Jump to content

чукчи

Чукча
ԓыгъоравэтԓьэт, о'равэтԓьэт
я буханки
Семья чукчей и их сибирский хаски , начало 20 века.
Общая численность населения
16,241
Регионы со значительной численностью населения
Россия 16,200 [1]
Chukotka Autonomous Okrug 13,292 [1]
Украина 30 [2]
Эстония 11 [3]
Языки
русский , чукча
Религия
Шаманизм , православие
Родственные этнические группы
другие чукотско-камчатские народы
Расселение чукчей в Дальневосточном федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Чукчи чукчи , или обитающая ( чукотский : Ԓыгъоравэтԓьэт, О'равэтԓьэт , Ḷygʺoravetḷʹèt, O'ravetḷʹèt ), — сибирская этническая группа, на Чукотском полуострове , берегах Чукотского моря и Беринговоморском регионе Северного Ледовитого океана. [4] все в пределах современной России . Они говорят на чукотском языке . Чукчи произошли от народа, жившего вокруг Охотского моря .

Согласно ряду исследований по проведению геномных исследований с 2014 по 2018 годы, чукчи являются ближайшими азиатскими родственниками коренных народов Америки , а также народа айнов , являясь потомками поселенцев, которые не пересекли Берингов пролив и не заселили японцев. архипелаг. [5] [6]

История культуры

[ редактировать ]
Примерное распределение чукотских родов в конце XIX века

Большинство чукчей проживают в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Камчатском крае на юге. Некоторые чукчи также проживают в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общая численность чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч. [7]

Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые поселились на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами оленей . Русское название «Чукчи» происходит от чукотского слова Чаучу («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводными чукчами», чтобы отличить себя от «приморских чукчей», называемых Анкаллит («морской народ»). Их имя представителя чукотского этноса в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»). [8]

Антрополог Маршал Салинс назвал чукчей «племенами без правителей». У них часто не было формальных политических структур, но существовала формальная космическая иерархия. [9]

В религии чукчей каждому предмету, как одушевленному, так и неодушевленному, присвоен дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию . [10] [11] Чукотский шаман однажды объяснил этнографу Владимиру Богоразу , что «Светильник ходит. Стены дома имеют свои голоса... Даже тени на стене составляют определенные племена и имеют свою страну, в которой они живут. хижины и питаются охотой». [12]

После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс в конечном итоге оказался разрушительным для сельского хозяйства Чукотки. Регион до сих пор не полностью восстановился. Многие сельские чукчи, а также русские в чукотских селах за последние годы выжили. [ когда? ] только с помощью прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили университетское образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами. [13]

Пропитание

[ редактировать ]
Изображение чукотской семьи Луи Чори (1816 г.)

В доисторические времена чукчи вели кочевой образ жизни охотников-собирателей. В настоящее время продолжают сохраняться некоторые элементы натуральной охоты, в том числе на белого медведя . [14] тюлени , моржи , киты и северные олени . Существуют некоторые различия между традиционным укладом жизни приморских и внутренних чукчей. Прибрежные чукчи были в основном оседлыми рыболовами и охотниками, преимущественно на морских млекопитающих. Внутренние чукчи были частично оленеводами. [15]

Начиная с 1920-х годов Советы организовали экономическую деятельность как прибрежных, так и внутренних чукчей и в конечном итоге создали на Чукотке 28 коллективно управляемых государственных предприятий. Все это основывалось на оленеводстве с добавлением охоты на морских млекопитающих и резьбы по моржовой кости в прибрежных районах. Чукчи получили образование в советских школах и сегодня почти на 100% грамотны и свободно владеют русским языком. Лишь часть из них сегодня занимается непосредственно оленеводством или на морских млекопитающих охотой и продолжает вести кочевой образ жизни в палатках -ярангах . [16]

Отношения с русскими

[ редактировать ]

Русские впервые начали контактировать с чукчами, когда они достигли реки Колымы (1643 г.) и реки Анадырь (1649 г.). [17] Важным торговым путем стал путь от Нижнеколымска острога, до Анадырского пролегавший на юго-западе главного чукотского ареала. Сухопутный путь от Якутска до Анадырска занял около полугода. [ нужна ссылка ]

Молодожены встречают Солнце. Картина Николая Гетьмана «Чукчи».

В течение следующих пятидесяти лет чукчей обычно игнорировали, потому что они были воинственными и не предоставляли меха или другие ценные товары, облагаемые налогом. Вооруженные стычки вспыхнули около 1700 года, когда русские начали действовать на Камчатке и нуждались в защите своих коммуникаций от чукчей и коряков . Первая попытка их завоевания была предпринята в 1701 году. Другие экспедиции были отправлены в 1708, 1709 и 1711 годах, но с большим кровопролитием, но без особого успеха и не сумевшие уничтожить местное население на большой территории. Война возобновилась в 1729 году, когда чукчи разгромили охотскую экспедицию и убили ее командира. Командование перешло к майору Дмитрию Павлуцкому , который применил очень разрушительную тактику : сжигал, убивал, отгонял оленей, а также захватывал и убивал женщин и детей. [18]

В 1742 году правительство Санкт-Петербурга приказало начать новую войну, в которой чукчи и коряки должны были быть «полностью истреблены». Война (1744–1747) велась с такой же жестокостью и закончилась убийством Павлуцкого в марте 1747 года. [18] Говорят, что чукчи несколько лет хранили его голову как трофей. Русские снова развязали войну в 1750-х годах, но часть чукчей все же пережила эти планы истребления на очень далеком Северо-Востоке (см. Справа карту населенных территорий во время истребительной деятельности Российской Империи). [ нужна ссылка ]

В 1762 году при новом правителе Санкт-Петербург принял другую политику. Содержание форта в Анадырске обошлось примерно в 1 380 000 рублей, но эта территория принесла лишь 29 150 рублей налогов, поэтому правительство покинуло Анадырск в 1764 году. Чукчи, больше не подвергавшиеся нападениям со стороны Российской империи, начали мирно торговать с русскими. С 1788 года они участвовали в ежегодной ярмарке на Нижней Колыме. Другой был основан в 1775 году на Ангарке, притоке реки Большой Анюй . Эта торговля пришла в упадок в конце 19 века, когда американские китобои и другие суда начали выгружать товары на побережье. [19]

Первые православные миссионеры проникли на территорию Чукотки спустя некоторое время после 1815 года. Стратегия сработала, между казаками и чукчами стала процветать торговля. Поскольку ежегодные торговые ярмарки, на которых обменивались товарами, продолжались, между двумя народами говорили на общем языке. Туземцы, однако, никогда не платили ясака или дани, и их статус подданных был не более чем формальностью. Официальная аннексия Чукотского полуострова произошла намного позже, во времена Советского Союза. [20]

Советский период

[ редактировать ]

Если не считать четырех православных школ, до конца 1920-х годов на Чукотской земле не было ни одной школы. В 1926 году грамотных чукчей было 72 человека. Советы ввели латинский алфавит в 1932 году для записи своего языка, заменив его кириллицей в 1937 году. В 1934 году 71% чукчей были кочевниками . В 1941 году 90% оленей все еще находились в частной собственности. Так называемые кулаки кочевали со своими частными стадами вплоть до 1950-х годов. После 1990 года и распада Советского Союза произошел массовый исход русских из этого региона из-за недостаточного финансирования местной промышленности. [ нужна ссылка ]

Оценки численности населения по Форсайту:

  • 1700: 6,000
  • 1800: 8,000–9,000
  • 1926: 13,100
  • 1930-е годы: 12 000
  • 1939: 13,900
  • 1959: 11,700
  • 1979 год: не менее 13 169

Постсоветский период

[ редактировать ]

В контексте российского вторжения в Украину с 2022 года чукчи считаются одной из групп этнических меньшинств России , страдающей от непропорционально большого количества потерь среди российских сил. [21]

В русских анекдотах

[ редактировать ]

Чукотские анекдоты являются формой этнического юмора . Их изображают примитивными, но наивно умными. [22] [23]

  1. ^ Jump up to: а б "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
  2. ^ Государственный комитет статистики Украины – Национальный состав населения, перепись 2001 года . Федеральная служба государственной статистики Украины
  3. ^ RL0428: Население по национальности, полу и месту жительства, 31 декабря 2011 г. Статистика Эстонии
  4. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Чукчи» . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 323.
  5. ^ Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
  6. ^ Кура, Кения; Армстронг, Элайджа Л.; Темплер, Дональд И. (1 мая 2014 г.). «Когнитивная функция у айнов» . Интеллект . 44 : 149–154. дои : 10.1016/j.intell.2014.04.001 . ISSN   0160-2896 .
  7. ^ «На краю земли: Три дня с чукчами – паспорт страсти» . Проверено 11 августа 2023 г.
  8. ^ «Словарь Коллинза» .
  9. ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Салинса» .
  10. ^ Золотарев, А.М. (1980). «Социальная организация и мифы дуалистического творения в Сибири». В Хоппале, Михай (ред.). Сыны Млечного Пути. Исследования верований финно-угорских народов (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. стр. 40–41. ISBN  963-07-2187-2 . Глава означает: «Социальная структура и дуалистические мифы о творении в Сибири»; Название означает: «Сыны Млечного Пути. Исследования систем верований финно-угорских народов».
  11. ^ Анисимов, А.Ф. (1981). Интеллектуальная жизнь первобытного общества (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Кошут. стр. 92–98. ISBN  963-09-1843-9 . Название означает: «Духовная жизнь первобытного общества». Книга составлена ​​из переводов следующих двух оригиналов: Анисимов, Ф. А. (1966). Духовная жизнь первобытново общества (in Russian). Москва • Ленинград: Наука. The other one: Анисимов, Ф. А. (1971). Исторические особенности первобытново мышления (in Russian). Москва • Ленинград: Наука.
  12. ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Салинса» .
  13. ^ «Настоящие люди: выживут ли они в 21 веке?» . www.culturalsurvival.org . 23 сентября 2022 г. Проверено 11 августа 2023 г.
  14. ^ Хоган, К. Майкл (2008) Белый медведь: Ursus maritimus , Globaltwitcher.com, изд. Никлас Стромберг
  15. ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 429. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  16. ^ «Удивительная жизнь чукчей» . Английская Россия. Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года . Проверено 7 мая 2011 г.
  17. ^ Форсайт, Джеймс (1992) История народов Сибири, для этого и следующего раздела.
  18. ^ Jump up to: а б Шенталинская, Татьяна (весна 2002 г.). «Майор Павлуцкий: От истории к фольклору» (PDF) . Журнал Славянской и Восточноевропейской фольклорной ассоциации . 7 (1): 3–21. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2009 г.
  19. ^ Жуков, Павел (16 июня 2020 г.). «Кровавая борьба России с ужасающими чукотскими аборигенами» . www.rbth.com . Проверено 9 июня 2021 г.
  20. ^ Жуков, Павел (16 июня 2020 г.). «Кровавая борьба России с ужасающими чукотскими аборигенами» . www.rbth.com . Проверено 9 июня 2021 г.
  21. ^ «Спустя два года после начала войны на Украине, этнические меньшинства России непропорционально погибли в боях» . Московская Таймс . 24 февраля 2024 г.
  22. ^ «Гэндай Собието шакай но миншуу-денсю то сить но Чукучи-дзюку» («Чукотские шутки как форма современного советского фольклора», перевод Хироши Сёдзи). - Котоба-асоби но минзокуси Эд. Токио 1990, 377–385.
  23. ^ Бурыкин А.А., Анекдоты о чукчах как социокультурное явление in: Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.64–70(retrieved March 10, 2015)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b51d408a170c0bc1b51f9836a1bacd1__1719128460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/d1/1b51d408a170c0bc1b51f9836a1bacd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chukchi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)