Резня в Авауке
Резня в Авауке | |||
---|---|---|---|
Часть русской колонизации Америки и войн с американскими индейцами. | |||
![]() Григория Шелихова 1802 года изображено поселение На литографии . Три Святителя были основаны в 1784 году прямо через пролив от острова Ситкалидак . | |||
Дата | 14 августа 1784 г. | ||
Расположение | 57 ° 06'22 "N 153 ° 05'00" W / 57,10604 ° N 153,0832814 ° W | ||
Вечеринки | |||
| |||
Ведущие фигуры | |||
никто | |||
Число | |||
| |||
Жертвы и потери | |||
|
Резня в Авауке [ 4 ] [ 5 ] или Резня в Прибежище , [ 5 ] или, совсем недавно, как Вундед-Ни на Аляске , [ 2 ] Это нападение и резня людей Кониаг Алутиик (Сугпиак) в августе 1784 года на скале-убежище близ острова Кадьяк, совершенной русским торговцем мехом Григорием Шелеховым и 130 вооруженными русскими людьми и артиллеристами из его роты Шелихова-Голикова .
резня
[ редактировать ]С 1775 года Шелехов вел торговлю с аляскинцами на Курильских и Алеутских островах современной Аляски . В апреле 1784 года он вернулся и основал поселение на острове Кадьяк и побережье материка. Люди, населявшие этот район, сначала сопротивлялись и бежали на уединенный остров -убежище «Скала-убежище» ( аваук на языке алутик , приблизительное значение «где человек немеет»). [ 6 ] ) бухты Перегородка на острове Ситкалидак . Это было через Олд-Харбор на архипелаге Кадьяк . [ 7 ]
Российские промышленники напали на жителей острова, стреляя из ружей и пушек, убив примерно от 200 до 500 человек. [ 8 ] [ 2 ] мужчины, женщины и дети на скале-убежище. Некоторые источники утверждают, что число убитых достигло 2000 человек. [ 1 ] или 3000 человек. [ 3 ] После нападения на Аваук Шелихов заявил, что взял в плен более 1000 человек и удерживал около 400 в качестве заложников, включая детей. [ 1 ] Россияне потерь не понесли. [ 3 ]
Эта резня была единичным инцидентом, но насилие и захват заложников привели к тому, что Алутик впоследствии был полностью порабощен российскими торговцами. [ 9 ] Каспик (буквально: « куспук ») был алутиком (Сугпиак), которого в детстве взяли в заложники из Кадьяка; он был воспитан в рабстве у русских на Алеутских островах. Выучив русский язык, он стал для них переводчиком на Алутиике. Каспик однажды выдал местонахождение острова-убежища недалеко от острова Уналаска . [ 10 ]
Спустя более чем пять десятилетий после резни Арсенти Аминак, старик из Сугпиака, переживший резню, сообщил свой отчет об этих событиях Хенрику Йохану Хольмбергу (иногда известному как Генрих Иоганн) (1818–1864), финскому натуралисту и этнографу . [ 11 ] Хольмберг собирал данные для российского губернатора Аляски. [ 12 ]
Аминак сказал:
Русские пришли в поселение и устроили страшную кровавую баню. Лишь немногим [людям] удалось бежать в Ангяхталек в байдарках ; 300 кониагов были расстреляны русскими. Это произошло в апреле. Когда летом наши люди снова посетили это место, смрад трупов, лежавших на берегу, так сильно загрязнил воздух, что никто не мог там оставаться, и с тех пор остров стал необитаем. После этого каждый вождь был вынужден сдать своих детей в качестве заложников; Меня спасли только просьбы отца и множество шкур каланов. [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]1784–1818 годы были названы «самым мрачным периодом истории Сугпиака», поскольку русские плохо обращались с народом. Они также страдали от высокой смертности от инфекционных заболеваний, невольно занесенных русскими. В 1818 году произошла смена руководства так называемой Русско-Американской компании , имея в виду русских, действовавших в Северной Америке. [ 14 ]
год | Алеутские острова (= Алеут ~ Пригласительный ) |
Остров Кадьяк, залив Кука, Принц Уильям Саунд (= Алутик ~ Сугпиак ) |
Только остров Кадьяк (= Кониаг Алутик) |
Вход Кука, Только пролив Принца Уильяма (= Чугач Сугпиак ) |
---|---|---|---|---|
1741 | 8,000
|
|||
1784 | 10,000
|
|||
1791 | 6,000
|
6,510
|
599
| |
1804 | 4,850
|
|||
1806 | 1,898
|
|||
1813 | 1,508
|
|||
1817 | 4,098
|
2,544
| ||
1821 | 1.700
|
|||
1834 | 2,000
|
В 1827 году сбор ясака (ясака) был запрещен Екатериной Великой . [ 12 ]
1797–1821 | Среднее/год 1797–1821 |
1821–1842 | Среднее/год 1821–1842 | |
---|---|---|---|---|
Морские выдры | 72,894 | 2,916 | 25,416 | 1,210 |
Бобры | 34,546 | 1,382 | 162,034 | 7,716 |
Речные выдры | 14,969 | 599 | 29,442 | 1,402 |
Морские котики | 1,232,374 | 49,295 | 458,502 | 21,833 |
Лисы | 102,134 | 4,085 | 90,322 | 4,301 |
Пески | 17,298 | 692 | 15,666 | 746 |
Росомахи | 1,151 | 46 | 1,564 | 74 |
Рысь | 1,389 | 56 | 4,253 | 203 |
Норки | 4,802 | 192 | 15,481 | 737 |
Полярные лисы | 40,596 | 1,624 | 69,352 | 3,302 |
Волки | 121 | 5 | 201 | 10 |
Медведи | 1,602 | 64 | 5,355 | 255 |
Морские львы | 27 | 1 | Ø | 0 |
Моржовые бивни ( пуды = 36 фунтов) | 1,616 | 65 | 6,501 | 310 |
Усовый ус ( пуды = 36 фунтов) | 1,173 | 47 | 3,455 | 165 |

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бен Фицхью (2003), Эволюция сложных охотников-собирателей: археологические свидетельства из северной части Тихого океана , Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2003.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Эндерс (1992), «Археолог, возможно, нашел место резни на Аляске» , The Seattle Times , воскресенье, 16 августа 1992 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д The Afognak Alutiiq People, Alutiiq , дочерняя компания, находящаяся в полной собственности Afognak Native Corporation, июль
- ^ Свен Хаакансон -младший (2010), «Письменные голоса становятся историей» . В книге «Быть и становиться археологами коренных народов» . Джордж Николас (редактор). Левобережная пресса, Inc., 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хронология деревни Афогнак
- ↑ Finding Refuge, PBS, NETA, первый выпуск 3 октября 2015 г.
- ^ Гордон Л. Пуллар, «Историческая этнография сугпиатских деревень Кадьяка в конце 19 века ». В Giinaquq = Like a Face: маски Sugpiaq архипелага Кадьяк (редакторы: Свен Хаакансон-младший и Эми Стеффиан), University of Alaska Press, 2009 г. { В 1784 году, вскоре после захвата русскими острова Кадьяк, что привело к резне сотен сугпиатов в Авауке (Скала-убежище), русский купец Григорий Шелихов взял в заложники детей чиновников Сугпиака, чтобы взять их под свой контроль и, таким образом, , контролировать всех своих людей. }
- ^ Корри Кикер, Что значит быть Алутиком / Выставка государственного музея исследует местную культуру района Кадьяк. Архивировано 4 января 2013 г. в Wayback Machine , пятница, 25 апреля 2003 г.
- ^ Арон Л. Кроуэлл (2001), Взгляд в обе стороны, наследие и идентичность народа алутик . Фэрбенкс: Издательство Университета Аляски, 2001 г.
- ^ Ричард А. Кнехт, Свен Хаакансон и Шон Диксон (2002). « Аваук: открытие и раскопки скалы-убежища Алутик XVIII века на архипелаге Кадьяк ». В книге «К Алеутским островам и за их пределами» : Бруно Фрелих, Альберт С. Харпер и Рольф Гилберг, редакторы, стр. 177–191. Издания Этнографической серии Национального музея, Том. 20. Отдел этнографии Национального музея Дании, Копенгаген. Антропология Уильяма С. Лафлина.
- ^ Драбек, Алиша Сусана 2012. Liitukut Sugpiat'stun (мы учимся быть настоящими людьми): изучение литературы Кадьяк Алутик через основные ценности . Кандидатская диссертация. Университет Аляски в Фэрбенксе, Фэрбенкс, Аляска, декабрь 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, Гвенн А. (2010). Кадьяк-креольский: имперские сообщества в ранней Русской Америке . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4642-9 .
- ^ Генрих Дж. Холмберг (1985), Этнографические зарисовки Холмберга . Перевод Марвина В. Фалька, под редакцией Фрица, Фэрбенкс: Limestone Press, 1985 (стр. 59).
- ^ Лидия Т. Блэк (1992), «Русское завоевание Кадьяка». В: Антропологические документы Университета Аляски . Том. 24, Числа 1-2. Падать. Кафедра антропологии Университета Аляски в Фэрбенксе
- ^ Перейти обратно: а б «Русско-американский читатель» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2014 г. Проверено 21 октября 2014 г.