Jump to content

Кетский народ

Координаты : 62 ° 29' с.ш. 86 ° 16' в.д.  /  62,483 ° с.ш. 86,267 ° в.д.  / 62,483; 86 267

Кеты
кето, кет, Дэн
Кеты
Общая численность населения
в. 1100
Регионы со значительной численностью населения
Красноярский край ( Россия )
Россия 1,088 (2021) [1]
Украина 37 (2001) [2]
Языки
Кет , русский
Религия
Русское православие , Анимизм , Шаманизм
Родственные этнические группы
Угу
Местоположение кетов
Карта с указанием местоположения в России
Карта с указанием местоположения в России
Показан в России
Расположение Большинство кетов проживает в среднем течении реки Енисей и притоков, в том числе группа в общине Келлог .
Координаты 62 ° 29' с.ш. 86 ° 16' в.д.  /  62,483 ° с.ш. 86,267 ° в.д.  / 62,483; 86 267

Кеты ( русский : кеты ; кет : кето, кет, денг) — енисейскоязычный народ в Сибири. Во времена Российской империи их называли остяками , не отличая их от ряда других сибирских народов. Позже их стали называть енисейскими остяками , поскольку они жили в среднем и нижнем бассейне реки Енисей в Красноярском крае России . [3] Современные кеты жили вдоль восточного среднего течения реки, прежде чем были политически ассимилированы с Россией между 17 и 19 веками. По переписи 2010 года в России проживало 1220 кетов. [1] По переписи 2021 года это число сократилось до 1088.

Источник

[ редактировать ]

Кетский народ разделяет свое происхождение с другими енисейскими народами и тесно связан с другими коренными народами Сибири и коренными народами Америки . Они принадлежат в основном к гаплогруппе Y-ДНК Q-M242 . [4]

Согласно исследованию 2016 года, кеты и другие енисейские народы, скорее всего, произошли где-то в районе Горного Алтая или вблизи озера Байкал. Предполагается, что часть алтайцев имеет преимущественно енисейское происхождение и тесно связана с кетским народом. Кеты также тесно связаны с несколькими группами коренных американцев. Согласно этому исследованию, енисейцы связаны с палеоэскимосскими группами. [5]

Кеты считаются единственными выжившими представителями древнего кочевого народа, первоначально населявшего центральную и южную Сибирь . В 1960-е годы юги выделялись в отдельную, хотя и схожую группу.

Сегодня кеты являются потомками рыбацких и охотничьих племен енисейской тайги , перенявших некоторые культурные традиции тех исконных кетоязычных племен Южной Сибири. Ранние племена занимались охотой , рыболовством и в оленеводством северных районах. [1]

Кет вошёл в состав Российского государства в 17 веке. Их попытки сопротивления не увенчались успехом, поскольку русские депортировали их в разные места, пытаясь сломить их сопротивление. Это разрушило их строго организованную патриархальную общественную систему, распал их образ жизни. Кеты задолжали русским. Некоторые умерли от голода, другие от болезней, занесенных из Европы. К XIX веку кеты уже не могли существовать без продовольственной помощи российского государства. [6]

В 20 веке Советы провели коллективизацию среди кетов. Официально они были признаны кетами в 1930-х годах, когда Советский Союз начал проводить политику самоопределения коренных народов. Однако многим кетским традициям продолжало противодействовать государство. Коллективизация завершилась к 1950-м годам, и кеты были вынуждены принять тот же образ жизни, что и этнические русские; образование на русском языке также способствовало утрате языка.

Численность кетов относительно стабильна с 1923 года. По переписи 2010 года в России проживало 1220 кетов. Кеты живут в небольших деревнях вдоль берегов рек и уже не ведут кочевой образ жизни.

Кетский язык связан с языками на-дене Северной Америки, принадлежащими к дене-енисейской языковой семье. [7] [8] [9] Эта связь привела к некоторому сотрудничеству между кетами и северными атабаскскими народами . [10] Хотя потенциальная связь с языками на-дене была выявлена, эта связь признается не всеми лингвистами. [11]

Кет означает «человек» (множественное число Дэн «мужчины, люди»). Кеты рек Кас, Сым и Дубчес используют югун как самоназвание. В 1788 году Питер Симон Паллас был первым ученым, опубликовавшим наблюдения о кетском языке в путевом дневнике. [12]

В 1926 г. насчитывалось 1428 кетов, из них 1225 (85,8%) были носителями кетского языка. Перепись 1989 года насчитала 1113 этнических кетов, из которых осталось всего 537 (48,3%) носителей языка. [ нужна ссылка ]

По состоянию на 2008 год только около 100 человек все еще свободно говорили на кетском языке, половина из них старше 50 лет. [7] Он совершенно отличается от любого другого языка Сибири. [1] Александр Котусов (1955–2019) — кетский народный певец, композитор и автор песен на кетском языке. [13]

Культура

[ редактировать ]
Карта енисейских народов, где кеты являются самой северной группой.

Кеты имеют богатую и разнообразную культуру, наполненную обилием сибирской мифологии, включая шаманские практики и устные традиции. Сибирь, регион России, где проживают кеты, издавна считалась местом зарождения шамана или шаманизма. В 1950-х годах Мирча Элиаде заявляет об этом в первом предложении своей книги «Шаманизм» : «С начала 20-го века этнологи вошли в привычку использовать термины «шаман», «знахарь», «колдун» и «знахарь». «Маг» взаимозаменяемо для обозначения определенных людей, обладающих магико-религиозными способностями и встречающихся во всех «примитивных» обществах. Если слово «шаман» понимать как любое маг, колдун, знахарь или экстатик, встречавшийся на протяжении всей истории религии и религиозности. в этнологии мы приходим к понятию одновременно чрезвычайно сложному и чрезвычайно расплывчатому, более того, оно, кажется, не имеет никакой цели, поскольку у нас уже есть термины «маг» или «колдун» для выражения таких непохожих и плохо определенных понятий, как «примитивные»; магия» или «первобытный мистицизм». [14]

Шаманы кетов были идентифицированы как практикующие целительство, а также другие местные ритуальные духовные практики. Предположительно, существовало несколько типов кетских шаманов. [15] [16] различающиеся по функциям (сакральные обряды, врачевание), силе и связанным с ними животным (олень, медведь). [16] Также у кетов (как и у некоторых других сибирских народов, таких как карагасы [17] [18] [19] ) есть примеры использования скелетной символики. [20] Хоппал интерпретирует его как символ шаманского возрождения. [21] хотя он также может символизировать кости гагары ( животного-помощника шамана, соединяющего воздушный и подводный миры, как в истории о шамане, путешествовавшем и в небо, и в подземный мир). [22] Накладка в виде скелета олицетворяла шаманское возрождение и среди некоторых других сибирских культур. [23] [20]

Сегодня от практики шаманизма практически отказались. Монотеизм вытеснил идеи шамана и шаманских практик. Большое значение для кетов имеют изображения духов, описываемые как «плечевая кость животного, завернутая в лоскут ткани, имитирующий одежду». [24] Один взрослый Кет, неосторожно обращавшийся с сигаретой, сказал: «Жалко, что у меня нет куклы. Мой дом сгорел вместе с моими куклами». [25] Кеты считают свои духовные образы домашними божествами , которые спят днем ​​и защищают их ночью. [26]

Эдвард Дж. Вайда , профессор современных и классических языков, провел год в Сибири, изучая кетов, и обнаружил возможную связь между кетским языком и языками на-дене , из которых навахо является наиболее известным и широко распространенным. [27]

Вячеслав Иванов и Владимир Топоров сравнили кетскую мифологию с мифологией носителей уральских языков , полагая в своих исследованиях, что они моделируют семиотические системы в сравниваемых мифологиях. Они также провели типологические сравнения. [28] [29] Среди других сравнений, возможно, из уральских мифологических аналогий, мифологии обско-угорских народов [30] and Samoyedic peoples [31] упоминаются. Обсуждаемые другими авторами аналогии (сходные фольклорные мотивы , чисто типологические соображения и определенные бинарные пары в символике) могут быть связаны с дуалистической организацией общества — некоторые дуалистические черты. в сравнении с этими народами можно обнаружить [32] Однако для кетов ни дуалистическая организация общества [33] ни космологический дуализм [34] были тщательно исследованы. Если такие особенности вообще существовали, то они либо ослабли, либо остались практически не обнаруженными. [33] Есть некоторые сообщения о разделении на две экзогамные патрилинейные части: [35] фольклор о конфликтах мифологических персонажей и сотрудничестве двух существ в создании земли, [34] мотив ныряльщика на землю. [36] Этот мотив присутствует в нескольких культурах в разных вариантах. В одном примере создателю мира помогает водоплавающая птица, когда птица ныряет под воду и достает землю, чтобы создатель мог создать из нее землю. В некоторых культурах творец и существо, притягивающее землю (иногда называемое дьяволом или принимающее форму гагары), конкурируют друг с другом; в других культурах (в том числе и кетском варианте) они вообще не конкурируют, а скорее сотрудничают. [37]

Однако если дуалистические космологии определяться в широком смысле и не ограничиваться определенными конкретными мотивами, то их существование более широко распространено; они существуют не только у некоторых уральскоязычных народов, но и на каждом обитаемом континенте. [ нужны разъяснения ] [38]

Кетская традиционная культура широко исследована. В качестве ссылки включены Матиас Кастрен , Василий Иванович Анучин , Кай Доннер , Ханс Финдайзен и Евгения Алексеевна Алексеенко . [39]


Фотографии норвежского исследователя Фритьофа Нансена 1913 года :

Известные кеты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Вайда, Эдвард Георгиевич «Кеты и другие енисейские народы» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 29 июня 2007 г.
  2. ^ Ukrcensus.gov.ua. Архивировано 4 ноября 2018 г. на Wayback Machine.
  3. ^ «Кет: Библиографический справочник» . Институт лингвистики (Российская академия наук) и Кадзуто Мацумура (Токийский университет) . Проверено 20 октября 2006 г.
  4. ^ Карафет, ТМ; Осипова, Л.П.; Губина, М.А.; Посух, ОЛ; Зегура, СЛ; Хаммер, МФ (2002). «Высокие уровни дифференциации Y-хромосомы среди коренных сибирских популяций и генетическая особенность бореального образа жизни охотников-собирателей». Хум Биол . 74 (6): 761–89. дои : 10.1353/hub.2003.0006 . ПМИД   12617488 . S2CID   9443804 .
  5. ^ Флегонтов Павел; Чангмай, Пия; Зидкова Анастасия; Логачева Мария Дмитриевна; Флегонтова, Ольга; Гельфанд Михаил С.; Герасимов Евгений С.; Храмеева Екатерина Евгеньевна; Коновалова Ольга П.; Неретина, Татьяна; Никольский Юрий В.; Старостин, Георгий; Степанова Вита В.; Травинский Игорь Владимирович; Триска, Мартин; Тршиска, Петр; Татаринова Татьяна Владимировна; Татаринова, Татьяна В. (2015). «Геномное исследование кетов: палео-эскимосской этнической группы со значительным древним североевразийским происхождением» . Научные отчеты . 6 : 20768. arXiv : 1508.03097 . Бибкод : 2016NatSR...620768F . дои : 10.1038/srep20768 . ПМЦ   4750364 . ПМИД   26865217 .
  6. ^ "КЕТЫ" . Народы Красной книги . Проверено 5 августа 2006 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Кетская языковая семья связана с языковой семьей на-дене | orbis quintus» . 10 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 22 июня 2016 г.
  8. ^ «Публичная лекция: Сибирское происхождение языков на-дене» . Университет Аляски в Фэрбенксе. 12 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2009 г. Проверено 22 июня 2016 г.
  9. ^ «Дене-Енисейский симпозиум, февраль 2008 г.» . Университет Аляски в Фэрбенксе. 10 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 г. . Проверено 22 июня 2016 г.
  10. ^ «Арктический совет атабасков и кеты Сибирской России возобновляют исторические контакты и соглашаются работать вместе | Говорящая Аляска» . talkalaska.blogspot.com. 21 апреля 2010 года . Проверено 22 июня 2016 г.
  11. ^ «Кет, его жизнеспособность и перспективы возрождения» (PDF) . Кевин Андруски. 9 декабря 2013 года . Проверено 26 октября 2022 г.
  12. ^ «Кетский язык» . Британская энциклопедия . Проверено 7 апреля 2021 г.
  13. ^ Siberian Lang – Alexander Maksimovich Kotusov
  14. ^ Мирча Элиаде, Шаманизм: архаичные методы экстаза (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1972) 5
  15. ^ Alekseyenko 1978
  16. ^ Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 171
  17. ^ Диосеги 1960: 128, 188, 243.
  18. ^ Диосеги 1960: 130.
  19. ^ Хоппал 1994: 75
  20. ^ Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 172
  21. ^ Хоппал 1994: 65.
  22. ^ Хоппал 2005: 198.
  23. ^ Хоппал 2005: 199
  24. ^ А. А. Малыгна, Куклы народов Сибири 1988, с. 132, цитируется в книге Эдварда Дж. Вайды, «Енисейские народы и языки: история енисейских исследований» с аннотированной библиографией и справочником источников, Curzon Press, 2001.
  25. ^ Вернер Херцог, Счастливые люди: Год в тайге (документальный фильм) 2010.
  26. ^ Герцог
  27. ^ Университет Западного Вашингтона (9 марта 2021 г.). «Как 30 лет исследований построили языковой мост между народами Сибири и Северной Америки» . Середина . Проверено 9 апреля 2021 г.
  28. ^ Ivanov & Toporov 1973
  29. ^ Иванов 1984:390, в послесловии Хоппала.
  30. ^ Иванов 1984: 225, 227, 229.
  31. ^ Иванов 1984: 229, 230.
  32. ^ Иванов 1984: 229–231.
  33. ^ Перейти обратно: а б Золотарёв 1980:39
  34. ^ Перейти обратно: а б Золотарев 1980: 48
  35. ^ Золотарёв 1980: 37.
  36. ^ Иванов 1984: 229.
  37. ^ Полсон 1975:295
  38. ^ Золотарев 1980: 56.
  39. ^ Хоппал 2005: 170–171.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Алексеенко, Е.А. (1978). «Категории кетских шаманов». В Диосеги, Вилмос; Хоппал, Михай (ред.). Шаманизм в Сибири . Будапешт: Академическое издательство.
  • Диосеги, Вилмос (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё . Книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
  • Хоппал, Михай (1994). Шаманы, души и символы (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Геликон. ISBN  963-208-298-2 . Название означает «Шаманы, души и символы».
  • Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке). Архивировано 2 января 2010 г. в Wayback Machine.
  • Иванов Вячеслав ; Владимир Топоров (1973). «К описанию кетских семиотических систем». Семиотика . IX (4). Гаага • Прага • Нью-Йорк: Мутон: 318–346.
  • Иванов, Вячеслав (=Вячеслав) (1984). «Языки и мифологии». Язык, миф, культура (на венгерском языке). Сборник, приложение, редакционное послесловие Хоппала Михая. Будапешт: Мысль. ISBN  963-281-186-0 . Название означает: «Язык, миф, культура», послесловие редакции означает: «Языки и мифологии».
  • Иванов, Вячеслав (=Вячеслав) (1984). «Оби-Угор и кетские фольклорные связи». Язык, миф, культура (на венгерском языке). Сборник, приложение, редакционное послесловие Хоппала Михая. Будапешт: Мысль. стр. 215–233. ISBN  963-281-186-0 . Название означает: «Язык, миф, культура», глава означает: «Оби-угорские и кетские фольклорные контакты».
  • Миддендорф, А.Т., фон (1987). Рис Таймхриле . Таллинн. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Полсон, Ивар (1975). «Мировоззрение и природа в религии народов Северной Сибири». В Гуле, Янош (ред.). Народ водоплавающих птиц. Исследования быта и культуры родственных финно-угорским народам (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. стр. 283–298. ISBN  963-07-0414-5 . Глава означает: «Мировоззрение и природа в религии северо-сибирских народов»; Название означает: «Народ водоплавающих птиц. Исследования быта и культуры финно-угорских родственных народов».
  • Золотарев, А.М. (1980). «Социальная организация и мифы дуалистического творения в Сибири». В Хоппале, Михай (ред.). Сыны Млечного Пути. Исследования верований финно-угорских народов (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. стр. 29–58. ISBN  963-07-2187-2 . Глава означает: «Социальная структура и дуалистические мифы о творении в Сибири»; Название означает: «Сыны Млечного Пути. Исследования систем верований финно-угорских народов».
[ редактировать ]

СМИ, связанные с кетами, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9d9873b62a1a020be58b073ef249bdf__1721998680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/df/a9d9873b62a1a020be58b073ef249bdf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ket people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)