Jump to content

Атабаскские руки

Атабаскские руки
Река Танана и атабаскский рыбный лагерь Нижняя Танана в Чене, Аляска , июнь 1997 года.
Общая численность населения
  • 900 [1]
  • Нижняя и Средняя Танана: 400
  • Танакросс: 200
  • Верхняя рука: 300
Регионы со значительной численностью населения
США ( Аляска ) (большинство);
Канада ( Юкон ) (меньшинство)
Языки
Верхний Танана , Нижний Танана , Танакросс , Американский английский (вариант Аляски),
Религия
Шаманизм (в основном бывший), христианство
Родственные этнические группы
Другие аляскинские атабаски
Особенно Верхний Кускоквим.
Открытка с семьей Танана

Танана -атабаски , Танана-атабаски или Танана-атапаски аляскинский атабаскский народ из атабаскоязычной этнолингвистической группы. Они являются коренными обитателями водосборного бассейна реки Танана (на языке Танана Ттхиту , буквально «прямая вода», на языке Коюкон Тене Но , буквально «тропа воды») на востоке центральной Аляски , в Соединенных Штатах и небольшая часть ( первая нация Уайт-Ривер ) жила на Юконе , Канада. называются Атабаскские народы реки Танана на языке Нижней Тананы и Коюкон Ten ​​Hʉt'ænæ (буквально «люди-тропы»), на языке гвич'ин Танан Гвич'ин (буквально «люди реки Танана»). [2] На Аляске, где они самые старые, их три. [3] или четыре [4] [5] группы, идентифицируемые по языкам, на которых они говорят. Это собственно Танана , или Нижняя Танана ( Кохтана ), и/или Средняя Танана, Танакросс или Пересечение Танана ( Кокстин ), и Верхняя Танана ( Кохтиин ). Танана-атабаскская культура — это культура охотников-собирателей с матрилинейной системой. Тананские атабаски вели полукочевой образ жизни и жили в полупостоянных поселениях в низменностях долины Танана . Традиционное землепользование атабасков включает осеннюю охоту на лосей , карибу , овец Далла и мелких наземных животных, а также отлов . У атабасков не было какой-либо формальной племенной организации. Тананские атабаски были строго территориальными и использовали методы охоты и собирательства в своем полукочевом образе жизни и рассредоточенном образе жизни. У каждой небольшой группы из 20–40 человек обычно был центральный зимний лагерь с несколькими сезонными охотничьими и рыболовными стоянками, которые перемещались циклично, в зависимости от сезона и наличия ресурсов. [6] [7] [8] [9] [10]

Танана Человек в каноэ (1914)

Их соседями являются другие атабаскоязычные народы: на Аляске Коюкон (север и северо-запад), Гвичин (север и северо-восток), Хан (северо-восток), Денаина (небольшая часть юго-запада) и Ахтна (юг). ; в Канаде Хан (северо-восток) и Северный и Южный Тутчоне (восток). [3] Язык народа Верхнего Кускоквима более тесно связан с языком Нижнего Танана, но не соседним.

Рыбное колесо в реку Танана ( Ттхиту ) и рыбный лагерь Нижняя Танана, 1997 г.

Родину народа Танана-атабасков можно условно разделить на четыре отдельные части. 1) возвышенность Юкон-Танана, впадающая в реку Танана, 2) низменность Нортвей-Танакросс, 3) хребет Восточной Аляски, впадающий в реку Танана, и 4) северные предгорья. [11]

Река Гудпастер , приток реки Танана длиной 91 милю (146 км), считается естественным разрывом в ареале атабаскского языка Танана , отделяя носителей языков Танакросс и Верхний Танана от Нижнего (и Среднего) Танана. говорящие, живущие ниже по течению. [6] [12]

У тананских атабасков существует система матрилинейного родства. [7] Атабаски свободно признавали членство в более крупной двусторонней группе, называемой региональной группой (или диалектной группой ), но более важной социальной единицей была местная группа (или семейная группа , или семейно-охотничьи отряды ). Зимой региональная группа может разделиться на более мелкие группы, называемые местными группами, каждая из которых состоит примерно из четырех нуклеарных семей. Региональная группа может снова встретиться в заранее определенном месте и времени в середине зимы для церемонии сбора, называемой потлач , а затем снова разделиться для бобра и ондатры отлова . [10]

В конце XIX века на родине атабасков Танана проживало двенадцать региональных групп: шесть групп нижнего течения (четыре Нижней Тананы и две Средней Тананы) и шесть групп верхнего течения (две Танакросса и четыре Верхние Танана).

Нижняя Танана

[ редактировать ]

Региональные группы Нижней Тананы: (язык: собственный диалект Нижней Тананы ) [13]

Средняя Танана

[ редактировать ]

Региональные группы Средней Тананы: (язык: вымерший (1993) отдельный диалект Нижней Тананы . Некоторые авторы считают диалект Салча-Гудпастер Нижней Тананы отдельным языком, известным как Средняя Танана. Лингвист Джеймс Кари был активным сторонником Средней Тананы. Танана, относится к прежнему языку групп Салча-Гудпастер вдоль средней реки Танана. [14] )

Танакросс

[ редактировать ]

Танакросс (переход Танана; впервые задокументирован Фердинандом фон Врангелем в 1839 году). [16] как Медная река Колчан) региональные группы: (язык: Танакросс )

  • Группа реки Хили-Джозеф - населяет бывшую деревню Джозеф ( Tehłuug Ninhdeex Ndiig ), озеро Хили ( Mendees Cheeg ), озеро Джордж ( Nxaal Měnn' ), озеро Сэм (официальное Геологической службы США название - Песчаное озеро - Ch'inchedl Měnn'). ) область. Соседи: группа Дельта-Гудпастер (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), группа Мансфельд-Кечумстук (запад), группа Хили-Ривер-Джозеф (восток).
  • Банда Мансфельд-Кечумстук — населяющая ныне Танакросс ( Taats'altęy ) и озеро Дот ( Kelt'aaddh Menn' ), ранее Кетчумсук ( Saagéscheeg ), Москит-Форк, озеро Мэнсфилд ( Dihthâad Měnn' ), Мэнсфилд Мэнсфилд Деревня Циигиин ( Ch'enaa Ndêdh) ), деревня Мэнсфилд ( Dihthâad ), река Робертсон ( Nįhtsiił Ndiig ), река Ток ( Tth'iitiy Nda' ), Ток район . Соседи: полоса Хили-Ривер-Джозеф (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), полоса Тетлин-Ласт Тетлин (восток).
    • Дихтаад Кстин Иин («Жители района Мэнсфилд»)
    • Яадог Кстин Иин («Люди Кетчумстак», букв. «Жители внутренних районов»).

Верхняя Танана

[ редактировать ]

Региональные группы Верхней Тананы: (язык: Верхняя Танана )

  • Группа Тетлин-Последний Тетлин - ранее населявшая район Тетлина ( Тетлай ), Последнего Тетлина ( Нах К'анд ) и района озера Тетлин (ныне Тетлин ). Соседи: полоса Мансфельд-Кечумстук (запад), народность Хан (север), народ Ахтна (юг), полоса Нижняя Набесна (восток).
  • Полоса Нижняя Набесна — ранее обитавшая в районе Нортвей, Джол, деревни Набесна , ручья Гардинер ( Чиджил Нийн ), реки Набесна (нижняя часть), реки Чисана (нижняя часть) (ныне Нортвей ). Соседи: группа Тетлин-Ласт Тетлин (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), группа Скотти-Крик (восток).
  • Группа Скотти-Крик — ранее населявшая район Скотти-Крик (ныне на Аляске Нортвей; в Канаде Уайтхорс, Юкон и Бивер-Крик, Юкон , называемый « Первой нацией Уайт-Ривер» ). Соседи: группа Нижняя Набесна (запад), народ хан (север), народ ахтна (юг), народ северного тутчоне Канады (восток).
  • Группа Верхняя Набесна-Верхняя Чисана/Верхняя Чисана-Верхняя Набесна (собственное имя Ддхал Тот иин 'среди горных людей') [17] ) — ранее обитавшие в Набесне , реке Набесне (верховье), реке Чисана (верховье), Кросс-Крик ( Начетай Чиг ), районе Чисаны (ныне Нортвей, Ментаста, Чисточина). Соседи: народ ахтна (запад), другие группы Верхней Тананы (север), народ южного тутчоне Канады (восток).

Предыстория

[ редактировать ]

Археологические раскопки на Аляске (Восточная Берингия) — место, где были обнаружены некоторые из самых ранних свидетельств существования палеоиндейцев . [18] Аляска Внутренняя или Внутренняя Аляска была постоянно заселена на протяжении последних 14 000 человек. [19] ~ 12,000 [20] лет, и свидетельства этого континуума человеческой деятельности (предков атабасков) сохранились внутри и вокруг форта Уэйнрайт тренировочных земель . Статус внутренних территорий Аляски свободным ото льда во время последнего ледникового периода обеспечил коридор, соединяющий Берингов сухопутный мост и северо-восточную Азию (Западная Берингия/ Сибирь ) с Северной Америкой. Самые ранние культурные остатки во внутренних районах Аляски, как и на побережье, представляют собой комплексы сколов из каменных пластин возрастом около 10 000 лет, тесно связанные с сибирскими материалами. [20] предложение объединить азиатские енисейские языки Центральной Сибири с американскими языками на-дене (атабаски-эяк-тлинкиты) в дене-енисейскую семью. В феврале 2008 года было опубликовано и хорошо встречено рядом лингвистов [21] Родиной атабаскских языков является северо-запад Канады и юг/восток Аляски. [22] [23]

Внутренней Аляски После первоначальной колонизации археологи обычно делят предысторию на три широкие археологические темы: [24]

Палеоарктическая традиция

[ редактировать ]

Палеоарктическая традиция (12 000–6 000 лет назад) — это термин, который сейчас обычно используется археологами для обозначения самых ранних оседлых людей, известных со всей Аляски. На Внутренней Аляске палеоарктическая традиция исторически включала два культурных подразделения, называемых комплексами Ненана и Денали.

Ненана комплекс

[ редактировать ]

Комплекс Ненаны был описан У. Р. Пауэрсом и Джоном Ф. Хоффекером. [19] [25] Комплекс Ненана зародился примерно 11 000 лет назад. Он широко считается частью палеоиндийской традиции и вероятным берингийским прародителем комплекса Хлодвига . [26] [27] Многие археологические памятники комплекса Ненана расположены в долине Танана : Брокен-Мамонт , Чагуотер , Доннелли-Ридж, озеро Хили , Мид и Суон-Пойнт . [19]

Комплекс Денали

[ редактировать ]

Комплекс Денали, датируемый примерно 10 500–8 000 лет назад, первоначально был определен Ф. Х. Уэстом. [28] [29] [30] Некоторые археологические памятники комплекса Денали: гора Хейс, мыс Суон и река Герстл. Технологии Ненана и Денали сохранились на центральной Аляске на протяжении всего голоцена . Взаимосвязь между предлагаемыми комплексами Ненана и Денали до сих пор не решена. [19] Бореальный лес на внутренней Аляске ( тайга внутренней равнины Аляски и Юкона в регионе Танана и тайга Медного плато в регионе Ахтна) образовался 8000 лет назад. [31]

Два младенца ледникового периода, обнаруженные в древнем жилом лагере ( участок реки Апвард-Сан-Ривер был впервые обнаружен в 2006 году) на внутренней Аляске, недалеко от реки Танана к востоку от Фэрбенкса, являются старейшими человеческими останками, когда-либо найденными в североамериканской Арктике и Субарктике, а также среди старейший из обнаруженных на всем континенте, по данным исследователей из Университета Аляски в Фэрбенксе . Обнаруженные в 2013 году останки двух младенцев датируются 11 500 лет назад, ближе к концу последнего ледникового периода . [32]

Северная архаическая традиция

[ редактировать ]

Северная архаическая традиция процветала 6–1000 лет назад. Плотность поселений снова увеличилась примерно 6000 лет назад во внутренних районах Аляски. Этот рост населения примерно совпадает с Северной Архаической Традицией и появлением наконечников снарядов с боковыми надрезами. Дуглас Д. Андерсон [33] [34] Первоначально Северная архаическая традиция была определена специально для рассмотрения стратиграфических горизонтов с выемками и точечными опорами, которые не содержали микропластин на стоянке Луковый Портедж ( Археологический район Луковый Портедж племен Кобук Малимиут региона инупиатов ) [35] на севере Аляски. Комплексы с зазубринами встречаются во многих местах внутренней Аляски, в том числе более дюжины на землях форта Уэйнрайт армии США. На нескольких участках, в том числе на раскопанном участке озера Банджо в тренировочной зоне Доннелли, также были получены даты среднего голоцена из древесного угля. Даты возрастом от 6300 до 6700 лет из озера Банджо также были связаны с компонентом микропластин. [19]

Атабаскская традиция

[ редактировать ]

Атабаскская традиция процветала 1300–800 лет назад. Лингвистические данные позволяют предположить, что атабаскская культура могла появиться в долине Танана еще 2500 лет назад. Благодаря этнографии , устной истории и широкому спектру культурных ценностей удалось многое узнать об атабаскской культуре и истории региона. Артефакты, связанные с атабаскской культурой, исключительно разнообразны и включают наконечники из костей и рогов, рыболовные крючки, бусы, пуговицы, берестяные подносы и игровые предметы из кости. В регионе Верхняя Танана самородная медь (от торговли с народом ахтна или «медными индейцами») была доступна и использовалась в дополнение к традиционным типам материалов для изготовления таких инструментов, как ножи, наконечники для метательных снарядов, шила, украшения и топоры. [19] [36] Поздняя доисторическая оккупация атабасков обнаружена на нескольких участках внутри и вокруг гарнизона армии США, тренировочных полигонов форта Уэйнрайт. [37] Атабаскская традиция включает поздние доисторические и протоисторические культуры, которые обычно считаются предками атабаскских племен, населяющих в настоящее время внутренние районы Аляски. Раскопанные атабаскские памятники редки, но ограниченный объем свидетельств позволяет сделать несколько обобщений. Модели расселения атабасков во многом зависели от наличия ресурсов существования, а внутренние банды вели кочевой образ жизни. [19]

Вождь Танана в 1916 году

Эрнест С. Берч (1980) определил схему из четырех периодов, отражающую основные исторические события и их влияние на коренных жителей Аляски (аляскинских эскимосов и атабаскских народов): [38]

  1. Ранний исторический период (1816–1838 гг.) — это самый ранний контакт с туземцами, который можно отсчитывать от исследовательской прибрежной экспедиции Джеймса Кука в 1778 году.
  2. Период фрагментации (1838–1897) стал свидетелем далеко идущих разрушений и изменений в традиционном образе жизни коренных жителей и моделях расселения.
  3. Колониальный период (1898–1960 гг.) отмечен резким притоком большого количества инородных народов в эпоху золотой лихорадки .
  4. Период рассмотрения претензий коренных народов (1960–1977 гг.) приходится на период до и после принятия Закона об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA).

Русские торговцы мехом промышленники [По мнению американского историка и этнолога Хьюберта Хоу Бэнкрофта , сами казаки представляли собой легкий отряд, но им предшествовал еще более легкий летающий авангард, называемый промышленниками , своего рода русские coureurs des bois . [39] ] для североамериканской торговли мехом и морской торговли мехом ), периода Русской Америки (1733–1867), начал заселять Внутреннюю Аляску, начиная с 1810-х годов, основав торговый пост в Нулато на реке Юкон (родины Коюкона) и один ( 1819 года в Медном форте ) в Тарале (рус. Тарал, родное имя Ахтны Тагаэльден ) на Медной реке (родины Ахтны). [19] [40] Британские торговцы основали форт Юкон (родина гвичинов) в 1847 году. Торговые товары с этих постов, возможно, передавались атабаскцам Нижнего и Верхнего Танана через внутрикоренные торговые сети. Прямые контакты между танана-атабасками и белыми торговцами усилились после 1860-х годов. После покупки Аляски Соединенными Штатами в 1867 году контроль над торговыми станциями и торговлей мехом перешел к американцам . В течение 1880-х годов американские торговцы основали несколько дополнительных постов на реках Юкон и Танана, в том числе в Нуклукаете (современная Танана, родина народа Коюкон), Бель-Айл (современный Орел, родина народа Хан) и форте Юкон. [19] Район реки Танана имеет документально подтвержденную евроамериканскую историю продолжительностью менее 130 лет, как и история Танана-атабасков.

Нуча'ла'войя . (или англоязычная Нучалавойя , букв. «Там, где встречаются две реки») [41] ) или Ноочулогойет (букв. «точка полуострова большой реки»). [42] и исторически: Нуклуройит, Нуклавиет, Нуклуклайет, Нукиукахет, Нуклукаит, Нукласият, Нуклукят, Нукелакает, Туклукьет (современная Танана ) был традиционным торговым поселением для атабасков Коюкон и Танана задолго до контакта с европейцами. [43]

С началом евро-американских контактов на внутренней Аляске в начале 19 века торговое влияние и приток нового населения начали менять жизнь в регионе. Модели землепользования сместились от традиционного использования коренными народами к деятельности, основанной на евро-американских экономических и политических системах. Когда евро-американские торговцы (торговцы), шахтеры , миссионеры и исследователи переехали в долину Танана , традиционный образ жизни местных атабаскских групп был нарушен. Доступ к торговым товарам и развитие торговли мехом не только повлияли на традиционную материальную культуру, но также начали существенно влиять на натуральное хозяйство и модели расселения. Точно так же прибытие миссионеров во внутренние районы Аляски оказало глубокое влияние на традиционную социальную организацию. Открытие миссионерских школ для детей коренных народов и доктрина новых религиозных верований способствовали эрозии традиционных экологических знаний и других традиционных практик. [19] [44] После покупки Аляски в 1867 году большая часть Коюкона была обращена либо в католическую, либо в протестантскую конфессию. А к 1900 году практически все атабаски Аляски были христианами, по крайней мере по имени, если не полностью на практике. [45] Эпидемия гриппа в 1920 году унесла жизни одной четверти атабаскского населения Нижнего Танана Ненаны ( Тоготили ). [7]

Охота-собирательство

[ редактировать ]
Дельта реки

Родина танана-атабасков — Dfc типа субарктические бореальные леса Неарктической области, называемые Внутренней Аляскино-Юконской равнинной тайгой . Их земли расположены в двух разных экорегионах : [46]

  1. Юг реки Танана, называемый низменностью Танана-Кускоквим , и этот экорегион образует арку к северу от Аляскинского хребта и Лаймовых холмов. Коренными жителями низменностей являются в основном атабаски койкон, танана и кускоквим. Фэрбенкс , Северный полюс , Ток и Дельта-Джанкшен являются основными населенными пунктами.
  2. Север реки Танана, называемый возвышенностью Юкон-Танана , представляет собой округлые горы и холмы, расположенные между реками Юкон и Танана и охватывающие границу Аляски и территории Юкон. Коренными жителями нагорья являются атабаски Танакросс, Танана и Хан. Основные сообщества — Фокс , Эстер и Орел .

Тананские атабаски были полукочевыми охотниками-собирателями , которые сезонно перемещались в течение года в пределах достаточно четко определенной территории для добычи рыбы, птиц, млекопитающих, ягод и других возобновляемых ресурсов. [6] [7] Территории Тананы в целом представляют собой мозаику открытых и закрытых еловых лесов, покрывающих склон с низким уклоном между Аляскинским хребтом и равнинами и хребтами к северу от реки Танана. [7]

Экономика атабасков Тананы представляет собой смешанную систему существования, основанную на наличных деньгах, как и другие современные добывающие экономики на Аляске. Натуральное хозяйство является основной неденежной системой экономики. Наличные деньги часто являются редким товаром в добывающих экономиках из-за отсутствия возможностей трудоустройства или предполагаемых конфликтов в требованиях оплачиваемой занятости и деятельности по сбору урожая для пропитания. [7] Основное использование диких ресурсов – внутреннее. Использование ресурсов дикой природы во многих деревнях Атабаски осуществляется в основном для внутреннего потребления, поскольку коммерческое рыболовство на Аляске отсутствует. [7] Коммерческое рыболовство и методы отлова контролируются в первую очередь внешними факторами. Система ограниченного въезда в штат, введенная в действие к 1974 году (после ANCSA ), ограничивает количество доступных разрешений на вылов коммерческого лосося (особенно видов тихоокеанского лосося Oncorhynchus для консервного завода по производству лосося ). В Ненане разрешение имеют около трети домохозяйств. Большинство (70%) выборочных домохозяйств имеют разрешение. Те, у кого было разрешение и не занимались рыбной ловлей в коммерческих целях, ловили рыбу для пропитания. [7]

Годовой цикл охоты и собирательства Верхняя Набесна – Чисана (< Guédon 1974) [47]
Ресурс октябрь ноябрь декабрь Ян февраль Мар апрель Может июнь июль август Сентябрь
на дикобраза-карибу Охота
на лося на Аляске Охота
на овец Далла Охота
на кроликов на снегоступах Охота
бобра и ондатры Отлов
на куропаток и тетеревов Охота
Ловля сига
ягод Сбор
Отлов меха

Охота была связана с сезонными перемещениями по тропам и замерзшим рекам, особенно когда группы перемещались между реками и нагорьями. Основными охотничьими животными танана-атабасков являются крупные животные (карибу, лоси и дикие бараны). Наиболее ценным охотничьим животным является карибу (подвиды Rangifer tarandusgranti , Нижнетанана бедзейх , Танакросс вудзих , Верхнетанана удзих ). Это было самое важное пищевое животное в Верхней Танане до прихода инородцев и последующего распада первоначальных моделей кочевничества. [48] Сейчас вокруг него концентрируется экономическая жизнь Верхней Тананы. Животные не только служат источником пищи для туземцев и их собак, но также служат материалом для их одежды, убежищ и лодок, а также сеток для снегоступов , бабишей и сухожилий для их силков, веревок и т.д. найтовы. [17] [49] Охота на карибу происходила в начале и середине лета. Охота на карибу во время осенней миграции включала использование комплексов заборов, загонов и ловушек и была сезонным занятием, имеющим решающее значение для выживания народа Танана. [6] Сегодня большую часть мяса карибу обычно используют в свежем или замороженном виде для дальнейшего использования. [17] Лось . (подвиды Alces alces gigas , Lower Tanana denigi , Tanacross dendîig , Upper Tanana diniign ) — другое важнейшее пищевое животное для танана-атабасков Наиболее распространенный вид деятельности по добыче ресурсов среди атабаскских банд Нижней Тананы. [7] Охота на лося всегда была популярным занятием в современных атабаскских общинах из-за экономической ценности мяса и предпочтения в еде крупной дичи. [7] Охота на лося осенью носила либо индивидуальный, либо групповой характер. Мясо лося ели свежим или консервировали. [6] Банда Мансфельд-Кечумстук из Танакросса использовала несколько методов для охоты на овец Далла (на аляскинском английском просто овцы , Нижняя Танана деба , Танакросс деми , Верхняя Танана диби ) в конце лета и начале осени в местных горных районах или даже на юге, вплоть до гор Ментаста. . Овцы Далла были желанным источником еды и материала для одежды и инструментов. [6]

Перелетные водоплавающие птицы ( утки , гуси , лебеди ) и боровые птицы ( куропатки и тетерева ) были ценным источником свежего мяса. Тетерев ( ряпушка , острохвостый тетерев , рябчик Нижний Танана дейх , Танакросс дейх, чэхтег, цą́ą' ц'ууг , Верхний Танана даих, чахтагн, тсą'ц'уу ) и куропатка ( ивовая куропатка и скальная ) куропатка Нижняя Танана k'orr'eba, ddhełk'ola , Tanacross k'etmah, ddheł k'aal , Верхняя Танана k'atbah ) ловилась оппортунистически в течение всего года с помощью лука и стрел или с помощью ловушек и устройств изгороди-ловушки. Утки и гуси легко ловились во время линьки . Мужчины на берестяных челнах незаметно приближались к водоплавающим птицам в заливах и бухтах и ​​стреляли в них из луков и стрел. Затем женщины и дети ловили птиц и собирали яйца из их гнезд. [6]

Дикие ягоды Аляски из Национального заповедника дикой природы Инноко , смесь настоящих ягод (синий Vaccinium uliginosum и красный Vaccinium vitis-idaea ) и совокупных плодов (красный Rubus arcticus ).

Рыбалка (ручей и река) велась вблизи деревенских участков. Рыба, домашняя и наиболее распространенная, хранилась в больших подземных тайниках. Основными промысловыми видами рыб (Tanacross łuug , Upper Tanana łuugn, łuuk ) являются в основном сиг ( горбатый сиг , круглый сиг Tanacross xełtįį' ) и тихоокеанский лосось ( король (чавыча) Upper Tanana gath , Tanacross łuug chox , красная (нерка) Верхняя Танана. łuugn delt'al , Tanacross łuug delt'el ). Другими видами рыб являются щука (Верхний Танана ch'ulju̱u̱dn , Танакросс uljaaddh ), хариус (Нижний Танана сраджела , Верхний Танана сиджиил , Танакросс виджель ), лингкод (Верхний Танана и Танакросс цаан ) и присоска (Верхний Танана таатс'адн , Танакросс). татс'ахт'ол ). Ловля сига, щуки и хариуса на озерах Мэнсфилд и Фиш-Крик началась поздней весной и продолжалась до середины июля. Это был основной промысловый промысел, и сиг, неизменно надежный источник пищи, имел особенно важное значение. Все участники группы, кроме самых маленьких детей, помогали собирать и обрабатывать улов. Весенний сбор рыбы стал долгожданным изменением в рационе после долгой зимы, когда люди питались в основном сушеной рыбой и мясом. Рыбу, не съеденную свежей, перерабатывали и сушили. сушилки для последующего использования. Как свежую, так и сушеную рыбу варили в кипяченой воде, помещая в берестяную корзину раскаленные камни. [6]

Ель белая ( Picea glauca ) и ель черная ( Picea mariana ) являются доминирующими деревьями, максимальная линия деревьев которых находится на высоте около 4000 футов. только низкорослые ивы и ольхи Выше этого уровня встречаются несколько папоротников , таких как страусиный , лесной , буковый и дубовый . . В низинах растут [11] Начиная с поздней весны и в течение летних и ранних осенних месяцев, и взрослые, и дети собирали разнообразные растения и растительный материал. Фрукты и ягоды (Нижний Танана jega, deneyh, nekotl , Tanacross jêg, ntl'ét, nit-sį' , Верхний Танана jjign, nt'lat, niitsil ), съедобные корни (особенно индийский картофель или дикая морковь Hedysarum alpinum Lower Tanana troth) . [50] ), а различные растения (особенно дикий ревень Polygonum alaskanum ) ели свежими, консервировали для последующего употребления или использовали в лечебных целях. Нижний ( Береста бумажной березы Танана к'ийх , Танакросс и Верхний Танана к'įį ) и еловые корни (Танакросс ксейх ) были нужны для изготовления корзин, сосудов для приготовления пищи, инструментов, люлек , каноэ. [6] Жители Верхней Тананы используют бруснику ( Vaccinium vitis-idaea ) в качестве источника пищи. Ягоды варят с сахаром и мукой до загустения; ешьте сырые ягоды либо просто так, либо смешав их с сахаром, жиром или с их комбинацией; обжарьте их на жире с сахаром или сушеной рыбной икрой; или приготовить из них пироги, варенье и желе. Ягоды также консервируют отдельно или в жире и хранят в берестяной корзине в подземном тайнике или замораживают. [51] Они также используют их в традиционной медицине: едят ягоды или используют ягодный сок при простуде, кашле и ангине. [51]

Танана Родство основано на так называемом родстве ирокезов и отражает матрилинейную клановую систему и важность браков между двоюродными братьями и сестрами . Люди в обществе Танана рождаются в клане своей матери. Их общество было и до сих пор состоит из восьми или девяти матрилинейных кланов, которые организованы в экзогамные фрагменты, называемые Ворон (или Ворона) и Чайка (или Волк). Брак должен был заключаться между мужчиной и женщиной из противоположных родов. [6]

Культура

[ редактировать ]

Анимизм и шаманизм

[ редактировать ]

Исторически и традиционно Танана и все другие атабаски Аляски практикуют анимизм и шаманизм . Анимистическую систему верований, общую для всех групп атабасков на Аляске, можно кратко охарактеризовать следующим образом: все существа и некоторые неодушевленные предметы обладали духами, которые были активными и могущественными компонентами этих существ. Духи позволяли животному знать больше, чем ему сразу казалось очевидным. Таким образом, если бы люди сделали что-то, что не понравилось духу животного, само животное осталось бы в стороне от людей, и люди могли бы умереть с голоду. Существовали очень определенные правила, которым люди должны были следовать при общении с животными, основанные на вере в духи животных. [9]

У аборигенов и в ранние исторические времена шамана называли знахарем или знахаркой. [52] (Танакросс дешен Верхний Танана дишин ) был центральной фигурой религиозной жизни атабасков. Шаман в этой культуре был посредником между мужчиной и женщиной между духами и коренными народами. Магико-религиозные практики включали приметы, заговоры, амулеты, песни, табу и верования о сверхъестественном. Верования и обычаи были связаны с определенными животными, и многие из них были связаны с охотой. Духи животных, по-видимому, преобладали в духовной жизни Тананы. Они считали, что в получеловеке-полуживотном существе проявляется злой дух. Духи оказывали влияние на деятельность живых и направляли мертвых к месту их последнего упокоения. Атабаскские шаманы охраняли людей от воздействия злых духов. Шаман также диагностировал различные болезни и восстанавливал здоровье пострадавшим от злых духов. Шаман также мог оказать ценную услугу скапулимантии , которая предсказывала местонахождение дичи, когда охоты было мало. [11] [53] По словам культурного антрополога Ричарда К. Нельсона (который долгое время жил в атабаскских деревнях на Аляске), атабаскские традиции учат, что все в природе по своей сути духовно и к нему следует относиться с уважением. Это включает в себя не только отказ от отходов, но и следование тщательно продуманному кодексу морали по отношению к растениям, животным и самой земле. Например, если житель Верхней Тананы убивает волка, он никогда не должен прикасаться к нему, пока официально не извинится и не объяснит, что это нужно его семье. [54]

Табу ) (Tanacross injih , Upper Tanana įhjih анимистичны и запрещены. Помимо соблюдения кодекса поведения, люди соблюдали разнообразные табу, призванные предотвратить беду или невезение. Многие из этих табу были связаны с охотой или каким-либо другим аспектом процесса сбора пищи, что подчеркивало важность этих занятий для выживания группы. [6] ворон , журавлей , росомах , лисиц, выдр Ни в коем случае нельзя есть и собак. Головы карибу , лосей и овец Далла нельзя скармливать собакам; такой шаг принес бы охотнику неудачу. Ни кости, ни туши пушных зверей нельзя скармливать собакам и их необходимо спрятать в безопасном месте. Если их достанут собаки, охотник больше не возьмет меха. [6] [48] [49] Женщины детородного возраста не ели медведей (гризли или аляскинского бурого медведя и черного медведя ). [7] Мальчики не могли есть жир вокруг глаз животного до взрослой жизни. [55] Никаких животных, кроме собак, нельзя было содержать в качестве домашних питомцев. [47]

христианство

[ редактировать ]

С внутренними атабасками, по большей части, связались и миссионировали римско-католические (для атабасканцев Коюкона), русские православные (для атабасканцев Денаины, Ахтны, Дег Хитана, Холикачука, Верхнего Кускоквима) и англиканские миссионеры (для гвичских атабасков). 'ин, Хан, Танана атабаски). [56] Христианские миссионеры Епископальной церкви основали церкви и миссии в районе Танана-Атабаскан с начала 1900-х годов. [11] В 1905 году Епископальная церковь, у которой были миссионеры на Аляске, построила епископальную миссию Св. Марка и школу Тортелла ( Тоготили , ныне Ненана) недалеко вверх по реке. В школе-интернате одновременно обучалось около 28 детей разного возраста. [57] Хадсон Стак , архидьякон Юкона, регулярно посещал поселение, входившее в состав территории площадью 250 000 квадратных акров внутренних дел, которой он управлял. Дети коренных атабасков из других общин, таких как Минто , также посещали школу в Ненане. [57]

Атабаскский потлач (Tanacross xtíitl , Верхняя Танана -hotįįł [58] ) или церемония сбора - это церемониальное мероприятие традиционного потлача среди атабаскских народов в середине зимы. Это было одно из мероприятий, на котором встретились люди из разных местных и даже региональных групп. Несколько региональных групп, присутствовавших на потлаче, возможно, говорили на несколько разных диалектах, которые, тем не менее, были достаточно близки друг к другу, чтобы быть взаимопонятными. Важность потлачей в установлении дружеских связей с внешними группами уже обсуждалась: браки и торговые партнерства часто возникали из объединения на потлаче. [9] Потлач обычно длился неделю. Самым сложным из атабаскских потлачей был погребальный потлач (или поминальный потлач, погребальный потлач). Похоронный потлач знаменует отделение умершего от мира и является последним публичным выражением скорби. [59] [60] Поминальные потлачи проводятся членами семьи умершего через год после смерти. Это траурная возможность, а также почтить память умершего. Другие потлачи проводились, чтобы продемонстрировать богатство, процветание или удачливость человека: чем больше потлачей, тем больше богатство. Свежее мясо лося является неотъемлемой частью атабаскского погребального обеда. Сегодня самым известным потлачем является Нучалавойя потлач из родной деревни Танана. [61] Археологические свидетельства потлача найдены на 1000-летнем стоянке Пикапстикс недалеко от Шоу-Крик в долине Средней Тананы. [62]

Литература

[ редактировать ]

Район Верхней Тананы имеет богатую традицию рассказывания историй . Старинные истории известны на многих северных атабаскских языках под разными названиями. Действие происходит в мифические времена, когда животные и люди еще могли общаться. Традиционно истории рассказывали зимой по вечерам в группе и рассказывали для обучения молодежи. [63]

Искусство

[ редактировать ]

Искусство атабасков Тананы классифицируется как искусство коренных народов Аляски . Корзины из бересты — наиболее распространенный вид плетения , изготавливаемого атабаскскими женщинами. Сегодня береста используется в основном для изготовления корзин на продажу и переносок для младенцев. [64]

Аляскинское атабаскское индийское мороженое (Lower Tanananonathdlodi , Tanacross nanehdlaad ) представляет собой похожее на десерт сухое мясо, смешанное с лосиным жиром, и отличается от канадского индийского мороженого коренных народов Британской Колумбии . Один из рецептов индийского мороженого состоял из высушенной и измельченной вырезки, которую смешивали с лосиным жиром в контейнере из бересты до тех пор, пока смесь не становилась легкой и воздушной. [6] Кроме того, общины атабасков Аляски также создают песни для выступлений на потлачах, такие как танцевальные песни, песни потлачей и траурные песни. В рассказах и вкрапленных во фрагменты фольклора частично вспоминаются и старые шаманские песни; их называют «песнями о мороженом», потому что их пели во время приготовления нонатлоди , или «индийского мороженого». [65]

Транспорт

[ редактировать ]

Исторически и традиционно атабаски Аляски используют пешеходный транспорт; путешествуют пешком (зимой на берестяных снегоступах ). Зимой карибу также преследовались индивидуально на снегоступах охотниками с использованием луков и стрел. [49] Женщины-атабаски регулярно носят своих детей с помощью детского ремня. [20] Собаки (Нижняя Танана- лига , Танакросс- лай ) используются во многих атабаскских деревнях в основном для охоты и в качестве вьючных животных. Собачьи упряжки (Lower Tanana xwtl , Tanacross xědl ) — древнее и широко распространенное средство передвижения для эскимосских народов ( юпики северной и северо-западной Аляски западной и центральной Аляски, а также инупиаты ). Когда в середине XIX века торговцы мехом и исследователи, не принадлежащие к коренным народам, впервые путешествовали по реке Юкон и другим внутренним регионам, они также заметили, что несколько групп атабасков, в том числе коюкон, дег-хитан и холикачук, использовали собачьи упряжки. Атабаски, вероятно, переняли эту технику у своих соседей-инупиатов или эскимосов-юпиков. Гвичины, Танана, Атна и другие тянули свои сани и санки вручную, используя собак исключительно для охоты и в качестве вьючных животных. [66] Иногда собак загоняли лосей в забор и силки. [6]

Современные племенные союзы

[ редактировать ]

Исторически атабаскский народ Танана не считал себя живущим « племенами ». Это относительно недавний термин, связанный с политическим признанием со стороны правительства США. [6]

Племенные образования

[ редактировать ]

коренных народов Аляски Племенные образования , являющиеся атабасками Танана, признаны Бюро по делам индейцев США :

Племенные образования Местоположение (родное имя) Этнолингвистическая группа
Родная деревня Минто Минто (Мэн Ти) Нижняя Танана
Ассоциация коренных жителей Ненаны Ненана (Тоготтеле) Нижняя Танана
Деревня Дот Лейк Озеро Дот (Kelt'aaddh Menn' - 'Озеро кувшинок') Танакросс
Деревня Хили Лейк Озеро Хили (Mendees Cheeg - «озеро в устье мелководья») Танакросс
Родная деревня Танакросс Танакросс (Таатс'алтей) Танакросс
Нортвей-Виллидж Нортвей (К'еттин) Верхняя Танана
Родное село Тетлин Тетлин (Теленый) Верхняя Танана

Региональные корпорации коренных жителей Аляски атананцев-атабасков были созданы в 1971 году, когда Конгресс США принял Закон об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA).

Корпорация Native Village Сообщество Родной рег Аляски. Корп. Этнолингвистическая группа
Корпорация Сет-до-йа-ах Минто Дойон, Лимитед Нижняя Танана
Корпорация Тоготтеле Нана Дойон, Лимитед Нижняя Танана
Корпорация Dot Lake Native Дот Лейк Дойон, Лимитед Танакросс
Корпорация Mendas Cha-ag Native Corporation Озеро Хили Дойон, Лимитед Танакросс
Танакросс Инк. Танакросс Дойон, Лимитед Танакросс
Нортвей Natives Inc. Нортвей Дойон, Лимитед Верхняя Танана
Индийская резервация Тетлин Тетлин Дойон, Лимитед Верхняя Танана

Конференция вождей Тананы

[ редактировать ]

Конференция вождей Танана — это традиционный племенной консорциум всех атабасков Центральной Аляски (или внутренних атабасков). [52] ), за исключением атабасков Южной Аляски (или южных атабасков: [52] Денаина и Ахтна ). По широким культурным факторам региональной среды, землепользованию и заселению, а также социальной организации жизнь южных атабасков (Денаина и Ахтна) больше напоминала жизнь других южных коренных народов. На Севере жизнь внутренних атабасков больше напоминала жизнь других северных коренных народов. [52]

  • Субрегион Юкон-Ленд
    • Традиционный совет Минто, Минто , члены группы Минто из Нижней Тананы.
    • Традиционный совет Ненана, Ненана , члены - группа Ненана-Токлат из Нижней Тананы.
  • Субрегион Верхняя Танана
    • Деревенский совет Дот-Лейк, Дот-Лейк , члены банды Мансфельд-Кечумстук из Танакросса.
    • Традиционный совет озера Хили, озеро Хили , членами является группа Хили Ривер-Джозеф из Танакросса.
    • Совет Танакросса ИРА, Танакросс , члены группы Мансфельда-Кечумстука из Танакросса.
    • Ассоциация коренных жителей Ток, Ток , члены группы Мансфельд-Кечумстук из Танакросса.
    • Традиционный совет Нортвея, Нортвей , члены - группа Нижней Набесны Верхней Тананы.
    • Совет Тетлина ИРА, Тетлин , члены - банда Тетлин-Последний Тетлин Верхней Тананы.

Источники языковых материалов на языках Танана.

[ редактировать ]

Нижнетананский язык:

  • Кари, Джеймс 1991. Упражнения на аудирование и письмо на атабаскском языке Нижнего Танана. Фэрбенкс: Центр коренных языков Аляски

Танакросс язык:

  • Арнольд, И.С., Г. Холтон и Р. Томан, 2009. Словарь для учащихся Танакросса.

Верхнетананский язык:

  • Милановский, Пол Г. и Джон, Альфред. 1979. Ниаанигн/Верхний Танана (Тетлин) Младший словарь. Анкоридж: Национальный центр разработки двуязычных материалов.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхней Тананы, Национальный парк и заповедник Врангель-Сент-Элиас . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ номер 325. [ Этот обзор истории и культуры коренных жителей Аляски в верхнем регионе Танана на востоке внутренней части Аляски фокусируется на преимущественно индейских деревнях северных атабасков: Дот-Лейк, Хили-Лейк, Нортвей, Танакросс и Тетлин. ]. Включены только группы Upriver Tanana (Танакросс и Верхняя Танана), исключены группы Downriver Tanana (Нижняя и Средняя Танана).
  1. ^ «Центр коренных языков Аляски: Родные языки Аляски / Статистика населения и говорящих» .
  2. ^ Джеймс Кари (1996). Имена как знаки: «Ручей» и «Гора» в атабаскских языках Аляски . В атабаскских документах в честь Роберта В. Янга под редакцией Л. Елинека, К. Райс и Л. Саксона. Стр. 443–476. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Карта коренных народов и языков Аляски» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 15 марта 2014 г.
  4. ^ Холтон, Гэри. 2010. За картой: Реализация границ языков коренных народов на Аляске. Рабочие документы на атабаскских языках, под ред. С. Таттл и Дж. Спенс, 75–87. (Рабочие документы Центра коренных языков Аляски 8). Фэрбенкс: Родной язык Аляски Фэрбенкс.
  5. ^ «Арктические исследования» . Аляска.si.edu .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхней Тананы, Национальный парк и заповедник Врангель-Сент-Элиас . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ номер 325. [ Этот обзор истории и культуры коренных жителей Аляски в верхнем регионе Танана на востоке внутренней части Аляски фокусируется на преимущественно индейских деревнях северных атабасков: Дот-Лейк, Хили-Лейк, Нортвей, Танакросс и Тетлин. ]
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Энн Шинквин и Марта Кейс (1984). Современные собиратели: использование ресурсов дикой природы в деревне Ненана, Аляска . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ № 91.
  8. ^ Либби Хэлпин (1987). Жизнь за счет земли: современное существование в Тетлине, Аляска . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ № 149.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Сеть знаний коренных народов Аляски: атабаски внутренней Аляски: Раздел социальных исследований для 4-го класса: Приложение A. Автор Патрисия Х. Партноу
  10. ^ Перейти обратно: а б «индейцы атабаски» . www.aaanativearts.com .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д dice.missouri.edu: Описание Тананы. Архивировано 19 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Маккеннан, Роберт А. 1969. Атабаскская группировка и социальная организация на Центральной Аляске. В вкладе в антропологию: оркестровые общества . Дэвид Дамас, изд. стр. 93–114. Бюллетень Национального музея Канады 228. Национальный музей Канады, Оттава.
  13. ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
  14. ^ Центр родного языка Аляски: картирование родных языков Аляски , Гэри Холтон
  15. ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
  16. ^ «Сравнительный список слов аляскинских языков Фердинанда фон Врангеля 1839 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2012 года . Проверено 18 марта 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Дж. Саймон и Кэролайн Л. Браун (2010). Рабочий лист по обычному и традиционному использованию: Стадо карибу Чисана, GMU 12, район Верхняя Танана – Уайт-Ривер
  18. ^ Брюс Эллиот Йохансен; Барри Притцкер (2008). Энциклопедия истории американских индейцев . АВС-КЛИО. стр. 451–. ISBN  978-1-85109-817-0 . Проверено 29 ноября 2011 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гарнизон армии США, Форт Уэйнрайт. План интегрированного управления культурными ресурсами , апрель 2013 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с «Музей Анкориджа: история и культура индейцев атабасков» . Архивировано из оригинала 31 октября 2012 года . Проверено 16 марта 2014 г.
  21. ^ Дене-Енисейский симпозиум , Университет Аляски в Фэрбенксе, февраль 2008 г., по состоянию на 30 марта 2010 г.
  22. ^ Гэри Холтон. Отношения на родном языке Аляски и генеалогические древа
  23. ^ ydli.org: Классифицированный список родных языков Британской Колумбии
  24. ^ Поттер, Б.А. 2008. «Радиоуглеродная хронология Центральной Аляски: технологическая преемственность и экономические изменения». Радиоуглерод 50(2): 181–204.
  25. ^ Пауэрс, В.Р. и Джон Ф. Хоффекер, 1989. «Поселение позднего плейстоцена в долине Ненана, Центральная Аляска». Американская древность 54 (2): 263–287.
  26. ^ Хоффекер, Джон Ф., У.Р. Пауэрс и Т. Гебель, 1993. Колонизация Берингии и заселение Нового Света. Наука 259: 46–53.
  27. ^ Гай Э. Гиббон ​​(главный редактор) с Кеннетом М. Эймсом и др. 1998. Историческая археология доисторической Северной Америки: энциклопедия.
  28. ^ Вест, Ф.Х. 1967. «Участок Доннелли-Ридж и определение раннего комплекса ядра и лезвия на Центральной Аляске». Американская древность 32 (2): 360–382.
  29. ^ Уэст, FH 1975. «Знакомство с комплексом Денали». Арктическая антропология 12: 76–81.
  30. ^ Вест, FH 1981. Археология Берингии . Нью-Йорк: Колумбия Пресс.
  31. ^ Бигелоу, Нью-Хэмпшир и WR Powers. 2001. «Климат, растительность и археология 14 000–9 000 кал. лет назад на Центральной Аляске». Арктическая антропология 38 (2): 171–195.
  32. ^ Лорел Эндрюс, Останки младенцев ледникового периода, обнаруженные во внутренних районах Аляски, одни из старейших в Северной Америке . Диспетчерские новости Аляски . 10 ноября 2014 г.
  33. ^ Андерсон, Д.Д. 1968. «Лагерь каменного века у ворот в Америку». Scientific American 218(6): 24–33.
  34. ^ Андерсон, Д.Д. 1970. «Традиции микроблейдов на северо-западе Аляски». Арктическая антропология (72): 2–16.
  35. ^ Андерсон, Д.Д. 1988. «Луковый портидж: археология стратифицированного участка реки Кобук, северо-запад Аляски». Антропологические документы Университета Аляски . Том 22 (1 и 2), май 1988 г.
  36. ^ Кларк, Д.В. 1981. «Предыстория Западной Субарктики». В «Справочнике североамериканских индейцев: Субарктика», том 6 , Дж. Хелм, с. 120. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  37. ^ Эндрюс, EF 1975. Салча: атабаскская группа реки Танана и ее культура . Магистерская диссертация, Фэрбенкс: факультет антропологии Университета Аляски.
  38. ^ Джин С. Айгнер и Брайан Л. Ганнон (1980) Дельта-Норт - Прудо-Бей: предварительный отчет об археологических исследованиях вдоль предполагаемого газопровода от Дельта-Джанкшен до Прудо-Бей. Архивировано 17 марта 2014 г., в Wayback Machine.
  39. ^ Работы Хьюберта Хоу Бэнкрофта, Том XXXIII: История Аляски 1730–1885. Сан-Франциско, 1886 г.
  40. ^ Парк, почтовый адрес: Wrangell-St Elias National; Центр, заповедник, почтовый ящик 439, миля 106, 8 Richardson Highway Copper; Нас, AK 99573 Телефон: 822-5234 Контакт. «История человечества - Врангель - Национальный парк и заповедник Сент-Элиас (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  41. ^ «ТСС » О нас» . 3 декабря 2019 г.
  42. ^ Джонс, Э. 1986. Этнография коюкон. Исследования Исторической комиссии Аляски по истории, № 17 1. Фэрбенкс: Университет Аляски, Фэрбенкс, Центр коренных языков Аляски. 78 с.
  43. ^ «Исследуй Север» . explorenorth.com .
  44. ^ Маккеннан, РА, 1981. «Танана». В «Справочнике североамериканских индейцев», том 6: Субарктика , Дж. Хелм. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  45. ^ Шеннон Мишель МакНили (2009), Разбалансированные времена года, последствия изменения климата, уязвимость и устойчивая адаптация во внутренней части Аляски , Фэрбенкс, Аляска, август 2009 г.
  46. ^ Раздел IIIB Плана действий по дикой природе: 32 экорегиона Аляски , составленный Департаментом рыболовства и охоты Аляски.
  47. ^ Перейти обратно: а б Гедон, Мари-Франсуаза 1974. Жители Тетлина, почему вы поете? № 9, Серия «Меркурий», Национальный музей человека, Отдел этнологии, Национальные музеи Канады, Оттава.
  48. ^ Перейти обратно: а б Витт, РБ 1971. Охотничьи практики атапасков Верхней Тананы. Кафедра антропологии, диссертация (MA), Университет Аляски.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Маккеннан, Роберт А. 1959. Индейцы Верхней Тананы. Публикации Йельского университета по антропологии, вып. 55, Нью-Хейвен, Коннектикут.
  50. ^ Историческая комиссия Аляски. Предложение назвать географический объект на Аляске
  51. ^ Перейти обратно: а б Кари, Присцилла Русс, 1985, Этноботаника Верхней Тананы, Анкоридж. Историческая комиссия Аляски, стр. 9.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Майк Гаффни 2011. Коренные жители Аляски в традиционные времена: проект культурного профиля . Сеть знаний коренных народов Аляски
  53. ^ Коренные жители Аляски . Грейтленд Графика, 2002, с. 92
  54. ^ Нельсон, Ричард К. 1986. «Люди Ворона» в Дж. Айгнере, Эд. Внутренняя Аляска (Анкоридж: Географическое общество Аляски, 1986)
  55. ^ Пол, Дэвид 1957. Когда Иисус пришел в Танакросс. Черчман Аляски 52 (2): 6–9
  56. ^ Артур Э. Хиплер, 1974. Аляскинская атабаскская техника преодоления злоупотребления алкоголем.
  57. ^ Перейти обратно: а б Путеводитель по коллекции: Миссия Св. Марка, Ненана, Аляска; «Биографическая/историческая справка». Архивировано 29 января 2016 г., в Wayback Machine , 2010 г., Библиотека штата Аляска, по состоянию на 22 сентября 2013 г.
  58. ^ Ольга Ловик и Кора Дэвид 2009. Ямаагн Тишьай наадоди xah nahogndak / Ямаагн Тишай и люди-муравьи . Это сборник рассказов, рассказанных старейшиной Тетлин Корой Дэвид на ее родном языке, атабаскском языке Верхнего Танана. Они были расшифрованы и переведены Ольгой Ловик с помощью Коры Дэвид, Авис Сэм, Роя Сэма и Розы Брюэр.
  59. ^ Уильям Симеоне, История атапасков Аляски , 1982, Историческая комиссия Аляски.
  60. ^ Уильям Симеоне, Винтовки, одеяла и бусы , 1995, University of Oklahoma Press, ISBN   0-8061-2713-9
  61. ^ «Атабасканский» .
  62. ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
  63. ^ Ольга Ловик 2012, Идя как дикобраз, говоря ворона: образный язык на атабаскском языке Верхней Тананы.
  64. ^ Сьюзан В. Фэйр (2006), Искусство коренных народов Аляски: традиции, инновации, преемственность , University of Alaska Press
  65. ^ Сири Г. Таттл, Язык и музыка в песнях Минто, Аляска.
  66. Коллекции коренных жителей Аляски: łeendenaalyoye «собачья упряжь в старом стиле». Архивировано 18 сентября 2013 г., в Wayback Machine (Источник: Clark 1974:141; Hadleigh West 1963:231; Hosley 1981:537; McKennan 1959:91, 1965:41). Мишлер 1995:647; Нельсон 1973:170–173;
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cde9bfda2df9f4e88bd213bde9e9943__1718647560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/43/8cde9bfda2df9f4e88bd213bde9e9943.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanana Athabaskans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)