Циркумполярные народы
Циркумполярные народы и арктические народы — это общие термины для различных коренных народов арктического региона.
проживает около четырех миллионов человек В Арктике , среди которых 10 процентов составляют коренные народы, принадлежащие к огромному числу различных сообществ. Они представляют собой меньшинство, за исключением Гренландии, 90 процентов населения которой составляют инуиты .
Трудно определить точное количество коренных народов Арктики, поскольку государства имеют тенденцию преуменьшать эти цифры. Более того, в каждом штате существуют свои собственные методы подсчета коренного населения. Например, Россия исключает из официального статуса «малых народов Севера» ( русский язык : «малые народы Севера» или «Коренные малочисленные народы Севера» ) каждую общину, численность которой превышает 50 000 человек. [1] Поэтому они исключают из определения некоторые крупные по численности коренные общины, такие как народы коми , карелы или якуты . [2]
Предыстория
[ редактировать ]Самые ранние обитатели центральной и восточной Арктики Северной Америки относятся к арктической традиции малых инструментов (AST) и существовали ок. 2500 год до нашей эры . AST состоял из нескольких палео-эскимосских культур, включая культуры Независимости и додорсетскую культуру. [3] [4] Дорсетская культура ( инуктитут : Тунит или Тунит ) относится к ближайшим обитателям центральной и восточной Арктики. Культура Дорсета развивалась в результате технологических и экономических изменений в период 1050–550 гг. До н.э. За исключением полуострова Квебек / Лабрадор , культура Дорсета исчезла около 1500 года нашей эры. [5]
Переход культур Дорсета и Туле датируется примерно 9–10 веками. Ученые предполагают, что, возможно, произошел перекрестный контакт двух культур с обменом технологиями, такими как изготовление наконечников гарпунов, или что Туле, возможно, нашли остатки Дорсета и адаптировали свой образ жизни к культуре-предшественнице. [6] Другие полагают, что Туле вытеснил Дорсет. [ нужна ссылка ]
Исторические и современные народы
[ редактировать ]К 1300 году инуиты , современные жители Арктики и потомки культуры Туле, поселились в западной Гренландии и в следующем столетии переселились в восточную Гренландию. Со временем инуиты и другие родственные народы мигрировали по арктическим и субарктическим регионам Канады ( инуиты Нунангат ), Гренландии , России ( Сибирь ) и США ( Аляска ). [7]
Другие коренные народы приполярного севера включают чукчей , эвенков , инупиатов , хантов , коряков , ненцев , саамов , юкагиров и юпиков . Юпики до сих пор называют себя эскимосами , что означает «сетки на снегоступах», а не «едоки сырого мяса», как это иногда ошибочно переводят. [8]
Список народов по этнолингвистической группировке
[ редактировать ]- Древняя Берингия – Сибирь и Аляска.
- Чукотко-Камчатский
- Chukchi , Siberia ( Chukotka Autonomous Okrug ), Russia
- Koryaks , Siberia ( Kamchatka Krai ), Россия
- Тунгусский
- Эвенки , Китай ( Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян ), Монголия, Россия
- Evens , Siberia ( Magadan Oblast , Kamchatka Krai and Sakha ), Russia
- тюркский
- Северо-восточный тюркский
- Dolgans , Siberia ( Красноярский Край ), Россия
- Якуты , Сибирь ( Саха ), Россия
- Северо-восточный тюркский
- Эскалет
- эскимосский
- Юпик : Аляска и Дальний Восток России ( Чукотский автономный округ )
- Алутик , Аляска
- Юпик , Аляска
- Купик, Аляска
- Куп'иг, остров Нунивак (Аляска)
- Siberian Yupik , Siberia ( Chukotka Autonomous Okrug ), Russia
- Инуиты : Гренландия , Северная Канада ( Нунавут , Нунавик , Нунациавут , Северо-Западные территории ( Инуитские территории ) и Юкон ), Аляска , США.
- Гренландцы , Гренландия
- Инупиаты : Северо-Западной Арктики и Норт-Слоуп районы , а также Берингов пролив , Аляска, США.
- Юпик : Аляска и Дальний Восток России ( Чукотский автономный округ )
- Алеуты : Алеутские острова , Аляска, США и Камчатский край , Россия.
- эскимосский
- Уральский
- Финно-угорский
- Пермяки
- Коми , Россия ( Республика Коми и Пермский край )
- Удмурты , Россия
- Саамы : Северная Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия ( Мурманская область ).
- Балто-Финнский
- Пермяки
- Самодийский
- Ненец , Россия
- Енец , Сибирь ( Красноярский край ), Россия
- Нганасан , Сибирь ( Красноярский край ), Россия
- Селькупская , Сибирь, Россия.
- Финно-угорский
- Юкагиры , Восточная Сибирь, Россия.
- Индоевропейский
Политическое представительство в Арктическом совете
[ редактировать ]Голос коренных народов Арктики важен, поскольку их обычно считают представителями и голосами последствий изменения климата в Арктике . Некоторые крупные по численности коренные общины играют роль в геополитике арктического региона благодаря статусу постоянных участников Арктического совета . Так обстоит дело с алеутами через Международную ассоциацию алеутов , с канадскими и аляскинскими атабасками через Арктический совет атабасков , с гвичинами через Международный совет гвичинов , с инуитами через Приполярный совет инуитов , саамами через Совет саамов и Коренные народы Севера России через Российскую Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера (АКМНС). Обычно, когда коренные народы участвуют в международных дискуссиях, они имеют статус неправительственных организаций (НПО), чтобы отличать их от государств. Однако Арктический совет создал уникальную модель участия коренных народов, предоставив им статус Постоянные участники .
Это новое прочтение их права на участие и консультирования, предоставленного Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в ее статье 18. Коренные народы впервые сидят за одним столом с представителями государств. Это позволяет им получить влияние на процесс принятия мягких законов , который до сих пор был доступен только государствам. Они также начинают приобретать влияние в разработке юридически обязательных текстов, поскольку они участвовали в разработке проекта « Поиск и спасение в Арктике» (май 2011 г.) или Соглашения о сотрудничестве по обеспечению готовности к загрязнению моря нефтью и реагированию на него в Арктике (2013 г.). Некоторые территории по-прежнему остаются под контролем только государства, поскольку целью Арктического совета является сосредоточение внимания на устойчивом развитии и защите окружающей среды в арктическом регионе, исключая де-факто другие темы, такие как безопасность или пограничные споры. Циркумполярные народы не имеют доступа или имеют лишь ограниченный доступ к такого рода дискуссиям, которые касаются их земли, но обсуждаются в других местах.
Политические цели
[ редактировать ]В 2023 году Заявление Конференции народов Арктики 2023 – Inuiaat Issittormiut Ataatsimeersuarnerat 2023 [9] был выпущен по общим политическим целям циркумполярных народов к 50-летию первой Циркумполярной встречи коренных народов Арктики. Одним из главных аргументов является защита своего права на благополучие.
Основной проблемой является доступ к здравоохранению и применение политики в области психического здоровья, поскольку самоубийства, особенно среди молодого поколения, являются серьезной проблемой, которая угрожает будущему этих сообществ. Они также призывают к климатической справедливости и осуждают зеленый колониализм, который представляет собой посягательство на земли, добычу ресурсов и производство возобновляемой энергии на их земле без их согласия, а также распространение морских охраняемых территорий, которые не контролируются коренными народами. Они напоминают о своем праве определять свои собственные приоритеты развития, которые следует понимать как не ограничивающиеся экономическим развитием. Наконец, они подчеркивают необходимость достижения консенсуса перед принятием любого решения в Арктическом совете и то, что принятие решений без консенсуса подрывает его цель и целостность.
Возможные будущие обсуждения
[ редактировать ]С таянием льдов и возможностью открытия новых торговых путей, а также добычи ресурсов с морского дна управление ресурсами может стать основной темой дискуссий между арктическими государствами и приполярными народами. Согласно международному праву и правам коренных народов, управление ресурсами должно попасть в режим совместного управления между государствами и общинами коренных народов, присутствующими на территории, на которой ведется добыча ресурсов. [10] Более того, закон гласит, что коренные народы должны участвовать в «стратегическом планировании», другими словами, в определении различных сроков реализации таких проектов. Они также должны получить «справедливое и равноправное распределение выгод». Схема распределения доходов улучшит уровень жизни коренных народов Арктики и позволит им получить дополнительную экономическую автономию. Наконец, в соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов, приполярные народы стремятся иметь большее политическое представительство и больше консультироваться на всех уровнях: национальном, региональном или международном.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доддс, К., и Вудворд, Дж. (2021). Арктика: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Фондаль Г., Филиппова В. и Мак Л. (2015). Коренные народы в новой Арктике . Новая Арктика , 7-22.
- ^ Хоффекер, Джон Ф. (2005). Предыстория севера: заселение человеком высоких широт . Издательство Университета Рутгерса. п. 130. ИСБН 0-8135-3469-0 .
- ^ Гиббон, стр. 28–31.
- ^ Гиббон, стр. 216–217.
- ^ Гиббон, с. 218
- ^ «Индекс культурных площадей коренных народов» . Канадский музей цивилизации .
- ^ «Арктические народы» . Британский музей .
- ^ «Заявление Конференции народов Арктики 2023 – Инуиат Исситтормиут Атаатсимеерсуарнерат 2023» . 25 июля 2023 г. Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Шадиан, Дж. М. (2013). О китах и нефти: управление ресурсами инуитов и Арктический совет . Полярный рекорд , 49 (4), 392–405.
Библиография
[ редактировать ]- Такаси Иримото, Такако Ямада (ред.) Циркумполярная религия и экология: антропология Севера , University of Tokyo Press, 1994, ISBN 9780860085157 .