Локхид P-80 Падающая звезда
P-80 / F-80 Падающая звезда | |
---|---|
П-80А | |
Роль | Реактивный истребитель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид |
Дизайнер | Кларенс «Келли» Джонсон |
Первый полет | 8 января 1944 г. |
Введение | 1945 |
Ушедший на пенсию | 1959 (США) 1974 (Чили) |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США |
Произведено | 1945–1950 |
Количество построенных | 1,715 |
Развитый в | Локхид Т-33 Падающая звезда Локхид F-94 Старфайр |
Lockheed P-80 Shooting Star был первым реактивным истребителем, использовавшимся ВВС США (USAAF) во время Второй мировой войны . [1] Серийные модели, спроектированные и построенные компанией Lockheed в 1943 году и доставленные всего за 143 дня с начала проектирования, уже летали, а две предсерийные модели действительно эксплуатировались в Италии незадолго до окончания Второй мировой войны в очень ограниченном объеме . Этот самолет с прямыми крыльями участвовал в интенсивных боях в Корее с ВВС США (USAF) под названием F-80 .
Первый успешный американский боевой самолет с турбореактивным двигателем превзойден с появлением трансзвукового МиГ-15 со стреловидным крылом и был быстро заменен в роли превосходства в воздухе трансзвуковым , он вскоре был F-86 Sabre . F -94 Starfire , всепогодный перехватчик с тем же планером, также участвовал в войне в Корее. Близкородственный Т-33 Shooting Star учебно-тренировочный самолет оставался на вооружении ВВС и ВМС США вплоть до 1980-х годов, а последний вариант NT-33 не был снят с вооружения до апреля 1997 года.
Дизайн и разработка [ править ]
XP-80 имел обычный цельнометаллический планер с тонким низкорасположенным крылом и трехопорным шасси . Как и большинство первых реактивных самолетов, разработанных во время Второй мировой войны (и до того, как союзники получили данные немецких исследований, подтвердившие преимущества в скорости стреловидного крыла ), XP-80 имел прямые крылья, как и предыдущие винтовые истребители. Это был первый действующий реактивный истребитель, двигатель которого был спрятан в фюзеляже - такой формат ранее использовался в новаторском немецком Heinkel He 178 V1 1939 года и более позднем британском демонстраторе Gloster E.28/39 1941 года. Другие ранние самолеты обычно имели установлены во внешних гондолах два двигателя из-за их ограниченной мощности, которые для упрощения обслуживания . С появлением более мощных британских реактивных двигателей одиночный двигатель, установленный на фюзеляже, стал более эффективным, и эта конфигурация использовалась почти на всех последующих истребителях. [ нужна ссылка ]
Lockheed была первой американской авиастроительной компанией, которая начала работу над самолетом с реактивным двигателем, начав работу над L-133 в 1939 году. L-133 в конечном итоге превратился в чрезвычайно совершенную конструкцию, включающую футуристические особенности, такие как передние крылья «утка» и смешанное крыло. body , но когда Lockheed представила проект ВВС армии, он был отвергнут как технологически неосуществимый. [2] Вместо этого ВВС США сосредоточили разработку вокруг гораздо менее радикального Bell P-59 Airacomet , который впервые поднялся в воздух в октябре 1942 года. Однако быстро стало очевидно, что характеристики P-59 лишь незначительно превосходят нынешние истребители с поршневыми двигателями. [3] Bell выполнила предварительную работу по доработке P-59 с низкорасположенным крылом и одним фюзеляжным двигателем, получившим обозначение XP-59B , но к этому времени завод Bell был перегружен другими работами, поэтому ВВС США передали проект Lockheed. [4]
Толчком к разработке P-80 стало открытие разведкой союзников Ме 262 весной 1943 года, которая совершила только испытательные полеты своего первого квартета (планеры от V1 до V4) проектных прототипов того времени, все с убирающимся хвостовым колесом шасси. Получив документы и чертежи, основанные на многолетних исследованиях британских реактивных самолетов, командующий военно-воздушными силами Генри Х. Арнольд пришел к выводу, что планер, разработанный для установки на британский реактивный двигатель Halford H-1 B «Goblin», может обеспечить Командования материальных средств превосходные характеристики, соответствующие новым немецким самолетам, а научно-исследовательское подразделение Райт Филд поручило компании Lockheed спроектировать самолет на основе своего опыта работы с L-133. Концептуальная работа над XP-80 началась в мае 1943 года. Поскольку британский турбореактивный двигатель еще не был поставлен, Lockheed получила его чертеж с размерами от Bell по заказу ВВС США. [5] Группу Lockheed, состоящую из 28 инженеров , возглавлял Кларенс Л. «Келли» Джонсон, так же, как и P-38 Lightning , в том же удаленном здании с высоким уровнем безопасности и большей автономией, что является продолжением Lockheed Skunk Works стиля исследований . и развитие. [ нужна ссылка ]
Поскольку немцы и британцы явно далеко опережали свои разработки, компания Lockheed была вынуждена как можно быстрее разработать аналогичный самолет. Келли Джонсон представила проектное предложение в середине июня и пообещала, что прототип будет готов к испытаниям через 150 дней. [6] Команда Skunk Works, начиная с 26 июня 1943 года, изготовила планер за 143 дня. [6] доставив его на армейский аэродром Мюрок 16 ноября. [ нужна ссылка ]
Проект был настолько секретным, что только пять из более чем 130 человек, работавших над ним, знали, что они разрабатывают реактивный самолет, а британский инженер, поставивший двигатель Halford H1, был задержан полицией, поскольку чиновники Lockheed не могли за него поручиться. [6] После того, как двигатель был соединен с планером, повреждение постороннего предмета во время первого запуска разрушило двигатель. Британский инженер, доставивший двигатель, предупредил Lockheed, что оболочка впускных каналов слишком тонкая, но американские инженеры проигнорировали это предупреждение, и оба канала разрушились и были затянуты в двигатель на полном газу. [7] Это задержало первый полет до тех пор, пока не появится второй двигатель (единственный существующий). [8] мог быть доставлен из Великобритании, де Хэвилленд щедро пожертвовал двигатель, предназначенный для прототипа Vampire . [9] [7]
Первый прототип (44-83020) получил прозвище Lulu-Belle (также известный как «Зеленый Шершень» из-за схемы окраски). Оснащен заменой Halford H1, взятой из прототипа реактивного истребителя de Havilland Vampire. [Н 1] Первый полет он совершил 8 января 1944 года под летчика-испытателя Lockheed Майло Берчема управлением . После этого полета Джонсон сказал: «Это была великолепная демонстрация, наш самолет имел успех – настолько полный успех, что он преодолел временное преимущество, полученное немцами за годы предварительных разработок реактивных самолетов». Подаренный британский реактивный двигатель и данные программы, несомненно, оказались неоценимыми. В ходе испытательных полетов XP-80 в конечном итоге достиг максимальной скорости 502 миль в час (808 км/ч; 436 узлов) на высоте 20 480 футов (6 240 м), что сделало его первым самолетом USAAF с турбореактивным двигателем, превысившим скорость 500 миль в час в горизонтальном полете. после рекордного полета в августе 1944 года на скорости 504 миль в час (811 км / ч; 438 узлов) на специальном высокоскоростном варианте . [10] Республики Р-47 Тандерболт . Современные пилоты, переходя на новаторские самолеты, такие как Shooting Star, не привыкли летать на высокой скорости без громкого поршневого двигателя, и им приходилось учиться полагаться на указатель воздушной скорости . [6]
Второй прототип, получивший обозначение XP-80A , был разработан для более крупного двигателя General Electric I-40 (улучшенный J31, позже выпускаемый Allison как J33). Было построено два самолета (44-83021 и 44-83022). 44-83021 получил прозвище Grey Ghost из-за его «жемчужно-серой» окраски, а 83022, оставленный неокрашенным для сравнения летных характеристик, стал известен как Silver Ghost . Первый испытательный полет XP-80A не произвел впечатления, но большинство проблем конструкции вскоре были устранены и исправлены в программе испытаний. Первоначальные мнения о XP-80A не были положительными: главный инженер-испытатель Lockheed Майло Берчем отметил, что самолет, который ему очень нравился (с двигателем Halford), теперь превратился в «собаку». XP-80A в первую очередь представляли собой испытательные стенды для более крупных и мощных двигателей и конструкции воздухозаборника и, следовательно, были крупнее и на 25% тяжелее, чем XP-80.
Программа испытаний П-80 оказалась очень опасной. Берчем погиб 20 октября 1944 года во время полета на третьем YP-80A, 44–83025. « Серый призрак» погиб во время испытательного полета 20 марта 1945 года, хотя пилот Тони Левье сбежал. Недавно назначенный на должность главного инженера-летчика-испытателя вместо Берчама, Левьер выпрыгнул из самолета, когда одна из лопаток турбины двигателя сломалась, что привело к разрушению конструкции хвостовой части самолета. Левьер жестко приземлился и сломал спину, но вернулся к тестовой программе после шести месяцев восстановления.
Самый результативный ас USAAF времен Второй мировой войны майор Ричард Бонг также погиб во время приемочного полета серийного P-80 в Соединенных Штатах 6 августа 1945 года. И Берчем, и Бонг разбились в результате отказа главного топливного насоса. Смерть Берчема стала результатом того, что он не проинформировал его о недавно установленной резервной системе аварийного топливного насоса, но расследование крушения Бонга показало, что он, очевидно, забыл включить этот насос, что могло бы предотвратить аварию. Он выпрыгнул с парашютом, когда самолет перевернулся, но находился слишком близко к земле, чтобы его парашют мог раскрыться.
После смерти Бонга и USAAF, и Lockheed хотели доказать надежность самолета. Роберту Э. Такеру из отдела летных испытаний в Райт-Филд было приказано выбрать трех других пилотов, забрать у Локхида 5 P-80 и доставить их на армейскую авиабазу Мюрок и налетать там на каждом самолете в течение 500 часов. Такер привлек Чака Йегера и еще двух пилотов, и они отработали по 500 часов на каждом самолете без дальнейших происшествий. [11]
После войны ВВС США сравнили P-80 и Me 262 и пришли к выводу: «Несмотря на разницу в полной массе почти в 2000 фунтов (900 кг), Me 262 превосходил P-80 по ускорению, скорости и примерно таким же По скороподъемности Me 262, по-видимому, имеет более высокое критическое число Маха (у Me 262A оно составляет M 0,86 ), с точки зрения лобового сопротивления, чем любой нынешний истребитель ВВС США». [12]
История эксплуатации [ править ]
«Падающая звезда» начала поступать на вооружение в конце 1944 года с 12 предсерийными YP-80A , один из которых был уничтожен в результате аварии, в которой погиб Берчем. 13-й YP-80A был модифицирован до единственной модели фоторазведчика F-14 и потерян в результате катастрофы в декабре.
Четверо были отправлены в Европу для эксплуатационных испытаний (демонстрация, ознакомление и возможные функции перехвата), двое - в Англию и двое - в 1-ю истребительную группу на аэродроме Лесина в Италии, но когда летчик-испытатель майор Фредерик Борсоди погиб в результате крушения, вызванного Возгорание двигателя во время демонстрации YP-80A (44-83026) на авиабазе RAF Бертонвуд , Ланкашир, Англия, 28 января 1945 года. YP-80A был временно остановлен. [13]
Однако до окончания Второй мировой войны два предсерийных американских истребителя Lockheed YP-80A Shooting Star в феврале и марте 1945 года ограниченно служили в Италии в составе ВВС США для разведки. [14] Из-за задержек с поставкой серийных самолетов «Падающая звезда» во время конфликта не участвовала в реальных боевых действиях. [15]
Первоначальный производственный заказ составлял 344 P-80A после приемки USAAF в феврале 1945 года. Всего к концу июля 1945 года было поставлено 83 P-80, из которых 45 были переданы в состав 412-й истребительной группы (позже переименованной в 1-ю истребительную группу ) в Армейский аэродром Мюрок . Производство продолжалось и после войны, хотя планы военного времени на 5000 штук были быстро сокращены до 2000 по цене чуть менее 100 000 долларов каждая. 1714 одноместных F-80A , F-80B , F-80C и RF-80 Всего к концу производства в 1950 году было изготовлено , из них 927 — F-80C (в том числе 129 действующих F-80A, модернизированных до стандарты F-80C-11-LO). Однако двухместный TF-80С, впервые поднявшийся в воздух 22 марта 1948 года, стал основой учебно-тренировочного Т-33, которых было выпущено 6557 штук.
27 января 1946 года полковник Уильям Х. Каунсилл совершил беспосадочный перелет через США на P-80, совершив первый трансконтинентальный полет на реактивном самолете. [16] Он преодолел пробег на 2457 миль (3954 км) между Лонг-Бич и Нью-Йорком за 4:13:26 часов со средней скоростью 584 миль в час (507 узлов; 940 км / ч), чему способствовал сильный западный ветер, чтобы установил рекорд Международной авиационной федерации . Прототип Р-80Б, модифицированный как гоночный и получивший обозначение Р-80Р , [17] был пилотирован полковником Альбертом Бойдом и установил мировой рекорд скорости полета 623,73 миль в час (1004,2 км/ч) 19 июня 1947 года. [18]
Производство P-80C началось в 1948 году; 11 июня недавно сформированные ВВС США переименовали этот тип в F-80C . ВВС США Стратегическое авиационное командование имело на вооружении F-80 Shooting Stars с 1946 по 1948 год в составе 1-й и 56-й истребительных групп. Первые P-80, поступившие на службу в Европу, присоединились к 55-й истребительной группе (позже переименованной в 31-ю истребительную группу) в Гибельштадте , Германия, в 1946 году, оставаясь там 18 месяцев. Когда Советский Союз блокировал Берлин , эскадрилья 56-го полка под командованием полковника Дэвида Шиллинга в июле совершила первый перелет с запада на восток Атлантики на одномоторных реактивных самолетах, летя в Германию в течение 45 дней в рамках операции Fox Able I. [ нужна ссылка ] [Н 2] Замененная недавно оснащенной 36-й истребительной группой в Фюрстенфельдбруке , 56-я истребительная группа провела Fox Able II в мае 1949 года. В том же году F-80 впервые укомплектовали 51-ю истребительную группу, базирующуюся в Японии. [ нужна ссылка ]
В 1948 году F-80 приобрели 4-я ( база ВВС Лэнгли , Вирджиния), 81-я ( база ВВС Киртланд , Нью-Мексико) и 57-я ( база ВВС Эльмендорф , Аляска), а также эскадрильи перехватчиков ПВО . Команда . [ нужна ссылка ] Первым подразделением ВВС Национальной гвардии, летавшим на F-80C, был 196-й полк Калифорнийского ANG в июне 1947 года. [19]
[ править ]
Несколько P-80A Shooting Stars [Н 3] были переданы ВМС США начиная с 29 июня 1945 года, сохранив обозначение P-80. На военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер один военно-морской P-80 был модифицирован с использованием необходимых надстроек, таких как тормозной гак , и загружен на борт авианосца USS Franklin D. Roosevelt в Норфолке, штат Вирджиния , 31 октября 1946 года. На следующий день Самолет совершил четыре взлета с палубы и два запуска с катапульты, а также пять задержанных приземлений под управлением майора морской пехоты Мэрион Карл . Вторая серия судебных процессов состоялась 11 ноября. [20]
ВМС США уже начали закупать собственные реактивные самолеты, но медленные темпы поставок вызывали проблемы с удержанием пилотов, особенно среди морских пехотинцев, которые все еще летали на Vought F4U Corsairs . Для увеличения подготовки к переходу на реактивные самолеты наземного базирования в конце 1940-х годов 50 F-80C были переданы ВМС США из ВВС США в 1949 году в качестве учебно-тренировочных самолетов. Обозначенные ВМФ ТО-1 (измененные на ТВ-1 в 1950 году), 25 из них базировались на авиабазе ВМС Норт-Айленд , Калифорния, с VF-52 , а 16 были переданы Корпусу морской пехоты, оснащая VMF-311 в авиации Корпуса морской пехоты. Станция Эль Торо . Эти самолеты в конечном итоге были отправлены в резервные части. Успех этих самолетов привел к закупке ВМФ 698 Т-33 «Падающие звезды» (как ТО-2/ТВ-2) в качестве двухместного самолета для учебных целей. Компания Lockheed продолжила разработку авианосной версии T2V SeaStar , которая поступила на вооружение в 1957 году. [20]
Корейская война [ править ]
«Падающие звезды» впервые приняли участие в боевых действиях во время Корейской войны и были одними из первых самолетов, участвовавших в реактивных боях.
Американцы использовали в Корее вариант F-80C и фоторазведывательный вариант RF-80. F-80 совершил боевые вылеты как воздух-воздух, так и воздух-земля, одержав несколько воздушных побед над северокорейскими Як-9 и Ил-10 .
1 ноября 1950 года российский пилот МиГ-15 лейтенант Семен Ф. Хоминич стал первым пилотом в истории, которому приписали сбитый с воздуха самолет против реактивного самолета после того, как он заявил, что сбил F-80. По версии американцев, F-80 был сбит зенитной артиллерией. Неделю спустя, 8 ноября, первое заявление американцев о воздушном сбитии самолета против реактивного самолета было сделано, когда лейтенант Рассел Дж. Браун, летавший на F-80, сообщил, что он сбил МиГ-15. [21] Советские записи утверждают, что ни один МиГ в тот день не был потерян и что их пилот старший лейтенант Харитонов выжил, выйдя из пикирования на малой высоте. [21]
Несмотря на первоначальные заявления об успехе, скорость F-80 с прямым крылом уступала скорости МиГов со скоростью 668 миль в час (1075 км / ч). В МиГах использовались немецкие исследования, показавшие, что стреловидное крыло задерживает возникновение проблем со сжимаемостью и позволяет развивать скорость, приближающуюся к скорости звука. F-80 вскоре были заменены в роли средства завоевания превосходства в воздухе североамериканским F-86 Sabre , который также был отложен для включения стреловидного крыла в улучшенный военно-морской FJ-1 Fury с прямым крылом . Однако пилоты F-80 все же уничтожили в воздушном бою шесть МиГ-15. Когда в эксплуатации находилось достаточное количество «Сейбров», «Падающая звезда» выполняла исключительно задачи по наземным атакам, а также использовалась для передовой летной подготовки и противовоздушной обороны в Японии. К концу боевых действий единственными F-80, все еще летавшими в Корее, были фоторазведывательные варианты.
F-80C оснастили 10 эскадрилий ВВС США в Корее:
- 8-е истребительно-бомбардировочное авиаполк (35-я, 36-я и 80-я истребительно-бомбардировочные эскадрильи), базирующееся на авиабазе Сувон , было подразделением F-80, прослужившим дольше всех в Корее. Он начал полеты из Японии в июне 1950 года и продолжал летать на Shooting Star до мая 1953 года, когда он был преобразован в F-86 Sabre .
- 49-я истребительно-бомбардировочная группа (7-я, 8-я и 9-я FBS) была переброшена на авиабазу Тэгу (К-2) , Корея, из Японии в сентябре 1950 года и продолжала выполнять миссии истребителей-бомбардировщиков на F-80C до июня 1951 года, когда она была преобразована в F -84 Тандерджет .
- 51-е крыло истребителей-перехватчиков (16-е и 25-е FIS) эксплуатировало F-80C с авиабазы Кимпо (K-14) и Японии с сентября 1950 года по ноябрь 1951 года, когда оно перешло на F-86.
- 35-я группа истребителей-перехватчиков и две эскадрильи, 39-я и 40-я FIS, отправились в Пхохан , Корея, в июле 1950 года, но переоборудовались в P-51 Mustang . до конца года
Одна установка RF-80A действовала в Корейской войне:
- 8-я тактическая разведывательная эскадрилья , позже переименованная в 15-ю TRS, служила с 27 июня 1950 года в Итазуке, Япония, Тэгу (К-2) и Кимпо (К-14), Южная Корея, до окончания перемирия. Эскадрилья также использовала несколько переоборудованных RF-80C и RF-86.
За время Корейской войны было потеряно 368 F-80, в том числе 277 в боевых вылетах и 91 небоевые потери. [22] Из 277 потерянных в боевых действиях F-80 (приблизительно 30% существующего парка) 113 были потеряны в результате обстрела с земли, 14 - от самолетов противника, 54 - по "неизвестным причинам" и 96 - "другие потери". [22] По данным ВВС США, F-80 уничтожили 17 самолетов в воздушном бою и 24 на земле. [23] Майор Чарльз Дж. Лоринг-младший был посмертно награжден Почетной медалью за свои действия во время полета на F-80 в составе 80-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиаполка 22 ноября 1952 года.
Варианты [ править ]
P-80/F-80 [ править ]
1714 серийных самолетов были поставлены в ВВС до каких-либо переоборудований или переименований с первоначальными номерами блоков.
- ХР-80
- Прототип с турбореактивным двигателем Halford H.1B производства de Havilland , совершил первый полет 8 января 1944 года, один построен.
- ХР-80А
- Вариант серийного прототипа с турбореактивным двигателем General Electric I-40 , увеличенным размахом и длиной, но уменьшенной площадью крыла, построено два самолета.
- ЯП-80А
- 12 предсерийных самолетов. Один самолет, 44-83027 , был предоставлен в аренду компании Rolls-Royce Limited и использован для разработки двигателя Nene . [24]
- XF-14
- Один построен по заказу YP-80A (44-83024), потерян при столкновении в воздухе с B-25 Mitchell самолетом-преследователем 6 декабря 1944 года; USAAF Прототип фоторазведчика .
- П-80А
- 344 самолета блока 1-ЛО; 180 блок 5-ЛО самолетов. Block 5 и все последующие Shooting Stars имели отделку из натурального металла. Оснащен типбаками емкостью 225 галлонов США (187 имп галлонов; 850 л). [25]
- Ф-80А
- Обозначение ВВС США P-80A.
- ЭФ-80
- Модифицирован для проверки положения кабины «лежачего пилота». [Н 4]
- Ф-14А
- Неизвестное количество модификаций фоторазведчиков из P-80A, все переименованы в FP-80A.
- XFP-80A
- Модификация П-80А 44–85201 с откидной носовой частью для фотоаппаратуры.
- ФП-80А
- 152 блок 15-ЛО; самолет оперативной фоторазведки.
- РФ-80А
- Обозначение ВВС США FP-80A, 66 действующих F-80A, модифицированных до стандарта RF-80A.
- ЭРФ-80А
- Модифицированный Р-80А 44–85042 с экспериментальным обводом носовой части.
- ХР-80Б
- Модернизированный P-80A, улучшенный двигатель J-33, один из которых построен как прототип P-80B.
- Р-80Б
- 209 блок 1-ЛО; 31 блок 5-ЛО; первая модель с катапультным креслом (модернизирована в -As); поставлен с марта 1947 г. по март 1948 г. [26]
- Ф-80Б
- Обозначение ВВС США P-80B.
- П-80Р
- Модификация XP-80B для гонщика.
- Р-80С
- 162 блок 1-ЛО; 75 блок 5-ЛО; 561 блок 10-ЛО
- Ф-80С
- Обозначение ВВС США P-80C; 128 F-80A модифицированы в F-80C-11-LO с установленным двигателем J-33-A-35 и катапультным креслом; оснащен самосвалами емкостью 260 галлонов США (220 имп галлонов; 980 л); основная серийная версия П-80. [25]
- РФ-80С
- 70 модифицированных F-80A и F-80C и шесть модифицированных RF-80A до RF-80C и RF-80C-11 соответственно; Модернизированный фоторазведчик.
- ДФ-80А
- Обозначение присвоено количеству F-80A, переоборудованных в управляющие дроны.
- QF-80A/QF-80C/QF-80F
- Проект преобразования Bad Boy F-80 компанией Sperry Gyrscope в целевые дроны. Q-8 изначально предлагался как обозначение QF-80.
- ТП-80С
- Первое обозначение учебно-тренировочного прототипа TF-80C.
- ТФ-80С
- Прототип Т-33 (48-0356).
- ТО-1/ТВ-1
- Вариант F-80C ВМС США; 49 самолетов блока 1-ЛО и один блок 5-ЛО переданы ВМС США в 1949 году; 16 первоначально поступили в Корпус морской пехоты США.
Производные [ править ]
Lockheed также производила двухместный учебно-тренировочный вариант с более длинным фюзеляжем Т-33 , который производился до 1959 года и производился по лицензии в Японии и Канаде. Тренажер использовался более чем в 20 странах. Всего было построено 6557 Т-33, некоторые из них до сих пор летают.
Два TF-80C были модифицированы в качестве прототипов для F-94 Starfire — всепогодного истребителя, выпускавшегося в трёх вариантах.
Бывшие операторы [ править ]
- Бразилия
- С 1958 года поставлено 33 F-80C, сняты с вооружения в 1973 году. [27]
- Чили
- С 1958 года было поставлено около 30 F-80C, последние списаны с вооружения в 1974 году. [28]
- Колумбия
- Начиная с 1958 года было поставлено 16 F-80C, снятых с вооружения к 1966 году. [29]
- Эквадор
- В период с 1957 по 1960 год было поставлено 16 F-80C, шесть вернулись в США в 1965 году. [30]
- Перу
- Начиная с 1958 года было поставлено 16 F-80C, которые использовались 13-й истребительно-бомбардировочной группой до тех пор, пока этот тип не был снят с производства в 1973 году. [31]
- Соединенные Штаты
- Уругвай
- не менее 18 F-80C поставлены в 1958 г., выведены из эксплуатации в 1972 г. [32]
Самолет на выставке [ править ]
Бразилия [ править ]
- Ф-80С
- 49-0433 – Аэрокосмический музей в Рио-де-Жанейро, Бразилия. [33]
Чили [ править ]
- 49-0787 — Национальный музей аэронавтики и космонавтики , аэропорт Лос-Серрильос , Сантьяго, Чили . [34]
США [ править ]
- ХР-80
ХР-80. Выставлен в Музее деревни пионеров Гарольда Варпа в Миндене, штат Небраска. Я считаю, что этот XP-80 был первым XP-80, поднявшимся в воздух.
- 44-83020 (Лулу-Белль) – Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. Первый полет состоялся 8 января 1944 года, он был восстановлен сразу после открытия в 1976 году Национального музея авиации и космонавтики и до сих пор находится в их коллекции. [35]
- П-80А
- 44-84999 — Аэрокосмический музей Хилл на авиабазе Хилл , штат Юта . Этот планер представляет собой Т-33А, модифицированный и окрашенный под Р-80. [36] [37]
- 44-85123 - Музей летных испытаний ВВС на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. В настоящее время находится на реставрации. Этот самолет установил трансконтинентальный рекорд скорости в январе 1946 года, рекорд скорости по замкнутому кругу в июне 1946 года и выиграл гонку Томпсона Трофи в сентябре 1946 года. Затем использовался для испытаний конструкции носового обтекателя и крыла. [38]
- 44-85125 (отображается как 44-85152) — Воздушный зоопарк Каламазу в Каламазу, штат Мичиган . [39]
- 44-85391 (передняя часть фюзеляжа) – Музей воздушной победы, Медфорд, Нью-Джерси . [40]
- 44-85488 – Самолеты славы в Чино, Калифорния . [41]
- Р-80Б
- 45-8357 — Музей авиации на базе ВВС Робинс , Уорнер Робинс, Джорджия . [42]
- 45-8490 — Музей авиации Касл на бывшей базе ВВС Касл в Этуотере, Калифорния . [43]
- 45-8501 — авиабаза Киртланд , Альбукерке, Нью-Мексико . [44]
- 45-8517 – Парк Анны Джордан, Батон-Руж, Луизиана . [45]
- 45-8612 – Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [46]
- 45-8704 — Калифорнийский аэрокосмический музей на бывшей авиабазе Макклеллан в Сакраменто, Калифорния . [47]
- Р-80С
- 47-0171 – Военный музей Золотой звезды Айовы, Кэмп Додж , Де-Мойн, Айова . [48]
- 47-0215 — Воздушный парк Reflections of Freedom, авиабаза Макконнелл , Уичито, Канзас . [49]
- 47-1837 — переименован в USMC TO-1 BuNo 33840 в Музее авиации Flying Leatherneck в MCAS Miramar , Сан-Диего, Калифорния .
- 47-1392 — Объединенная резервная база военно-морской авиабазы Форт-Уэрт , Форт-Уэрт, Техас . [50]
- 48-0868 – Музей EAA Airventure в Ошкоше, Висконсин . [51]
- 49-0432 (отображается как 49-417) — Музей вооружения ВВС на авиабазе Эглин , Флорида. [52]
- 49-0696 — Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [53]
- 49-0710 – Среднеамериканский музей авиации , Либерал, Канзас . [54]
- 49-0719 — находится на хранении в ожидании реставрации в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [55] [56]
- 49-1853 — Мемориальная площадь ветеранов, авиабаза Холломан в Нью-Мексико . [57]
- 49-1872 — Музей самолетов Пуэбло-Вейсброд , Мемориальный аэропорт Пуэбло , Пуэбло, Колорадо . [58]
- П-80Р
- 44-85200 — Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . Этот самолет был специально модифицирован для гонок, оснастив его меньшим фонарем, более коротким крылом и измененной конструкцией воздухозаборников. 19 июня 1947 года полковник Альберт Бойд установил на нем новый мировой рекорд скорости - 623,73 миль в час (1004,2 км/ч), что соответствует Хейни Диттмара неофициальному рекорду скорости в 623 мили в час (1004 км/ч) на одном из самолетов Me 163A. истребителей на жидком топливе Прототипы ракетных отбуксировал их на высоту для попытки , установленные 2 октября 1941 года после того, как Bf 110 . Самолет P-80R был доставлен в музей с базы ВВС Гриффисс в Нью-Йорке в октябре 1954 года. [17] [59] Следующий рекорд скорости американского реактивного самолета был установлен два месяца спустя, 20 августа, командиром ВМС США Тернером Колдуэллом , достигнув скорости 640,744 миль в час (1031,178 км/ч) во время полета на турбореактивном самолете Douglas Skystreak D-558-1 № 1.
Уругвай [ править ]
- Ф-80С
- 47-0205 (FAU213) — Музей воздухоплавания в Монтевидео, Уругвай . [60]
Технические характеристики (P-80C/F-80C) [ править ]
Данные Quest for Performance, [61] Локхид Самолеты с 1913 года. [62]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 34 фута 5 дюймов (10,49 м)
- Размах крыльев: 38 футов 9 дюймов (11,81 м)
- Высота: 11 футов 3 дюйма (3,43 м)
- Площадь крыла: 237,6 кв. футов (22,07 м 2 )
- Соотношение сторон : 6,37
- Профиль крыла : NACA 65-213. [63]
- Пустой вес: 8420 фунтов (3819 кг)
- Полная масса: 12 200 фунтов (5 534 кг)
- Максимальный взлетный вес: 16 856 фунтов (7 646 кг)
- Коэффициент сопротивления нулевой подъемной силы : 0,0134
- Фронтальная площадь: 32 кв. фута (3,0 м 2 )
- Силовая установка: 1 Allison J33-A-35 центробежный компрессор турбореактивный , тяга всухую 4600 фунтов силы (20 кН).
- 5400 фунтов силы (24 кН) с впрыском воды [64]
Производительность
- Максимальная скорость: 594 миль в час (956 км/ч, 516 узлов) на уровне моря.
- Максимальная скорость: 0,76 Маха.
- Крейсерская скорость: 439 миль в час (707 км/ч, 381 узел)
- Диапазон: 825 миль (1328 км, 717 миль)
- Перегоночная дальность: 1380 миль (2220 км, 1200 морских миль)
- Практический потолок: 46 800 футов (14 300 м)
- Скорость набора высоты: 6870 футов/мин (34,9 м/с).
- Время набора высоты: 20 000 футов (6 100 м) за 5 минут 30 секунд.
- Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 17,7
- Нагрузка на крыло: 51,3 фунта/кв. футов (250 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,364
- 0,435 с закачкой воды.
Вооружение
- Орудия: калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) 6 пулеметов M3 Browning (300 выстрелов).
- Ракеты: 8 неуправляемых ракет HVAR калибра 127 мм (5,00 дюйма).
- Бомбы: 2 бомбы по 1000 фунтов (450 кг).
См. также [ править ]
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белл P-59 Airacomet - ( США )
- де Хэвилленд Вампир - ( Великобритания )
- Глостер Метеор – ( Великобритания )
- Gloster Meteor F8 «Пилот лежа» – ( Великобритания )
- Хоукер Хантер – ( Великобритания )
- Хейнкель He 162 – ( нацистская Германия )
- Хейнкель He 280 – ( нацистская Германия )
- Мессершмитт Ме 262 – ( Германия )
- Mikoyan-Gurevich MiG-9 – ( Советский Союз )
- Накадзима Кикка – ( Японская империя )
- Сааб 32 Лансен – ( Швеция )
- Yakovlev Yak-23 – ( Советский Союз )
Связанные списки
- Список военных самолетов США
- Список истребителей
- Список реактивных самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Локхид
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ В результате первый полет Вампира был отложен до 20 сентября 1943 года.
- ↑ Две недели назад самолеты Королевских ВВС впервые пересекли Атлантику в обратном направлении.
- ↑ Историк авиации Норман Полмар утверждает, что их три, но Джозеф Баугер перечисляет серийные номера и номера бюро для четырех: 44-85000 и -85005 стали 29667 и 29668, а 44-85235 и 45-8557 стали 29689 и 29690.
- ^ См. также Gloster Meteor F8 «Пилот в положении лежа» для получения информации о пилотных экспериментах в положении лежа.
Цитаты [ править ]
- ^ Грин и Суонборо 2001, с. 345.
- ^ Нортон, Билл (2008). Проекты экспериментальных и прототипных самолетов США: истребители 1939-1945 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-109-3 .
- ^ Джей Миллер. «Скунсовые работы Lockheed Martin» (PDF) . п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2018 года.
- ^ «Колокол, который не звонил» .
- ^ Джей Миллер. «Скунсовые работы Lockheed Martin» (PDF) . п. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фелтон, Джеймс. «Падающая звезда». Жизнь, 13 августа 1945 г., стр. 43–46. Проверено: 25 ноября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганстон 1976, с. 131.
- ^ Ганстон 1989, с. 59.
- ^ Хеппенхаймер, Т.А. «Рождение реактивного самолета». Журнал American Heritage, осень 1993 г. Том 9, выпуск 2. Дата обращения: 1 августа 2011 г.
- ^ Джо Баугер (5 июля 1999 г.). «Республика XP-47J Тандерболт» . Истребители ВВС США . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Интервью полковника Роберта Э. Такера, часть 2 «Интервью полковника Роберта Э. Такера, часть 2»
- ^ Этелл и Прайс 1994, с. 180.
- ^ «Локхид F-80 «Падающая звезда» » . www.456fis.org . 4 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2011 г. Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Дорр, Роберт Ф. «Проект Экстраверсия: P-80 Shooting Stars во Второй мировой войне». Архивировано 9 октября 2013 года в медиа-сети Wayback Machine Defense. Проверено: 5 августа 2013 г.
- ^ Бильштейн 2001, с. 179.
- ↑ Телеграмма Long Beach Press, 27 января 1946 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «П-80 Падающая звезда/44-85200». Архивировано 12 января 2015 года в Национальном музее Wayback Machine ВВС США. Проверено: 9 октября 2012 г.
- ^ Франсильон 1982, стр. 241–242.
- ^ Франсильон 1982, с. 249
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Полмар 2001, стр. 12–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кнез, Сасо, Диего Фернандо Зампини и Джо Л. Бренан. «База данных Корейской войны». Архивировано 4 июня 2013 года в информационной группе Wayback Machine AirCombat Information Group (ACIG), 28 октября 2003 года. Дата обращения: 6 июля 2008 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Потери ВВС США в Корее» .
- ^ «Кредиты ВВС США на уничтожение самолетов противника, Корейская война». Историческое исследование ВВС 81, с. 46. Дата обращения: 1 августа 2011 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фицсаймонс 1978, с. 2319.
- ^ Джонс 1975, с. 202.
- ^ Андраде 1982, с. 81.
- ^ Андраде 1982, с. 126.
- ^ Андраде 1982, с. 143.
- ^ Андраде 1982, с. 167.
- ^ Андраде 1982, с. 239.
- ^ Андраде 1982, с. 263.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-0433." Архивировано 2 февраля 2015 г. на Wikiwix aervisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-0787." Архивировано 2 февраля 2015 г. на Wikiwix aervisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/44-83020". Архивировано 29 апреля 2011 года в Wayback Machine NASM. Проверено: 10 июня 2011 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/44-84999." Архивировано 23 апреля 2013 года в Аэрокосмическом музее Wayback Machine Hill. Проверено: 6 мая 2013 г.
- ^ Баугер, Джо. «Серийные номера USAAF 1944 года (от 44-83886 до 44-92098)» . ДжоБаугер.com. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/44-85123." Архивировано 22 октября 2014 года в Wayback Machine описи Музея летных испытаний Air Force. Проверено: 12 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/44-85125." Архивировано 23 июня 2015 года в воздушном зоопарке Wayback Machine . Проверено: 6 мая 2013 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/44-85391." Архивировано 8 мая 2013 года в Музее воздушной победы Wikiwix. Проверено: 6 мая 2013 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/44-85488." Архивировано 9 августа 2017 года в Музее самолетов славы Wikiwix. Проверено: 9 октября 2012 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/45-8357." Архивировано 29 июля 2013 года в Wayback Machine Музее авиации . Проверено: 6 мая 2013 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/45-8490." Архивировано 14 ноября 2016 года в Музее авиации Wayback Machine Castle. Проверено: 12 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/45-8501." Архивировано 23 июня 2015 года на сайте Wayback Machine aerialvisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/45-8517." Архивировано 1 февраля 2015 года на Wikiwix aervisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/45-8612." Архивировано 24 февраля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 12 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/45-8704." Архивировано 28 марта 2015 года в Аэрокосмическом музее Wayback Machine в Калифорнии. Проверено: 12 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/47-0171." Архивировано 2 июня 2015 года на сайте Wayback Machine aerialvisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/47-0215." Архивировано 31 января 2015 года на Wikiwix aerialvisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/47-1392." Архивировано 23 июня 2015 года на сайте Wayback Machine aerialvisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/48-0868." Архивировано 23 июня 2015 года в музее Wayback Machine EAA Airventure. Проверено: 12 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-0432." Архивировано 12 октября 2014 года в Музее вооружения ВВС США Wayback Machine . Проверено: 6 мая 2013 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-0696." Архивировано 23 июня 2015 года в Национальном музее Wayback Machine ВВС США. Проверено: 9 октября 2012 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-0710." Архивировано 29 июня 2015 года в Музее авиации Wayback Machine Mid-America. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-0719." Музей авиации Янки. Проверено: 18 октября 2018 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N729A». Федеральное управление гражданской авиации. Проверено: 27 июля 2021 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-1853." Архивировано 1 февраля 2015 года на Wikiwix aervisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ "P-80 Shooting Star/49-1872." Архивировано 25 декабря 2016 года в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod. Проверено: 30 января 2014 г.
- ^ Путеводитель по музею ВВС США , 1975 г., стр. 52.
- ^ "P-80 Shooting Star/47-0205." Архивировано 31 января 2015 года на Wikiwix aerialvisuals.ca. Проверено: 30 января 2015 г.
- ^ Лофтин, Л.К. младший «В поисках производительности: эволюция современных самолетов NASA SP-468: Приложение A (продолжение): [488-489] Таблица V - Характеристики образцовых реактивных самолетов-истребителей: физические характеристики» . НАСА.gov . НАСА . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1982). Lockheed Aircraft с 1913 года . Лондон: Патнэм и компания. стр. 235–254. ISBN 0-370-30329-6 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Ру 2007, с. 213.
Библиография [ править ]
- Андраде, Джон. Латиноамериканская военная авиация . Лестер, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1982. ISBN 0-904597-31-8 .
- Арнольд, Родос. Падающая звезда, T-Bird и Starfire: знаменитая семья Локхид . Тусон, Аризона: Aztex Corp., 1981. ISBN 978-0-8940-4035-1 .
- Баугер, Джо. «Локхид P-80/F-80 Shooting Star». USAAC/USAAF/Истребители и самолеты преследования USAAC, 16 июля 1999 г.
- Бедфорд, Алан (май – июнь 1999 г.). «Earl American Carrier Jets: развитие реактивных операций флота США, часть первая». Энтузиаст авиации (81): 13–19. ISSN 0143-5450 .
- Бильштейн, Роджер Э. Полет в Америке: от Райтов к астронавтам. Балтимор, Мэриленд: Служба выполнения заказов Хопкинса, издательство Университета Джонса Хопкинса, 2001. ISBN 978-0-8018-6685-2 .
- Дэвис, Ларри. Аллея МиГов: Воздушные бои над Кореей. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1978. ISBN 0-89747-081-8 .
- Дэвис, Ларри. П-80 «Падающая звезда». Т-33/Ф-94 в действии. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1980. ISBN 0-89747-099-0 .
- Дорр, Роберт Ф. «Варианты P-80 Shooting Star». Крылья славы Том. 11. Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN 1-86184-017-9 .
- Фицсаймонс, Бернард, изд. «Падающая звезда, Локхид F-80/Т-33». Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века , том 21 . Лондон: Феб, 1978. ISBN 0-8393-6175-0 .
- Франсильон, самолет Рене Дж. Lockheed с 1913 года. Лондон: Putnam & Company, 1982. ISBN 0-370-30329-6
- Гордон, Дуг (июль – август 2001 г.). «Tac Recon Masters: 66-е тактическое разведывательное крыло в Европе, часть первая». Энтузиаст авиации (94): 31–39. ISSN 0143-5450 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: MacDonald & Co., 1961 (Шестое впечатление, 1969 г.). ISBN 0-356-01448-7 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители ВВС США, часть 2 . Лондон: Издательство Macdonald and Jane's, 1978. ISBN 0-354-01072-7 .
- Ганстон, Билл . Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс, 1989. ISBN 1-85260-163-9 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия боевых самолетов мира . Фелтэм, Великобритания: Саламандра, 1976. ISBN 0-600-33144-X .
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Джонс, Ллойд С. Истребители армии и авиации США: 1925–1980-е годы . Лос-Анджелес: Aero Publishers, 1975. ISBN 0-8168-9200-8 .
- Кнаак, Марсель Сайз. Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1. Истребители после Второй мировой войны 1945–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1978. ISBN 0-912799-59-5 .
- Пейс, Стив. Локхид Сканк Воркс . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN 0-87938-632-0 .
- Полмар, Норман. «Много падающих звезд». История военно-морского флота (Военно-морской институт США) , Том. 14, № 4, август 2001 г., стр. 12–14.
- Ру, Элоди. Турбореактивные и турбореактивные двигатели: Справочник по базам данных . Роли, Северная Каролина: Éditions Élodie Roux, 2007. ISBN 978-2-9529380-1-3 .
- Путеводитель по музею ВВС США. Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо : Фонд Музея ВВС, 1975.
- Вулдридж, ET младший. Падающая звезда P-80: эволюция реактивного истребителя (Знаменитые самолеты из серии Национального музея авиации и космонавтики, том 3). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1979. ISBN 0-87474-965-4 .
Внешние ссылки [ править ]
- Самолет Смитсоновского института: Lockheed XP-80 Lulu-Belle. Архивировано 29 апреля 2011 года в Wayback Machine.
- Локхид P-80 Падающая звезда
- Lockheed P-80 Shooting Star. Архивировано 23 марта 2012 года в Wayback Machine.