Yakovlev Yak-32
Yak-32 | |
---|---|
![]() | |
Як-32 на авиасалоне МАКС 2009 г. | |
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | Yakovlev |
Первый полет | 1960 |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | 3 |
Варианты | Yakovlev Yak-30 (1960) |
Як-32 ( по классификации НАТО « Богомол ») представляет собой одноместную версию Як-30 (1960 г.) и был заявлен ОКБ первым в мире спортивным самолетом с катапультным креслом . Эта версия получила обозначение Як-104ПС. Ни Як-30, ни Як-32 в производство не пошли. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Як-32, разрабатывавшийся одновременно с Як-30, представлял собой одноместный самолет, спроектированный как спортивный реактивный самолет, так и легкий военный штурмовик. [ 1 ] Планер Як-32 был аналогичен Як-30, но модифицирован и стал иметь только одноместное сиденье. [ 1 ] Яковлев намеревался продавать этот самолет как спортивный самолет в то время, когда ни один другой одноместный реактивный самолет не продавался для гражданского использования. Фактически, только после появления реактивной версии Bede BD-5 в 1970-х годах был предложен еще один спортивный самолет, такой как Як-32. Даже в XXI веке производители редко предлагают одноместные спортивные самолеты.
Легкая штурмовая версия Як-32 получила обозначение Як-32Ш и должна была иметь более совершенную авионику, чем Як-32. Он также мог нести внешние топливные и боевые нагрузки, в том числе внешний топливный бак ZB-500 или ZB-360, бомбы массой до 500 кг, до четырех ракетных установок (самая крупная — УБ-32/С-5), до до четырех ракет К-13/Р-3С, четырех ракет АРС-240 или четырех артустановок АОИ-9 или УКП-23 по 250 снарядов каждая. [ 1 ]
5 августа 1971 года один из Як-32 получил приказ оборудовать РУ19П-300, модифицированный для обеспечения более длительного полета в перевернутом положении. Самолет получил обозначение Як-32П. Летная оценка самолета была такой же хорошей, как и у оригинального Як-32.
Операционная история
[ редактировать ]Три прототипа Як-32 были построены в 1960—1961 годах одновременно с четырьмя опытными учебно-тренировочными Як-30. Они имели позывные 32, 60 и 70. Самолеты 30 и 70 показывали фигуры высшего пилотажа на Дне авиации 1961 года в Тушино . В дальнейшем они установили несколько рекордов мирового класса (ФАИ ошибочно указали их тягу как 800 кг). [ 1 ]
ASCC присвоил Як-32/Як-104 название «Богомол». [ 1 ]
Выжившие
[ редактировать ]- Один Як-32 был законсервирован Яковлевым и выставлен на Ходинке в красно-белых цветах дома ОКБ. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Як-32 №1)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 991 кг (2185 фунтов)
- Длина: 10,14 м (33 фута 3 дюйма)
- Размах крыльев: 9,38 м (30 футов 9 дюймов)
- Высота: 3,4 м (11 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 14,3 м 2 (154 кв. фута)
- Профиль : S-9
- Вес пустого: 1555 кг (3428 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2250 кг (4960 фунтов)
- Запас топлива: 480 кг (1060 фунтов) внутреннего топлива, 20 кг (44 фунта) масла
- Максимальный запас топлива: 805 кг (1775 фунтов)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Туманский РУ19-300 , тяга 10,51 кН (2363 фунт-сила).
Производительность
- Максимальная скорость: 660 км/ч (410 миль в час, 360 узлов) 767 км/ч (477 миль в час; 414 узлов) на высоте 11 500 м (37 700 футов)
- Посадочная скорость: 95 км/ч (59 миль в час; 51 узел)
- Дальность: 965 км (600 миль, 521 миль)
- Выносливость: 2,05 часа
- Практический потолок: 11 500 м (37 700 футов) (рекорд установлен на высоте 16 128 м (52 913 футов))
- пределы г: +7 -5
- Скорость набора высоты: 18 м/с (3500 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 154 кг/м 2 (32 фунта/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,36
- Разбег: 425 м (1394 фута)
- Посадочный пробег: 450 м (1480 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганстон, Уильям «Билл» ; Гордон, Ефим (1997). Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма. ISBN 978-1-55750-978-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Якубович Николай. Крылья Родины: Авиация и политика, или как «Дельфин» уничтожил Як-30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]