Главное управление Северного морского пути
Главное управление Северного морского пути ( англ . Главное . управление ), также известное Северного морского пути как Главсевморпуть или ГУСМП ( русский : ГУСМП ), было советской правительственной организацией, отвечавшей за морское Северное море Маршрут , созданный в январе 1932 года и распущенный в 1964 году.
История
[ редактировать ]Организация берет свое начало от АО «Комсеверпуть» ( русский : Комитет Северного морского пути , латинизированный : Комитет Северного морского пути ) или КСМП, судоходной компании, созданной правительством Колчака в 1919 году и впоследствии национализированной большевиками . В мае 1931 г. АО «Комсеверпуть» было реорганизовано в ВО «Главкомсеверпуть»; в организации работало 35 000 человек, разбросанных по всей Арктике, а также значительный штат сотрудников в Москве и других городах материка. В декабре 1932 года было создано новое управление — Главсевморпуть, в мае 1933 года вошедшее в состав ВО «Главкомсеверпуть». [ 1 ] Общее руководство было возложено на исследователя Арктики Отто Шмидта , ранее руководившего Арктическим институтом (ВАИ, позднее ААНИИ). У Главсевморпути была собственная Полярная авиакомпания «Авиаарктика» , которую возглавлял Марк Шевелев .
Главсевморпуть, помимо управления арктическим судоходством, также стал советским агентством по освоению ресурсов Крайнего Севера и координации поставок и транспорта. Его целью было внести свой вклад в развитие северного побережья Сибири ; Управление было уполномочено создавать морские порты, проводить обширные исследования и торговать с Соединенными Штатами и Японией , что было необходимо для выполнения его основной функции. Быстрое беспрепятственное расширение организации, особенно в ее московских офисах, первоначально было замаскировано успехами сезонов 1934–1936 годов. [ 2 ]
Однако сезон 1937 года из-за сочетания нереалистичных планов, плохой погоды и невезения обернулся катастрофой. [ 3 ] Двадцать пять из 64 отправленных по маршруту судов (многие из них не приспособлены для арктических условий) застряли с экипажами и грузами арктической зимой; один, Рабочий , затонул. [ 2 ] Катастрофа, совпавшая с Великой чисткой 1936–1938 годов, привела к череде арестов; по крайней мере 673 [ 4 ] Сотрудники Главсевморпути были арестованы в ходе по принципу домино операции НКВД . Негабаритная организация была упорядочена и лишена вспомогательных функций, которые были делегированы Дальстрою (земельное хозяйство) и Государственной торговой компании Госторг (внешняя торговля). Главсевморпуть должен был сосредоточиться исключительно на поддержании Северного морского пути, в частности на каботажном судоходстве.
Отто Шмидт, ранее известный общественный деятель, был освобожден от должности, но понижен в должности до научной должности; Общее руководство организацией было передано Ивану Папанину известному полярному исследователю . Первый сезон Папанина, 1939 год, был относительно благополучным и успешным; Северный морской путь из опасного эксперимента превратился в действующую регулярную линию. [ 5 ]
В 1953 году организация, имевшая ранее статус республиканского министерства, была преобразована в отдел министерства торгового флота. В 1964 году отдел был расформирован, а его подразделения разделены между Министерством торгового флота , Гидрометеорологической службой СССР и Министерством гражданской авиации СССР . Система продолжала работать и достигла максимальной мощности в 1987 году. [ 5 ]
Крупный остров в устье реки Колымы (Михалкино) в честь организации получил название Остров Главсевморпуть (или ГУСМП). 69 ° 30'N 161 ° 30'E / 69,500 ° N 161,500 ° E .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ 75 лет Северному морскому пути, стр.1.
- ^ Jump up to: а б Барр 1980, стр. 4.
- ^ Барр 1980, стр.17
- ^ 75 лет Северному морскому пути, стр.3.
- ^ Jump up to: а б 75 лет Северному морскому пути, стр.4
Ссылки
[ редактировать ]- Барр, В. Дрейф ленинского конвоя в море Лаптевых, 1937–1938 гг . Арктика, т.33 №1 (март 1980 г.) с. 4-20. Архивировано 24 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- Барр, В. Первый советский конвой к устью Лены . Арктика, т.35 №2 (июнь 1982 г.) с. 317-325
- О российских исследованиях: www.polarmuseum.sp.ru.
- 75 years of Northern Sea Route ( 75 лет Северному морскому пути. Пресс-релиз . ААНИИ, 21.02.2008. Arctic and Antarctic Institute [ постоянная мертвая ссылка ] )
- Биография Г. А. Ушакова. Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine в Polar World.
- Северный морской путь в фонде SHIP & OCEAN FOUNDATION
- Открытие и история освоения Северного морского пути в Российском государственном музее Арктики и Антарктики
- Джон Макканнон, Красная Арктика , 1932–1939 гг., ISBN 0-19-511436-1
- Красная Арктика . Рецензия Евы-Марии Стольберг. В поисках советского клондайка в тундре .