чукчи
я буханки | |
---|---|
Общая численность населения | |
16,241 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 16,200 [1] |
Chukotka Autonomous Okrug | 13,292 [1] |
Украина | 30 [2] |
Эстония | 11 [3] |
Языки | |
русский , чукча | |
Религия | |
Шаманизм , православие | |
Родственные этнические группы | |
другие чукотско-камчатские народы |
Чукчи чукчи , или обитающая ( чукотский : Ԓыгъоравэтԓьэт, О'равэтԓьэт , Ḷygʺoravetḷʹèt, O'ravetḷʹèt ), — сибирская этническая группа, на Чукотском полуострове , берегах Чукотского моря и Беринговоморском регионе Северного Ледовитого океана. [4] все в пределах современной России . Они говорят на чукотском языке . Чукчи произошли от народа, жившего вокруг Охотского моря .
Согласно ряду исследований по проведению геномных исследований с 2014 по 2018 годы, чукчи являются ближайшими азиатскими родственниками коренных народов Америки , а также народа айнов , являясь потомками поселенцев, которые не пересекли Берингов пролив и не заселили японцев. архипелаг. [5] [6]
История культуры
[ редактировать ]Большинство чукчей проживают в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Камчатском крае на юге. Некоторые чукчи также проживают в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общая численность чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч. [7]
Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые поселились на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами оленей . Русское название «Чукчи» происходит от чукотского слова Чаучу («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводными чукчами», чтобы отличить себя от «приморских чукчей», называемых Анкаллит («морской народ»). Их имя представителя чукотского этноса в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»). [8]
Антрополог Маршал Салинс назвал чукчей «племенами без правителей». У них часто не было формальных политических структур, но существовала формальная космическая иерархия. [9]
В религии чукчей каждому предмету, как одушевленному, так и неодушевленному, присвоен дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию . [10] [11] Чукотский шаман однажды объяснил этнографу Владимиру Богоразу , что «Светильник ходит. Стены дома имеют свои голоса... Даже тени на стене составляют определенные племена и имеют свою страну, в которой они живут. хижины и питаются охотой». [12]
После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс в конечном итоге оказался разрушительным для сельского хозяйства Чукотки. Регион до сих пор не полностью восстановился. Многие сельские чукчи, а также русские в чукотских селах за последние годы выжили. [ когда? ] только с помощью прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили университетское образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами. [13]
Пропитание
[ редактировать ]В доисторические времена чукчи вели кочевой образ жизни охотников-собирателей. В настоящее время продолжают сохраняться некоторые элементы натуральной охоты, в том числе на белого медведя . [14] тюлени , моржи , киты и северные олени . Существуют некоторые различия между традиционным укладом жизни приморских и внутренних чукчей. Прибрежные чукчи были в основном оседлыми рыболовами и охотниками, преимущественно на морских млекопитающих. Внутренние чукчи были частично оленеводами. [15]
Начиная с 1920-х годов Советы организовали экономическую деятельность как прибрежных, так и внутренних чукчей и в конечном итоге создали на Чукотке 28 коллективно управляемых государственных предприятий. Все это основывалось на оленеводстве с добавлением охоты на морских млекопитающих и резьбы по моржовой кости в прибрежных районах. Чукчи получили образование в советских школах и сегодня почти на 100% грамотны и свободно владеют русским языком. Лишь часть из них сегодня занимается непосредственно оленеводством или на морских млекопитающих охотой и продолжает вести кочевой образ жизни в палатках -ярангах . [16]
Отношения с русскими
[ редактировать ]Русские впервые начали контактировать с чукчами, когда они достигли реки Колымы (1643 г.) и реки Анадырь (1649 г.). [17] Важным торговым путем стал путь от Нижнеколымска острога, до Анадырского пролегавший на юго-западе главного чукотского ареала. Сухопутный путь от Якутска до Анадырска занял около полугода. [ нужна ссылка ]
В течение следующих пятидесяти лет чукчей обычно игнорировали, потому что они были воинственными и не предоставляли меха или другие ценные товары, облагаемые налогом. Вооруженные стычки вспыхнули около 1700 года, когда русские начали действовать на Камчатке и нуждались в защите своих коммуникаций от чукчей и коряков . Первая попытка их завоевания была предпринята в 1701 году. Другие экспедиции были отправлены в 1708, 1709 и 1711 годах, но с большим кровопролитием, но без особого успеха и не сумевшие уничтожить местное население на большой территории. Война возобновилась в 1729 году, когда чукчи разгромили охотскую экспедицию и убили ее командира. Командование перешло к майору Дмитрию Павлуцкому , который применил очень разрушительную тактику : сжигал, убивал, отгонял оленей, а также захватывал и убивал женщин и детей. [18]
В 1742 году правительство Санкт-Петербурга приказало начать новую войну, в которой чукчи и коряки должны были быть «полностью истреблены». Война (1744–1747) велась с такой же жестокостью и закончилась убийством Павлуцкого в марте 1747 года. [18] Говорят, что чукчи несколько лет хранили его голову как трофей. Русские снова развязали войну в 1750-х годах, но часть чукчей все же пережила эти планы истребления на очень далеком Северо-Востоке (см. Справа карту населенных территорий во время истребительной деятельности Российской Империи). [ нужна ссылка ]
В 1762 году при новом правителе Санкт-Петербург принял другую политику. Содержание форта в Анадырске обошлось примерно в 1 380 000 рублей, но эта территория принесла лишь 29 150 рублей налогов, поэтому правительство покинуло Анадырск в 1764 году. Чукчи, больше не подвергавшиеся нападениям со стороны Российской империи, начали мирно торговать с русскими. С 1788 года они участвовали в ежегодной ярмарке на Нижней Колыме. Другой был основан в 1775 году на Ангарке, притоке реки Большой Анюй . Эта торговля пришла в упадок в конце 19 века, когда американские китобои и другие суда начали выгружать товары на побережье. [19]
Первые православные миссионеры проникли на территорию Чукотки спустя некоторое время после 1815 года. Стратегия сработала, между казаками и чукчами стала процветать торговля. Поскольку ежегодные торговые ярмарки, на которых обменивались товарами, продолжались, между двумя народами говорили на общем языке. Туземцы, однако, никогда не платили ясака или дани, и их статус подданных был не более чем формальностью. Официальная аннексия Чукотского полуострова произошла намного позже, во времена Советского Союза. [20]
- Чукотский мужчина
- Ламинарные доспехи из закаленной кожи с наплечниками, усиленными деревом, которые носили коренные сибиряки.
Советский период
[ редактировать ]Если не считать четырех православных школ, до конца 1920-х годов на Чукотской земле не было ни одной школы. В 1926 году грамотных чукчей было 72 человека. Советы ввели латинский алфавит в 1932 году для записи своего языка, заменив его кириллицей в 1937 году. В 1934 году 71% чукчей были кочевниками . В 1941 году 90% оленей все еще находились в частной собственности. Так называемые кулаки кочевали со своими частными стадами вплоть до 1950-х годов. После 1990 года и распада Советского Союза произошел массовый исход русских из этого региона из-за недостаточного финансирования местной промышленности. [ нужна ссылка ]
Оценки численности населения по Форсайту:
- 1700: 6,000
- 1800: 8,000–9,000
- 1926: 13,100
- 1930-е годы: 12 000
- 1939: 13,900
- 1959: 11,700
- 1979 год: не менее 13 169
Постсоветский период
[ редактировать ]В контексте российского вторжения в Украину с 2022 года чукчи считаются одной из групп этнических меньшинств России , страдающей от непропорционально большого количества потерь среди российских сил. [21]
В русских анекдотах
[ редактировать ]Чукотские анекдоты являются формой этнического юмора . Их изображают примитивными, но наивно умными. [22] [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
- ^ Государственный комитет статистики Украины – Национальный состав населения, перепись 2001 года . Федеральная служба государственной статистики Украины
- ^ RL0428: Население по национальности, полу и месту жительства, 31 декабря 2011 г. Статистика Эстонии
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 323.
- ^ Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- ^ Кура, Кения; Армстронг, Элайджа Л.; Темплер, Дональд И. (1 мая 2014 г.). «Когнитивная функция у айнов» . Интеллект . 44 : 149–154. дои : 10.1016/j.intell.2014.04.001 . ISSN 0160-2896 .
- ^ «На краю земли: Три дня с чукчами – паспорт страсти» . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Словарь Коллинза» .
- ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Салинса» .
- ^ Золотарев, А.М. (1980). «Социальная организация и мифы дуалистического творения в Сибири». В Хоппале, Михай (ред.). Сыны Млечного Пути. Исследования верований финно-угорских народов (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. стр. 40–41. ISBN 963-07-2187-2 . Глава означает: «Социальная структура и дуалистические мифы о творении в Сибири»; Название означает: «Сыны Млечного Пути. Исследования систем верований финно-угорских народов».
- ^ Анисимов, А.Ф. (1981). Интеллектуальная жизнь первобытного общества (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Кошут. стр. 92–98. ISBN 963-09-1843-9 . Название означает: «Духовная жизнь первобытного общества». Книга составлена из переводов следующих двух оригиналов: Анисимов, Ф. А. (1966). Духовная жизнь первобытново общества (in Russian). Москва • Ленинград: Наука. The other one: Анисимов, Ф. А. (1971). Исторические особенности первобытново мышления (in Russian). Москва • Ленинград: Наука.
- ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Салинса» .
- ^ «Настоящие люди: выживут ли они в 21 веке?» . www.culturalsurvival.org . 23 сентября 2022 г. Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Хоган, К. Майкл (2008) Белый медведь: Ursus maritimus , Globaltwitcher.com, изд. Никлас Стромберг
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 429. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ «Удивительная жизнь чукчей» . Английская Россия. Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года . Проверено 7 мая 2011 г.
- ^ Форсайт, Джеймс (1992) История народов Сибири, для этого и следующего раздела.
- ^ Jump up to: а б Шенталинская, Татьяна (весна 2002 г.). «Майор Павлуцкий: От истории к фольклору» (PDF) . Журнал Славянской и Восточноевропейской фольклорной ассоциации . 7 (1): 3–21. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ Жуков, Павел (16 июня 2020 г.). «Кровавая борьба России с ужасающими чукотскими аборигенами» . www.rbth.com . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Жуков, Павел (16 июня 2020 г.). «Кровавая борьба России с ужасающими чукотскими аборигенами» . www.rbth.com . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Спустя два года после начала войны на Украине, этнические меньшинства России непропорционально погибли в боях» . Московская Таймс . 24 февраля 2024 г.
- ^ «Гэндай Собието шакай но миншуу-денсю то сить но Чукучи-дзюку» («Чукотские шутки как форма современного советского фольклора», перевод Хироши Сёдзи). - Котоба-асоби но минзокуси Эд. Токио 1990, 377–385.
- ^ Бурыкин А.А., Анекдоты о чукчах как социокультурное явление in: Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.64–70(retrieved March 10, 2015)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пэтти А. Грей (2005). Затруднительное положение движения коренных народов Чукотки: постсоветский активизм на Крайнем Севере России . Кембридж. ISBN 0-521-82346-3 .
- Анна Керттула (2000). Рога на море . Издательство Корнелльского университета . ISBN 0-8014-3681-8 .
- «Чукчи» . Красная книга народов Российской империи .
- «Все, что связано с Арктикой» . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года.
- Чуке, Эвен, Джукагир. Колыма: Песни природы и животных. Сибирь 3 . Мировая музыка.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Богораз, Вальдемар (1904). Чукча. Том. 11 Часть 1: Материальная культура (PDF) . Мемуары Американского музея естественной истории. Лейден • Нью-Йорк: EJ Brill Ltd • GE Stechert & Co.
- Богораз, Вальдемар (1907). Чукча. Том. 11 Часть 2: Религия (PDF) . Мемуары Американского музея естественной истории. Лейден • Нью-Йорк: EJ Brill Ltd • GE Stechert & Co.
- Богораз, Вальдемар (1909). Чукча. Том. 11 Часть 3: Общественная организация (PDF) . Мемуары Американского музея естественной истории. Лейден • Нью-Йорк: EJ Brill Ltd • GE Stechert & Co.
- Богораз, Вальдемар (1910). Чукотская мифология (PDF) . Мемуары Американского музея естественной истории. Лейден • Нью-Йорк: EJ Brill Ltd • GE Stechert & Co.
- Сииметс, Юло (2006). «Солнце, Луна и небосвод в чукотской мифологии и о связи небесных тел и жертвоприношений» (PDF) . Электронный журнал фольклора . 32 . Эстонский фольклор: 129–156. doi : 10.7592/fejf2006.32.siimets .