Арктическая пятерка
Арктическая пятерка [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это пять прибрежных государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном : Канада , Королевство Дания (через Гренландию и Фарерские острова), Норвегия , Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. [ 4 ]

Существуют конкурирующие версии относительно международного управления Арктикой . [ 5 ] Ведутся споры о том, кем должны быть основные действующие лица: Арктическая пятерка, Арктический совет (Арктическая пятерка плюс Финляндия, Исландия и Швеция) или более крупная группа государств. [ 6 ] В 2008 году «Арктическая пятёрка» заключила Илулиссатскую декларацию, вызвав беспокойство у тех, кто не был приглашен. Арктический совет, пожалуй, самый важный из органов, участвующих в управлении Арктикой. [ 7 ] В информационной записке, подготовленной для «Арктического ежегодника» за 2016 год, Андреас Куерстен признает широко распространенное мнение о том, что «Арктическая пятерка» узурпирует центральное положение Арктического совета, но приходит к выводу, что эти две группы могут положительно дополнять друг друга. [ 8 ]
Политика и споры в регионе обсуждаются не только через Арктический совет, но также посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества, как Илулиссатская декларация в рамках А5. Еще одним достойным упоминания примером сотрудничества за пределами Арктического совета является «Война виски» между двумя союзниками, Данией и Канадой. 1973 г. Дания и Канада подписали договор о делимитации водной границы между восточным побережьем Гренландии и западным/северным побережьем Канады. Граница проходила прямо через Тартупалук (остров Ганса), небольшой необитаемый остров. Спор продолжался десятилетиями, поскольку военно-морские силы Дании и Канады вывешивали на острове свои национальные флаги и время от времени ставили на остров бутылки местного спиртного. К 2022 году обе страны подписали соглашение о разделении острова пополам и мирном прекращении спора. [ 9 ]
Арктический совет и Арктическая пятерка
[ редактировать ]Арктический совет состоит из восьми государств-членов, включая А5. Совет был официально создан 19 сентября 1996 года после подписания Оттавской декларации Соединенными Штатами, Канадой, Данией, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. [ 10 ] Сегодня совет, кроме того, состоит из шести постоянных групп участников, представляющих коренные народы Арктики, и 38 наблюдателей, из которых 13 являются неарктическими государствами-наблюдателями, включая такие государства, как Индия, Китай, Нидерланды и т. д. [ 11 ] [ 12 ]
Подписание Илулиссатской декларации и исключение других членов и групп участников вызвало резкую реакцию со стороны исключенных членов Арктического совета. После инцидента оставшиеся арктические государства укрепляют сотрудничество с другими партнерами, поскольку Исландия углубила свои отношения с Китаем, Швеция инициировала конференцию в Северном совете под названием «Общая озабоченность Арктикой», а Финляндия поддержала кандидатуру Европейского Союза в качестве постоянного наблюдателя. Арктического совета. [ 13 ] По мнению ученого Клауса Доддса, этот раскол между А5 и остальными арктическими государствами позже был преодолен посредством дальнейшей институционализации Арктического совета после первого юридически обязывающего соглашения о поиске и спасании. [ 14 ]
Илулиссатская декларация
[ редактировать ]«С момента печально известной установки российского флага на дне морского дна в 2007 году циркулировали две конкурирующие концепции Северного Ледовитого океана. Идеи «борьбы за территорию» зависели от признания того, что Северный Ледовитый океан является «terra nullius» или принадлежит никому». [ 15 ] После установки российского флага в 2007 году региональная стабильность в Северном Ледовитом океане оказалась под угрозой. Посадка вызвала заголовки в международных СМИ, а видные политики и министры из стран Северного Ледовитого океана отреагировали бурно. министр иностранных дел Канады Тогдашний Питер Маккей заявил: «Сейчас не пятнадцатый век. Вы не можете объехать весь мир, просто установить флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию»». [ 16 ] Хоть канадцы и сделали себя на Тартупалуке (остров Ганса).
Посадка создала то, что некоторые ученые называют «борьбой за территорию», поскольку посадка создала новую эру споров и страха перед усилением милитаризации в регионе, поскольку государства снова будут конкурировать за территорию. [ 17 ] [ 18 ] Согласно классической реалистической теории международных отношений, государства руководствуются личными интересами и максимизацией власти, что в условиях межгосударственного спора может привести к вооруженному конфликту. [ 19 ] Установка российского флага хорошо вписывается в эту теорию, поскольку Россия пыталась получить суверенитет на Северном полюсе и, следовательно, исключительные права на ресурсы в этом районе. С другой стороны, Илулиссатская декларация была шагом в сторону от потенциальной эскалации ситуации, поскольку А5 обязывала соблюдать Морское право Организации Объединенных Наций (ЮНКЛОС) и мирное урегулирование территорий в регионе. [ 20 ] Согласно другой теории «Международных отношений», секьюритизация — это движение «нормальной политики» в сферу милитаризации и межгосударственных конфликтов, тогда как десекьюритизация — это движение обратно в сферу «нормальной политики». [ 21 ] В свете этой теории Илулиссатскую декларацию можно рассматривать как акт десекьюритизации, поскольку региональная нестабильность решалась с помощью демократического идеала (хотя и критикуемого за исключение оставшихся членов Арктического совета), стремящегося к мирному разрешению ситуации и взятию на себя обязательств. международному праву и науке. [ 18 ]
«А5» были единственными партнерами Илулиссатской декларации и, таким образом, возглавляли борьбу за безопасность ситуации в Северном Ледовитом океане. Но, как сказано в Илулиссатской декларации, «А5» продолжит совместную работу на других форумах, включая Арктический совет, которому, как заявил Клаус Доддс, удалось институционализировать совет и тем самым обеспечить дальнейшее сотрудничество в регионе как в рамках «А5», так и в рамках «А5». и Арктический совет. [ 22 ] [ 1 ]
Отношения с Россией
[ редактировать ]До принятия Илулиссатской декларации напряженность между Российской Федерацией и другими членами «А5» возрастала, поскольку растущая военная активность и даже более тесное партнерство между западными арктическими государствами создали потенциально враждебную среду, попавшую в потенциально «порочный круг» с российским флагом. посадка - это вершина ситуации. [ нужна ссылка ] После принятия Илулиссатской декларации, в соответствии с ЮНКЛОС, ситуация снова стабилизировалась, поскольку региональные споры вернулись в сферу нормальной политики через А5 и Арктический совет. [ 18 ]
После аннексии Россией полуострова Крым напряженность внутри А5 возросла. В период с 2000 по 2022 год российские военные расходы увеличивались, а в 2014 году указом президента Владимира Путина Россия создала новую арктическую воинскую часть в составе своего Северного флота. В 2017 году в Военно-морском уставе России говорилось, что Россия в ближайшем будущем столкнется с «новыми усилиями со стороны других государств, особенно США и их союзников, в попытках доминировать в мировых океанах, включая Арктику» (собственный перевод). [ 23 ]
По состоянию на 3 марта 2022 года все члены Арктического совета, кроме России, решили приостановить дальнейшее сотрудничество после российского вторжения в Украину. [ 22 ] 8 июня 2022 года участники решили возобновить сотрудничество, ограничившись лишь некоторыми проектами, в которых Россия не участвовала. [ 24 ]
По мнению некоторых ученых, Арктическому совету, пока не возникла нынешняя напряженность в отношениях с Россией и другими членами совета, удавалось обеспечивать регулятивную компетенцию в рамках различных национальных интересов в этом регионе. [ 25 ] Таким образом, у членов A5 нет стимула оспаривать суверенитет любого другого члена и тем самым обеспечивать региональную стабильность. По мнению ученого Олава Шрама Стокке, наиболее возможное объяснение этому состоит в том, что арктические страны больше всего выиграли от урегулирования UNCLOS, поскольку оно узаконило интересы членов A5 в регионе и обеспечило суверенитет весьма спорной территории, богатой природными ресурсами. такие как минералы, нефть и рыба. [ 26 ] Но по мере изменения климата появляются новые возможности для ресурсов, а также новые морские пути между Азией и Европой, что может привести к новым возможным дилеммам и потенциально новой конкуренции за морской суверенитет. [ 9 ]
Изменение климата и новая геополитика региона
[ редактировать ]Как сказано в Илулиссатской декларации, «Северный Ледовитый океан стоит на пороге значительных изменений. Изменение климата и таяние льдов потенциально влияют на уязвимые экосистемы, средства к существованию местных жителей и коренных общин, а также на потенциальную эксплуатацию природных ресурсов. ." [ 22 ] С исчезновением морского льда в Северном Ледовитом океане открываются новые возможности. Как утверждают некоторые ученые, эти новые возможности привлекают внимание других стран, ищущих счастья, включая такие страны, как самопровозглашенная «субарктическая нация» Китай. [ 27 ] За последнее десятилетие Китай усилил свое присутствие в регионе как в научном, экономическом, так и в военном плане. Китай создал научно-исследовательские базы в Исландии и на Шпицбергене (норвежский остров), а также несколько спутниковых баз по всему региону. Китай предпринял усилия по созданию нового «Полярного шелкового пути» в сотрудничестве с Финляндией, а с 2015 года Китай разместил надводные военно-морские силы в водах Северных стран. Некоторые учёные даже обеспокоены потенциальным риском деятельности Китая под морским льдом в Северном Ледовитом океане. [ 28 ] Эта деятельность вызывает обеспокоенность у некоторых, опасающихся, что Северный Ледовитый океан может стать новой ареной особенно для соперничества США и Китая. [ 29 ] Другие утверждают, что основной этап соперничества США и Китая находится в Индо-Тихоокеанском океане и так будет и в будущем. [ 27 ]
Члены А5 в Северном Ледовитом океане выдвинули несколько претензий на суверенитет, даже среди западных союзников. Дания внесла предложение о том, чтобы хребет Ломоносова , затопленная горная цепь, проходящая через Северный полюс, был частью Гренландии и, следовательно, частью территории Дании. Канада утверждает, что хребет Ломоносова является частью острова Элсмир , а Россия утверждает, что он является частью Новосибирских островов . В общей сложности Дания претендует на территорию площадью около 895 000 квадратных километров в Северном Ледовитом океане к северу от Гренландии, часть которой оспаривается как Россией, так и Канадой. Канада, Дания и Россия подали в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS) претензию на права суверенитета над Северным полюсом. [ 30 ] Россия получила признание своего иска в 2023 году от CLCS на основании статьи 76 UNCLOS. [ 31 ] Ожидается, что претензия Дании к CLCS будет урегулирована примерно в 2030 году, а Канада все еще ожидает дальнейшего уведомления. [ 23 ]
Встречи Арктической пятерки
[ редактировать ]- 27–29 мая 2008 г., Гренландия: Илулиссатская декларация . Эта встреча известна как Конференция по Северному Ледовитому океану .
- 29 марта 2010 г., Квебек: Резюме председателя
- 16 июля 2015 года в Осло Арктическая пятёрка приняла необязывающую Декларацию о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана , широко известную как Декларация Осло. [ 32 ] Впоследствии, в рамках процесса «пять плюс пять», Арктическая пятерка плюс Китай, Европейский Союз (ЕС), Исландия, Япония и Республика Корея подписали юридически обязывающее Соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Ноябрь 2017 год в Вашингтоне. [ 33 ] [ 34 ] Соглашение вступило в силу после ратификации в июне 2021 года. [ 3 ]
- 2018 г. – юбилейное заседание, посвященное 10-летию Илулиссатской декларации (с участием всех членов Арктического совета (Швеция, Финляндия, островные государства и постоянные участники из числа коренных народов)). [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( Август 2024 г. ) |
- ^ Jump up to: а б Клаусс Доддс (2014). «Квадратура круга: арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан». Обзор границ Евразии . 5 (1): 53.
Эти пять государств – Канада, Дания/Гренландия, Норвегия, Россия и США – составляют Арктическую пятерку.
- ^ «Коммерческое рыболовство запрещено в центральной части Северного Ледовитого океана, поскольку страны стремятся накопить научные знания» . 13 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2022 года . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Арктическая пятерка и рыболовные страны запрещают рыбную ловлю» . 27 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ «Исландия» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 г. Проверено 2 апреля 2022 г.
Исландия, как правило, не считается прибрежным государством Северного Ледовитого океана, поскольку ее исключительная экономическая зона (ИЭЗ) не примыкает к открытой части центральной части Северного Ледовитого океана.
- ^ Ауэрсвальд 2020 , с. 252.
- ^ Хённеланд 2016 , с. 19.
- ^ Дуглас К. Норд (2016). Арктический совет: Управление на Крайнем Севере . Рутледж. п. 16. ISBN 978-1-315-75619-6 .
- ^ Андреас Куерстен (2016). «Информационная записка: Арктическая пятерка против Арктического совета» (PDF) . Тематическая сеть (ТС) по геополитике и безопасности Университета Арктики. Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2022 г. Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бюгер, Кристиан; Эдмундс, Тимоти (31 мая 2024 г.), Понимание морской безопасности , Oxford University Press, doi : 10.1093/oso/9780197767146.003.0001 , ISBN 978-0-19-776714-6 , заархивировано из оригинала 10 июня 2024 г. , получено 27 мая 2024 г. , стр. 314.
- ^ «История Арктического совета» . Арктический совет . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Наблюдатели Арктического совета» . Арктический совет . Архивировано из оригинала 29 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Доддс, Клаус (2013). «Илулиссатская декларация (2008 г.): Арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан» . Обзор международных отношений SAIS . 33 (2): 45–46. дои : 10.1353/sais.2013.0018 . ISSN 1945-4724 .
- ^ Там же. 52
- ^ Там же. 53
- ^ Там же. 46
- ^ Байерс, Майкл; ученый), Джеймс Бейкер (Арктика (2013). Международное право и Арктика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-42566-8 . Архивировано из оригинала 10 июня 2024 г. Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Там же. 45-46
- ^ Jump up to: а б с Якобсен, Марк; Страндсбьерг, Йеппе (2 октября 2017 г.). «Десекьюритизация как вытеснение противоречий: геополитика, право и суверенные права в Арктике» . Политик . 20 (3): 17–18, 21–23. дои : 10.7146/politik.v20i3.97151 . ISSN 2446-0893 . Архивировано из оригинала 10 июня 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Миршаймер, Джон Дж. (21 января 2016 г.), «3. Структурный реализм» , Теории международных отношений , Oxford University Press, doi : 10.1093/hepl/9780198707561.003.0004 , ISBN 978-0-19-870756-1 , получено 27 мая 2024 г. , стр. 53–54.
- ^ Бланден, Маргарет (ноябрь 2009 г.). «Новая проблема арктической стабильности» . Выживание . 51 (5): 124–125. дои : 10.1080/00396330903309899 . ISSN 0039-6338 . Архивировано из оригинала 10 июня 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Вэвер, О. (1995). Секьюритизация и десекьюритизация. В: Р.Д. Липшуц (ред.). О безопасности . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 57-58
- ^ Jump up to: а б с д «Международное сотрудничество в Арктике» . Министерство иностранных дел (на датском языке). Архивировано из оригинала 27 мая 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Банке, К., Ф. Хансен, М. Якобсен, С. Кьергаард, Р. Нильсен, М. Олесен, Л. Пати, К. Сёренсен (2020). НОВАЯ ДИНАМИКА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ Возможности и вызовы Королевства Дания. Копенгаген, отчет DIIS. стр. 28
- ^ Там же.
- ^ Стокке, ОС (2014). «Международное экологическое управление и Арктический совет» В книге Р. Тамнес и К. Оффердал (редакторы), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж, стр. 124.
- ^ Там же. 126
- ^ Jump up to: а б Дауылбаев, Айдархан; Елмурзаева, Раушан; Камальджанова, Тахира; Ибрагимова, Гульнара (21 февраля 2024 г.). «Двойственность реализации арктической политики США: интегрирующие и дезинтеграционные факторы союзников» . Границы в политической науке . 6 :2. дои : 10.3389/fpos.2024.1341375 . ISSN 2673-3145 .
- ^ Там же.
- ^ Р. Тамнес и К. Оффердал (2014), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж.
- ^ Там же. 7
- ^ Комиссия по границам континентального шельфа (2021 г.), РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО ГРАНИЦАМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИЧНОГО ПЕРЕСМОТРЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПОДАННОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТОВОГО ОКЕАНА 3 АВГУСТА 2015 ГОДА С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ ОТ 3 АВГУСТА 2015 Г. 31 МАРТА 2021 ГОДА : https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2023RusRev1RecSum.pdf.
- ^ Нонг Хонг (2020). Роль Китая в Арктике: наблюдение и наблюдение . Рутледж. п. 22. ISBN 978-0-429-32813-8 .
- ^ Эрик Дж. Моленаар (2019). «Глава 9: Участие в Соглашении о рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана». В Акихо Сибата; Лейлей Цзоу; Николас Селлхейм; Марция Скопеллити (ред.). Формирование правового порядка в Арктике . Рутледж. стр. 132–171. ISBN 978-0-429-46117-0 .
- ^ Джоджи Моришита (2019). «8 Процесс «Арктическая пятерка плюс пять» по переговорам по рыболовству в центральной части Северного Ледовитого океана: отражение интересов арктических и неарктических субъектов». В Акихо Сибата; Лейлей Цзоу; Николас Селлхейм; Марция Скопеллити (ред.). Формирование правового порядка в Арктике . Рутледж. стр. 109–131. ISBN 978-0-429-46117-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Арктический совет, хронология: https://arctic-council.org/about/timeline/ (последний раз видели 25 мая 2024 г.)
- Арктический совет, наблюдатели через: https://arctic-council.org/about/observers/ (последний раз видели 25 мая 2024 г.)
- Ауэрсвальд, Дэвид П. (2020). «Арктические нарративы и геополитическая конкуренция». Вебер, Иоахим (ред.). Справочник по геополитике и безопасности в Арктике: Крайний Север между сотрудничеством и конфронтацией . Границы в международных отношениях. Спрингер. стр. 251–271. дои : 10.1007/978-3-030-45005-2 . ISBN 978-3-030-45005-2 .
- Банке, К., Ф. Хансен, М. Якобсен, С. Кьергаард, Р. Нильсен, М. Олесен, Л. Пати, К. Сёренсен (2020). НОВАЯ ДИНАМИКА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ Возможности и вызовы Королевства Дания. Копенгаген, отчет DIIS.
- Бланден, М. (2009). Новая проблема арктической стабильности. Выживание , 51 (5).
- Бюгер К. и Эдмундс Т. (готовится к публикации). Понимание морской безопасности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Комиссия по границам континентального шельфа (2021 г.), РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО ГРАНИЦАМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИЧНОГО ПЕРЕСМОТРЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТОВОГО ОКЕАНА 3 АВГУСТА 2015 ГОДА С ДОПОЛНЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ 31 ГОДА МАРТ 2021 ГОДА : https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2023RusRev1RecSum.pdf.
- Дауылбаев А, Елмурзаева Р, Камалджанова Т и Ибрагимова Г (2024). Амбивалентность реализации арктической политики США: интегрирующие и дезинтеграционные факторы союзников. Передний. Полит. наук.
- Доддс, К. (2013). «Илулиссатская декларация (2008 г.): Арктические государства, «морское право» и Северный Ледовитый океан», Обзор международных отношений САИС, 33 (2).
- Хённеланд, Гейр (2016). Россия и Арктика: окружающая среда, идентичность и внешняя политика . ИБТаурис. ISBN 978-0-85772-746-6 .
- Якобсен М. и Страндсбьерг Дж. (2017). Десекьюритизация как вытеснение противоречий: геополитика, право и суверенные права в Арктике. Политик , 20 (3).
- Р. Тамнес и К. Оффердал (2014), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж.
- Райфьюз, Розмари (2018). «Регулирование рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана: много шума из ничего?». В Вестергорде, Нильс; Кайзер, Брукс А.; Фернандес, Линда; Ларсен, Джоан Ниманд (ред.). Управление и освоение морских ресурсов Арктики . Спрингер Полярные науки. Спрингер. дои : 10.1007/978-3-319-67365-3 . ISBN 978-3-319-67365-3 .
- Стокке, ОС (2014). «Международное экологическое управление и Арктический совет» В Р. Тамнесе и К. Оффердале (ред.), Геополитика в Арктике. Региональная динамика в глобальном мире. Рутледж
- Udenrigsministeriet (Министерство иностранных дел Дании), Илулиссатская декларация: https://um.dk/udenrigspolitik/lande-og-regioner/arktisk-portal/fakta-om-arktis/internationalt-samarbejde-om-arktis (доступ 25 май 2024 г.)
- Вэвер, О. (1995). Секьюритизация и десекьюритизация. В: Р.Д. Липшуц (ред.). О безопасности . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.