Мока биржа
Часть серии о |
Экономические , прикладные и развивающие антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Мока — это высокоритуализированная система обмена в районе Маунт-Хаген , Папуа-Новая Гвинея , которая стала символом антропологических концепций «экономики подарков» и политической системы « большого человека ». Мока — это взаимные дары свиней, благодаря которым достигается социальный статус. Мока конкретно относится к увеличению размера подарка; Давая больше, вы повышаете престиж дающего. Однако ранние антропологи путали взаимные подарки со стремлением к прибыли, поскольку давали взаймы и занимали деньги под проценты. [1]
Эта система обмена подарками была проанализирована антропологом Маршаллом Сахлинсом как средство различения между принципами взаимности и перераспределения , с одной стороны, и связанными с ними политическими принципами статуса и ранга , с другой. Салинс использовал этот пример, чтобы противопоставить региональные политические различия между основанной на статусе политической системой «Большого человека» Меланезии , которая участвует в обмене подарками, с «главными» политическими системами Полинезии с социальным рейтингом , связанными с системами перераспределения. [2]
С момента проведения этого сравнения система Мока стала предметом обширных дискуссий о природе подарка и так называемой «экономики подарка». Он стал основным предметом дискуссий в классе после выхода этнографического фильма « Большая мока Онгки» , в котором задокументирован один цикл мока начала 1970-х годов.
Подарки и престиж: континуум «Большой человек»/«Мусор»
[ редактировать ]Социальный статус в политической системе « Большого человека » является результатом преподнесения больших подарков, чем мы получили. Эти подарки представляют собой ограниченный набор товаров, в основном свиней и редкие жемчужные раковины с побережья. Вернуть ту же сумму, что получил в мока – это просто возврат долга, строгая взаимность. Мока является дополнительным. Для некоторых это представляет собой проценты от инвестиций. Однако давать мока не обязательно, а только для того, чтобы погасить долг. К подарку добавляют мока, чтобы повысить свой престиж и загнать получателя в долги. Это постоянное возобновление долговых отношений поддерживает отношения. Полностью выплаченный долг прекращает дальнейшее взаимодействие. Отдавая больше, чем получаешь, создается репутация Большого человека, тогда как простое погашение долга или неспособность полностью погасить его подталкивает репутацию к другому концу шкалы - Человека-мусора. [3]
Большим мужчинам лучше всего дарить подарки, поскольку у них есть разумный шанс отплатить лишним. Дарение подарков не альтруистично. Дополнительную сумму, полученную обратно, можно повторно подарить другим, увеличивая количество партнеров по обмену и создавая более широкую сеть. Эта более широкая сеть приносит еще большую прибыль, увеличивая как размер сети, так и ценность подарков. Дарить подарок мусорщику – расточительство, так как он не сможет погасить свой долг мока («процентами»). Дарение подарков, таким образом, становится соревнованием между ограниченным числом высокостатусных мужчин, каждый из которых старается преподнести больше подарков, чем получил. Сети могут вырасти до нескольких сотен человек, каждый из которых конкурирует с другими, чтобы сделать конкуренту самый большой подарок. [4]
Увеличение размеров подарков и ответных подарков, а также создаваемой ими политической сети в конечном итоге достигает своего верхнего предела, установленного несущей способностью земли и способностью последователей выращивать свиней. Когда Большой человек наконец не может отплатить за подарок мока, он терпит поражение; однако победивший конкурент теперь лишен «дополнительных средств», необходимых ему для того, чтобы отплатить за свои дары своим последователям, и его репутация также страдает, а созданная обширная сеть начинает рушиться. Другие «большие люди» теперь этим пользуются, и борьба за превосходство начинается снова.
В документальном фильме «Большая мока Онки » Онка должен попытаться трижды, прежде чем ему удастся поставить свою мока. Его подарок состоит из грузовика, 600 свиней, 10 000 австралийских долларов, 8 коров и 12 казуаров .
Взаимность против перераспределения
[ редактировать ]В самом общем виде совокупность экономических операций в этнографических источниках можно разделить на два типа. Во-первых, это движение «наоборот» между двумя сторонами, известное как «взаимность». Второе, централизованное движение: сбор с членов группы, часто под одну руку, и передел вместе с этой группой. Это «объединение» или «перераспределение». В еще более общем плане эти два типа сливаются. Ибо объединение — это организация взаимности, система взаимности — факт, имеющий центральное значение для возникновения крупномасштабного перераспределения под эгидой вождя. [5]
Сахлинс использовал пример Мока, чтобы провести различие между принципами взаимности и перераспределения . Взаимность — это диадические отношения обмена, которые можно неточно охарактеризовать как дарение подарков. Обмен Мока происходит между двумя людьми, каждый из которых стремится отдать больше, чем получает. Таким образом, это не похоже на стремление к прибыли, хотя это и не делает его подарком в стандартном смысле этого слова. Обмен Мока не является альтруистическим. Дарят подарки потенциальным врагам, чтобы установить отношения, помещая их в долги. Чтобы отношения сохранялись, между подарком и ответным подарком должна быть задержка: одна или другая сторона всегда должна быть в долгу, иначе отношения не будут. Без этих долговых отношений не может быть взаимности. Это то, что отличает мока от «настоящего подарка», преподносимого без ожидания возврата (то, что Салинс называет «обобщенной взаимностью»). [6] Обмен без ожидания взаимности часто определяют как общий обмен .
Перераспределение, напротив, предполагает сбор дани (например, налогов) законной властью, которая перераспределяет ее между членами группы. Салинс называет это «объединением». Взаимность и перераспределение ассоциируются Сахлинсом с двумя разными типами политической системы. Взаимные обмены, как в Моке, придают политическую систему Большого Человека форму. Политические отношения строятся на чувстве долга, возникающем из-за подарка Мока. Большой Человек имеет влияние, но не может командовать. Перераспределение распространено в главных государствах Полинезии, таких как Гавайи, Тонга и Фиджи, где высокопоставленные люди могут требовать дань, которую они перераспределяют среди своих последователей. [7]
Статус против ранга
[ редактировать ]Карл Поланьи подчеркивал, что экономический обмен в нерыночных обществах « встроен » в другие социальные институты. Никакой четкой экономической системы не существует. Такие обмены, как Мока, имеют как экономические, родственные, религиозные, так и политические аспекты; их необходимо анализировать целостно, с точки зрения институтов (таких как Мока), в которые они встроены. Таким образом, обмен подарками имеет политический эффект; предоставление престижа или статуса одному и чувство долга у другого. Политическая система может быть построена на основе такого рода статусных отношений. Сахлинс характеризует разницу между статусом и рангом, подчеркивая, что Большой человек — это не роль, а статус, разделяемый многими. Большой человек — «не принц людей», а «принц среди людей». Система Большого Человека основана на умении убеждать, а не командовать. Он возводится с большим трудом, но при этом крайне нестабилен и неизбежно разрушается. [7]
Перераспределительные обмены, наблюдаемые на полинезийских островах, напротив, встроены в систему родства, основанную на рангах . Младшие родственники обязаны подчиняться первенцам. Семьи первенцев признаются выше семей младших родственников, что приводит к развитию аристократии, которая может распоряжаться данью, которую они перераспределяют между последователями. Система вождя гораздо более стабильна. [8]
Подарки и товары
[ редактировать ]Некоторые антропологи противопоставляют «экономику дарения» «рыночной экономике» как полярные противоположности, подразумевая тем самым, что нерыночный обмен всегда был альтруистическим. Эту оппозицию классически выразил Крис Грегори в своей книге «Подарки и товары» (1982). Григорий утверждал, что:
«Товарообмен — это обмен неотчуждаемых предметов между людьми, находящимися в состоянии взаимной независимости , устанавливающий количественную связь между обмениваемыми предметами … Обмен подарками — это обмен неотчуждаемыми предметами между людьми, находящимися в состоянии взаимной зависимости , устанавливающий качественные отношения между участниками сделки » (курсив наш.) [9]
Григорий противопоставляет обмен дарами и товарами по пяти критериям:
Товарная биржа | Обмен подарками |
---|---|
немедленный обмен | отложенный обмен |
отчуждаемые товары | неотчуждаемые блага |
актеры независимы | актеры зависят |
количественное соотношение | качественные отношения |
между объектами | между людьми |
Однако другие антропологи отказывались рассматривать эти различные « сферы обмена » как полярные противоположности. Мэрилин Стратерн , писавшая об аналогичном регионе в Папуа-Новой Гвинее, отвергла полезность оппозиции в книге «Пол дара» (1988). [10]
См. также
[ редактировать ]- «Большая Мока Онгки» - 1-часовой документальный фильм о Мока, снятый для Granada TV английской телекомпании сериала «Исчезающий мир» : реж. Чарли Нэрн
- Потлач , аналогичная практика среди некоторых коренных народов / коренных американцев западного побережья Северной Америки.
- Кула , аналогичная практика на островах Тробриан, Папуа-Новая Гвинея.
- Обмен на побережье Сепик , аналогичная практика на побережье Сепик в Папуа-Новой Гвинее.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грегори, Калифорния (1982). Подарки и товары . Лондон: Академическая пресса. стр. 53 .
- ^ Салинс, Маршалл (1963). «Бедняк, богач, большой человек, вождь: политические типы в Меланезии и Полинезии» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 5 (3): 285–303. дои : 10.1017/s0010417500001729 . S2CID 145254059 .
- ^ Грегори, Калифорния (1982). Подарки и товары . Лондон: Академическая пресса. стр. 53–54 .
- ^ Салинс, Маршалл (1963). «Бедняк, богач, большой человек, вождь: политические типы в Меланезии и Полинезии» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 3. 5 (3): 291–2. дои : 10.1017/s0010417500001729 . S2CID 145254059 .
- ^ Салинс, Маршалл (1972). Экономика каменного века . Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер. п. 188.
- ^ Грегори, Крис (1982). Подарки и товары . Лондон: Академическая пресса. стр. 189–194.
- ^ Jump up to: а б Салинс, Маршалл (1963). «Бедняк, богач, большой человек, вождь: политические типы в Меланезии и Полинезии» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 3. 5 (3): 294–7. дои : 10.1017/s0010417500001729 . S2CID 145254059 .
- ^ Салинс, Маршалл (1963). «Бедняк, богач, большой человек, вождь: политические типы в Меланезии и Полинезии» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 3. 5 (3): 289–93. дои : 10.1017/s0010417500001729 . S2CID 145254059 .
- ^ Грегори, Крис (1982). Подарки и товары . Лондон: Академическая пресса. стр. 100–101 .
- ^ Стратерн, Мэрилин (1988). Пол дара: проблемы с женщинами и проблемы с обществом в Меланезии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 143 –7.
Библиография
[ редактировать ]- Стратерн, Эндрю. 1971. Верёвка Моки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- «Большая мока Онгки: Кавелка из Папуа-Новой Гвинеи» (DVD), 1976: Granada TV английской телекомпании сериал «Исчезающий мир» : режиссёр Чарли Нэрн