Операция «Хромированный купол»

Операция «Хромовый купол» — миссия ВВС США в период холодной войны с 1961 по 1968 год, в ходе которой B-52 стратегические бомбардировщики , вооруженные термоядерным оружием, оставались в постоянной боевой готовности в воздухе, летая по маршрутам, которые позволяли им атаковать цели в Советском Союзе. если бы им было приказано это сделать. Точные маршруты менялись в зависимости от года, но в целом были маршруты, ведущие к позициям над канадской Арктикой , Аляской , Гренландией и Средиземным морем . Многие базы американских ВВС в 1960-е годы регулярно выделяли по крайней мере один экипаж бомбардировщика для дежурства «Хромовый купол», а многие другие базы, в том числе иностранные, участвовали в операциях по дозаправке. На протяжении многих лет миссия включала, Америки, Канады, Дании (Гренландии) и Испании в частности, облеты территорий . Целью «Хромированного купола» было сохранить некоторое количество самолетов с ядерным вооружением в состоянии помочь гарантировать ядерный ответный удар Советскому Союзу в случае, если последний каким-то образом сможет уничтожить большую часть американского ядерного оружия, все еще находящегося на земле. , а также гарантируя, что Экипажи бомбардировщиков Стратегического авиационного командования имели опыт проведения процедур боевого оповещения в воздухе, поэтому в случае повышенной обеспокоенности количество патрулирующих бомбардировщиков можно было резко увеличить. С программой «Хромовый купол» было связано несколько громких ядерных аварий, в том числе случайный выброс ядерного оружия на иностранную территорию, и программа была закрыта после одной такой аварии в 1968 году. [1]
Предыстория: воздушная тревога
[ редактировать ]
После успешного запуска Советским Союзом своих первых спутников в 1957 году американские военные планировщики опасались, что межконтинентальные баллистические ракеты могут при некоторых обстоятельствах уничтожить бомбардировочные силы Стратегического авиационного командования (САК) до их взлета. Генерал Кертис ЛеМэй до этого работал над сокращением времени наземной боевой готовности для САК B-52 бомбардировщиков до 15 минут, но новый командующий САК генерал Томас С. Пауэр настаивал на том, чтобы увеличить это время за счет полной воздушно-десантной авиации. Программа боевого дежурства, в рамках которой некоторая часть американских бомбардировщиков B-52 будет находиться в воздухе и вооружена ядерным оружием 24 часа в сутки. Это сделает невозможным уничтожение в ходе предстоящей атаки всех континентальных ядерных сил США, гарантируя возможность ответного удара. [2]
В первоначальной пилотной программе 1958 года одно бомбардировочное крыло запускало боеготовый B-52 каждые шесть часов. С годами это расширилось до конца 1961 года, когда SAC совершала 12 боевых вылетов в день. К 1960-1961 годам оповещения следовали по «лестничным» маршрутам, которые шли из Соединенных Штатов в канадскую Арктику. В течение 1961 года было проведено несколько отдельных операций, в ходе которых количество задействованных самолетов постепенно увеличивалось. Целью всех этих названных миссий была «индоктринация»: действуя как активная операция по воздушному оповещению, они также должны были быть тренировочными миссиями для более общей воздушной тревоги с участием большего количества самолетов. Конечные планы предусматривали возможность поддерживать в воздухе не менее 1/16 всех бомбардировочных сил САК в любой момент времени в период повышенной боевой готовности. Операции 1961 года, в каждой из которых было выполнено по 12 самолето-вылетов бомбардировщиков: «Прикрыть все» (15 января — 31 марта), «Чистая дорога» (1 апреля — 30 июня), «Кин Акс» (1 июля — 30 сентября) и «Проволочная щетка» (1 октября-5 ноября). [3] В «Проволочной щетке», например, участвовало по меньшей мере 11 B-52, каждый из которых был запущен с разных американских авиабаз и следовал по 6 различным маршрутам над воздушным пространством Канады. [4]
Во время операции «Прикрыть все» произошло как минимум две серьезные аварии с участием B-52 и ядерного оружия: одна возле Голдсборо, Северная Каролина , и еще одна несколько недель спустя возле Юба-Сити, Калифорния .
По мере того, как количество бомбардировщиков увеличивалось, маршрут становился перегруженным, что стало ясно, что достижение статуса боевой готовности 1/16 или даже более амбициозного статуса 1/8 поставит под угрозу безопасность полетов. Операция «Хромовый купол» была задумана как пересмотр исходной «лестничной» процедуры, а также как попытка сделать программу воздушного оповещения «регулярной», а не предшествовавшие ей программы краткосрочного оповещения. В новом плане будут использоваться два маршрута: один вокруг Канады, известный как «Северная страна», другой через Атлантику к западной части Средиземного моря (известный как «Почтовая сумка»). Эти самолеты будут дозаправляться в полете самолетами KC-135 , работающими с баз на северо-востоке США, Аляске и Испании. «Хромированный купол» был одобрен Министерством обороны и начался в ноябре 1961 года: четыре стратегических крыла и два бомбардировочных крыла совершали один вылет в день, а одно бомбардировочное крыло совершало два вылета в день по северному маршруту и четыре стратегических крыла. совершая один вылет в день по южному маршруту. Два из этих 12 бомбардировщиков в день отправлялись для наблюдения за BMEWS Объект недалеко от Туле , Гренландия. После нескольких недель эксплуатации проектировщики сочли «Хромовый купол» успешным в решении проблем, возникших в ходе предыдущих операций. Было четко запланировано, что в периоды повышенной боевой готовности количество B-52 на маршрутах «Хромовый купол» может быть увеличено намного выше двенадцати ежедневных рейсов. [3] [5]
несколько громких аварий с ядерным оружием « Сломанная стрела «Хромовый купол» — самая известная из программ воздушного оповещения САК, отчасти потому, что с ней связано », включая аварию 1968 года в Туле , положившую конец программе. Но это была не единственная такая программа; он существовал бок о бок с другими, более временными программами воздушного оповещения с такими названиями, как «Hard Head», «Round Robin» и «Butterknife». [6] Как гласит официальная история, «Операция «Хромовый купол» была лишь самой драматичной и самой известной программой, требующей держать ядерное оружие в воздухе». [7]
Кубинский ракетный кризис
[ редактировать ]22 октября 1962 года, во время кубинского ракетного кризиса , боевая готовность в воздухе была немедленно повышена на 1/8 уровня по приказу генерала Пауэра в первый и единственный раз. Это включало использование существующих процедур «Хромового купола», в том числе тех, которые предназначены для резкого и быстрого наращивания сил, а также существующих маршрутов полетов «Хромового купола». Наибольший рост трафика в этот период наблюдался на южном маршруте из-за ограничений на дозаправку на авиабазе Эйлсон на Аляске. Увеличение означало, что первоначально ежедневно запускалось 66 B-52 (28 по северному маршруту, 36 по южному маршруту, и только два из них наблюдали за Туле). Приоритет в увеличении количества полетов был таков, что 24 октября SAC разрешил B-52 продолжать выполнять «вылеты», даже если один из их двигателей был выключен. К 5 ноября общее количество ежедневных пусков B-52 было увеличено до 75 (42 самолета на северном маршруте, 31 на южном маршруте, 2 на дежурстве Туле). Этот уровень боевой готовности сохранялся до 21 ноября, почти 30 дней, после чего уровень боевой готовности был снижен до предыдущего уровня «индоктринации». В течение этого месяца было запущено 2088 самолетов B-52, все с несколькими термоядерными бомбами, и они налетали 41 168 часов. При максимальной численности примерно 65 самолетов были «целевыми» в любой момент времени. Президент Джон Ф. Кеннеди вручил Пауэру награду за безопасность полетов в декабре 1962 года в результате того, что за этот период не было зарегистрировано никаких серьезных происшествий. [8]
Основная миссия
[ редактировать ]В миссиях 1964 года участвовал B-52D , который покинул базу ВВС Шеппард в Техасе , пролетел через Соединенные Штаты в Новую Англию и направился к Атлантическому океану . Самолет дозаправился над Атлантикой, направляясь на север к Ньюфаундленду и вокруг него . Бомбардировщик изменил курс и полетел на северо-запад над заливом Баффин в сторону авиабазы Туле в Гренландии . Затем он полетел на запад через острова Королевы Елизаветы в Канаде . Продолжая путь к Аляске, он дозаправился над Тихим океаном , снова взяв курс на юго-восток, и вернулся на авиабазу Шеппард. [9]
К 1966 году было совершено три отдельных полета: один на восток над Атлантикой и Средиземным морем, другой на север к Баффинову заливу и третий над Аляской.
Воинские части
[ редактировать ]Были задействованы следующие воинские части:
- стратегического воздушного командования Дивизии :
- База ВВС Хомстед
- Стратегическое авиационное командование в Соединенном Королевстве
- 2-е бомбардировочное крыло , 62-я бомбардировочная эскадрилья, авиабаза Барксдейл, Боссье-Сити, Луизиана
- Стратегическое авиационное командование 42 бомбардировочного крыла, авиабаза Лоринг, Известняк, штат Мэн
- 4126/456-е бомбардировочное крыло авиабазы Бил в Мэрисвилле, Калифорния
Несчастные случаи
[ редактировать ]
Программа и ее предшественники были задействованы в следующих авариях с ядерным оружием :
- Крушение B-52 Голдсборо в 1961 году. [10] (проект «Охвати всё»)
- 1961 г., крушение B-52 в Юба-Сити (проект "Cover All").
- Крушение Savage Mountain B-52 в 1964 году. [Примечания 1]
- Крушение Паломареса B-52 в 1966 году.
- 1968 год. Катастрофа B-52 на авиабазе Туле . Авария Туле ознаменовала завершение программы 22 января 1968 года.
См. также
[ редактировать ]- «Отказоустойчивый» (фильм 1964 года), фильм о стратегическом бомбардировщике, который получает приказ на атаку во время патрулирования советской границы.
- «Доктор Стрейнджлав» (фильм 1964 года), черная комедия о безумном американском генерале, приказывающем ядерным бомбардировщикам, находящимся под его контролем, по тревоге типа «Хромовый купол», атаковать Советский Союз .
Ссылки
[ редактировать ]Информационные примечания
- ↑ Авария произошла, когда самолет возвращался на базу, уже выполнив свою боевую задачу.
Цитаты
- ^ Кродди, Эрик; Вирц, Джеймс Дж. (2005). Оружие массового поражения . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-490-3 .
Операция США по тревоге под кодовым названием «Хромовый купол» представляла собой реалистичную учебную миссию.
- ^ Шлоссер, Эрик (2013). Командование и контроль: ядерное оружие, авария в Дамаске и иллюзия безопасности . Пингвин. ISBN 978-1-101-63866-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «История штаба стратегического авиационного командования 1961 года (Историческое исследование SAC № 89)» (PDF) . 1962. стр. 60–61, 180–181.
- ^ «Операция SAC Проволочная щетка» . Королевские ВВС Канады через Канаду: рассекречено. 18 августа 1961 года.
- ^ «Операция САК «Хромовый купол»» . Королевские ВВС Канады через Канаду: рассекречено. 25 октября 1961 года.
- ^ Кристенсен, Ганс (2004). «Программа воздушного оповещения над Гренландией» . Ядерный информационный проект.
- ^ Агентство по уменьшению угроз Министерства обороны США (2002 г.). Ядерное агентство Министерства обороны, 1947–1997 (PDF) . Министерство обороны США. п. 202.
- ^ Стратегическое авиационное командование (1963). «Операции стратегического воздушного командования во время кубинского кризиса 1962 года (Историческое исследование № 90, том 1)» (PDF) . Стратегическое авиационное командование США, через Архив национальной безопасности. С. 36–49, 97, 100а.
- ^ «Nautilus.org: Карта маршрутов Chrome Dome » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2008 г. Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ Сломанная стрела Голдсборо, 2011, ISBN 978-1-257-86952-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смертельная ежедневная дюжина SAC в журнале Time