Дальстрой
Дальстро́й | |
![]() Эмблема Дальстроя | |
Обзор агентства | |
---|---|
Сформированный | 13 ноября 1931 г |
Растворенный | 29 мая 1957 г |
Тип | Special type (комбинат особого типа) |
Штаб-квартира | Генеральная дирекция Дальстроя Magadan , U.S.S.R. |
Руководители агентства |
|
Дальстрой [1] ( Russian : Дальстро́й , IPA: [dɐlʲˈstroj] ), также известный как Строительный трест Крайнего Севера , [2] — организация, созданная в 1931 году для управления дорожным строительством и добычей золота на Дальнем Востоке России , включая Магаданскую область , Чукотку , часть Якутии и часть современного Камчатского края .
Initially it was established as General Directorate of Construction in the Far North (Главное Управление строительства Дальнего Севера) under the Ministry of Internal Affairs of the Soviet Union. [3] В 1938 году он был передан в состав НКВД , а в 1945 году реорганизован и переименован. После реорганизации 1952 года оно стало называться Главным управлением лагерей и строительства Крайнего Севера . [4]
Дальстрой курировал разработку и добычу полезных ископаемых на этом участке. За годы работы Дальстрой создал около 80 лагерей ГУЛАГа по всей Колыме. В результате ряда решений общая площадь «Дальстроя» к 1951 году выросла до трех миллионов квадратных километров. город Магадан Базой для этой деятельности был .
История
[ редактировать ]Предыстория и сфера деятельности
[ редактировать ]Заключенные на объектах Дальстроя [5] | |||
---|---|---|---|
Год | Число | Год | Число |
1932 | 11,100 | 1944 | 84,716 |
1934 | 29,659 | 1945 | 93,542 |
1935 | 36,313 | 1946 | 73,060 |
1936 | 48,740 | 1947 | 93,322 |
1937 | 70,414 | 1948 | 106,893 |
1938 | 90,741 | 1949 | 108,685 |
1939 | 138,170 | 1950 | 153,317 |
1940 | 190,309 | 1951 | 182,958 |
1941 | 187,976 | 1952 | 199,726 |
1942 | 177,775 | 1953 | 175,078 |
1943 | 107,775 | ||
Цифры на 1 января каждого года. Цифра за 1932 год за декабрь |
Основной целью Дальстроя как организации было получение выгоды для государства от малоизвестных и малоисследованных территорий Северо-Восточной Сибири. Экспедиции по исследованию региона финансировались СССР еще в 1928 году. Первая Колымская экспедиция 1928 года под руководством геолога Юрия Билибина и Вторая Колымская экспедиция 1931–1932 годов, организованная Билибиным и руководимая Валентином Цареградским, завершилась открытием. месторождений золота Северо-Восточной Сибири. С тех пор упор был сделан на амбициозные горнодобывающие операции с целью получения максимального количества золота и других стратегически важных полезных ископаемых. [6]
Власти Дальстроя выбрали в качестве рабочей силы гражданских лиц, но, столкнувшись с суровым климатом, долгими зимами и экстремально низкими температурами, условия труда с самого начала были жестокими. После того, как организация была передана в ведение НКВД в 1938 году, заключенные из различных исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ - Исправительно-трудовой лагерь) СССР использовались в качестве шахтеров, а также для строительства инфраструктуры, которой не хватало в регионе. Развитие территории включало промышленное, железнодорожное, аэродромное, портовое и дорожное строительство, а также обеспечение административной и городской структуры территории, на которой ранее не было дорог и городов. [7]
Охотоморское побережье Колымского края было малонаселено эвенами . Поскольку этот район был выбран в качестве гавани для будущих операций, был реализован план создания Восточно-Эвенской культурной базы (Восточно-Эвенская культбаза). После обследования местности в 1928 году место базы было выбрано Карлом Луксом в определенном месте в бухте Нагаева . Строительство началось в 1929 году с целью заселения и перевоспитания местного населения, а также воспитания молодого поколения в соответствии с советской культурной революцией . Среди построенных построек были три жилых дома, школа, ветеринарная станция, больница, баня и школа-интернат. [8] К концу года здесь проживало 75 жителей. Однако существовало сопротивление со стороны коренного населения системе кооперативов, райкомов и образованию детей в школе культурной базы. В первый 1929/1930 учебный год в школу поступило всего 17 учеников, и хотя в следующем году число учеников выросло до 44, база была свернута из-за низкой эффективности. Однако поселок Нагаево вокруг базы вырос и Камчатское акционерное общество (АКО) возвело здание. В гавань заходили новые корабли, и район продолжал развиваться, открывая путь современному Магадану. Некоторые здания Восточно-Эвенской культурной базы сохранились до 1980-х годов. [9]
Управление Дальстроем с годами усложнялось не только за счет различных географических центров, но и за счет создания отдельных подразделений по геологоразведке, автомобильному транспорту, управлению подсобным хозяйством, дорожному управлению, пароходному судоходству по реке Койме. и управление портами и терминалами. [10] [ нужна страница ]
В своей книге «Красная Арктика » Джон Макканнон объясняет, как «Дальстрой» первоначально полагался на «Главсевморпуть» или ГУСМП (русское сокращение от Главного управления Северного морского пути , советского агентства по освоению ресурсов Крайнего Севера ) для координации поставок и транспорта. Главсевморпуть осуществлял железнодорожное сообщение до Владивостока и перевозки оттуда в Магадан. Однако с годами, по мере того как Дальстрой становился все более могущественным, его директор Эдуард Берзин обзавелся собственными кораблями, чтобы [ нужна ссылка ] иметь больше свободы действий. К 1938 году Главсевморпуть потерял большую часть своей политической поддержки, оставив Дальстрою прочный контроль над ситуацией.
Транспорт
[ редактировать ]Перевозки
[ редактировать ]
Отчет о многих кораблях, использовавшихся на протяжении многих лет для перевозки заключенных через Охотское море в Магадан, а также в арктический порт Амбарчик, дан Мартином Боллинджером в его книге «Сталинские невольничьи корабли» . [12] В составе флота Дальстроя были следующие корабли: [12]
- СС «Ягода» , позже переименованный в СС « Дальстрой».
- SS Dzhurma
- СС Кулу
- СС Феликс Джержинский
- СС Индигирка
- MV Sovetskaya Latviya
Кроме того, несколько судов Дальневосточного государственного морского пароходства время от времени использовались для перевозки заключенных в различные пункты управления «Дальстроя». Примеры включают СС Невастрой , СС Днепрострой , СС Шатурстрой , СС Сясстрой , СС КИМ и СС Киев .
Авиация
[ редактировать ]Воздушное сообщение на территориях, находящихся в ведении Дальстроя, началось в 1932 году. К 1946 году в Дальстрое существовало авиатранспортное отделение « Дальстрой Авиация» (1946–1957) при Управлении воздушного транспорта Дальстроя. На борту авиакомпании находились Поликарпов По-2 , Лисунов Ли-2 , Дуглас С-47 , Поликарпов П-5 , Яковлев Як-12 , Кавасаки Ки-56. [13] и Антонов Ан-2 , а также летающие лодки Бериева МП-1 . [14] [13]
Лидерство
[ редактировать ]По словам заключенного Айюба Багирова, «все управление Дальстроем – экономическое, административное, физическое и политическое – находилось в руках одного человека, наделенного многими правами и привилегиями». [15]
Руководителями Дальстроя были:
- Эдуард Петрович Берзин , 1932–1937.
- Karp Aleksandrovich Pavlov, 1937–1939
- Ivan Fedorovich Nikishov , 1940–1948
- Иван Григорьевич Петренко, 1948–1950 гг. [16]
- I.L. Mitrakov, 1951–1956 [17]
- Юрий Чугуев , 1956–1957.
Расформирование
[ редактировать ]После смерти Иосифа Сталина в 1953 году реорганизация Дальстроя фактически разделила его функции на три части. Управление трудовыми лагерями было реорганизовано в УСВИТЛ (Северо-восточное исправительно-трудовое управление) ГУЛАГа . Администрация края и местный аппарат Коммунистической партии Советского Союза были подчинены вновь созданной Магаданской области и другим прилегающим территориальным подразделениям. Дальстрой оставался чисто экономическим предприятием.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Также романизирован Дальстрой .
- ^ Russian : Гла́вное управле́ние строи́тельства Да́льнего Се́вера ; acronym: ГУСДС .
- ^ Колымский край - Центральное разведывательное управление.
- ^ Russian : ГУ лагерей и строительства Дальнего Севера .
- ^ (на русском языке) Узники Дальстроя. Архивировано 9 декабря 2006 г., в Wayback Machine.
- ↑ Очерки истории географических открытий (на русском языке)
- ^ А.И. Широков. История становления и деятельности Дальстроя в 1931-41 гг. Архивировано 27 мая 2013 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- ^ Акт о выборе площади для месторасположения Восточно-Эвенской (Нагаевской) культурной базы (1929 г.) (in Russian)
- ^ Магадан - История развития и становления города.
- ^ (in Russian) Историческая хроника Магаданской области: События и факты, (Historical Chronicle of the Magadan Region) 1917–1972, Magadan, 1975
- ↑ Создан Постановлением СНК СССР для кораблей и береговых сооружений Дальстроя.
- ^ Перейти обратно: а б Боллинджер, Мартин Дж., Невольничьи корабли Сталина: Колыма, флот ГУЛАГа и роль Запада , Прегер, 2003, ISBN 0-275-98100-2
- ^ Перейти обратно: а б АСН - Авиация Дальстроя
- ^ М. V. Tretyakov. The Development of Air Transport in Dalstroy in 1932–1957 , in Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2016, No1(3). p. 192-209 (in Russian)
- ^ Айюб Багиров – Горькие дни Колымы из Азербайджанского международного журнала, весна 2006 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
- ↑ Петренко Иван Григорьевич, генерал-майор (1904–1950) (НКВД ), Биография с сайта General.dk. Проверено 14 февраля 2007 г.
- ^ (на русском языке) История Дальстроя (История Дальстроя) с сайта kolyma.ru. Архивировано 9 декабря 2006 года в Wayback Machine . Проверено 14 февраля 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Людвик Ковальский, «Ад на Земле: жестокость и насилие при сталинском режиме», опубликовано Wasteland Press (июль 2008 г.; ISBN 978-1-60047-232-9 ). Основное внимание уделяется Дальстрою на Колыме, различным аспектам организованной жестокости и идеологии пролетарской диктатуры. Книга доступна на сайте www.amazon.com.
- Колыма – Дорога в неизвестность – печально известные сталинские лагеря в Сибири, Айюб Багиров (1906–1973)
- Боллинджер, Мартин Дж., Невольничьи корабли Сталина: Колыма, флот ГУЛАГа и роль Запада , Прегер, 2003, 217 с., ISBN 0-275-98100-2
- Макканнон, Джон: Красная Арктика: полярные исследования и миф о севере в Советском Союзе, 1932–1939, Oxford University Press, 1998, 234 стр., ISBN 0-19-511436-1
- Дэвид Нордландер: Магадан и экономическая история Дальстроя в 1930-е годы. Hoover Press: Gregory/Gulag DP0 HGRESG0600 rev1 с. 105.
- Документальный фильм ***ЗОЛОТО*** — потерянное в Сибири [1] Джерарда Джейкобса и Тео Уиттенбогаарда (ВПРО/Нидерланды/1994) был снят летом 1993 года в Магадане, по Дороге Костей , через Усть-Умшуг и Сусуман и на золотом руднике «Сверовосток Золото» в Сибири первой иностранной съемочной группой, посетившей Колымский район, который более 60 лет находился под контролем советской секретной службы под названием «Дальстрой».
- По российской «Дороге костей», остаткам страданий и отчаяния. Эндрю Хиггинс, фотографии и видео Эмиля Дака. Нью-Йорк Таймс . 22 ноября 2020 г. [2]