Гаррет АТФ3
АТФ3/Ф104 | |
---|---|
Dassault HU-25 Guardian с двумя двигателями ATF3. | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Гарретт AiResearch Ханивелл Аэроспейс |
Первый запуск | Май 1968 г. |
Основные приложения | Дассо Фалькон 20G Дассо Фалькон 200 Дассо HU-25 Гардиан |
Количество построенных | 200+ |
Garrett ATF3 (военное обозначение США F104 ) — трёхзолотниковый турбовентиляторный двигатель, разработанный в калифорнийском подразделении Garrett AiResearch . В связи с слияниями в настоящее время поддерживается Honeywell Aerospace . Конструкция двигателя необычна; основной путь потока меняется на противоположный дважды. За вентилятором осевой компрессор имеет пять ступеней, после которых газовый тракт продвигается к кормовой части двигателя. Там он проходит через ступень центробежного компрессора, камеры сгорания и затем ступени турбины. Помимо этого, поток снова меняет направление и выходит через обводной канал вентилятора. Все агрегаты двигателя установлены на кормовой части двигателя под хвостовым обтекателем двигателя. [1]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ATF3 впервые был запущен на Teledyne Ryan YQM-98 Compass Cope R высотном БПЛА под обозначением YF104-GA-100. Оказалось, что двигатель имеет очень низкую инфракрасную сигнатуру, поскольку горячая турбина не была видна снаружи, а выхлопы активной зоны смешивались с перепускным воздухом перед выходом из двигателя. Пилоты высотных самолетов-преследователей U-2 сообщили, что не смогли обнаружить YQM-98A ни с помощью радара, ни с помощью ИК-датчиков. [2] он позже использовался в стелс-демонстраторе Northrop Tacit Blue . Из-за этих характеристик [3]
Наиболее значимое применение двигатель нашел на Dassault HU-25 Guardian , разработанном для Береговой охраны США. Он также использовался на Dassault Falcon 20G и Dassault Falcon 200 . [3]
ATF3 был «выбран компанией North American Rockwell для своего нового бизнес-джета Series 60 Sabreliner … Однако у ATF3 возникли проблемы с проектированием и производством. Графики поставок не были соблюдены. North American Rockwell подала иск на 60 миллионов долларов против Гарретта. .. Иск был урегулирован во внесудебном порядке на сумму менее 5 миллионов долларов США. В конечном итоге двигатель был выбран для версии Dassault Falcon , заказанной береговой охраной США для наблюдения за морем». [ чрезмерная цитата ] [4]
Приложения
[ редактировать ]- Дассо Фалькон 20G
- Дассо Фалькон 200
- Дассо HU-25 Гардиан
- Нортроп Тацит Блю
- Райан YQM-98 R-Tern (Компас Коуп R)
Технические характеристики (ATF3/F104-GA-100)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988-89 гг. [5]
Общие характеристики
- Тип: Трехвальный осевой ТРДДД.
- Длина: 102,0 дюйма (2591 мм)
- Диаметр: 33,6 дюйма (853 мм)
- Сухой вес: 1125 фунтов (510 кг)
Компоненты
- Компрессор: одноступенчатый вентилятор низкого давления, пятиступенчатый осевой компрессор среднего давления и одноступенчатый центробежный компрессор высокого давления.
- Камеры сгорания : кольцевого типа с обратным потоком.
- Турбина : 3-ступенчатая: одноступенчатая высокого давления, трехступенчатая промежуточного давления и двухступенчатая низкого давления.
Производительность
- Максимальная тяга : 5440 фунтов силы (24,20 кН) на взлете, 1055 фунтов силы (4,69 кН) на крейсерском режиме.
- Общий коэффициент давления : 21
- Коэффициент двухконтурности : 2,8
- Массовый расход воздуха: 162 фунта/с (73,5 кг/с) при взлете
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Обзор двигателя ATF3. Архивировано 24 апреля 2012 г. на Wayback Machine. Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Хронология ATF3. Архивировано 17 апреля 2011 г. на Wayback Machine. Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Применение для планера ATF3. Архивировано 2 июня 2011 г. на Wayback Machine. Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Уильям Шонебергер и Роберт Р. Х. Шолл, Из воздуха: первые 50 лет Гаррета (Лос-Анджелес: The Garrett Corporation, 1985): стр. 175-176.
- ^ Тейлор 1982, стр.777.
Ссылки
[ редактировать ]- Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей, 5-е издание . Phoenix Mill, Глостершир, Англия, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-4479-Х .
- Тейлор, Джон В.Р. (1988). Джейн «Все самолеты мира», 1988–89 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1982). Джейн «Все самолеты мира», 1982–83 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0748-2 .