Алутик
Общая численность населения | |
---|---|
4,000-12,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Аляска ) | >4000 |
Языки | |
Сугчестун , английский | |
Религия | |
Русская Православная Церковь , традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Юпик , Алеут |
Народ Алутик (произносится / ə ˈ l uː t ɪ k / ə- ЛОО -тик на английском языке; от Промышленники рус. Алеутъ, « Алеут »; [1] [2] [3] во множественном числе часто «Алутиит»), также называемые по имени предков Сугпиак ( / ˈ s ʊ ɡ ˌ b j ɑː k / SUUG -byahk или / ˈ s ʊ ɡ p i ˌ æ k / SUUG -pee- AK ; часто во множественном числе « сугпиат»), а также тихоокеанские эскимосы или тихоокеанские юпики — одна из восьми групп коренных жителей Аляски , населяющих южно-центральное побережье региона. [4]
Их традиционная родина возникла более 7500 лет назад и включает такие территории, как пролив Принца Уильяма и внешний полуостров Кенай ( Чугач Сугпиак ), архипелаг Кадьяк и полуостров Аляска ( Кониаг Алутик ). В начале 1800-х годов на архипелаге Кадьяк насчитывалось более 60 деревень Алутик с предполагаемым населением 13 000 человек. Сегодня на Аляске проживает более 4000 жителей Алутик. [5]
Терминология
[ редактировать ]В настоящее время наиболее часто используемое название — Алутиик (единственное число), Алутиик (двойное), Алутиит (множественное число). Эти термины происходят от названий ( Алеутъ , Алеут ), которые русские торговцы мехом и поселенцы дали коренным жителям региона. [6] Русская оккупация началась в 1784 году после резни сотен сугпиатов у скалы-убежища ( Аваук ) недалеко от побережья острова Ситкалидак, недалеко от современной деревни Олд-Харбор ( Нуниак ). [7]
Учитывая насилие, лежащее в основе колониального периода, и путаницу, поскольку сугпиакский термин для обозначения алеутов — это Алутик , некоторые коренные жители Аляски из этого региона выступают за использование терминов, которые сами люди используют для описания своего народа и языка: Сугпиак (единственное число), Сугпиак ( двойной), Сугпиат (множественное число) — для обозначения народа (что означает «настоящий народ»), а также Сугстун, Сугцестун, Сугт'стун или Сугтестун для обозначения языка. Все три имени (Алутик, Алеут и Сугпиак) используются сейчас в соответствии с личными предпочтениями. [4] [8] Со временем множество других этнонимов . для обозначения этого народа стали использовать [9]
Культура
[ редактировать ]Рыбалка и пропитание
[ редактировать ]Люди традиционно вели прибрежный образ жизни, питаясь в основном ресурсами океана, которые дополнялись богатыми ресурсами суши, такими как ягоды и наземные млекопитающие. Точные методы существования менялись в зависимости от сезона. Угнеркак, или весна , часто считалась самым трудным сезоном для выживания из-за ограниченности ресурсов зимой. В это время люди Алутик выходили на берег, собирая моллюсков , охотясь на осьминогов и собирая зелень во время отлива. По мере развития сезона рыбы и морские млекопитающие постепенно приближались к берегу в поисках корма. Затем люди алутик ловили треску и палтуса , собирали икру сельди и охотились на тюленей. По мере приближения Киака, или лета , активность в открытом океане возросла. Лов палтуса и трески по-прежнему будет оставаться распространенным, наряду с охотой и промыслом в лежбищах тюленей и морских львов , а также на птичьих лежбищах и даже в обычных местах кормления горбатых китов . Деревья и кустарники, такие как кедр , береза Кенай. , ель ситкинская и другие были заготовлены из-за их медицинской и пищевой ценности. [10] В это время началась торговля с коренными жителями материковой Аляски такими материалами, как рога, слоновая кость , шкуры карибу и стеклянный камень, которых нет на Кадьяке. Во время Уксуака, или осени , большая часть работ была проделана по подготовке к зиме. Они собирают ягоды, подслащенные первыми морозами; вылавливать большое количество лосося, нерестящегося в местных ручьях; охотьтесь на жирных медведей, уходящих в спячку, и отстреливайте уток, мигрирующих на юг на зимовку. Большую часть урожая придется сохранить на зиму. Это делалось разными способами: сушка, копчение, хранение в масле или замораживание продуктов. Во время сильных штормов Уксука, или зимы , большую часть сезона приходилось проводить внутри помещений, с редкими перерывами во время штормов, что позволяло ловить лисиц и горностаев, охотиться на уток или ловить рыбу на озерном или речном льду. Внутри устраивались торжества и фестивали в честь урожая и предков. [11]
Жилье
[ редактировать ]До контакта с русскими торговцами мехом они жили в полуподземных домах, называемых чиклуак. Сегодня, в 21 веке, алутик живут в прибрежных рыбацких поселениях в более современных домах. Они работают во всех аспектах современной экономики, сохраняя при этом культурную ценность существования.
Культурное искусство
[ редактировать ]Традиционное искусство Алутик является источником гордости для многих, поскольку оно обычно подчеркивает важность предков, устойчивость и сохранение традиций, а также красоту природного мира, поддерживающего жизнь Алутик. [12] Физические медианы выражения включают пингуат – бусины (сделанные из ракушек, костей, слоновой кости, янтаря, угля, сланца, сланца и рыбьих позвонков), [13] резьба по дереву, связанная с религией Алутик, [14] вышитые из кожи предметы одежды праздничного и традиционного использования, [15] и плетение травы как художественного выражения, так и функционального применения. [16] Во время фестивалей рассказывание историй, пение и танцы были важными средствами передачи истории из поколения в поколение, поскольку у Алутик не было формальной системы письма. [17] [18] [19]
Язык
[ редактировать ]В 2010 году средняя школа в Кадьяке ответила на просьбы учеников алутик и согласилась преподавать язык алутик . Это один из эскимосско-алеутских языков , принадлежащий к юпикской ветви этих языков. [20] На кадьякском диалекте языка говорили всего около 50 человек, все пожилые, и диалекту грозила полная утрата. [21]
Известные люди
[ редактировать ]- Элвин Эли Амасон , художник и скульптор
- Линда Инфанте Лайонс , художница и монументалист
- Кунгагнак , также известный как Петр Алеут, восточно-православный святой, предположительно с острова Кадьяк.
- Лорен Леман , вице-губернатор Аляски, 2002–2006 гг.
- Свен Хаакансон , исполнительный директор музея Алутик и лауреат стипендии Макартура 2007 года . [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о населении и ресурсах Аляски по одиннадцатой переписи населения: 1890 год» . Управление переписи населения США — Аляска — 1893 год . (="Каниагмиут, к которому русские применили имя Алеут")
- ^ «Оценка ландшафта пролива Восточного Принца Уильяма» (PDF) . Район рейнджеров Кордовы, Национальный лес Чугач . 9 сентября 2008 г. (= «Термин Алутиик представляет собой сугтестунское произношение введенного русскими имени Алеут и обычно используется как самоназвание жителями Чугачского региона»; русский язык : Алутиик )
- ^ «Картирование коренных языков Аляски» . Архивировано из оригинала 6 января 2015 г. (= Имена, образованные от сочетания русских и коренных слов, включают: Алутик, от русского слова «алеут» (термин, похожий на английский «эскимос», но относящийся к жителям Алеутских островов, полуострова Аляска и архипелага Кадьяк); плюс русский суффикс множественного числа -у плюс родной суффикс единственного числа -q)
- ^ Jump up to: а б «Люди Алутик / Сугпиак» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ " "Алутик/Нация Сукпиак" " (PDF) . Музей Алутик .
- ^ Ричмонд, Лори Шеннон (февраль 2011 г.). «Регулирование тайны: наука, колониализм и политика знаний в области тихоокеанского палтуса» (PDF) . Консервация . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 г.
- ^ Пуллар, Гордон Л. (2010). «Ассимиляция и идентичность среди Сугпиата острова Кадьяк» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ «Смотря в обе стороны» . Музей естественной истории Смитсоновского института .
- ^ ДеХасс, Медея Чсоба (январь 2012 г.). «Что в имени?: Затруднительное положение этнонимов в регионе Сугпиак-Алутик на Аляске» . Арктическая антропология . 49 : 3–17. дои : 10.1353/arc.2012.0010 . S2CID 154511087 . Архивировано из оригинала 18 мая 2020 г. (= «Алеут», «Алутик», «Сугпиак», «Русский», «Тихоокеанский эскимос», «Унегкухмиут» и «Чугачский эскимос» — все это разные имена, которые использовались для обозначения группы коренных народов, живущих на Нижний полуостров Кенай на Аляске.)
- ^ «Галерея растений» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Проживание» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Культурное искусство» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Бисероплетение» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Резьба» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Шитье по коже» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Плетение» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Рассказывание историй» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Пение» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Танцы» . alutiiqmuseum.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Краусс, Майкл (1990). «Родные языки Аляски в Русской Америке». В Смите, Барбара С.; Барнетт, Редмонд Дж. (ред.). Русская Америка: забытый рубеж . Такома, Вашингтон: Историческое общество штата Вашингтон. стр. 205–213.
- ^ «В средней школе Кадьяк добавлен урок языка Alutiiq» . Джейкоб Ренек KMXT / Сеть общественного радио Аляски . 17 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 5 мая 2021 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ «Отдельные страницы стипендиатов 2007 года — Фонд Макартуров» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 14 октября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браунд, Стивен Р. и партнеры. Влияние разлива нефти Exxon Valdez на культуру и население Алутика . Анкоридж, Аляска: Стивен Р. Браунд и партнеры, 1993.
- Кроуэлл, Арон, Эми Ф. Стеффиан и Гордон Л. Пуллар. Глядя в обе стороны; Наследие и самобытность народа Алутик . Фэрбенкс, Аляска: Издательство Университета Аляски, 2001. ISBN 1-889963-30-5
- Харви, Лола. Дочери Деревни, Сага об аляскинской деревне . История о старой деревне Афогнак, включая самое сильное землетрясение, когда-либо зарегистрированное на североамериканском континенте, и возникшее в результате цунами 27 марта 1964 года. 1991 год. ISBN 0-89745-135-X
- Ли, Молли. 2006. «Если это не тлинкитская корзина, то что это?»: К определению типа корзины из переплетенных корней ели Alutiiq», Арктическая антропология . 43, нет. 2: 164.
- Люрманн, Соня. Деревни Алутик под властью России и США . Фэрбенкс: Издательство Университета Аляски, 2008. ISBN 978-1-60223-010-1
- Мишлер, Крейг. 1997. «Ауркак: прерывание, отвлечение и разворот в мужской игре в дартс Алутик», Журнал американского фольклора . (Том 110, № 436): 189–202.
- Мишлер, Крейг. 2003. Черные утки и лососевые брюшки: этнография Олд-Харбора и Узинки, Аляска . Издательство Donning Company. Распространяется Музеем и археологическим хранилищем Алутик, Кадьяк, Аляска.
- Мишлер, Крейг и Рэйчел Мейсон. 1996. «Викинги Алутик: родство и рыбалка в Старой гавани, Аляска», Человеческая организация: Журнал Общества прикладной антропологии (том 55, № 3): 263–269.
- Малкахи, Джоан Б. Рождение и возрождение на острове Аляски; Жизнь целителя Алутика . Афины: Издательство Университета Джорджии, 2001. ISBN 0-8203-2253-9
- Партнау, Патрисия Х. Создание истории Алутик/Сугпиак Жизнь на полуострове Аляска . Фэрбенкс, Аляска: Издательство Университета Аляски, 2001. ISBN 1-889963-38-0
- Симеонов, Хелен Дж. и А.Л. Пинар . Происхождение легенды о Солнце и Луне Алутик с острова Кадьяк, Аляска, собрано Альфонсом Луи Пинартом , 20 марта 1872 года . Анкоридж, Аляска (3212 West 30th Ave., Анкоридж 99517-1660): HJ Simeonoff, 1996.
- «Народ Афогнак Алутик: наша история и культура» (PDF) . Корпорация Afognak Native. 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 г. Проверено 15 ноября 2014 г.
- «Хронология села Афогнак» . Корпорация Afognak Native . Проверено 15 ноября 2014 г.
- Оценка ландшафта Восточного пролива Принца Уильяма. «Оценка ландшафта пролива Восточного Принца Уильяма» (PDF) .
- Фитцхью, Бен (2003). Эволюция сложных охотников-собирателей: археологические данные из северной части Тихого океана . Kluwer Academic Издательство / Plenum. ISBN 9780306477539 .
- Управление переписи населения США (1893 г.). «Отчет о населении и ресурсах Аляски по одиннадцатой переписи населения: 1890 год» .
- Хаакансон, Свен (2010). Написанные голоса становятся историей . Левобережная пресса. ISBN 9781598744972 .
- Холтон, Гэри. «Картирование коренных языков Аляски» . Центр коренных языков Аляски. Архивировано из оригинала 6 января 2015 г. Проверено 15 ноября 2014 г.
Имена, образованные от сочетания русских и коренных слов, включают: Алутик, от русского слова алеут; плюс русский суффикс множественного числа -у; плюс родной суффикс единственного числа -q
- Миллер, Гвенн А. (2010). Кадьяк-креольский: имперские сообщества в ранней Русской Америке . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4642-9 .
- «О народе Алутик» .
- Джейкоб Резник. «В средней школе Кадьяк добавлен урок языка Alutiiq» . Сеть общественного радио Аляски. Архивировано из оригинала 5 мая 2021 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
- Ричмонд, Лори Шеннон (2011). Регулирование тайны: наука, колониализм и политика знаний в области тихоокеанского палтуса (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 г.