СЗД-41 Янтарь Стандарт
СЖД-Янтарь (Стандартный класс) | |
---|---|
![]() | |
Роль | Планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | СЖД |
Дизайнер | В. Окармус |
Первый полет | 3 октября 1973 г. |
Количество построенных | 159 |
Разработано на основе | СЗД-38 Янтарь 1 |
Варианты | СЗД-48 Янтарь Стандарт 2/3 |
СЗД -41 Янтарь Стандарт — планер стандартного класса , разработанный и производившийся в Польше с 1973 года.
Разработка
[ редактировать ]Разработка СЗД-41 Янтарь Стандарт прошла относительно быстро за счет использования фюзеляжа и хвостового оперения СЗД -38 Янтарь 1 и установки крыльев размахом 15 м, соответствующих спецификации класса Стандарт. Прототип СЗД-41, ограниченный до 235 км/ч, без запуска лебедкой и фигурами высшего пилотажа, впервые поднялся в воздух в октябре 1973 года под управлением Адама Зентека . Два прототипа, СЗД-41-1 СП-2685 (строительный номер Х-110) и СЗД-41-2 СП-2686 (серийный номер Х-111), участвовали в чемпионате мира по планерному спорту 1974 года в Вайкери в Австралии. заняв 3 и 7 места в классе Стандарт. В 1976 году в Ряйскяля в Финляндии СЗД-41А занял 4, 6 и 18 места на чемпионате мира по планерному спорту в стандартном классе. Результаты соревнований и замерных летных испытаний показали, что СЗД-41А более или менее не уступал прямым конкурентам, таким как Schempp-Hirth Standard Cirrus и Schleicher ASW 19 . [ 1 ] К сожалению, методы производства сделали эпоксидные ламинаты склонными к усадке, что резко повлияло на характеристики из-за чувствительной аэродинамики используемых секций аэродинамического профиля. [ 1 ]
СЗД-41А «Янтарь Стандарт» был построен в основном из композита стекловолокна и эпоксидной смолы с местным усилением за счет сварных стальных труб в центроплане фюзеляжа, пенопластовых нервюр в крыльях и фанеры в местах крепления оборудования. Обшивка состояла из ламинатов стекловолокна, уложенных в формы для достижения точных профилей. Моноколесное шасси, убирающееся вручную, подвешивалось на конструкции центроплана из стальных труб, на которой также устанавливались буксировочный крюк и крепления крыла. Большие пластинчатые воздушные тормоза в кормовой части главного лонжерона простираются от верхней и нижней поверхностей, а зазоры закрываются подпружиненными крышками в закрытом состоянии, а также приводят в действие дисковый тормоз на моноколесе при полном выдвижении. Консольное хвостовое оперение из стекловолокна и эпоксидной смолы прикреплено к верхней части киля, дифферент руля высоты достигался за счет подпружинивания ручки управления и регулировки нейтрального положения нагрузки. 80 литров (позже 100) водяного балласта можно было перевозить в пластиковых баках в крыльях и сбрасывать при необходимости. Полуоткидывающееся сиденье находится в удобной кабине, закрытой двухсекционным фонарем: передняя часть неподвижна, а задняя шарнирно открывается назад для входа/выхода. После модификаций, снимающих ограничения на прототипы, и усовершенствований, необходимых после летных испытаний, началось производство СЗД-41А и СЗД-41Б Янтарь Стандарт, продолжавшееся до 1978 года, когда было построено 159 самолетов, многие из которых были экспортированы по всему миру. Как и многие другие изделия СЖД, самолет поставлялся с полным набором основных приборов от польских поставщиков, что привело к знаменитой изюминке: «Я был на высоте 50 футов, перевернутый, на часах не было ничего, кроме имени производителя». и это было на (ругательство отредактировано) польском языке», которое использовалось в планерных клубах по всему миру, чтобы юморизировать выход из опасных ситуаций.
Варианты
[ редактировать ]- СЗД-41-1 / СЗД-41-2 - два прототипа Jantar Standard, произведенные с ограничениями в управляемости, чтобы гарантировать, что самолет будет доступен для чемпионата мира по планерному спорту 1974 года в Вайкере в Австралии. [ 2 ]
- СЗД-41А Янтарь Стандарт - начальная серийная версия со снятыми ограничениями и другими улучшениями.
- СЗД-41Б Янтарь Стандарт - окончательный серийный вариант с различными улучшениями в деталях.
Технические характеристики (СЗД-41А Янтарь Стандарт)
[ редактировать ]Дата взята с http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/pszd41.htm.
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,11 м (23 фута 4 дюйма)
- Размах крыльев: 15 м (49 футов 2,5 дюйма)
- Высота: 1,51 м (4 фута 11 дюймов)
- Площадь крыла: 10,66 м 2 (114,75 кв. футов)
- Соотношение сторон : 21,1
- Профиль крыла : NN 8
- Пустой вес: 244 кг (538 фунтов)
- Полная масса: 360 кг (794 фунта) с балластом 460 кг (1014 фунтов)
Производительность
- Максимальная скорость: 250 км/ч (155 миль в час, 135 узлов)
- Скорость сваливания: 80 км/ч (50 миль в час, 43 узла) с балластом; 68 км/ч (42,25 миль в час) без балласта
- г пределы:
- без балласта 5,3/-2,65
- с балластом 4,14/-2,5
- ультимейт 7,95 / -3,98
- Максимальное качество планирования: 38 при 92 км/ч (57 миль в час) без балласта, 38 при 105,2 км/ч (65 миль в час) с балластом.
- Скорость погружения: 0,69 м/с (136 футов/мин) с балластом; 0,6 м/с (118 футов/мин) без балласта
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саймонс, Мартин. Планеры 1965–2000, 2-е исправленное издание. EQIP Реклама и Паблишинг GmbH. Кенигсвинтер. 2005. ISBN 3-9808838-1-7
- ^ «СЗД-41 Янтарь стд.1 (ПЛ)» . piotrp.de . Архивировано из оригинала 10 мая 2003 года.
Библиография
[ редактировать ]- Саймонс, Мартин. Планеры 1965–2000, 2-е исправленное издание. EQIP Реклама и Паблишинг GmbH. Кенигсвинтер. 2005. ISBN 3980883817
- Коутс, Эндрю. «Новое издание «Мира планеров и мотопланеров Джейн»». Лондон, Джейн. 1980. ISBN 0710600178 .
- http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/pszd41.htm