Кочян Комар
Возвращаться | |
---|---|
![]() | |
ИС-Б Комар 49 в Музее польской авиации , Краков | |
Роль | Одноместный планер |
Национальное происхождение | Польша |
Дизайнер | Антони Кочян |
Первый полет | Март 1933 г. |
Количество построенных | более 108 |
Одноместный учебно-тренировочный самолет Kocjan Komar (Gnat), спроектированный в 1932 году, был ведущим и самым массовым планером в довоенной Польше. Производство было возобновлено после Второй мировой войны под названием ИС-Б «Комар» и эксплуатировалось до 1965 года. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Антони Кочян разработал Комар в 1932 году как тренажер среднего уровня. Построенный Warsztaty Szybowcowe (WS) ( Мастерские планеров ), прототип впервые поднялся в воздух в марте 1933 года, за ним последовала первая партия из еще четырех самолетов. Его управляемость и проходимость оказались превосходными, и WS перешел к серийному производству, еще шестьдесят были построены до немецкого вторжения в 1939 году, а также еще двадцать, построенных SWS в Бельско , и неизвестное количество, построенное по лицензиям WS в Болгарии , Эстонии , Финляндии , Палестине . и Югославия . [ 1 ] [ 2 ]
Некоторые ранние структурные неисправности были связаны с максимальной скоростью пикирования всего 90 км / ч (56 миль в час; 49 узлов), которую легко превысить в облаках, поэтому в 1937 году Кочян ответил усиленным и немного более тяжелым Komar Bis , который также имел лучше оборудованную кабину. для ночных полетов. Это взяло верх в производстве. [ 1 ] [ 2 ]
После Второй мировой войны копии инженерных чертежей «Комара» были отправлены из Югославии в Польшу, где Мариан Василевский внес изменения, которые усилили конструкцию, обеспечили руль высоты вместо прежнего цельнолетного хвостового оперения , усовершенствовали элероны и обеспечили более жесткую посадку. занос. Всего было построено 23 ИС-Б «Комар ». [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]«Комар» представлял собой деревянный планер. Его высокое крыло имело прямоугольную в плане центральную часть, занимавшую около 40% размаха, и двуконусные внешние панели с узкими законцовками. Он был построен на основе одного коробчатого лонжерона и внутренних наклонных продольных стоек возле фюзеляжа. Фанерная обшивка перед лонжероном и вокруг передней кромки образовывала устойчивый к скручиванию D-образный короб. Многослойное покрытие доходило до тормозных стоек; остальная часть крыла была обтянута тканью . С каждой стороны подкосы от нижнего лонжерона фюзеляжа до лонжерона крепили крыло снаружи. Длинные элероны занимали всю заднюю кромку каждой внешней панели. [ 1 ]
Его фюзеляж имел шестиугольное сечение, с глубокими бортами. В его одноместной кабине обычно было только лобовое стекло, хотя по крайней мере один «Комар» летал со съемной крышкой. Сразу за кабиной крыло устанавливалось на приподнятом обтекаемом пилоне, который переходил в тонкую заднюю часть фюзеляжа. Высокий сбалансированный руль направления был установлен на коротком многослойном киле . Довоенный самолет имел цельнолетающее хвостовое оперение, установленное на верхней части фюзеляжа; Обе задние рулевые поверхности, как и крыло, имели передние кромки, покрытые слоем, а в других местах - тканевое покрытие. [ 1 ]
«Комар» приземлился на центральный, подрессоренный и хвостовой полозья. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Довоенный
«Комар» мог использовать даже слабые потоки тепла и установить ряд рекордов продолжительности. Большинство из них были национальными, но один стал мировым рекордом среди женщин: Ванда Модлибовска пролетела 24 часа 14 минут в мае 1937 года. Еще один выдающийся полет, первый в истории полет над водой на большие расстояния, состоялся 21 сентября 1937 года между Таллинном в Эстонии и Хельсинки. в Финляндии , где Вунн управлял построенным в Эстонии Комаром. Комары югославской постройки принимали участие в международных конкурсах, в том числе в престижном конкурсе Рена 1937 года. [ 1 ]
Пост-был
19–20 октября 1949 года Станислав Вельгус на самолете «Комар 48» SP-732 установил мировой рекорд по продолжительности полета, продолжительность полета 35 часов 14 минут. Комарс продолжал летать с клюшками до 1965 года. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Кочян Комар
- Первый полет в 1933 году.
- Коцян Комар Бис
- Усиленный, летал в 1937 году. Всего в довоенной Польше было построено 85 экземпляров, включая оба варианта и прототип.
- ИС-Б Комар 48
- Послевоенная модель с повышенной жесткостью, рулями высоты вместо цельноповоротного хвостового оперения, доработанными элеронами и усиленными посадочными полозьями. Производство с июля 1948 г., первый полет 16 января 1949 г. Построено 5 самолетов.
- ИС-Б Комар 49
- Серийная модель 1949 года с воздушными тормозами. Построено 18 машин, производство закончилось в начале 1950 года.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- ИС-Б Комар ( СП-985 ), Музей польской авиации , Краков [ 3 ]
Технические характеристики (Комар бис)
[ редактировать ]
Данные j2mcPlaneurs, Кочян Кумар, выход на бис [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 6,87 м (22 фута 6 дюймов)
- Размах крыльев: 15,82 м (51 фут 11 дюймов)
- Высота: 1,8 м (5 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 17,4 м 2 (187 кв. футов)
- Соотношение сторон : 14,4
- Профиль крыла : Göttingen Gö 535 у основания, с наконечником Gö 549. [ 2 ]
- Пустой вес: 130 кг (287 фунтов)
- Полная масса: 210 кг (463 фунта)
Производительность
- Максимальная скорость: 140 км/ч (87 миль в час, 76 узлов)
- Скорость сваливания: минимальная скорость 47 км/ч (29 миль в час, 25 узлов).
- Максимальное качество планирования: лучшие 20 на скорости 50 км/ч (31 миль в час; 27 узлов)
- Скорость снижения: 0,68 м/с (134 фута/мин) при скорости 55 км/ч (34 миль в час; 30 узлов)
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Цинк, Ежи (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Издательство Патнэм. стр. 715–7. ISBN 0 370 00085 4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саймонс, Мартин (2006). Планеры 1920-1945 (2-е исправленное изд.). Кенигсвинтер: EQIP Advertising & Publishing GmbH. стр. 206–9. ISBN 3 9806773 4 6 .
- ^ Огден, Боб (2009). Авиационные музеи и коллекции материковой Европы . Эйр Британия (Историки) Лтд. 424. ИСБН 978 0 85130 418 2 .
- ^ «Коян Комар Бис» . Проверено 16 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29