Операция Мост III
Часть серии о |
![]() Подземное государство |
---|
![]() |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Операция «Мост III» ( -польски по « Мост III ») или операция «Уайлдхорн III» (в британских документах) — операция времен Второй мировой войны , в ходе которой польская предоставила армия Крайова союзникам важную разведывательную информацию о немецкой ракете Фау-2 .
Фон
[ редактировать ]С ноября 1943 года разведывательное подразделение Армии Крайовой ( Армия Крайова ) получило части ракеты Фау-2, которая проходила испытания на ракетном полигоне недалеко от Близны в центральной Польше. Наличие деталей возросло с апреля 1944 года, когда многочисленные испытательные ракеты упали возле села Сарнаки, в районе реки Буг , южнее Семятыче . В ночь на 20 мая 1944 года особо неповрежденная ракета упала на заболоченные берега Буга. Части ракеты были изъяты Армией Крайовой и проанализированы в ее секретных лабораториях в Варшаве. Анализ провели профессор Януш Грошковский (радио и наведение), Марцелий Струшинский (топливо), Богдан Стефановский (двигатель), Антони Коцян и другие.
Операция
[ редактировать ]Ночью 25 июля 1944 года, сразу после 22:00, Королевских ВВС (RAF) Dakota KG477 транспортный самолет 267-й эскадрильи взлетел из Бриндизи на юге Италии и направлялся на заброшенный аэродром в Польше недалеко от деревни Вал-Руда . Этот аэродром имел кодовое название «Мотыль». Транспортный самолет, оснащенный дополнительными топливными баками для продолжительности полета до 18 часов, пилотировал новозеландец лейтенант Стэнли Дж. Каллифорд, а вторым пилотом - уроженец Польши лейтенант Казимеж Шрайер. План состоял в том, чтобы посадить самолет на территории, окруженной немецкими воинскими частями, отступающими на запад под давлением советской армии, и получить компоненты ракеты Фау-2 . Около полуночи «Дакота» кружила над местом приземления, и партизаны (которые ранее были проинформированы с помощью зашифрованных кодов по радио BBC ) узнали транспортный самолет. После приземления самолета партизаны вышли из близлежащего леса, таща тележки с ключевыми компонентами Фау-2. После загрузки груза пилоты попытались взлететь, но колеса самолета застряли в грязной земле.
В спешном порядке грязь разгребли и предприняли еще одну попытку взлета, но колеса самолета еще глубже увязли в грязи. Попытки засунуть палки под колеса не увенчались успехом. Некоторые партизаны начали рыть вокруг колес голыми руками, в то время как другие нашли в ближайшем лесу деревянные рейки, которые впоследствии застряли под колесами. Наконец самолет выбрался из грязи и смог взлететь с компонентами Фау-2, прежде чем его заметили немецкие воинские части. [ 1 ]
Два дня спустя «Дакота» прибыла в Лондон. Британские учёные начали разрабатывать способ препятствовать наведению ракеты Фау-2 с помощью радиоволн, однако было обнаружено, что механизм Фау-2 не предназначен для «реагирования на противодействия по радио». [ 2 ]
Участники
[ редактировать ]На рейсе, вылетавшем из Бриндизи, в самолете находились 4 пассажира: Казимеж Бильский, Ян Новак-Езиораньский , Лешек Стажиньский и Богуслав Вольняк.
На обратном рейсе Ежи Хмелевский, Юзеф Ретингер, Томаш Арчишевский, Тадеуш Ччук и Чеслав Мичинский были переправлены из оккупированной Польши в Бриндизи, Италия. Предполагалось, что Антони Кочян (который лично изучал детали ракет Фау-2 в нем примет участие ), но он был арестован гестапо и поэтому заменен Ежи Хмелевским.
В состав экипажа самолета входили: старший сержант (Джордж) Каллифорд (капитан), флайт-офицер Казимеж Шрайер (второй пилот и переводчик) (польский), флайт-офицер Дж. П. Уильямс (штурман), флайт-сержант Дж. Эпплби (радио). -оператор). [ 3 ]
Безопасность операции обеспечивала группа Армии Крайовой «Город», в которую входил Адам Гондек «Крук». Командиром охраны десантной площадки Мотыль был капитан Владислав Кабат п.с.'Бжехва'.
Другими участниками были: капрал. Францишек Новак «Помидор», доктор Ян Дещ «Вацек», капрал. кадет Владислав Бисик «Морена», Юзеф Лупа «Чарный Сен», 2-й лейтенант. Францишек Кучек «Деска», лейтенант Мечислав Чешский «Юранд», лейтенант Павел Хвала «Скорый», подпоручик. Ян Гомола «Явор».
Появление в СМИ
[ редактировать ]Драматизация событий была опубликована в книге « Они спасли Лондон», написанной Бернардом Ньюманом в 1955 году. По книге позже был снят художественный фильм « Битва Фау-1» .
Операция была показана в сериале BBC « Тайная война » 1977 года , эпизод 3 « Оружие террора », который включал воспоминания Януша Грошковского об операции.
Операция Мост III была одним из основных элементов сюжета в « Ледяных вспышках» («Gefrorene Blitze»), фильме о ГДР о разработке V2 и истории движения сопротивления в Пенемюнде во время Второй мировой войны и его попытке саботировать V. -2 программа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну: дуэль Америки с Советами . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 55. ИСБН 0-275-94481-6 .
- ^ Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 56. ИСБН 0-275-94481-6 .
- ^ Шрайер, Казимеж. « Третий мост» — Воспоминания о Казимеже Шрайере» . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года.
Библиография
[ редактировать ]- Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну: дуэль Америки с Советами . Вестпорт; Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 0-275-94481-6
- Ордуэй, Фредерик I., III. Ракетная команда . Apogee Books Space Series 36 (стр. 158, 173)
- (на польском языке) Михал Воеводский, Action V-1, V-2 , Варшава, 1984 г., ISBN 83-211-0521-1
- Макговерн, Джеймс. Арбалет и пасмурность . У. Морроу: Нью-Йорк, 1964. (стр. 71).