Психологические теории магии
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( июнь 2009 г. ) |
Часть серии о |
Магия |
---|
![]() |
Психологические теории магии рассматривают магию как личное явление, предназначенное для удовлетворения индивидуальных потребностей, в отличие от социального явления, служащего коллективной цели.
Теории
[ редактировать ]Ошибочное мышление
[ редактировать ]Среди самых ранних психологических теорий — теория психоза, выдвинутая Зигмундом Фрейдом . [1] Согласно этой теории, «первобытный человек» не является разумным существом, и фактически магическое мышление имеет сильное сходство с неврозами. Однако этот вывод оказался под вопросом, поскольку более поздняя психологическая теория признает, что психологическое тестирование не позволяет с полной точностью пересекать культуры. [2]
Плохая наука
[ редактировать ]Напротив, модель «плохой науки» утверждает, что первобытный человек рационален, а магические верования возникают, когда он пытается объяснить загадочные явления без достаточной информации. Согласно этой теории, маг — это ранняя форма учёного, которому просто не хватает адекватных данных. В версии этой теории Эдварда Бернетта Тайлора глупость фокусника состоит в том, что он принимает идеальную связь за реальную; фокусник считает, что тематически связанные предметы могут влиять друг на друга в силу своего сходства. [3] Например, азанде натирают банановые растения крокодильими зубами, чтобы они плодоносили (поскольку зубы крокодила растут непрерывно). Свойство плодородия может распространяться от символа плодородия (зуба крокодила) к намеченной цели (банановому дереву). Майкл Ф. Браун отмечает, что многие табу Агуаруна можно понимать как предотвращение нежелательных связей.
Символическое действие
[ редактировать ]Теория символического действия понимает магию как курс действий, предпринимаемый, когда существует эмоциональная (психологическая) потребность в действии, но практического выбора не существует. В примере Р. Р. Маретта это магическое действие, когда мужчина, преданный своей любовницей, собирает ее фотографии и сжигает их. [4] Данная интерпретация представляет собой современный аналог куклы Вуду . Как описывает Маретт, если эмоциональная ситуация оказывается достаточно распространенной, реакция становится социально-кодифицированной нормой, которую посторонние понимают как магию и которую Маретт называет «развитой магией». Клод Леви-Стросс [5] и Ариэль Глюклих [6] расширить символическую теорию, утверждая, что магия может служить формой психотерапии или науки Нью-Эйдж , достигая реальных результатов за счет эффекта плацебо . Эффекты такой магии станут реальностью благодаря ее воздействию на отдельного человека, что будет продемонстрировано в его жизни и действиях.
Ведущие мыслители этой категории, в том числе Стэнли Дж. Тамбиа , считают, что магия призвана быть выразительной, а не инструментальной. В отличие от прямого, миметического мышления Фрейзера, Тамбия утверждает, что магия использует абстрактные аналогии для выражения желаемого состояния в духе метонимии или метафоры . [7]
Важный вопрос, поднимаемый этой интерпретацией, заключается в том, как простые символы могут оказывать материальное воздействие. Один из возможных ответов лежит в Джона Л. Остина концепции перформативности , согласно которой акт произнесения чего-либо делает это истинным, например, в инаугурационном или свадебном обряде. [8] Другие теории предполагают, что магия эффективна, потому что символы способны влиять на внутренние психофизические состояния. Они утверждают, что акт выражения определенного беспокойства или желания сам по себе может быть восстановительным. [9]
Облегчение тревоги
[ редактировать ]Согласно теориям облегчения тревоги и контроля, люди обращаются к магическим убеждениям, когда существует чувство неуверенности и потенциальной опасности, и с этим мало что можно сделать. Магия используется для восстановления чувства контроля. В подтверждение этой теории исследования показывают, что суеверное поведение чаще проявляется в ситуациях сильного стресса, особенно у людей с большим стремлением к контролю. [10] Предполагается, что одной из причин (но не обязательно единственной) сохранения магических ритуалов является то, что ритуал активирует системы бдительности и предосторожности – то есть, ритуалы побуждают к их собственному использованию, создавая чувство небезопасности, а затем предлагая себя в качестве меры предосторожности. [11]
Паскаль Бойер и Пьер Льенар предполагают, что ритуалы формы основаны на понижении цели и концентрации внимания на репрезентации более низкого уровня. [12] Уровни репрезентации ранее были описаны Дж. М. Заксом и Барбарой Тверски . [13] На самом низком уровне находятся простые жесты (например, вставление левой ноги в ботинок). На среднем уровне находятся поведенческие эпизоды (например, надевание обуви). На самом высоком уровне находятся сценарии (например, одевание для выхода на улицу). Повседневный опыт говорит нам, что обычно люди описывают и вспоминают поведение в терминах среднего уровня поведенческих эпизодов.
В исследованиях обсессивно-компульсивных ритуалов фокус смещается на более низкий уровень жестов, что приводит к снижению цели. Например, в обсессивно-компульсивном ритуале уборки может быть переоценено порядок, направление и количество протираний, используемых для очистки поверхности. Цель становится менее важной, чем действия, используемые для ее достижения, а это означает, что магические ритуалы могут сохраняться без эффективности, поскольку намерение теряется в ходе действия. Остаются споры о том, можно ли расширить исследования обсессивно-компульсивных ритуалов для описания других видов ритуалов.
См. также
[ редактировать ]- Психология религии - Аналитический подход к религии
- Иллюзия контроля – ложная вера в способность контролировать события.
- Психологическая устойчивость – способность морально справиться с кризисом.
- Самообман - Психология ложных представлений и их влияние на поведение человека.
- Катарсис – психологическое событие, очищающее эмоции.
- Ритология - изучение ритуалов.
- Ритуализация – социологический феномен.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейд, С. Тотем и табу: Сходства между психической жизнью дикарей и невротиков. Лондон: Рутледж Кеган Пол (1960). (Оригинальная работа опубликована в 1913 г.).
- ^ Глейтман Х., Райсберг Д. и Гросс Дж. Психология, 7-е издание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Co (2007).
- ^ Эванс-Притчард, EE Теории первобытной религии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (1977), стр. 26–27.
- ^ Р. Р. Маретт. Порог религии, 2-е издание. (1914). Резюме любезно предоставлено Эвансом-Притчардом, Теории первобытной религии, стр. 33-34.
- ^ Леви-Стросс, Клод. Эффективность символов.
- ^ Глюклих, Ариэль. Конец магии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета (1997).
- ^ Браун, Майкл Ф. (1993). Думая о магии . Гринвуд Пресс. стр. 5–7.
- ^ Глюклих, Ариэль (1997). Конец магии . Издательство Оксфордского университета. стр. 60-2 .
- ^ Глюклих 1997 , стр. 49–53.
- ^ Кейнан, Гиора. Влияние стресса и стремления к контролю на суеверное поведение. Бюллетень личности и социальной психологии Vol. 28, № 1. Общество личностной и социальной психологии, Inc. (2002).
- ^ Бойер, Паскаль и Пьер Льенар. Ритуальное поведение у навязчивых и нормальных личностей. Ассоциация психологических наук (2008).
- ^ Бойер, Паскаль и Пьер Льенар. Ритуальное поведение у навязчивых и нормальных личностей. Ассоциация психологических наук (2008).
- ^ Закс, Дж. М. и Б. Тверски. Структура события в восприятии и представлении. Психологический вестник, 127, 3-21. (2001).