Поликарпов Р-5
Р-5 | |
---|---|
Роль | Разведчик/легкий бомбардировщик |
Производитель | Поликарпов |
Первый полет | Осень 1928 года |
Введение | 1930 |
Ушедший на пенсию | 1944 |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | ~7000 |
Варианты | Поликарпов Р.З. |
Поликарпов Р-5 ( русский : Р-5 ) — советский бомбардировщик-разведчик 1930-х годов. Это был стандартный легкий бомбардировщик и самолет-разведчик советских ВВС на протяжении большей части 1930-х годов, а также он активно использовался в качестве гражданского легкого транспорта, всего было построено около 7000 самолетов.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Р -5 разработала конструкторское бюро под руководством Николая Николаевича Поликарпова. [ 1 ] в качестве замены Р-1 (нелицензионная версия DH.9A, построенная в России), который служил стандартным разведчиком и легким бомбардировщиком в советских ВВС .
Прототип впервые поднялся в воздух осенью 1928 года. [ 2 ] оснащен импортным немецким двигателем BMW VI V-12. Это был неравнопролетный однофюзеляжный биплан преимущественно деревянной конструкции.
После обширных испытаний в 1930 году в производство поступил Р-5 с двигателем Микулин М-17 , лицензионной копией BMW-VI, в качестве бомбардировщика-разведчика. [ 3 ] Дальнейшие модифицированные версии были произведены для использования в качестве гидросамолетов, штурмовиков и гражданских транспортных средств.
Р -5ССС — усовершенствованный бомбардировщик-разведчик с улучшенной обтекаемостью — послужил основой для РЗ Поликарпова , пришедшего на смену Р-5 в производстве.
Операционная история
[ редактировать ]
Самолет Р-5 был спроектирован Николаем Поликарповым в 1928 году. В состав ВВС СССР самолет был принят в 1931 году. Всего эксплуатировалось 5000 самолетов Р-5. [ нужна ссылка ] было изготовлено более 1000 самолетов, упрощенных для гражданских нужд . Для «Аэрофлота» под обозначением П-5 [ 4 ]
Р-5 стал стандартным разведывательным и штурмовиком советских ВВС и использовался в больших количествах: более 100 полков были оснащены Р-5. [ 3 ] Р-5 служили в составе советских ВВС и Монгольских народных ВВС во время битвы на Халхин-Голе против японцев в 1939 году. Они принимали активное участие в советском вторжении в Польшу (1939 год) , а также в Зимней войне 1939-40 годов против Финляндии , где они были известны как гермосаха («нервная пила»). Финны сбили и захватили несколько Р-5, но ни один из них не был принят на вооружение. Они оставались на вооружении во время войны против Германии в 1941-45 годах , где в основном использовались как ночные бомбардировщики и самолеты связи, прослужив до 1944 года. [ 5 ]
Китайская провинция Синьцзян получила несколько Р-5 в 1933 году, и когда восстание грозило свержением промосковского губернатора Синьцзяна Шэн Шицая , Советский Союз вмешался , и советские Р-5 бомбили повстанцев возле Урумчи . Р-5 продолжали использоваться в учебных целях в Синьцзяне в 1938 году. [ 6 ]
R-5 также использовались Республиканскими ВВС Испании во время гражданской войны в Испании , 31 самолет был продан Испании. Они прибыли в ноябре 1936 года и были быстро задействованы в боевых действиях. Но они оказались медленными и были переведены на ночные бомбардировки. [ 7 ] этот самолет был известен как « Расанте Семь R-5 оставались в хорошем состоянии в марте 1939 года . В ВВС Испании » (примерно переводится как «Низкий полет»).
Гражданские версии Р-5 массово использовались, в основном Аэрофлотом. Они перевозили до 400 кг (882 фунта) груза. Многие из них были оснащены увеличенной задней кабиной для перевозки двух пассажиров. Остальные самолеты были оборудованы закрытыми салонами для пассажиров. P-5 также мог нести подкрыльные контейнеры (или «Кассеты» ) для грузов или пассажиров. Один Р-5 мог перевозить 16 взрослых, в том числе по семь в каждой кассете . [ 3 ] [ 8 ] Лыжные Р-5 с «Кассетами » сыграли ключевую роль в спасении экипажа затерянного во льдах советского парохода «Челюскин» в 1934 году. [ 3 ] Гражданские Р-5 оставались на вооружении до окончания Второй мировой войны . [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- Р-5
- Основной серийный бомбардировщик-разведчик. Первоначальное производство с двигателем М-17Б, М-17Ф с 1933 года. Произведено 4914 экземпляров. [ 3 ]
- Р-5Ш
- Штурмовик («штурмовик»). Вариант наземной атаки. Дополнительное артиллерийское вооружение, состоящее из четырех крыльевых пулеметов ПВ-1 . [ 9 ] Они использовались в боях на Халхин-Голе . [ 10 ]
- Р-5а
- Двухпоплавковый гидросамолет -разведчик . Также известен как МР-5 , МР-5бис или Самолет 10 . 111 постройки 1934-35 гг. [ 3 ]
- Р-5Д
- Дальнобойная версия. Один построен.
- Р-5 в комплекте
- Экспериментальный стенд для испытаний двигателей с увеличенной задней кабиной для размещения двух наблюдателей. Также известен как ЭД-1 .
- Р-5М-34
- Эта экспериментальная версия была оснащена двигателем М-34.
- Р-5Т
- Одноместный торпедоносец с разделенным шасси, позволяющим размещать под фюзеляжем торпеду или бомбу массой 250–500 кг. Совершил полет в 1934 г., к 1935 г. построена серия из 50 экземпляров. Экипаж из двух человек для разведывательных задач. [ 11 ]
- Р5-ССС
- Усовершенствованная версия с уменьшенным лобовым сопротивлением и увеличенным артиллерийским вооружением. Также известен просто как SSS . Повышенная производительность. Более 100 построено в 1935-36 гг. [ 2 ]
- С-5
- Легкий транспортный вариант под двигатель Аэрофлота .М-17Б. К 1940 году произведено около 1000 штук. [ 3 ]
- П-5а
- Двухпоплавковый вариант П-5 - построен в небольшом количестве.
- Р-5Л
- Лимузин («лимузин»). Пассажирский вариант с кабиной для двух пассажиров. Построены в небольшом количестве в 1931 году.
- П-5Л
- Переработан пассажирский транспорт. Несколько построено в 1933 году.
- Рафаелянц ПР-5
- Финальная модернизированная транспортная версия. Новый фюзеляж полумонокок с закрытой кабиной для четырех пассажиров. 210 переоборудован для использования Аэрофлотом.
- Рафаелянц ПР-12
- Пассажирский моноплан на базе ПР-5. Один построен в 1938 году.
- АРК-5
- Исследовательская версия для Арктики с закрытой обогреваемой кабиной и обтекаемыми контейнерами для полезной нагрузки, расположенными в нижнем крыле и по бокам фюзеляжа. Два построено.
- ЛШ
- Легкий Штурмовик («легкий штурмовик»). Легкий бронированный штурмовик — доработанная конструкция Григоровича . Один построен в 1930 году.
- ТШ-1
- Тяжели Штурмовик («тяжелый штурмовик»). Тяжелобронированный штурмовик (броня 6 мм) на базе Р-5, опять же Григоровича. Три прототипа.
- ТШ-2
- Усовершенствованная версия Тш-1 с новым нижним крылом. Построено десять самолетов.
- ШОН
- Легкая штурмовая версия со складными крыльями, созданная для борьбы с повстанцами против повстанцев-басмачей в Центральной Азии . 30 заказано.
Операторы
[ редактировать ]- Испанские ВВС - После гражданской войны.
Технические характеристики (производство 1930 г.)
[ редактировать ]Данные Энциклопедии русской авиации "Оспри" за 1875 - 1995 гг. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,56 м (34 фута 8 дюймов)
- Размах крыльев: 15,5 м (50 футов 10 дюймов)
- Высота: 3,25 м (10 футов 8 дюймов) [ 12 ]
- Площадь крыла: 50,2 м 2 (540 кв. футов)
- Профиль : Кларк Y (10%) [ 13 ]
- Пустой вес: 1969 кг (4341 фунт)
- Полная масса: 3247 кг (7158 фунтов)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Микулин М-17 Б В-12 жидкостного охлаждения мощностью 507 кВт (680 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 228 км/ч (142 миль в час, 123 узла)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 6400 м (21000 футов)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 2 минуты 6 секунд.
- Нагрузка на крыло: 64,7 кг/м 2 (13,3 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,16 кВт/кг (0,097 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 стационарный пулемет ПВ-1 , стреляющий вперед , и 1 ДА в задней кабине. пулемет
- Бомбы: бомбы массой 250 кг (550 фунтов) на бомбодержателях.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Советского Союза
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д А. С. Яковлев . О жизни и о себе (записки авиаконструктора). 2-е изд., доп. М., 1968. стр.159
- ^ Jump up to: а б Дональд 1997, с. 755.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации «Оспри», 1875-1995 гг . Издательская компания Оспри. ISBN 978-1-85532-405-3 .
- ^ "Легкий транспортно-пассажирский самолет П-5"
- ^ Jump up to: а б «Поликарпов Николай Николаевич». Архивировано 27 июля 2007 г. на сайте Wayback Machine Aviation.ru, 24 марта 2004 г. Дата обращения: 3 июля 2011 г.
- ^ Андерссон 2008, стр. 83–84
- ^ Мартин, Сан. «Республика - Бомбардировщики: Поликарпов Р-5 'Расанте' » . www.sbhac.net (на испанском языке) . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Гретчихин, А. (25 января 1996 г.). «Людские капсулы: ранние советские эксперименты» . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 г.
- ^ Широкорад, А.Б. (2001). Istorii︠a︡ aviat︠s︡ionnogo vooruzhenii︠a︡ ( History of aircraft armament ) . Shirokorad A.B.: Kharvest. pp. 68–69. ISBN 985-433-695-6 .
- ^ Меллингер, Джордж М. «Орден битвы на Халкин-Голе» . www.j-aircraft.com . Историки аэродинамики городов-побратимов . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Kotelnikov, Vladimir. "Nyet spasyeniya lubomu vrazheskomu korablu". Torpedonosec R-5T ["No salvation for any enemy ship". Torpedo bomber R-5T]. "FlotoMaster" Nr. 4/2003, p. 29-31, (in Russian)
- ^ Анджелуччи, Энцо (1981). Всемирная энциклопедия военной авиации . ISBN 978-0-7106-0148-3 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (2008). История китайской авиации: Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская Республика: AHS Китайской Республики. ISBN 978-957-28533-3-7 .
- Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (76): 2–12. ISSN 1243-8650 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ] медиафайлы по теме: Поликарпов Р-5. Викискладе есть
- Дональд, Дэвид (1997). Энциклопедия мировой авиации (Обновленная ред.). Оттава: Книги Просперо. ISBN 9781856053754 .