судно Гринпис в Арктике» . Канал новостей Азия. 25 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
  77. Интерфакс-АВН Москва Онлайн (на английском языке), 0825 GMT, 25 сентября 2013 г.
  1. ^ «Исландия, как правило, не считается прибрежным государством Северного Ледовитого океана, поскольку ее исключительная экономическая зона (ИЭЗ) не примыкает к части открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана». [1]
[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Харлампиева Н. «Транснациональная Арктика и Россия». В книге «Энергетическая безопасность и геополитика в Арктике: вызовы и возможности в XXI веке» под редакцией Хумана Пеймани. Сингапур: World Scientific, 2012.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d322a4a37011182e4e2a3c3ea95e8fe__1722692280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/fe/9d322a4a37011182e4e2a3c3ea95e8fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arctic policy of Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)