Потлач у атабаскских народов
Традиционный потлач среди атабаскских народов представлял собой собрание, сочетавшее в себе аспекты соревнования, миротворчества и демонстрации богатства. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Традиционный атабаскский потлач имел «социальное, религиозное и экономическое значение». [ 2 ] Это было собрание, сочетающее в себе аспекты конкуренции, миротворчества и демонстрации богатства. [ 1 ] Во время потлача члены общества, имеющие избыток продовольствия и припасов, обеспечивают их всем членам клана , а в ситуациях с другими кланами такое разделение ресурсов является либо соревновательным проявлением, либо проявлением лояльности, а иногда и тем, и другим одновременно.
Традиционно центром деревни был дом вождей, и именно здесь проводились потлачи. Это произошло потому, что у вождя был самый большой тайник, где хранилась еда. [ 3 ]
В атабаскской культуре было много разных причин для проведения потлача, включая рождение ребенка, избыток еды или смерть члена клана. Самым сложным из атабаскских потлачей был погребальный или погребальный потлач. [ 2 ] Это ознаменовало «отделение умершего от общества и стало последним публичным выражением горя». [ 4 ]
Похоронные и погребальные потлачи имели небольшие различия в зависимости от статуса или роли умершего члена клана. Для воина исполнялись разные песни и танцы, чем для старейшины. Из-за сплоченности группы или клана, обычно из-за расширенных семейных связей, [ 3 ] В частности, очень большое влияние на племя оказала смерть старейшины. Женщины клана сначала одевали и готовили труп , а о мобилизации и организации похорон заботился ближайший родственник умершего мужского пола. [ 5 ] Подготовка была разной, но сами похороны в целом были одинаковыми.
Потлач обычно состоял из «пира, танцев и пения, ораторского искусства и раздачи подарков». [ 6 ] Праздник устроил более богатый член группы, чтобы передать «чувства, привязанность, знакомство и доброжелательность». [ 4 ] Танцы и пение были ответом гостей хозяевам за щедрость. Истории рассказывались в той же манере и для развлечения. Раздача подарков была, возможно, самым динамичным аспектом традиционного атабаскского потлача. Это был щедрый акт разделения своего богатства с остальной частью племени и одновременно демонстрация изобилия и превосходства хозяина. [ 4 ]
Современные потлачи по-прежнему содержат многие традиционные аспекты обмена едой, дарения подарков, пения, танцев и рассказывания историй, но теперь цель изменилась. Большинство современных потлачей могут проводиться по тем же причинам, например, в честь рождения или смерти, но теперь это уже не столько демонстрация богатства, сколько праздник, призванный сохранить традицию.
Еда
[ редактировать ]Как и в случае с другими аспектами потлача, еда играет важную роль в социальной структуре; предоставление большого количества еды для гостей является символом любви и заботы хозяина о своих гостях, а также питания, которое он символически обеспечивает будущим поколениям. [ 4 ] Из-за переизбытка еды остатки раздают сначала старшим, затем остальным гостям. По словам Симеоне, это «напоминание о щедрости хозяина спустя долгое время после мероприятия». [ 4 ]
Подготовка
[ редактировать ]Поскольку на потлаче присутствуют десятки-сотни людей из соседних деревень, и его часто принимают один или два человека, члены семьи дарят хозяину еду и деньги, чтобы компенсировать расходы на кормление такого большого количества людей. [ 7 ] Нескольким жителям деревни поручено охотиться на лосей специально для потлача; нередко убивают трех и более лосей, чтобы накормить гостей в течение двух или трех дней пиршества. В одном из отчетов о потлаче в деревне Тетлин говорится, что 22 лося были убиты и забиты при подготовке особенно большого пиршества. [ 4 ] Помимо мяса лося, собирают или жертвуют многие другие виды дикой пищи, такие как бобр, утка, лосось и ягоды. Традиционные продукты питания служат напоминанием об отношениях между атабасками и землей, которая исторически поддерживала их.
Питание
[ редактировать ]Завтрак и обед подаются каждый день для участников потлача и носят менее формальный характер, чем ужин. Завтрак предлагается каждое утро; яйца, бекон, кофе и картофель — обычные блюда. Обед состоит из супа, бутербродов и чая. [ 4 ] Ужин назначен на определенное время, и ожидается, что на нем примут участие все участники потлача. Это самое значимое духовное и социальное событие потлача, и участники к нему относятся именно так. На полу раскатывают большие рулоны белой мясной бумаги, которые служат сервировкой столовых приборов, и многие участники сидят на полу рядом друг с другом. Для пожилых людей предусмотрены скамейки и стулья.
Типы
[ редактировать ]Обычно лося готовят мужчины потлача. Его подают жареным, жареным и в виде тушеной головы лося, которая состоит из мясистых частей головы лося, смешанных с овощами и рисом в больших кастрюлях для тушения. Подается жареный и копченый лосось, а также суп из круглого сига . В десерты добавляют лесную клюкву и чернику.
Традиционная дикая пища дополняется продуктами, купленными в магазине, в первую очередь черным листовым чаем, который был завезен атабасками торговцами в 1800-х годах. [ 4 ] и остается основным продуктом среди современных потлачей. баннок , также известный как жареный хлеб Также подают , булочки и салаты.
Танец
[ редактировать ]Праздник танца у атабасков играет жизненно важную роль в успехе потлача. В отличие от многих культур, которые изменили свой траур на протяжении многих поколений, атабаски остались сильными и верными старым способам пения и танца.
Танцы — очень важная часть атабаскской культуры, и они часто становятся центром внимания потлача, особенно после ужина. Во время потлачей поются самые разные песни; Первые песни, исполняемые в ходе недельного мероприятия, называются траурными песнями. Традиционно сначала поются новые песни, чтобы выразить благодарность ведущим, спонсирующим потлач, а затем поются старые песни.
Полдин Карло , атабаск из Внутренней Аляски, отметил, что «потлач обычно длился неделю. В первый вечер у нас был большой потлач в общественном зале, а затем пелись траурные песни, сначала новые песни для тех, кто был потлачем. давали, а потом старые-старые песни, которые мы пели уже долгое время. Женщины стояли в очереди через весь зал и танцевали». [ 8 ]
Отрывок из книги « Винтовки, одеяла и бусы» рассказывает о «песнях сожаления», которые пелись на потлаче, проходившем в Танакроссе : «На одном потлаче в Тонакроссе, например, последовательность песен сожаления начиналась с одной, написанной специально для о человеке, который только что умер. Далее следовали песни о молодом человеке, погибшем в результате пожара 10 лет назад, о мальчике, который утонул в реке, пытаясь набрать воду; Отец Елисея, умерший в 1960-х годах». [ 4 ] [ 9 ]
Процесс скорби среди коренных жителей Аляски довольно необычен: его разделяют не только члены семьи, но и местные, и соседние общины. Если один из членов семьи умершего не появляется или опаздывает, это считается настолько большим оскорблением, что известны случаи, когда вожди племен прерывали потлачи, чтобы публично пристыдить тех, кто опоздал или не связался с остальная часть сообщества относительно их потери. Ожидается, что скорбь будет разделена, и, таким образом, бремя горя переносится с отдельного человека на группу.
Танец — это выход, который позволяет участникам потлача излить свое горе; «песни сожаления» уступают место «веселым песням» и танцам, таким как танец ситца, где красочные рулоны ткани передаются участницам-женщинам, которые танцуют в большом кругу. Такие танцы служат восстановлению гармонии отношений внутри племени.
Подарки
[ редактировать ]Традиционный атабаскский потлач завершается вручением подарков. Ценные предметы торговли, традиционно раковины денталиума , которые теперь в значительной степени заменены винтовками, одеялами , деньгами и предметами из бисера, собираются хозяином у членов фратрии их матери и перераспределяются хозяином членам фратрии его отца в обмен на их пожертвования. празднования и участия в потлаче. Например, выдающаяся танцовщица может быть вознаграждена за свои способности, а могильщик или гроб получит вознаграждение на похоронах. [ 4 ]
По завершении потлача подарки складывают в центре зала собраний и раздают гостям. Раздавая собравшимся гостям оружие и одеяла, хозяин демонстрирует свое отношение и чувства к родственникам по отцовской линии и потенциальным партнерам по браку. Благодаря этим раздачам хозяин приобретает престиж, поскольку он символически обеспечивает существование своих гостей, давая им оружие для охоты и одеяла, чтобы им было тепло. [ 4 ]
Изделия из бисера также часто дарят в качестве подарков на потлачах, включая ожерелья, мокасины , перчатки, жилеты и футляры для оружия. Бусы, как и денталиум, который они заменили, являются символом социальных отношений, которые, выраженные в форме ожерелья или пояса, буквально окружают или охватывают человека. Сегодня жители Танакросса рассматривают раковины денталиума не только как символы престижа, но и как выражение привязанности. [ 4 ]
Хотя винтовки, одеяла и изделия из бисера являются традиционными подарками потлача, они не единственные. Другими подарками могут быть меха, пледы, одеяла, куртки из лосиной шкуры, бязь, снегоступы, перчатки, шапки, кофейники, эмалированные тарелки, лопаты для снега, чемоданы, сковороды и многие другие, как практичные, так и символические. [ 10 ]
Панцири из денталиума и куртки из лосиной шкуры хозяин часто надевает, раздавая подарки. [ 10 ] В некоторых общинах подарки раздают в перчатках. Если перчатки сохранить, считается, что богатство сохранится в них и со временем вернется к дарителю. [ 4 ]
Часто хозяин потлача полностью истощает свои сбережения и раздает все свое материальное богатство. [ 10 ] Потлач — почетная церемония, и, отдавая все, хозяин приобретает престиж. Богатый человек, который не делится своим имуществом, для атабаскица является скупым человеком, которого следует жалеть. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Подарочная экономика
- Коха , аналогичная концепция у маори.
- Кольцо Кула , аналогичная концепция на островах Тробриан (Океания)
- Мока , еще одна похожая концепция в Папуа-Новой Гвинее.
- Potluck ( в народной этимологии термин «объедение» произошел от индейского обычая готовить потлач)
- Пау-вау , собрание, название которого происходит от слова Наррагансетт, означающего «духовный лидер».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лоуренс А. Голдин, «Земля наша» , 1996, Auroroa Films
- ^ Jump up to: а б Уильям Симеоне, История атапасков Аляски , 1982, Историческая комиссия Аляски.
- ^ Jump up to: а б А.Э. Стефан, Первые атабаски Аляски: клубника , 1996, издательство Dorrance Publishing, ISBN 0-8059-3883-4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Уильям Симеоне, Винтовки, одеяла и бусы , 1995, University of Oklahoma Press, ISBN 0-8061-2713-9
- ^ Симеоне, Личность 183
- ^ Симеоне, Личность 210
- ^ Томас Мишлер, Ворона - мой босс: устная история старейшины Танакросса-атабаски , University of Oklahoma Press, 2005 г.
- ^ Полдине Карло, Нулато: Жизнь индейцев на Юконе, Фэрбенкс, Аляска, 1978 г.
- ^ файл:///home/chronos/u-15985fe980d04ec3ec881e482cd33c8a6e32a755/Downloads/fulltext.pdf
- ^ Jump up to: а б с д Клэр Фейес, Жители деревни: жизнь индейцев-атабасков вдоль реки Юкон, Random House, 1981, ISBN 0-394-51673-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мемориальный танец Минто: https://www.youtube.com/watch?v=JwBayXbjC-o
- Танцующие индейцы атабаски: https://www.youtube.com/watch?v=KO2yZ4AhhYw
- Форт Уэйнрайт Потлач
- «Изучение традиции потлача». Fairbanks Daily News-Miner , 7 августа 2009 г. Интернет. 4 апреля. 2011.