Yakovlev Yak-12
Yak-12 | |
---|---|
Як-12 (базовая модель) в Музее польской авиации | |
Роль | Вспомогательный самолет |
Производитель | Yakovlev |
Первый полет | 1946 |
Введение | 1947 |
Статус | Используется в гражданской авиации. |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | 4992 (без Китая) |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-10 |
Варианты | PZL-101 Гаврон |



Як -12 ( русский : Яковлев Як-12 , также транскрибируется как Як-12 , кодовое название НАТО : « Крик ») — легкий многоцелевой взлета и посадки самолет , используемый советскими ВВС , советской гражданской авиацией и другими странами с 1947 года . .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Як-12 был разработан коллективом Яковлева для удовлетворения потребности советских ВВС от 1944 года в новом самолете связи и общего назначения, призванном заменить устаревший По-2 биплан . Он также предназначался для использования в гражданской авиации в качестве преемника Яковлевского АИР-6 года 1934 , построенного относительно небольшой серией. Первым предложением Яковлева стал четырехместный высокоплан Як-10 (первое название Як-14), построенный в январе 1945 года . Он выиграл конкурс с низкопланом Як-13 на базе того же фюзеляжа, и была выпущена серия из 40 Як-10, [ 1 ] оснащен Швецов М-11 М радиальным двигателем мощностью 108 кВт (145 л.с.) .
В 1947 году Яковлев разработал новый самолет на замену Як-10. Он был оснащен более мощным двигателем М-11ФР мощностью 119 кВт (160 л.с.), новым крылом и шасси , а также фюзеляжем измененной формы (нижнее оперение). Новый тип получил обозначение Як-12 и совершил первый полет в 1947 году. [ 2 ] Всего было выпущено 788 самолетов базового варианта, в том числе военные самолеты-разведчики, несколько Як-12С санитарных самолетов , Як-12СХ сельскохозяйственные самолеты и Як-12ГР гидросамолеты . Отличительной особенностью базового Як-12, как и Як-10, были цилиндры двигателя с индивидуальными капотами . Это был самолет смешанной конструкции и мог брать на борт 1 или 2 пассажиров, не считая пилота .
Следующее поколение Як-12 поступило в производство в 1952 году , начиная с Як-12Р . Он был оснащен новым Ивченко АИ-14 радиально-цельнометаллическим двигателем Р мощностью 194 кВт (260 л.с.). Увеличена площадь крыла (с 21,6 м 2 до 23,8 м 2 ). Этот вариант имел наименьшую нагрузку на крыло среди всех Як-12 и, следовательно, лучшие характеристики взлета и посадки (разбег 52 м/171 фут, приземление 81 м/266 футов).
После удлинения для улучшения развесовки, дальнейшего усиления конструкции и других мелких изменений с 1955 года ) . выпускался Як-12М («модернизированный» Видимым отличием был удлиненный изогнутый хвостовой плавник . Этот вариант стал более универсальным, предлагая большую полезную нагрузку. В нем принимали участие пилот и три пассажира, и он мог быть оснащен двойным управлением для тренировок, носилками для использования в качестве машины скорой помощи или сельскохозяйственным опрыскивателем. Это стало самым многочисленным вариантом.
Последним поколением, выпускавшимся с 1957 года , был Як-12А . Это был аэродинамически усовершенствованный вариант с более тонким фюзеляжем и новым крылом. [ 3 ] Капот . имел меньшего диаметра Прямоугольные крылья были оснащены трапециевидными законцовками и автоматическими предкрылками , а также одинарные стойки заменили сдвоенные стойки. Навигационное оборудование и органы управления были улучшены, а также возросли характеристики. В СССР был построен 3801 Як-12 всех моделей (в том числе 3013 Як-12Р, М и А). Также был разработан опытный Як-12Б биплан , но в производство он не пошел.
Як-12М строился по лицензии с 1956 года в Польше как WSK-4 Okecie , или Як-12М (польское написание русского названия). С 1959 года Як-12А строились в Польше (1054 Як-12М, 137 Як-12А), большая часть на экспорт в СССР. В 1958 году в Польше велась дальнейшая разработка Як-12М, ставшего PZL-101 Gawron .
Як-12 также производился в Китае как Shenyang type 5 .
Операционная история
[ редактировать ]Як-12 впервые поступил на вооружение ВВС СССР в качестве самолета связи и артиллерийского наблюдения. Затем их использовали и в советской гражданской авиации – в основном в ДОСААФ аэроклубе для перевозки, подготовки пилотов, парашютной подготовки и буксировки планеров . Они также использовались в качестве санитарной авиации и сельскохозяйственных самолетов .
Помимо Советского Союза, Як-12 использовались в Польше , Чехословакии , Югославии (гражданская и военная) и Венгрии (гражданская). Построенные по лицензии «Шэньяны» использовались в Китае и других странах. В некоторых странах, включая Польшу, Венгрию и Чехословакию, русское название транскрибировалось как Як-12.
В ВВС Польши с 1951 года использовалось около 90 Як-12 в качестве самолетов связи, патрулирования и общего назначения. Большинство из них было отозвано в 1970-х годах, последнее - в 1980-х. Затем большинство из них было передано гражданской авиации. В Польше первая гражданская модель была приобретена в 1952 году, а с 1960-х годов использовалось большее количество (не менее 79). Их использовали в основном в региональных аэроклубах для обучения пилотов, парашютной подготовки, транспорта и буксировки планеров. 21 использовался в качестве санитарной авиации.
Некоторые гражданские Як-12 (в основном Як-12А) продолжают использоваться в 2006 году.
12 июля 2012 года Як-12, зафрахтованный канадской корпорацией Kinross Gold Corporation, разбился вскоре после взлета из аэропорта Нуакшота , Мавритания . [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Подкосный высокоплан моноплан металлической конструкции (Як-12Р, М, А) или смешанной конструкции (Як-12) , обычной по компоновке, с металлической и брезентовой обшивкой. Крылья снабжены закрылками и предкрылками (предкрылки автоматические на Як-12Р и А или фиксированные в других вариантах). Кабина четырехместная (в ранних вариантах Як-12 – 2 или 3 места). Обычное неубирающееся шасси с хвостовым колесом.
однокорпусный Двигатель : 5-цилиндровый М-11ФР (номинальная мощность 104 кВт/140 л.с., взлетная мощность 118 кВт/160 л.с.) – базовый вариант Як-12; 9-цилиндровый АИ-14Р (номинальная мощность 161 кВт/220 л.с., взлетная мощность 191 кВт/260 л.с.) – Як-12Р, М и А. Винт двухлопастной. Два топливных бака в крыльях по 225 л (55 галлонов США) каждый.
Варианты
[ редактировать ]
- Yak-12
- Базовый вариант, созданный для военных и гражданских операторов.
- Yak-12GR
- Гидросамолетный вариант Як-12.
- Yak-12S
- Санитарный вариант Як-12.
- Yak-12SKh
- Сельскохозяйственный вариант Як-12.
- Yak-12R
- Усовершенствованный вариант Як-12 с двигателем Ивченко АИ-14Р , конструкция самолета стала цельнометаллической, выпускалась с 1952 года.
- Yak-12M
- Основная серийная версия с дальнейшим усилением конструкции, удлиненным хвостовым оперением и другими незначительными изменениями, выпускалась с 1955 года.
- Yak-12A
- Аэродинамически усовершенствованная версия с более тонким фюзеляжем, крышкой двигателя меньшего диаметра и некоторыми модификациями крыла, выпускалась с 1957 года.
- Yak-12B
- Экспериментальная версия биплана , не производилась.
- Шэньян тип 5
- Як-12 лицензионной постройки в Китае .
- Як-12М
- Як-12М построен по лицензии в Польше, построено 1054 экземпляра.
- Як-12А
- Як-12А построен по лицензии в Польше, построено 137 штук.
- PZL-101 Гаврон
- Польская разработка лицензионного Як-12М.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Чехословацкие ВВС испытали только один Як 12Р.
- Польские ВВС эксплуатировали самолеты Як-12 (расшифровываемые как Як-12) с 1951 года в качестве самолетов связи, патрулирования и общего назначения. Большинство из них было отозвано в 1970-х годах, последнее - в 1980-х.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Польский аэроклуб с 1952 года.
- Служба санитарной авиации
- ДОСААФ Аэроклуб эксплуатировал Як-12 для перевозки, обучения пилотов, парашютной подготовки и буксировки планеров . Они также использовались в качестве санитарной авиации и сельскохозяйственных самолетов .
Технические характеристики (Як-12М)
[ редактировать ]
Data from OKB Yakovlev, [ 5 ] Советский транспортный самолет с 1945 года. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: три пассажира
- Длина: 9 м (29 футов 6 дюймов)
- Высота: 3,12 м (10 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 23,8 м 2 (256 кв. футов)
- Профиль : Кларк Ю.Х. [ 7 ]
- Вес пустого: 1026 кг (2262 фунта)
- Полная масса: 1450 кг (3197 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14Р 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 191 кВт (256 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 182 км/ч (113 миль в час, 98 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 127 км/ч (79 миль в час, 69 узлов), экономичная.
- Посадочная скорость: 82 км/ч (51 миль/ч; 44 узла)
- Дальность: 765 км (475 миль, 413 миль) [ 8 ]
- Практический потолок: 4160 м (13650 футов)
- Скорость набора высоты: 4,1 м/с (810 футов/мин)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты.
- Разбег: 126 м (413 футов)
- Посадочный пробег: 90 м (300 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганстон 1995, стр. 468–469.
- ^ Ганстон 1995, с. 470.
- ^ Ганстон 1995, с. 471.
- ^ «Зафрахтованный самолет разбился по пути к руднику Тасиаст, погибли семь человек» . 12 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 г. Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. pp. 256 -264. ISBN 1-85780-203-9 .
- ^ Страуд 1968, с. 256.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Ганстон 1995, стр. 471–472.
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Osprey Aerospace, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Бенедикт Кемпски: Многоцелевой самолет Як-12 , ТБиУ №90, Издательство МОН, Варшава 1983 г., ISBN 83-11-06982-4 (польский язык)
- Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00126-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Photos and drawings at Ugolok Neba site.