Jump to content

Дженерал Электрик GE9X

GE9X
GE9X установлен на 777X во время внедрения в марте 2019 г.
Тип ТРДД
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель GE Аэроспейс
Первый запуск апрель 2016 г.
Основные приложения Боинг 777Х
Разработано на основе Дженерал Электрик GE90 , Дженерал Электрик GEnx

General Electric GE9X турбовентиляторный двигатель с большим байпасом, разработанный компанией GE Aerospace специально для Boeing 777X . Впервые он полетел на землю в апреле 2016 года и совершил первый полет 13 марта 2018 года; 777-9 он был использован в первом полете в начале 2020 года. Он получил сертификат типа Федерального управления гражданской авиации (FAA) 25 сентября 2020 года. Он создан на основе General Electric GE90 с более крупным вентилятором, такими современными материалами, как композиты с керамической матрицей (CMC), и более высокие степени двухконтурности и сжатия, он был разработан для повышения топливной эффективности на 10% по сравнению с GE90. Его номинальная тяга составляет 110 000 фунтов силы (490 кН), что на 5 000 фунтов силы (20 кН) меньше, чем у варианта GE90 с максимальной тягой, GE90-115, с номинальной силой 115 000 фунтов силы (510 кН).

Разработка

[ редактировать ]

В феврале 2012 года GE объявила об исследованиях более эффективной модификации GE90, назвав ее GE9X, которая будет использоваться в обоих вариантах -8/9 нового Boeing 777X . Он должен был иметь тот же диаметр вентилятора 128 дюймов (325 см), что и GE90-115B, с уменьшенной тягой на 15 800 фунтов силы (70 кН) до новой номинальной мощности 99 500 фунтов силы (443 кН) на двигатель. [ 1 ] Мощность двигателя 777-8X должна была быть снижена до 88 000 фунтов силы (390 кН). [ 2 ]

В 2013 году диаметр вентилятора был увеличен на 3,5 дюйма (9 см) до 132 дюймов (335 см). [ 3 ] В 2014 году тяга была немного увеличена со 102 000 до 105 000 фунтов силы (от 450 до 470 кН), а диаметр вентилятора был увеличен на 1,5 дюйма (4 см) до 133,5 дюйма (339 см). [ 4 ] В 2016 году его прейскурантная цена составила 41,4 миллиона долларов США . [ 5 ]

Ожидалось, что первый двигатель пройдет наземные испытания в 2016 году, летные испытания начнутся в 2017 году, а сертификация состоится в 2018 году. [ 6 ] Из-за задержек первые летные испытания состоялись в марте 2018 года. [ 7 ] сертификация ожидается в конце 2019 года. [ 8 ]

Наземные испытания

[ редактировать ]

Первый испытанный двигатель (FETT) завершил свой первый запуск в апреле 2016 года. [ 9 ] Этот двигатель выполнил 375 циклов за 335 часов работы, что подтвердило эффективность конструкции двигателя с точки зрения аэродинамических характеристик, поведения механической системы и управления нагревом системы вторичного воздуха. [ 10 ]

Зимой 2017 года GE9X провел испытания на обледенение. [ 11 ] FETT использовался для наземных испытаний в холодную погоду в условиях естественного обледенения, таких как приземный туман ; незначительные изменения конструкции с использованием аддитивного производства были внесены в течение одного месяца. Сертификация и оценка обледенения завершились зимой 2017–2018 годов в Виннипеге, Манитоба . [ 10 ]

Смоделированные условия высокогорья использовались для тестирования GE9X на предмет обледенения кристаллов льда (обледенения активной зоны), что было проблемой для GEnx . Это тестирование улучшило понимание обледенения керна, а также более знакомого инея . Изменение конструкции, необходимое для GEnx, заключалось в добавлении перепускных дверей между бустером и компрессором высокого давления, которые открываются в путь воздушного потока, чтобы уменьшить вероятность попадания кристаллов льда в активную зону. [ 10 ]

Изменения в конструкции между FETT и вторым двигателем для испытаний (SETT) касались улучшений, необходимых для достижения целей эффективности: минимальная площадь воздуховода между выходом турбины ВД и входом турбины низкого давления была изменена, чтобы задать рабочую линию компрессора, турбины и вентилятора. . Зазор между наконечниками в передней части компрессора ВД был изменен в результате предыдущего опыта эксплуатации. Тестирование SETT началось 16 мая 2017 года в Пиблсе, штат Огайо , через 13 месяцев после FETT; это был первый двигатель, изготовленный в соответствии с утвержденным производственным стандартом для сертификации. [ 10 ] Во время 150-часового блочного испытания FAA рычаг с регулируемыми лопатками статора (VSV) вышел из строя, и его изменение конструкции привело к задержке на 3 месяца. [ 12 ] К маю 2018 года за SETT последовали еще четыре испытательных двигателя. [ 13 ]

Программа сертификации стартовала в мае 2017 года. [ 11 ] Для сертификации было задействовано восемь дополнительных двигателей, а также один для сертификации ETOPS , установленный в гондоле самолета. Основной двигатель был испытан в высотной испытательной камере в Эвендейле, штат Огайо , для проверки вибрации лопастей, а двигатели 003, 004 и 007 были собраны в 2017 году, а четвертый двигатель использовался для летных испытаний позднее в том же году в Викторвилле, штат Калифорния . потребовалось десять двигателей, отвечающих требованиям (включая два запасных) . 777-9 В 2018 году для четырех летно-испытательных самолетов [ 10 ] Сертификация типа была запланирована на четвертый квартал 2018 года. [ 14 ]

10 ноября 2017 года двигатель GE9X достиг рекордной тяги в 134 300 фунтов силы (597 кН) в Пиблсе, что стало новым мировым рекордом Гиннеса , побив рекорд GE90-115B 127 900 фунтов силы (569 кН), установленный в 2002 году. [ 15 ] [ 16 ] Двигатель для блочных испытаний работал на пределе своих возможностей, в трех критических условиях: максимальная скорость вентилятора, максимальная скорость ядра и максимальная температура выхлопных газов . Испытания на обледенение начались в Виннипеге в конце 2017 года. Первые двигатели для летных испытаний 777X были отправлены в 2018 году для первого полета 777-9 в начале 2019 года. [ 17 ] К маю 2018 года была проведена четверть сертификационных испытаний: обледенение, искажение входного отверстия при боковом ветре , искажение входного отверстия, вибрация лопастей вентилятора и ускорителя , ВД вибрация лопастей турбины и тепловое обследование . [ 13 ]

Летные испытания

[ редактировать ]
Платформа для испытаний силовой установки GE Boeing 747-400

Поскольку он был больше, чем GE90, GE9X можно было установить под крылом только на Boeing 747-400 с его более крупными стойками главной передачи и большими шинами, а не на предыдущий испытательный стенд 747-100 GE. Двигатель был наклонен на 5° больше, чем у GE CF6 . [ 14 ] Компания Boeing построила для испытательного стенда специально разработанный пилон. [ 10 ] Подвешенный на стойке длиной 19 футов (580 см) четвертый двигатель программы начал летные испытания в конце 2017 года. Двигатель с диаметром вентилятора 134 дюйма (340 см) установлен в самолете диаметром 174 дюйма (440 см). ) диаметром гондолы и дорожным просветом 1,5 фута (0,46 м). [ 17 ] Двигатель и гондола весили 40 000 фунтов (18 т) с новым пилоном и усилением крыла по сравнению с 17 000 фунтов (7,7 т) для CF6-80C2 и его пилона. [ 18 ]

В феврале 2018 года первый полет GE9X был отложен из-за проблем, обнаруженных в регулируемых статорных рычагах лопаток (VSV) компрессора высокого давления (HPC). Кроме того, в ходе плановой проверки двигателей CF6 на испытательном стенде 747 была обнаружена коррозия корпуса вентилятора и аэродинамические поверхности турбины высокого давления в пределах допустимых пределов. [ 19 ] Первый полет он совершил 13 марта с рычагом ВСВ предыдущей конструкции. [ 7 ] В начале мая после 18 полетов и 110 часов наработки был завершен первый из двух этапов летных испытаний: был исследован высотный конверт GE9X и оценены его крейсерские характеристики. второй этап планировалось начать в третьем квартале. [ 13 ]

К октябрю 2018 года половина сертификации была завершена, и использовались восемь механизмов разработки, в основном в Пиблсе, штат Огайо : №1 находился на хранении; лопасть вентилятора была намеренно отделена от ступицы вентилятора № 2 на взлетной тяге для испытания на вылет лопасти ; №3 использовался для наземных испытаний при боковом ветре , циклических и нагрузочных испытаниях ; реверсора тяги каскада №4 исследовал границы диапазона полета, такие как малые высоты; № 5 провел испытание на долговечность с роторами, намеренно разбалансированными, чтобы вызвать вибрацию двигателя на допустимых при эксплуатации пределах вибрации, что является требованием для сертификации ETOPS; №6 провел глотательные тесты позже в 2018 году; после испытаний турбины низкого давления на перегрев, №7 провел второй этап испытаний на обледенение в Виннипеге, Манитоба ; №8 прошел 150-часовое испытание на выносливость тройной красной линией FAA. Для летных испытаний 777-9 потребовалось восемь соответствующих двигателей плюс два запасных. [ 12 ]

Второй этап из 18 полетов начался 10 декабря для оценки программного обеспечения управления двигателем и высоких характеристик и длился до первого квартала 2019 года, после чего FAA в том же году была проведена сертификация на заглатывание воды, боковой ветер, вылет лопастей, град , заглатывание птиц . К тому времени были завершены испытания , а также испытания на блокировку или выносливость. Летные испытания базировались в Викторвилле, Калифорния , и простирались до Сиэтла , Колорадо-Спрингс, Колорадо , Фэрбенкса, Аляска , и Юмы, Аризона . [ 20 ]

К 4 января 2019 года было выполнено восемь испытательных полетов и наработка 55 часов. [ 21 ] В конце января корпус турбины и задняя стойка рамы были повреждены во время испытаний на вылет лопаток , и соответствующие компоненты были перепроектированы. В начале мая программа летных испытаний завершилась после 320 часов наработки, в ходе которых был установлен высотный крейсерский расход топлива . Двигатели были модифицированы до окончательного сертифицированного стандарта конфигурации перед первым полетом 777X, который был отложен после ранее ожидаемого 26 июня из-за проблемы статора в передней части 11-ступенчатого компрессора высокого давления . Перед сертификацией окончательные испытания включали блочное испытание на полную долговечность, заменяющее обычное испытание «тройной красной линии» при максимальной температуре EGT и обеих скоростях ротора, поскольку современные двигатели с высокой степенью двухконтурности не могут достичь всех максимальных условий вблизи уровня моря. [ 22 ] Модернизация статора компрессора высокого давления отложила сертификацию двигателя до осени, в результате чего первый полет 777X был отложен до января 2020 года. [ 8 ]

25 января 2020 года GE9X совершил свой первый полет на самолете 777X, продолжительность полета составила 3 ​​часа 52 минуты, а затем приземлился на аэродроме Боинг Филд. 28 сентября GE объявила о получении сертификата типа FAA , поскольку восемь испытательных двигателей выполнили 8000 циклов и 5000 часов работы. Для одобрения ETOPS необходимо было выполнить 3000 циклов наземных испытаний в качестве требования для ввода в эксплуатацию. [ 23 ]

В 2022 году из-за другой проблемы с GE9X тестирование 777X было приостановлено. [ 24 ]

GE9X увеличивает топливную экономичность на 10% по сравнению с GE90. [ 1 ] 61:1 Его общая степень сжатия должна помочь обеспечить на 5% меньший удельный расход топлива (TSFC), чем у XWB-97, при этом затраты на техническое обслуживание сопоставимы с GE90-115B. [ 6 ] За начальной тягой в 105 000 фунтов силы (470 кН) последуют варианты с пониженной мощностью 102 000 и 93 000 фунтов силы (450 и 410 кН). [ 13 ] GE инвестировала в его развитие более $2 млрд. Его гондола имеет ширину 184 дюйма (4700 мм). [ 25 ]

Большая часть увеличения эффективности происходит за счет повышения эффективности тяги вентилятора с более высокой степенью двухконтурности. [ 12 ] Коэффициент двухконтурности планируется 10:1. [ 2 ] Вентилятор помещен в корпус диаметром 134 дюйма (340 см). [ 26 ] У GE9X 16 лопастей , тогда как у GE90 аналогичного размера их 22, а у меньшего GEnx - 18. Меньшее количество лопастей вентилятора снижает вес двигателя, улучшает аэродинамическую эффективность и позволяет вентилятору низкого давления (LP) и усилителю вращаться быстрее, чтобы лучше соответствовать требованиям. его скорость с турбиной низкого давления. Лопасти вентилятора имеют стальные передние кромки и задние кромки из стекловолокна, которые лучше поглощают удары птиц и обладают большей гибкостью, чем углеродное волокно. [ 5 ] четвертого поколения Композиционные материалы из углеродного волокна , составляющие большую часть лопастей вентилятора, делают их легче, тоньше, прочнее и эффективнее. [ 27 ] В GE9X также используется корпус вентилятора из композитного углеродного волокна, впервые разработанный для GEnx, для дальнейшего снижения веса. [ 28 ]

Компрессор высокого давления (HP) более эффективен до 2%. [ 12 ] Поскольку 129,5-дюймовый (329 см) вентилятор GE90 оставлял мало места для улучшения степени двухконтурности, GE искала дополнительную эффективность, увеличив общую степень сжатия с 40 до 60, сосредоточив внимание на увеличении степени сжатия ядра высокого давления с 19:1 до 27. :1 за счет использования 11 ступеней компрессора вместо 9 или 10 и двухкольцевого предварительного завихрителя третьего поколения (TAPS). камера сгорания вместо предыдущей двойной кольцевой камеры сгорания. (CMC), способные выдерживать более высокие температуры, Композиты с керамической матрицей используются в двух вкладышах камеры сгорания, двух соплах и кожухе CFM International LEAP stage 2 турбины . КМЦ не используются для лопаток турбин первой ступени, которым приходится выдерживать экстремальные температуры и центробежные силы. Это улучшения, запланированные для следующей итерации технологии двигателей. [ 29 ]

турбины ВД первой ступени Кожух турбины ВД первой и второй ступени , сопла , а также внутренняя и внешняя футеровка камеры сгорания изготовлены из CMC, только статические компоненты, работающие на 500 ° F (260 ° C) выше, чем никелевые сплавы с некоторым охлаждением. . [ 12 ] КМЦ имеют вдвое большую прочность при весе в одну треть металла и требуют на 59% меньше охлаждения. [ 6 ] Всего в двигателе имеется 65 компонентов CMC, больше, чем в любом двигателе коммерческого самолета на момент его появления.

Компрессор имеет трехмерную аэродинамику , первые пять ступеней представляют собой блиски , комбинированные лопаточно-дисковые. Камера сгорания работает на обедненной смеси для большей эффективности и запаса выбросов NOx на 30% в соответствии с CAEP/8. Компрессор и турбина высокого давления изготовлены из металлического порошка . Профили турбин низкого давления, изготовленные из алюминида титана (TiAl), прочнее, легче и долговечнее, чем никеля . детали на основе [ 26 ] 3D-печать используется для изготовления деталей, которые иначе было бы невозможно изготовить с использованием традиционных производственных процессов. [ 27 ]

В августе 2024 года будет поставлен первый серийный двигатель с новой конструкцией камеры сгорания. [ 30 ] [ 31 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
GE Авиация GE9X [ 32 ]
Вариант 105Б1А
Тип Двойной ротор, осевой поток, турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности
Камера сгорания Одинарный кольцевой завихритель предварительного смешивания с двойным кольцом
Контроль двухканальный ФАДЕК
Компрессор 1 вентилятор, 3-ступенчатый НД, 11-ступенчатый ВД
Турбина 2-ступенчатая ВД, 6-ступенчатая НД
Вентилятор Диаметр 134 дюйма (3404 мм), [ 26 ] 16 композитных лопастей с широкой хордой
Длина 224,0 дюйма (5690 мм) [от вертушки вентилятора до самого заднего фланца TRF]
Ширина × Высота 161,3 × 163,7 дюйма (4097 × 4158 мм)
Коэффициент двухконтурности 10:1
Общий коэффициент давления 60:1, степень давления HPC: 27:1
Масса 21 230 фунтов (9 630 кг)
Взлетная тяга 110 000 фунтов силы (489,3 кН)
Максимальная непрерывная тяга 103500 фунтов силы (460,4 кН)
Тяга/вес 5.2
Об/мин, 100% ЛП 2355, ЛП 9561

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б Джон Остроуэр (14 сентября 2011 г.). «В центре внимания — следующее поколение 777» . Полет Глобал . Деловая информация Рида.
  2. ^ Jump up to: а б «GE планирует повысить расход топлива на 10% для двигателя GE9X» . Флайтглобал . 7 марта 2012 г.
  3. ^ Алкок, Чарльз (16 июня 2013 г.). «GE расширяет возможности с GE9X для нового Boeing 777» . Международные авиационные новости . Проверено 24 ноября 2018 г.
  4. ^ «Обнаружены изменения конфигурации 777X» . Авиационная неделя . 9 июня 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Искусство инженерии: крупнейший в мире реактивный двигатель демонстрирует сложные кривые» . Об этом сообщает GE . Компания Дженерал Электрик. 28 апреля 2016. Архивировано из оригинала 25 июня 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Скотт Фанчер, Рэнди Тинсет, Билл Фицджеральд (18 ноября 2013 г.). «Обзор 777X» (PDF) . Коммерческие самолеты Boeing, GE Aviation. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б Стивен Тримбл (15 марта 2018 г.). «GE9X вступает в фазу летных испытаний» . Флайтглобал .
  8. ^ Jump up to: а б Хеммердингер, Джон (24 июля 2019 г.). «Проблема с двигателем GE9X отодвигает первый полет 777X на 2020 год» . Флайтглобал .
  9. ^ «Запустите двигатели… Начинаются испытания первого полноценного двигателя GE9X» (пресс-релиз). ДжиЭвиэйшн. 11 апреля 2016. Архивировано из оригинала 20 октября 2016 года . Проверено 2 июня 2017 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Норрис, Гай (18 мая 2017 г.). «Испытания двигателя Boeing 777X компании GE набирают обороты» . Неделя авиации и космических технологий .
  11. ^ Jump up to: а б GE9X: Самый большой в мире любитель льда . Ютуб . ДжиЭвиэйшн. 15 мая 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Норрис, Гай (9 октября 2018 г.). «GE9X для Boeing 777X доставлен для окончательной сертификации на летном испытательном стенде» . Неделя авиации и космических технологий .
  13. ^ Jump up to: а б с д Стивен Тримбл (29 мая 2018 г.). «GE9X завершает первый этап летных испытаний» . Флайтглобал .
  14. ^ Jump up to: а б Норрис, Гай (20 мая 2016 г.). «Подготовка к испытанию самого большого в мире двигателя» . Неделя авиации и космических технологий .
  15. ^ «GE9X побил титул GUINNESS WORLD RECORDS™ по тяге» (пресс-релиз). ДжиЭвиэйшн. 12 июля 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ Стивен Тримбл (12 ноября 2017 г.). «Boeing достиг 90-процентного рубежа в разработке 777-9» . Флайтглобал .
  17. ^ Jump up to: а б Норрис, Гай (27 ноября 2017 г.). «Самый большой в мире двигатель готов к полету» . Сеть «Авиационная неделя» .
  18. ^ «GE наращивает темпы летных сертификационных испытаний GE9X» . Неделя авиации и космических технологий . 9 октября 2018 г.
  19. ^ Норрис, Гай (2 февраля 2018 г.). «Летные испытания двигателя Boeing 777X могут быть отложены» . Неделя авиации и космических технологий .
  20. ^ Джон Хеммердингер (11 декабря 2018 г.). «GE начинает второй этап летных испытаний GE9X» . Флайтглобал .
  21. ^ Джон Хеммердингер (7 января 2019 г.). «Boeing устанавливает двигатели GE9X на испытательный самолет 777X» . Флайтглобал .
  22. ^ Гай Норрис (6 июня 2019 г.). «Аномалия двигателя GE9X, вероятно, задержит первый полет Boeing 777X» . Сеть «Авиационная неделя» .
  23. ^ Джон Хеммердингер (28 сентября 2020 г.). «ФАУ сертифицирует силовые установки GE9X 777X» . Флайтглобал .
  24. ^ Джон Хеммердингер (1 декабря 2022 г.). «Boeing прекращает летные испытания 777-9 из-за проблемы с двигателем GE9X» . Флайтглобал . Проверено 28 февраля 2024 г.
  25. ^ Доминик Гейтс (4 января 2019 г.). «Самые большие реактивные двигатели, которые когда-либо видели, будут реветь на Boeing 777X» . Сиэтл Таймс .
  26. ^ Jump up to: а б с «Двигатель для коммерческих самолетов GE9X» . ДжиЭвиэйшн.
  27. ^ Jump up to: а б GE Aviation (13 июля 2014 г.). Загляните внутрь GE9X, новейшего устройства, способного изменить правила игры GE . Ютуб .
  28. ^ «Поклонники GE участвуют в тестировании новых лопастей вентилятора GE9X» (пресс-релиз). ДжиЭвиэйшн. 21 августа 2013 г.
  29. ^ Стивен Тримбл (30 мая 2017 г.). «Через шесть лет двигатель 777X приступает к сертификационным испытаниям» . Флайтглобал .
  30. ^ «Ежедневная заметка: GE Aerospace планирует увеличить производство GE9X раньше Boeing 777X | Aviation Week Network» . Aviationweek.com . Проверено 13 июля 2024 г.
  31. ^ «GE собирается поставить первый серийный двигатель Boeing 777X | Aviation Week Network» . Aviationweek.com . Проверено 13 июля 2024 г.
  32. ^ «Паспорт типа сертификата E00095EN» . ФАУ. 25 сентября 2020 г.

Примечания

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82e5d78a1d394d55f7171a94b8dedc72__1722557640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/72/82e5d78a1d394d55f7171a94b8dedc72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
General Electric GE9X - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)