Jump to content

ПЗЛ.5

ПЗЛ-5
Роль Спортивный самолет
Производитель ПЗЛ
Первый полет Май 1930 г.
Введение 1930
Ушедший на пенсию 1939
Произведено 1930-1932
Количество построенных 15

PZL -5 — польский двухместный туристический и спортивный самолет 1930 года, построенный и произведенный компанией PZL .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Самолет был спроектирован в 1929 году конструктором-любителем Владиславом Козловским. Это был деревянный биплан , похожий на De Havilland Gipsy Moth . Государственный авиационный завод PZL в Варшаве взял на себя проектирование в поисках самолета для участия в конкурсе на учебно-тренировочный самолет, объявленном военизированной организацией LOPP (Союз противовоздушной и противогазовой защиты). Козловский с помощью бюро PZL разработал документацию и оснастил этот экземпляр более мощным двигателем Gipsy I мощностью 100 л.с. вместо запланированной версии мощностью 85 л.с. Первый прототип PZL-5 был построен и совершил полет в мае 1930 года, за ним в июне 1930 года последовали два предсерийных самолета, построенных по инициативе завода специально для Международного туристического конкурса 1930 года ( Challenge ) (регистрации SP-ACW и SP-ACX). ). [ 1 ]

После испытаний конструкция была доработана, получив обозначение ПЗЛ-5а . Среди других изменений были немного укорочены фюзеляж и крылья, а также изменена носовая часть. Таким образом был перестроен первый прототип, оснащенный двигателем Cirrus III мощностью 94 л.с. и получивший маркировку: SP-AEE. была построена серия из 11 самолетов В 1931 году по заказам аэроклубов . Они получили маркировку от СП-АФФ до СП-АФП и СП-АГФ. Большинство из них имели двигатели Gipsy I. [ 1 ] Цена планера составляла 9600 злотых (380 фунтов стерлингов) плюс 14 000 злотых (560 фунтов стерлингов) за двигатель Gipsy I. [ 2 ]

PZL-5 был слишком сложен в управлении, чтобы его можно было использовать в качестве базового учебно-тренировочного самолета, поэтому в 1932 году был спроектирован и построен модифицированный вариант PZL.5bis . Он имел двигатель Gipsy II мощностью 120 л.с. , более длинные крылья и фюзеляж, увеличенные проемы кабины, измененное хвостовое оперение. и шасси. Единственный прототип поднялся в воздух в июле 1932 года. Он участвовал в конкурсе на базовый учебно-тренировочный самолет для ВВС Польши , но проиграл RWD-8 . [ 1 ]

Дальнейшим развитием PZL-5bis стал WK-3 , построенный в частном порядке Владиславом Козловским и совершивший полет в 1933 году. PZL также предложил в 1930 году построить учебно-тренировочный гидросамолет под предложенным обозначением PZL.8 (не путать с PZL) . П.8 ), но ВМФ Польши не заинтересовался и он не был построен. [ 1 ]

Описание

[ редактировать ]

деревянной конструкции с подкосами Биплан . Фюзеляж обшит фанерой (передняя часть) и брезентом (хвостовая часть). Крылья прямоугольные с закругленными концами, обтянуты брезентом. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытых кабинах с лобовыми стеклами. Кабины с двойным управлением (передняя кабина имела только базовый набор органов управления). Журнал Flight описал PZL.5 как очень солидное на вид издание, помесь Avian и Moth . [ 3 ]

Технические характеристики включали: 4-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения спереди: De Havilland Gipsy I мощностью 100 л.с. или Cirrus III мощностью 94 л.с. Двухлопастной деревянный винт Шоманьского фиксированного шага. обычное Шасси , с задними полозьями. Топливный бак 96 л в верхней части центроплана. Расход топлива – 23,5 л/час. [ 1 ]

PZL-5 Болеслава Орлинского во время Challenge 1930

Операционная история

[ редактировать ]

Два предсерийных самолета приняли участие в Международном туристическом соревновании ( Challenge International de Tourisme ) в июле 1930 года. Только Игнаций Гидгоуд завершил соревнование на PZL.5 SP-ACW, заняв 33-е место (для 35 классифицированных и 60 стартовых экипажей). . [ 4 ] Болеслав Орлинский был вынужден отказаться от участия в Испании из-за отказа двигателя на самолете SP-ACX. [ 1 ]

Всего 11 PZL-5 и прототип были куплены местными аэроклубами в Варшаве, Катовице , Кракове , Познани и Вильнюсе и интенсивно использовались для спорта, тренировок и гастролей. Наряду с предсерийными самолетами они с определенным успехом использовались в многочисленных польских авиационных соревнованиях (например, 2-е место на 2-м ралли Юго-Западной Польши в 1930 г. и 1-е место на 5-м ралли в 1933 г.). [ 1 ]

В 1932 году SP-ACX был модифицирован для буксировки планеров и оснащен дополнительными топливными баками на 8 часов полета. [ 1 ]

SP-AFG был списан в 1935 году, SP-AFH разбился в 1932 году, SP-AFL разбился в 1935 году, SP-AFM был поврежден и списан в 1933 году, SP-AFP разбился в 1935 году. Около половины дожило до 1939 года, они дольше всех служили Польше. самолет деревянной конструкции. Некоторые из них были куплены частными владельцами. После начала Второй мировой войны SP-ACX был эвакуирован в Румынию . [ 1 ]

Операторы

[ редактировать ]

Технические характеристики (ПЗЛ-5а)

[ редактировать ]

Данные из [ 1 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Вместимость: 1 студент или пассажир
  • Длина: 6,7 м (22 фута 0 дюймов)
  • Размах крыльев: 8,4 м (27 футов 7 дюймов)
  • Высота: 2,53 м (8 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 21,8 м 2 (235 кв. футов)
  • Пустой вес: 431 кг (950 фунтов)
  • Полная масса: 676 кг (1490 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 745 кг (1642 фунта)
  • Силовая установка: 1 × de Havilland Gipsy I, 4-цил. Рядный поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 75 кВт (100 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 164 км/ч (102 миль в час, 89 узлов)
  • Крейсерская скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов)
  • Скорость сваливания: 70 км/ч (43 миль в час, 38 узлов)
  • Дальность: 530 км (330 миль, 290 миль)
  • Практический потолок: 3715 м (12 188 футов)
  • Скорость набора высоты: 3,4 м/с (670 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 31 кг/м 2 (6,3 фунта/кв. фута)
  • Разбег: 120 м (390 футов)

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гласс 1977, стр. 222–224.
  2. ^ Цинк 1971, стр. 143–144.
  3. ^ "Международный туристический конкурс". Рейс , 25 июля 1930 г., с. 854.
  4. ^ Кшижан, Мариан (1988). Международные авиационные соревнования 1929–1934 гг. (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. ISBN   83-206-0637-3 . п. 33,59

Библиография

  • Цинк, Ежи Б. Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Патнэм, 1971. ISBN   0-370-00085-4 .
  • Стекло, Анджей. Польские авиационные образцы 1893-1939 гг . Варшава: WKiŁ, 1977 (польский язык, без ISBN).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a34b567ee57c88931ffbef4d2e9631ee__1691556420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/ee/a34b567ee57c88931ffbef4d2e9631ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PZL.5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)