Антони Кочян
Антони Кочян | |
---|---|
Рожденный | 12 августа 1902 г. Скальские |
Умер | 13 августа 1944 г. |
Национальность | Польский |
Антони Коцян (12 августа 1902 - 13 августа 1944) был известным польским конструктором планеров и сотрудником разведывательных служб Армии Крайовой во время Второй мировой войны.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Антоний был сыном Михала Кочяна и Францишки Зуровской, родившимся в деревне Скальске недалеко от Олькуша . Окончил Гимназию Казимира III в Олькуше в 1923 году и служил в армии во время польско-советской войны . Впоследствии учился в Варшавском политехническом университете на факультете электротехники и авиации и в Варшавском сельскохозяйственном университете . Он женился на Элизбете Занусси 30 ноября 1939 года. Во время учебы сотрудничал с авиаконструкторами группы RWD .
В 1929 году он окончил курсы пилотов, а в 1930 году завоевал вторую награду на чемпионате юных летчиков. Позже он входил в состав экипажа в полетах на самолетах RWD-2 и RWD-7 , побивших мировой рекорд высоты. В 1931 году он получил степень инженера и начал работать в Мастерских экспериментальной авиации в Варшаве. В том же году он построил свой первый самолет « Чайка » — учебно-тренировочный планер, который позже был запущен в серийное производство в нескольких вариантах.
Опыт планера
[ редактировать ]Кочян стал главным конструктором Планерных мастерских на Мокотовском поле в Варшаве в 1932 году. Там он сконструировал учебный планер «Врона», а в 1933 году - учебно-спортивный планер « Комар ». Эти три успешных планера и их улучшенные версии «Чайка-бис», «Врона-бис» и «Комар-бис» стали производиться серийно в Польше и в меньших количествах по лицензии за рубежом в Эстонии , Финляндии , Югославии , Болгарии и других странах. Палестина . В 1934 году Коцян спроектировал учебно-тренировочный планер «Срока», который также был построен в значительном количестве. Впоследствии он сконструировал пилотажный планер «Сокол», а в 1936 году совместно с Щепаном Фжещиком — пилотажный планер «Мева». В 1937 году он построил свой самый известный одноместный пилотажный планер « Орлик ». Версия «Орлик 3» заняла второе место в соревнованиях эталонных планёров к ожидаемым летним Олимпийским играм 1940 года . Вариант «Орлик-2» в 1948-49 годах пилотировал американец Пол Маккриди , на котором он установил мировой рекорд высоты для планеров 9600 метров (31500 футов). В 1937 году Коцян также спроектировал мотопланер «Бонк» , всего построено десять единиц. Производство « Комара » возобновилось и после войны.
Польское подземное государство
[ редактировать ]В первые дни Второй мировой войны Кочян был ранен осколком бомбы. После поражения Польши в 1939 году он стал солдатом подпольной ZWZ , которая позже стала Армией Крайовой. 19 сентября 1940 года он был пойман во время уличного рейда и отправлен в концлагерь Освенцим . Однако через десять месяцев его освободили.
Его отличала большая смелость в планировании действий польского сопротивления, особенно в связи с подпольным производством оружия. Он внес значительный вклад в определение Пенемюнде как испытательного полигона немецких «Вундерваффен» и разработал техническую сущность ракеты Фау-2 .
Антони Коцян сыграл важную роль в своем участии в Польской Армии Крайовой . [ 1 ] 13 июня 1940 года зенитная ракета «Вассерфаль» , секретная ракета, также построенная немцами в Восточном Пенемюнде , оснащенная революционной радиосистемой, обеспечивающей возможность дистанционного управления, приземлилась в Мальмё , городе, расположенном на юге Швеции – нейтральном регионе. Страна во время Второй мировой войны. Шведские власти были быстро уведомлены, и в ответ шведские ВВС охраняли место падения и ракету Вассерфаль . 10 июля, примерно месяц спустя, Стюарт Мензис , в то время начальник МИ-6 в Лондоне, был проинформирован о ракете в Швеции и, узнав о ее немецкой подлинности, немедленно начал переговоры со шведскими администраторами о возвращении ракеты. В конце концов было достигнуто соглашение, согласно которому в обмен на ракету британцы должны были поставить шведской армии две эскадрильи танков. [ 2 ]
В результате британские учёные наконец нашли то, что отчаянно искали, — полноценную немецкую ракету. После деконструкции и реконструкции британские учёные проанализировали радиосистему ракеты и пришли к ложному выводу, что немецкая ракета Фау-2 будет оснащена такой же радиотехнологией, позволяющей добиться высокой точности поражения целей противника ( союзников ) за счёт своей возможности дистанционного управления. [ 3 ] Без ведома британцев, радиосистема на самом деле предназначалась не для дистанционного управления, а просто для приема и передачи сигналов. Тем не менее британские учёные полагали, что смогут разработать радиолуч, способный отклонить приближающуюся ракету Фау-2 от курса. Чтобы это произошло, ученым нужна была настоящая ракета Фау-2 от немцев, а это невыполнимая просьба. Нуждаясь в помощи, МИ-6 направила срочный запрос в штаб польского подполья в Варшаве (Польша) с просьбой прислать ракету Фау-2 или даже ее части. Хотя требование было наглым, по совпадению ракета Фау-2, запущенная с полигона Близна Фау-2, приземлилась на болотистом берегу польской реки Буг и не взорвалась. Ракету нашел и сообщил о ней фермер, живший на берегу реки Буг. Эта новость была отправлена в Польскую Армию Крайову , и Коцян быстро бросился к реке Буг, чтобы сфотографировать Фау-2 и спрятать его листвой, чтобы избежать обнаружения немецкими патрулями. Новой задачей Кочяна было украсть ключевые части Фау-2 и отправить их британцам для анализа. [ 2 ] В сопровождении других польских ученых и во избежание обнаружения немецкими патрулями Коцян проработал большую часть ночи и с помощью тяжеловозов успешно снял ракету Фау-2 с болотистого берега реки Буг. Ученые приступили к снятию двигателя и компонентов рулевого управления Фау-2, разобрали детали в соседнем сарае и погрузили их на два грузовика, заваленных большим количеством картофеля. На обратном пути в Варшаву их машины были остановлены и обысканы на трех разных блокпостах, но ни один из ракетных отсеков не был обнаружен, и им разрешили въехать в Варшаву. Первый этап опасной миссии был завершен благодаря Антонию Коцяну. [ 4 ] Начинался второй этап, который включал контрабанду ключевых компонентов ракеты Фау-2 из Варшавы в Лондон. Кодовым названием этой новой операции стало Wildhorn III . [ 3 ]
2 июня 1944 года он был арестован вместе с женой и заключен в тюрьму Павяк . Гестапо убило его 13 августа в последней группе из сорока узников Павяка во время Варшавского восстания .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Антони Кочян» . Некрополь . 2011 . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 54. ИСБН 0-275-94481-6 .
- ^ Jump up to: а б Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 55. ИСБН 0-275-94481-6 .
- ^ Боде, Волкхард; Кайзер, Герхард (2008). Строительство гитлеровских ракет: следы истории в Пенемюнде . Издательство Ч. Линкс. стр. 47–8. ISBN 978-3-861-53483-9 .
- Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну: дуэль Америки с Советами . Вестпорт; Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 0-275-94481-6