Yakovlev Yak-16
Yakovlev Yak-16 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Легкий транспортный самолет |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Yakovlev |
Статус | Отменено |
Количество построенных | 2 |
История | |
Первый полет | 24 сентября 1947 г. |
The Yakovlev Yak-16 ( NATO reporting name Cork ) [ 1 ] был советским легким транспортным средством , совершившим первый полет в 1947 году. Прототипы были построены как в пассажирском, так и в военно-грузовом вариантах, но ни один из них не был запущен в производство, поскольку Антонов Ан-2 считался более универсальным.
Разработка
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны ГВФ ( Гражданский Воздушный Флот – Гражданский Воздушный Флот) выдал требование к пассажирскому самолету для обслуживания малообъемных направлений, слишком маленьких, чтобы оправдать использование Лисунова Ли-2 . Ему нужен был самолет, способный перевозить десять пассажиров на расстояние 800 км (500 миль) с крейсерской скоростью 290 км/ч (180 миль в час), оснащенный парой 700-сильных (520 кВт) двигателей Швецова АШ- 21 радиальный двигатель . ОКБ Яковлева . было поручено выполнить это требование в феврале 1946 года, и 1 ноября 1946 года первый прототип был готов к государственным приемочным испытаниям [ 2 ] Это оказалось слишком оптимистично, учитывая объем работы, которую уже выполняло ОКБ, и она была отложена до августа 1947 года. В то же время спецификация была пересмотрена, чтобы указать скорость не менее 350 км (220 миль) на уровне моря и что военная версия должна была установить спинную башню с одной 20-мм (0,79 дюйма) пушкой. [ 3 ]
Як-16 представлял собой двухмоторный низкоплан, очень похожий на Ли-2. фюзеляже с металлической обшивкой В полумонококовом вмещались двухместная кабина и десять пассажиров, а также туалет и багажный отсек. Рули хвостового оперения были обтянуты тканью, хотя само хвостовое оперение было металлическим. Двухлонжеронное металлическое крыло состояло из трех секций : прямоугольного центроплана и двух трапециевидных крайних панелей. Основные стойки шасси убирались вперед в мотогондолы , при этом колеса оставались полуоткрытыми, а хвостовое колесо фиксировалось. Двигатели АШ-21 имели капоты NACA и приводили в движение двухлопастные воздушные винты изменяемого шага ВИШ-11В-20. [ 4 ]
Первый прототип, часто называемый Як-16-И, совершил свой первый полет 24 сентября 1947 года и показал отличные характеристики управляемости при одном неработающем двигателе, а также мог подниматься в высоту с одним неработающим двигателем. приемочные испытания он прошел в начале 1948 года в НИИ ГВФ Государственные . [ 5 ]
Военно-транспортная версия, часто называемая Як-16-II, отличалась от пассажирской версии тем, что имела шаровую башню УТК-1, на которой устанавливался 12,7-мм (0,50 дюйма) Березин УБ Т пулемет непосредственно за кабиной экипажа, грузовой вариант Пол кабины был усилен, вертикальное оперение стало немного больше, а фюзеляж немного длиннее. На нем использовались трехлопастные винты флюгирования В-511 с лопастями ятаганной формы . Он мог перевозить семь десантников, десять полностью экипированных военнослужащих или шесть носилок и фельдшера. Он был оснащен большой раскладывающейся дверью на левой стороне фюзеляжа для облегчения погрузки груза. В передней половине этой двери была дверь меньшего размера, открывающаяся внутрь. Три контейнера снабжения ЦДМММ-120 размещались на стойках под центропланом крыла и оснащались буксировочным крюком планера. [ 6 ]
Як-16-II прошел заводские испытания в апреле 1948 года и вскоре был представлен на Государственные приемочные испытания. В результате было выявлено несколько недостатков, из-за которых пришлось увеличить площадь горизонтального оперения и противообледенительное установить оборудование на передних кромках крыльев и хвостового оперения. Его повторно отправили на очередной раунд государственных приемочных испытаний, в результате которых его одобрили к производству. Однако для производства он не был выбран, поскольку Ан-2 считался более универсальным в обеих ролях. Были предприняты некоторые усилия по увеличению экспортных продаж в Восточной Европе, но интереса не было проявлено, поскольку он не обслуживался Аэрофлотом. Опытные образцы какое-то время использовались ОКБ Яковлева и заводом № 464, построившим их. [ 7 ]
Технические характеристики (Як-16-И)
[ редактировать ]Данные Гордона и др., ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов.
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: десять
- Длина: 15,6 м (51 фут 2 дюйма)
- Размах крыла: 21,5 м (70 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,66 м (15 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 56,25 м 2 (605,5 кв. футов)
- Вес пустого: 4486 кг (9890 фунтов)
- Полная масса: 6230 кг (13735 фунтов)
- Запас топлива: 1600 литров (350 имп галлонов; 420 галлонов США) [ 8 ]
- Силовая установка: 2 × Швецов АШ-21 семицилиндровых однорядных радиальных двигателей воздушного охлаждения мощностью 522 кВт (700 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 2-лопастные изменяемого шага ВИШ-11В-20.
Производительность
- Максимальная скорость: 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов) на высоте 2250 метров (7380 футов).
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 7750 м (25 430 футов)
- Время набора высоты: от 6 минут до 3000 метров (9843 футов).
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий и Сергей (2005). ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-203-9 .
- Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. ISBN 1-85532-405-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://web.archive.org/web/20130430162446/http://www.aviation.ru/Yak/#16
- http://www.airwar.ru/enc/craft/yak16.html (на русском языке, с фотографиями)
- https://web.archive.org/web/20030911032856/http://eroplan.boom.ru/bibl/shavrov2/chr3/p1/yak_l2.htm (на русском языке, с фотографиями)
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
- Советский гражданский многоцелевой самолет 1940-х годов.
- Советские авиалайнеры 1940-х годов.
- Советский военно-транспортный самолет 1940-х годов.
- Yakovlev aircraft
- Отмененные авиационные проекты
- Заброшенные проекты военных самолетов Советского Союза
- Самолет совершил первый полет в 1947 году.
- Двухпоршневой самолет-тягач