Атабаскские руки
![]() ![]() Река Танана и атабаскский рыбный лагерь Нижняя Танана в Чене, Аляска , июнь 1997 года. | |
Общая численность населения | |
---|---|
| |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Аляска ) (большинство); Канада ( Юкон ) (меньшинство) | |
Языки | |
Верхний Танана , Нижний Танана , Танакросс , Американский английский (вариант Аляски), | |
Религия | |
Шаманизм (в основном бывший), христианство | |
Родственные этнические группы | |
Другие аляскинские атабаски Особенно Верхний Кускоквим. |

Танана -атабаски , Танана-атабаски или Танана-атапаски — аляскинский атабаскский народ из атабаскоязычной этнолингвистической группы. Они являются коренными обитателями водосборного бассейна реки Танана (на языке Танана Ттхиту , буквально «прямая вода», на языке Коюкон Тене Но , буквально «тропа воды») на востоке центральной Аляски , в Соединенных Штатах и небольшая часть ( первая нация Уайт-Ривер ) жила на Юконе , Канада. называются Атабаскские народы реки Танана на языке Нижней Тананы и Коюкон Ten Hʉt'ænæ (буквально «люди-тропы»), на языке гвич'ин Танан Гвич'ин (буквально «люди реки Танана»). [2] На Аляске, где они самые старые, их три. [3] или четыре [4] [5] группы, идентифицируемые по языкам, на которых они говорят. Это собственно Танана , или Нижняя Танана ( Кохтана ), и/или Средняя Танана, Танакросс или Пересечение Танана ( Кокстин ), и Верхняя Танана ( Кохтиин ). Танана-атабаскская культура — это культура охотников-собирателей с матрилинейной системой. Тананские атабаски вели полукочевой образ жизни и жили в полупостоянных поселениях в низменностях долины Танана . Традиционное землепользование атабасков включает осеннюю охоту на лосей , карибу , овец Далла и мелких наземных животных, а также отлов . У атабасков не было какой-либо формальной племенной организации. Тананские атабаски были строго территориальными и использовали методы охоты и собирательства в своем полукочевом образе жизни и рассредоточенном образе жизни. У каждой небольшой группы из 20–40 человек обычно был центральный зимний лагерь с несколькими сезонными охотничьими и рыболовными стоянками, которые перемещались циклично, в зависимости от сезона и наличия ресурсов. [6] [7] [8] [9] [10]

Их соседями являются другие атабаскоязычные народы: на Аляске Коюкон (север и северо-запад), Гвичин (север и северо-восток), Хан (северо-восток), Денаина (небольшая часть юго-запада) и Ахтна (юг). ; в Канаде Хан (северо-восток) и Северный и Южный Тутчоне (восток). [3] Язык народа Верхнего Кускоквима более тесно связан с языком Нижнего Танана, но не соседним.
Группы
[ редактировать ]
Родину народа Танана-атабасков можно условно разделить на четыре отдельные части. 1) возвышенность Юкон-Танана, впадающая в реку Танана, 2) низменность Нортвей-Танакросс, 3) хребет Восточной Аляски, впадающий в реку Танана, и 4) северные предгорья. [11]
Река Гудпастер , приток реки Танана длиной 91 милю (146 км), считается естественным разрывом в ареале атабаскского языка Танана , отделяя носителей языков Танакросс и Верхний Танана от Нижнего (и Среднего) Танана. говорящие, живущие ниже по течению. [6] [12]
У тананских атабасков существует система матрилинейного родства. [7] Атабаски свободно признавали членство в более крупной двусторонней группе, называемой региональной группой (или диалектной группой ), но более важной социальной единицей была местная группа (или семейная группа , или семейно-охотничьи отряды ). Зимой региональная группа может разделиться на более мелкие группы, называемые местными группами, каждая из которых состоит примерно из четырех нуклеарных семей. Региональная группа может снова встретиться в заранее определенном месте и времени в середине зимы для церемонии сбора, называемой потлач , а затем снова разделиться для бобра и ондатры отлова . [10]
В конце XIX века на родине атабасков Танана проживало двенадцать региональных групп: шесть групп нижнего течения (четыре Нижней Тананы и две Средней Тананы) и шесть групп верхнего течения (две Танакросса и четыре Верхние Танана).
Нижняя Танана
[ редактировать ]Региональные группы Нижней Тананы: (язык: собственный диалект Нижней Тананы ) [13]
- Группа Минто или группа Минто-Флэтс - населяющая территорию Минто-Флэтс и Старого Минто ( Менхти Ксгхоттит ). Соседи: народ гвичин (север), народ коюкон (запад), группа Ненана-Токлат (юго-запад), группа Вуд-Ривер (юго-восток), группа Чена (восток).
- Группа Ненана-Токлат - обитает в районе реки Ненана ( Нина Но' ), долины Ненана и реки Токлат ( Тутл'о Хуно' ). Соседи: народ коюкон (запад), народ денаина (юг), группа минто (север), группа Вуд-Ривер (восток).
- Группа Вуд-Ривер - обитает в районе Вуд-Ривер . Соседи: народ денаина (юг), банда Ненана-Токлат (запад), банды Минто и Чена (север), банда Салча (восток).
- Группа Чена — населяющая район реки Чена и деревни Чено ( Ченоо ) (также бывший район Фэрбенкса ). Соседи: народ гвичин (север), группа Минто (запад), группа Салча (восток).
Средняя Танана
[ редактировать ]Региональные группы Средней Тананы: (язык: вымерший (1993) отдельный диалект Нижней Тананы . Некоторые авторы считают диалект Салча-Гудпастер Нижней Тананы отдельным языком, известным как Средняя Танана. Лингвист Джеймс Кари был активным сторонником Средней Тананы. Танана, относится к прежнему языку групп Салча-Гудпастер вдоль средней реки Танана. [14] )
- Банда Салча(кет) – обитает в районе реки Салча ( Соль Чагет ). Соседи: народ хан (северо-восток), народ ахтна (юг), группа Чена (север), группа Вуд-Ривер (запад), группа Дельта-Гудпастер (восток).
- (Большая) полоса Дельта-Гудпастер - населяет район Большой Дельты , реки Дельта (включая Дельта-Джанкшн и Дельтану ) и реки Гудпастер ( Джииз Чег ). Соседи: народ хан (северо-восток), народ ахтна (юг), группа Салча (север и запад), группа Хили-Ривер-Джозеф (восток). [15]
Танакросс
[ редактировать ]Танакросс (переход Танана; впервые задокументирован Фердинандом фон Врангелем в 1839 году). [16] как Медная река Колчан) региональные группы: (язык: Танакросс )
- Группа реки Хили-Джозеф - населяет бывшую деревню Джозеф ( Tehłuug Ninhdeex Ndiig ), озеро Хили ( Mendees Cheeg ), озеро Джордж ( Nxaal Měnn' ), озеро Сэм (официальное Геологической службы США название - Песчаное озеро - Ch'inchedl Měnn'). ) область. Соседи: группа Дельта-Гудпастер (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), группа Мансфельд-Кечумстук (запад), группа Хили-Ривер-Джозеф (восток).
- Банда Мансфельд-Кечумстук — населяющая ныне Танакросс ( Taats'altęy ) и озеро Дот ( Kelt'aaddh Menn' ), ранее Кетчумсук ( Saagéscheeg ), Москит-Форк, озеро Мэнсфилд ( Dihthâad Měnn' ), Мэнсфилд Мэнсфилд Деревня Циигиин ( Ch'enaa Ndêdh) ), деревня Мэнсфилд ( Dihthâad ), река Робертсон ( Nįhtsiił Ndiig ), река Ток ( Tth'iitiy Nda' ), Ток район . Соседи: полоса Хили-Ривер-Джозеф (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), полоса Тетлин-Ласт Тетлин (восток).
- Дихтаад Кстин Иин («Жители района Мэнсфилд»)
- Яадог Кстин Иин («Люди Кетчумстак», букв. «Жители внутренних районов»).
Верхняя Танана
[ редактировать ]Региональные группы Верхней Тананы: (язык: Верхняя Танана )
- Группа Тетлин-Последний Тетлин - ранее населявшая район Тетлина ( Тетлай ), Последнего Тетлина ( Нах К'анд ) и района озера Тетлин (ныне Тетлин ). Соседи: полоса Мансфельд-Кечумстук (запад), народность Хан (север), народ Ахтна (юг), полоса Нижняя Набесна (восток).
- Полоса Нижняя Набесна — ранее обитавшая в районе Нортвей, Джол, деревни Набесна , ручья Гардинер ( Чиджил Нийн ), реки Набесна (нижняя часть), реки Чисана (нижняя часть) (ныне Нортвей ). Соседи: группа Тетлин-Ласт Тетлин (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), группа Скотти-Крик (восток).
- Группа Скотти-Крик — ранее населявшая район Скотти-Крик (ныне на Аляске Нортвей; в Канаде Уайтхорс, Юкон и Бивер-Крик, Юкон , называемый « Первой нацией Уайт-Ривер» ). Соседи: группа Нижняя Набесна (запад), народ хан (север), народ ахтна (юг), народ северного тутчоне Канады (восток).
- Группа Верхняя Набесна-Верхняя Чисана/Верхняя Чисана-Верхняя Набесна (собственное имя Ддхал Тот иин 'среди горных людей') [17] ) — ранее обитавшие в Набесне , реке Набесне (верховье), реке Чисана (верховье), Кросс-Крик ( Начетай Чиг ), районе Чисаны (ныне Нортвей, Ментаста, Чисточина). Соседи: народ ахтна (запад), другие группы Верхней Тананы (север), народ южного тутчоне Канады (восток).
Предыстория
[ редактировать ]Археологические раскопки на Аляске (Восточная Берингия) — место, где были обнаружены некоторые из самых ранних свидетельств существования палеоиндейцев . [18] Аляска Внутренняя или Внутренняя Аляска была постоянно заселена на протяжении последних 14 000 человек. [19] ~ 12,000 [20] лет, и свидетельства этого континуума человеческой деятельности (предков атабасков) сохранились внутри и вокруг форта Уэйнрайт тренировочных земель . Статус внутренних территорий Аляски свободным ото льда во время последнего ледникового периода обеспечил коридор, соединяющий Берингов сухопутный мост и северо-восточную Азию (Западная Берингия/ Сибирь ) с Северной Америкой. Самые ранние культурные остатки во внутренних районах Аляски, как и на побережье, представляют собой комплексы сколов из каменных пластин возрастом около 10 000 лет, тесно связанные с сибирскими материалами. [20] предложение объединить азиатские енисейские языки Центральной Сибири с американскими языками на-дене (атабаски-эяк-тлинкиты) в дене-енисейскую семью. В феврале 2008 года было опубликовано и хорошо встречено рядом лингвистов [21] Родиной атабаскских языков является северо-запад Канады и юг/восток Аляски. [22] [23]
Внутренней Аляски После первоначальной колонизации археологи обычно делят предысторию на три широкие археологические темы: [24]
Палеоарктическая традиция
[ редактировать ]Палеоарктическая традиция (12 000–6 000 лет назад) — это термин, который сейчас обычно используется археологами для обозначения самых ранних оседлых людей, известных со всей Аляски. На Внутренней Аляске палеоарктическая традиция исторически включала два культурных подразделения, называемых комплексами Ненана и Денали.
Ненана комплекс
[ редактировать ]Комплекс Ненаны был описан У. Р. Пауэрсом и Джоном Ф. Хоффекером. [19] [25] Комплекс Ненана зародился примерно 11 000 лет назад. Он широко считается частью палеоиндийской традиции и вероятным берингийским прародителем комплекса Хлодвига . [26] [27] Многие археологические памятники комплекса Ненана расположены в долине Танана : Брокен-Мамонт , Чагуотер , Доннелли-Ридж, озеро Хили , Мид и Суон-Пойнт . [19]
Комплекс Денали
[ редактировать ]Комплекс Денали, датируемый примерно 10 500–8 000 лет назад, первоначально был определен Ф. Х. Уэстом. [28] [29] [30] Некоторые археологические памятники комплекса Денали: гора Хейс, мыс Суон и река Герстл. Технологии Ненана и Денали сохранились на центральной Аляске на протяжении всего голоцена . Взаимосвязь между предлагаемыми комплексами Ненана и Денали до сих пор не решена. [19] Бореальный лес на внутренней Аляске ( тайга внутренней равнины Аляски и Юкона в регионе Танана и тайга Медного плато в регионе Ахтна) образовался 8000 лет назад. [31]
Два младенца ледникового периода, обнаруженные в древнем жилом лагере ( участок реки Апвард-Сан-Ривер был впервые обнаружен в 2006 году) на внутренней Аляске, недалеко от реки Танана к востоку от Фэрбенкса, являются старейшими человеческими останками, когда-либо найденными в североамериканской Арктике и Субарктике, а также среди старейший из обнаруженных на всем континенте, по данным исследователей из Университета Аляски в Фэрбенксе . Обнаруженные в 2013 году останки двух младенцев датируются 11 500 лет назад, ближе к концу последнего ледникового периода . [32]
Северная архаическая традиция
[ редактировать ]Северная архаическая традиция процветала 6–1000 лет назад. Плотность поселений снова увеличилась примерно 6000 лет назад во внутренних районах Аляски. Этот рост населения примерно совпадает с Северной Архаической Традицией и появлением наконечников снарядов с боковыми надрезами. Дуглас Д. Андерсон [33] [34] Первоначально Северная архаическая традиция была определена специально для рассмотрения стратиграфических горизонтов с выемками и точечными опорами, которые не содержали микропластин на стоянке Луковый Портедж ( Археологический район Луковый Портедж племен Кобук Малимиут региона инупиатов ) [35] на севере Аляски. Комплексы с зазубринами встречаются во многих местах внутренней Аляски, в том числе более дюжины на землях форта Уэйнрайт армии США. На нескольких участках, в том числе на раскопанном участке озера Банджо в тренировочной зоне Доннелли, также были получены даты среднего голоцена из древесного угля. Даты возрастом от 6300 до 6700 лет из озера Банджо также были связаны с компонентом микропластин. [19]
Атабаскская традиция
[ редактировать ]Атабаскская традиция процветала 1300–800 лет назад. Лингвистические данные позволяют предположить, что атабаскская культура могла появиться в долине Танана еще 2500 лет назад. Благодаря этнографии , устной истории и широкому спектру культурных ценностей удалось многое узнать об атабаскской культуре и истории региона. Артефакты, связанные с атабаскской культурой, исключительно разнообразны и включают наконечники из костей и рогов, рыболовные крючки, бусы, пуговицы, берестяные подносы и игровые предметы из кости. В регионе Верхняя Танана самородная медь (от торговли с народом ахтна или «медными индейцами») была доступна и использовалась в дополнение к традиционным типам материалов для изготовления таких инструментов, как ножи, наконечники для метательных снарядов, шила, украшения и топоры. [19] [36] Поздняя доисторическая оккупация атабасков обнаружена на нескольких участках внутри и вокруг гарнизона армии США, тренировочных полигонов форта Уэйнрайт. [37] Атабаскская традиция включает поздние доисторические и протоисторические культуры, которые обычно считаются предками атабаскских племен, населяющих в настоящее время внутренние районы Аляски. Раскопанные атабаскские памятники редки, но ограниченный объем свидетельств позволяет сделать несколько обобщений. Модели расселения атабасков во многом зависели от наличия ресурсов существования, а внутренние банды вели кочевой образ жизни. [19]

История
[ редактировать ]Эрнест С. Берч (1980) определил схему из четырех периодов, отражающую основные исторические события и их влияние на коренных жителей Аляски (аляскинских эскимосов и атабаскских народов): [38]
- Ранний исторический период (1816–1838 гг.) — это самый ранний контакт с туземцами, который можно отсчитывать от исследовательской прибрежной экспедиции Джеймса Кука в 1778 году.
- Период фрагментации (1838–1897) стал свидетелем далеко идущих разрушений и изменений в традиционном образе жизни коренных жителей и моделях расселения.
- Колониальный период (1898–1960 гг.) отмечен резким притоком большого количества инородных народов в эпоху золотой лихорадки .
- Период рассмотрения претензий коренных народов (1960–1977 гг.) приходится на период до и после принятия Закона об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA).
Русские торговцы мехом (и промышленники [По мнению американского историка и этнолога Хьюберта Хоу Бэнкрофта , сами казаки представляли собой легкий отряд, но им предшествовал еще более легкий летающий авангард, называемый промышленниками , своего рода русские coureurs des bois . [39] ] для североамериканской торговли мехом и морской торговли мехом ), периода Русской Америки (1733–1867), начал заселять Внутреннюю Аляску, начиная с 1810-х годов, основав торговый пост в Нулато на реке Юкон (родины Коюкона) и один ( 1819 года в Медном форте ) в Тарале (рус. Тарал, родное имя Ахтны Тагаэльден ) на Медной реке (родины Ахтны). [19] [40] Британские торговцы основали форт Юкон (родина гвичинов) в 1847 году. Торговые товары с этих постов, возможно, передавались атабаскцам Нижнего и Верхнего Танана через внутрикоренные торговые сети. Прямые контакты между танана-атабасками и белыми торговцами усилились после 1860-х годов. После покупки Аляски Соединенными Штатами в 1867 году контроль над торговыми станциями и торговлей мехом перешел к американцам . В течение 1880-х годов американские торговцы основали несколько дополнительных постов на реках Юкон и Танана, в том числе в Нуклукаете (современная Танана, родина народа Коюкон), Бель-Айл (современный Орел, родина народа Хан) и форте Юкон. [19] Район реки Танана имеет документально подтвержденную евроамериканскую историю продолжительностью менее 130 лет, как и история Танана-атабасков.
Нуча'ла'войя . (или англоязычная Нучалавойя , букв. «Там, где встречаются две реки») [41] ) или Ноочулогойет (букв. «точка полуострова большой реки»). [42] и исторически: Нуклуройит, Нуклавиет, Нуклуклайет, Нукиукахет, Нуклукаит, Нукласият, Нуклукят, Нукелакает, Туклукьет (современная Танана ) был традиционным торговым поселением для атабасков Коюкон и Танана задолго до контакта с европейцами. [43]
С началом евро-американских контактов на внутренней Аляске в начале 19 века торговое влияние и приток нового населения начали менять жизнь в регионе. Модели землепользования сместились от традиционного использования коренными народами к деятельности, основанной на евро-американских экономических и политических системах. Когда евро-американские торговцы (торговцы), шахтеры , миссионеры и исследователи переехали в долину Танана , традиционный образ жизни местных атабаскских групп был нарушен. Доступ к торговым товарам и развитие торговли мехом не только повлияли на традиционную материальную культуру, но также начали существенно влиять на натуральное хозяйство и модели расселения. Точно так же прибытие миссионеров во внутренние районы Аляски оказало глубокое влияние на традиционную социальную организацию. Открытие миссионерских школ для детей коренных народов и доктрина новых религиозных верований способствовали эрозии традиционных экологических знаний и других традиционных практик. [19] [44] После покупки Аляски в 1867 году большая часть Коюкона была обращена либо в католическую, либо в протестантскую конфессию. А к 1900 году практически все атабаски Аляски были христианами, по крайней мере по имени, если не полностью на практике. [45] Эпидемия гриппа в 1920 году унесла жизни одной четверти атабаскского населения Нижнего Танана Ненаны ( Тоготили ). [7]
Охота-собирательство
[ редактировать ]
Родина танана-атабасков — Dfc типа субарктические бореальные леса Неарктической области, называемые Внутренней Аляскино-Юконской равнинной тайгой . Их земли расположены в двух разных экорегионах : [46]
- Юг реки Танана, называемый низменностью Танана-Кускоквим , и этот экорегион образует арку к северу от Аляскинского хребта и Лаймовых холмов. Коренными жителями низменностей являются в основном атабаски койкон, танана и кускоквим. Фэрбенкс , Северный полюс , Ток и Дельта-Джанкшен являются основными населенными пунктами.
- Север реки Танана, называемый возвышенностью Юкон-Танана , представляет собой округлые горы и холмы, расположенные между реками Юкон и Танана и охватывающие границу Аляски и территории Юкон. Коренными жителями нагорья являются атабаски Танакросс, Танана и Хан. Основные сообщества — Фокс , Эстер и Орел .
Тананские атабаски были полукочевыми охотниками-собирателями , которые сезонно перемещались в течение года в пределах достаточно четко определенной территории для добычи рыбы, птиц, млекопитающих, ягод и других возобновляемых ресурсов. [6] [7] Территории Тананы в целом представляют собой мозаику открытых и закрытых еловых лесов, покрывающих склон с низким уклоном между Аляскинским хребтом и равнинами и хребтами к северу от реки Танана. [7]
Экономика атабасков Тананы представляет собой смешанную систему существования, основанную на наличных деньгах, как и другие современные добывающие экономики на Аляске. Натуральное хозяйство является основной неденежной системой экономики. Наличные деньги часто являются редким товаром в добывающих экономиках из-за отсутствия возможностей трудоустройства или предполагаемых конфликтов в требованиях оплачиваемой занятости и деятельности по сбору урожая для пропитания. [7] Основное использование диких ресурсов – внутреннее. Использование ресурсов дикой природы во многих деревнях Атабаски осуществляется в основном для внутреннего потребления, поскольку коммерческое рыболовство на Аляске отсутствует. [7] Коммерческое рыболовство и методы отлова контролируются в первую очередь внешними факторами. Система ограниченного въезда в штат, введенная в действие к 1974 году (после ANCSA ), ограничивает количество доступных разрешений на вылов коммерческого лосося (особенно видов тихоокеанского лосося Oncorhynchus для консервного завода по производству лосося ). В Ненане разрешение имеют около трети домохозяйств. Большинство (70%) выборочных домохозяйств имеют разрешение. Те, у кого было разрешение и не занимались рыбной ловлей в коммерческих целях, ловили рыбу для пропитания. [7]
Ресурс | октябрь | ноябрь | декабрь | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
на дикобраза-карибу Охота | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||
на лося на Аляске Охота | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||
на овец Далла Охота | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||||
на кроликов на снегоступах Охота | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||||
бобра и ондатры Отлов | ![]() | ![]() | ||||||||||
на куропаток и тетеревов Охота | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Ловля сига | ![]() | ![]() | ||||||||||
ягод Сбор | ![]() | ![]() | ||||||||||
Отлов меха | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Охота была связана с сезонными перемещениями по тропам и замерзшим рекам, особенно когда группы перемещались между реками и нагорьями. Основными охотничьими животными танана-атабасков являются крупные животные (карибу, лоси и дикие бараны). Наиболее ценным охотничьим животным является карибу (подвиды Rangifer tarandusgranti , Нижнетанана бедзейх , Танакросс вудзих , Верхнетанана удзих ). Это было самое важное пищевое животное в Верхней Танане до прихода инородцев и последующего распада первоначальных моделей кочевничества. [48] Сейчас вокруг него концентрируется экономическая жизнь Верхней Тананы. Животные не только служат источником пищи для туземцев и их собак, но также служат материалом для их одежды, убежищ и лодок, а также сеток для снегоступов , бабишей и сухожилий для их силков, веревок и т.д. найтовы. [17] [49] Охота на карибу происходила в начале и середине лета. Охота на карибу во время осенней миграции включала использование комплексов заборов, загонов и ловушек и была сезонным занятием, имеющим решающее значение для выживания народа Танана. [6] Сегодня большую часть мяса карибу обычно используют в свежем или замороженном виде для дальнейшего использования. [17] Лось . (подвиды Alces alces gigas , Lower Tanana denigi , Tanacross dendîig , Upper Tanana diniign ) — другое важнейшее пищевое животное для танана-атабасков Наиболее распространенный вид деятельности по добыче ресурсов среди атабаскских банд Нижней Тананы. [7] Охота на лося всегда была популярным занятием в современных атабаскских общинах из-за экономической ценности мяса и предпочтения в еде крупной дичи. [7] Охота на лося осенью носила либо индивидуальный, либо групповой характер. Мясо лося ели свежим или консервировали. [6] Банда Мансфельд-Кечумстук из Танакросса использовала несколько методов для охоты на овец Далла (на аляскинском английском просто овцы , Нижняя Танана деба , Танакросс деми , Верхняя Танана диби ) в конце лета и начале осени в местных горных районах или даже на юге, вплоть до гор Ментаста. . Овцы Далла были желанным источником еды и материала для одежды и инструментов. [6]
Перелетные водоплавающие птицы ( утки , гуси , лебеди ) и боровые птицы ( куропатки и тетерева ) были ценным источником свежего мяса. Тетерев ( ряпушка , острохвостый тетерев , рябчик Нижний Танана дейх , Танакросс дейх, чэхтег, цą́ą' ц'ууг , Верхний Танана даих, чахтагн, тсą'ц'уу ) и куропатка ( ивовая куропатка и скальная ) куропатка Нижняя Танана k'orr'eba, ddhełk'ola , Tanacross k'etmah, ddheł k'aal , Верхняя Танана k'atbah ) ловилась оппортунистически в течение всего года с помощью лука и стрел или с помощью ловушек и устройств изгороди-ловушки. Утки и гуси легко ловились во время линьки . Мужчины на берестяных челнах незаметно приближались к водоплавающим птицам в заливах и бухтах и стреляли в них из луков и стрел. Затем женщины и дети ловили птиц и собирали яйца из их гнезд. [6]

Рыбалка (ручей и река) велась вблизи деревенских участков. Рыба, домашняя и наиболее распространенная, хранилась в больших подземных тайниках. Основными промысловыми видами рыб (Tanacross łuug , Upper Tanana łuugn, łuuk ) являются в основном сиг ( горбатый сиг , круглый сиг Tanacross xełtįį' ) и тихоокеанский лосось ( король (чавыча) Upper Tanana gath , Tanacross łuug chox , красная (нерка) Верхняя Танана. łuugn delt'al , Tanacross łuug delt'el ). Другими видами рыб являются щука (Верхний Танана ch'ulju̱u̱dn , Танакросс uljaaddh ), хариус (Нижний Танана сраджела , Верхний Танана сиджиил , Танакросс виджель ), лингкод (Верхний Танана и Танакросс цаан ) и присоска (Верхний Танана таатс'адн , Танакросс). татс'ахт'ол ). Ловля сига, щуки и хариуса на озерах Мэнсфилд и Фиш-Крик началась поздней весной и продолжалась до середины июля. Это был основной промысловый промысел, и сиг, неизменно надежный источник пищи, имел особенно важное значение. Все участники группы, кроме самых маленьких детей, помогали собирать и обрабатывать улов. Весенний сбор рыбы стал долгожданным изменением в рационе после долгой зимы, когда люди питались в основном сушеной рыбой и мясом. Рыбу, не съеденную свежей, перерабатывали и сушили. сушилки для последующего использования. Как свежую, так и сушеную рыбу варили в кипяченой воде, помещая в берестяную корзину раскаленные камни. [6]
Ель белая ( Picea glauca ) и ель черная ( Picea mariana ) являются доминирующими деревьями, максимальная линия деревьев которых находится на высоте около 4000 футов. только низкорослые ивы и ольхи Выше этого уровня встречаются несколько папоротников , таких как страусиный , лесной , буковый и дубовый . . В низинах растут [11] Начиная с поздней весны и в течение летних и ранних осенних месяцев, и взрослые, и дети собирали разнообразные растения и растительный материал. Фрукты и ягоды (Нижний Танана jega, deneyh, nekotl , Tanacross jêg, ntl'ét, nit-sį' , Верхний Танана jjign, nt'lat, niitsil ), съедобные корни (особенно индийский картофель или дикая морковь Hedysarum alpinum Lower Tanana troth) . [50] ), а различные растения (особенно дикий ревень Polygonum alaskanum ) ели свежими, консервировали для последующего употребления или использовали в лечебных целях. Нижний ( Береста бумажной березы Танана к'ийх , Танакросс и Верхний Танана к'įį ) и еловые корни (Танакросс ксейх ) были нужны для изготовления корзин, сосудов для приготовления пищи, инструментов, люлек , каноэ. [6] Жители Верхней Тананы используют бруснику ( Vaccinium vitis-idaea ) в качестве источника пищи. Ягоды варят с сахаром и мукой до загустения; ешьте сырые ягоды либо просто так, либо смешав их с сахаром, жиром или с их комбинацией; обжарьте их на жире с сахаром или сушеной рыбной икрой; или приготовить из них пироги, варенье и желе. Ягоды также консервируют отдельно или в жире и хранят в берестяной корзине в подземном тайнике или замораживают. [51] Они также используют их в традиционной медицине: едят ягоды или используют ягодный сок при простуде, кашле и ангине. [51]
Родство
[ редактировать ]Танана Родство основано на так называемом родстве ирокезов и отражает матрилинейную клановую систему и важность браков между двоюродными братьями и сестрами . Люди в обществе Танана рождаются в клане своей матери. Их общество было и до сих пор состоит из восьми или девяти матрилинейных кланов, которые организованы в экзогамные фрагменты, называемые Ворон (или Ворона) и Чайка (или Волк). Брак должен был заключаться между мужчиной и женщиной из противоположных родов. [6]
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Анимизм и шаманизм
[ редактировать ]Исторически и традиционно Танана и все другие атабаски Аляски практикуют анимизм и шаманизм . Анимистическую систему верований, общую для всех групп атабасков на Аляске, можно кратко охарактеризовать следующим образом: все существа и некоторые неодушевленные предметы обладали духами, которые были активными и могущественными компонентами этих существ. Духи позволяли животному знать больше, чем ему сразу казалось очевидным. Таким образом, если бы люди сделали что-то, что не понравилось духу животного, само животное осталось бы в стороне от людей, и люди могли бы умереть с голоду. Существовали очень определенные правила, которым люди должны были следовать при общении с животными, основанные на вере в духи животных. [9]
У аборигенов и в ранние исторические времена шамана называли знахарем или знахаркой. [52] (Танакросс дешен Верхний Танана дишин ) был центральной фигурой религиозной жизни атабасков. Шаман в этой культуре был посредником между мужчиной и женщиной между духами и коренными народами. Магико-религиозные практики включали приметы, заговоры, амулеты, песни, табу и верования о сверхъестественном. Верования и обычаи были связаны с определенными животными, и многие из них были связаны с охотой. Духи животных, по-видимому, преобладали в духовной жизни Тананы. Они считали, что в получеловеке-полуживотном существе проявляется злой дух. Духи оказывали влияние на деятельность живых и направляли мертвых к месту их последнего упокоения. Атабаскские шаманы охраняли людей от воздействия злых духов. Шаман также диагностировал различные болезни и восстанавливал здоровье пострадавшим от злых духов. Шаман также мог оказать ценную услугу скапулимантии , которая предсказывала местонахождение дичи, когда охоты было мало. [11] [53] По словам культурного антрополога Ричарда К. Нельсона (который долгое время жил в атабаскских деревнях на Аляске), атабаскские традиции учат, что все в природе по своей сути духовно и к нему следует относиться с уважением. Это включает в себя не только отказ от отходов, но и следование тщательно продуманному кодексу морали по отношению к растениям, животным и самой земле. Например, если житель Верхней Тананы убивает волка, он никогда не должен прикасаться к нему, пока официально не извинится и не объяснит, что это нужно его семье. [54]
Табу ) (Tanacross injih , Upper Tanana įhjih анимистичны и запрещены. Помимо соблюдения кодекса поведения, люди соблюдали разнообразные табу, призванные предотвратить беду или невезение. Многие из этих табу были связаны с охотой или каким-либо другим аспектом процесса сбора пищи, что подчеркивало важность этих занятий для выживания группы. [6] ворон , журавлей , росомах , лисиц, выдр Ни в коем случае нельзя есть и собак. Головы карибу , лосей и овец Далла нельзя скармливать собакам; такой шаг принес бы охотнику неудачу. Ни кости, ни туши пушных зверей нельзя скармливать собакам и их необходимо спрятать в безопасном месте. Если их достанут собаки, охотник больше не возьмет меха. [6] [48] [49] Женщины детородного возраста не ели медведей (гризли или аляскинского бурого медведя и черного медведя ). [7] Мальчики не могли есть жир вокруг глаз животного до взрослой жизни. [55] Никаких животных, кроме собак, нельзя было содержать в качестве домашних питомцев. [47]
христианство
[ редактировать ]С внутренними атабасками, по большей части, связались и миссионировали римско-католические (для атабасканцев Коюкона), русские православные (для атабасканцев Денаины, Ахтны, Дег Хитана, Холикачука, Верхнего Кускоквима) и англиканские миссионеры (для гвичских атабасков). 'ин, Хан, Танана атабаски). [56] Христианские миссионеры Епископальной церкви основали церкви и миссии в районе Танана-Атабаскан с начала 1900-х годов. [11] В 1905 году Епископальная церковь, у которой были миссионеры на Аляске, построила епископальную миссию Св. Марка и школу Тортелла ( Тоготили , ныне Ненана) недалеко вверх по реке. В школе-интернате одновременно обучалось около 28 детей разного возраста. [57] Хадсон Стак , архидьякон Юкона, регулярно посещал поселение, входившее в состав территории площадью 250 000 квадратных акров внутренних дел, которой он управлял. Дети коренных атабасков из других общин, таких как Минто , также посещали школу в Ненане. [57]
Потлачи
[ редактировать ]Атабаскский потлач (Tanacross xtíitl , Верхняя Танана -hotįįł [58] ) или церемония сбора - это церемониальное мероприятие традиционного потлача среди атабаскских народов в середине зимы. Это было одно из мероприятий, на котором встретились люди из разных местных и даже региональных групп. Несколько региональных групп, присутствовавших на потлаче, возможно, говорили на несколько разных диалектах, которые, тем не менее, были достаточно близки друг к другу, чтобы быть взаимопонятными. Важность потлачей в установлении дружеских связей с внешними группами уже обсуждалась: браки и торговые партнерства часто возникали из объединения на потлаче. [9] Потлач обычно длился неделю. Самым сложным из атабаскских потлачей был погребальный потлач (или поминальный потлач, погребальный потлач). Похоронный потлач знаменует отделение умершего от мира и является последним публичным выражением скорби. [59] [60] Поминальные потлачи проводятся членами семьи умершего через год после смерти. Это траурная возможность, а также почтить память умершего. Другие потлачи проводились, чтобы продемонстрировать богатство, процветание или удачливость человека: чем больше потлачей, тем больше богатство. Свежее мясо лося является неотъемлемой частью атабаскского погребального обеда. Сегодня самым известным потлачем является Нучалавойя потлач из родной деревни Танана. [61] Археологические свидетельства потлача найдены на 1000-летнем стоянке Пикапстикс недалеко от Шоу-Крик в долине Средней Тананы. [62]
Литература
[ редактировать ]Район Верхней Тананы имеет богатую традицию рассказывания историй . Старинные истории известны на многих северных атабаскских языках под разными названиями. Действие происходит в мифические времена, когда животные и люди еще могли общаться. Традиционно истории рассказывали зимой по вечерам в группе и рассказывали для обучения молодежи. [63]
Искусство
[ редактировать ]Искусство атабасков Тананы классифицируется как искусство коренных народов Аляски . Корзины из бересты — наиболее распространенный вид плетения , изготавливаемого атабаскскими женщинами. Сегодня береста используется в основном для изготовления корзин на продажу и переносок для младенцев. [64]
Кухня
[ редактировать ]Аляскинское атабаскское индийское мороженое (Lower Tanananonathdlodi , Tanacross nanehdlaad ) представляет собой похожее на десерт сухое мясо, смешанное с лосиным жиром, и отличается от канадского индийского мороженого коренных народов Британской Колумбии . Один из рецептов индийского мороженого состоял из высушенной и измельченной вырезки, которую смешивали с лосиным жиром в контейнере из бересты до тех пор, пока смесь не становилась легкой и воздушной. [6] Кроме того, общины атабасков Аляски также создают песни для выступлений на потлачах, такие как танцевальные песни, песни потлачей и траурные песни. В рассказах и вкрапленных во фрагменты фольклора частично вспоминаются и старые шаманские песни; их называют «песнями о мороженом», потому что их пели во время приготовления нонатлоди , или «индийского мороженого». [65]
Транспорт
[ редактировать ]Исторически и традиционно атабаски Аляски используют пешеходный транспорт; путешествуют пешком (зимой на берестяных снегоступах ). Зимой карибу также преследовались индивидуально на снегоступах охотниками с использованием луков и стрел. [49] Женщины-атабаски регулярно носят своих детей с помощью детского ремня. [20] Собаки (Нижняя Танана- лига , Танакросс- лай ) используются во многих атабаскских деревнях в основном для охоты и в качестве вьючных животных. Собачьи упряжки (Lower Tanana xwtl , Tanacross xědl ) — древнее и широко распространенное средство передвижения для эскимосских народов ( юпики северной и северо-западной Аляски западной и центральной Аляски, а также инупиаты ). Когда в середине XIX века торговцы мехом и исследователи, не принадлежащие к коренным народам, впервые путешествовали по реке Юкон и другим внутренним регионам, они также заметили, что несколько групп атабасков, в том числе коюкон, дег-хитан и холикачук, использовали собачьи упряжки. Атабаски, вероятно, переняли эту технику у своих соседей-инупиатов или эскимосов-юпиков. Гвичины, Танана, Атна и другие тянули свои сани и санки вручную, используя собак исключительно для охоты и в качестве вьючных животных. [66] Иногда собак загоняли лосей в забор и силки. [6]
Современные племенные союзы
[ редактировать ]Исторически атабаскский народ Танана не считал себя живущим « племенами ». Это относительно недавний термин, связанный с политическим признанием со стороны правительства США. [6]
Племенные образования
[ редактировать ]коренных народов Аляски Племенные образования , являющиеся атабасками Танана, признаны Бюро по делам индейцев США :
Племенные образования | Местоположение (родное имя) | Этнолингвистическая группа |
---|---|---|
Родная деревня Минто | Минто (Мэн Ти) | Нижняя Танана |
Ассоциация коренных жителей Ненаны | Ненана (Тоготтеле) | Нижняя Танана |
Деревня Дот Лейк | Озеро Дот (Kelt'aaddh Menn' - 'Озеро кувшинок') | Танакросс |
Деревня Хили Лейк | Озеро Хили (Mendees Cheeg - «озеро в устье мелководья») | Танакросс |
Родная деревня Танакросс | Танакросс (Таатс'алтей) | Танакросс |
Нортвей-Виллидж | Нортвей (К'еттин) | Верхняя Танана |
Родное село Тетлин | Тетлин (Теленый) | Верхняя Танана |
АНКА
[ редактировать ]Региональные корпорации коренных жителей Аляски атананцев-атабасков были созданы в 1971 году, когда Конгресс США принял Закон об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA).
Корпорация Native Village | Сообщество | Родной рег Аляски. Корп. | Этнолингвистическая группа |
---|---|---|---|
Корпорация Сет-до-йа-ах | Минто | Дойон, Лимитед | Нижняя Танана |
Корпорация Тоготтеле | Нана | Дойон, Лимитед | Нижняя Танана |
Корпорация Dot Lake Native | Дот Лейк | Дойон, Лимитед | Танакросс |
Корпорация Mendas Cha-ag Native Corporation | Озеро Хили | Дойон, Лимитед | Танакросс |
Танакросс Инк. | Танакросс | Дойон, Лимитед | Танакросс |
Нортвей Natives Inc. | Нортвей | Дойон, Лимитед | Верхняя Танана |
Индийская резервация Тетлин | Тетлин | Дойон, Лимитед | Верхняя Танана |
Конференция вождей Тананы
[ редактировать ]Конференция вождей Танана — это традиционный племенной консорциум всех атабасков Центральной Аляски (или внутренних атабасков). [52] ), за исключением атабасков Южной Аляски (или южных атабасков: [52] Денаина и Ахтна ). По широким культурным факторам региональной среды, землепользованию и заселению, а также социальной организации жизнь южных атабасков (Денаина и Ахтна) больше напоминала жизнь других южных коренных народов. На Севере жизнь внутренних атабасков больше напоминала жизнь других северных коренных народов. [52]
- Субрегион Юкон-Ленд
- Субрегион Верхняя Танана
- Деревенский совет Дот-Лейк, Дот-Лейк , члены банды Мансфельд-Кечумстук из Танакросса.
- Традиционный совет озера Хили, озеро Хили , членами является группа Хили Ривер-Джозеф из Танакросса.
- Совет Танакросса ИРА, Танакросс , члены группы Мансфельда-Кечумстука из Танакросса.
- Ассоциация коренных жителей Ток, Ток , члены группы Мансфельд-Кечумстук из Танакросса.
- Традиционный совет Нортвея, Нортвей , члены - группа Нижней Набесны Верхней Тананы.
- Совет Тетлина ИРА, Тетлин , члены - банда Тетлин-Последний Тетлин Верхней Тананы.
Источники языковых материалов на языках Танана.
[ редактировать ]Нижнетананский язык:
- Кари, Джеймс 1991. Упражнения на аудирование и письмо на атабаскском языке Нижнего Танана. Фэрбенкс: Центр коренных языков Аляски
Танакросс язык:
- Арнольд, И.С., Г. Холтон и Р. Томан, 2009. Словарь для учащихся Танакросса.
Верхнетананский язык:
- Милановский, Пол Г. и Джон, Альфред. 1979. Ниаанигн/Верхний Танана (Тетлин) Младший словарь. Анкоридж: Национальный центр разработки двуязычных материалов.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхней Тананы, Национальный парк и заповедник Врангель-Сент-Элиас . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ номер 325. [ Этот обзор истории и культуры коренных жителей Аляски в верхнем регионе Танана на востоке внутренней части Аляски фокусируется на преимущественно индейских деревнях северных атабасков: Дот-Лейк, Хили-Лейк, Нортвей, Танакросс и Тетлин. ]. Включены только группы Upriver Tanana (Танакросс и Верхняя Танана), исключены группы Downriver Tanana (Нижняя и Средняя Танана).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Центр коренных языков Аляски: Родные языки Аляски / Статистика населения и говорящих» .
- ^ Джеймс Кари (1996). Имена как знаки: «Ручей» и «Гора» в атабаскских языках Аляски . В атабаскских документах в честь Роберта В. Янга под редакцией Л. Елинека, К. Райс и Л. Саксона. Стр. 443–476. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
- ^ Перейти обратно: а б «Карта коренных народов и языков Аляски» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Холтон, Гэри. 2010. За картой: Реализация границ языков коренных народов на Аляске. Рабочие документы на атабаскских языках, под ред. С. Таттл и Дж. Спенс, 75–87. (Рабочие документы Центра коренных языков Аляски 8). Фэрбенкс: Родной язык Аляски Фэрбенкс.
- ^ «Арктические исследования» . Аляска.si.edu .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхней Тананы, Национальный парк и заповедник Врангель-Сент-Элиас . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ номер 325. [ Этот обзор истории и культуры коренных жителей Аляски в верхнем регионе Танана на востоке внутренней части Аляски фокусируется на преимущественно индейских деревнях северных атабасков: Дот-Лейк, Хили-Лейк, Нортвей, Танакросс и Тетлин. ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Энн Шинквин и Марта Кейс (1984). Современные собиратели: использование ресурсов дикой природы в деревне Ненана, Аляска . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ № 91.
- ^ Либби Хэлпин (1987). Жизнь за счет земли: современное существование в Тетлине, Аляска . Департамент рыболовства и охоты Аляски, Отдел пропитания. Технический документ № 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Сеть знаний коренных народов Аляски: атабаски внутренней Аляски: Раздел социальных исследований для 4-го класса: Приложение A. Автор Патрисия Х. Партноу
- ^ Перейти обратно: а б «индейцы атабаски» . www.aaanativearts.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д dice.missouri.edu: Описание Тананы. Архивировано 19 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Маккеннан, Роберт А. 1969. Атабаскская группировка и социальная организация на Центральной Аляске. В вкладе в антропологию: оркестровые общества . Дэвид Дамас, изд. стр. 93–114. Бюллетень Национального музея Канады 228. Национальный музей Канады, Оттава.
- ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
- ^ Центр родного языка Аляски: картирование родных языков Аляски , Гэри Холтон
- ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
- ^ «Сравнительный список слов аляскинских языков Фердинанда фон Врангеля 1839 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2012 года . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Дж. Саймон и Кэролайн Л. Браун (2010). Рабочий лист по обычному и традиционному использованию: Стадо карибу Чисана, GMU 12, район Верхняя Танана – Уайт-Ривер
- ^ Брюс Эллиот Йохансен; Барри Притцкер (2008). Энциклопедия истории американских индейцев . АВС-КЛИО. стр. 451–. ISBN 978-1-85109-817-0 . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гарнизон армии США, Форт Уэйнрайт. План интегрированного управления культурными ресурсами , апрель 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Музей Анкориджа: история и культура индейцев атабасков» . Архивировано из оригинала 31 октября 2012 года . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ Дене-Енисейский симпозиум , Университет Аляски в Фэрбенксе, февраль 2008 г., по состоянию на 30 марта 2010 г.
- ^ Гэри Холтон. Отношения на родном языке Аляски и генеалогические древа
- ^ ydli.org: Классифицированный список родных языков Британской Колумбии
- ^ Поттер, Б.А. 2008. «Радиоуглеродная хронология Центральной Аляски: технологическая преемственность и экономические изменения». Радиоуглерод 50(2): 181–204.
- ^ Пауэрс, В.Р. и Джон Ф. Хоффекер, 1989. «Поселение позднего плейстоцена в долине Ненана, Центральная Аляска». Американская древность 54 (2): 263–287.
- ^ Хоффекер, Джон Ф., У.Р. Пауэрс и Т. Гебель, 1993. Колонизация Берингии и заселение Нового Света. Наука 259: 46–53.
- ^ Гай Э. Гиббон (главный редактор) с Кеннетом М. Эймсом и др. 1998. Историческая археология доисторической Северной Америки: энциклопедия.
- ^ Вест, Ф.Х. 1967. «Участок Доннелли-Ридж и определение раннего комплекса ядра и лезвия на Центральной Аляске». Американская древность 32 (2): 360–382.
- ^ Уэст, FH 1975. «Знакомство с комплексом Денали». Арктическая антропология 12: 76–81.
- ^ Вест, FH 1981. Археология Берингии . Нью-Йорк: Колумбия Пресс.
- ^ Бигелоу, Нью-Хэмпшир и WR Powers. 2001. «Климат, растительность и археология 14 000–9 000 кал. лет назад на Центральной Аляске». Арктическая антропология 38 (2): 171–195.
- ^ Лорел Эндрюс, Останки младенцев ледникового периода, обнаруженные во внутренних районах Аляски, одни из старейших в Северной Америке . Диспетчерские новости Аляски . 10 ноября 2014 г.
- ^ Андерсон, Д.Д. 1968. «Лагерь каменного века у ворот в Америку». Scientific American 218(6): 24–33.
- ^ Андерсон, Д.Д. 1970. «Традиции микроблейдов на северо-западе Аляски». Арктическая антропология (72): 2–16.
- ^ Андерсон, Д.Д. 1988. «Луковый портидж: археология стратифицированного участка реки Кобук, северо-запад Аляски». Антропологические документы Университета Аляски . Том 22 (1 и 2), май 1988 г.
- ^ Кларк, Д.В. 1981. «Предыстория Западной Субарктики». В «Справочнике североамериканских индейцев: Субарктика», том 6 , Дж. Хелм, с. 120. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- ^ Эндрюс, EF 1975. Салча: атабаскская группа реки Танана и ее культура . Магистерская диссертация, Фэрбенкс: факультет антропологии Университета Аляски.
- ^ Джин С. Айгнер и Брайан Л. Ганнон (1980) Дельта-Норт - Прудо-Бей: предварительный отчет об археологических исследованиях вдоль предполагаемого газопровода от Дельта-Джанкшен до Прудо-Бей. Архивировано 17 марта 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ Работы Хьюберта Хоу Бэнкрофта, Том XXXIII: История Аляски 1730–1885. Сан-Франциско, 1886 г.
- ^ Парк, почтовый адрес: Wrangell-St Elias National; Центр, заповедник, почтовый ящик 439, миля 106, 8 Richardson Highway Copper; Нас, AK 99573 Телефон: 822-5234 Контакт. «История человечества - Врангель - Национальный парк и заповедник Сент-Элиас (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «ТСС » О нас» . 3 декабря 2019 г.
- ^ Джонс, Э. 1986. Этнография коюкон. Исследования Исторической комиссии Аляски по истории, № 17 1. Фэрбенкс: Университет Аляски, Фэрбенкс, Центр коренных языков Аляски. 78 с.
- ^ «Исследуй Север» . explorenorth.com .
- ^ Маккеннан, РА, 1981. «Танана». В «Справочнике североамериканских индейцев», том 6: Субарктика , Дж. Хелм. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- ^ Шеннон Мишель МакНили (2009), Разбалансированные времена года, последствия изменения климата, уязвимость и устойчивая адаптация во внутренней части Аляски , Фэрбенкс, Аляска, август 2009 г.
- ^ Раздел IIIB Плана действий по дикой природе: 32 экорегиона Аляски , составленный Департаментом рыболовства и охоты Аляски.
- ^ Перейти обратно: а б Гедон, Мари-Франсуаза 1974. Жители Тетлина, почему вы поете? № 9, Серия «Меркурий», Национальный музей человека, Отдел этнологии, Национальные музеи Канады, Оттава.
- ^ Перейти обратно: а б Витт, РБ 1971. Охотничьи практики атапасков Верхней Тананы. Кафедра антропологии, диссертация (MA), Университет Аляски.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккеннан, Роберт А. 1959. Индейцы Верхней Тананы. Публикации Йельского университета по антропологии, вып. 55, Нью-Хейвен, Коннектикут.
- ^ Историческая комиссия Аляски. Предложение назвать географический объект на Аляске
- ^ Перейти обратно: а б Кари, Присцилла Русс, 1985, Этноботаника Верхней Тананы, Анкоридж. Историческая комиссия Аляски, стр. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Майк Гаффни 2011. Коренные жители Аляски в традиционные времена: проект культурного профиля . Сеть знаний коренных народов Аляски
- ^ Коренные жители Аляски . Грейтленд Графика, 2002, с. 92
- ^ Нельсон, Ричард К. 1986. «Люди Ворона» в Дж. Айгнере, Эд. Внутренняя Аляска (Анкоридж: Географическое общество Аляски, 1986)
- ^ Пол, Дэвид 1957. Когда Иисус пришел в Танакросс. Черчман Аляски 52 (2): 6–9
- ^ Артур Э. Хиплер, 1974. Аляскинская атабаскская техника преодоления злоупотребления алкоголем.
- ^ Перейти обратно: а б Путеводитель по коллекции: Миссия Св. Марка, Ненана, Аляска; «Биографическая/историческая справка». Архивировано 29 января 2016 г., в Wayback Machine , 2010 г., Библиотека штата Аляска, по состоянию на 22 сентября 2013 г.
- ^ Ольга Ловик и Кора Дэвид 2009. Ямаагн Тишьай наадоди xah nahogndak / Ямаагн Тишай и люди-муравьи . Это сборник рассказов, рассказанных старейшиной Тетлин Корой Дэвид на ее родном языке, атабаскском языке Верхнего Танана. Они были расшифрованы и переведены Ольгой Ловик с помощью Коры Дэвид, Авис Сэм, Роя Сэма и Розы Брюэр.
- ^ Уильям Симеоне, История атапасков Аляски , 1982, Историческая комиссия Аляски.
- ^ Уильям Симеоне, Винтовки, одеяла и бусы , 1995, University of Oklahoma Press, ISBN 0-8061-2713-9
- ^ «Атабасканский» .
- ^ Смит, Джерад (2020). Этноархеология Средней долины Танана, Аляска .
- ^ Ольга Ловик 2012, Идя как дикобраз, говоря ворона: образный язык на атабаскском языке Верхней Тананы.
- ^ Сьюзан В. Фэйр (2006), Искусство коренных народов Аляски: традиции, инновации, преемственность , University of Alaska Press
- ^ Сири Г. Таттл, Язык и музыка в песнях Минто, Аляска.
- ↑ Коллекции коренных жителей Аляски: łeendenaalyoye «собачья упряжь в старом стиле». Архивировано 18 сентября 2013 г., в Wayback Machine (Источник: Clark 1974:141; Hadleigh West 1963:231; Hosley 1981:537; McKennan 1959:91, 1965:41). Мишлер 1995:647; Нельсон 1973:170–173;