Арктическая политика Евросоюза
На морской транспорт приходится большая часть внешней и внутренней торговли Европейского Союза . ЕС является третьим по величине импортером продукции рыболовства и аквакультуры в мире и пятым по величине производителем. Морские границы составляют более 70% внешних границ Союза, и ежегодно через европейские порты проходят сотни миллионов путешественников. Безопасность энергоснабжения Европы во многом зависит от морского транзита и инфраструктуры. Значительное расширение флота стран-членов ЕС, а также подходящая портовая инфраструктура способствуют хорошо функционирующему энергетическому рынку и безопасности поставок, а, следовательно, и общему благополучию жителей Европы и европейской экономики. [ 1 ] Таким образом, Арктический регион является жизненно важной новой областью для работы ЕС, и в конце 2021 года была принята новая стратегия для Арктического региона, которая соответствует европейскому «Зеленому соглашению». [ 2 ]
Причина участия ЕС в Арктике
[ редактировать ]Возросший интерес к Арктическому региону разделяют несколько игроков, в основном государства, имеющие большие потребности в энергии и экспорте. Государства, находящиеся далеко от региона, начинают разрабатывать стратегии в отношении Арктики, придавая региону более высокий статус в международных отношениях. Основную причину возросшего интереса к Арктике можно объяснить двумя явлениями: технологическими разработками, упрощающими доступ к региону, и добычей ресурсов, которую становится легче сделать прибыльной в суровом арктическом климате. Во-вторых, глобальное повышение температуры оказывает огромное влияние на арктический регион, открывая возможность более легкой добычи ресурсов, а также новых торговых путей между Тихоокеанским регионом и европейским/североамериканским регионом. Новые торговые маршруты, по которым можно пройти, рассматриваются как жизненно важные для того, чтобы сделать глобальную торговую сеть менее уязвимой к авариям в таких узких местах, как Суэцкий канал или Малаккский пролив . [ 3 ]
Арктическая политика ЕС
[ редактировать ]Европейский Союз с 2008 года разрабатывает политику и стратегию для арктического региона и работает над ними. Эта политика призвана охватить широкий спектр областей, а также удовлетворить растущую геополитическую и экономическую значимость региона. Ожидается, что Арктический регион будет обладать огромными экономическими ресурсами и в ближайшие годы станет регионом с растущим политическим значением. ЕС имеет один из крупнейших рынков в мире и близок к Арктике: три государства-члена (Дания, Финляндия и Швеция) являются арктическими государствами, а одно из них (Дания) является арктическим прибрежным государством. В качестве геополитической и экономической силы ЕС переоценивает стратегическую важность региона, а также необходимость наличия скоординированной арктической политики для всего Европейского Союза. [ 4 ] Европейскому Союзу необходимо иметь стратегию в отношении Арктики, поскольку регион становится более доступным из-за таяния ледяных шапок, что позволит расширить торговлю и сократить торговые пути из Тихоокеанского региона в Атлантический регион. Чтобы оставаться актуальным в новых сферах политики, безопасности и экономики, ЕС должен следовать растущему интересу со стороны других сторон в этом регионе. [ 5 ] Арктическая политика Европейского Союза – это политика и стратегия Европейского Союза в отношении Арктического региона. Европейский Союз утвердил три политики: первая из них в 2008 году называлась «Резолюция Европейского парламента от 9 октября об управлении Арктикой». [ 6 ] [ 7 ] последний документ по арктической стратегии, опубликованный ЕС, был опубликован в октябре 2021 года, это сообщение называется «Более активное участие ЕС в обеспечении мирной, устойчивой и процветающей Арктики». [ 8 ]
Европейский Союз с 2016 года преследует три основные цели в своей арктической политике:
- защита и сохранение Арктики в унисон с ее населением,
- содействие устойчивому использованию ресурсов,
- международное сотрудничество.
Европейский Союз не имеет статуса наблюдателя в Арктическом совете. Ранее это было заблокировано Канадой из-за запретов Европейского Союза на импорт и торговлю продуктами из тюленей. [ 9 ] В последнее время Россия неохотно приглашает Европейский Союз в качестве наблюдателя, главным образом из-за санкций Евросоюза против России за аннексию Крыма в 2014 году. После российского вторжения на Украину Европейский Союз увеличил масштаб своих санкций до беспрецедентного уровня, что, возможно, затруднит принятие ЕС в Арктический совет в качестве государства-наблюдателя. [ 10 ]
Будущее развитие ЕС в Арктике
[ редактировать ]Если Исландия присоединится к Европейскому Союзу, влияние ЕС в Арктике будет расти, и ЕС может получить статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Политика Северного измерения Европейского Союза, основанная в конце 1990-х годов, была создана для решения проблем, связанных с западной Россией, а также для улучшения общего сотрудничества между ЕС, Исландией и Норвегией. С тех пор ЕС, Исландия, Норвегия и Россия сформировали многосторонние, равноправные отношения. Поскольку отношения России и ЕС ухудшились, продолжение действия соглашения остается под вопросом. В сотрудничестве есть наблюдатели из Канады и США. Три члена Северного совета вступили в ЕС (Дания в 1973 году и Швеция и Финляндия в 1995 году). В ответ на запрет Евросоюза на импорт товаров из тюленей Канада наложила вето на заявку Евросоюза стать «постоянным наблюдателем» в Арктическом совете в 2009 году. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Хотя конкуренция за власть в арктическом регионе за последние годы усилилась (например, общая приостановка сотрудничества после российской агрессии, направленной против Украины (в 2014 и 2022 годах), арктический регион после холодной войны был относительно стабильным с точки зрения геополитической борьбы. и даже представляет собой анклав, где западные государства могут более свободно сотрудничать с Россией, чем это имело место в других сферах. [ 12 ]
В период 2007–2012 гг.
[ редактировать ]Арктика становится все более стратегически важной. Европейский Союз стремится способствовать эффективному сотрудничеству в Арктике и оказывать помощь в решении текущих проблем региона. Европейский Союз является одним из самых ярых сторонников более жесткой международной политики в области изменения климата. В число его членов входят три страны-члена Арктического совета (возможно, четыре, если Исландия присоединится к Европейскому Союзу). Европейский Союз импортирует и экспортирует значительное количество арктических ресурсов и товаров. В результате многие политики и законы Союза затрагивают заинтересованные стороны Арктики. Европейский Союз хочет больше взаимодействовать с арктическими партнерами, чтобы лучше понимать их проблемы и сотрудничать в решении общих проблем. Именно в этот период разрабатываются задачи арктической политики: защита и сохранение Арктики в унисон с ее населением, содействие устойчивому использованию ресурсов, международное сотрудничество. По мере ускорения изменения климата и экономического роста в арктическом регионе Европейский Союз планирует значительно расширить свое взаимодействие со своими арктическими партнерами, чтобы совместно решать проблемы защиты окружающей среды, обеспечивая при этом долгосрочное процветание региона. [ 13 ] Комиссия и Верховный представитель предлагают сосредоточить дальнейшее развитие политики ЕС в отношении Арктики на трех ключевых областях: поддержка исследований и направление знаний для решения проблем, связанных с изменением окружающей среды и климата в Арктике, действуя с ответственностью, чтобы внести вклад в обеспечение экономического развития. в Арктике основывается на устойчивом использовании ресурсов и экологическом опыте, активизируя конструктивное взаимодействие и диалог с арктическими государствами, коренными народами и другими партнерами. [ 14 ]
В период 2012–2016 гг.
[ редактировать ]Союз имеет статус «постоянного гостя» с 2013 года, после тринадцати лет получения статуса «специального наблюдателя», что означает, что он может следить за деятельностью совета как постоянные «наблюдатели» - однако это всего лишь свидетельство дискриминационного дипломатического обращения. . Это провал престижа для Европейского Союза, учитывая, что три из «Арктической восьмерки» являются членами Европейского Союза, а два — ассоциированными государствами, и это тем более нелепо, учитывая, что Европейский Союз имеет статус членства в других региональных и глобальных межправительственных организациях, занимающихся Арктические опасения. Арктический регион – это регион, который почти все считают зоной наблюдения за изменением климата. Европейский Союз поспешил объявить изменение климата приоритетом своей арктической стратегии, поскольку оно уже было одной из трех целей комплексной арктической политики 2016 года, наряду с устойчивым развитием и международным сотрудничеством. [ 15 ] Совместное сообщение 2012 года было разделено на две части. Документ, состоящий из двух частей, представляет собой набор строительных блоков для расширения участия ЕС в Арктике, а также обзор событий и политических действий, достигнутых с момента первоначального послания Европейской комиссии в 2008 году. Он также определяет три важнейших области для будущего ЕС. Участие в Арктике: «знания, подотчетность и участие». [ 16 ] [ 17 ]
В период 2016–2022 гг.
[ редактировать ]Как рассказал Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель , обновление арктической политики станет частью европейского «Зеленого курса» , и важно учитывать уровень приоритетности, отдаваемый проблеме климата по отношению к другим арктическим приоритетам. Другими словами, стратегия ЕС по достижению своей цели по нулевым чистым выбросам парниковых газов к 2050 году также сильно отражена в его обновленной арктической политике 2021 года. Однако очевидно, что цели устойчивого развития ЕС могут противоречить целям арктических государств, потенциально открывая потенциальные дипломатические споры по поводу извлечения ресурсов и их сохранения. [ 18 ]
В последние годы резко возросло число стран, заинтересованных в Арктическом регионе. Это увеличивает риск превращения Арктики в поле геополитической битвы, ставя под угрозу интересы ЕС. Во многих местах Арктики военные действия активизировались одновременно с ростом интереса к арктическим ресурсам и транспортным маршрутам. ЕС стремится поддерживать безопасную, стабильную, устойчивую и процветающую Арктику, которая должна оставаться зоной низкого напряжения, характеризующейся мирным многосторонним сотрудничеством. Совет ЕС признал актуальность экологических проблем и изменения климата для безопасности и обороны в своих заключениях по климатической и энергетической дипломатии от января 2018 года, а также необходимость тесного сотрудничества со странами-партнерами и международными организациями. [ 19 ]
Формальное и неформальное влияние ЕС
[ редактировать ]Основываясь на своей политике, изложенной в предыдущих совместных сообщениях по вопросам Арктики, [ 20 ] и на основе Глобальной стратегии внешней политики и политики безопасности Европейского Союза 2016 года и политических приоритетов комиссии, ЕС будет укреплять свое участие в Арктике посредством:
- способствуя поддержанию мирного и конструктивного диалога и сотрудничества в меняющемся геополитическом ландшафте, поддержанию безопасности и стабильности в Арктике, поднимая вопросы Арктики в своих внешних контактах, активизируя региональное сотрудничество и развивая стратегическое видение возникающих вызовов безопасности,
- решение экологических, социальных, экономических и политических проблем, возникающих из-за изменения климата, и принятие решительных мер по решению проблемы изменения климата и деградации окружающей среды, повышение устойчивости Арктики с помощью экологического законодательства, согласованных действий по борьбе с черным углеродом и таянием вечной мерзлоты, а также путем стимулирования нефть, уголь и газ останутся в недрах, в том числе в Арктике,
- поддержка инклюзивного и устойчивого развития арктических регионов на благо его жителей и будущих поколений, уделяя особое внимание потребностям коренных народов, женщин и молодежи, а также инвестируя в ориентированные на будущее рабочие места и голубую экономику. [ 21 ]
По мнению ученых, ЕС имеет значительные геополитические, геоэкономические и геоэкологические интересы в Арктике. Сотрудничество в борьбе с изменением климата, усиление морской активности (новые и более быстрые торговые пути), а именно открытие Северного морского пути (СМП) и доступ к новым ресурсам – все это представляет собой значительный стратегический потенциал, особенно добычу углеводородных ресурсов. С одной стороны, участие ЕС в Арктике характеризуется чрезмерным разнообразием секторов и политических целей в таких областях, как рыболовство, экологическое сотрудничество и т. д., а с другой – вызовы безопасности и противоречивые политические вопросы, выдвигаемые ЕС. актеры в Арктике [ 22 ] Его влияние на Севере будет определяться его политикой, а также отношением других стран, которые могут приветствовать или не приветствовать присутствие Европейского Союза. [ 23 ]
Действия ЕС по установлению физического присутствия в Арктическом регионе
[ редактировать ]Исследования в Арктике
[ редактировать ]Европейский Союз начиная с первой арктической политики 2008 года работал над легитимизацией себя в качестве игрока в Арктике. Однако ЕС не является очевидным арктическим игроком, об этом говорят многие ученые, а также отражается в нежелании членов Арктического совета включить Европейский Союз в Арктический совет или в качестве государства-наблюдателя. [ 24 ] Еще одной проблемой для Европейского Союза является внутренняя сплоченность в отношении Арктики, балансирование целей устойчивого развития и охраны окружающей среды, с одной стороны, и возможностей добычи природных ресурсов - с другой. Европейский Союз сосредоточил большую часть своих инвестиций в Арктике на исследованиях, используя свои огромные ресурсы, чтобы взять на себя центральную руководящую и координирующую роль в арктических исследованиях. [ 25 ] [ 23 ]
Одновременно сосредотачивая большую часть своих ресурсов на тех частях арктического региона, которые находятся под ответственностью ЕС и его арктических государств-членов. Эти темы включают борьбу с изменением климата, развитие альтернативных энергетических ресурсов и укрепление двусторонних связей с арктическими прибрежными государствами и коренными народами. Только один сектор — спутниковый проект ЕС «Галилео» — наглядно продемонстрировал присутствие ЕС в Арктике, которое арктические правительства поддержали. В результате у ЕС есть шанс укрепить и легитимизировать свое присутствие в Арктике, установив совместный режим поиска и спасения (SAR), подкрепленный программами спутников Galileo и Sentinel. [ 26 ] Таким образом, спутниковые программы могут помочь реализовать новое соглашение по поиску и спасанию в Арктике и, следовательно, способствовать достижению цели ЕС по созданию расширенных возможностей мониторинга и наблюдения в арктическом регионе, что еще больше повысит его авторитет в регионе. [ 23 ] Таким образом, спутниковые программы могут помочь реализовать новое соглашение по поиску и спасанию в Арктике и, следовательно, способствовать достижению цели ЕС по созданию расширенных возможностей мониторинга и наблюдения в арктическом регионе, что еще больше повысит его авторитет в регионе. [ 23 ]
Открытие офиса Европейской службы внешних действий (EEAS) в Нууке
[ редактировать ]Важным шагом, который необходимо было сделать ЕС для расширения своего присутствия в Арктическом регионе, а также для укрепления отношений с Гренландией, было открытие постоянного представительства в столице Гренландии Нууке. Поскольку Арктическая стратегия ЕС на 2021 год тесно связана с европейской «зеленой сделкой», этот офис будет в основном заниматься реализацией этой политики. В основном работаю над тем, чтобы свести к минимуму добычу углеводородов. Это может оказаться непростой задачей для ЕС, поскольку Россия вложила значительные средства в развитие инфраструктуры для облегчения добычи нефти и газа в Арктике. Присутствие представительства ЕС в Нууке поможет ЕС построить более прочные связи с игроками в регионе, а также поможет ему предвидеть действия конкурентов, давая ЕС законную причину для участия в арктических вопросах. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Развитие ЕС в Арктике и возможные проблемы
[ редактировать ]В академической литературе обозначены как возможности, так и проблемы, с которыми Европейский Союз столкнется в Арктике. В арктическом регионе уже растет число игроков, желающих высказать свое мнение по полярным вопросам. Ученые же считают, что столкновение между этими игроками маловероятно. Эти ученые приходят к выводу, что это связано с удаленностью региона, самим климатом и проблемами, связанными с патрулированием и наблюдением, которые способствуют сотрудничеству, а не конфликту. [ 30 ] [ 31 ] Однако нам еще предстоит тщательно оценить опасность побочных эффектов российско-украинской войны, поэтому нельзя предполагать будущее сотрудничество в Арктике. Россия и Канада уже выразили сомнения по поводу установления значительного присутствия ЕС в регионе. Главный вопрос будет заключаться в том, воспринимается ли ЕС как позитивный участник и полезный партнер. [ 32 ] [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стратегия морской безопасности Европейского Союза . Евросоюз. 2016. ISBN 9789292021962 . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Европейская комиссия. «Инициатива» . Европейская комиссия . Евросоюз. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Бланден, Маргарет (2012). «Геополитика и Северный морской путь». Международные дела . 88 (1): 115–129. дои : 10.1111/j.1468-2346.2012.01060.x .
- ^ «Законодательное расписание поездов» . Европейский парламент . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Хейнинен, Ласси; Экснер-Пирот, Хизер; Барнс, Джастин, ред. (2019). Арктический ежегодник 2019: новое определение арктической безопасности . Акюрейри, Исландия: Арктический портал – через Issuu.
- ^ «Резолюция Европейского парламента от 9 октября об управлении Арктикой» .
- ^ «Резолюция Европейского парламента от 9 октября об управлении Арктикой» . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Более активное участие ЕС в обеспечении мирной и процветающей Арктики» .
- ^ «Итоги девятой министерской встречи Арктического совета» . Аналитический центр Европейского парламента . Европейский парламент . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Санкции ЕС против России после вторжения на Украину» . Европейская комиссия . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Конли, Хизер; Краут, Джейми. «Стратегические интересы США в Арктике – оценка текущих вызовов и новых возможностей сотрудничества» (PDF) . Европейская программа CSIS . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Байерс, М. (2013). «Международное право и Арктика». Издательство Кембриджского университета . 103 .
- ^ СОВМЕСТНОЕ СООБЩЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ И СОВЕТУ. «Разработка политики Европейского Союза в отношении Арктического региона: прогресс с 2008 года и следующие шаги» (PDF) . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Шуффарт, Ромен; Распотник, Андреас (2019). «ЕС и его арктический дух: решение проблемы изменения климата в Арктике, не выходя из дома?» . Европейский взгляд . 18 (2): 156–162. дои : 10.1177/1781685819883143 . HDL : 11250/2642591 . S2CID 211432864 .
- ^ «ЕС устанавливает новый курс в Арктике» . Фонд Роберта Шкумана . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ СОВМЕСТНОЕ СООБЩЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ И СОВЕТУ. «Разработка политики Европейского Союза в отношении Арктического региона: прогресс с 2008 года и следующие шаги» (PDF) . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «СООБЩЕНИЕ КОМИССИИ ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ И СОВЕТУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА» (PDF) . eeas.europa.eu . Европейская комиссия.
- ^ «СОВМЕСТНОЕ СООБЩЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ, СОВЕТУ, ЕВРОПЕЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ И КОМИТЕТУ РЕГИОНОВ Более активное участие ЕС в обеспечении мирной, устойчивой и процветающей Арктики» (PDF) . eeas.europa.eu . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Шуффарт, Ромен; Распотник, Андреас (октябрь 2019 г.). «ЕС и его арктический дух: решение проблемы изменения климата в Арктике, не выходя из дома?» . Европейский взгляд . 18 (2): 156–162. дои : 10.1177/1781685819883143 . HDL : 11250/2642591 . S2CID 211432864 .
- ^ Цимер, Лиза (декабрь 2016 г.). «Актёр Европейского Союза в управлении Арктикой» . Институт перспективных исследований в области устойчивого развития .
- ^ «Совместное сообщение об усилении участия ЕС в обеспечении мирной, устойчивой и процветающей Арктики» . Европейская служба внешних связей .
- ^ Пипер, Мориц; Вирц, Аника (2011). «Европейский Союз как участник управления Арктикой» (PDF) . Обзор европейских иностранных дел . 16 (2): 227–242. дои : 10.54648/EERR2011016 . S2CID 152354435 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Остаген, Андреас (2013). «Европейский Союз – арктический актер?». Журнал военных и стратегических исследований . 15 (2): 71–92.
- ^ Пипер, Мориц; Зима, Маркус; Вирц, Аника; Дейкстра, Хилке (2011). «Актер Европейского Союза в управлении Арктикой» (PDF) . Обзор европейских иностранных дел . 16 (2): 227–242. дои : 10.54648/EERR2011016 . S2CID 152354435 .
- ^ Цимер, Лиза; Кейл, Катрин (декабрь 2016 г.). «Актёр Европейского Союза в управлении Арктикой» . Институт перспективных исследований в области устойчивого развития .
- ^ Расптник, Андреас; Степьен, Адам (2020). «Европейский Союз и Арктика: десятилетие поисков своей арктичности». В Дж. Вебере (ред.). Справочник по геополитике и безопасности в Арктике: Крайний Север между сотрудничеством и конфронтацией . Чам: Спрингер.
- ^ «ЕС и Гренландия подписывают новое соглашение по рыболовству» . eeas.europa.eu . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ ХАНКЕ ВЕЛА, ЯКОБ; ЛИНЧ, СЮЗАННА (13 октября 2021 г.). «ЕС стремится разморозить арктические связи» . Политик . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Осборни, Далия (13 октября 2021 г.). «Европейская комиссия открывает свой офис в Гренландии» . Ежедневная пресса . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Олесен, MR (2014). «Сотрудничество или конфликт в Арктике: обзор литературы» (PDF) . Датский институт международных исследований . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Байерс, М. (2013). «Международное право и Арктика». Издательство Кембриджского университета . 103 .
- ^ Кейл, Кэтрин (2012). «Европейский Союз в арктической «игре»: концерт арктических игроков и роль новичка ЕС» (PDF) . Рефубиум – Свободный университет Берлина .