Jump to content

Yakovlev Yak-12

Yak-12
Як-12 (базовая модель) в Музее польской авиации
Роль Вспомогательный самолет
Производитель Yakovlev
Первый полет 1946
Введение 1947
Статус Используется в гражданской авиации.
Основной пользователь Советские ВВС
Количество построенных 4992 (без Китая)
Разработано на основе Yakovlev Yak-10
Варианты PZL-101 Гаврон
ВВС Польши Як-12М
Польский гражданский Як-12М взлетает, буксируя планер
Привязали в аэропорту штата округ Франклин, Хайгейт, Вермонт.

Як -12 ( русский : Яковлев Як-12 , также транскрибируется как Як-12 , кодовое название НАТО : « Крик ») — легкий многоцелевой взлета и посадки самолет , используемый советскими ВВС , советской гражданской авиацией и другими странами с 1947 года . .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Як-12 был разработан коллективом Яковлева для удовлетворения потребности советских ВВС от 1944 года в новом самолете связи и общего назначения, призванном заменить устаревший По-2 биплан . Он также предназначался для использования в гражданской авиации в качестве преемника Яковлевского АИР-6 года 1934 , построенного относительно небольшой серией. Первым предложением Яковлева стал четырехместный высокоплан Як-10 (первое название Як-14), построенный в январе 1945 года . Он выиграл конкурс с низкопланом Як-13 на базе того же фюзеляжа, и была выпущена серия из 40 Як-10, [ 1 ] оснащен Швецов М-11 М радиальным двигателем мощностью 108 кВт (145 л.с.) .

В 1947 году Яковлев разработал новый самолет на замену Як-10. Он был оснащен более мощным двигателем М-11ФР мощностью 119 кВт (160 л.с.), новым крылом и шасси , а также фюзеляжем измененной формы (нижнее оперение). Новый тип получил обозначение Як-12 и совершил первый полет в 1947 году. [ 2 ] Всего было выпущено 788 самолетов базового варианта, в том числе военные самолеты-разведчики, несколько Як-12С санитарных самолетов , Як-12СХ сельскохозяйственные самолеты и Як-12ГР гидросамолеты . Отличительной особенностью базового Як-12, как и Як-10, были цилиндры двигателя с индивидуальными капотами . Это был самолет смешанной конструкции и мог брать на борт 1 или 2 пассажиров, не считая пилота .

Следующее поколение Як-12 поступило в производство в 1952 году , начиная с Як-12Р . Он был оснащен новым Ивченко АИ-14 радиально-цельнометаллическим двигателем Р мощностью 194 кВт (260 л.с.). Увеличена площадь крыла (с 21,6 м 2 до 23,8 м 2 ). Этот вариант имел наименьшую нагрузку на крыло среди всех Як-12 и, следовательно, лучшие характеристики взлета и посадки (разбег 52 м/171 фут, приземление 81 м/266 футов).

После удлинения для улучшения развесовки, дальнейшего усиления конструкции и других мелких изменений с 1955 года ) . выпускался Як-12М («модернизированный» Видимым отличием был удлиненный изогнутый хвостовой плавник . Этот вариант стал более универсальным, предлагая большую полезную нагрузку. В нем принимали участие пилот и три пассажира, и он мог быть оснащен двойным управлением для тренировок, носилками для использования в качестве машины скорой помощи или сельскохозяйственным опрыскивателем. Это стало самым многочисленным вариантом.

Последним поколением, выпускавшимся с 1957 года , был Як-12А . Это был аэродинамически усовершенствованный вариант с более тонким фюзеляжем и новым крылом. [ 3 ] Капот . имел меньшего диаметра Прямоугольные крылья были оснащены трапециевидными законцовками и автоматическими предкрылками , а также одинарные стойки заменили сдвоенные стойки. Навигационное оборудование и органы управления были улучшены, а также возросли характеристики. В СССР был построен 3801 Як-12 всех моделей (в том числе 3013 Як-12Р, М и А). Также был разработан опытный Як-12Б биплан , но в производство он не пошел.

Як-12М строился по лицензии с 1956 года в Польше как WSK-4 Okecie , или Як-12М (польское написание русского названия). С 1959 года Як-12А строились в Польше (1054 Як-12М, 137 Як-12А), большая часть на экспорт в СССР. В 1958 году в Польше велась дальнейшая разработка Як-12М, ставшего PZL-101 Gawron .

Як-12 также производился в Китае как Shenyang type 5 .

Операционная история

[ редактировать ]

Як-12 впервые поступил на вооружение ВВС СССР в качестве самолета связи и артиллерийского наблюдения. Затем их использовали и в советской гражданской авиации – в основном в ДОСААФ аэроклубе для перевозки, подготовки пилотов, парашютной подготовки и буксировки планеров . Они также использовались в качестве санитарной авиации и сельскохозяйственных самолетов .

Помимо Советского Союза, Як-12 использовались в Польше , Чехословакии , Югославии (гражданская и военная) и Венгрии (гражданская). Построенные по лицензии «Шэньяны» использовались в Китае и других странах. В некоторых странах, включая Польшу, Венгрию и Чехословакию, русское название транскрибировалось как Як-12.

В ВВС Польши с 1951 года использовалось около 90 Як-12 в качестве самолетов связи, патрулирования и общего назначения. Большинство из них было отозвано в 1970-х годах, последнее - в 1980-х. Затем большинство из них было передано гражданской авиации. В Польше первая гражданская модель была приобретена в 1952 году, а с 1960-х годов использовалось большее количество (не менее 79). Их использовали в основном в региональных аэроклубах для обучения пилотов, парашютной подготовки, транспорта и буксировки планеров. 21 использовался в качестве санитарной авиации.

Некоторые гражданские Як-12 (в основном Як-12А) продолжают использоваться в 2006 году.

12 июля 2012 года Як-12, зафрахтованный канадской корпорацией Kinross Gold Corporation, разбился вскоре после взлета из аэропорта Нуакшота , Мавритания . [ 4 ]

Описание

[ редактировать ]

Подкосный высокоплан моноплан металлической конструкции (Як-12Р, М, А) или смешанной конструкции (Як-12) , обычной по компоновке, с металлической и брезентовой обшивкой. Крылья снабжены закрылками и предкрылками (предкрылки автоматические на Як-12Р и А или фиксированные в других вариантах). Кабина четырехместная (в ранних вариантах Як-12 – 2 или 3 места). Обычное неубирающееся шасси с хвостовым колесом.

однокорпусный Двигатель : 5-цилиндровый М-11ФР (номинальная мощность 104 кВт/140 л.с., взлетная мощность 118 кВт/160 л.с.) – базовый вариант Як-12; 9-цилиндровый АИ-14Р (номинальная мощность 161 кВт/220 л.с., взлетная мощность 191 кВт/260 л.с.) – Як-12Р, М и А. Винт двухлопастной. Два топливных бака в крыльях по 225 л (55 галлонов США) каждый.

Варианты

[ редактировать ]
Як-12М, основной серийный вариант
Yak-12
Базовый вариант, созданный для военных и гражданских операторов.
Yak-12GR
Гидросамолетный вариант Як-12.
Yak-12S
Санитарный вариант Як-12.
Yak-12SKh
Сельскохозяйственный вариант Як-12.
Yak-12R
Усовершенствованный вариант Як-12 с двигателем Ивченко АИ-14Р , конструкция самолета стала цельнометаллической, выпускалась с 1952 года.
Yak-12M
Основная серийная версия с дальнейшим усилением конструкции, удлиненным хвостовым оперением и другими незначительными изменениями, выпускалась с 1955 года.
Yak-12A
Аэродинамически усовершенствованная версия с более тонким фюзеляжем, крышкой двигателя меньшего диаметра и некоторыми модификациями крыла, выпускалась с 1957 года.
Yak-12B
Экспериментальная версия биплана , не производилась.
Шэньян тип 5
Як-12 лицензионной постройки в Китае .
Як-12М
Як-12М построен по лицензии в Польше, построено 1054 экземпляра.
Як-12А
Як-12А построен по лицензии в Польше, построено 137 штук.
PZL-101 Гаврон
Польская разработка лицензионного Як-12М.

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
 Болгария
 Чехословакия
 Венгрия
 Монголия
 Польша
  • Польские ВВС эксплуатировали самолеты Як-12 (расшифровываемые как Як-12) с 1951 года в качестве самолетов связи, патрулирования и общего назначения. Большинство из них было отозвано в 1970-х годах, последнее - в 1980-х.
 Советский Союз
 Югославия

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Китайская Народная Республика
 Чехословакия
 Венгрия
 Польша
 Монголия
 Советский Союз
 Югославия

Технические характеристики (Як-12М)

[ редактировать ]
Чертеж Як-12 в трех ракурсах

Data from OKB Yakovlev, [ 5 ] Советский транспортный самолет с 1945 года. [ 6 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Вместимость: три пассажира
  • Длина: 9 м (29 футов 6 дюймов)
  • Высота: 3,12 м (10 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 23,8 м 2 (256 кв. футов)
  • Профиль : Кларк Ю.Х. [ 7 ]
  • Вес пустого: 1026 кг (2262 фунта)
  • Полная масса: 1450 кг (3197 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14Р 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 191 кВт (256 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 182 км/ч (113 миль в час, 98 узлов) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 127 км/ч (79 миль в час, 69 узлов), экономичная.
  • Посадочная скорость: 82 км/ч (51 миль/ч; 44 узла)
  • Дальность: 765 км (475 миль, 413 миль) [ 8 ]
  • Практический потолок: 4160 м (13650 футов)
  • Скорость набора высоты: 4,1 м/с (810 футов/мин)
  • Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты.
  • Разбег: 126 м (413 футов)
  • Посадочный пробег: 90 м (300 футов)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Ганстон 1995, стр. 468–469.
  2. ^ Ганстон 1995, с. 470.
  3. ^ Ганстон 1995, с. 471.
  4. ^ «Зафрахтованный самолет разбился по пути к руднику Тасиаст, погибли семь человек» . 12 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 г. Проверено 16 августа 2012 г.
  5. ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. pp.  256 -264. ISBN  1-85780-203-9 .
  6. ^ Страуд 1968, с. 256.
  7. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  8. ^ Ганстон 1995, стр. 471–472.
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Osprey Aerospace, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Бенедикт Кемпски: Многоцелевой самолет Як-12 , ТБиУ №90, Издательство МОН, Варшава 1983 г., ISBN   83-11-06982-4 (польский язык)
  • Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN   0-370-00126-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0524eeab1cbd16998b26b7e3b83de8b__1705070940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/8b/d0524eeab1cbd16998b26b7e3b83de8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-12 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)