Меч
ọpọn Ifá — это поднос для гадания, используемый в традиционных африканских и афроамериканских религиях , особенно в системе, известной как Ifá , и в традиции йоруба в более широком смысле. [ 1 ] Этимология слова «опон» , буквально означающего «льстить», объясняет художественный и украшенный характер подносов, поскольку они предназначены для восхваления и признания благородной работы бабалаво ( прорицателей). [ 2 ] этимология термина Ифа Однако . была предметом споров Ифа можно считать ориша или богом йоруба, в частности, богом гадания Орулой . И наоборот, некоторые ученые называют Ифа просто «великим консультирующим оракулом», а не богом или божеством, без какого-либо божественного подтекста. [ 3 ]
Опон Ифа обычно изготавливаются резчиками по дереву, которые специализируются на подносах, и изготавливаются по дизайну по запросу покровителя бабалаво или по собственному желанию резчика. [ 4 ] Акцент на дизайне подносов делается не только из-за их «лестного» характера, но и из-за их функциональности во время консультации. [ 2 ] Различные резчики используют различные эстетические стили в Западной Африке и в африканской диаспоре , но большинство резчиков могут проследить свое влияние до Ойо , в современной Нигерии . [ 5 ]
Во время консультаций по гаданию бабалаво использует опон Ифа для общения с Ифа, который способен определить причины и решения личных и коллективных проблем, а также восстановить гармонию с духами. [ 1 ] [ 6 ] Ориша-посредник, Эсу , служит посланником между бабалаво и Ифа, поскольку эти два духа являются близкими товарищами друг другу. [ 5 ] В сочетании с другими божественными инструментами, такими как ироке Ифа (гадашский молоток), икин Ифа (священная пальма или орехи кола) или опеле Ифа (цепочка для гадания) и иеросун (гадальный порошок), опон Ифа используется для определения оду . или стихи, связанные с конкретным затруднительным положением покровителя. Как только Ифа раскрывает оду, бабалаво разъясняет решение, которое заложено в архетипической истории, описанной в конкретном оду. [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]Опон Ифа деревянные, обычно диаметром от 15 до 46 сантиметров (6–18 дюймов), плоские и обычно круглые; однако наблюдались также прямоугольные, полукруглые и примерно квадратные экземпляры. [ 1 ] Подносы имеют приподнятый внешний периметр, часто украшенный резными фигурами, предметами и абстрактными геометрическими узорами. Художественная сложность периферийной резьбы является показателем статуса среди бабалово и подчеркивает их важность для клиентов. [ 2 ] Верхняя часть подноса называется «головой» или оджу опон, а нижняя, наоборот, называется «ноги» или эсэ опон. [ 5 ] Обычно голову украшает резное изображение Эсу, посланника Ифа. [ 1 ] [ 7 ] На некоторых подносах могут быть дополнительные изображения Эсу, изучались подносы с двумя, четырьмя, восемью и даже шестнадцатью гранями. В таких случаях «голова» подноса может быть обозначена каури . Каури также используют для распространения священного гадательного порошка иеросун . [ 1 ]
Периферийные знаки опона Ифа носят не только декоративный, но и функциональный характер. [ 8 ] Они служат для разделения периметра на девять различных секций, которые придают символическое значение во время консультаций. Каждый раздел назван в честь одного из девяти древних и влиятельных прорицателей. При чтении гадания бабалово сидит лицом на восток, а опон Ифа находится перед ним так, чтобы «ноги» подноса были ближе всего к ним. [ 7 ] [ 8 ] В этой ориентации одзю опон («лицо подноса»), эсе опон («ножки подноса»), она канран («прямой путь») и она мурун («прямой путь») расположены соответственно на восточная, западная, южная и северная стороны периметра лотка. По диагоналям этих основных направлений расположены четыре дополнительных раздела или прорицателя: аласелоси («тот, кто действует левой стороной») на северо-востоке, алаболотун («тот, кто предлагает правой») на юго-востоке, афурукересайо («тот, кто делает предложение правой рукой»). тот, у кого есть метелка прорицателя и он счастлив») на северо-западе и аджилетепово («жаворонок, который садится и преуспевает») на юго-западе. Последняя секция — это пространство в центре подноса, эриладе опон («место встречи, которое венчает все»), всего девять секций. [ 5 ] [ 8 ] Эти разделы вступают в действие во время консультаций, когда бабалово индивидуально вызывает присутствие Ифа и девяти древних прорицателей перед тем, как начать чтение подноса. [ 8 ]
По окружности опона Ифа также могут быть вырезаны животные, имеющие важное значение в мифологии йоруба. Практикующие полагают, что такая маркировка позволяет бабалово использовать силы изображенного животного, повышая общую эффективность подноса или повышая эффективность определенных оду. О способностях животных иногда можно сделать вывод, исследуя их роли в любой из 256 архетипических историй, связанных с оду . Например, Опон Ифа может демонстрировать резные изображения кустарниковых крыс или окете , которые в мифологии йоруба могут принимать человеческий облик, чтобы причинять вред в ночное время. Также изображены птицы, которые символизируют колдовство . Наконец, по мнению прорицателей из Ойо, Нигерия , змеи могут символизировать эффективность гадания Ифа в целом, поскольку считается, что змеи получили свою ядовитую способность от Ифа – как указано в odu okaran asa . Более того, змеи могут символизировать самого Ифа, что, возможно, является причиной их распространенности в опоне Ифа и в другом искусстве йоруба . Когда абстрактные или перекрещивающиеся маркировки сочетаются с зооморфными изображениями, они могут придать изображенным животным кинетические и разумные качества, еще больше усиливая божественную силу подноса. [ 5 ]
Резчики йоруба
[ редактировать ]Исторически резчики йоруба играли важную роль в своих общинах – многие из них были специалистами, создавая множество предметов, от банальных (например, табуретки, трости и т. д.) до божественных (например, святилищные скульптуры, головные уборы и т. д.). [ 9 ] Большинство резчиков, специализирующихся на опон Ифа, берут свое начало от Аре Лагбайи , мастера дворцового резчика по дереву из старого Ойо, в современной Нигерии. [ 5 ] Его наследие продолжают резчики опона Ифа, которых часто посещает бабалово, и создают подносы с рисунками по своему усмотрению или по заказу своих прорицателей-покровителей. [ 9 ] [ 4 ] Некоторыми источниками эстетического вдохновения являются басни о легендарных прорицателях, духах и архетипических повседневных переживаниях, описанных оду, а также инструменты, используемые во время консультаций Ифа, такие как ироке Ифа . [ 9 ]
Вариации
[ редактировать ]Существуют вариации в структуре опона Ифа, особенно в отношении количества и расположения изображенных лиц Эсу и геометрической формы доски. [ 5 ] [ 10 ] Даже в пределах города будут разные формы подноса. Например, на одном подносе может быть изображен Эсу с выступающим в центр подноса подбородком ( эриладе опон ), а на другом изображены два лица Эсу на противоположных сторонах подноса. Хотя система гадания Ифа берет свое начало среди йоруба , ее практика распространилась среди африканской диаспоры и известна под разными названиями, с тонкими и глубокими изменениями. [ 8 ]
Помимо основополагающих особенностей opon Ifá, изложенных выше, функциональный характер структурных улучшений не может быть обобщен и обычно остается на усмотрение художника. [ 5 ] Особенно примечательным экземпляром является экземпляр из Королевства Дагомея 17-го века , на территории современного Бенина , который использовался для Фа гадания . На этой доске в центре подноса изображен стандартный круглый опон Ифа, но он окружен более крупным прямоугольным подносом. [ 11 ] В кубинской Сантерии , находящейся под сильным влиянием Ифа, также может использоваться опон Ифа; он часто отображает широкую цветовую гамму и может не содержать изображения Эсу. [ 12 ] [ 13 ]
Верования йоруба
[ редактировать ]Лицо Эсу, ориша-посредника между Ифа и бабалаво, обычно вырезается по периметру опона Ифа, чтобы признать его решающую роль во время божественных консультаций и позволить бабалово напрямую противостоять ему. Отношения между двумя божествами изложены в каноне йоруба – в частности, из 256 оду , или стихов, которые бабалаво интерпретируют из опона Ифа – и дают объяснение тому, как Эсу занял свою роль. Ниже приводится рассказ об этом мифе вождя Ифа из Ойо, Нигерия: [ 5 ]
Ифа и Эсу — двое из четырехсот ориша, посланных на Землю Олодумаре , верховным существом в религии йоруба . Каждое из четырехсот божеств обладает уникальными сверхъестественными способностями; Ифа знает предначертанную судьбу всех людей, а Эсу является хранителем асе ( божественной силы или власти). Эсу, уверенный в своем статусе самого мудрого среди всех духов Олодумаре, устроил испытание 398 другим божествам, но все они потерпели неудачу. Только тогда Эсу проверил Ифа. [ 5 ]
Эсу попросил Ифа присматривать за его обезьянкой в течение одной недели, пока он отправится в путешествие. Ифа согласился, но сначала попросил Эсу привязать обезьяну к дереву перед его домом. После того, как Эсу отправился в свое путешествие, Ифа посоветовался с оракулом, чтобы узнать, каковы намерения Эсу в своем путешествии. Оракул предписал Ифе жертвоприношение бананов, которое необходимо совершить глубоко в густом лесу. Ифа согласился и совершил жертвоприношение, но обнаружил, что обезьяна Эсу пропала, когда он вернулся к дереву перед своим домом. Эсу, внезапно решив не продолжать свое путешествие, вернулся в дом Ифа и увидел, что Ифа нарушил свое обязательство. Убитый горем, Эсу начал плакать. Он сообщил Ифа, что если он не найдет обезьяну в течение семи дней, пока его слезы не упадут на землю, Ифа будет проклят без мира на всю оставшуюся жизнь. В поисках решения Ифа еще раз посоветовался с оракулом, который посоветовал ему вернуться в то самое место в лесу, где было совершено жертвоприношение бананов. Там он найдет обезьяну. Ифа приняла руководство оракула и нашла в лесу обезьяну Эсу. Вернув обезьяну Эсу до того, как ее слезы упали на землю, Ифа завершил испытание и скрепил свое партнерство с Эсу. Чтобы выразить свою благодарность, Эсу поклялся быть товарищем и сообщником Ифа во всех его начинаниях. Таким образом, Эсу выступает в роли рупора, через который Ифа передает свои ясновидческие знания. [ 5 ]
На консультациях по гаданию
[ редактировать ]Во время сеанса гадания бабалаво сначала правильно ориентирует поднос так, чтобы «ноги» опона Ифа были обращены к нему. Он сидит лицом на восток, откуда, как полагают, Ифа пришла с духовного плана, и позволяет свету освещать поднос, стараясь не допустить попадания теней на дерево. [ 7 ] [ 8 ] После правильной ориентации бабалово использует ироническую ифа, или постукивание прорицателя, чтобы вызвать присутствие Ифа посредством ритмичного барабанного боя постукивания по поверхности опона Ифа. [ 7 ] Также вызываются девять прорицателей, символически изображенных по периметру подноса. [ 8 ] Затем шестнадцать пальмовых орехов или орехов кола , икин Ифа , бросают на деревянную поверхность опона Ифа, и бабалово приступает к интерпретации, какой из 256 возможных наборов оду (стихов) отображается орехами. [ 5 ] Оду — это, по сути, слово или знак из восьми знаков, нарисованный порошком иеросуна, разбросанным по подносу. Каждому из знаков соответствуют стихи, которые следует произносить и выбирать в соответствии с конкретной ситуацией клиента. [ 6 ] [ 7 ]
Каждый из оду создается путем индивидуального поэтапного определения каждой «буквы» оду, начиная с нижнего правого деления границы, затем нижнего левого. Этот процесс повторяется снизу вверх еще шесть раз, пока не будет построен и записан на доске полный оду. [ 5 ] Если используются священные пальмовые орехи, бабалаво держит в одной руке шестнадцать орехов. Другой рукой он выхватывает из ладони столько, сколько сможет. Если один остался, он рисует две вертикальные линии на порошке иеросуна на доске. Если осталось два ореха, он рисует только одну линию. Процесс продолжается до тех пор, пока не образуются две фигуры по четыре сегмента в каждой. [ 14 ]
Другой способ использования опона Ифа включает в себя гадальную цепочку, известную как опеле Ифа, при которой пальмовые орехи или орехи кола оставляются для более серьезных вопросов. [ 7 ] Опеле состоит из цепочки из восьми связанных вместе орехов-полуколы, каждый из которых связан с одной из восьми букв оду и участком на краю подноса. Вызвав духов с помощью иронии Ифа, бабалово бросает опеле; каждая из восьми полуорешек приземлится вогнутой вверх или вогнутой вниз, орлом или решкой. Одна линия представляет собой «головы», а две вертикальные линии символизируют «хвосты» – этот процесс зафиксирован в порошке иеросуна, как и в случае с пальмовыми орехами. [ 15 ] Таким образом, эта бинарная система одной и двух вертикальных линий порождает 256 различных оду, каждый из которых связан с духом и определенной архетипической ситуацией. Некоторые оду положительные, другие отрицательные. Кроме того, оду определяет, какие предложения бабалово предписывает клиенту, чтобы он мог достичь желаемых целей. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Уильям В. Баском (22 марта 1991 г.). Гадание Ифа: общение между богами и людьми в Западной Африке . Издательство Университета Индианы. стр. 33–34. ISBN 978-0-253-11465-5 .
- ^ Jump up to: а б с Древаль, Генри (1989). Йоруба: девять веков африканского искусства и мысли . Нью-Йорк: Центр африканского искусства. п. 17.
- ^ Кларк, доктор юридических наук (1939). «Гадание Ифа». Журнал Королевского антропологического института Великобритании . 69 (2): 235–256. дои : 10.2307/2844391 . JSTOR 2844391 .
- ^ Jump up to: а б Уэйт, Рене. «Африканские концепции энергии и их проявления через искусство» . Колледж искусств Кентского государственного университета . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Погосон, О.И. (2011). «Подносы для гадания Ифа из Исале-Ойо» . Кадернос де Эстудос Африканос . 21 (21): 15–41. doi : 10.4000/cea.196 – через OpenEdition.
- ^ Jump up to: а б с «Опон (Гадательная доска Ифа)» . csuimages.sjsu.edu . 2004 . Проверено 1 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хоуп Б. Вернесс (январь 2003 г.). «Ифа» . Энциклопедия континуума местного искусства: мировоззрение, символизм и культура в Африке, Океании и Северной Америке . Континуум. стр. 142–43. ISBN 978-0-8264-1465-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Олопуна, Джейкоб (2016). Ифа Гадание, знание, сила и производительность . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253018908 .
- ^ Jump up to: а б с ЛаГамма, Алиса. (2000). Искусство и оракул: африканское искусство и ритуалы гадания . Пембертон, Джон, 1928-, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк). Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0870999338 . OCLC 43296774 .
- ^ Уильям В. Баском (22 марта 1991 г.). Гадание Ифа: общение между богами и людьми в Западной Африке . Издательство Университета Индианы. стр. 33–34. ISBN 978-0-253-11465-5 .
- ^ «№ 2416.292» . Росс Архив африканских изображений . 2010 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Поднос для гадания Ифа в нигерийском стиле, сделанный на Кубе» . Священные искусства Черной Атлантики . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Кубинский поднос для гадания Ифа» . Священные искусства Черной Атлантики . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Мортон-Уильямс, Питер (1966). «Два исследования гадания Ифа. Введение: способ гадания». Африка: Журнал Международного африканского института . 36 (4): 406–431. дои : 10.2307/1158049 . JSTOR 1158049 . S2CID 145352272 .
- ^ Ван Бик, WEA; Пик, Филип М. (2013). Обзор реальности: динамика африканского гадания . Бик, WEA van., Пик, Филип М. Вена. ISBN 9783643903358 . OCLC 828892524 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )