ПЗЛ.5
ПЗЛ-5 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | ПЗЛ |
Первый полет | Май 1930 г. |
Введение | 1930 |
Ушедший на пенсию | 1939 |
Произведено | 1930-1932 |
Количество построенных | 15 |
PZL -5 — польский двухместный туристический и спортивный самолет 1930 года, построенный и произведенный компанией PZL .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Самолет был спроектирован в 1929 году конструктором-любителем Владиславом Козловским. Это был деревянный биплан , похожий на De Havilland Gipsy Moth . Государственный авиационный завод PZL в Варшаве взял на себя проектирование в поисках самолета для участия в конкурсе на учебно-тренировочный самолет, объявленном военизированной организацией LOPP (Союз противовоздушной и противогазовой защиты). Козловский с помощью бюро PZL разработал документацию и оснастил этот экземпляр более мощным двигателем Gipsy I мощностью 100 л.с. вместо запланированной версии мощностью 85 л.с. Первый прототип PZL-5 был построен и совершил полет в мае 1930 года, за ним в июне 1930 года последовали два предсерийных самолета, построенных по инициативе завода специально для Международного туристического конкурса 1930 года ( Challenge ) (регистрации SP-ACW и SP-ACX). ). [ 1 ]
После испытаний конструкция была доработана, получив обозначение ПЗЛ-5а . Среди других изменений были немного укорочены фюзеляж и крылья, а также изменена носовая часть. Таким образом был перестроен первый прототип, оснащенный двигателем Cirrus III мощностью 94 л.с. и получивший маркировку: SP-AEE. была построена серия из 11 самолетов В 1931 году по заказам аэроклубов . Они получили маркировку от СП-АФФ до СП-АФП и СП-АГФ. Большинство из них имели двигатели Gipsy I. [ 1 ] Цена планера составляла 9600 злотых (380 фунтов стерлингов) плюс 14 000 злотых (560 фунтов стерлингов) за двигатель Gipsy I. [ 2 ]
PZL-5 был слишком сложен в управлении, чтобы его можно было использовать в качестве базового учебно-тренировочного самолета, поэтому в 1932 году был спроектирован и построен модифицированный вариант PZL.5bis . Он имел двигатель Gipsy II мощностью 120 л.с. , более длинные крылья и фюзеляж, увеличенные проемы кабины, измененное хвостовое оперение. и шасси. Единственный прототип поднялся в воздух в июле 1932 года. Он участвовал в конкурсе на базовый учебно-тренировочный самолет для ВВС Польши , но проиграл RWD-8 . [ 1 ]
Дальнейшим развитием PZL-5bis стал WK-3 , построенный в частном порядке Владиславом Козловским и совершивший полет в 1933 году. PZL также предложил в 1930 году построить учебно-тренировочный гидросамолет под предложенным обозначением PZL.8 (не путать с PZL) . П.8 ), но ВМФ Польши не заинтересовался и он не был построен. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]деревянной конструкции с подкосами Биплан . Фюзеляж обшит фанерой (передняя часть) и брезентом (хвостовая часть). Крылья прямоугольные с закругленными концами, обтянуты брезентом. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытых кабинах с лобовыми стеклами. Кабины с двойным управлением (передняя кабина имела только базовый набор органов управления). Журнал Flight описал PZL.5 как очень солидное на вид издание, помесь Avian и Moth . [ 3 ]
Технические характеристики включали: 4-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения спереди: De Havilland Gipsy I мощностью 100 л.с. или Cirrus III мощностью 94 л.с. Двухлопастной деревянный винт Шоманьского фиксированного шага. обычное Шасси , с задними полозьями. Топливный бак 96 л в верхней части центроплана. Расход топлива – 23,5 л/час. [ 1 ]

Операционная история
[ редактировать ]Два предсерийных самолета приняли участие в Международном туристическом соревновании ( Challenge International de Tourisme ) в июле 1930 года. Только Игнаций Гидгоуд завершил соревнование на PZL.5 SP-ACW, заняв 33-е место (для 35 классифицированных и 60 стартовых экипажей). . [ 4 ] Болеслав Орлинский был вынужден отказаться от участия в Испании из-за отказа двигателя на самолете SP-ACX. [ 1 ]
Всего 11 PZL-5 и прототип были куплены местными аэроклубами в Варшаве, Катовице , Кракове , Познани и Вильнюсе и интенсивно использовались для спорта, тренировок и гастролей. Наряду с предсерийными самолетами они с определенным успехом использовались в многочисленных польских авиационных соревнованиях (например, 2-е место на 2-м ралли Юго-Западной Польши в 1930 г. и 1-е место на 5-м ралли в 1933 г.). [ 1 ]
В 1932 году SP-ACX был модифицирован для буксировки планеров и оснащен дополнительными топливными баками на 8 часов полета. [ 1 ]
SP-AFG был списан в 1935 году, SP-AFH разбился в 1932 году, SP-AFL разбился в 1935 году, SP-AFM был поврежден и списан в 1933 году, SP-AFP разбился в 1935 году. Около половины дожило до 1939 года, они дольше всех служили Польше. самолет деревянной конструкции. Некоторые из них были куплены частными владельцами. После начала Второй мировой войны SP-ACX был эвакуирован в Румынию . [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (ПЗЛ-5а)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 1 студент или пассажир
- Длина: 6,7 м (22 фута 0 дюймов)
- Размах крыльев: 8,4 м (27 футов 7 дюймов)
- Высота: 2,53 м (8 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 21,8 м 2 (235 кв. футов)
- Пустой вес: 431 кг (950 фунтов)
- Полная масса: 676 кг (1490 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 745 кг (1642 фунта)
- Силовая установка: 1 × de Havilland Gipsy I, 4-цил. Рядный поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 75 кВт (100 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 164 км/ч (102 миль в час, 89 узлов)
- Крейсерская скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов)
- Скорость сваливания: 70 км/ч (43 миль в час, 38 узлов)
- Дальность: 530 км (330 миль, 290 миль)
- Практический потолок: 3715 м (12 188 футов)
- Скорость набора высоты: 3,4 м/с (670 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 31 кг/м 2 (6,3 фунта/кв. фута)
- Разбег: 120 м (390 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гласс 1977, стр. 222–224.
- ^ Цинк 1971, стр. 143–144.
- ^ "Международный туристический конкурс". Рейс , 25 июля 1930 г., с. 854.
- ^ Кшижан, Мариан (1988). Международные авиационные соревнования 1929–1934 гг. (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. ISBN 83-206-0637-3 . п. 33,59
Библиография
- Цинк, Ежи Б. Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Патнэм, 1971. ISBN 0-370-00085-4 .
- Стекло, Анджей. Польские авиационные образцы 1893-1939 гг . Варшава: WKiŁ, 1977 (польский язык, без ISBN).
Внешние ссылки
[ редактировать ]