Jump to content

Скапулимантия

Лопатка оленя с изображением формирования и особенностей костей.

Скапулимантия (также называемая скапуломантией и скапуламантией , также называемая омоплатоскопией или чтением костей ) — это практика гадания с использованием лопаток или лопаток. Он наиболее широко практикуется в Китае и Синосфере как кости оракула , но также независимо развивался и в других традициях, включая Запад .

Исторически скапулимантия принимала две основные формы. В первом, «апиромантическом», лопатку животного просто исследовали после его убоя. Эта форма была широко распространена в Европе , Северной Африке и на Ближнем Востоке . Однако вторая форма, « пиромантическая » скапулимантия, предполагающая нагревание или сжигание кости и интерпретацию результатов, практиковалась в Восточной Азии и Северной Америке .

Народы мистассини- кри и наскапи- инну считали, что со всеми останками животных следует обращаться в соответствии с табу. [1] Это может стереть различие между ритуально или религиозно значимыми останками и светским использованием останков, что является предметом разногласий в существующей литературе. [1] Ритуалы, включающие гадание на костях животных, были обнаружены в священных местах инну Наскапи и народов восточного кри. [2] Кости, найденные висящими на деревьях, часто выставлялись возле стоянок или мест бойни, куда привозили добытых животных. Останки использовались в качестве средства передачи гадательных сообщений, поэтому бережное обращение с костями имело первостепенное значение. [2] Обращение с костями между двумя племенами было схожим, оба относились к останкам с определенным почтением, но применение гадания различалось. [2]

Гимн Наскапи

[ редактировать ]
Карта полуострова Квебек-Лабрадор, 1888 г.

Наскапи населяли регион, охватывающий полуостров Квебек -Лабрадор, территорию, малонаселенную местными древесными лесами и местной флорой, но в основном состоящую из снежной тундры . Коренные народы, говорящие на алгонкинском языке, связаны общим использованием скапулимантии (митунсааваакан), что отличает их от других коренных народов Америки. [3] Как правило, скапулимантия и связанные с ней практики гадания использовались одновременно и имели важное значение для предсказания будущих погодных явлений, состояния личного здоровья и были важны в религиозных практиках. [3]

В основном скапулимантия использовалась для помощи в охоте на карибу , чтобы обеспечить общинам достаточный запас мяса, чтобы прокормить их зимой. [1] Сопутствующие ритуалы гадания проводились перед скапулимантическим чтением. Это часто включало потные ванны и ударную музыку, исполняемую на барабанах или погремушках из оленьей шкуры, чтобы вызвать состояние сна. [1] Охотники участвовали в этом ритуале, который шаманы проводили над охотничьими племенами, чтобы помочь им сосредоточиться на сне, в котором они участвовали в охоте на карибу. После пробуждения от состояния сна лопатка, добытая во время предыдущей охоты, использовалась в пиромантическом ритуале, который направлял охотников к месту нахождения стада оленей, представленного в ритуале их сна. [1]

Методы подготовки останков животных включали удаление всей плоти с костей путем соскабливания, кипячения и сушки лопаток на воздухе, подвешивая их на ветру для просушки. [3] Животное, от которого была взята кость, также имело ритуальное значение. [3] Инну предпочитали карибу, поскольку они были основным и наиболее желанным видом, на который охотились. Гадание использовалось только в случае нехватки еды или кризиса. [3] Процесс заключался в держании очищенной лопатки над раскаленными углями, нагревании и подпаливании кости. Широкая плоскость лезвия соответствовала охотничьим угодьям, использовавшимся в то время, а трещины и пятна, образовавшиеся в результате этого процесса, использовались охотниками-инну для поиска мест, где лучше всего было найти оленей карибу для охоты. [3]

Наскапи вокруг вигвама зимой

Практикующие скапулимантию и наскапи с почтением и уважением относились к ритуалам чтения по костям . Отношения между практикующими и духовным миром играли важную роль в скапулимантической церемонии. [3] Если бы духи были разгневаны практикующим, это вызвало бы их гнев, в результате чего чтение было бы обманчивым для охотников, и они вернулись бы с пустыми руками. [1] Чтобы гарантировать сохранение отношений, практикующие должны были убедиться, что конкретные приготовления были выполнены правильно и что проситель честен и уважителен в своих отношениях с духовным миром и своими физическими средами. [1]

В наши дни эти ритуалы практикуются не так часто, хотя знания передаются через устные традиции . [3] Духовное значение ритуала по-прежнему высоко ценится, хотя его интерпретации по большей части остаются без внимания, поскольку практика выполняется для поддержания традиций прошлого. [3]

Мистассини Кри

[ редактировать ]

В отличие от инну Наскапи, кри Мистассини практиковали несколько форм скапулимантии. Работа академика Адриана Таннера в этой области показала, что посещенные общины использовали исключительно лопатки дикобраза в ритуалах чтения по костям. [3]

Регион, населенный народами кри

Карибу, в частности, считались духовно могущественными существами и почитались многими коренными народами Севера. Следовательно, почтение к духу животного переносилось на любые останки добытого существа. [4] Эту силу мог настроить только шаман, обладающий достаточным опытом и духовной силой. После смерти старшего шамана останки карибу перестали использоваться в ритуалах. Размер лопатки коррелировал с запасенной в ней силой, и поэтому лопатки карибу индивидуально висели на деревьях, отдельно от других останков, используемых для чтения по костям. [4] Исторически сложилось так, что эти большие лопатки использовались прорицателями только в самых тяжелых обстоятельствах, и в случае ухудшения ситуации можно было выполнить несколько чтений. [4]

Разница между использованием скапулимантности между наскапи и кри мистассини заключается в том, что последние использовали чтение костей, чтобы предвидеть конкретное событие в будущем. [3] Кроме того, снегоступы иногда использовались в качестве каркаса для лопаток перед началом чистки и обжига кости. Это было символом путешествия, которое охотники должны были предпринять в ближайшем будущем, наполняя лопатки энергией. [3] После церемонии сожжения обгоревшую лопатку передавали ребенку, который разносил ее по каждому вигваму, призывая вперед всех членов группы. [3] Это позволило бы всем интерпретировать лопатки и сделать собственные выводы до вызова прорицателя. Интерпретации кости часто были одинаковыми у разных людей, но суждение прорицателя пользовалось большим уважением. [4] Несъедобные части животных, главным образом кости, также обладают духом животного. После церемонии охотники общались с останками, разговаривая с лопаткой. Они просили дух покинуть медиума, облететь страну духов и вернуться, чтобы рассказать им о том, что они видели. [4]

Восточная Азия

[ редактировать ]

В контексте костей оракула древнего Китая черепах , где в основном использовались как лопатки, так и пластроны , скапулимантия иногда используется в очень широком смысле для совместного обозначения как скапулимантии, так и пластромантии (аналогичного гадания с использованием пластронов). Однако термин «остеомантия» мог бы быть более подходящим, имея в виду гадание на костях . Многие археологические памятники вдоль южного побережья и прилегающих островов Корейского полуострова показывают, что лопатки оленей и свиней использовались в гадании во время корейского протоисторического периода , ок. 300 г. до н.э. – 300/400 г. н.э.

Скапулимантия также упоминается в главе 5 «Кодзики » , « Японских летописей древних дел», в которой небесные божества использовали этот процесс гадания во время консультации с меньшими богами.

Бычьи лопатки с древними китайскими надписями

Археологические открытия в прошлом столетии были сосредоточены вокруг поздней династии Шан столицы в провинции Хэнань , где было найдено множество экземпляров. Этот период охватывал период с 1250 по 1046 год до нашей эры и имеет историческое значение, поскольку император того времени Ди Синь из Шаня ( король Чжоу ) был главным прорицателем-оракулом. [5] Статус гадания пользовался большим уважением в обществе: король Чжоу и прорицатели королевского двора занимали позиции бесспорной власти. [6] Радиоуглеродное датирование образцов позволило отнести образцы из периода позднего Шана, которые имеют схожие характеристики из-за стандартизации процедур скапулимантики перед нагреванием. [6] крупного рогатого скота В этот период гораздо чаще использовались лопатки и быков, которые часто сочетались с гравированными пластронами . [6] В раскопанных тайниках были обнаружены остатки лопаток свиней, овец, крупного рогатого скота и оленей, все из которых имели следы ожогов, что указывает на их использование в гадательном контексте. [5] Кроме того, отличительными чертами костей оракула династии Шан были следы сверления, где на лопатках были вырезаны ямки, и гравюры китайских иероглифов. [6]

Кость оракула с просверленными углублениями

Эти просверленные отверстия внутри образца сопровождались карбонизированными трещинами, поэтому была выдвинута теория о том, что полости создавались для того, чтобы вызвать растрескивание при нагревании. [6] Важно отметить, что прорицатели королевского двора не были исключительными субъектами гаданий в середине и конце периода Шан. Надписи, вырезанные на деталях экземпляра, связаны с королем Чжоу, находившимся на службе у местной знати. [6] Эти прорицатели служили низшим слоям общества, давая прогнозы для сельскохозяйственных и медицинских целей. [5] Различия между образцами для гаданий, используемыми королевским двором и связанными с ним прорицателями, включали более сложные эстетические детали, где край лопатки был отполирован, просверленные полости были симметрично спарены, а соответствующие следы долота были выгравированы. [5] Помощники прорицателей, обслуживающие публику, интерпретировали гораздо более простые кости оракула.

Примечательно, что образцы, найденные за пределами региона, охватывающего столицу Аньян, были гораздо менее сложными, с необработанными поверхностями и меньшим количеством выгравированных символов. [5]

Монголия

[ редактировать ]
Внутренняя Монголия

Радиоуглеродный анализ лопаток, найденных на стоянках в Фухэгоумэне, Внутренняя Монголия , датировал останки примерно 3322 годом до нашей эры, что делает монгольский народ одним из первых, кто использовал пиромантическую лопатку. [7] Другие ранние открытия лопатки в регионах северного Китая включают Чжаизита в соседнем Джунгарском Баннере, Фуцзямен в Ушане , провинция Ганьсу , и Сяванган в Сычуань , провинция Хэнань , что связано с поздней культурой Яншао. [8] Близость Внутренней Монголии к другим регионам северного Китая привела к появлению некоторых теорий, предполагающих распространение скапулимантических ритуалов по Восточной Азии. [9]

Практика скапулимантии на Монгольском нагорье была задокументирована исследователями со ссылкой на руководства по гаданию . [7] Эти прорицатели обращались к этим руководствам для интерпретации останков животных, часто для того, чтобы помочь им действовать в качестве моста между духовными мирами. [10] Однако шаманы не использовали это руководство как определенный список прямых результатов, а, скорее, помогали им в интерпретации прорицателей посредством использования общей системы верований. [7]

Методы подготовки включали церемонию сожжения, во время которой лопатки животных мыли, а затем помещали в огонь, где читались заклинания. [10] Этот процесс очистил кость, сделав ее пригодной для интерпретации шаманом. [9] Образование трещин на разных плоскостях лопаток коррелировало с последствиями, изложенными в священных руководствах. [9] Другими признаками, которыми руководствовались шаманы, был цвет лопатки, например, пожелтение или цвет кости. [9] Репутация прорицателей будет зависеть от их способности расшифровывать представленные им знаки. Роль лечебных шаманов-прорицателей, когда при негативном прочтении своей судьбы можно было бы увидеть предложенный ритуал, который можно было провести, чтобы успокоить дух. [9] Прорицатели пользовались большим уважением в обществе из-за своей роли духовных медиумов. Монгольский народ был одним из первых зарегистрированных пользователей пиромантической лопатки. [7]

Скапулимантия даже сегодня является методом гадания среди греческих и сербских фермеров. [ нужна ссылка ] Вероятно, оно имеет чрезвычайно древнее происхождение. Совсем недавно упоминания встречаются в мемуарах нескольких воинов, сражавшихся во время греческой войны за независимость . [ нужна ссылка ] После пиршества с жареными барашками или козлятами всякий, кто умел «читать» лопатку, очищал ее от остатков плоти и, подняв на свет, интерпретировал различные темные кусочки, проступающие на прозрачной части кости. Чистая лопатка была хорошим предзнаменованием. Смутные биты использовались для предсказания исхода битвы на следующий день, будь то смерть или выживание.

В магии эпохи Возрождения скапулимантия (известная как «шпатуламантия») была отнесена к одному из семи «запрещенных искусств» наряду с некромантией , геомантией , аэромантией , пиромантией , хиромантией ( хиромантией ) и гидромантией . [11]

Средний Восток

[ редактировать ]

Арабский мир

[ редактировать ]

Существующая литература по арабской скапулимантии немногочисленна, и лишь немногие из них переведены на латынь и английский язык и доступны для использования в качестве источников. Абзацы из арабского письма были контекстуализированы и переведены, чтобы помочь понять использование скапулимантии в арабском мире. [12] Флорентийская рукопись , датированная 1600-ми годами, в настоящее время является наиболее цитируемым источником с точки зрения включения компилированного перевода арабских произведений на латынь в Bibliotheca Laurenziana , книге, подробно описывающей магию , призывающие молитвы , рецепты сильнодействующих бальзамов и гадания. [12]

Текст связывает практику скапулимантии в средневековых западноевропейских цивилизациях с миграцией традиций и идей из арабского мира, отмечая влияние мусульманской Испании. [12] Торговля через Шелковый путь была предложена как средство, посредством которого скапулимантические практики проникли в средневековые европейские традиции из торговой торговли с арабскими кочевниками. [13]

Извлечение лопаток у живых животных включало обезглавливание животного мечом , не видя, как размахивается оружием, после чего животное варили до тех пор, пока плоть не отделялась от костей. [14] Лопатки извлекали, заворачивали в льняную ткань и клали под подушку прорицателя перед сном. Чтение можно было проводить только на следующий день после проведения этой процедуры. [14]

Чтение лопатки было разделено на две части: внутреннюю лопатку и внешние особенности. [14] Внутренняя плоскость лопатки имеет выступающий позвоночник и использовалась для интерпретации семейных проблем, касающихся плодородия и процветания. [14] Внешняя граница лопатки использовалась, когда прорицателю задавались вопросы, касающиеся политических или общественных мероприятий. [14]

Население зулусов в Южной Африке

Зулусские прорицатели, известные как изангомы, традиционно использовали чтение по костям в сочетании с другими ритуалами, включающими травяные отвары, для общения с духами и теми, кто умер. [15] Обработанные кости помещают в лекарство, при этом изангома интерпретирует аспекты лопатки, плавающие над жидкостью, как духовное общение. [16] Люди в сообществе будут искать изангому, если хотят получить ответы на личные вопросы, касающиеся либо их самих, либо общения с умершим. [16] Практика скапулимантии и более широкие ритуалы чтения по костям до сих пор используются знахарями во многих африканских общинах и включены в более широкий спектр традиционных церемоний исцеления.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонс, Арвен М. (2016). «Чувство в их костях: вопросы расшифровки животных ритуалов в археологических записях среди инну наскапи и восточных кри» . Журнал антропологии Университета Западного Онтарио . 24 (1). дои : 10.5206/uwoja.v24i1.8967 . S2CID   59457476 .
  2. ^ Jump up to: а б с Спек, Фрэнк Г. 2935. Наскапи, дикие охотники полуострова Лабрадор. Норман: Университет Оклахомы Пресс
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Слотер, Дейл К. (1981). «Возвращение к пути лопаток: запоздалый ответ Омару Хайяму Муру». Арктическая антропология . 18 (2): 95–103. ISSN   0066-6939 . JSTOR   40316003 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Таннер, Адриан. Приведение домашних животных: религиозная идеология и способ производства охотников кри Мистассини . Социально-экономические исследования. Том. 23. Сент-Джонс: Институт социальных и экономических исследований, Мемориальный университет Ньюфаундленда. ОЛ   17804021W .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Кори, Стефан Н. (2015). «От оленьих костей до черепашьих панцирей: государственная ритуализация пиропластромантии во время перехода Нара-Хэйан» . Японский журнал религиоведения . 42 (2): 339–380. дои : 10.18874/jjrs.42.2.2015.339-380 . ISSN   0304-1042 . JSTOR   43686907 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Кейтли, Дэвид Н. (1985). Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-05455-4 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Маскаринец, Грегори (ноябрь 1999 г.). «Шаманы и старейшины: опыт, знания и сила среди даур-монголов». Американский этнолог . 26 (4): 996–997. дои : 10.1525/ae.1999.26.4.996 .
  8. ^ Флад, Роуэн К. (июнь 2008 г.). «Гадание и сила: межрегиональный взгляд на развитие гадания на костях оракула в раннем Китае» . Современная антропология . 49 (3): 403–37. дои : 10.1086/588495 . JSTOR   10.1086/588495 . S2CID   62795316 . Это один из нескольких примеров скапулимантии позднего неолита из северной зоны Китая.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Боуден, ЧР (1958). «О практике скапулимантии у монголов». Центральноазиатский журнал . 4 (1): 1–44. ISSN   0008-9192 . JSTOR   41926634 .
  10. ^ Jump up to: а б Бьюэлл, Пол; Андерсон, EN; де Пабло Мойя, Монтсеррат; Оскенбай, Молдир (2020). Перекресток кухни: центр Евразии, Шелковый путь и еда . Перекресток – история взаимодействия на Шелковом пути. Том. 2. Брилл. дои : 10.1163/9789004432109 . hdl : 20.500.12657/51058 . ISBN  978-90-04-43210-9 .
  11. ^ Йоханнес Хартлиб (Мюнхен, 1456 г.) Книга всех запретных искусств ; цитируется в Láng, p. 124.
  12. ^ Jump up to: а б с Бернетт, Чарльз (1995). «Скапулимантность божественной работы Джорджио Ансейми по дисциплине магии». Евфросиния 23 : 63–81. дои : 10.1484/J.EUPHR.5.125974 . S2CID   190265302 .
  13. ^ Андрачук, Григорий Петр (1993). «Обзор контактирующих культур в средневековой Испании: исторические и литературные очерки». Обзор современного языка . 88 (3). дои : 10.2307/3734990 . JSTOR   3734990 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и Сэйерс, Уильям (1992). «Скапулимантность в средневековой Прибалтике». Журнал балтийских исследований . 1 (23): 57–62. дои : 10.1080/01629779100000281 .
  15. ^ Кендалл (1999). «Роль Изангомы в возвращении зулусской богини ее народу». ТДР . 43 (2): 94–117. дои : 10.1162/105420499760265226 . JSTOR   1146755 . S2CID   57566250 .
  16. ^ Jump up to: а б Тедлок, Барбара (2001). «Гадание как способ познания: воплощение, визуализация, повествование и интерпретация». Фольклор . 112 (2): 189–197. дои : 10.1080/00155870120082236 . S2CID   53137024 .

Источники

[ редактировать ]
  • Кейтли, Дэвид Н. (1978). Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века. Калифорнийский университет Press, Беркли. Большой формат в твердом переплете, ISBN   0-520-02969-0 (распродан); ППБК, 2-е издание (1985 г.) ISBN   0-520-05455-5 все еще находится в печати.
  • Андре, Р. (1906) Scapulimantia. В «Антропологических статьях в честь Франца Боаса » под редакцией Бертольда Лауфера, стр. 143–165.
  • Айзенбергер, Эльмар Якоб (1938). Гадание на лопатке. Международный архив этнографии 35, стр. 49–116.
  • Филиппи, Дональд Л. (1968). Кодзики. Издательство Токийского университета, Токио. п. 52.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e06010fcef06535c80de43f858f84d53__1711010220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/53/e06010fcef06535c80de43f858f84d53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scapulimancy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)