Эллисон J33
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2012 г. ) |
J33 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель Allison J33 представлен на авиасалоне в Хермескейле | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Производитель | Дженерал Электрик Эллисон Двигательная компания |
Первый запуск | 1942 |
Основные приложения | Локхид P-80 Падающая звезда Локхид Т-33 Падающая звезда Локхид F-94A/B Старфайр ССМ-Н-8 Регулус |
Разработано на основе | Дженерал Электрик J31 |
General Electric/Allison J33 — американский с центробежным потоком реактивный двигатель , развитие General Electric J31 , увеличенный для создания значительно большей тяги, начиная с 4000 фунтов силы (18 кН) и заканчивая 4600 фунтами силы (20 кН) с дополнительным наддув на малой высоте до 5400 фунтов силы (24 кН) с водно-спиртовым впрыском.
Разработка
[ редактировать ]J33 был первоначально разработан General Electric как продолжение работы над разработками Фрэнка Уиттла во время Второй мировой войны . Их первый двигатель был известен как General Electric IA , но после серьезных изменений, направленных на адаптацию его к производству в США и для увеличения тяги, в 1942 году началось ограниченное производство под названием I-16, где цифра 16 относилась к его тяге в 1600 фунтов силы (7,1 кН). . Полномасштабное производство началось как J31 , когда ВВС США ввели единое наименование для всех своих проектов двигателей.
Наряду с И-16 компания GE также начала работу над увеличенной версией, известной как И-40. Как следует из названия, двигатель был рассчитан на усилие 4000 фунтов силы (18 кН). Помимо размеров, основным отличием И-16 от И-40 была система сгорания: у И-16 было десять противоточных камер, а у И-40 — 14 прямоточных камер сгорания. Цикл разработки был удивительно быстрым. Проектные работы начались в середине 1943 года, а 13 января 1944 года первый прототип прошел статические испытания.
В то время компания Lockheed находилась в самом разгаре проекта XP-80 , первоначально намереваясь оснастить свою конструкцию произведенной в США версией Halford H-1 мощностью около 3000 фунтов силы (13 кН). Производство H-1 компанией Allis-Chalmers было задержано, и, поскольку I-40 должен был значительно улучшить характеристики, вместо этого планировалось оснастить прототипы I-40.
И-40 стал важным для планов ВВС США, когда P-59 с двигателем I-16 был заменен на P-80 с двигателем I-40 как первый серийный реактивный истребитель в США. В 1945 году лицензия на производство двигателя была передана не General Electric, а компании Allison. Эллисон, работавший в основном на государственных заводах военного времени, мог бы производить двигатели в больших количествах быстрее и дешевле.
К моменту закрытия производственных линий Allison построила более 6600 J33, а General Electric еще 300 (в основном первые партии).
В 1958 году излишки J33 использовались на реактивных самолетах, толкающих статические грузы на скорости 200 узлов, для испытаний авианосца тросов тормозного механизма и хвостовых крюков в Лейкхерсте . [ 1 ]
Модель J33, предназначенная для гражданского использования и получившая обозначение Allison 400-C4, в 1948 году стала первой газовой турбиной в США, сертифицированной для использования на коммерческом транспорте. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]Данные из: Авиационные двигатели мира 1953 г., [ 3 ] Авиационные двигатели Мира 1957, [ 4 ] Авиационные двигатели Мира 1953 г., [ 5 ]
- J33-А-4
- аналогично -21 без впрыска воды. [ 6 ]
- J33-А-6
- 4600 фунтов силы (20 кН), ВМС США (USN)
- J33-А-8
- 4600 фунтов силы (20 кН), (USN)
- J33-А-10
- 4600 фунтов силы (20 кН), (USN) Используется в качестве смешанной двигательной установки с P&W R-4360 на Martin P4M [ 5 ]
- J33-А-14
- Двигатель с коротким сроком службы, установленный на Chance-Vought Regulus , с тягой 4600 фунтов силы (20,46 кН).
- J33-А-16
- Аналогично -16А, 5850 фунтов силы (26,02 кН).
- J33-А-16А
- Двигатель Grumman F9F-7 с тягой 5400 фунтов силы (24,02 кН).
- J33-А-17
- аналогично -21 без впрыска воды
- J33-А-17А
- J33-А-18А
- Двигатель с коротким сроком службы, приводящий в действие Chance-Vought Regulus .
- J33-А-20
- J33-А-21
- Тяга 4500 фунтов силы (20,02 кН).
- J33-А-22
- Питание Lockheed T2V-1 отбираемым воздухом для контроля пограничного слоя.
- J33-А-23
- аналогично -35, тяга 4600 фунтов силы (20,46 кН).
- J33-А-24
- Тяга 6100 фунтов силы (27,13 кН) приводит в движение Lockheed T2V .
- J33-А-24А
- Тяга 6100 фунтов силы (27,13 кН) приводит в движение Lockheed T2V .
- J33-А-25
- похоже на -35
- J33-А-27
- ВВС США (USAF), аналог -16А,
- J33-А-29
- Тяга с повторным нагревом 8200 фунтов силы (36,48 кН).
- J33-А-31
- похоже на -35
- J33-А-33
- Тяга с повторным нагревом 6000 фунтов силы (26,69 кН). [ 5 ]
- J33-А-35
- Тяга 4600 фунтов силы (20,46 кН) / 5400 фунтов силы (24,02 кН) с водно-спиртовым впрыском приводит в движение Lockheed T2V и Lockheed T-33 .
- J33-А-37
- Двигатель с коротким сроком службы, установленный на Martin Matador , с тягой 4600 фунтов силы (20,46 кН).
- Модель 400-С4
- Обозначение компании для коммерческого использования, аналогично J33-A-21. [ 2 ]
- Модель 400-С5
- Обозначение компании J33-A-23.
- Модель 400-С13
- Обозначение компании -35
- Модель 400-Д9
- Обозначение компании -33
Приложения
[ редактировать ]- Конвэйр XF-92
- Локхид P-80 Падающая звезда
- Локхид Т-33 Падающая звезда
- Локхид F-94A/F-94B Starfire
- Локхид Т2В СиСтар
- Североамериканский Эй Джей Сэвидж
- Мартин П4М Меркатор
- Мартин MGM-1 Матадор
- Мартин MGM-13 Булава
- Воут SSM-N-8 Регулус
Двигатели на выставке
[ редактировать ]- J33 выставлен на всеобщее обозрение в Музее авиации города Норидж в Хоршам-Сент-Фейт, Норфолк . [ 7 ]
Технические характеристики (Аллисон J33-A-35)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft 1955–56 и Aircraft Motors of the World 1957. [ 8 ] [ 4 ]
Общие характеристики
- Тип: центробежный компрессор турбореактивный с впрыском воды
- Длина: 107 дюймов (271,8 см)
- Диаметр: 50,5 дюйма (128,3 см)
- Сухой вес: 1820 фунтов (830 кг)
Компоненты
- Компрессор: одноступенчатый двухсторонний центробежный компрессор.
- Камеры сгорания : 14 камер сгорания из нержавеющей стали.
- Турбина : одноступенчатая осевая
- Тип топлива: JP-4 , Керосин (АН-Ф-32) или бензин 100/130.
- Масляная система: мокрый картер, распыление под давлением при 42 фунтах на кв. дюйм (2,9 бар)
Производительность
- Максимальная тяга : 4600 фунтов силы (20 кН) в сухом статическом режиме при 11750 об/мин на уровне моря при взлете.
- Взлетная тяга в статическом мокром состоянии: 5400 фунтов силы (24 кН) при 11750 об/мин на уровне моря.
- Нормальная тяга, статическая: 3900 фунтов силы (17 кН) при 11000 об/мин на уровне моря.
- Общий коэффициент давления : 4,4:1
- Массовый расход воздуха: 90 фунтов/с (41 кг/с) при 11750 об/мин.
- Температура на входе в турбину: TIT : 1116,15 К (1549 °F; 843 °C); JPT : 958,15 К (1265 ° F; 685 ° C)
- Удельный расход топлива : 1,12 фунта/(фунт-сила⋅ч) (32 г/(кН⋅с))
- Тяговооруженность : 2,53
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Демпеввольф, Ричард Ф. (июнь 1958 г.). «Реактивные «Ослы» для Джетов» . Популярная механика . Журналы Херста. стр. 72–75.
- ^ Jump up to: а б «Здесь и там: газовая турбина США одобрена CAA» . Летный и авиационный инженер . Llll (2059): 626. 10 июня 1948 г.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1953). Авиационные двигатели мира 1953 (11-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., стр. 52–59.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Пол Х. (1957). Авиационные двигатели мира 1957 (15-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., стр. 65–69.
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон, Пол Х. (1950). Авиационные двигатели мира 1950 (11-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., стр. 46–47.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1949). Авиационные двигатели мира 1949 (7-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 47.
- ^ «Список двигателей» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Бриджмен, Леонард (1955). Джейн «Все самолеты мира», 1955–56 . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганстон, Билл (1989). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей (2-е изд.). Кембридж, Англия: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-163-8 .
- Кей, Энтони Л. (2007). История и развитие турбореактивных двигателей 1930–1960, Том 2: СССР, США, Япония, Франция, Канада, Швеция, Швейцария, Италия и Венгрия (1-е изд.). Рамсбери: Crowood Press. ISBN 978-1861269393 .
- Уилкинсон, Пол Х. (1946). Авиационные двигатели мира 1946 года . Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. стр. 272–273.