Гвичин
![]() Бывший великий вождь Кларенс Александер , церемония вручения премии Ecotrust за лидерство среди коренных народов, Портленд, Орегон, 2004 г. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Канада ( Северо-Западные территории , Юкон ) | 3,275 [ 1 ] |
США ( Аляска ) | 1,100 [ 2 ] |
Языки | |
Гвичин , английский | |
Религия | |
Христианство , Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Аляскинские атабаски Особенно он |
Люди | Динджи Чжу Гвичин |
---|---|
Язык | Динджу Чжу Кьюу |
Страна | Гвичин соевые бобы, Дененде ṁṣᑌṧ |
Гвичины , (или Кутчины или Луше ) — говорящие на атабаскском языке коренные народы Канады, и коренные жители Аляски . Они обитают в северо-западной части Северной Америки , преимущественно к северу от Полярного круга .
Гвичины известны своим изготовлением снегоступов , из бересты каноэ и двусторонних саней . Они известны своей сложной и богато украшенной вышивкой бисером . Они также продолжают шить традиционную одежду из кожи карибу и вышивать иглами дикобраза , которые высоко ценятся среди гвичинов. Сегодня экономика гвичинов состоит в основном из охоты, рыболовства и сезонной оплачиваемой занятости .
Имя
[ редактировать ]Их имя иногда пишется Кутчин или Гвитчин и переводится как «тот, кто живет» или «житель [региона]». Исторически французы называли гвичинов Луше («косящиеся»), а также Тукуд или Такуд , термин, также используемый англиканскими миссионерами . Иногда эти термины могут относиться (явно или неявно) к определенным диалектам языка гвичинов (или к сообществам, которые на них говорят). [ 3 ]
Гвичины часто называют себя термином Динджи Чжуу вместо «Гвичин» . Динджи Чжуу буквально переводится как «Маленькие люди», но в переносном смысле это относится ко всем коренным народам, а не только к гвичинам.
Гвичинский язык
[ редактировать ]Язык гвичинов, входящий в атабаскскую языковую семью , имеет два основных диалекта, восточный и западный, которые разграничиваются примерно на границе США и Канады . В каждой деревне есть уникальные диалектные различия, идиомы и выражения. У народа Старых Ворон на севере Юкона примерно тот же диалект, что и у групп, живущих в Венети и Арктической деревне на Аляске .
По данным Центра коренных языков Аляски , около 300 гвичинов Аляски говорят на своем языке . [ 2 ] Однако, согласно ЮНЕСКО Интерактивному атласу языков мира, находящихся под угрозой , гвичин в настоящее время находится под серьезной угрозой исчезновения: на Аляске свободно говорят менее 150 человек, а на северо-западе Канады - еще 250.
В настоящее время реализуются инновационные проекты по возрождению языка для документирования языка и улучшения навыков письма и перевода у молодых говорящих на гвичине. В рамках одного проекта ведущий научный сотрудник и свободно говорящий на гвичине старейшина Кеннет Франк работает с лингвистами, среди которых есть молодые носители гвичина, работающие в Центре коренных языков Аляски при Университете Аляски в Фэрбенксе , чтобы документировать традиционные знания об анатомии карибу. [ 4 ]
Анализ традиционных топонимов показывает, что гвичины имеют древнюю историю в этом регионе, вероятно, начиная с раннего голоцена (~ 8000 лет). [ 5 ]
Племена и кланы гвичинов
[ редактировать ]Множество различных групп или племен Гвичина включают, помимо прочего: Деендуу , Драанджик , Ди'хаи , Гвичьяа , Кииитлит , Нитсаи или Нитсит , Эхдиитат , Данжит Ханлаи , Титлит и Вунтут или Ванти .
Три основных клана сохранились с древности на землях гвичинов. Два из них являются основными кланами, а третий имеет более низкий/вторичный статус. Первый клан — Нанцайи , что буквально переводится как «Первый на земле», второй клан — Чицьяа , что переводится как «Помощники» (вторые на земле). Последний клан называется Тенджераатсаи , что переводится как «Средний» или «независимые». Этот последний клан предназначен для людей, вступающих в брак внутри своего клана, что считается инцестуальным. В меньшей степени – это дети людей, находящихся вне родового строя.
Расположение и население
[ редактировать ]
Более 6000 гвичинов живут в 15 небольших общинах в северных частях Северо-Западных территорий и Юкон территории в Канаде , а также на севере Аляски . [ 6 ] Сообщества гвичинов:
- Аляска
- Арктическая деревня ( Дихай-кутчин и Нитсайи Гвичин)
- Бобер ( Гвичьяа Гвичин )
- Берч-Крик (Деендуу Гвичин)
- Чалкитсик (Драанджик Гвичин)
- Круг (Данжит Ханлаи Гвичин)
- Форт Юкон ( Гвичьяа Гвичин )
- Венети ( Дихай-кутчин и Нитсайи Гвичин)
- Стивенс Виллидж
- Каньон-Виллидж
- христианин
- Северо-Западные территории
- Аклавик (Эхдиитат Гвичин)
- Форт Макферсон (традиционное название Тетлит Же, Тетлит Гвичин)
- Инувик (самая крупная из четырех общин гвичинов в районе поселения гвичинов (GSA), основным языком общения является английский, хотя в школах преподают, и горстка местных жителей все еще говорит на гвичине.)
- Циигехчик (ранее Арктическая Красная река) ( Гвичьяа Гвичин )
- Юкон
Устная история
[ редактировать ]У гвичинов существует сильная устная традиция рассказывания историй, которая лишь недавно начала записываться в современной орфографии. гвичинов Народные сказания включают в себя «цикл Вазаагитсак» (буквально «Его младший брат запутался»), в котором рассказывается о комических приключениях гвичина-неудачника, который, помимо прочего, борется со вшами на голове великана, играет дурака с хитрыми. лиса и по незнанию съедает струпья из собственного ануса. [ 7 ] Комедии гвичинов часто содержат непристойный юмор. [ 8 ] Среди других главных персонажей устной традиции гвичинов: Гугвайи, Оол Ти, Тлоо Тал, Кайхинджик, Киижажал и Шааньяати. [ 9 ]
Многочисленные народные сказки о доисторических временах начинаются с фразы Динадай , которая примерно переводится как «В древние дни». Обычно за этим следует признание, что это было «когда все люди могли разговаривать с животными, а все животные могли говорить с людьми». Эти истории часто представляют собой притчи, которые предлагают правильный протокол или кодекс поведения для гвичинов. Равенство, щедрость, трудолюбие, доброта, милосердие, сотрудничество ради взаимного успеха и справедливая месть часто являются темами таких рассказов, как: «Цяа Тоо Оожрий Гвижит» (Мальчик на Луне), «Жох Ца Нахтряа» ( Волк и Росомаха), «Вадзаих Лук Хаа» (Карибу и Рыба). [ 10 ]
Традиционные верования
[ редактировать ]
В последнее время важными фигурами, представляющими традиционные структуры верований, являются: Джонни и Сара Франк, Сахнеути и Чегвальти. [ 11 ]
Карибу являются неотъемлемой частью устных историй и легенд коренных народов и инуитов, включая историю создания гвичинов о том, как люди гвичины и карибу отделились от единого целого. [ 12 ] имеется стабильная популяция лесных карибу На большей части территории поселения Гвичин , и лесные карибу являются важным источником пищи для гвичинов, хотя они добывают их меньше, чем других карибу . Гвичины, живущие в Инувике , Аклавике , Форт-Макферсоне и Циигехчике, добывают лесных оленей, но не так много, как другие карибу. [ 13 ] Гвичины предпочитают охотиться на карибу-дикобраза или на бесплодное стадо Синего Носа, которые путешествуют большими стадами, когда они доступны. Многие охотники утверждали, что лесные карибу, которые образуют очень небольшие группы, более дикие, их трудно увидеть и на них трудно охотиться. Они очень умны, хитры и неуловимы. [ 14 ]
Карибу как культурный символ
[ редактировать ]Карибу . вадзаих является культурным символом и ключевым видом существования гвичинов, точно так же, как буйвол является для равнинных индейцев [ 4 ] В своей книге, озаглавленной «Восстание карибу: защита стада дикобразов, культура гвичинов и арктический национальный заповедник дикой природы », Сара Джеймс цитирует слова Сары Джеймс: «Мы — народ карибу. Карибу — это не только то, что мы едим; они — те, кто мы есть. Они в наших историях и песнях, и то, как мы видим мир, - это наша жизнь. Без карибу мы бы не существовали». [ 15 ] : 70 Традиционно их палатки и большая часть одежды делались из кожи карибу, и они питались «в основном карибу и другим мясом диких животных». [ 16 ] : 68 Шкуры карибу клали поверх еловых ветвей в качестве подстилки и пола. [ 16 ] : 22 Мыло готовили из вареной золы тополя, смешанной с жиром карибу. [ 16 ] : 25 Барабаны делались из шкуры карибу. [ 16 ] : 28 Комбинезоны были сделаны из «действительно хорошей дубленой кожи карибу». [ 16 ] : 39
Старейшины определили по меньшей мере 150 описательных гвичинских названий для всех костей, органов и тканей. «С анатомией карибу связаны не просто описательные названия гвичинов для всех частей тела, включая кости, органы и ткани, а также «энциклопедия историй, песен, игр, игрушек, церемоний, традиционных инструментов, одежды из кожи, личных имен». и фамилии, и высокоразвитая национальная кухня». [ 4 ]
Татуировка
[ редактировать ]Yidįįłtoo — традиционные татуировки на лице Хан Гвичина. [ 17 ]
Этноботаника
[ редактировать ]В 2002 году Социальный и культурный институт гвичинов , Научно-исследовательский институт Авроры и Парки Канады совместно со старейшинами опубликовали книгу под названием «Этноботаника гвичинов: растения, используемые гвичинами для еды, лекарств, укрытия и инструментов» , в которой они описали десятки деревья, кустарники, древесные растения, ягодные растения, сосудистые растения, мхи и лишайники, а также грибы, Гвичин использовал. [ 16 ] Примеры включают черную ель Picea mariana и белую ель Picea glauca , Ts'iivii , которые использовались в качестве «пищи, лекарств, убежища, топлива и инструментов». Отварные шишки и ветки использовали для профилактики и лечения простудных заболеваний. [ 16 ] : 17
христианство
[ редактировать ]Внедрение христианства в 1840-х годах на территории гвичинов привело к духовным изменениям, которые широко действуют и сегодня. Широкое обращение в христианство под влиянием англиканцев и католиков. [ 18 ] миссионеры привели к тому, что они стали двумя доминирующими христианскими сектами среди гвичинов. Известными фигурами миссионерского движения среди гвичинов являются архидиакон Хадсон Стак , Уильям Уэст Киркби , Роберт Макдональд , дьякон Уильям Лула и дьякон Альберт Тритт. Традиционный вождь (почетный и пожизненный титул) одной деревни гвичинов также является епископальным священником: преподобный традиционный вождь Тримбл Гилберт из арктической деревни. Вождь Гилберт признан вторым традиционным вождем всех атабаскских племен внутренней Аляски на некоммерческой конференции вождей Танана . [ 19 ]
Библия Такудх представляет собой перевод всей Библии короля Иакова на гвичинский язык. Библия Такуд имеет орфографию столетней давности, которая не очень точна и поэтому ее трудно читать. [ 20 ] В 1960-х годах Ричард Мюллер разработал новую орфографию гвичина, которая теперь стала стандартной. [ 21 ]
Признание
[ редактировать ]4 апреля 1975 года Почта Канады выпустила две марки серии «Индейцы Канады, индейцы Субарктики», обе созданы Жоржем Бопре. Одним из них было « Церемониальное платье» , основанное на картине Льюиса Паркера «церемониальный костюм племени катчин» (народ гвичин). Другая, «Танец Кутча-Кутчина», была основана на картине Александра Хантера Мюррея. Марки номиналом 8 центов имеют перфорацию 12,5 и 13,5 и были напечатаны компаниями Ashton-Potter Limited и Canadian Bank Note Company . [ 22 ] [ 23 ]
Текущая политика
[ редактировать ]
Карибу традиционно является основным компонентом их рациона. Многие гвичины зависят от карибу-дикобраза , которые пасут телят на прибрежной равнине Арктического национального заповедника дикой природы (ANWR). Гвичины очень активно протестовали и лоббировали возможность бурения нефтяных скважин в ANWR из-за опасений, что бурение нефтяных скважин приведет к истощению популяции дикобразов-карибу. [ 24 ]
Бобби Джо Гринланд Морган , который является главой Совета племени гвичинов , вместе с канадским правительством, территориями Юкона и Северо-Запада и другими коренными народами, выразил обеспокоенность Соединенным Штатам по поводу предлагаемой продажи аренды в местах отела большого кросс-племенного племени. пограничит стадо дикобразов-карибу с целью бурения энергетических ресурсов, несмотря на международные соглашения по его защите». [ 25 ] В декабре Соединенные Штаты «опубликовали проект предложения по исследованию воздействия на окружающую среду для продажи в аренду с периодом общественного обсуждения до 11 февраля 2019 года. [ 25 ] Министерство окружающей среды Канады написало в письме в офис Бюро землеустройства США (BLM) на Аляске: [ Примечания 1 ] что «Канада обеспокоена потенциальными трансграничными последствиями разведки и разработки нефти и газа, запланированных на прибрежной равнине Арктического национального заповедника». [ 25 ]
По тем же причинам Гвичин также активно протестовал против разработки нефти в Национальном заповеднике дикой природы Юкон-Флэтс США и предложенной торговли землей со стороны Национальной системы заповедников дикой природы и Doyon, Limited . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно статье The Globe and Mail от 13 января 2019 г. , обеспокоенность была высказана в связи с изменением структуры администрации ANWR в США. На протяжении десятилетий представитель США был сотрудником Службы охраны рыболовства и дикой природы США . Нынешний член принадлежит Министерству внутренних дел США (DOI) и действует под другим мандатом, как представители Службы охраны рыболовства и дикой природы США , которые десятилетиями работали с Канадой по этому вопросу. Это агентство, действующее через помощника министра по управлению земельными ресурсами и полезными ископаемыми, которые оба находятся в ведении Министерства внутренних дел США (DOI). По словам Боба Вебера , Министерство международных отношений Канады заявило, что «США соблюдают соглашение по стаду дикобразов». Бюро землеустройства (BLM) - это агентство, действующее через помощника министра по управлению земельными ресурсами и полезными ископаемыми, которые оба находятся в ведении Министерства внутренних дел США (DOI).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ответы о происхождении аборигенов (73), одиночные и множественные ответы аборигенов (4), проживание в резервации или за ее пределами (3), проживание внутри или за пределами инуитского Нунангата (7), возраст (8А) и пол (3) для населения в частном порядке Домохозяйства Канады, провинций и территорий, перепись 2016 года — выборочные данные 25%» . www12.statcan.gc.ca . Правительство Канады. 25 октября 2017 г. Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Гвичин» . Центр коренных языков Аляски . Университет Аляски, Фэрбенкс. Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ Макдональд, Грамматика языка тукуд (Йеллоунайф, СЗТ: Отдел учебных программ, Департамент образования, Правительство Северо-Западных территорий, 1972).
- ^ Jump up to: а б с Мишлер, Крейг (2014), «Лингвистическая группа по изучению анатомии карибу» , Консорциум арктических исследований США (ARCOS) , заархивировано из оригинала 10 февраля 2016 г. , получено 11 января 2015 г.
- ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
- ^ «О гвичинах» . Гвичинский социально-культурный институт . 08.12.2015 . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Архив родного языка Аляски | Подробности о ресурсе. Архивировано 2 сентября 2016 г. в Wayback Machine [Кэтрин Питер, Васаагихдзак и Игл, Бушмен]
- ^ Архив родного языка Аляски | Подробности о ресурсе. Архивировано 2 сентября 2016 г. в Wayback Machine Adventures of Vasaagihdzak.
- ^ Архив родного языка Аляски | Подробности о ресурсе [Тливии ти, Шаанья ти, Чигвал ти ([Элайджа Джон, Авраам Питер, Нил Генри, Джонни Росс, Истории])
- ^ Архив родного языка Аляски | Подробности о ресурсе. Архивировано 2 сентября 2016 г. в Wayback Machine Sapir John Haa Googwandak 3. (Sapir-Fredson Stories 3.)
- ^ Фрэнк, Сара (27 декабря 1995 г.). Нирихинджик: Джонни Сара Хаа Гугвандак . Центр коренных языков Аляски. ISBN 9781555000547 – через Google Книги.
- ^ "Vuntut Gwichin" , First Voices , 2001–2013 , получено 17 января 2014 г.
- ^ Бенсон 2011 .
- ^ Бенсон, Кристи (31 марта 2011 г.), «Традиционные знания гвичинов: лесные карибу, бореальная популяция» (PDF) , Социально-культурный институт гвичинов , получено 2 ноября 2014 г.
- ^ Басс, Рик (2004). Восстание Карибу: Защита стада дикобразов, культуры гвичинов и Арктического национального заповедника дикой природы (1-е изд.). Сан-Франциско: Книги Сьерра-клуба. ISBN 9781578051144 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Алестин, Андре; Фер, Алан (2002). Написано в Цийгехчике , СЗТ. Этноботаника гвичинов: растения, используемые гвичинами для еды, лекарств, укрытия и инструментов (PDF) . Старейшины гвичинов (2-е изд.). Инувик, СЗТ: Социально-культурный институт Гвичина и Научно-исследовательский институт Авроры . ISBN 1896337090 . OCLC 47257875 . Проверено 2 мая 2021 г. п. 8:
Набор растений гвичин был разработан для использования педагогами в регионе поселения гвичин [GSR]. Исследовательский центр Инувик, Социальный и культурный институт Гвичин, Парки Канады и пять школ GSR имеют наборы, которые доступны для образовательных целей. В комплект входит экземпляр этой книги, 27 прессованных, маркированных и ламинированных растений, органайзер с различными образцами сушеных ягод и грибов, а также две баночки с лишайниками и мхами. Книгу можно использовать без остального комплекта.
- ^ Фрей, Кейтлин (14 декабря 2021 г.). «Куанна Чейзингхорс не хотела обсуждать свою татуировку на лице, потому что люди «не приняли» » . Люди . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Морис, Адриан. «Луше». Католическая энциклопедия. Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г., 28 апреля 2022 г.
- ^ «Исполнительный совет директоров – Конференция руководителей Танана» . 5 декабря 2019 г.
- ^ Филлис Энн Фаст (2002). Выживание северных атабасков: женщины, сообщество и будущее . Университет Небраски Пресс. стр. 68 –. ISBN 978-0-8032-2017-1 . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ «Центр коренных языков Аляски | Гвичин» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 г. Проверено 30 ноября 2012 г.
- ^ «Церемониальное платье» . Архивировано из оригинала 8 января 2016 г. Проверено 05 января 2020 г.
- ^ «Танец Куча-Кутчина» . Архивировано из оригинала 8 января 2016 г. Проверено 05 января 2020 г.
- ^ «Правам человека гвичинов угрожает бурение ANWR» . www.culturalsurvival.org . Октябрь 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с Вебер, Боб (13 января 2019 г.). «Правительства Канады и коренные народы выражают обеспокоенность по поводу планов США по бурению в Арктике» . Canadian Press (CP) через The Globe and Mail . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ "Yukon Flats DEIS" , IEN Earth, 15 января 2008 г. Архивировано в Wayback Machine , Conservation, местные группы выступают против предлагаемого обмена земель для разработки нефти в убежище Юкон-Флэтс на Аляске.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]![]() | этот « Дальнейшая литература раздел Возможно, » нуждается в очистке . ( Ноябрь 2015 г. ) |
- Баликчи, Асен. Вунта Катчин Социальные изменения: исследование народа Старой Вороны, территория Юкон . Оттава, Онтарио: Северный координационный и исследовательский центр, Департамент по делам Севера и национальных ресурсов, 1963.
- Кларксон, Питер и Ли, Тамара. Гвинду Нань Как Гинджит Гвичин Гинджик, Еще слова гвичинов о земле . Совет по возобновляемым ресурсам Гвичина, 2001 г. ISBN 0-9682642-1-2
- Динеро, Стивен С. Жизнь на тонком льду: коренные жители Аляски гвичины . Книги Бергана, 2016.
- Дункан, Кейт С. и Карни, Юнис. Особый подарок: традиция вышивки бисером Кутчина , University of Alaska Press, 1991. ISBN 0912006889
- Уильяма Г. Ферт, Тематический словарь Гвичина: диалект гвичья и титлит-гвичин . Социально-культурный институт Гвичина, Тетлит Же, Северная Каролина, 2009 г.
- Гилберт, Мэтью. 2007. «Прощай, сладкий лед - охотники чувствуют жару в стране гвичинов». Нация . 284, нет. 18:26.
- Герберт, Белль. Шандаа, При моей жизни . Центр коренных языков Аляски, Университет Аляски Пресс, 1982. ISBN 0-912006-30-7
- Гейне, Михаэль, Алестин Андре, Ингрид Крич и Альма Кардинал. Гвичья Гвичин Гугвандак: История и рассказы Гвичья Гвичин; Как рассказали старейшины Цигехчича . Цигехчик, СЗТ: Институт социального и культурного развития Гвичина, 2001. ISBN 1-896337-05-8
- Киркби, В.В. Индейцы Катчин или Луше . [Лондон: Сили], 1863 г.
- Личман, Дуглас. Ванта Кутчин . 1954.
- Луверс, Ян Питер Лоуренс. «Чтение жизни с гвичином: образовательный подход». Лондон: Рутледж, 2020.
- Маккеннан, Роберт А. Чандалар Катчин . Монреаль и Нью-Йорк: Арктический институт Северной Америки, 1965.
- Мишлер, Крейг. Кривая дымоход: атапасская скрипичная музыка и кадриль на северо-востоке Аляски и северо-западе Канады . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса, 1993.
- Мишлер, Крейг, изд. Нирихийник: Мы путешествовали с места на место: гвичинские истории Джонни и Сары Фрэнк . 2-е изд. Фэрбенкс: Центр коренных языков Аляски, 2001.
- Мишлер, Крейг и Уильям Симеоне, ред. Танана и Чандалар: Полевые журналы Роберта А. Маккеннана на Аляске. Фэрбенкс: Издательство Университета Аляски, 2006.
- Морлан, Ричард Э. Участок озера Кадзоу (MjVi-1): многокомпонентный исторический лагерь Катчин . Серия Меркурий. Оттава: Археологическая служба Канады, Национальный музей человека, Национальные музеи Канады, 1972.
- Нельсон, Ричард К. Охотники Северного леса: способы выживания среди аляскинских катчинов . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1973.
- О'Брайен, Томас А. Гвичин Атабаскские орудия: история, производство и использование по словам преподобного Дэвида Салмона , University of Alaska Press, 1 ноября 2011 г. ISBN 978-1602231443
- Осгуд, Корнелиус. Вклады в этнографию кучинцев. Нью-Хейвен: Публикации Йельского университета по антропологии № 14, 1936 г. Перепечатано издательством Human Relations Area Files Press, 1970 г.
- Роджерс, Томас Дж. Физическая активность атабаскских индейцев Катчин внутренней Аляски и Северной Канады . 1978.
- Слободин, Ричард. Бандитская организация реки Пил Кутчин . Оттава: Департамент по делам Севера и национальных ресурсов, 1962.
- Томпсон, Джуди и Ингрид Крич. Yeenoo Dài 'K'è'tr'ijilkai' Ganagwaandaii = Давным-давно шитье, которое мы будем помнить: история проекта традиционной одежды гвичинов из кожи карибу . Серия Меркурий. Гатино, Квебек: Канадский музей цивилизации, 2005. ISBN 0-660-19508-9
- Вивиан, Клара. Дамы, гвичины и крыса: путешествия по рекам Атабаска, Маккензи, Крыса, Дикобраз и Юкон в 1926 году , University of Alberta Press, 1 мая 1998 года. ISBN 0888643020
- Уоллис, Велма . Две старухи. Аляскинская легенда о предательстве, мужестве и выживании , [Харпер Коллинз], 1 993
- Уоллис, Велма. Воспитывая себя: история взросления гвичинов из реки Юкон , [Epicenter Press], 1 октября 2002 г. ISBN 978-0970849304
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Международный совет гвичинов
- Веб-сайт Вунтут Гвитчин (Юкон)
- Веб-сайт Совета племени гвичинов (Северо-Западные территории)
- Гвичинский социально-культурный институт
- Совет по возобновляемым ресурсам Гвичина
- Гвичья Чжи Гвичин
- Совет правительств племен атабасков
- Руководящий комитет гвичинов
- Морис, Адриан Габриэль (1910). Католическая энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).