Jump to content

Операция Мост III

Отчет разведки Армии Крайовой со схематическими чертежами V1 и V2.
Мемориал на посадочной площадке Мотыль

Операция «Мост III» ( -польски по « Мост III ») или операция «Уайлдхорн III» (в британских документах) — операция времен Второй мировой войны , в ходе которой польская предоставила армия Крайова союзникам важную разведывательную информацию о немецкой ракете Фау-2 .

С ноября 1943 года разведывательное подразделение Армии Крайовой ( Армия Крайова ) получило части ракеты Фау-2, которая проходила испытания на ракетном полигоне недалеко от Близны в центральной Польше. Наличие деталей возросло с апреля 1944 года, когда многочисленные испытательные ракеты упали возле села Сарнаки, в районе реки Буг , южнее Семятыче . В ночь на 20 мая 1944 года особо неповрежденная ракета упала на заболоченные берега Буга. Части ракеты были изъяты Армией Крайовой и проанализированы в ее секретных лабораториях в Варшаве. Анализ провели профессор Януш Грошковский (радио и наведение), Марцелий Струшинский (топливо), Богдан Стефановский (двигатель), Антони Коцян и другие.

Операция

[ редактировать ]

Ночью 25 июля 1944 года, сразу после 22:00, Королевских ВВС (RAF) Dakota KG477 транспортный самолет 267-й эскадрильи взлетел из Бриндизи на юге Италии и направлялся на заброшенный аэродром в Польше недалеко от деревни Вал-Руда . Этот аэродром имел кодовое название «Мотыль». Транспортный самолет, оснащенный дополнительными топливными баками для продолжительности полета до 18 часов, пилотировал новозеландец лейтенант Стэнли Дж. Каллифорд, а вторым пилотом - уроженец Польши лейтенант Казимеж Шрайер. План состоял в том, чтобы посадить самолет на территории, окруженной немецкими воинскими частями, отступающими на запад под давлением советской армии, и получить компоненты ракеты Фау-2 . Около полуночи «Дакота» кружила над местом приземления, и партизаны (которые ранее были проинформированы с помощью зашифрованных кодов по радио BBC ) узнали транспортный самолет. После приземления самолета партизаны вышли из близлежащего леса, таща тележки с ключевыми компонентами Фау-2. После загрузки груза пилоты попытались взлететь, но колеса самолета застряли в грязной земле.

В спешном порядке грязь разгребли и предприняли еще одну попытку взлета, но колеса самолета еще глубже увязли в грязи. Попытки засунуть палки под колеса не увенчались успехом. Некоторые партизаны начали рыть вокруг колес голыми руками, в то время как другие нашли в ближайшем лесу деревянные рейки, которые впоследствии застряли под колесами. Наконец самолет выбрался из грязи и смог взлететь с компонентами Фау-2, прежде чем его заметили немецкие воинские части. [ 1 ]

Два дня спустя «Дакота» прибыла в Лондон. Британские учёные начали разрабатывать способ препятствовать наведению ракеты Фау-2 с помощью радиоволн, однако было обнаружено, что механизм Фау-2 не предназначен для «реагирования на противодействия по радио». [ 2 ]

Участники

[ редактировать ]

На рейсе, вылетавшем из Бриндизи, в самолете находились 4 пассажира: Казимеж Бильский, Ян Новак-Езиораньский , Лешек Стажиньский и Богуслав Вольняк.

На обратном рейсе Ежи Хмелевский, Юзеф Ретингер, Томаш Арчишевский, Тадеуш Ччук и Чеслав Мичинский были переправлены из оккупированной Польши в Бриндизи, Италия. Предполагалось, что Антони Кочян (который лично изучал детали ракет Фау-2 в нем примет участие ), но он был арестован гестапо и поэтому заменен Ежи Хмелевским.

В состав экипажа самолета входили: старший сержант (Джордж) Каллифорд (капитан), флайт-офицер Казимеж Шрайер (второй пилот и переводчик) (польский), флайт-офицер Дж. П. Уильямс (штурман), флайт-сержант Дж. Эпплби (радио). -оператор). [ 3 ]

Безопасность операции обеспечивала группа Армии Крайовой «Город», в которую входил Адам Гондек «Крук». Командиром охраны десантной площадки Мотыль был капитан Владислав Кабат п.с.'Бжехва'.

Другими участниками были: капрал. Францишек Новак «Помидор», доктор Ян Дещ «Вацек», капрал. кадет Владислав Бисик «Морена», Юзеф Лупа «Чарный Сен», 2-й лейтенант. Францишек Кучек «Деска», лейтенант Мечислав Чешский «Юранд», лейтенант Павел Хвала «Скорый», подпоручик. Ян Гомола «Явор».

Появление в СМИ

[ редактировать ]

Драматизация событий была опубликована в книге « Они спасли Лондон», написанной Бернардом Ньюманом в 1955 году. По книге позже был снят художественный фильм « Битва Фау-1» .

Операция была показана в сериале BBC « Тайная война » 1977 года , эпизод 3 « Оружие террора », который включал воспоминания Януша Грошковского об операции.

Операция Мост III была одним из основных элементов сюжета в « Ледяных вспышках» («Gefrorene Blitze»), фильме о ГДР о разработке V2 и истории движения сопротивления в Пенемюнде во время Второй мировой войны и его попытке саботировать V. -2 программа.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну: дуэль Америки с Советами . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 55. ИСБН  0-275-94481-6 .
  2. ^ Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 56. ИСБН  0-275-94481-6 .
  3. ^ Шрайер, Казимеж. « Третий мост» — Воспоминания о Казимеже Шрайере» . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну: дуэль Америки с Советами . Вестпорт; Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN   0-275-94481-6
  • Ордуэй, Фредерик I., III. Ракетная команда . Apogee Books Space Series 36 (стр. 158, 173)
  • (на польском языке) Михал Воеводский, Action V-1, V-2 , Варшава, 1984 г., ISBN   83-211-0521-1
  • Макговерн, Джеймс. Арбалет и пасмурность . У. Морроу: Нью-Йорк, 1964. (стр. 71).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11d15d046ae861bf661c0816351aa37c__1716811560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/7c/11d15d046ae861bf661c0816351aa37c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Most III - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)