Арктическая пятерка
Арктическая пятерка [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это пять прибрежных государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном : Канада , Королевство Дания (через Гренландию и Фарерские острова), Норвегия , Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. [ 4 ]

Существуют конкурирующие версии относительно международного управления Арктикой . [ 5 ] Ведутся споры о том, кем должны быть основные действующие лица: Арктическая пятерка, Арктический совет (Арктическая пятерка плюс Финляндия, Исландия и Швеция) или более крупная группа государств. [ 6 ] В 2008 году «Арктическая пятёрка» заключила Илулиссатскую декларацию, вызвав беспокойство у тех, кто не был приглашен. Арктический совет, пожалуй, самый важный из органов, участвующих в управлении Арктикой. [ 7 ] В информационной записке, подготовленной для «Арктического ежегодника» за 2016 год, Андреас Куерстен признает широко распространенное мнение о том, что «Арктическая пятерка» узурпирует центральное положение Арктического совета, но приходит к выводу, что эти две группы могут позитивно дополнять друг друга. [ 8 ]
Политика и споры в регионе обсуждаются не только через Арктический совет, но также посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества, как Илулиссатская декларация в рамках А5. Еще одним достойным упоминания примером сотрудничества за пределами Арктического совета является «Война виски» между двумя союзниками, Данией и Канадой. 1973 г. Дания и Канада подписали договор о делимитации водной границы между восточным побережьем Гренландии и западным/северным побережьем Канады. Граница проходила прямо через Тартупалук (остров Ганса), небольшой необитаемый остров. Спор продолжался десятилетиями, поскольку военно-морские силы Дании и Канады вывешивали на острове свои национальные флаги и время от времени ставили на остров бутылки местного спиртного. К 2022 году обе страны подписали соглашение о разделении острова пополам и мирном прекращении спора. [ 9 ]
Арктический совет и Арктическая пятерка
[ редактировать ]Арктический совет состоит из восьми государств-членов, включая А5. Совет был официально создан 19 сентября 1996 года после подписания Оттавской декларации Соединенными Штатами, Канадой, Данией, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. [ 10 ] Сегодня совет, кроме того, состоит из шести постоянных групп участников, представляющих коренные народы Арктики, и 38 наблюдателей, из которых 13 являются неарктическими государствами-наблюдателями, включая такие государства, как Индия, Китай, Нидерланды и т. д. [ 11 ] [ 12 ]
Подписание Илулиссатской декларации и исключение других членов и групп участников вызвало резкую реакцию со стороны исключенных членов Арктического совета. После инцидента оставшиеся арктические государства укрепляют сотрудничество с другими партнерами, поскольку Исландия углубила свои отношения с Китаем, Швеция инициировала конференцию в Северном совете под названием «Общая забота об Арктике», а Финляндия поддержала кандидатуру Европейского Союза в качестве постоянного наблюдателя. Арктического совета. [ 13 ] По мнению ученого Клауса Доддса, этот раскол между А5 и остальными арктическими государствами позже был преодолен посредством дальнейшей институционализации Арктического совета после первого юридически обязывающего соглашения о поиске и спасании. [ 14 ]
Илулиссатская декларация
[ редактировать ]«Две конкурирующие концепции Северного Ледовитого океана циркулировали после печально известной установки российского флага на дне морского дна в 2007 году. Идеи «борьбы за территорию» зависели от признания того, что Северный Ледовитый океан является «terra nullius» или принадлежит никому». [ 15 ] После установки российского флага в 2007 году региональная стабильность в Северном Ледовитом океане оказалась под угрозой. Посадка вызвала заголовки в международных СМИ, а видные политики и министры из стран Северного Ледовитого океана отреагировали бурно. министр иностранных дел Канады Тогдашний Питер Маккей заявил: «Сейчас не пятнадцатый век. Вы не можете объехать весь мир, просто установить флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию»». [ 16 ] Хоть канадцы и сделали себя на Тартупалуке (остров Ганса).
Посадка создала то, что некоторые ученые называют «борьбой за территорию», поскольку посадка создала новую эру споров и страха перед усилением милитаризации в регионе, поскольку государства снова будут конкурировать за территорию. [ 17 ] [ 18 ] Согласно классической реалистической теории международных отношений, государства руководствуются личными интересами и максимизацией власти, что в условиях межгосударственного спора может привести к вооруженному конфликту. [ 19 ] Установка российского флага хорошо вписывается в эту теорию, поскольку Россия пыталась получить суверенитет на Северном полюсе и, следовательно, единоличные права на ресурсы в этом районе. С другой стороны, Илулиссатская декларация была шагом в сторону от потенциальной эскалации ситуации, поскольку соглашение A5 обязывало соблюдать Морское право Организации Объединенных Наций (ЮНКЛОС) и мирное урегулирование территорий в регионе. [ 20 ] Согласно другой теории «Международных отношений», секьюритизация — это движение «нормальной политики» в сферу милитаризации и межгосударственных конфликтов, тогда как десекьюритизация — это движение обратно в сферу «нормальной политики». [ 21 ] В свете этой теории Илулиссатскую декларацию можно рассматривать как акт десекьюритизации, поскольку региональная нестабильность решалась с помощью демократического идеала (хотя и критикуемого за исключение оставшихся членов Арктического совета), стремящегося к мирному разрешению ситуации и приверженности международному праву и науке. [ 18 ]
«А5» были единственными партнерами Илулиссатской декларации и, таким образом, возглавляли борьбу за безопасность ситуации в Северном Ледовитом океане. Но, как сказано в Илулиссатской декларации, «А5» продолжит совместную работу на других форумах, включая Арктический совет, которому, как заявил Клаус Доддс, удалось институционализировать совет и тем самым обеспечить дальнейшее сотрудничество в регионе как в рамках «А5», так и в рамках «А5». и Арктический совет. [ 22 ] [ 1 ]
Отношения с Россией
[ редактировать ]До принятия Илулиссатской декларации напряженность между Российской Федерацией и другими членами «А5» возрастала, поскольку растущая военная активность и даже более тесное партнерство между западными арктическими государствами создали потенциально враждебную среду, попавшую в потенциально «порочный круг» с российским флагом. посадка - это вершина ситуации. [ нужна ссылка ] После Илулиссатской декларации, подтверждающей приверженность ЮНКЛОС, ситуация снова стабилизировалась, поскольку региональные споры вернулись в сферу нормальной политики через А5 и Арктический совет. [ 18 ]
После аннексии Россией полуострова Крым напряженность внутри А5 возросла. В период с 2000 по 2022 год российские военные расходы увеличивались, а в 2014 году указом президента Владимира Путина Россия создала новую арктическую воинскую часть в составе своего Северного флота. В 2017 году в Военно-морском уставе России говорилось, что Россия в ближайшем будущем столкнется с «новыми усилиями со стороны других государств, особенно США и их союзников, в попытках доминировать в мировых океанах, включая Арктику» (собственный перевод). [ 23 ]
По состоянию на 3 марта 2022 года все члены Арктического совета, кроме России, решили приостановить дальнейшее сотрудничество после российского вторжения в Украину. [ 22 ] 8 июня 2022 года участники решили возобновить сотрудничество, ограничившись лишь некоторыми проектами, в которых Россия не участвовала. [ 24 ]
По мнению некоторых ученых, Арктическому совету, пока не возникла нынешняя напряженность в отношениях с Россией и другими членами совета, удавалось обеспечивать регулятивную компетенцию в рамках различных национальных интересов в этом регионе. [ 25 ] Таким образом, у членов A5 нет стимула оспаривать суверенитет любого другого члена и тем самым обеспечивать региональную стабильность. По мнению ученого Олафа Шрама Стокке, наиболее возможным объяснением этого является то, что арктические страны извлекли наибольшую выгоду из соглашения ЮНКЛОС, поскольку оно узаконило интересы членов А5 в регионе и обеспечило суверенитет весьма спорной территории, богатой природными ресурсами. такие как минералы, нефть и рыба. [ 26 ] Но по мере изменения климата появляются новые возможности для ресурсов, а также новые морские пути между Азией и Европой, что может привести к новым возможным дилеммам и потенциально новой конкуренции за морской суверенитет. [ 9 ]
Изменение климата и новая геополитика региона
[ редактировать ]Как говорится в Илулиссатской декларации, «Северный Ледовитый океан стоит на пороге значительных изменений. Изменение климата и таяние льдов потенциально влияют на уязвимые экосистемы, средства к существованию местных жителей и коренных общин, а также на потенциальную эксплуатацию природных ресурсов. ." [ 22 ] С исчезновением морского льда в Северном Ледовитом океане открываются новые возможности. Как утверждают некоторые ученые, эти новые возможности привлекают внимание других стран, ищущих счастья, включая такие страны, как самопровозглашенная «субарктическая нация» Китай. [ 27 ] За последнее десятилетие Китай усилил свое присутствие в регионе как в научном, экономическом, так и в военном плане. Китай создал научно-исследовательские базы как в Исландии, так и на Шпицбергене (норвежский остров), а также несколько спутниковых баз по всему региону. Китай предпринял усилия по созданию нового «Полярного шелкового пути» в сотрудничестве с Финляндией, а с 2015 года Китай разместил надводные военно-морские силы в водах Северных стран. Некоторые учёные даже обеспокоены потенциальным риском деятельности Китая под морским льдом в Северном Ледовитом океане. [ 28 ] Эта деятельность вызывает обеспокоенность у некоторых, опасающихся, что Северный Ледовитый океан может стать новой ареной особенно для соперничества США и Китая. [ 29 ] Другие утверждают, что основной этап соперничества США и Китая находится в Индо-Тихоокеанском океане и так будет и в будущем. [ 27 ]
Члены А5 в Северном Ледовитом океане выдвинули несколько претензий на суверенитет, даже среди западных союзников. Дания внесла предложение о том, чтобы хребет Ломоносова , затопленная горная цепь, проходящая через Северный полюс, был частью Гренландии и, следовательно, частью территории Дании. Канада утверждает, что хребет Ломоносова является частью острова Элсмир , а Россия утверждает, что он является частью Новосибирских островов . В общей сложности Дания претендует на территорию площадью около 895 000 квадратных километров в Северном Ледовитом океане к северу от Гренландии, часть которой оспаривается как Россией, так и Канадой. Канада, Дания и Россия подали в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS) претензию на права суверенитета над Северным полюсом. [ 30 ] Россия получила признание своего иска в 2023 году от CLCS на основании статьи 76 UNCLOS. [ 31 ] Ожидается, что претензия Дании к CLCS будет урегулирована примерно в 2030 году, а Канада все еще ожидает дальнейшего уведомления. [ 23 ]
Встречи Арктической пятерки
[ редактировать ]- 27–29 мая 2008 г., Гренландия: Илулиссатская декларация . Эта встреча известна как Конференция по Северному Ледовитому океану .
- 29 марта 2010 г., Квебек: Резюме председателя
- 16 июля 2015 года в Осло Арктическая пятёрка приняла необязывающую Декларацию о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана , широко известную как Декларация Осло. [ 32 ] Впоследствии, в рамках процесса «пять плюс пять», Арктическая пятерка плюс Китай, Европейский Союз (ЕС), Исландия, Япония и Республика Корея подписали юридически обязывающее Соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Ноябрь 2017 год в Вашингтоне. [ 33 ] [ 34 ] Соглашение вступило в силу после ратификации в июне 2021 года. [ 3 ]
- 2018 г. – юбилейное заседание, посвященное 10-летию Илулиссатской декларации (с участием всех членов Арктического совета (Швеция, Финляндия, островные государства и постоянные участники из числа коренных народов)). [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem не одобряются в Википедии руководством по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( Август 2024 г. ) |
- ^ Jump up to: а б Клаусс Доддс (2014). «Квадратура круга: арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан». Обзор границ Евразии . 5 (1): 53.
Эти пять государств – Канада, Дания/Гренландия, Норвегия, Россия и США – составляют Арктическую пятерку.
- ^ «Коммерческое рыболовство запрещено в центральной части Северного Ледовитого океана, поскольку страны стремятся накопить научные знания» . 13 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2022 года . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Арктическая пятерка и рыболовные страны запрещают рыбную ловлю» . 27 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ «Исландия» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 г. Проверено 2 апреля 2022 г.
Исландия, как правило, не считается прибрежным государством Северного Ледовитого океана, поскольку ее исключительная экономическая зона (ИЭЗ) не примыкает к открытой части центральной части Северного Ледовитого океана.
- ^ Ауэрсвальд 2020 , с. 252.
- ^ Хённеланд 2016 , с. 19.
- ^ Дуглас К. Норд (2016). Арктический совет: Управление на Крайнем Севере . Рутледж. п. 16. ISBN 978-1-315-75619-6 .
- ^ Андреас Куерстен (2016). «Информационная записка: Арктическая пятерка против Арктического совета» (PDF) . Тематическая сеть (ТС) по геополитике и безопасности Университета Арктики. Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2022 г. Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бюгер, Кристиан; Эдмундс, Тимоти (31 мая 2024 г.), Понимание морской безопасности , Oxford University Press, doi : 10.1093/oso/9780197767146.003.0001 , ISBN 978-0-19-776714-6 , заархивировано из оригинала 10 июня 2024 г. , получено 27 мая 2024 г. , стр. 314.
- ^ «История Арктического совета» . Арктический совет . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Наблюдатели Арктического совета» . Арктический совет . Архивировано из оригинала 29 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Доддс, Клаус (2013). «Илулиссатская декларация (2008 г.): Арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан» . Обзор международных отношений SAIS . 33 (2): 45–46. дои : 10.1353/sais.2013.0018 . ISSN 1945-4724 .
- ^ Там же. 52
- ^ Там же. 53
- ^ Там же. 46
- ^ Байерс, Майкл; ученый), Джеймс Бейкер (Арктика (2013). Международное право и Арктика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-42566-8 . Архивировано из оригинала 10 июня 2024 г. Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Там же. 45-46
- ^ Jump up to: а б с Якобсен, Марк; Страндсбьерг, Йеппе (2 октября 2017 г.). «Десекьюритизация как вытеснение противоречий: геополитика, право и суверенные права в Арктике» . Политик . 20 (3): 17–18, 21–23. дои : 10.7146/politik.v20i3.97151 . ISSN 2446-0893 . Архивировано из оригинала 10 июня 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Миршаймер, Джон Дж. (21 января 2016 г.), «3. Структурный реализм» , Теории международных отношений , Oxford University Press, doi : 10.1093/hepl/9780198707561.003.0004 , ISBN 978-0-19-870756-1 , получено 27 мая 2024 г. , стр. 53–54.
- ^ Бланден, Маргарет (ноябрь 2009 г.). «Новая проблема арктической стабильности» . Выживание . 51 (5): 124–125. дои : 10.1080/00396330903309899 . ISSN 0039-6338 . Архивировано из оригинала 10 июня 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Вэвер, О. (1995). Секьюритизация и десекьюритизация. В: Р.Д. Липшуц (ред.). О безопасности . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 57-58
- ^ Jump up to: а б с д «Международное сотрудничество в Арктике» . Министерство иностранных дел (на датском языке). Архивировано из оригинала 27 мая 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Банке, К., Ф. Хансен, М. Якобсен, С. Кьергаард, Р. Нильсен, М. Олесен, Л. Пати, К. Соренсен (2020). НОВАЯ ДИНАМИКА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ Возможности и вызовы Королевства Дания. Копенгаген, отчет DIIS. стр. 28
- ^ Там же.
- ^ Стокке, ОС (2014). «Международное экологическое управление и Арктический совет» В книге Р. Тамнес и К. Оффердал (редакторы), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж, стр. 124.
- ^ Там же. 126
- ^ Jump up to: а б Дауылбаев, Айдархан; Елмурзаева, Раушан; Камальджанова, Тахира; Ибрагимова, Гульнара (21 февраля 2024 г.). «Двойственность реализации арктической политики США: интегрирующие и дезинтеграционные факторы союзников» . Границы в политической науке . 6 :2. дои : 10.3389/fpos.2024.1341375 . ISSN 2673-3145 .
- ^ Там же.
- ^ Р. Тамнес и К. Оффердал (2014), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж.
- ^ Там же. 7
- ^ Комиссия по границам континентального шельфа (2021 г.), РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО ГРАНИЦАМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИЧНОГО ПЕРЕСМОТРЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПОДАННОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТОВОГО ОКЕАНА 3 АВГУСТА 2015 ГОДА С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ ОТ 3 АВГУСТА 2015 Г. 31 МАРТА 2021 ГОДА : https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2023RusRev1RecSum.pdf.
- ^ Нонг Хонг (2020). Роль Китая в Арктике: наблюдение и наблюдение . Рутледж. п. 22. ISBN 978-0-429-32813-8 .
- ^ Эрик Дж. Моленаар (2019). «Глава 9: Участие в Соглашении о рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана». В Акихо Сибата; Лейлей Цзоу; Николас Селлхейм; Марция Скопеллити (ред.). Формирование правового порядка в Арктике . Рутледж. стр. 132–171. ISBN 978-0-429-46117-0 .
- ^ Джоджи Моришита (2019). «8 Процесс «Арктическая пятерка плюс пять» по переговорам по рыболовству в центральной части Северного Ледовитого океана: отражение интересов арктических и неарктических субъектов». В Акихо Сибата; Лейлей Цзоу; Николас Селлхейм; Марция Скопеллити (ред.). Формирование правового порядка в Арктике . Рутледж. стр. 109–131. ISBN 978-0-429-46117-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Арктический совет, хронология: https://arctic-council.org/about/timeline/ (последний раз видели 25 мая 2024 г.)
- Арктический совет, наблюдатели через: https://arctic-council.org/about/observers/ (последний раз видели 25 мая 2024 г.)
- Ауэрсвальд, Дэвид П. (2020). «Арктические нарративы и геополитическая конкуренция». Вебер, Иоахим (ред.). Справочник по геополитике и безопасности в Арктике: Крайний Север между сотрудничеством и конфронтацией . Границы в международных отношениях. Спрингер. стр. 251–271. дои : 10.1007/978-3-030-45005-2 . ISBN 978-3-030-45005-2 .
- Банке, К., Ф. Хансен, М. Якобсен, С. Кьергаард, Р. Нильсен, М. Олесен, Л. Пати, К. Соренсен (2020). НОВАЯ ДИНАМИКА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ Возможности и вызовы Королевства Дания. Копенгаген, отчет DIIS.
- Бланден, М. (2009). Новая проблема арктической стабильности. Выживание , 51 (5).
- Бюгер К. и Эдмундс Т. (готовится к печати). Понимание морской безопасности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Комиссия по границам континентального шельфа (2021 г.), РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО ГРАНИЦАМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИЧНОГО ПЕРЕСМОТРЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТОВОГО ОКЕАНА 3 АВГУСТА 2015 ГОДА С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ 31 ГОДА МАРТ 2021 ГОДА : https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2023RusRev1RecSum.pdf.
- Дауылбаев А, Елмурзаева Р, Камалджанова Т и Ибрагимова Г (2024). Амбивалентность реализации арктической политики США: интегрирующие и дезинтеграционные факторы союзников. Передний. Полит. наук.
- Доддс, К. (2013). «Илулиссатская декларация (2008 г.): Арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан», Обзор международных отношений САИС, 33 (2).
- Хённеланд, Гейр (2016). Россия и Арктика: окружающая среда, идентичность и внешняя политика . ИБТаурис. ISBN 978-0-85772-746-6 .
- Якобсен М. и Страндсбьерг Дж. (2017). Десекьюритизация как вытеснение противоречий: геополитика, право и суверенные права в Арктике. Политик , 20 (3).
- Р. Тамнес и К. Оффердал (2014), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж.
- Райфьюз, Розмари (2018). «Регулирование рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана: много шума из ничего?». В Вестергорде, Нильс; Кайзер, Брукс А.; Фернандес, Линда; Ларсен, Джоан Ниманд (ред.). Управление и освоение морских ресурсов Арктики . Спрингер Полярные науки. Спрингер. дои : 10.1007/978-3-319-67365-3 . ISBN 978-3-319-67365-3 .
- Стокке, ОС (2014). «Международное экологическое управление и Арктический совет» В Р. Тамнесе и К. Оффердале (ред.), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж
- Udenrigsministeriet (Министерство иностранных дел Дании), Илулиссатская декларация: https://um.dk/udenrigspolitik/lande-og-regioner/arktisk-portal/fakta-om-arktis/internationalt-samarbejde-om-arktis (доступ 25 май 2024 г.)
- Вэвер, О. (1995). Секьюритизация и десекьюритизация. В: Р.Д. Липшуц (ред.). О безопасности . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.