LWD Юнак
LWD/WSK Юнак | |
---|---|
Герой 3 | |
Роль | Тренер |
Производитель | ВСК-Окенце |
Дизайнерская группа | LWD Бюро ( Тадеуш Солтык ) |
Первый полет | 22 февраля 1948 г. |
Введение | 1952 |
Ушедший на пенсию | 1972 |
Основные пользователи | Польские ВВС Польский аэроклуб |
Произведено | 1951-1956 |
Количество построенных | 252 |
Варианты | LWD-поезд |
LWD /WSK Junak — польский учебно-тренировочный самолет , использовавшийся с 1952 по 1961 год ВВС Польши и до 1972 года польскими гражданскими эксплуатантами. Он был разработан бюро LWD и произведен заводом WSK Warszawa-Okęcie .
Разработка
[ редактировать ]Самолет был разработан в ответ на потребность ВВС Польши от 1946 года в учебно-тренировочном самолете для замены советского УТ-2 устаревшего . Новый самолет был спроектирован в 1947 году в LWD ( Lotnicze Warsztaty Doświadczalne — Экспериментальные мастерские самолетов) — первом польском послевоенном конструкторском бюро. Главным конструктором был Тадеуш Солтык . Прототип LWD Junak, позже Junak 1, поднялся в воздух 22 февраля 1948 года (его название означает «храбрый молодой человек»). Вся конструкция была польской, за исключением двигателя, который представлял собой лицензионный советский радиальный двигатель Швецов М-11 Д (93 кВт, 125 л.с.).
После испытаний улучшенный вариант «Юнак-2» поднялся в воздух 12 июля 1949 года. Заметные изменения по сравнению с «Юнаком-1» включали перемещение кабины вперед, увеличение площади киля, более мощный двигатель М-11ФР (118 кВт, 160 л.с.). л.с.) и были удалены массивные кожухи шасси. Управляемость самолета улучшилась. Команда LWD распалась в 1950 году, и разработку Junak 2 продолжили мастерские CSS в Варшаве. После дальнейших доработок прототип получил обозначение «Юнак-2бис», но окончательно поступил в производство в 1951 году как «Юнак-2». В 1952 году за дизайн Тадеуш Солтык был удостоен Государственной премии. в Варшаве было произведено 105 Junak 2 С 1951 по 1954 год на заводе WSK-Okęcie (первые 3 на заводе WSK-Mielec ).
Тадеуш Солтык, работавший тогда в Авиационном институте ( Instytut Lotnictwa - IL) в Варшаве, предложил разработку Юнака с куполообразным фонарем , убирающимся шасси и другими усовершенствованиями, получившую обозначение TS-7 Chwat, но она не была заказана властями и остался на чертежной доске. Вместо этого, когда польские ВВС получили на вооружение свои первые реактивные истребители ( Як-23 и МиГ-15 ), возникла потребность в учебно-тренировочном самолете с трехопорным шасси . Солтык разработал модифицированный Юнак с фиксированным трехопорным шасси и другими незначительными улучшениями. Этот самолет поступил в производство как TS-9 Junak 3 («TS» - инициалы конструктора) после первого полета 7 августа 1953 года. Новый самолет был тяжелее, его максимальная скорость упала с 223 км / ч (139 миль в час). ) до 205 км/ч (128 миль в час). В период с 1953 по 1956 год на заводе WSK Warszawa-Okęcie было произведено 146 Junak 3.
Наряду с Junak 1 компания LWD разработала гражданский учебно-тренировочный и пилотажный вариант LWD Zuch . В 1950 году было построено всего 5 Zuch 2 с Bramo Sh 14 радиальным двигателем мощностью 116 л.с.
Юнак был первым самолетом, серийно производившимся в Польше после Второй мировой войны , когда польская авиационная промышленность была уничтожена. Несмотря на то, что это не был особенно современный самолет, это был устойчивый и простой в управлении самолет, одним из немногих его недостатков была неудобная кабина. С другой стороны, на нем считалось трудным научиться летать, потому что у студента в задней кабине был худший обзор. [ 1 ] Все модели Junak обычно называются LWD Junak или WSK Junak, тогда как обозначение TS-9 обычно не используется. В книгах иногда встречается обозначение Ил Юнак 3.
Дизайн
[ редактировать ]Самолет имел смешанную конструкцию (сталь и дерево) и традиционную компоновку. Фюзеляж представлял собой стальной каркас, обтянутый полотном, спереди металлическим листом. Он имел двухлонжеронное крыло деревянной конструкции и трапециевидной формы; они были покрыты брезентом и фанерой и имели разъемные створки . Он имел двухместную кабину (спереди — инструктор, сзади — курсант) с общим закрытым фонарем (передняя секция открывалась вправо, задняя сдвижная). Шасси было обычным (Юнак 2) или трехопорным (Юнак 3) и неубирающимся. Пятицилиндровый звездообразный двигатель М-11ФР выдавал максимальную мощность 119 кВт (160 л.с.) и нормальную мощность 104 кВт (140 л.с.). Цилиндры имеют отдельные кожухи, которые часто снимались. На самолете был установлен двухлопастной деревянный винт фиксированного шага. Он перевозил 80 литров (Джунак 2) или 100 литров (Джунак 3) топлива. Самолет не имел вооружения. Юнак-3 был оснащен радиостанцией.
Операционная история
[ редактировать ]Юнак 2 использовались в ВВС Польши в качестве базовых учебно-тренировочных самолетов с 1952 года. Когда в 1954–55 годах началась их замена на Юнак 3, Юнак 2 были выведены из состава ВВС и переданы гражданским аэроклубам.
Junak 3 использовались в польской военной авиации с 1954 по 1961 год, когда их окончательно заменили на TS-8 Bies . С 1956 года их передали и аэроклубам.
В гражданской авиации 71 «Юнак 2» и 93 «Юнак 3» были распределены по аэроклубам , испытавшим после войны нехватку подходящих самолетов. Они использовались для обучения пилотов и буксировки планеров на протяжении 1960-х годов. Последние Junak 2 и Junak 3 были сняты с вооружения в 1972 году.
В 1963 году группа из 12 африканских пилотов-стажеров из Алжира, Того и Анголы прошла обучение полетам в Кросно , Польша, и они летали на Юнаке-3. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Герой 1
- Прототип.
- Герой 2
- Первый серийный вариант, построено 105 самолетов.
- ТС-9 Джунак 3
- Версия с фиксированным трехопорным шасси , построено 146 самолетов.
Операторы
[ редактировать ]- Польские ВВС
- Польский аэроклуб (APRL)
Выжившие
[ редактировать ]- Джунак-1 (СП-ГЛА)
- Хранится в Музее польской авиации в Кракове (поврежден и разобран по состоянию на 2008 г.).
- Джунак-2 (СП-АДМ)
- Хранится в Музее польской авиации в Кракове (по состоянию на 2008 г. разобран).
- Герой-3 (СП-БПЛ)
- Хранится в Музее польской авиации в Кракове .
Технические характеристики (Джунак 3)
[ редактировать ]Данные из журнала «Самолеты мира», [ 2 ] Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,75 м (25 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 10 м (32 фута 10 дюймов)
- Высота: 2,5 м (8 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 17,5 м 2 (188 кв. футов)
- Профиль профиля : корень: NACA 23012 ; совет: NACA 23009
- Вес пустого: 818 кг (1803 фунта)
- Полная масса: 1083 кг (2388 фунтов)
- Запас топлива: 100 л (26,4 галлона США; 22,0 имп галлона) в левом баке центроплана.
- Силовая установка: 1 × Швецов М-11ФР 5-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, максимальная мощность 120 кВт (160 л.с.) при 1900 об/мин.
- Номинальная мощность 104 кВт (140 л.с.) при 1760 об/мин
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага типа J-6.
Производительность
- Максимальная скорость: 205 км/ч (127 миль в час, 111 узлов)
- Крейсерская скорость: 180 км/ч (110 миль в час, 97 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов)
- Скорость сваливания: 100 км/ч (62 мили в час, 54 узла) с поднятыми закрылками.
- Никогда не превышайте скорость : 380 км/ч (240 миль в час, 210 узлов).
- Дальность: 450 км (280 миль, 240 миль)
- Выносливость: 2,5 часа
- Практический потолок: 4100 м (13500 футов)
- Скорость набора высоты: 3,5 м/с (690 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 62 кг/м 2 (13 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,110 кВт/кг (0,067 л.с./фунт)
- Разбег: 155 м (509 футов) [ 4 ]
- Посадочный пробег: 140 м (460 футов) [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС Винджил
- Де Хэвилленд Бурундук
- Фиат Г.49
- Макки MB323
- Персиваль Прентис
- Персиваль Провост
- Пьяджо П.150
- Yakovlev Yak-11
- Yakovlev Yak-18
- Zlin Z-26 Trener
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иренеуш Матерняк. Моё желание летать, африканский след в Кросно в: «Аэроплан» №3/2006, стр.11 (на польском языке).
- ^ Грин, Уильям (1965). Самолеты мира . Macdonald & Co (Publishers) Ltd. с. 102.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 210–211.
- ^ Jump up to: а б Кемпски, Бенедикт (1986). Учебно-тренировочный самолет Юнак (на польском языке). Варшава: Видау. Министерство национальной обороны. ISBN 83-11-07341-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кшижан, Мариан. Самолеты в польских музеях , Wydawnictwo WKiŁ, Варшава, 1983 г. ISBN 978-83-206-0432-0 (на польском языке)